Яматогура – снаряжение японского всадника

78
«У плохого наездника всегда виноват его конь»
Японская поговорка


Когда предки современных японцев перебрались через Цусимский пролив и оказались в Японии, они встретили там людей совершенно на них непохожих – смуглых, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами, да вдобавок еще и поклонявшихся предку-медведю. Неудивительно, что плосколицым и желтокожим пришельцам с весьма редкой растительностью на лице и жесткими прямыми волосами аборигены пришлись не по душе. Но они сумели переправить через море лошадей и это сыграло решающую роль в противостоянии местных айнов и желтолицых пришельцев. Медленно, век за веком оттесняли они аборигенов на север. А вся их история была одной сплошной войной. В условиях гористой и сильно пересеченной местности именно лошадь стала главным средством передвижения воинов, если только они хотели быстро добраться до места сражения. Иначе путь от столицы до границы занимал пусть не многие месяцы, а уж недели точно. Вот почему традиционное войско самураев это прежде всего конные лучники, вооруженные мощными составными луками из бамбуковой древесины. Но каковы были лошади самых первых самураев и каково было их конское снаряжение? Об этом сейчас и пойдет наш рассказ.




Седло и стремена самурая конечно не всегда были такими вот пышными и красивыми, но подчас они представляли собой самое настоящее произведение искусства! (Токийский национальный музей)

Итак, никакое войско самураев нельзя даже представить себе без лошадей. Правда, в Японии не было в обычае иметь при армии громоздкие обозы, характерные для армий средневековой Европы, но само их войско было конным, пусть даже пехота со временем в нем и стала преобладать. И так как все самураи были прекрасными наездниками (а умения ездить верхом было прерогативой отнюдь не только мужчин, но и женщин из самурайских семейств!), они не только передвигались и сражались, сидя верхом на лошади. Известно, что лошади водились на Японских островах еще в глубокой древности, но они были низкорослы, и непригодны для верховой езды. Скаковых же лошадей завезли сюда с материка в V веке. Причем нужно подчеркнуть, что именно появление этих животных и применение их в военном деле как раз и вызвало появление тех специфических доспехов из маленьких металлических или кожаных пластин, которые стали характерными доспехами самураев Японии. Такая конструкция давала всаднику высокую подвижность, облегчала ведение стрельбы из лука с коня и одновременно давала хорошую защиту от стрел, выпущенных другими всадниками!

Яматогура – снаряжение японского всадника

Самураи были конными лучниками, поэтому снаряжение для стрельбы было для них очень важной частью боевой амуниции. Колчан эбиру. Стрелы просовывались через решетку сверху, а внизу вставлялись своими наконечниками в связку тростника.

Конское снаряжение самураев называлось яматогура, и если сравнивать его с европейским, то оно от него довольно сильно отличалось. Начнем с седла, называвшегося кура, затем идет сбруя – багу, состоявшая из предметов, заимствованных японцами с материка. Ленчик, то есть каркас седла, делали из дерева. При этом форма его была такова, что седло имело высокие луки как спереди, так и сзади. Задняя лука была традиционно наклонной, чтобы всадник мог с удобством стрелять из лука во все стороны, то есть не только вперед, но также и назад. На седло укладывали кожаную подушку, а снизу прикрепляли подпругу харуби и потник кицукэ, сделанный из ткани либо кожи, который мог иметь форму либо овала, либо прямоугольника. Что касается стремян, то они использовались в Японии уже в V веке. Судя по фигурам ханива, которые были найдены в древних гробницах эпохи Кофун, они практически не отличались от современных. Но потом появились стремена цуба абуми с носком, которые закрывали переднюю половину стопы всадника, заменившие более раннюю конструкцию.


Стремена эпохи Кофун. (Токийский национальный музей)

В эпоху Нара основание стремя, которое поддерживало подошву всадника, стало удлиняться. Так появилось стремя промежуточного типа хансита абуми. В конце периода Хейан появилось новое стремя фукуро абуми или мусаси абуми с подошвой на всю длину стопы всадника, а носки для пальцев удалили. Боковые стороны были открыты для того, чтобы не допустить, чтобы всадник ловил стремя ногами.


Стремена XVIII века. (Токийский национальный музей)

Военный вариант этого стремени ситанага абуми оставался в употреблении до тех пор, пока в конце XIX века в Японии не появлялись европейские стремена. Неизвестно почему японцы разработали этот уникальный стиль стремени. У них была характерная лебединая форма, изогнутая вверх и назад спереди, чтобы достичь правильного баланса. Большинство дошедших до нас образцов этого периода полностью изготовлены из железа (и, кстати, весят они до 10 кг!). Подножки иногда перфорируются, чтобы выпускать воду при пересечении рек, и эти стремена называются суйба абуми. И железные, и деревянные стремена покрывали лаком и расписывали золотом и серебром, так что японские стремена нередко выглядели словно самые настоящие произведения искусства!


И это тоже XVIII век. (Токийский национальный музей)

Управляли лошадью при помощи удил куцува и поводьев куцу-вадзура, имевших вид широких шелковых двухцветных лент (при этом один из цветов обычно был белым). Длинный гибкий прут мути, которым можно было хлестнуть заупрямившегося коня, обычно дополнял поводья, а вот шпоры японцам известны не были. Но их, скорее всего, заменяли острые края у стремян. Также в обычае было украшать сбрую лошади пышными кистями из прядей шелка или шерсти разных цветов. Из-под седла с обеих сторон свешивались еще и длинные цветные ленты, иногда с колокольчиками на концах – ханэ. Гриву коня часто подстригали в виде короткого гребня, а хвост обязательно подвязывали или убирали в мешок обукуро из яркой ткани.


Железное стремя с одного из интернет-аукционов (вес пары – 10 кг).

Очень важной принадлежностью японского всадника была большая (длиной приблизительно в два метра) накидка хоро, делавшаяся из ткани и крепившаяся на шлеме и на талии самурая при помощи завязок. При быстрой скачке хоро раздувалась, словно парус, отчего фигура воина зрительно увеличивалась. Возможно, что это «приспособление» придумали, чтобы пугать лошадей противника, хотя есть мнение, что хоро прежде всего защищала спину воина от стрел, которые могли бы попасть в него сзади. Позднее ее стали использовать для опознавания, поскольку всадники с огромными «мешками» ярких цветов за спиной были хорошо заметны издали. При этом конструкция хоро со временем как раз и изменилась таким образом, что превратилась в самый настоящий мешок. Придуман был даже особый каркас из гибких ивовых прутьев, имевший форму перевернутой корзины, которую и обтягивали тканью.


Иллюстрация из японского журнала «Армор моделлинг», демонстрирующая способы посадки на лошадь и увеличения среднего роста японцев и их лошадей.

