Военное обозрение

На честном слове и на одном крыле

27



Ровно 80 лет назад, 9 декабря 1937 года японская морская авиация совершила налет на китайский город Наньчан. Его атаковали 15 легких бомбардировщиков B4Y в сопровождении девяти истребителей А5М. Город прикрывали всего четыре китайских истребителя "Хок-III" под командованием капитана Ван Хансуна. Несмотря на столь вопиющее неравенство, китайские летчики храбро взлетели на перехват, но итог боя получился вполне закономерным. Только один "Хок" вернулся на аэродром, остальные были сбиты. Двое пилотов погибли, еще один выпрыгнул с парашютом.

Выжившие летчики заявили, что им удалось сбить один японский самолет, но на самом деле японцы потерь не имели. Однако один японских пилотов - сержант Канити Касимура выжил лишь благодаря большому везению и виртуозному владению машиной. Дело в том, что его самолет в лобовой атаке столкнулся с китайским истребителем и в результате лишился половины левого крыла. Китаец столкновения не пережил и рухнул на землю, а Касимуре удалось довести почти неуправляемый истребитель до своего аэродрома и с третьей попытки совершить посадку.

В тот момент на аэродроме находился кинооператор, который успел заснять эту удивительную воздушную акробатику, а потом из его съемок сделали короткий пропагандистский фильм, дополнив рисованными кадрами. Кстати, зацените с чего начиналась знаменитая японская мультипликация.



Самолет Касимуры решили не ремонтировать, а выставили в военном музее, как символ мужества и мастерства японских летчиков. Но в 1945 году музей вместе со всеми экспонатами был уничтожен американской бомбардировкой.
На заставке - кинокадр с истребителем Касимуры перед посадкой и сам геройский сержант. После своей наньчанской эпопеи он одержал еще десять воздушных побед над китайцами и американцами, был удостоен ордена Священного Сокровища и произведен в лейтенанты. 6 марта 1942 года Касимура погиб в бою с американскими истребителями над островом Рассел, успев перед смертью сбить свой последний "Уайлдкэт".



Японские морские истребители Мицубиси А5М палубного и наземного базирования, а между ними - их китайский оппонент - истребитель американского производства Кертисс "Хок-III".



Бомбардировщик Ёкосука B4Y.
Автор:
Первоисточник:
https://vikond65.livejournal.com/695274.html
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. тлауикол
    тлауикол 16 декабря 2017 06:45 Новый
    +3
    Класс! Интересный случай. Спасибо за историю!
  2. тасха
    тасха 16 декабря 2017 07:22 Новый
    +12
    Ветер внезапный
    Сломал ветку вишни
    Как мне приземлиться?
    wink
    1. Котище
      Котище 16 декабря 2017 08:47 Новый
      +10
      Обратись дорогой к "Коле из Уренгоя" он тебя "невинно-убиенного" вославит на века! Ну если отстегнешь малехо.
      А теперь серьезно!
      Как относится к выше описанному Автором бою! Подвиг китайских пилотов налицо и неоспорим. Бой на биплане Хок-III против моноплана АМ-5, тем более таран. Сомнения в самоотверженности китайских пилотов не вызывают.
      Теперь о японцах. Китайцев прследние покрошили, задачу выполнили, потерь не понесли. Но как к "самураям" относится? Я думаю однозначно через призму тех к кому они в 33-м году пришли с оружием в руках - китайцев. Пример уникальности пилотирования замечателен, но акцент, что имено японцы были агрессором должен присутствовать в любом материале о войне в которой Китай потерял 35 миллионов своих граждан. Зачем? Хотя бы ради того, чтоб не получить очередную "Машу из Мухоска" и "невинных япошек"!
      К слову в дальнейшем "на одном крыле" с "одним двигателем" и т.д. т.п. неоднократно происходило на полях сражений Великой Отечественно. Так что уникальность случая только в стечении обстоятельств, а именно присутствие кинооператора с камерой на аэродроме.
      1. тасха
        тасха 16 декабря 2017 08:54 Новый
        +3
        Выпил саке самурай
        Чешет живот
        В баню попасть
        wink
      2. igordok
        igordok 16 декабря 2017 09:43 Новый
        +5
        Цитата: Котище
        ... потерь не понесли.

        Один самолет отправился в музей. Следовательно в боевых действиях больше не участвовал. Значит японцы потеряли один самолет.
        1. ALEA IACTA EST
          ALEA IACTA EST 16 декабря 2017 11:35 Новый
          +4
          Потеряли самолет (по тем временам мелочь, за день тогда могли наклепать еще сотню), но получили такой пропагандистский материал для поднятия духа армии и нации (на заводе не отштампуешь).
          1. igordok
            igordok 16 декабря 2017 12:11 Новый
            +3
            Цитата: ALEA IACTA EST
            Потеряли самолет (по тем временам мелочь, за день тогда могли наклепать еще сотню), но получили такой пропагандистский материал для поднятия духа армии и нации (на заводе не отштампуешь).

