Подводные камни нового поколения

19


По планам ВМС США на 2018 финансовый год предполагается закупить девять новых боевых кораблей. В их числе атомный авианосец «Джеральд Форд» (CVN-78), две ПЛАТ «Вирджиния», два эсминца УРО типа DDG-51, два боевых корабля прибрежной зоны, танкер TAO-205 и буксир-спасатель.



В декабре 2016 года ВМС объявили, что планируют увеличить численность боевых и вспомогательных кораблей до 355 единиц, поддерживая их эксплуатацию на требуемом уровне. В марте 2015-го их в соответствии с оценкой структуры этого вида вооруженных сил FSA (Force Structure Assessment) было 308.

Обещано Трампом

В последние годы корабельный состав ВМС США обычно насчитывал 270–290 наименований. Его увеличение до 355 примерно соответствует численности, объявленной в ходе предвыборной кампании Дональда Трампа, – 350 единиц. Корректировка на пять кораблей, как подчеркивают американские военные аналитики, произведена в соответствии с национальной военной стратегией.

Если сравнить сегодняшние планы ВМС США с их запросами в 2015 году, то увеличение на 47 единиц соответствует 15-процентному росту. Согласно расчетам Исследовательской службы конгресса США, чтобы к концу 30-летнего периода (2017–2046 ф. г.) иметь желаемые 355, флоту потребуется дополнительно от 57 до 67 кораблей (если сроки службы уже находящихся в боевом составе не будут продлеваться с превышением плановых). А по прикидкам бюджетного бюро конгресса США – даже 73–77.

Обсуждая перспективные планы и пробивая их решение у законодателей, командование ВМС США планирует произвести закупку новейшей головной атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Колумбия» (Columbia) SSBN-826 в 2021 финансовом году. Создание АПЛ нового поколения ранее называлось Программой замены ПЛАРБ «Огайо» (Ohio replacement program – ORP или SSBN(X), которая предусматривала проектирование и строительство 12 лодок нового класса вместо 14 «Огайо», находящихся в настоящее время на вооружении американского флота. Военно-морские силы США считают создание ПЛАРБ «Колумбия» самой приоритетной программой по своему ведомству.

Как указывается в отчете Исследовательской службы конгресса, ВМС запросили на 2018 финансовый год 842,9 миллиона долларов на финансирование заблаговременных закупок AP (advance procurement) и 1,041 миллиарда на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по этой программе. В январе 2017-го стоимость закупки головной лодки типа «Колумбия» определялась в 8,2 миллиарда долларов (в ценах на тот момент) без учета нескольких миллиардов на проектирование и документацию для всей серии. Средняя цена каждого корабля со 2-го по 12-й, значившаяся в предварительных расчетах, – 6,5 миллиарда (в ценах 2017 года).

В минувшем марте в отчете Главного контрольно-финансового управления конгресса США была представлена оценка приоритетных закупок Пентагона. Общая стоимость программы «Колумбия» достигала примерно 100,2 миллиарда долларов в ценах 2017 года, в том числе около 12,6 миллиарда на НИОКР и порядка 87,4 миллиарда на постройку. Аналитики в связи с этим высказывают сомнение в возможностях ВМС финансировать необходимыми темпами закупку кораблей других типов, что может существенным образом сказаться на претворении в жизнь предвыборных обещаний президента. Конгресс должен рассмотреть вопросы, вызываемые реализацией программы «Колумбия» в 2018 финансовом году, и принять решения либо по одобрению представленного военно-морскими силами бюджета, либо по его сокращению или изменению. Причем от законодателей ждут обсуждения не только стоимости, но и производственного графика и технических рисков. Главным же будет потенциальное влияние на финансирование других кораблестроительных программ ВМС США.

Битва за строку

Американский флот не может позволить себе строительство нового поколения ПЛАРБ для замены лодок типа «Огайо» на бюджетные средства без серьезных сокращений других программ, в связи с чем продолжает поиск дополнительных источников. Эксперты подчеркивают, что отсутствие гарантированного полного финансирования по-прежнему угрожает и «Колумбиям», и всему плану военного кораблестроения в США.

Поскольку 21 сентября подразделению «Электрик боат» корпорации «Дженерал дайнэмикс» (General Dynamics Electric Boat – GDEB) был выдан контракт объемом пять миллиардов долларов на разработку новой ПЛАРБ, ВМС США планируют оформить закупку головной лодки и начать ее строительство в 2021 финансовом году. Сделка с «Дженерал дайнэмикс» охватывает весь комплекс проектирования, включая компоненты и технологии, плюс создание прототипа. В настоящее время программа находится на стадии инжиниринговых работ и подготовки производства.