Неотъемлемой частью военной экипировки как всадника, так и пехотинца в японской армии являлась веревка ко-синава, которую возили у седла, а пехотинцы носили на своих доспехах под поясом оби. Длиной она была около 1,5 м, и имела кольцо либо петлю на конце и могла использоваться и как запасная подпруга для коня, и чтобы связать захваченного пленника, или чтобы закрепить на лице маску мэмпо. Асигару и офицеры имели веревку каги-нава, имевшую длину около трех метров, с несколькими крюками на конце. Эту веревку использовали для того, чтобы взбираться на стены, захватить лодку, подвесить на стену доспехи и т. п.


Конструкция японского конского доспеха из журнала «Армор моделлинг». На ткань нашиваются кусочки лакированной кожи или металла. Аналогичным образом устроен и доспех всадника.

Интересным предметом был и специальный спасательный пояс уки-букуро, который был сделан из высушенных бычьих пузырей, которые можно было надуть и использовать этот пояс при форсировании реки или озера. Им следовало обвязать себя вокруг талии или груди и так уравновесить вес доспехов в воде. Перевозили его тоже у седла или обвязывали его вокруг крупа коня. Надо отметить, что все эти предметы отнюдь не были каким-то особым снаряжением легендарных ниндзя, как это часто представляют, а были обычной частью экипировки самого обыкновенного японского солдата.


Когда в Японии появилось огнестрельное оружие, как и в Европе, там появились конные стрелки, которые стреляли из пистолетов и карабинов, сидя в седле. Разница была лишь в том, что в Европе в массовом количестве производились пистолеты с колесцовыми замками, тогда как в Японии самым распространенным был фитильный замок.

Конские доспехи в Японии назывались ума-ёрой и они были известны. Однако они так и не получили такого широкого распространения, как в Европе. То, что они существовали, мы знаем по дошедшим до нас их изображениям. Ну, а почему они не были популярны – понятно. Несомненно, это было вызвано тем обстоятельством, что японские лошади были низкорослыми, а горный рельеф Японии вместе с обилием текущих с гор рек и ручьев требовал от всадников прежде всего забот о подвижности и уже затем о защищенности своих скакунов. Недаром японских всадников специально учили переплывать озера и реки с бурным течением, и не просто переплывать. Сам самурай при этом должен был еще и стрелять из лука! Понятно, что ни один европейский конь, одетый в тяжелые доспехи, ничего подобного сделать бы просто не смог. Изображения самураев, одновременно плывущих и при этом сидящих верхом на лошадях, довольно часто встречаются в японской живописи, то есть это было делом широко распространенным, которое не представлялось тогдашним художникам чем-то таким уж необычным!


Седло самурая. Эпоха Эдо, XIX в. (Музей искусств Бостона)

Другим важным отличием всадников-самураев от европейских рыцарей была их манера садиться на коня справа, опираясь при этом на пятку, в то время как в Европе все делалось наоборот. При этом самурая в седло слуги подсаживали точно так же, как это было принято и у оруженосцев Западной Европы. Интересно, что высокую роль лошади в японском обществе подтверждаются даже родовыми гербами – монами. Так, гербом известного самурайского рода Симадзу была такая важная деталь как псалия, а гербом рода Хирано было изображение коня.
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    25 декабря 2017 06:49
    Ух ты, какая красота!
    Супер!
    Отличие самурая от рыцаря, особенности экипировки...
    Да в комплексе (с учетом прошлых и будущих статей) вполне получится рыцарская энциклопедия Запада и Востока!
    1. +11
      25 декабря 2017 07:32
      Рад, что Вам понравилось. Я тоже когда это впервые нашел, полчаса от восторга "по потолку бегал". Рыцарская энциклопедия, в общем-то, уже получилась. Книга "Англоязычная историография рыцарского вооружения" выходила в Германии (рус.), а книга "Рыцарское вооружение" ("Ломоносовъ") в России. Но.. обе они без иллюстраций. И вот с иллюстрациями-то пока не выходит никак. Дорого! Книга про самураев вышла тиражом всего 1500 экз. На всю страну. Так что пока увы, хорошо, что есть ВО!
      1. +5
        25 декабря 2017 11:54
        Цитата: kalibr
        Книга про самураев вышла тиражом всего 1500 экз.

        Кстати, хорошая книга - приятная бумага, хорошие иллюстрации, содержание тоже очень достойное. Рекомендую.
  2. +20
    25 декабря 2017 07:28
    Национальные особенности всегда интересны.
    Даже седло самурая показывало кто он такой)
    Спасибо!
  3. +9
    25 декабря 2017 07:29
    Топ-топ - лошадка моя.
    Вижу себя на картине -
    В просторе летних лугов.
    1. +7
      25 декабря 2017 07:39
      Лошадка моя плетется едва-едва,
      Звон цикад в траве -
      Ну и жара!
      1. +11
        25 декабря 2017 11:03
        Скрип седла подо мной,
        Ветер рану холодит старую,
        Покой не по карману мне. stop soldier
        1. +6
          25 декабря 2017 11:43
          Лучик дробится в шестнадцати гранях стакана
          Солнце над Фудзи встает
          Сильно болит голова
          (Не мое)
          1. +4
            25 декабря 2017 11:48
            Упал сумоист
            Задрожали татами
            Ай хороший был выстрел!
            (то же не мое)
            1. +7
              25 декабря 2017 13:19
              кажется, многоуважаемый Авиатор выкладывал в свое время:
              Бережно грабли кладу
              Перед соседа дверью.
              Ошибкам учиться хочу. wink drinks
              1. +4
                25 декабря 2017 13:53
                Не знаю кто, но как ответ пойдет:
                Тот, кто насмехается над другими, глуп.
                Поэтому он сам виноват,
                Что его зарубили.
                1. +3
                  25 декабря 2017 14:38
                  был же исторический случай с двумя слугами, подчеркивающий правоту этого высказывания. request
                  1. +3
                    25 декабря 2017 14:53
                    Это, какой такой случай? Поделись Николай? good
                    1. +3
                      25 декабря 2017 15:24
                      по памяти, Алексей (Виктора Николаевича нет, жаль, он бы нашел и дополнил good ):
                      Какой-то дайме со свитой переправлялся через реку. Один из его слуг (асигару?) начал задирать лодочников. И огреб веслом по башке. Второй же слуга оттащил упавшего задиру и извинился перед лодочниками за недостойное поведение своего коллеги. Когда дайме узнал об этом случае, он приказал казнить обоих. Тот, который извинился, должен был либо не допустить разрастания конфликта, либо, когда его товарища-дундука уже "оздоровили", должен был вытащить меч и драться с лодочниками. Как-то так! request
                      1. +2
                        25 декабря 2017 15:51
                        Так и так - опозорили господина...Восток...
                      2. +3
                        25 декабря 2017 16:05
                        Цитата: Микадо
                        Когда дайме узнал об этом случае, он приказал казнить обоих. [/i]

                        Понты - наше все!
          2. +3
            25 декабря 2017 11:53
            Кстати, очень похоже на стихи одного поэта, любившего прикладываться к сакэ.
            Как странствующий монах
            Так и саке
            Сквозь годы проходит
            1. +4
              25 декабря 2017 13:53
              во время падения Камакуры один воин-монах сложил перед сэппуку приблизительно следующие строки:
              По дороге на Фидзияму
              Помедли немного,
              Побеседуем о мимолетности мира.

