На честном слове и на одном крыле

27


Ровно 80 лет назад, 9 декабря 1937 года японская морская авиация совершила налет на китайский город Наньчан. Его атаковали 15 легких бомбардировщиков B4Y в сопровождении девяти истребителей А5М. Город прикрывали всего четыре китайских истребителя "Хок-III" под командованием капитана Ван Хансуна. Несмотря на столь вопиющее неравенство, китайские летчики храбро взлетели на перехват, но итог боя получился вполне закономерным. Только один "Хок" вернулся на аэродром, остальные были сбиты. Двое пилотов погибли, еще один выпрыгнул с парашютом.



Выжившие летчики заявили, что им удалось сбить один японский самолет, но на самом деле японцы потерь не имели. Однако один японских пилотов - сержант Канити Касимура выжил лишь благодаря большому везению и виртуозному владению машиной. Дело в том, что его самолет в лобовой атаке столкнулся с китайским истребителем и в результате лишился половины левого крыла. Китаец столкновения не пережил и рухнул на землю, а Касимуре удалось довести почти неуправляемый истребитель до своего аэродрома и с третьей попытки совершить посадку.

В тот момент на аэродроме находился кинооператор, который успел заснять эту удивительную воздушную акробатику, а потом из его съемок сделали короткий пропагандистский фильм, дополнив рисованными кадрами. Кстати, зацените с чего начиналась знаменитая японская мультипликация.



Самолет Касимуры решили не ремонтировать, а выставили в военном музее, как символ мужества и мастерства японских летчиков. Но в 1945 году музей вместе со всеми экспонатами был уничтожен американской бомбардировкой.
На заставке - кинокадр с истребителем Касимуры перед посадкой и сам геройский сержант. После своей наньчанской эпопеи он одержал еще десять воздушных побед над китайцами и американцами, был удостоен ордена Священного Сокровища и произведен в лейтенанты. 6 марта 1942 года Касимура погиб в бою с американскими истребителями над островом Рассел, успев перед смертью сбить свой последний "Уайлдкэт".



Японские морские истребители Мицубиси А5М палубного и наземного базирования, а между ними - их китайский оппонент - истребитель американского производства Кертисс "Хок-III".



Бомбардировщик Ёкосука B4Y.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 декабря 2017 06:45
    Класс! Интересный случай. Спасибо за историю!
  2. +12
    16 декабря 2017 07:22
    Ветер внезапный
    Сломал ветку вишни
    Как мне приземлиться?
    wink
    1. +10
      16 декабря 2017 08:47
      Обратись дорогой к "Коле из Уренгоя" он тебя "невинно-убиенного" вославит на века! Ну если отстегнешь малехо.
      А теперь серьезно!
      Как относится к выше описанному Автором бою! Подвиг китайских пилотов налицо и неоспорим. Бой на биплане Хок-III против моноплана АМ-5, тем более таран. Сомнения в самоотверженности китайских пилотов не вызывают.
      Теперь о японцах. Китайцев прследние покрошили, задачу выполнили, потерь не понесли. Но как к "самураям" относится? Я думаю однозначно через призму тех к кому они в 33-м году пришли с оружием в руках - китайцев. Пример уникальности пилотирования замечателен, но акцент, что имено японцы были агрессором должен присутствовать в любом материале о войне в которой Китай потерял 35 миллионов своих граждан. Зачем? Хотя бы ради того, чтоб не получить очередную "Машу из Мухоска" и "невинных япошек"!
      К слову в дальнейшем "на одном крыле" с "одним двигателем" и т.д. т.п. неоднократно происходило на полях сражений Великой Отечественно. Так что уникальность случая только в стечении обстоятельств, а именно присутствие кинооператора с камерой на аэродроме.
      1. +3
        16 декабря 2017 08:54
        Выпил саке самурай
        Чешет живот
        В баню попасть
        wink
      2. +5
        16 декабря 2017 09:43
        Цитата: Котище
        ... потерь не понесли.

        Один самолет отправился в музей. Следовательно в боевых действиях больше не участвовал. Значит японцы потеряли один самолет.
        1. +4
          16 декабря 2017 11:35
          Потеряли самолет (по тем временам мелочь, за день тогда могли наклепать еще сотню), но получили такой пропагандистский материал для поднятия духа армии и нации (на заводе не отштампуешь).
          1. +3
            16 декабря 2017 12:11
            Цитата: ALEA IACTA EST
            Потеряли самолет (по тем временам мелочь, за день тогда могли наклепать еще сотню), но получили такой пропагандистский материал для поднятия духа армии и нации (на заводе не отштампуешь).

