Military Review

Chernomorsky Shipbuilding Yard: Atlantic Project Rocking Chairs

18
60-70s of the XX century in the world shipbuilding were marked by the emergence of fleets new types of specialized vessels. The variety of types increased. Among the new products were ships with horizontal cargo handling. Container transportation became more and more popular. ChSZ, except heavy aircraft carrying cruisers, built ships for the needs of the national economy. Among them are such unique vessels as gas-turbine ships of the type “Captain Smirnov”.


Chernomorsky Shipbuilding Yard: Atlantic Project Rocking Chairs

Launch of the Vladimir Vaslyaev gas turbine ship


The origin of container traffic

It is believed that the emergence of a compact and convenient way to transport various goods using containers belongs to the American businessman Malcolm McLean. Born in 1913, this man at the beginning of his career worked as a truck driver at McLean Trucing, where the said truck was the only means of transport. In 1937, Mr. McLean came up with the idea of ​​the possibility of loading and unloading a vehicle with its cargo or trailer from a ship. Later, this idea crystallized into the transportation by sea of ​​a cargo trailer trailer, which could be unhooked from the tractor.

In the middle of the 50s, when McLean Trucing became the largest US carrier, Malcolm Macklin, already a wealthy man, founded his own company. The businessman purchased a shipping company and two former naval tankers built during the Second World War for their own purposes.

In the company of McLean, now called “Mclean Industries Inc,” worked a talented engineer Keith Tantlinger. After discussing with him a new concept of transportation, the businessman instructed him to develop a metal container for the transport of goods long 35 feet (10,6 m). This container was supposed to be universal and transported both by ship and by autotrailer. Keith Tantlinger brilliantly coped with the task. He not only embodied the ideas of Maclean in the metal, but also improved them. Total engineer patented more than 70 inventions related to containers.

It took about three months to re-equip tankers into cargo ships, and in April 1956 was one of them made a flight from New Jersey to Texas. On board the Ideal X, there were 58 containers and over a hundred officials, representatives of other shipping companies and managers. The new method was approved, adopted and began to rapidly gain popularity, primarily because of the obvious economic benefits. The costs of loading and unloading decreased by an order. Significantly reduced labor costs and downtime.

Already in the next 1957, the Getheway City, the first vessel specialized in container transportation, began to sail between Florida and Texas. 4 October 1957. It delivered the first 226 containers. The growth of container traffic gradually gained momentum: in 1958, the Fairland vessel entered the Puerto Rico line - US ports.

Mr. McLean's business flourished - his company gradually overgrown with new branches, subsidiaries and absorbed firms. By the end of 60, the company's fleet numbered almost 40 container ships. This allowed McLean and his leading managers to order large and high-speed container ships from 5 shipbuilding corporations for fast transportation of cargo over long distances.

Soviet roll-on gas turbine ships

The Soviet Union, which has one of the largest merchant fleets in the world, was, of course, interested in building such ships for cargo transportation. At the beginning of the 1970's The Nikolaev Central Design Bureau "Chernomorsudoproekt" was assigned the task of designing a large container ship with horizontal cargo handling. In 1974, this project, developed under the direction of Chief Designer V.K. Ivzhenko, was created and called the Atlantic.

The result of the work of designers and designers was a four-deck twin-screw vessel with aft arrangement of the engine room and a superstructure above it. Nasal tip - bulbous to improve hydrodynamic characteristics. At the transom stern was an angled cargo ramp. A promising container ship had a displacement of 36 thousand tons, deadweight 20 thousand tons and was able to transport the 1231 container. The length of the ship is 227,3 meters, width - 30 meters, draft - 9,87 meters. The height of the freeboard 21 meter. The cruising range left 22 thousand miles at speeds of 25 knots.


The descent of "Vladimir Vaslyaev", view from the stern. Well visible cargo ramp


The main feature of the container ship project "Atlantic" was their power plant. It was supposed to equip them with two (one for each screw) gas-turbine units "M25" power 25 thousand liters. with. each. This technical solution was originally incorporated into the project: to equip container carriers with powerful engines to achieve high speed, while maintaining the ability to work on heavy, and therefore cheap grades of fuel.

The Mashproekt research and production enterprise located right in Nikolaev was engaged in designing the power plant for the 1609 “Atlantic” project, and the units were manufactured at the Nikolaev South Turbine Plant “Zarya”. Provided remote-automated control of the power plant from the navigation control room.