              сам себе реквием написал... Производил по памяти, могу ошибаться, у Тернбулла оно полностью приведено. hi
        2. +2
          25 декабря 2017 11:52
          Вот по улице галопом
          Скачет кавалерия -
          Впереди Антон и Степа,
          Позади Валерия.

          У забора враг стеной -
          Лопухи с крапивой...
          И отряд вступает в бой
          С их несметной силой!!!

          Лопухи бойцам лихим
          Сдались добровольно,
          А крапива ноги им
          Искусала больно...

          Враг повержен,но зудят
          Раны после драки...
          К речке конники спешат
          Смыть следы кусаки.

          Конаева Ольга
    2. +4
      25 декабря 2017 15:42
      Алексей Анатольевич, как самурай-самураю, "Цветущая сакура" из Кингисеппского историко-краеведческого музея. Ну, и другим коллегам тоже. drinks Уже выкладывал, но красота есть красота! Не зря же я мимо нее не смог пройти, чтоб не отснять what
      1. +3
        25 декабря 2017 16:31
        Лошадки-лошадки?
        Опарышева на Вас "рифмоплетов" нет, он бы Вам показал "кузкину коняшку" то есть ее отсутствие в Евразии!
        Ну, ну "саке" самураи поддали и уже картинки с цветущей цакурой метают! Да еще байки про тфу "воду" и "лодки" травят и не одной рыбки!
        Все я на Вас обидился пока не признаете, что под крайним правым деревом сидит "кошатка" ноги моей в Вашей компании не будет. Пойду "сепуку" делать - рыбке в миске!

        Не обижайтесь друзья шучу!

        Статья класс, стихи класс, коментарии тоже класс, по поводу саке это на любителя, а на картине если я не ошибаюсь, то зуб даю, что замысел художника вдохновил его кошатка и лошадки тут непричем!!!
        Ваш Котище!
        1. +3
          25 декабря 2017 16:47
          Срочно валерьянки ГлавКоту сайта! fellow А то ведь уйдет, коты они такие, сами по себе! request
          И.. позовите Марата кто-нить, раз пошла такая пьянка... wink можно с Куриосомdrinks они всех научат правильно сакэ пить! (кого-то - валерьянку wink )
        2. +2
          25 декабря 2017 16:50
          Не печалься, Котище, коты очень даже вдохновляли японцев.
          Вконец отощавший кот
          Одну ячменную кашу ест…
          А еще и любовь!
          Босё

          Лист опавший поймал
          и лапкой прижал осторожно
          смешной котенок...
          Исса
          1. +3
            25 декабря 2017 19:30
            Толстый жирный кот из миски мясо жрет.
            Лакает молоко и это хорошо!
            Японский тощий кот, пускай себе идет.
            У нас наступит март и what ну дальше хотелось описать, у нас в России у котов крутить любовь по цветущей сакурой уже не в тренде, заборы (если выдержат) и теплотрассы позволяют крутить романы и суровой зимой! Но талантов нема, так что довольствуйтесь прозой.
            Пойду гуманитарку тощему коту японскому собирать, а то из-за любви издохнет однако.
            1. +3
              25 декабря 2017 20:43
              У меня во дворе трубы теплотрассы идут поверху. И на них живут 5 трубных кошек! Их кормит одна сердобольная женщина и я иногда. Сначала они жили под дождем и снегом. Я им крышу сделал из двери. Все-таки стали они сухие сверху. Потом нашлись люди прикрыли это все брезентом, пластиком и вышел домик! И они там ночуют, даже в сильные морозы от труб тепло! Очень воспитанные, деликатные киски. Моя с ними не водится. У нее свое дерево на газоне у дома и фойе магазина Магнит. Другие кошки если приходят к нему, то сидят у дверей, а моя знает, как раздвигаются двери и идет прямо в фойе. Там бывает и сидит, когда холодно. Ждет когда мы ее заберем. Сама в дом не ходит. Боится больших собак, что живут в соседней квартире. На фото она спускается со своего дерева.
            2. +3
              25 декабря 2017 20:54
              И еще до кучи о кошках... Мне нравится о них вот это стихотворение:
              Пока живется – беги, играй,
              Топорщи пушистый хвост.
              Ты знаешь, коты попадают в рай
              Сквозь черные дыры звезд.
              Засыплет небо по край снежок –
              Отсюда и до утра.
              Ты сам отыщешь тропу, дружок,
              Когда подойдет пора.
              Цепочка мягких твоих следов
              Из дома уйдет легко,
              В страну кошачьих святых садов,
              Где в ручьях течет молоко.
              Где можно гулять по густым лугам
              И прыгать бесстрашно с крыш,
              Где нету места твоим врагам,
              Где некому крикнуть «Кыш».
              И можно самим по себе котом –
              Попробуй хоть пальцем тронь!
              В холодный вечер явиться в дом
              И лечь и смотреть в огонь.
              И ангел в свитере до колен
              Погладит тебя… Пойми -
              В кошачьем раю никому не лень
              Для кошек побыть людьми.
              Усни спокойно в ногах, дружок.
              Мне тоже приснятся сны –
              Что в звездном небе горит флажок
              Кошачьей твоей страны.
              Ника Батхен. Песенка для маленького друга.
              1. +3
                25 декабря 2017 21:49
                У нас в Нижних Сергах половина теплотрасс проходит по верху. Так что коты их используют для перемещения ка в зимнее, так и летнее время. По поводу заборов у соседа черный кот сибиряк или перс под 8 кг удирал от собаки. Забрался на деревянный штакетник и стал показывать свое искренние презрение псиным. В это время с другой стороны забора на него прыгнула другая собака. До кота не допрыгнула ударилась в штакетник. Забор упал на первую псину, кот на вторую. Естественно кошак как только шлепнулся на круп второй впустил в ее все свои когти. Та ломанулась в доль улицы, кот на ней. Сняли парня через минут пятнадцать.
                1. +3
                  25 декабря 2017 22:11
                  у меня был случай в Доминикане. Поехали мы на экскурсию по провинции Альтаграсия, как говорили, в "доминиканскую глубинку". Парк национальный, прогулка там, все такое, потом привезли в местную закусочную на обрыве моря, поесть и выпить. Миша (приятель по отпуску, заслуженный офицер) говорит - пойдем по улице пройдемся. Идем, солнце палит, над головами птицы летают - пеликаны, фрегаты... красота, короче! fellow Подходим к рыбной лавке. Навес, под ним прилавок, продавца нет - эти афролатиноамериканцы вообще через себя не переломятся, пока им что-то от тебя не надо. negative Главное не это! Через дорогу от лавки.... на ремне, привязанном к столбу, сидит кот! belay Зачем его так посадили - Бог знает, но сидит! request Мы его сразу окрестили - "политический кот". laughing Посмеялись, развернулись, пошли есть.. Ром у них хорош! Да и танцы красивые - с нами местная молодежная танцевальная группа ездила, развлекалаfellow good
                  1. +5
                    25 декабря 2017 22:56
                    Ну вот, что с вами кошатниками делать?!?!?! А у меня собака!!!! Дрянь, помоешница, зараза гнедая...., лабрадор, одним словом. Но я ее люблю!
                    "Когда у нас будет квартира побольше, мы заведем слоника"
                    "Денискины рассказы" (В. Драгунский)
                    1. +4
                      25 декабря 2017 23:42
                      это ж сколько слонику-то наполнителя покупать... belay у меня у брата бигль - то же самое, по Вашему описанию; с одной стороны - говорит, "ненавижу" (жена его купила!), с другой - подкармливает тайком wink как-то собрались у него гости, и я, в том числе, уж не помню, что за повод был, года три назад. Светка (супруга Лелика) приготовила "наполеон" (который не Бонапарт), благо дело было в ноябре, поставила на балкон. Собаке завязали морду (на липучке хрень такая, ремешок). Пока все взрослые бухали, этот хитрозадый деятель - уж не знаю как, то ли дверь кто-то не прикрыл, то ли еще что - проник на балкон... wink в общем.. когда принесли "сладкое".. половина верхней части "не-бонапарта" была ВЫСОСАНА через тот "калибр", что позволяла завязка на морде... request drinks
                      1. +2
                        26 декабря 2017 06:15
                        Одаренный песик! После превращения гостинной в руины, милая купила питомице намордник. Теперь, в отсутсвие хозяев, собачка занята, играет в "садомазо".
                      2. +3
                        26 декабря 2017 09:06
                        Цитата: Микадо
                        ...этот хитрозадый деятель - уж не знаю как, то ли дверь кто-то не прикрыл, то ли еще что - проник на балкон... wink в общем.. когда принесли "сладкое".. половина верхней части "не-бонапарта" была ВЫСОСАНА через тот "калибр", что позволяла завязка на морде... request drinks