Хотя ВМС и покрывают первоначальные затраты на разработку на данном этапе, этот вид вооруженных сил рассчитывает на отдельную строку федерального финансирования основных расходов, когда он начнет строить подводные лодки, как делалось в прошлые годы для некоторых стратегических программ. Американские законодатели обсудили вопрос, но не смогли обеспечить выделение средств существенным наполнением. А с учетом экономического климата в Вашингтоне у командования ВМС растет озабоченность тем, что флоту придется оплачивать большую часть расходов из собственных фондов. Если так, программы военного кораблестроения могут попасть под сокращение или даже будут аннулированы. Должностные лица ВМС ясно дали понять, что у них не останется выбора.

Нация за все заплатит

Если бы ВМС пришлось заплатить даже за половину необходимого отдельного финансирования программы ПЛАРБ «Колумбия», в котором она нуждается, как об этом было сообщено конгрессу, военно-морские силы должны были бы исключить из 30-летнего плана до 16 других кораблей, в том числе четыре ПЛАТ типа «Вирджиния», четыре эсминца и еще восемь боевых единиц. «Это законопроект, за который должна заплатить нация, – заявил командующий военно-морскими операциями адмирал Джон Ричардсон. – Мы просто первые из трех видов ВС США, чтобы сделать это».

Выступая перед инвестиционными аналитиками, Майкл Петтерс, генеральный директор одной из двух крупнейших кораблестроительных корпораций США «Хантингтон Ингаллс Индастриз» (Huntington Ingalls Industries – HII), отметил, что нужно определить, как программа ПЛАРБ типа «Колумбия» будет финансироваться без влияния на другие критически важные приоритеты отрасли. Компания «Ньюпорт ньюс шипбилдингс» (штат Вирджиния), входящая в HII, станет одной из двух верфей, разрабатывающих и строящих ПЛАРБ «Колумбия». По мнению Петтерса, средства, выделяемые на корабли для ВМС США, в последние годы остаются на одном уровне, поэтому этот вид ВС изо всех сил борется с секвестрированием и последствиями Закона о бюджетном контроле. HII и другие судостроители надеялись, что на флот, обещанный Трампом, будет выделяться больше денег. Одной из программ, указанных Петтерсом в группе риска, является десантный транспорт-док следующего поколения LX(R), созданный на основе проекта УДК LPD 17.

Как отметил адмирал Ричардсон, ВМС стараются избегать ситуации, когда флот и нация вынуждены выбирать между ПЛАРБ «Колумбия» и ПЛАТ «Вирджиния»: «Мы не хотим торговать ударом для сдерживания. Мы хотим построить все лодки этих типов, это наш план. Одним из наших преимуществ, где у нас есть превосходство, является подводное, и мы хотим его сохранить». У «Колумбии» и «Вирджинии», подчеркнул бывший подводник Ричардсон, совершенно разные задачи.

И шахт поменьше

Для «Колумбии» создается новый электродвигатель. «За этим, однако, – признал Ричардсон, – очень мало технологий, которые являются новыми». Это должно привести к минимизации сюрпризов, увеличивающих расходы и создающих проблемы с надзорными органами и американскими законодателями, полагает адмирал.

Действительно, ВМС США уже сделали шаги по снижению затрат на ПЛАРБ «Колумбия». Совместно с Великобританией, которая заменяет свои «Авангарды» подлодками типа «Дредноут», Соединенные Штаты работают над унифицированным ракетным отсеком CMC (Common Missile Compartment). ВМС также планируют использовать для «Колумбий» дизайн, технологии и компоненты ПЛАТ «Вирджиния», что может удешевить стратегическую субмарину на 17 процентов в соответствующих статьях расходов. В то же время официальные представители ВМС заявили: вероятность, что ПЛАРБ «Колумбия» выйдет за расчетные показатели стоимости технического обслуживания, превышает 50 процентов.

История не в пользу ВМС США. «Расходы на головные корабли новых классов подводных лодок, построенных в 70–80-х, дают мало свидетельств того, что строить ПЛАРБ дешевле, чем ПЛАТ, – говорится в датированном началом года сообщении бюджетного бюро конгресса. – Первая подводная лодка типа «Огайо» была более дорогой, чем головные корабли двух классов ПЛАТ, построенные в этот же период».