It should be noted that the Atlantic container ships were not the first gas turbine ships on the Black Sea. Back in December, 1968, the Kherson Shipbuilding Plant, handed over to the Black Sea Shipping Company the first in the Soviet merchant fleet the domestic gas turbine ship "Paris Commune". The vessel was largely experimental for exploring the capabilities of a gas turbine installation. The Paris Commune belonged to the Leninsky Komsomol type of ships developed by the Chernomosudoproekt Nikolaev. Its displacement reached 22 thousand tons, and the engine power was 13 thousand liters. with.


The first domestic gas turbine fleet in the Paris Commune merchant fleet


The experimental gas turbine unit GTU-20 was the brainchild of the Kirov plant in Leningrad. To achieve the best speed characteristics, it was decided to install GTU-20 on a vessel with the most suitable hull lines. The choice fell on the Paris Commune dry cargo ship. In addition, for the first time in the Soviet merchant navy, the vessel was equipped with an adjustable pitch propeller. The Paris Commune was successfully exploited as part of the Black Sea Shipping Company right up to scrapping in 1991. Diesel fuel was used as a power supply for GTU-2, and its consumption was increased. Since the gas turbine unit was made in Leningrad in a single copy, the ship experienced some difficulties with spare parts, which the Kirov plant had to produce individually.

Serial container carriers decided to build at the Black Sea Shipyard. An additional convenient factor was the presence in Nikolaev of the manufacturer of power plants - YuTZ.

5 November 1975, the lead container ship “Captain Smirnov” was laid at the Black Sea plant. Like heavy aircraft-carrying cruisers built on the adjacent zero stocks, Atlantic-class ships were complex and fundamentally new. Sheet metal for them was processed on Kristall machines with programmed control; prestage platforms were widely used to form large sections of the hull.


"Captain Smirnov" at the berth in Illichivsk


29 July 1977 g. "Captain Smirnov" was launched in a solemn ceremony. It got its name in honor of Captain Alexander Petrovich Smirnov, one of the honored captains of the Baltic Shipping Company. In the 1941 year, during the famous Tallinn Crossing, Captain Smirnov, who was already 67, was commanded by the ship “Ivan Papanin”. He died from the rupture of the German bombs on the bridge.

Immediately after the descent of "Captain Smirnov" there was a laying of the next container ship - "Captain Mezentsev." This ship went on the water 2 March 1979 of the year. The second ship of the series was built significantly faster than the lead ship: the completion of the Mezentsev took only 7 months (this figure was equal to 17 months from Captain Smirnov), and at the end of December it was handed over to the customer. "Captain Smirnov" was commissioned in the same year 1979.

The third container ship "Engineer Yermoshkin" laid in March 1979, and lowered 19 on April 1980. The technology of building ships was improved: the berthing period of the Yermoshkin building was shorter by 5 months than the Mezentsev model. At the end of 1980, it was handed over to the customer.


"Engineer Ermoshkin"


The fourth container ship was laid out a bit later - July 1 1983. It got its name "Vladimir Vaslyaev" in honor of the first secretary of the Nikolaev regional committee, teacher of NKI, participant of the Great Patriotic War Vladimir Alexandrovich Vaslyaev. This man, who had held a responsible position for more than 9 years, did a lot for the development of Nikolaev as a city and shipbuilding center. 5 December 1986, the container ship Vladimir Vaslyaev was launched and completed by the summer of 1987.


"Vladimir Vaslyaev" coming off the stocks


All four container ships were included in the Black Sea Shipping Company. They were planned to be used for long-haul flights - to Japan and other East Asian countries. "Captain Smirnov" after the entry into service was put on the line the Black Sea - Vietnam. For the 50 day he visited the 16 ports. Other container ships went to Yokohama, Nagasaki, Vladivostok and other ports.


"Captain Mezentsev" unloading


The ships absorbed a lot of advanced technologies of those years. For ease of mooring, they were equipped with nine electric automatic winches. Provided remote release of anchors from the wheelhouse. For maneuvering in the port water area, container ships were equipped with special thrusters. The ships could carry general cargo, wheeled vehicles and international standard containers. For loading and unloading operations on board, there were 14 – 15 highly maneuverable forklifts manufactured by the Finnish company Valmet.