                        Воспитывать надо)
                        То же случай был. Разогрел я себе на завтрак сосиску, да только горчицу забыл. Пока сходил до холодильника, пока обратно, возвращаюсь, а тарелка пуста. А рядом со столом мой кобель сидит - морда довольная и облизывается только. Вот честно, пальцем не тронул, только сказал: "Что же ты пес нехороший делаешь! Взял и сосиску мою сожрал. Уйди с глаз долой." Пес понурившись ушел. Пока жена новую сосиску греет, сижу грущу. В комнату заходит пес, а в зубах тащит тапок. Кладет этот тапок передо мной, поворачивается филейной частью и зажмуривается: "мол что ж там, виноват, наказывай, хозяин." Наказывать, конечно не стал, так отчитал для порядка - пес, конечно, обрадовался, что без порки остался, запрыгал. От всего этого, ржали всей семьей полчаса.
          2. +3
            26 декабря 2017 10:36
            Цитата: merlin
            коты очень даже вдохновляли японцев

            Звучит неоднозначно. Например, сямисэны обтягивались кошачьими шкурками. Японцы действительно любят кошек. Но и сямисэны им очень нравятся. Поэтому они предпочитают делать вид, что не знают, откуда берутся шкуры на обтяжку инструмента. Причем шкура качественная, с заматеревшего пятилетнего здорового кота.
        3. +2
          25 декабря 2017 17:32
          Ох, не поминайте к ночи, а то враз появится, как черт из табакерки. Японцы же вообще очень трепетно относились к кошкам. Считали, что человек обидевший кошку очень рискует. Его киса может превратить в огромный дух и он станет ловить обидчика в доме огромными лапами. Или толкнет его под поезд, когда он стоит на перроне!
          1. +4
            25 декабря 2017 19:32
            Жесткое средневековье поверье "коты - призраки толкают японских бабушек под поезд"!
  4. +8
    25 декабря 2017 10:41
    Автору спасибо. Интересно и познавательно.
    Не помню, в какой именно книге, давно было, прочитал и удивился, что в Японии основным оружием самурая действительно считался лук, а не меч. Казалось бы, самурайские мечи известны на весь мир, катана - венец эволюции клинкового оружия (есть такое мнение) и в таком духе... Мне представлялось, что в Японии с самых ранних веков должен был развиваться культ именно меча, ан нет. Действительно, оружием самурая долгое время считался именно лук. Мне это кажется странным, ибо на континенте лук культивировался, в основном, у кочевых народов, большую часть времени, проводивших в седле.
    По моему мнению, в Японии, с ее пересеченными ландшафтами, до крайности сложно выращивать большое количество лошадей, которым нужны обширные ровные пастбища (сколько риса на них можно было бы высадить, сколько людей прокормить вместо одной лошади! smile ). В силу этих причин лошадей должно было быть мало и они могли являться достоянием только военной элиты. Тезис о том, что
    в Японии ... само их войско было конным, пусть даже пехота со временем в нем и стала преобладать.
    в этой связи кажется мне, по меньшей мере, оспоримым. Да и хлопотно это - скакать на лошадях по горно-лесистой местности в ходе боевых действий.
    И все-таки странный народ японцы. Судя по конструкции стремян они совершенно не практиковали в военном деле таранный удар копьем. Интересно, почему?
    1. +3
      25 декабря 2017 12:02
      Цитата: Лужский
      Действительно, оружием самурая долгое время считался именно лук.

      И не только это удивительно. Хотя, казалось бы... но
      Оружие рыцаря - копье.
      Оружие римского легионера - меч (гладиус)
      Оружие поместной конницы - лук.
      Цитата: Лужский
      Судя по конструкции стремян они совершенно не практиковали в военном деле таранный удар копьем. Интересно, почему?