Представители ВМС отмечают, что возраст существующих подводных сил сдерживания исключает любые отсрочки в программе ПЛАРБ нового поколения. Группировка «Огайо» первоначально насчитывала 18 единиц, которые были закуплены ВМС США в 1974–1991 финансовых годах. Корабли вошли в состав флота с 1981 по 1997-й. Они были рассчитаны на 30-летний период эксплуатации, однако затем пересертифицированы на 42 года службы.

Первые четыре лодки «Огайо» (SSBN 726-729) в 2002–2009-м переоборудованы в носители КР «Томагавк», в то время как каждая из оставшихся 14 субмарин несла на борту 24 БРПЛ «Трайдент» D-5. С 2018 года четыре пусковые шахты на каждой из 14 ПЛАРБ «Огайо» будут выведены из эксплуатации. Это сократит боекомплект БРПЛ на каждой лодке до 20 в соответствии с требованиями ограничения стратегических ядерных вооружений.

Первая из 14 «Огайо» с «Трайдентами» достигнет предела своего жизненного цикла в 2027-м. Остальные 13 лодок этого типа будут выходить из эксплуатации примерно один корабль ежегодно, то есть последнюю должны списать в 2040-м.

На «Колумбиях» по 16 шахт для БРПЛ, что уменьшит расчетную среднюю стоимость закупки новых лодок.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 декабря 2017 15:24
    Программа амбициозная но насколько она выполнима ? В этом есть сомнения. Но одно ясно - эту страну погубит коррупция и распилы. Черный Джек тут безусловно прав. Скоро узнаем что получится с этим новым проектом.
    1. +5
      17 декабря 2017 16:50
      Цитата: seti
      Программа амбициозная но насколько она выполнима

      Амбициозная в чем? Сокращение подводной составляющей, и увеличение численности надводных кораблей. Причем за счет строительства "Арли Берков" (хотели же, новый проект запустить. и ни чего не слышно), а так же литоральных кораблей (вообще сомнительный проект)
      А если, согласиться с вашими словами
      Цитата: seti
      Но одно ясно - эту страну погубит коррупция и распилы. Черный Джек тут безусловно прав.

      Что то у гегемона, не все хорошо
    2. +6
      17 декабря 2017 17:03
      Абсолютно выполнима - СЩА по кораблестроению впереди планеты всей, сколько скажут подлодок и кораблей сделать, столько и сделают.
      1. 0
        18 декабря 2017 13:23
        Технически - да, выполнима. Но смогут ли оплатить - вот в чем вопрос. Сколько высокотехнологичных проектов сократили из-за денежного вопроса (и не только флотских)? Не получится ли как с зумвольтами - 3 вместо 24?
        1. 0
          22 декабря 2017 23:30
          Многие проекты заморозили, не потому что денег не нашли, а потому что то что есть всё ещё современнее и эффективнее чем новейшие китайские и российские аналоги.
  2. +6
    17 декабря 2017 15:35
    ПЛАРБы нужно менять, говорите? А до этого плакали, что ЯБП тоже доживает расчетные эксплуатационные сроки... И "Минитмэны" тоже пора менять...Блин! А печатный станок у вас не перегрется!? Или вы наивно полагаете, что РФ и КНР по-прежнему будут безропотно принимать ваши ничем не обеспеченные банкноты?
    Кстати, а как там поживает ваш госдолг? И когда вы собираетесь рассчитыаться с "китаиса" по торговому балансу???
    1. +2
      17 декабря 2017 16:17
      Каждую минуту госдолг США увеличивается на 2,5 млн. долларов recourse
    2. 0
      17 декабря 2017 17:06
      Вся программа перевооружения ЯО США создание новых: подводных лодок, МБР, боеголовок, бомбардировщиков, крылатых ракет, составит примерно триллион долларов, до 2040ого года.
    3. +3
      17 декабря 2017 18:49
      Цитата: Удав КАА
      Или вы наивно полагаете, что РФ и КНР по-прежнему будут безропотно принимать ваши ничем не обеспеченные банкноты?