The ships of the project "Atlantic", for all their profitability, were distinguished by high fuel consumption at high speeds, and the struggle to improve the economic characteristics continued throughout the entire period of operation of these container ships. The optimum operating mode of the two turbo-gas turbine units was worked out: the gas-turbine engine and heat recovery boiler of one side and steam turbine of the other side were in operation. Such a solution made it possible to maintain travel in 19 – 20 units and reduce fuel consumption by 25%.

The ships of the type "Captain Smirnov" successfully coped with their tasks, but in 1991, the country that created them for the national economy ceased to exist. In the whole space of the former Soviet Union, the new authorities and sympathizers began to share with fervor the colossal property they had inherited, built up over decades. The once great Black Sea Shipping Company was rapidly plundered. The container ships, which were not used in the new economic conditions, did not escape the sad fate.


LCPL Roy M. Wheat. Former container ship "Vladimir Vaslyaev"


At the end of 1990's ships were sold at the price of scrap metal. "Vladimir Vaslyaev" went for 5 million dollars. At the beginning of 2000's, Captain Smirnov, Engineer Yermoshkin and Captain Mezentsev were disposed of in India. A different fate awaited the container ship "Vladimir Vaslyaev." The new, in essence, container carrier noticed the command of the US Navy and acquired it for its own needs. The ship has undergone repairs and upgrades. An additional 36-meter section was embedded in it - the displacement increased to 50 thousand tons. Additional 60-ton cranes are installed on the deck. The ship's power grid was replaced with the American one - with a frequency of 60 Hz. As a result of rework, the speed dropped to 20 nodes. Under the new name "Lance Corporal Roy Wit," the former Soviet container ship, and now the troop transport of the Rapid Response Forces, joined the US Navy.

CSY: reconstruction of the plant and the transition to large-block assembly. TAKR "Baku"
CSY: the development of heavy aircraft-carrying cruisers. "Minsk" and "Novorossiysk"
CSY: TAKR "Kiev"
CSY: research vessel "Akademik Sergey Korolev"
CSY: whalers and anti-submarine cruisers
Author:
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Lexus
    Lexus 20 December 2017 15: 51 New
    +3
    In the late 1990s. ships were sold at the price of scrap metal. "Vladimir Vaslyaev" went for $ 5 million. In the early 2000s, Captain Smirnov, Engineer Ermoshkin, and Captain Mezentsev were disposed of in India. A different fate awaited the container ship "Vladimir Vaslyaev". The new, in essence, container ship spotted the command of the US Navy and acquired it for their needs. The ship was repaired and modernized.

    And why didn’t they buy ours ... Now we wouldn’t have gathered a hodgepodge from all over the country for the Syrian Express.
    1. leonid-zherebtcov
      leonid-zherebtcov 25 December 2017 08: 50 New
      +3
      And you look at the date of your comment, and also take an interest in what happened in our country and unfortunately in other countries of the former and (DEAR) USSR, then you will understand why you had to collect "hodgepodge or vinaigrette" for the Syrian express. After all, there were still "roller skaters" of other types and landing ships of the Ivan Rogov type in the period from 1985 to 199 .... Alas...
  2. san4es
    san4es 20 December 2017 15: 54 New
    +7
    "Vladimir Vaslyaev" went for $ 5 million. Under the new name, Lance Corporal Roy Vit, the former Soviet container ship, and now the military transport of the Rapid Reaction Forces, joined the US Navy.

    Thank you for the article hi

    ... Changing the name ... Trumpets, not yet repainted ...
    Now he is like this:
    1. Lexus
      Lexus 21 December 2017 01: 56 New
      +1
      Trumpets, not repainted yet ...

      This is a ribbon of colors of the US Navy. Officially blue with gold. Just against the background of different basic colors, it looks different.

  3. NF68
    NF68 20 December 2017 16: 57 New
    +3
    + + + + + + + + + +
  4. saturn.mmm
    saturn.mmm 20 December 2017 19: 13 New
    +2
    It is not sad, but ChSZ is already a story.
    1. Plombirator
      20 December 2017 20: 59 New
      +6
      The series was written for the "History" section. But the moderator decided so ...
  5. svd-xnumx
    svd-xnumx 20 December 2017 20: 27 New
    +5
    In this photo, our cruisers recall a bit of the outline of the hull.
    1. Mista_dj
      Mista_dj 31 December 2017 11: 30 New
      +1
      Quote: svd-xnumx
      In this photo, our cruisers recall a bit of the outline of the hull.