      Наверное потому что умели стрелять из лука.
      А если серьезно, то как раз совершенно непонятно, почему в Западной Европе конные лучники отсутствовали как класс. Кажется у калибра, была статья с версией, на эту тему: что существуют народы, которые любят лук, и те которые его презирают.
      1. +3
        25 декабря 2017 12:27
        Однако в средние века европейские рыцари относились к луку с большим предубеждением. Почему? На этот вопрос ответил английский историк и редактор журнала "Милитари иллюстрейтид" Тимоти Ньюарк в своей статье "Почему рыцари никогда не использовали луки?", опубликованной им в своем журнале еще в 1995 году. На сегодня это, пожалуй, самый важный вопрос, связанный с генезисом защитного и наступательного вооружения воинов Евразии. Вердикт ученого был таков:
        "В средние века самым эффективным оружием были лук и стрела, особенно композитный лук, из которого стреляли со спины лошади. Величайшими конными лучниками средних веков были, конечно, гунны, монголы и турки. Их имена воскрешают в памяти страшные образы мчащихся конных воинов, ускользающих от атаки, имитирующих отступление только для того, чтобы обернуться в седлах и спустить с тетивы смертельный град стрел. Но, не смотря на повторяющиеся поражения от рук этих восточных орд, военная эффективность таких конных лучников никогда не использовалась военной элитой Западной Европы. Рыцари никогда не использовали лук и стрелы. Почему?
        В течение всего Средневековья рыцари верили, что убивать противника стрелой из лука подло и не делает чести хорошему воину. Истинное рыцарское благородство достается победителю в смертельной схватке один на один с копьем, мечом или булавой. Использование лука и стрелы было оставлено для людей, стоящих ниже по своему социальному статусу, которые не могли сражаться так же смело или храбро, как их господа. Именно поэтому в лучники набирали крестьян, которые не могли купить себе лошадь, даже если их материальное благополучие и позволяло им это сделать; поэтому в основной своей массе европейские лучники были пешими, и только социальный и культурный снобизм не позволил конным лучникам стать характерной частью войны в Европе.
        Интересно, что негативное отношение к луку возникло в Европе задолго до появления там самих рыцарей. Так, в пьесе Эврипида в V веке до нашей эры один из ее героев порочит доблесть Геракла: "Он никогда не носил щит или копье. Он использовал лук, оружие труса — чтобы ударить и убежать. Луки не делают героев. Настоящий мужчина только тот, кто тверд духом и осмелится стать против копья".
        Отец Геракла говорит в его защиту: "Человек, искусный в стрельбе из лука, может послать град стрел и еще что-то сохранить в запасе. Он может сохранять дистанцию так, что враг никогда не увидит его, только его стрелы. Он никогда не подставляется врагу. Это первое правило войны — нанести вред врагу, причем как можно больше, и при этом самому остаться невредимым".
        1. +1
          25 декабря 2017 12:33
          Да, именно об этой версии я и говорил.
          Только несколько странная она, потому что европейцы вообще-то довольно прагматичны.
          1. +2
            25 декабря 2017 12:38
            В чём то они прагматичны, но и в снобизме элит им не откажешь!
            Англичане так-же не думали, что их армии могут нести поражения от зулусов, индусов, афганцев и т. д.
          2. +2
            25 декабря 2017 15:48
            Тимоти Ньюарк считает, что это редкий случай "социального жеманства".
      2. +2
        25 декабря 2017 19:01
        Уважаемый Мерлин, как-то все Вы упростили?
        Оружие рыцаря - копье.
        Оружие римского легионера - меч (гладиус)
        Оружие поместной конницы - лук.
        Давайте по порядку:
        1. По рыцарям.
        Рыцарское копье оружие одноразовое, пускай мощное и наступательное, но первую атаку оно не переживало. Так что комплекс: копье+латы+могутный рыцарский конь - оружие первого удара, а дальше рыцарь доставал бастрад и .........
        В конечном итоге тактка легкой конницы с пиками оказалась в разы эффективнее. Еще Потемкин "говаривал", что его карабинеры и казачки не пример лучше кирасир прусских.
        2. По легионерам.
        Гладиус оружие нарицательное, но главным признаком легионера был всетаки шит - скутум и метательное копье - пилум. В целом тактика действия кагорты в ранней империи состояла в том, чтоб закидать противника дротиками, пилумами, а потом уже войти в ближний бой.
        К слову у легионера ранней республики и поздней империи гладиусов не было.
        3. Поместная конница!
        Учитывая, что она появилась на Руси в начале 15 века. То мечтой любого поместного всадника был пистоль, а лучше два. Если анализировать дошедшие до нашего времени списки поместного войска, то разнообразнее вооружения вообрзить невозможно.
        Метательное оружие: луки, пищали, пистоли, сулицы и др.
        Древковое оружие: копья, рогатины, совны, бердыши и др.
        Оружие ближнего боя: мечи, палаши, сабли, шестоперы и др.
        На самой известной гравюре с изображением войнов поместной конницы только двое из трех изображен с луком, зато все вооружены саблями.
        1. +1
          26 декабря 2017 08:35
          Цитата: Котище
          Уважаемый Мерлин, как-то все Вы упростили?

          Упрощение, конечно, присутствует. Однако все же...
          1. Тех же рыцарей считали копьями, в смысле - средневековой тактической единицы.
          2. Да, все верно, в поздней империи гладиусов не было. Ему на смену пришла спата. Если обратите внимание, то гладиус у меня взят в скобочки.
          3. С пистолями в 15в. все было не так просто - уж очень они не надежны были. К ним скорее отношение как к красивым, дорогим игрушкам было, а основой был лук.
          Естественно все перечисленные воины древности использовали разное вооружение, как и самураи, собственно, однако если о главном говорить, то все можно свести именно к тем видам о которых я говорил.
  5. +6
    25 декабря 2017 10:51
    Цитата: Лужский
    Судя по конструкции стремян они совершенно не практиковали в военном деле таранный удар копьем. Интересно, почему?

    Хорошие вопросы... Таранный удар не практиковали вначале! Его стали применять где-то в 14-15 веках, когда воевать стали в городах. А в лесу из бамбука кого таранить? Язык японцев относится к алтайской языковой группе. То есть они по происхождению кочевники из Центральной Азии.
    Лошадей было мало, да, и они были ценностью, но вначале войска самураев были именно конными. Об этом у Мицуо Курэ очень хорошо написано! И паслись, кстати, лошади не на равнинах, а на горных пастбищах, где рис не вырастишь!
    1. +3
      25 декабря 2017 13:43
      Цитата: kalibr
      А в лесу из бамбука кого таранить?

      Вопрос не в том где, а в том кого. smile Вероятно, противники самураев не сражались в плотном строю и не имели тяжелого защитного вооружения, уязвимого только для копейного удара. Может, железа в достаточном количестве не было?
      Я, кстати, вспомнил книгу, в которой читал про почитание лука у самураев, автор - Хироаки Сато, называется "Самураи. История и легенды". Чтобы вспомнить, пришлось погуглить, при этом случайно наткнулся на книгу "Атлас самураев" одного известного автора. wink
      Все-таки мне кажется, что по поводу массового применения конницы самураями, вы заблуждаетесь. Я убежден, что основная масса японской армии во все времена состояла, в основном, из пехоты, а конница, причем действительно, легкая и "стреляющая", составляла незначительную часть воинских формирований. Просто она комплектовалась из самых знатных и богатых воинов, свершения которых затмевали деяния простых воинов-самураев, поэтому в литературе, искусстве и различных хрониках того времени мы часто встречаем именно конных воинов.
      Впрочем, это исключительно мое мнение, никому его не навязываю и толком обосновать не могу, в чем честно сознаюсь. smile
      1. +2
        25 декабря 2017 15:47
        Книга Сато вещь интересная и, главное, хорошо переведенная на русский язык. Но все-таки, посмотрите еще книгу Мицуо Курэ. Там как раз много про всадников... И, кстати, да, периодически пехота доминировала в Японии. Вначале, но потом от нее практически отказались, и после войны Онин, а затем после распространения аркебуз.
        1. +1
          25 декабря 2017 16:04
          Цитата: kalibr
          И, кстати, да, периодически пехота доминировала в Японии.