      Что Россия что Китай безропотно покупают ценные бумаги США, вот на эти деньги и будет строится флот.
      1. +3
        17 декабря 2017 19:12
        Станок, станок и еще раз станок печатающий всем нужную зелено-фиолетовую(сейчас именно такой у нее цвет) бумагу-вот, что позволяет США особо не парится по поводу "цены" чего-либо нужного, для достижения своих целей. Уберите "станок" и вы уберете США с мировой арены. Но проблема в том, что США и их союзники и создали мировую финансовую систему и они ее неослабно контролируют и потому уйти от "зеленой бумаги", которая там обращается вряд-ли получится в обозримом будущем, несмотря на "влажные мечтания" апологетов "золотых фьючерсов", "юаня" и пр. Единственная надежда на "крипто" и "блокчейн", как заменителей "approved currency's" и SWIFT, "залоговых кредитов" и.....банков вообще - то есть на совершенно новый финансовый миропорядок.... Однако американцы не были бы американцами если бы не играли на опережение-уже сейчас в США активно обсуждаются методы как взять "крипто" под свой контроль или....его уничтожить, чтобы не мешал. Те, кто предлагает контролировать "крипто" предлагают создать свою систему легализации "крипто" загнав его в единственную биржевую торговлю, но только-ВНИМАНИЕ!-через доллар, отдав ему("крипто") функции золота (и тем самым убив "надежды" тех, кто выступает за "золотой стандарт"). То есть сделать "крипто" межбанковским активом оставив ему конвертацию только через доллар и его производные валюты. Так, что думается мне, "убить" доллар никому не удастся, а значит не удастся и подорвать могущество США.
        1. 0
          17 декабря 2017 21:26
          Цитата: Monster_Fat
          Уберите "станок" и вы уберете США с мировой арены.

          Do it
        2. 0
          18 декабря 2017 13:38
          Дело не в США, а в ФРС и выстроенную под нее политическую структуру. "Убить" ФРС (и доллар + США) смогут или разногласия среди владельцев или равная по возможностям внешняя финансовая группа. Поскольку такой не наблюдается, остается первый вариант. Выборы Трампа высветили раскол политических елит США, но очень вероятно, что он отражает и раскол среди финансовых воротил. Имея ввиду, что богатство можно создать или медленно при создании империи или быстро при их распаде, то кто-то может и сыграть ва-банк.
        3. 0
          23 декабря 2017 19:33
          Зря Вы так , было-бы желание ,а оно есть уже у многих и КНР впереди всех , вот и боится "дядюшка Сэм "
    4. 0
      20 декабря 2017 13:31
      А РФ на неделе опять в бумаги Амеров вложилось , вот вам и обеспечение.
    5. +1
      22 декабря 2017 23:34
      У РФ тоже есть госдолг и на его выплату, обслуживание, тратится в 2 раза больший % от ВВП, чем в США, как и расходы на армию в процентном соотношении в России выше в 2 раза, чем в среднем по НАТО.
  3. 0
    17 декабря 2017 16:08
    Ну хотеть не вредно.Интересная картина вырисовывается,к моменту появления у них новых лодок, мы уже закончим перевооружение и наращивание морской компоненты.И не факт что их лодки будут лучше. Если вообще будут.
  4. +3
    17 декабря 2017 21:31
    Цитата: Chertt

    Амбициозная в чем? Сокращение подводной составляющей, и увеличение численности надводных кораблей.


    Давайте не будем кидать шапки, а попробуем серьезно взглянуть на реалии американских планов?
    Подводную составляющую они не сокращают в программе 355, а наоборот добавляют к 49 шт - 12 шт АПЛ Вирджиния для сдерживания Китая.
    Цитата: Chertt

    Причем за счет строительства "Арли Берков" (хотели же, новый проект запустить. и ни чего не слышно), а так же литоральных кораблей (вообще сомнительный проект)

    Так АрлиБерк III версии - это и есть по сути новый эсминец. Он по факту перепроектирован на 75%. Переработаны практически все помещения. Новый радар, вокруг которого строится корабль. Новая охлаждающая система с доков СанАнтонио. Новая система электроснабжения с Васпов. Новые генераторы с Зумвалта.
    Литторальные корабли не совсем неудачны, они так и остаются в нише прибрежной работы, но ведь стартует дополнительная программа по фрегатам. Вот фрегаты и будут по планам ЮС обеспечивать LCS поддержку ПВО работая с ними как головной корабль.
  5. +4
    18 декабря 2017 11:28
    Цитата: seti
    Программа амбициозная но насколько она выполнима ? В этом есть сомнения. Но одно ясно - эту страну погубит коррупция и распилы. Черный Джек тут безусловно прав. Скоро узнаем что получится с этим новым проектом.

    Коррупция и распилы погубят любую страну. И мы тоже не исключение. Они (попилы и коррупция) были, есть и будут. Вопрос в другом. В одном случае есть и попил, и коррупция и на выходе те или иные системы вооружения (правда значительно дороже первоначальной стоимости). А в другом случае есть и попилы, и коррупция и в результате сроки или вправо сдвигаются на годы, или выдают с недоделками.
    Программа для американцев действительно амбициозная. Но поскольку у них основа стратегических сил сдерживания - это ПЛАРБы, то уверен, что программу выполнят, даже в ущерб остальным системам.