            Согласен. Но формально, факт потери самолета имеет место.
      3. ALEA IACTA EST
        ALEA IACTA EST 16 декабря 2017 12:01 Новый
        +1
        Право на существование народ должен заслужить и завоевать. Китайцы рвения не проявили, за что и получили тумаков.
      4. Nehist
        Nehist 16 декабря 2017 13:33 Новый
        +4
        Учитывая что с 26 года в Китае шла гражданская война и китайцы резали друг друга с не меньшим удовольствием. Японцы поступили правельно согласно государственным интересам. Ну а что на счёт зверств так китайцы тоже не агнцы. И вообще кто сильнее тот и прав! В тот момент сильнее были японцы... А вообще история уже вынесла свой приговор и в данной статье описывают мастерство пилота а не его боевые заслуги.
        1. Quzmi4
          Quzmi4 7 августа 2018 17:50 Новый
          0
          Стало быть, когда фашисты геноцидили население Советского Союза, они были вправе, и от Нюрнбергского трибунала безвинно пострадали?
  3. parusnik
    parusnik 16 декабря 2017 07:55 Новый
    +3
    Судя по ролику, действительно виртуозное владение машиной..и везение....
    1. Котище
      Котище 16 декабря 2017 09:12 Новый
      +3
      Нарыл в инете незнаю правда или нет? https://m.youtube.com/watch?v=MBGY7Mgy9F8&itc
      t=CBEQpDAYAyITCLrD0MTvjdgCFZNcHAodnSYEizIHcmVsYXR
      lZEjZ4-mwrf-VsG0%3D
      1. igordok
        igordok 16 декабря 2017 14:23 Новый
        +1
        Цитата: Котище
        Нарыл в инете незнаю правда или нет?

        Видео старое, 2015г. Но коментов практически нет. Как-то неправдоподобно.
        1. Котище
          Котище 16 декабря 2017 17:14 Новый
          +2
          Уважаемый Игорь!
          Попытал любителей авиоспорта, утверждат, что правда! Факт такой был, но посадка не мастерство пилота просто ее величество случай.
          Но верить или не верить? Черт его знает.
          1. pro100y.belarus
            pro100y.belarus 11 февраля 2018 07:09 Новый
            0
            АвиАспорт! Неужели так трудно запомнить?
    2. Стропорез
      Стропорез 16 декабря 2017 14:47 Новый
      +5
      Если бы в Красной Армии была бы возможность заснять подвиги советских лётчиков... какие ,на фиг, джапы...
  4. igordok
    igordok 16 декабря 2017 08:03 Новый
    +4
    На честном слове и на одном крыле

    Формально, у моноплана всегда одно крыло.
    1. Котище
      Котище 16 декабря 2017 08:56 Новый
      +5
      Цитата: igordok
      На честном слове и на одном крыле

      Формально, у моноплана всегда одно крыло.

      Реально у кота тоже один хвост, но бегает он на четырех лапах! Про честное кошачье слово не знаю, но когда есть просит глаза такие честные-честные, а мяв такой жалостливый-жалостливый, что начинаешь верить!
    2. venaya
      venaya 16 декабря 2017 09:13 Новый
      +1
      Цитата: igordok
      Формально, у моноплана всегда одно крыло.

      Вот это на самом деле интересно - ведь у любой птицы два крыла, а у стрекозы аш целых четыре. И как такое могло случиться? Сам удивляюсь.
      1. dauria
        dauria 16 декабря 2017 12:02 Новый
        +3
        И как такое могло случиться? Сам удивляюсь.


        Ещё одна удивительная штука - во всех училищах учат ударение ставить "шассИ", но на всех аэродромах говорят "шАсси". wink И тут так же - на аэродроме говорить " левая консоль", "центроплан", "полуплоскость" не прижилось. В КБ, на заводе и.тд.- пожалуйста.
      2. Котище
        Котище 16 декабря 2017 17:21 Новый
        +1
        Картинку взял из статьи 2014 года Э.Решетникова.

        Фоккер - триплан времен ПМВ.
  5. vitlas
    vitlas 16 декабря 2017 13:03 Новый
    +4
    На видео видно, что самолёт вполне управляемый. Отсутствие части крыла опытным пилотом можно вполне компенсировать исправным управлением.
    1. Котище
      Котище 16 декабря 2017 17:23 Новый
      +4
      В принципе "японец" потерял законцовку крыла. Элероны видимо повреждены не были. Так что Вы правы!
  6. Котище
    Котище 16 декабря 2017 17:59 Новый
    +2
    Уважаемый Александр "+" Вам за рассуждения поставил, но!
    9 истребителей против 4? Потери слабейшей стороны 3 машины из 4. И все три сбил один пилот. Выводы? 8 японских пилотов истребителей "лохушки" и если "асс" погиб в бою с американцами в 41, то они закончили свой боевой путь еще раньше.
  7. Авиатор_
    Авиатор_ 16 декабря 2017 19:01 Новый
    +5
    Случай, конечно, редкий, но не уникальный. Уникальность - наличие кинооператора на аэродроме. И императорский агитпроп использовал этот случай по полной программе.
  8. Нормаль ок
    Нормаль ок 23 декабря 2017 18:38 Новый
    0
    На честном слове и на одном крыле

    Интересная статья.
    Но, песню всё же написали о пилотах летавших бомбить Германию и Японию.
  9. Quzmi4
    Quzmi4 7 августа 2018 17:58 Новый
    0
    Исключительное везение пилота - в каком месте отбили плоскость.
    А вот затем уже - МАСТЕРСТВО. Ну и самообладание.
    И кинорепортёр с готовой камерой на аэродроме как огромный и жирный бонус.

    Вот вам-нам диалектика во всей красе - при всех доблестях воина японцы продемонстрировали беспредельную бесчеловечность.