Аркадий Райкин – звезда советской эстрады

34
30 лет назад – 17 декабря 1987 года ушел из жизни знаменитый советский актер театра, эстрады и кино, театральный режиссер и юморист Аркадий Исаакович Райкин. Аркадий Райкин был уважаемым артистом и мастером мгновенного перевоплощения на сцене. Исполнитель монологов, фельетонов и скечтей, удивительный конферансье – он навсегда вошел в историю советской эстрады и юмора. Его миниатюры и спектакли были пронизаны сатирой и отличались остротой в сравнении с другими артистами эстрады того времени, оставаясь при этом всегда интеллигентными и корректными.

Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября (11 ноября по новому стилю) 1911 года в городе Рига Лифляндской губернии (сегодня столица Латвии). Отец будущего сатирика Исаак Давидович Райкин работал в Рижском порту и был бракёром строительного леса, его жена Лея (Елизавета Борисовна) была акушеркой. Аркадий был старшим ребенком в семье, родители оформили брак за год до его рождения. После него на свет появились две сестры Белла и Софья, а в 1927 году – брат Максим, который в дальнейшем стал актером Максимом Максимовым.



В пятилетнем возрасте родители увезли Аркадия из Риги, так как она превратилась в прифронтовой город. При этом он сохранил в своей памяти атмосферу дома №16 по улице Мельничной (сегодня – Дзирнаву). Семья Райкиных переехала в город Рыбинск, где находилось новое место работы отца. Именно в Рыбинске прошло детство Аркадия Райкина, именно здесь он в девятилетнем возрасте впервые вышел на любительскую сцену. Дома увлечения Аркадия не поддерживали, против карьеры артиста выступал отец. Однако, смирившись с тем, что делает его сын, было решено, что для еврейского мальчика благороднее заняться музыкой, поэтому ребенку купили скрипку. При этом скрипачом и музыкантом он так и не стал.

Аркадий Райкин – звезда советской эстрады

Из Рыбинска семья Райкиных переехала в Петроград, это произошло в 1922 году. В северной столице Аркадий очень полюбил посещать Академический театр драмы. Для того чтобы покупать билеты в театр, он тайно продавал свои учебники и тетради, за что часто получал трепку от отца. Райкин учился в одной из старейших и лучших школ города – сегодня это школа №206. Уже в школе раскрылся его творческий характер. Помимо сцены мальчика привлекала живопись. На уроках изобразительного искусства он поражал учителей не только своей техникой, но и глубиной мысли, которая была в его работах. Поэтому долгое время он не мог определиться с тем, какую профессию выбрать: актера или живописца.

Стоит отметить, что еще в детстве будущий сатирик очень серьезно заболел. В 13-летнем возрасте он так сильно простыл на катке, что заработал страшную ангину, которая дала осложнения на сердце. Врачи считали, что мальчик не выживет, но он победил болезнь, хотя ревматизм и ревмокардит надолго приковали его к постели. Болезнь наложила отпечаток на всю его жизнь. Он очень сильно изменился, много читал и научился сосредоточенно думать. В будущем он работал даже неподвижно, когда трудоспособен был лишь мозг, который изобретал целые спектакли, монологи, диалоги, когда мысль полностью заменяла все движения. А тогда в 13-летнем возрасте ему заново пришлось учиться ходить.

К весне, когда боль в суставах ушла, Райкин встал с постели и оказался на голову выше своей матери. При это он не мог ходить. Отец сажал его к себе на плечи, как маленького, и сносил во двор вниз с шестого этажа. Во дворе к нему сбегались дети, смотрели на него выросшего, а он пытался ходить на своих непривычно длинных, неловких, словно новых ногах. Болезнь, которую он победил, отняла у него тогда почти год жизни, оставив после себя не только неприятные воспоминания, но и пороки сердца.


