Европа решилась на интеграцию в вопросах обороны
Американцы не хотят защищать Европу только за свои деньги
После окончания вечернего заседания саммита председатель Европейского совета Дональд Туск вышел к журналистам и торжественно объявил: «Сегодня мечты стали реальностью. PESCO – это практическое выражение нашего намерения построить европейскую оборону. Это хорошая новость для ЕС и его союзников, и плохая новость для наших врагов».
Туск умолчал, что давняя «мечта» европейцев о создании собственной оборонной структуры и объединённой армии во многом вызвана кризисом в отношениях внутри Североатлантического блока НАТО, объединяющего большинство стран Европы, США и Канаду. У этого кризиса две причины. Одна из них – отсутствие реальных военных угроз. Вторая – усталость от доминирующей роли Соединённых Штатов, в рамках альянса предпочитающих решать свои национальные задачи.
Американцы как могли сдерживали порыв партнёров по альянсу создать единую европейскую армию. С приходом к власти в Вашингтоне президента Дональда Трампа и его администрации разногласия с Европой получили новый импульс. Их причиной стало требование Трампа к европейцам увеличить финансирование НАТО.
Этот его тезис звучал ещё во время предвыборной кампании. Весной, на саммите НАТО в Брюсселе, Дональд Трамп повторил критику европейцев за «невыполнение финансовых обязательств» и особо отметил, что подобное поведение «нечестно» по отношению к США. Европейские члены альянса попытались отговориться общими словами о совместной борьбе с терроризмом и взаимной обороне, но эта риторика не произвела на заокеанского гостя никакого впечатления.
Трамп настаивал на своём: страны-члены НАТО должны нести оборонные расходы в пределах двух процентов своего ВВП и вкладывать эти средства в общие задачи Североатлантического блока и его бюджет. Трамп был не первый, кто предъявил европейцам претензии в недостаточной заботе о своей обороне и её финансировании.
Американцы давно говорили, что после окончания холодной войны военный вклад Европы в НАТО постоянно падает. Ведь в Старом Свете в условиях отсутствия реальных военных угроз предпочитали тратиться на мирные программы, развивая свою экономику. В этом нет ничего удивительного. Военно-стратегическая ситуация на континенте и связанные с ней опасности ушли в прошлое.
Эксперты теперь шутят: «Перспектива масштабного столкновения с Россией выглядит столь же вероятно, как вторжение марсиан». Автор этой иронии – Дуг Бэндоу из американского финансово-экономического журнала Forbes. К неудовольствию США его оценку разделяют политики и бизнесмены Европы. Тем не менее, в 2014 году Соединённые Штаты вынудили европейских партнёров взять обязательство: к 2024 году поднять долю оборонных расходов до двух процентов от ВВП.
Время показало, что Европа не торопится выполнить своё обещание. По сведениям уже упомянутого журнала Forbes, в прошлом году доля оборонных расходов европейских стран-членов НАТО составила всего 1,47% ВВП, а в Бельгии, Чехии и Испании не превысила даже одного процента. Зато под зонтик атлантического альянса устремились малые европейские страны, чей военный вклад никак не усилил организацию.
Примером тому может служить Черногория, вступившая в НАТО летом прошлого года. Её военные затраты не превышают 50 млн. евро, а армия – две тысячи военнослужащих. Похожая ситуация в странах Балтии. Об угрозе России там кричат громко. Но, например, Эстония и Латвия поставили в строй только по пять тысяч военнослужащих. Все свои оборонные надежды они связывают исключительно с НАТО.
Проект PESCO может привести Европу к новым внутренним конфликтам
Позиция Дональда Трампа нашла поддержку у его соотечественников. За океаном стало шириться мнение, что европейцы должны нести равное с американскими налогоплательщиками бремя оборонных расходов или самостоятельно обеспечивать свою оборону. Отчасти в этом ключе стала развиваться и европейская политическая мысль.
В далёком 1954 году, на старте европейского сотрудничества, отцы-основатели нынешнего ЕС сразу вывели за рамки обсуждения идею «Европейского оборонного сообщества». В послевоенной Европе вопросы защиты от внешних угроз полностью отдали на откуп НАТО, которое, по сути, стало европейским отделением военного ведомства США.
Это отношение, уже ставшее в какой-то мере политической ментальностью, сохранялось долгие годы. Эксперты считают, что оно до сих пор влияет на принятие решений в европейских столицах. Не случайно, планы создания единой европейской армии, подразумевающую определённую военную конкуренцию на континенте, так пока и не вышли из стадии разговоров.