          Если мне не изменяет память, то это происходило в периоды гражданских войн, когда количество юнитов становилось определяющим.
          А вообще, думается, при общей высокой цене на самурайскую экипировку - лошадь уже не смотрится таким уж дорогим удовольствием.
          1. +2
            25 декабря 2017 17:37
            Тоже правильно, поскольку цена меча и доспеха измерялась в кг. золота.
  6. +4
    25 декабря 2017 11:31
    Спасибо за статью! Очень интересно и познавательно.
    1. +3
      25 декабря 2017 11:49
      Сейчас вот только что подготовил материал о пластинках японских доспехов. Фото с сайта Токийского национального музея, так что есть на что посмотреть. Сейчас сижу, смотрю и балдею. Так что заходите еще.
      1. +2
        25 декабря 2017 11:52
        Обязательно, Вячеслав Олегович. Статья про доспехи явно назрела.
  7. +1
    25 декабря 2017 16:11
    hohol95,
    доказывает только то, что нужно думать башкой, прежде чем куда-то лезть. Иначе с ней можно и расстаться... hi
  8. +18
    25 декабря 2017 16:17
    Интересная статья
    Кстати
    манера садиться на коня справа
    - не предтеча ли правосторонних повадок в смысле правил движения?
    Шучу laughing
  9. +2
    25 декабря 2017 18:58
    Уважаемый Мерлин, как-то все Вы упростили?
    Оружие рыцаря - копье.
    Оружие римского легионера - меч (гладиус)
    Оружие поместной конницы - лук.

    Давайте по порядку:
    1. По рыцарям.
    Рыцарское копье оружие одноразовое, пускай мощное и наступательное, но первую атаку оно не переживало. Так что комплекс: копье+латы+могутный рыцарский конь - оружие первого удара, а дальше рыцарь доставал бастрад и .........
    В конечном итоге тактка легкой конницы с пиками оказалась в разы эффективнее. Еще Потемкин "говаривал", что его карабинеры и казачки не пример лучше кирасир прусских.
    2. По легионерам.
    Гладиус оружие нарицательное, но главным признаком легионера был всетаки шит - скутум и метательное копье - пилум. В целом тактика действия кагорты в ранней империи состояла в том, чтоб закидать противника дротиками, пилумами, а потом уже войти в ближний бой.
    К слову у легионера ранней республики и поздней империи гладиусов не было.
    3. Поместная конница!
    Учитывая, что она появилась на Руси в начале 15 века. То мечтой любого поместного всадника был пистоль, а лучше два. Если анализировать дошедшие до нашего времени списки поместного войска, то разнообразнее вооружения вообрзить невозможно.
    Метательное оружие: луки, пищали, пистоли, сулицы и др.
    Древковое оружие: копья, рогатины, совны, бердыши и др.
    Оружие ближнего боя: мечи, палаши, сабли, шестоперы и др.
    На самой известной гравюре с изображением войнов поместной конницы только один из трех изображен с луком, зато все вооружены саблями.
  10. Комментарий был удален.
  11. +4
    25 декабря 2017 23:14
    Статья - отличная!
    Обсуждение - увлекательное!
    Отсутствие упырей - вдохновляет!
    Ишачу по 12 часов и не попадаю в унисон - это печально.
    1. +3
      25 декабря 2017 23:34
      конец года! финишная прямая, переходим на спринт! laughing иначе никак...
      1. +2
        25 декабря 2017 23:44
        Не, я эти игры с цейтнотами и авралами уже пережил. Если б не болезнь, уже бы дурковал на лаврах.
        1. +3
          25 декабря 2017 23:47
          у меня аврал. Заявок новых мало, а те, что есть - на новый год, но "долги отдаю". drinks
          1. +2
            26 декабря 2017 00:00
            Одно из двух: либо эта ситуация для Вас не нова, либо Вы не связывались с "дочками" крупных структур.
  12. +2
    26 декабря 2017 00:53
    "Когда предки современных японцев перебрались через Цусимский пролив и оказались в Японии, они встретили там людей совершенно на них непохожих – смуглых, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами, да вдобавок еще и поклонявшихся предку-медведю. Неудивительно, что плосколицым и желтокожим пришельцам с весьма редкой растительностью на лице и жесткими прямыми волосами аборигены пришлись не по душе. Но они сумели переправить через море лошадей и это сыграло решающую роль в противостоянии местных айнов и желтолицых пришельцев".
    Откуда родился этот абзац?
    Вопросы этногенеза японцев и в настоящее время все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов. Но, я думаю, японоведы всех стран, прочитав этот абзац, они бы о... столбенели, что ли.
    А тут еще и переправа лошадей "желтолицыми пришельцами".
    Приток переселенцев с континента на Японские острова начался в III веке до нашей эры. "Первыми "желтолицыми пришельцами", судя по всему, были племена тунгусского присхождения. И встретили они на японских островах не только айнов.
    Поэтому, когда во второй половине III века нашей эры (через 600 лет) в Японию через Цусимский пролив перебрались кочевники с лошадями (до этого времени лошадей в Японии не было), формирование японского этноса практически завершилось. А по одной из гипотез, среди этих кочевников могли быть юечжи - "белые люди с длинными каштановыми волосами". Вот Вам и желтолицые пришельцы.
    1. +2
      26 декабря 2017 01:11
      Прошу прощения, вместо "формирование японского этноса практически завершилось", следует читать
      "формирование японского этноса в значительной мере завершилось".
    2. +1
      26 декабря 2017 10:45
      В статье про японские мечи в самом начале давалась историография, начиная от советского японоведа Спеваковского. Так что среди специалистов этот абзац в популярной статье для ВО удивления уж точно не вызовет.
      1. +1
        26 декабря 2017 14:12
        В статье про японские мечи упоминается литература про японские мечи но не упоминается ни одна книга по этногенезу японцев, ее антропологии и этнографии.
        1. 0
          26 декабря 2017 18:26
          Книга Спеваковского как раз об этом!
          1. 0
            26 декабря 2017 21:41
            Книга Спеваковского "Самураи - военное сословие Японии" посвящена истории самураев и начинается с VII века нашей эры. то есть событиям, имевшим место лет через 1000 после того момента, когда "предки нынешних японцев перебрались через Цусимский пролив".
  13. +3
    26 декабря 2017 09:31
    Разница была лишь в том, что в Европе в массовом количестве производились пистолеты с колесцовыми замками, тогда как в Японии самым распространенным был фитильный замок.

    Просто японские технологии того времени элементарно не позволяли скопировать, а дальнейшем производить самостоятельно, пистолеты с колесцовыми замками, так как они на порядок сложнее (и поэтому в несколько раз дороже) фитильных. Вот японцам и приходилось мучится в их сыром и влажном климате с огнестрелом с фитильными замками.
    1. +2
      26 декабря 2017 10:42
      Технологии позволяли скопировать на уровне нескольких образцов и такие образцы известны. Вот массовое производство, да, тут Вы правы, было японцам не по силам.
  14. +1
    26 декабря 2017 11:23
    Цитата: Curious
    "Первыми "желтолицыми пришельцами", судя по всему, были племена тунгусского присхождения. И встретили они на японских островах не только айнов.