В 1929 году в 18-летнем возрасте Аркадий устроился работать лаборантом на Охтинский химический завод, а уже в следующем году поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский техникум сценических искусств, выбрав для себя актерскую стезю. При этом документы в техникум он подал вопреки желанию своих родителей. Из-за этого в семье разразился настоящий скандал, и Аркадию пришлось порвать с семьей, он даже ушел из дома. Учебу в техникуме сценических искусств он совмещал с работой, дополнительно он брал частные уроки у артиста Михаила Савоярова, который очень высоко ценил талант Райкина. Окончив техникум в 1935 году, Аркадий Райкин по распределению попал в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), который достаточно быстро стал Театром Ленинского комсомола.

В том же 1935 году Аркадий Райкин женился. Его избранницей стала актриса Руфь Марковна Иоффе, которую он ласково называл Рома. Вскоре в их семье появится дочь Екатерина, которая в будущем будет женой трех знаменитых актеров – Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля, а сын данной семейной пары Константин Райкин пойдет по стопам отца и сам станет легендарным артистом. В настоящее время он руководит московским театром «Сатирикон», который был создан его отцом.

Летом 1937 года Аркадия Райкина снова настигла болезнь – вторая тяжелая атака ревматизма с осложнениями на сердце. В больнице, в которую его положили, врачи снова предрекали ему самый тяжелый исход, они не верили, что он выживет. Однако Райкин победил болезнь и на этот раз, правда из больницы он выписался уже абсолютно седым человеком и это в 26 лет. Спустя некоторое время Аркадий встретил на Невском проспекте Сергея Владимировича Образцова, тот очень удивился, увидев его полностью седую голову, и посоветовал Райкину покраситься, чтобы не выглядеть стариком в 26 лет. Артист послушался его совета и в чем-то даже испортил себе жизнь, на долгие годы став «рабом» парикмахеров. В условиях многочисленных гастролей ему приходилось красить голову в различных городах СССР. Так как хороших красителей в стране просто не было, в случайных руках парикмахера волосы Райкина, как у настоящего клоуна, часто приобретали странный оттенок, становясь то рыжими, то зелеными или вовсе фиолетовыми. Но при этом по свидетельствам очевидцев, болезнь и состояние здоровья Райкина никогда не были препятствием для его актерской деятельности.


В 1938 году Райкин дебютировал в кино, снявшись сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», однако его роли в этих фильмах остались практически незамеченными. Начало кинематографической карьеры Аркадия Райкина трудно было назвать успешным, поэтому он вернулся к работе в театре. На эстраде Райкин выступал еще в студенческие годы, главным образом на концертах для детей. В ноябре 1939 года к артисту пришло настоящее признание, Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив со своими номерами «Чаплин» и «Мишка». Два его танцевально-мимических номера покорили не только зрителей, но и членов жюри конкурса. После успеха на конкурсе его берут на работу в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, в котором за три года Райкин сделает успешную карьеру, пройдя путь от актера массовки до художественного руководителя тетра.

Войну артист встретил в Днепропетровске, куда приехал с театром на гастроли за несколько часов до ее начала. Гастроли так и не начались. Предвидя опасность для артистов, Первый секретарь Днепропетровского горкома партии Брежнев лично добился выделения артистам отдельного железнодорожного вагона, они успели выехать назад в Ленинград буквально за час до первой бомбардировки Днепропетровска. В ходе воздушного налета здание вокзала и окрестности были серьезно повреждены. В годы войны в составе фронтовых бригад артистов Райкин исколесил почти всю страну, выступая и на передовой, и в тылу перед ранеными. Позднее он вспоминал, что за 4 года проехал много тысяч километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана.

В годы войны режиссер Слуцкий пригласил Райкина сняться в фильме-концерте под названием «Концерт фронту», съемки проходили в ноябре 1942 года в Москве. В этой работе Аркадий исполнил роль киномеханика, который прибыл на фронт в одну из действующих частей, где ему предстояло примерить на себя обязанности конферансье. Данная картина была, по сути, экранным воплощением эстрадных номеров, которые были исполнены на фронте в годы войны. Помимо Райкина свои фронтовые выступления повторили в нем Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Лидия Русланова.