    Цитата: Chertt
    Амбициозная в чем? Сокращение подводной составляющей, и увеличение численности надводных кораблей. Причем за счет строительства "Арли Берков" (хотели же, новый проект запустить. и ни чего не слышно), а так же литоральных кораблей (вообще сомнительный проект)

    Вариант увеличения у них есть и без массового ввода новых кораблей. Пару дней назад промелькнуло сообщение о том, что они могут вывести из резерва, находящиеся там "Оливер Перри". Программа строительства действительно амбициозная. Создание не только полностью новой лодки с электроходм), но и создание, скажем так "универсальной" ПЛАРБ. Не знаю, сколько там они собираются размещать в носовой части "Томагавков", но наверняка не меньше, если не больше, чем на "Вирджинии". Плюс новая ракета. И плюс ведь создание и новых надводных кораблей, начиная от новых авианосцев и заканчивая кораблями других классов

    Не знаю, сократят ли они другие подпрограммы этой военно-морской программы, но лодки почти наверняка построят

    Цитата: Вадим237
    Абсолютно выполнима - СЩА по кораблестроению впереди планеты всей, сколько скажут подлодок и кораблей сделать, столько и сделают.

    Вопрос не в том, что сколько скажут, столько и сделают. Вопрос в цене. Как говорил персонаж одной советской кинокомедии - ВО ЧТО ЭТО ВЫЛЬЕТСЯ

    Цитата: Удав КАА
    ПЛАРБы нужно менять, говорите? А до этого плакали, что ЯБП тоже доживает расчетные эксплуатационные сроки... И "Минитмэны" тоже пора менять...Блин! А печатный станок у вас не перегрется!? Или вы наивно полагаете, что РФ и КНР по-прежнему будут безропотно принимать ваши ничем не обеспеченные банкноты?
    Кстати, а как там поживает ваш госдолг? И когда вы собираетесь рассчитыаться с "китаиса" по торговому балансу???

    Привет, Александр.
    Ну способ "поплакаться" - это универсальный способ добыть дополнительную денежку. Причем у всех. От кого ее, эту дополнительную денежку будут отбирать - это уже дело второе. Не дадут летунам построить флот из к примеру 100 новых бомберов, ограничив их 50 штуками и эти деньги возьмут и перебросят на строительство ПЛАРБ, или секвестируют бюджет социалки - вот в чем вопрос.
    Слухи, что их ЯБП доживают расчетные сроки несколько приувеличены. Они их просто модернизируют, перепиливая в т.ч. и неядерные компоненты. У них были БГ типа W-76 и W-80. Но проводя программу продления срока жизни они их модернизируют в W-76-1 и W-80-1. А на перспективу (до 2030) года доведут до варианта W-76-4 и W-80-4. На последующее время планируется замена всех существующих ныне БГ на три универсальные. IW-1, IW-2 и IW-3.
    Да, сейчас у американцев есть проблема создания НОВЫХ боеприпасов, но она решается. Если интересно, можно вечером поговорить на эту тему.
    Программу модернизации "Минитменов" они уже завершили. Фактически сейчас в шахтных ПУ США находятся ракеты, которые только называются так, как и раньше - "Минитмен-3", По сути - это ракеты с полностью обновленными всеми компонентами. Начиная от ступеней и топлива и касаясь системой управления и наведения. Ну и соответственно на части из них уже другие ЯБП...
    Это что касается технической стороны проблемы. Финансовую и "станок" не рассматриваю, поскольку в этом деле абсолютный ноль

    Цитата: синоби
    Ну хотеть не вредно.Интересная картина вырисовывается,к моменту появления у них новых лодок, мы уже закончим перевооружение и наращивание морской компоненты.И не факт что их лодки будут лучше. Если вообще будут.

    Действительно интересная картина. Мы строим аж 8 ракетоносцев с "Булавой", при этом списываем со 100% гарантией БДРы и наверняка большую часть БДРМов. А они начинают строительство новых ПЛАРБ для замены "Огайо" и не в количестве 8. И в какой-то момент времени у них останется 14 "Огайо" с 20 ракетами на каждой, а у нас сколько "Бореев" и остальных? Сложно назвать наращиванием морской компоненты ее сокращение.
  6. 0
    23 декабря 2017 19:40
    Статья получилась очень интересная , да и отдельные комментарии тоже . Для кричащих "все пропало !" скажу ,что у нас наверняка есть "козырный туз" в рукаве , так ,что асиметричный ответ будет обязательно и в разы дешевле .