            Согласен. Но формально, факт потери самолета имеет место.
      3. +1
        16 декабря 2017 12:01
        Право на существование народ должен заслужить и завоевать. Китайцы рвения не проявили, за что и получили тумаков.
      4. +4
        16 декабря 2017 13:33
        Учитывая что с 26 года в Китае шла гражданская война и китайцы резали друг друга с не меньшим удовольствием. Японцы поступили правельно согласно государственным интересам. Ну а что на счёт зверств так китайцы тоже не агнцы. И вообще кто сильнее тот и прав! В тот момент сильнее были японцы... А вообще история уже вынесла свой приговор и в данной статье описывают мастерство пилота а не его боевые заслуги.
        1. 0
          7 августа 2018 17:50
          Стало быть, когда фашисты геноцидили население Советского Союза, они были вправе, и от Нюрнбергского трибунала безвинно пострадали?
  3. +3
    16 декабря 2017 07:55
    Судя по ролику, действительно виртуозное владение машиной..и везение....
    1. +3
      16 декабря 2017 09:12
      Нарыл в инете незнаю правда или нет? https://m.youtube.com/watch?v=MBGY7Mgy9F8&itc
      t=CBEQpDAYAyITCLrD0MTvjdgCFZNcHAodnSYEizIHcmVsYXR
      lZEjZ4-mwrf-VsG0%3D
      1. +1
        16 декабря 2017 14:23
        Цитата: Котище
        Нарыл в инете незнаю правда или нет?

        Видео старое, 2015г. Но коментов практически нет. Как-то неправдоподобно.
        1. +2
          16 декабря 2017 17:14
          Уважаемый Игорь!
          Попытал любителей авиоспорта, утверждат, что правда! Факт такой был, но посадка не мастерство пилота просто ее величество случай.
          Но верить или не верить? Черт его знает.
          1. 0
            11 февраля 2018 07:09
            АвиАспорт! Неужели так трудно запомнить?
    2. +5
      16 декабря 2017 14:47
      Если бы в Красной Армии была бы возможность заснять подвиги советских лётчиков... какие ,на фиг, джапы...
  4. +4
    16 декабря 2017 08:03
    На честном слове и на одном крыле

    Формально, у моноплана всегда одно крыло.
    1. +5
      16 декабря 2017 08:56
      Цитата: igordok
      На честном слове и на одном крыле

      Формально, у моноплана всегда одно крыло.

      Реально у кота тоже один хвост, но бегает он на четырех лапах! Про честное кошачье слово не знаю, но когда есть просит глаза такие честные-честные, а мяв такой жалостливый-жалостливый, что начинаешь верить!
    2. +1
      16 декабря 2017 09:13
      Цитата: igordok
      Формально, у моноплана всегда одно крыло.

      Вот это на самом деле интересно - ведь у любой птицы два крыла, а у стрекозы аш целых четыре. И как такое могло случиться? Сам удивляюсь.
      1. +3
        16 декабря 2017 12:02
        И как такое могло случиться? Сам удивляюсь.


        Ещё одна удивительная штука - во всех училищах учат ударение ставить "шассИ", но на всех аэродромах говорят "шАсси". wink И тут так же - на аэродроме говорить " левая консоль", "центроплан", "полуплоскость" не прижилось. В КБ, на заводе и.тд.- пожалуйста.
      2. +1
        16 декабря 2017 17:21
        Картинку взял из статьи 2014 года Э.Решетникова.

        Фоккер - триплан времен ПМВ.
  5. +4
    16 декабря 2017 13:03
    На видео видно, что самолёт вполне управляемый. Отсутствие части крыла опытным пилотом можно вполне компенсировать исправным управлением.
    1. +4
      16 декабря 2017 17:23
      В принципе "японец" потерял законцовку крыла. Элероны видимо повреждены не были. Так что Вы правы!
  6. +2
    16 декабря 2017 17:59
    Уважаемый Александр "+" Вам за рассуждения поставил, но!
    9 истребителей против 4? Потери слабейшей стороны 3 машины из 4. И все три сбил один пилот. Выводы? 8 японских пилотов истребителей "лохушки" и если "асс" погиб в бою с американцами в 41, то они закончили свой боевой путь еще раньше.
  7. +5
    16 декабря 2017 19:01
    Случай, конечно, редкий, но не уникальный. Уникальность - наличие кинооператора на аэродроме. И императорский агитпроп использовал этот случай по полной программе.
  8. 0
    23 декабря 2017 18:38
    На честном слове и на одном крыле

    Интересная статья.
    Но, песню всё же написали о пилотах летавших бомбить Германию и Японию.
  9. 0
    7 августа 2018 17:58
    Исключительное везение пилота - в каком месте отбили плоскость.
    А вот затем уже - МАСТЕРСТВО. Ну и самообладание.
    И кинорепортёр с готовой камерой на аэродроме как огромный и жирный бонус.

    Вот вам-нам диалектика во всей красе - при всех доблестях воина японцы продемонстрировали беспредельную бесчеловечность.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»