После завершения Великой Отечественной войны Аркадий Райкин продолжил свою работу в Театре миниатюр, а также успел сняться в нескольких кинокартинах. В 1948 году Ленинградский театр миниатюр, которым руководил Райкин, официально выделился из состава Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Налаживались и его попытки «подружиться» с кинематографом. Картины «Мы с вами где-то встречались» (1954 год), «Когда песня не кончается» (1964 год) и многосерийный телесериал «Люди и манекены» (1974 год), созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, были вершиной его карьеры в кино, которая все-таки была не такой успешной, как сценическая и театральная. Помимо Райкина в «Людях и манекенах» снялись актеры его театра Виктория Горшенина, Владимир Ляховицкий, Наталья Соловьева, Ольга Малоземова, Людмила Гвоздикова и Максим Максимов (младший брат – Аркадий Райкин). В этом телесериале удалось экранизировать большинство остросатирических и лирических образов Райкина, которые в разные послевоенные годы появлялись на сцене его Театра миниатюр.

Очень успешной был и послевоенная театральная деятельность Аркадия Райкина. Совместно с писателем-сатириком В. С. Поляковым были созданы отличные театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Выступления Райкина на радио и телевидении, аудиозаписи его миниатюр пользовались очень большой популярностью у советской публики. Особенно были известны его сценические номера, в которых актер быстро менял свой облик. Аркадий Райкин создал целое созвездие совершенно разных, но при этом очень ярких образов, прослыв непревзойденным мастером сценического перевоплощения.

Аркадий Райкин много и успешно сотрудничал со своими коллегами по творческому цеху. К примеру, находясь на гастролях в Одессе, он встретился там с молодыми комиками Михаилом Жванецким, Романом Карцевым, Людмилой Гвоздиковой, Виктором Ильиченко. Совместно они создали ряд очень запоминающихся эстрадных сценок, из которых самой известной стала концертная программа под названием «Светофор».


Как впоследствии неоднократно вспоминали современники Аркадия Райкина, сатирик был едва ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто демонстрировать на театральной сцене, как портят человека вседозволенность и власть. Отношения с советской властью у Райкина всегда были достаточно своеобразными. Его очень любили большие начальники, однако ненавидели средние, с которыми он часто конфликтовал. Практически все его миниатюры отличались остротой, что было особенно заметно в сравнении с другими советскими артистами эстрады того же временного периода. Однако, как отмечали советские критики, миниатюры Райкина всегда были корректны и интеллигентны. Любое появление Райкина на сцене и экране во времена существования СССР было праздником. Наверное, именно по этой причине для многих граждан Советского Союза Аркадий Райкин – это часть их души, часть эпохи, которая, к сожалению, ушла безвозвратно.

Аркадий Райкин никогда специально не добивался наград или званий, которые пришли к нему в основном уже в конце жизни. Так Звание народного артиста СССР Райкин получил в 58 лет, когда, по сути, давно уже являлся настоящим народным артистом. На Ленинскую премию артиста выдвигали два раза. Впервые еще в середине 1960-х годов за его спектакль «Волшебники живут рядом». Однако выдвижение Райкина, несмотря на письма многочисленных зрителей его спектаклей, не было поддержано соответствующими «инстанциями». Лишь в последние годы своей жизни он получил Ленинскую премию (1980 год), а в 1981 году и звание Героя Социалистического Труда.

Всю свою жизнь Аркадий Райкин мотался с гастролями по стране и миру, в 1965 году он даже выступал в Лондоне. Много лет он жил между двумя главными городами страны – Москвой и Ленинградом. В тот момент, когда отношения артиста с партийным руководством города на Неве, окончательно расстроились, он попросил у Леонида Брежнева разрешения переехать вместе с театром в столицу. Получив разрешение, Аркадий Райкин в 1981 году вместе с театром переехал в Москву. Меньше чем через год после этого появляется новый спектакль, теперь уже московского театра Аркадия Райкина «Лица» (1982 год), в 1984 году вышел спектакль «Мир дому твоему». В апреле 1987 года Государственный театр миниатюр, возглавляемый Райкиным, получил новое имя «Сатирикон», под которым известен и сегодня.