      Sketches were done by the same people.
  6. serg2108
    serg2108 20 December 2017 20: 42 New
    +3
    many thanks to the author for interesting articles, maybe write about other enterprises of the USSR shipbuilding industry, very informative !!!!!!!!!!! +++++++++
    1. Plombirator
      20 December 2017 20: 57 New
      +7
      Thanks for the feedback! A series about ChSZ was dedicated to the 120 anniversary of the plant, which, unfortunately, was more like a wake. The closer to the end of a series of articles, the sadder. Moreover, Nikolaev is a hometown. And about other enterprises of the shipbuilding industry - if there is a reader's interest - we need to think about it.
      1. Conductor
        Conductor 21 December 2017 00: 06 New
        +3
        Thanks so much for the article. Very informative. Yes, the fate of the courts is sad, but Vaslyaev, what kind of somersault in his fate is necessary to serve the enemies.
  7. kig
    kig 23 December 2017 18: 08 New
    +1
    In fact, the official name of such vessels is not a container ship, but a "ro-ro type vessel", or simply a skater. A container ship is a ship designed specifically for the transport of containers and nothing more, and these could carry anything. The ramp was, in my opinion, with a carrying capacity of 60 tons. It was possible to transport wheeled vehicles, albeit with 16 wheels, as well as tracked vehicles ...
    But these vessels never entered Vladivostok.

    Addendum according to V. Vaslyaev: the Americans, although they significantly altered the case, nevertheless completely abandoned the power plant.
    1. leonid-zherebtcov
      leonid-zherebtcov 25 December 2017 09: 03 New
      0
      You are mistaken ... if memory serves me right, the skipper "Captain Smirnov" had a tramp call to Vladivostok in 1982 ...
      1. kig
        kig 25 December 2017 11: 43 New
        0
        Well, maybe he went in once.
  8. realist
    realist 26 December 2017 14: 49 New
    +1
    what we do not store, having lost crying is an old saying. revolutions in Russia are doing their job, pushing development 25-40 years ago every time. and arrogant Saxons rejoice and are looking for ways to arrange a new revolution .....
  9. Mista_dj
    Mista_dj 31 December 2017 11: 44 New
    0
    Oh, Nikolaev ...
    ChSZ: on board the Tavkr Brezhnev, mnu in pionEry accepted.
    For reliability and impartiality - a separate respect!
    Thanks for the topic!
  10. morved
    morved 6 March 2018 16: 53 New
    0
    Is anything known about the Blasco Oriental Line? What ports were calls, what was the duration of the turnover, date of opening?

Черноморский судостроительный завод: ролкеры проекта «Атлантика»

60–70-е годы XX века в мировом судостроении были отмечены появлением в торговых флотах новых типов специализированных судов. Разнообразие типов увеличивалось. Среди новинок были корабли с горизонтальной грузообработкой. Всё большую популярность приобретали контейнерные перевозки. ЧСЗ, кроме тяжелых авианесущих крейсеров, строил корабли для нужд народного хозяйства. Среди них такие уникальные суда, как газотурбоходы типа «Капитан Смирнов».

Черноморский судостроительный завод: ролкеры проекта «Атлантика»

Спуск на воду газотурбохода «Владимир Васляев»


Зарождение контейнерных перевозок


Считается, что возникновение компактного и удобного способа транспортировки различных грузов при помощи контейнеров принадлежит американскому бизнесмену Малкому Маклину. Родившись в 1913 году, этот человек в начале своей карьеры работал водителем грузовика в компании «McLean Trucing», где упомянутый грузовик являлся единственным транспортным средством. В 1937 г. Маклину пришла в голову идея о возможности погрузки и выгрузки с корабля автомобиля с его грузом или прицепом. Позже эта идея выкристаллизовалась в транспортировку морем грузового прицепа-трейлера, который можно было отцепить от тягача.

В середине 50-х гг., когда компания «McLean Trucing» стала крупнейшим автоперевозчиком в США, Малком Маклин, сам уже состоятельный человек, основывает собственную компанию. Бизнесмен приобрел для своих целей судоходную компанию и два бывших флотских танкера, построенных в годы Второй мировой войны.