    Если через замерзающий Татарский пролив на о. Сахалин, а затем, освоив Сахалин, через пролив Лаперуза (тоже замерзающий) на Хоккайдо - можно поверить, так как логично.
    А вот в это
    Цитата: Curious
    Поэтому, когда во второй половине III века нашей эры (через 600 лет) в Японию через Цусимский пролив перебрались кочевники с лошадями (до этого времени лошадей в Японии не было), формирование японского этноса практически завершилось. А по одной из гипотез, среди этих кочевников могли быть юечжи - "белые люди с длинными каштановыми волосами".

    трудно поверить. Ибо прежде, чем добраться до острова Цусима, который от Японии отделен Цусимский проливом, нужно переплыть западную часть Корейского пролива так называемый Западный проход (он же Пусанский пролив), отделяющий остров Цусима от Корейского полуострова. А это в самой узкой части 50 километров. Запросто его не переплыть. Тем более кочевникам. Тем более с коняшками. С территории Кореи остров Цусима скорее можно угадать, чем увидеть. То есть чтобы туда переправляться нужно по меньшей мере знать, что это не скала в море, а большой остров, где есть корм для коней.
    А далее - сам Цусимский пролив. Он шириной 100 км. Японию через пролив не видно. Но в проливе есть остров Ики.
    До него с острова Цусима порядка 40 км. Однако есть другая проблема - течение, скорость которого порядка 3-х узлов.
    В общем, версия о том, что некие кочевники, прискакав случайно (они же дикие кочевники, перемещаются бессистемно) на берег моря в Кореи, случайно увидели в далекой дымке смутные очертания острова Цусима и возжелали туда перебраться всей своей ордой, моментально бросили свой кочевой образ жизни, быстро освоили судостроение, построили морские корабли, способные не только выдержать морскую волну, но и перевозить конский состав, освоили навигацкую науку и поплыли. Ну просто вундеркинды какие-то получаются, а не кочевники. hi
    Ах да, нужно ещё было бывшим кочевникам, а ныне видимо "конным мореплавателям", захотеть с большого острова Цусима перебраться на маленький остров Ики, с которого собственно только и можно увидеть саму Японию (о. Кусю). hi
    1. +1
      26 декабря 2017 13:15
      До того, как в Японию попали лошади с кочевниками, контакты между Китаем, Кореей и Японией насчитывали сотни лет. Поэтому разглядывать что то в далекой дымке нет никакой необходимости. Лучше почитайте что нибудь по истории Японии. Может дымка рассеется. Или историю Японии тоже немцы переделали?
      1. +1
        26 декабря 2017 14:15
        А по существу что-то будет ?
        А то ведь вот так поучительно глаголить "до того, как в Японию попали лошади с кочевниками, контакты между Китаем, Кореей и Японией насчитывали сотни лет" - много ума не надо. Одной важности и самомнения с лихвой хватит.
        1. +2
          26 декабря 2017 14:29
          Ну насчет важности и самомнения мне до Вас далеко. Вы важно, поучительно и с апломбом объявили, что все востоковеды всех стран и времен дураки, написали сотни книг с туфтой, для которой много ума не надо. Предложение эти книги почитать вызвало у Вас резкоотрицательную реакцию. Что ж Вы теперь хотите, чтоб я Вам свидетеля переправы кочевников в Японию предоставил? Или в машине времени свозил на берег Цусимского пролива? Да и зачем Вам это, если Вы и так все знаете?
  15. +1
    26 декабря 2017 11:33
    Цитата: Котище
    В конечном итоге тактка легкой конницы с пиками оказалась в разы эффективнее. Еще Потемкин "говаривал", что его карабинеры и казачки не пример лучше кирасир прусских.

    Потемкин возможно и говаривал. Но вот только почему-то в наполеоновский войнах с наполеоновскими кирасирами бились исключительно наши кирасиры (кавалергарды). А казачки, гусары и уланы все больше бились со своими наполеоновскими коллегами, избегая оказаться на пути наполеоновских кирасиров. Впрочем равно, как и легкая кавалерия Мюрата совершенно не стремилась оказаться на пути наших кавалергардов.
  16. +1
    26 декабря 2017 16:45
    "Когда предки современных японцев перебрались через Цусимский пролив и оказались в Японии, они встретили там людей совершенно на них непохожих – смуглых, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами, да вдобавок еще и поклонявшихся предку-медведю. Неудивительно, что плосколицым и желтокожим пришельцам с весьма редкой растительностью на лице и жесткими прямыми волосами аборигены пришлись не по душе.


    Почему это "неудивительно" ? Согласно традиционной версии истории эти самые плосколицые и желтокожие общались и с "древними персами" и с "древними индийцами" и с "древними армянами" , которые не менее смуглые и с не менее густой растительностью. И поклоняются тоже .... короче, многим поклоняются.
    Ах да, говорят, по "Великому шелковому пути" плосколицые и желтокожие даже до "древнего Рима" доходили. Почему же одни смуглые, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами этим плосколицым и желтокожим так сказать "по душе", а вот другие "не по душе" ?

    Но они сумели переправить через море лошадей и это сыграло решающую роль в противостоянии местных айнов и желтолицых пришельцев".

    А вот тут можно поподробнее.
    То есть получается, что плосколицые и желтокожие, переправившись каким-то образом в Японию, через какое-то время (какое ???) поняли, что местные смуглые, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами аборигены им не по душе и что, вернулись опять на континент за лошадьми ?
    А, что, на континенте там прямо напротив переправы плосколицых и желтокожих в Японию была расположена лошадиная ярмарка ? А почем тогда стоила лошадь ? А скаковая лошадь ? А продавцы кто ? Другие плосколицые и желтокожие ? А у покупателей деньги были ? Или покупатели (те плосколицые и желтокожие, что вернулись из Японии) обратились к продавцам или хозяевам лошадей (другим плосколицым и желтокожим, которые остались на материке и в Японию не поехали) со словами : "О наши плосколицые и желтокожие братья. На острове Япония (и показывали пальцем куда-то в море) живут смуглые, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами люди,которые ещё вдобавок поклонявшихся предку-медведю. Надобно их у ногтю прижать. Но у нас нет лошадей. Дайте нам ваших лошадей".
    И все местные плосколицые и желтокожие загудели : "У-у-ууууу, какие они эти смуглые, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами люди,которые ещё вдобавок поклоняются предку-медведю гадкие. Конечно, их нужно к ногтю прижать. Забирайте всех наших лошадей... бесплатно".
    А ведь лошадей ещё через море перевезти нужно. Что, уже и специальные трюмные морские суда были ?
    1. +1
      26 декабря 2017 16:45
      Известно, что лошади водились на Японских островах еще в глубокой древности, но они были низкорослы, и непригодны для верховой езды.