Выходя на сцену в последние годы своей жизни, Райкин буквально совершал подвиг. Ему трудно было начать говорить – все мышцы были скованы, поэтому он заранее приходил в театр и начинал их разминать. Лицо всегда живое и отличающееся яркой мимикой превратилось в маску, глаза остановились, это замечали даже зрители, которые писали письма о том, что любят его и считают, что о не должен больше выходить на сцену, уделяя внимание заботам о своем здоровье. Но родные прятали от него эти письма. Как вспоминала его дочь, если бы письма показали отцу, он бы, наверное, завтра же и умер, а на сцене он всегда возрождался.

Аркадий Райкин ушел из жизни поздно вечером 17 декабря 1987 года в возрасте 76 лет, он скончался от последствий ревмокардита. Его похоронили 20 декабря в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти руководство театром «Сатирикон» взял на себя его сын Константин Аркадьевич Райкин. Вскоре после смерти Аркадия Райкина театру было присвоено имя его гениального многолетнего руководителя.

По материалам из открытых источников
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    17 декабря 2017 08:14
    Неоднозначное отношение у меня сложилось ко всем сатирикам и пародистам ,под смех и кривляния ,потеряли что то большее.
    Клоун не должен быть примером.
    1. +4
      17 декабря 2017 08:28
      Вы, правы отчасти! Знаете, в 70 или 80-х у него была одна миниатюра, где прозвучали такие слова (примерно). Приезжаю в Одессу, спускаюсь к морю и читаю на километровом заборе, идущем вдоль моря, написанные огромными, двухметровыми буквами следующие слова: - "Каждая копейка рубль бережет!". Это же надо так умудриться, - израсходовать цистерну краски, чтобы предупредить народ о бережливости! В те годы, более простых и неузнаваемых, могли подвести по статье и за меньшую иронию, в сторону власти.
      1. 0
        17 декабря 2017 21:52
        Цитата: Чичиков
        В те годы, более простых и неузнаваемых, могли подвести по статье и за меньшую иронию, в сторону власти.

        вы годы не путаете? 70-е это не 37-й
    2. +19
      17 декабря 2017 08:32
      Во время триумфа раб на ухо шептал господину, что любовь толпы мимолетна!
      Жизнь несколько раз сталкивала меня с людьми сатириками, клоунами или как Вы назвали их "кривляками". Каждый раз я удивлялся глубине их восприятия окружающего мира как внешнего, так внутреннего - душ людей во круг их! Умение управлять, направлять и руководить словом, улыбкой, жестом выше всех возможных рамок. Умение протянуть руку, сказать доборое слово без слов...... Продолжать можно долго, но клоунами "по жизни" считать их нельзя, точне "клоун" это их рок и высокое звание которое надо уважать и которым надо гордится.
      1. +9
        17 декабря 2017 08:43
        ИМХО. Сатира всегда должна быть..., главное что бы она в глупое кривляние не переходила...
        1. +9
          17 декабря 2017 09:19
          То что описал автор парадная часть талантливого артиста, но вот его отношение к авторам текста, который он озвучивал, больше напоминало отношение барина к холопам. Слышал про это от самих авторов. Поэтому не удивительно что и его сын барственно требует от нас всех не только почитания но и бесконтрольных денежных вливаний.
    3. +2
      17 декабря 2017 09:45
      Цитата: апро
      ...под смех и кривляния потеряли что то большее.

      Смех и кривляния не решают проблему - нет таких примеров, иначе бы судя по количеству дебилизаторов на ТВ мы бы давно жили в раю. Они снимаю с угрозы образ опасности для общества, откладывают её решение на потом. Не решаемые проблемы к 90-м, набрав критическую массу, перевернули весь уклад нашей жизни.
      1. 0
        17 декабря 2017 11:53
        Благодаря другому шуту, Чарльзу Чаплину, европейское общество "проспало" приход Гитлера к власти, посчитав его забавным клоуном, типа Жириновского...