Вот и проект PESCO, ставший в минувший четверг политической реальностью, чиновники в Брюсселе рассматривают, прежде всего, как структуру, дополняющую «военные усилия НАТО по предотвращению угрозы с Востока». Подобным образом высказалась представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и пообещала, что участники соглашения «не будут дублировать функции Североатлантического военного блока».
Меж тем, еврооптимисты (вроде французского президента Эммануэля Макрона) рассматривают PESCO как шаг к созданию единой европейской армии. Выступая не так давно перед студентами университета Сорбонна с программной речью о реформировании ЕС, Макрон заявил, что сегодня Евросоюзу необходимы общий оборонный бюджет и совместная армия.
По мнению Макрона, Европа столкнулась с двойным испытанием – «постепенным и неизбежным» отчуждением США и угрозой терроризма. Теперь она должна сама позаботиться о своей безопасности. PESCO – только первый шаг в этом направлении. На его основе к 2020 году «в дополнение к вооруженным силам НАТО» должна появиться общеевропейская армия.
А пока Европа нацелена на полноценную реализацию соглашения о Постоянном структурированном сотрудничестве в области обороны. На этом этапе оно соответствует планам атлантического альянса. Соглашение определяет обязательные правила увеличения оборонных расходов в Европе и их координацию.
Документ серьёзный. Он включил в себя 50 отдельных договоров о сотрудничестве по разработке и покупке новых военных систем и вооружений. Предусматривается, например, унификация военной техники. Европейцы решили, что для них расточительно иметь, как сегодня, 17 типов танков, 29 типов фрегатов и эсминцев и 20 типов боевых самолетов.
Соглашение PESCO предусматривает иной подход, который, в свою очередь, повлечёт за собой снижение затрат на ремонт и эксплуатацию техники. Изменения коснутся вопросов логистики (гражданскую транспортную инфраструктуру адаптируют под задачи военных), производственной кооперации и т.д. Договор предусматривает помощь государствам-членам PESCO в случае военной угрозы или нападения на них.
Для участия в соглашении могут пригласить не входящие в Евросоюз страны. Делать это будут только в порядке исключения и за «значительную добавленную стоимость в проект». Не исключено, что охотники найдутся. Хотя часть членов ЕС проигнорировала PESCO. От участия в этом договоре отказались Дания, Ирландия, Мальта и Португалия.
В итоговом коммюнике встречи министров иностранных дел стран ЕС, утвердившем окончательные параметры соглашения, указывается, что эти четыре страны могут в любое время присоединиться к PESCO, если «будут соответствовать его требованиям». Местные СМИ тему развивать не стали. Они больше писали о «сюрпризе», который преподнесли Венгрия и в особенности Польша.
Обе страны уже два года выступают против европейской интеграции, а тут проявили завидную солидарность с планами ЕС в области обороны. Эксперты сочли это добрым знаком, отражающим хорошие перспективы нового соглашения по обороне. Впрочем, не все в Европе согласны с такой оценкой.
Научный директор Германо-российского форума, политолог Александр Рар, напротив, убеждён, что в реальности европейцы нуждаются не в координации оборонных расходов и собственной армии, а «в новой мощной, милитаризованной полицейской структуре с целью охраны границ ЕС в первую очередь от беженцев и мигрантов из Азии и Африки».
Рар считает, что соглашение PESCO должно содействовать «созданию общего центра борьбы с терроризмом: обмена данными, координации работы разведок». На деле это может не получиться, так как некоторые подписавшие соглашение страны ЕС (например, страны Балтии и Польша) пока не готовы, чтобы их безопасность зависела от Германии и Франции, а не от Соединённых Штатов Америки.
Соглашение о Постоянном структурированном сотрудничестве в сфере безопасности и обороны, пожалуй, первая ласточка среди новых инициатив по дальнейшей интеграции Евросоюза. Процесс этот откровенно буксует. Противоречия между странами ЕС пока только нарастают. Это сказалось на реализации повестки последнего саммита в Брюсселе. Без проблем смогли договориться лишь о продлении антироссийских санкций.
Судя по всему, и проект PESCO ждёт сложная судьба. Стоит только германскому Leopard раздавить танковые проекты соседей, как ссоры европейцев вспыхнут с новой силой. Им опять потребуется арбитр в спорах. Как всегда, это будет Америка. Для настоящей самостоятельности Европе надлежит пройти очень длинную дорогу…
Информация