В компании Маклина, называющейся теперь «Mclean Industries Inc», работал талантливый инженер Кит Тантлингер. Обсудив с ним новую концепцию грузоперевозок, бизнесмен поручил ему разработать металлический контейнер для перевозки грузов длинной 35 футов (10,6 м). Этот контейнер должен был быть универсальным и перевозиться как на корабле, так и на автотрейлере. Кит Тантлингер блестяще справился с поставленной задачей. Он не только воплотил в металле идеи Маклина, но и усовершенствовал их. Всего инженер запатентовал более 70 изобретений, связанных с контейнерами.

На переоборудование танкеров в грузовые суда ушло около трех месяцев, и в апреле 1956 г. один из них совершил рейс из штата Нью-Джерси в Техас. На борту «Идеала X» находилось 58 контейнеров и более сотни чиновников, представителей других фирм-перевозчиков и менеджеров. Новый способ был одобрен, принят и стал стремительно набирать популярность – в первую очередь из-за очевидной экономической выгоды. Расходы на погрузку-разгрузку снижались на порядок. Значительно сокращались трудозатраты и время простоя судна.

Уже в следующем 1957 году «Гетевэй Сити» – первое судно, специализированное для перевозок контейнеров, – начало ходить между Флоридой и Техасом. 4 октября 1957 г. оно доставило первые 226 контейнеров. Рост контейнерных перевозок постепенно набирал обороты: в 1958 году судно «Фаирлэнд» вышло на линию Пуэрто-Рико – порты США.

Бизнес господина Маклина процветал – его компания постепенно обрастала новыми отделениями, дочерними предприятиями и поглощенными фирмами. К концу 60-х годов флот компании насчитывал почти 40 судов-контейнеровозов. Это позволило Маклину и его ведущим менеджерам заказать у судостроительных корпораций 5 больших и быстроходных контейнеровозов для быстрой перевозки грузов на дальние расстояния.

Советские ролкеры-газотурбоходы

Советский Союз, располагающий одним из самых больших торговых флотов в мире, разумеется, был заинтересован в строительстве таких судов для грузоперевозок. В начале 1970-х гг. Николаевское Центральное конструкторское бюро «Черноморсудопроект» получило задание на проектирование большого контейнеровоза с горизонтальной грузообработкой. В 1974 г. этот проект, разрабатываемый под руководством главного конструктора В. К. Ивженко, был создан и получил название «Атлантика».

Итогом работы конструкторов и проектантов стало четырехпалубное двухвинтовое судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройкой над ним. Носовая оконечность – бульбообразная для улучшения гидродинамических характеристик. На транцевой корме находилась угловая грузовая рампа. Перспективный контейнеровоз имел водоизмещение 36 тыс. тонн, дедвейт 20 тыс. тонн и был способен перевезти 1231 контейнер. Длина корабля 227,3 метра, ширина – 30 м, осадка – 9,87 м. Высота надводного борта 21 метр. Дальность плавания оставляла 22 тыс. миль при скорости 25 узлов.


Спуск «Владимира Васляева», вид с кормы. Хорошо видна грузовая рампа


Главной особенностью контейнеровозов проекта «Атлантика» являлась их энергетическая установка. Предполагалось оснастить их двумя (по одному на каждый винт) газотурбинными агрегатами «М25» мощностью по 25 тыс. л. с. каждый. Такое техническое решение было изначально заложено в проект: оснастить контейнеровозы мощными двигателями для достижения высокой скорости, сохраняя при этом возможность работы на тяжелых, и следовательно дешевых сортах топлива.

Проектированием энергетической установки для проекта 1609 «Атлантика» занималось расположенное тут же в Николаеве Научно-производственное предприятие «Машпроект», а изготавливались агрегаты на николаевском Южном турбинном заводе «Заря». Предусматривалось дистанционно-автоматизированное управление энергетической установкой из навигационной рубки управления.

Следует заметить, что контейнеровозы проекта «Атлантика» были не первыми газотурбоходами на Черном море. Еще в декабре 1968 г. Херсонский судостроительный завод передал Черноморскому морскому пароходству первый в советском торговом флоте отечественный газотурбоход «Парижская Коммуна». Судно во многом являлось экспериментальным для изучения возможностей газотурбинной установки. «Парижская Коммуна» относилась к судам типа «Ленинский Комсомол», разработанного николаевским «Черноморсудопроектом». Его водоизмещение достигало 22 тыс. тонн, а мощность двигателя составляла 13 тыс. л. с.