        Вызываемый ими в нас смех - это попытка увести нас от реальности в иллюзорный мир и продолжать творить безчинства в мире реальном.
        1. Комментарий был удален.
  2. +7
    17 декабря 2017 08:20
    Серегей спасибо за статью! Даже не статью, а очерк об этом замечательном человеке.
    Ее ценность не связана с одиночеством в рубрике история на ВО, но само одиночество напрягает.
  3. +6
    17 декабря 2017 10:52
    двойственное отношение у меня ко всем представителям этого жанра всех времен!!! Однако хочу заметить что к сатирикам советского периода отношусь положительно, Смешить людей - нужен талант! а шуточки уровня клаб и современных так называемых юмористов, вызывает у меня не смех а бешенство! как можно так тупо шутить? не пошло, а именно тупо! тянет! я решительно не понимаю над чем смеются люди в зале? хотя может быть это дело вкуса и чувства юмора которого у меня нет!
    Я вот над чем подумал: у нас очень много юмористов было из евреев, их сейчас стало меньше, кто то умер. кто то уехал, может быть с этим связано то что юмор стал таким плоским и тупым?
    ну и позволю себе несколько цитат Райкина:

    Ты меня уважаешь, я тебя уважаю - мы с тобой уважаемые люди!
    Вкус спецсфицский!
    Футбол — двадцать два бугая один мяч перекатывают! А вы выдайте каждому ну это... каток! Так они, 22 бугая, 22 бугая, да на полтора часа.... да на полтора часа и на 22 бугая... два пишем, семь на ум пошло. Они все поле заасфальтируют!
    Шутки шутками, но могут быть и дети!
    Каждый вдыхает кислород, а выдохнуть норовит всякую гадость.
    Эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная. Но, тем не менее, рыба в Каме была!
    Дурют нашего брата, ой дурют. Внутре средневекового рыцаря — наши опилки.
    Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет — вместе получается воспитание.
    Дифисит — двигатель спицфитьцких отношенийю.
    Если человек попал в беду — доброе слово не будет лишним.
    Я тебя уважаю, и ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди.
    Бесконфликтная литература — это изобретение недоумков и негодяев.
    Пролетая над Карагандой, посылаю всех к такой-то материю.
    Я — лектор. Я читаю лекции на теплоходе. Туда — о любви, обратно — о дружбе. Женщина, я не побоюсь этого слова, — друг человека.
    Если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, то я очень еще даже ничего!ю. (Аркадий
    Нормально, Григорий. Отлично, Константин.
    Нет ничего страшнее, чем знать, что ты никому не нужен, но ты еще есть.
    Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.
    - это человек не на своем месте.
    - Аграфена Михайловна, хлопнем по рюмочке? А она мне: - Чего по рюмочке, давай сразу по стакану. Хорошая женщина!
    1. +2
      17 декабря 2017 19:10
      Сто тыщь по одному рублю ....это будет....это будет....громадная цифра!
  4. +2
    17 декабря 2017 11:16
    Цитата: Смог
    ИМХО. Сатира всегда должна быть..., главное что бы она в глупое кривляние не переходила...

    Сатира-да! Но есть мнение,что согласно сатире Райкина(Штипельмана), о уж этот (еврейский вопрос), русский человек изображен вечно пьющим и скандалящим! Не понятно тогда кто все наши прорывы в науке, исскустве, оборонке, космосе делал, если мы только пили и скандалили? Может сами евреи...
    1. +2
      17 декабря 2017 12:41
      Цитата: Евродав
      русский человек изображен вечно пьющим и скандалящим!

      А Вы хотели что бы в сатирических юморесках отрицательный герой был трудолюбивым и положительным во всех вопросах. Но, извините, тогда это не сатира а пропаганда здорового образа жизни. А русский, скорее советский? Ну так он же не в штатах и англии жил.,
    2. +2
      17 декабря 2017 21:59
      Цитата: Евродав
      Не понятно тогда кто все наши прорывы в науке, исскустве, оборонке, космосе делал, если мы только пили и скандалили? Может сами евреи...

      а вы на фамилии конструкторов и изобретателей посмотрите lol
  5. +8
    17 декабря 2017 11:40
    К сожалению, сейчас таких артистов нет, да и сатиры тоже...А на сыне К.Райкине, природа отдыхает...
    1. +3
      17 декабря 2017 12:37
      Цитата: parusnik
      А на сыне К.Райкине, природа отдыхает...

      Она в длительном длительном отпуске с последующим увольнением. фигляр и Артист, это две большие разницы.
    2. +1
      17 декабря 2017 22:00
      Цитата: parusnik
      А на сыне К.Райкине, природа отдыхает...

      ещё как, Вы правы! good
  6. +4
    17 декабря 2017 11:47
    Достали подобные материалы на сайте Topwar, для этого существуют другие сайты.Редакция следите за тематикой, сайт теряет свою целевую направленность, вооружение и военная история. Вопросы культуры и таинственных событий давайте подымать на других сайтах.
  7. +8
    17 декабря 2017 13:13
    Мы с мамой вернулись в Ленинград в 1944 году. Пока освобождали занятую нашу квартиру на Невском проспекте, жили в общежитии Невского завода им. Ленина на ул. Желябова. Около ДЛТ был театр, там Райкин выступал каждый вечер. Народу ходило много на его концерты, город возрождался. Но моя тетя Шура, защитница Ленинграда, не любила этот вид искусства. Всех отрицательных лиц который этот артист высмеивал, не уменьшалось в обществе, а наоборот росло. Как будто Райкин сеял семена роста отрицательных людей. Честь имею.
  8. +3
    17 декабря 2017 14:52
    Не надо ставить артиста вроде как совести нации чтоли .
  9. +1
    17 декабря 2017 15:38
    "В греческом зале, в греческом зале — мышь белая..." Самое интересное, что ассоциация именно с Райкиным, а не Жванецким.
    1. +1
      17 декабря 2017 22:01
      Цитата: bandabas
      Самое интересное, что ассоциация именно с Райкиным, а не Жванецким.

      ну так озвучил и показал Райкин, я сам удивился, когда узнал кто автор
  10. +3
    17 декабря 2017 15:59
    Очень уважительно отношусь к таланту Райкина, но не могу понять; какое отношение он имеет к военному обозрению?
    1. 0
      18 декабря 2017 07:44
      В военной форме снялся во "Фронтовом обозрении"?
  11. +1
    17 декабря 2017 17:45
    Одна из первых ролей в кино - американский корреспондент в фильме "Чкалов" 1941 года.
  12. 0
    17 декабря 2017 19:02
    Всегда было любопытно: отчего Константин Ра
  13. 0
    17 декабря 2017 19:33
    Всегда было любопытно: отчего Константин Райкин получился этаким злым мопсом на морду лица. И это при том, что Аркадий Райкин был весьма интересным мужчиной, особенно в молодости. А вот сейчас прочитал статью, сделал поиск по жене Аркадия Райкина - и опаньки, сразу стало понятно, чьи гены победили )))
    К слову, дочка Аркдадия Райкина явно в него пошла, просто красавица ) К сожалению, автор данной статьи очень кратенько "набросал инфы", и уж тем более не озаботился приложить соответствующие фоты. Сейчас попробую исправить сей недочёт, может и получится. Думаю, ясно будет, где чьё фото ;)
    Нюанс в том, что только что пробовал это сделать - так сайт начал ругаться о "хакерской атаке", и в моём профиле "поселился" некий Voldemar2035, пришлось восстанавливать пароль.


  14. +8
    17 декабря 2017 19:59
    Как говорится, природа на детях отдыхает. Аркадий Райкин был хорошим человеком и чудесным актёром.
  15. +3
    18 декабря 2017 00:04
    Цитата: АКС
    двойственное отношение у меня ко всем представителям этого жанра всех времен!!! Однако хочу заметить что к сатирикам советского периода отношусь положительно, Смешить людей - нужен талант! а шуточки уровня клаб и современных так называемых юмористов, вызывает у меня не смех а бешенство! как можно так тупо шутить? не пошло, а именно тупо! тянет! я решительно не понимаю над чем смеются люди в зале? хотя может быть это дело вкуса и чувства юмора которого у меня нет!
    Я вот над чем подумал: у нас очень много юмористов было из евреев, их сейчас стало меньше, кто то умер. кто то уехал, может быть с этим связано то что юмор стал таким плоским и тупым?
    ну и позволю себе несколько цитат Райкина:

    Ты меня уважаешь, я тебя уважаю - мы с тобой уважаемые люди!
    Вкус спецсфицский!
    Футбол — двадцать два бугая один мяч перекатывают! А вы выдайте каждому ну это... каток! Так они, 22 бугая, 22 бугая, да на полтора часа.... да на полтора часа и на 22 бугая... два пишем, семь на ум пошло. Они все поле заасфальтируют!
    Шутки шутками, но могут быть и дети!
    Каждый вдыхает кислород, а выдохнуть норовит всякую гадость.
    Эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная. Но, тем не менее, рыба в Каме была!
    Дурют нашего брата, ой дурют. Внутре средневекового рыцаря — наши опилки.
    Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет — вместе получается воспитание.
    Дифисит — двигатель спицфитьцких отношенийю.
    Если человек попал в беду — доброе слово не будет лишним.
    Я тебя уважаю, и ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди.
    Бесконфликтная литература — это изобретение недоумков и негодяев.
    Пролетая над Карагандой, посылаю всех к такой-то материю.
    Я — лектор. Я читаю лекции на теплоходе. Туда — о любви, обратно — о дружбе. Женщина, я не побоюсь этого слова, — друг человека.
    Если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, то я очень еще даже ничего!ю. (Аркадий
    Нормально, Григорий. Отлично, Константин.
    Нет ничего страшнее, чем знать, что ты никому не нужен, но ты еще есть.
    Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.
    - это человек не на своем месте.
    - Аграфена Михайловна, хлопнем по рюмочке? А она мне: - Чего по рюмочке, давай сразу по стакану. Хорошая женщина!

    В семидесятых,
    Цитата: andrewkor
    Сто тыщь по одному рублю ....это будет....это будет....громадная цифра!

    ///////////////////////////////////////////////
    Не менее половины цитат Райкина написаны Жванецким.
  16. 0
    18 декабря 2017 07:41
    Сила Райкина была в первую очередь в гениальном умении изображать нюансы мелкой человеческой душонки. Именно это сделало его великим артистом.
    И что точно о нем нельзя сказать - что он был примитивным смехачом, смешившим публику пальчиком. Даже сейчас можно оценить, как старательно он работал над своими номерами, особенно когда появившиеся новые юмористы стали наступать ему на пятки.
  17. +1
    19 декабря 2017 11:23
    С детства очень любил Райкина. Часто был у бабушки с дедом, и дедушка мой очень уважал Аркадия Райкина. Всегда пластинки играли с его выступлениями. "Авас" до сих пор помню, могу в ролях рассказывать. В последние годы собрал самые лучшие, на мой взгляд, выступления легендарного артиста. И в машине храню и периодически слушаю и дома на видео смотрю. "Люди и манекены", " Мы с вами где-то встречались", а "Волшебная сила"... Да это просто классика!!!
  18. +1
    19 декабря 2017 16:58
    Он был именно сатириком. И принёс огромную пользу обществу. Высмеивал он не очень злобно, но зато как узнаваемо.
    Был и ещё один ленинградский сатирик. Тоже еврей. Гораздо более жёский. Когда мы в 80х услышали эти куплеты, то думали, что подпольщина какая. А оказалось - народный артист ... ., нет - тогда ещё заслуженный. Б.Н. Бенцианов. Многое актуально и сейчас, много вообще предугадано.
    "Много фильмов двухсерийных стали нынче выпускать. А готовятся другие - по четыре и по пять. но и это этап промежуточный - будет фильм, говорят, круглосуточный! Страшшно, аж ..."
    Для хулителей СССР: "... некуда с любовнице отправится, нечего из импорта надеть. Только раньше он мечтал поправиться, а теперь мечтает похудеть."
    1. +1
      24 декабря 2017 14:35
      Я видел Райкина "вживую". На его даче в дачном поселке в Карелии (за Зеленогорском ).
      Мы с мамой там нередко проезжали на велосипедах. "Махали ему ручкой".
      Все концертов он редко улыбался (как многие сатирики)... И на концертах я был...
  19. +17
    20 декабря 2017 18:49
    Райкин всегда плюс. Спасибо автору