Первый отечественный газотурбоход в торговом флоте «Парижская Коммуна»


Экспериментальная газотурбинная установка ГТУ-20 являлась детищем Кировского завода в Ленинграде. Для достижения лучших скоростных характеристик было решено установить ГТУ-20 на судно с наиболее подходящими обводами корпуса. Выбор пал на сухогруз «Парижская Коммуна». Кроме того, судно впервые в советском торговом флоте было оснащено винтом регулированного шага. «Парижская Коммуна» успешно эксплуатировалась в составе Черноморского пароходства вплоть до сдачи на слом в 1991 году. В качестве питания для ГТУ-2 использовалось дизельное топливо, расход которого оказался повышенным. Поскольку газотурбинный агрегат был изготовлен в Ленинграде в единственном экземпляре, то судно испытывало некоторые трудности с запчастями, которые Кировскому заводу приходилось изготавливать поштучно.

Серийные контейнеровозы решили строить на Черноморском судостроительном заводе. Дополнительным удобным фактором являлось наличие в Николаеве предприятия-изготовителя энергетических установок – ЮТЗ.

5 ноября 1975 года головной контейнеровоз «Капитан Смирнов» был заложен на Черноморском заводе. Как и тяжелые авианесущие крейсера, строящиеся на соседнем нулевом стапеле, корабли типа «Атлантика» являлись сложными и принципиально новыми. Листовой металл для них обрабатывался на машинах «Кристалл» с программным управлением, широко использовались предстапельные площадки для формирования крупногабаритных секций корпуса.


«Капитан Смирнов» у причала в Ильичевске


29 июля 1977 г. «Капитан Смирнов» был в торжественной обстановке спущен на воду. Он получил свое название в честь капитана Александра Петровича Смирнова, одного из заслуженных капитанов Балтийского пароходства. В 1941 году, во время знаменитого Таллинского перехода, капитан Смирнов, которому шел уже 67-й год, командовал судном «Иван Папанин». Он погиб от разрыва немецкой авиабомбы на мостике.

Сразу же после спуска «Капитана Смирнова» произошла закладка следующего контейнеровоза – «Капитана Мезенцева». Этот корабль сошел на воду 2 марта 1979 года. Второй корабль серии строился заметно быстрее головного: достройка «Мезенцева» заняла всего 7 месяцев (у «Капитана Смирнова» этот показатель равнялся 17 месяцам), и в конце декабря он был передан заказчику. «Капитан Смирнов» был введен в эксплуатацию в том же 1979 году.

Третий контейнеровоз «Инженер Ермошкин» заложили в марте 1979-го, а спустили 19 апреля 1980 года. Технология строительства судов совершенствовалась: стапельный период постройки «Ермошкина» был на 5 месяцев короче, чем у «Мезенцева». В конце 1980 года его сдали заказчику.


«Инженер Ермошкин»


Закладка четвертого контейнеровоза состоялась несколько позже – 1 июля 1983 года. Свое название «Владимир Васляев» он получил в честь первого секретаря николаевского обкома, преподавателя НКИ, участника Великой Отечественной войны Владимира Александровича Васляева. Этот человек, более 9 лет занимавший ответственный пост, много сделал для развития Николаева как города и центра кораблестроения. 5 декабря 1986 года контейнеровоз «Владимир Васляев» был спущен на воду, а к лету 1987-го – достроен.


«Владимир Васляев» сходит со стапеля


Все четыре контейнеровоза вошли в состав Черноморского морского пароходства. Их планировалось использовать на дальние рейсы – в Японию и другие государства Восточной Азии. «Капитан Смирнов» после вступления в строй был поставлен на линию Черное море – Вьетнам. За 50 суток он посещал 16 портов. Другие контейнеровозы ходили в Йокогаму, Нагасаки, Владивосток и другие порты.


«Капитан Мезенцев» на разгрузке


Корабли вобрали в себя много передовых технологий тех лет. Для удобства швартовки они были оборудованы девятью электрическими автоматическими лебедками. Предусматривалась дистанционная отдача якорей из ходовой рубки. Для маневрирования в акватории порта контейнеровозы были оборудованы специальными подруливающими устройствами. Суда могли перевозить генеральные грузы, колесную технику и контейнеры международного стандарта. Для погрузочно-разгрузочных операций на борту имелось 14–15 высокоманевренных автопогрузчиков производства финской фирмы «Валмет».

Корабли проекта «Атлантика» при всей своей рентабельности отличались большим потреблением топлива на больших скоростях, и борьба за повышение экономических характеристик продолжалась на протяжении всего периода эксплуатации этих контейнеровозов. Был выработан оптимальный режим работы двух газотурбинных турбозубчатых агрегатов: в работе находился газотурбинный двигатель и теплоутилизирующий котел одного борта и паровая турбина другого борта. Подобное решение позволяло поддерживать ход в 19–20 узлов и снизить расход топлива на 25%.

Корабли типа «Капитан Смирнов» успешно справлялись со своими задачами, однако в 1991 году страна, которая создавала их для народного хозяйства, перестала существовать. На всем пространстве бывшего Советского Союза новые власти и сочувствующие начали с азартом делить доставшееся им колоссальное имущество, созидаемое десятилетиями. Некогда огромное Черноморское морское пароходство стремительно разграблялось. Не избежали печальной участи и контейнеровозы, применения которым в новых экономических условиях не нашлось.


«LCPL Roy M. Wheat». Бывший контейнеровоз «Владимир Васляев»


В конце 1990-х гг. корабли были проданы по цене металлолома. «Владимир Васляев» ушел за 5 млн. долларов. В начале 2000-х « Капитан Смирнов», «Инженер Ермошкин» и «Капитан Мезенцев» были утилизированы в Индии. Иная судьба ждала контейнеровоз «Владимир Васляев». Новый, в сущности, контейнеровоз заприметило командование военно-морских сил США и приобрело его для своих нужд. Корабль подвергся ремонту и модернизации. В него была врезана дополнительная 36-метровая секция – водоизмещение возросло до 50 тыс. тонн. На палубе установлены дополнительные 60-тонные краны. Корабельная электросеть заменена на американскую – с частотой 60 Гц. В результате переделок скорость снизилась до 20 узлов. Под новым названием «Лэнс-капрал Рой Вит» бывший советский контейнеровоз, а теперь войсковой транспорт Сил Быстрого Реагирования, вступил в состав флота США.

ЧСЗ: реконструкция завода и переход к крупноблочной сборке. ТАКР «Баку»
ЧСЗ: развитие тяжелых авианесущих крейсеров. «Минск» и «Новороссийск»
ЧСЗ: ТАКР «Киев»
ЧСЗ: научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»
ЧСЗ: китобазы и противолодочные крейсеры
Автор:
Денис Бриг
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Лексус Офлайн
    Лексус (Алексей) 20 декабря 2017 15:51
    +3
    В конце 1990-х гг. корабли были проданы по цене металлолома. «Владимир Васляев» ушел за 5 млн. долларов. В начале 2000-х « Капитан Смирнов», «Инженер Ермошкин» и «Капитан Мезенцев» были утилизированы в Индии. Иная судьба ждала контейнеровоз «Владимир Васляев». Новый, в сущности, контейнеровоз заприметило командование военно-морских сил США и приобрело его для своих нужд. Корабль подвергся ремонту и модернизации.

    И почему наши не выкупили... Сейчас бы не собирали "солянку" со всей страны для "сирийского экспресса".
    1. leonid-zherebtcov Офлайн
      leonid-zherebtcov (Леонид Жеребцов) 25 декабря 2017 08:50
      +3
      А Вы посмотрите на дату вашего комментария,а также поинтересуйтесь,что происходило в нашей стране и к сожалению других странах бывшего и (УВАЖАЕМОГО) СССР,тогда поймете почему пришлось собирать "солянку или винегрет" для Сирийского экспресса. Ведь были еще "ролкеры" других типов и десантные корабли типа "Иван Рогов" в период с1985 по 199...год. Увы...
  2. san4es Офлайн
    san4es 20 декабря 2017 15:54
    +7
    «Владимир Васляев» ушел за 5 млн. долларов. Под новым названием «Лэнс-капрал Рой Вит» бывший советский контейнеровоз, а теперь войсковой транспорт Сил Быстрого Реагирования, вступил в состав флота США.

    Спасибо за статью hi

    ...Меняет название...Фальш-трубы, ещё не перекрасили...
    Теперь-же он такой:
    1. Лексус Офлайн
      Лексус (Алексей) 21 декабря 2017 01:56
      +1
      Фальш-трубы, ещё не перекрасили...

      Это ленточка цветов ВМС США. Официально синий с золотым. Просто на фоне различной основной окраски смотрится по-разному.

  3. NF68 Офлайн
    NF68 (Николай.) 20 декабря 2017 16:57
    +3
    ++++++++++
  4. saturn.mmm Офлайн
    saturn.mmm (михаил) 20 декабря 2017 19:13
    +2
    Как не печально но ЧСЗ это уже история.
    1. Plombirator Офлайн
      Plombirator (Денис) 20 декабря 2017 20:59
      +6
      Серия и писалась для раздела "История". Но так решил модератор...
  5. svd-73 Офлайн
    svd-73 (Сергей) 20 декабря 2017 20:27
    +5
    На этом фото немного обводами корпуса наши крейсера напоминает
    1. Mista_Dj Офлайн
      Mista_Dj (Дмитрий) 31 декабря 2017 11:30
      +1
      Цитата: svd-73
      На этом фото немного обводами корпуса наши крейсера напоминает

      Эскизы, делали одни и те-же люди.
  6. serg2108 Офлайн
    serg2108 (sergei) 20 декабря 2017 20:42
    +3
    автору огромное спасибо за интересные статьи , может и про другие предприятия судостроительной промышленности СССР напишите, очень познавательно !!!!!!!!!!!+++++++++
    1. Plombirator Офлайн
      Plombirator (Денис) 20 декабря 2017 20:57
      +7
      Спасибо за отзыв! Серия про ЧСЗ была приурочена к 120-летию завода, которое, к сожалению, было больше похоже на поминки. Чем ближе к окончанию серии статей, тем печальнее. Тем более что Николаев - родной город. А насчет других предприятий судостроительной промышленности - если есть читательский интерес - надо обдумать.
      1. Дирижер Офлайн
        Дирижер 21 декабря 2017 00:06
        +3
        Большое спасибо за статьи. Очень познавательно. Да, судьба судов печальна, а Васляев , надо же какой кульбит в его судьбе , служить врагам.
  7. kig Офлайн
    kig 23 декабря 2017 18:08
    +1
    Вообще-то официальное название таких судов не контейнеровоз, а "судно типа ро-ро", или по-простому ролкер. Контейнеровоз - это судно, созданное специально для перевозки контейнеров и ничего более, а эти могли возить что угодно. Рампа была, по-моему, грузоподъемностью 60 тонн. Можно было перевозить колесную технику, хоть и с 16 колесами, а также гусеничную ...
    А во Владивосток эти суда никогда не заходили.

    Добавление по В.Васляеву: американцы, хотя и значительно переделали корпус, тем не менее полностью оставили силовую установку.
    1. leonid-zherebtcov Офлайн
      leonid-zherebtcov (Леонид Жеребцов) 25 декабря 2017 09:03
      0
      Вы ошибаетесь...,если не изменяет мне память , ролкер "Капитан Смирнов" имел трамповый заход во Владивосток в 1982 году...
      1. kig Офлайн
        kig 25 декабря 2017 11:43
        0
        ну может и зашел один разок.
  8. реалист Офлайн
    реалист (Лебедев Александр) 26 декабря 2017 14:49
    +1
    что имеем не храним , потерявши плачем -старая поговорка . революции в россии делают свое дело , отбрасывают развитие на 25-40лет назад каждый раз . а наглосаксы радуются и ищут способы устроить новую революцию.....
  9. Mista_Dj Офлайн
    Mista_Dj (Дмитрий) 31 декабря 2017 11:44
    0
    Эх, Николаев...
    ЧСЗ: на борту ТАВКР Брежнев, мну в пионЭры принимали.
    За достоверность и непредвзятость - отдельный респект!
    Спасибо за поднятую тему!
  10. morved Офлайн
    morved (Валерий) 6 марта 2018 16:53
    0
    А что нибудь известно о Blasco Oriental Line? В какие порты были заходы, какой срок судооборота, дата открытия?
Картина дня