      Странно. Иван Васильевич Грозный со товарищи с упоением скакал на борзых ишаках - и ничего.
      Вот японские породы лошадей.
      Лошадь мисаки. Эта порода ведет свое происхождение из префектуры Миазаки. Сегодня табун этой породы насчитывает 88 животных. Высота в холке 130-135 см. Впервые они появились в исторических упоминаниях от 1697 года, когда семья Акизуки из клана Таканабе взяла лошадей из диких пастбищ под свое покровительство и создала племенной табун. Лошади паслись на свободе, и только раз в году отбирались для тренинга и проверки здоровья, а также кастрации жеребцов, не пригодных к разведению. Такая же система используется и сегодня. Порода была признана национальным достоянием и является объектом пристального интереса со стороны туристов.
      Лошадь токара. Этих лошадей сегодня можно встретить в нескольких парках префектуры Кагошима. Они являются потомками двух дюжин аборигенных лошадей, купленных Кушу из Кикай Шима в 1890 году. Порода разводилась на острове Токара и сегодня является достаточно многочисленной в регионе Кагошима. Во времена Второй мировой войны порода была на грани исчезновения и была спасена ценой огромных усилий. В дальнейшем лошади этой породы стали крупнее своих предков (115 см). Токара пасутся на свободе круглый год, и раз в году сгоняются для осмотра и ветеринарного лечения. Порода признана природным достоянием префектуры. Сегодня она насчитывает 116 голов.
      Лошади мияко. Порода мияко восходит к 13-му столетию. До 1960 г., когда были построены автомобильные дороги, эти лошади были основным средством сообщения на острове. В 1907 году, в результате скрещивания с крупными лошадьми из Европы и Америки, средний рост лошади мияко увеличился до 140 см, тогда как аборигенная порода редко достигала 115 см в холке. Сегодня предпринимаются попытки возвращения породы к своим исходным размерам. Табун из двадцати одной лошади представляет большой интерес для туристов, и часто используется для обучающих целей в местных школах. Эта порода была признана природным достоянием префектуры.
      Лошадь хоккайдо, также известная как досанко, эта порода возникла от нескольких местных пород, привезенных из Тогоку в 15-м веке, когда началась иммиграция японцев на остров Хоккайдо. Сегодня насчитывается около 2928 лошадей породы хоккайдо. Большинство из них живет на свободе на огромных пастбищах круглый год, и ежегодно собирается на осмотр и лечение. Другие разводятся на фермах. Эта порода несколько крупнее других японских лошадей - 130-135 см в холке. Они необычайно выносливы и сильны, устойчивы к суровым окружающим условиям. Сегодня их используют для конных прогулок, вьючных целей и упряжи. Лошади хоккайдо - прирожденные иноходцы.
      Лошадь нома. Самая маленькая японская лошадка - нома - родом из региона Нома. Ее рост всего 110 см. Их использовали как вьючных животных в горных районах страны. Сегодня сохранилось 47 представителей породы, живущих по фермам региона. Сегодня их используют как верховых лошадей для детей и объект изучения в местных школах.
      Лошадь кисо. Упоминания об этой лошади восходят к 6-му веку. Родина ее - регион Кисо префектуры Нагано. Согласно легендам, этот регион был в состоянии производить 10000 кавалерийских лошадей для нужд армии. Лошадь кисо среднего размера - 135 см. Они скрещивались с многими западными породами. Сегодня сохранилось 117 лошадей кисо, которых часто можно увидеть на процессиях на местных фестивалях. Они также используются как верховые лошади.
      Лошадь таишу. Эта порода развилась на холмистых просторах Тсушимы в префектуре Нагасаки, где разведение лошадей началось с 8-го века. Это лошадь среднего размера, ростом 125 см в холке, которая часто использовалась как вьючное животное и для буксировки леса. Это спокойная и покладистая лошадка, чей прекрасный характер хорошо иллюстрирует картина, где изображена лошадь таишу, на которой едет сельская женщина. Сейчас сохранилось 79 этих лошадей, которые представляют интерес для туристов.
      Лошадь йонагуни. Эта аборигенная порода развилась в Окинаве на острове Йонагуни. Эта маленькая лошадка, высотой всего 115 см. Сегодня на острове осталось два небольших табуна в 108 лошадей, которые пасутся на свободе и раз в году собираются для осмотра и лечения. Интересно, что жители этого острова изобрели особенную уздечку, которая называется "омогуи", которая использует всего один повод для управления лошадью. Сегодня эти лошади используются для обучающих целей в местных школах и рекреационной верховой езды.

      Ну и ???? Тут только что десятки комментаторов рвали рубашки у себя на грудях, утверждая, что "великие монголы на своих бесподобных своими боевыми характеристиками супер-выносливых монгольских лошадях завоевали половину из известного тогда мира". Хотя высота в холке традиционных монгольских лошадей в настоящее время не превышает 125 -127 сантиметров. Учитывая общую тенденцию к увеличению роста, что видно и на примере традиционных японских пород лошадей,можно уверенно предположить, что в 13 веке высота в холке этих самых беспримерных своими боевыми характеристиками супер-выносливых монгольских лошадей не превышала 110 ... ну ладно, пусть будет 115 сантиметров.
      И что ? Значит, великие и бесподобные древние кочевые монголы на лошадях высотой 110-115 сантиметров вполне могли завоевать пол-мира, а вот высокородные самураи на лошадях точно такой же высоты, а то и повыше, воевать ну никак не могли, потому, что мол "лошади малорослые". wassat wassat

      И если, простите,
      Скаковых же лошадей завезли сюда с материка в V веке.
      то куда они затем делись ? Их, что, всех пустили на мясо ?
      Где японская скаковая культура ?
      И где японские кареты ? Почему-то при наличии столь замечательных "скаковых" лошадей и сёгуны и императоры предвигались исключительно в паланкинах. А народ попроще - на рикшах. Своего так сказать "выезда" не было , повторюсь, ни у императора, ни у сёгуна.
      Если скаковых лошадей завезли ещё в V веке, то зачем потребовалось в эпоху Мейи массово завозить в Японию крупных чистокровных лошадей из Европы и Северной Америки ? Ах, да, лошади в эпоху Мейи импортировались с целью увеличения размера японской лошади и для того, чтобы сделать ее более пригодной к военным целям. Японское правительство ввело специальные обучающие курсы по всей стране, чтобы увеличить использование лошадей в сельском хозяйстве. Это должно было поощрить японских фермеров на разведение крупных лошадей и последующей их поставке в армию. Иностранные заводчики экспортировали в Японию такие породы как английская чистокровная, англо-араб, гакне и несколько упряжных пород, таких как бельгийская и бретонская упряжные породы.

      А те "скаковые", которые якобы были завезены в V веке выходит все были меринами ? Раз потомства не оставили ?

      "Английскому купцу Ричардсону было 29 лет, он приехал в Японию из Шанхая с туристическими целями. Вместе с двумя приятелями и приятельницей они предприняли конную экскурсию из Иокогамы. Возле деревни Намамуги они повстречались с процессией Симадзу Хисамицу, направлявшегося из Эдо в Киото. В процессии было около 400 человек. Хисамицу несли в дорожном паланкине. Всадники подались влево, но не спешились. Они прижались к живой изгороди, но дорога была настолько узкой, что процессия остановилась. К Ричардсону, который находился впереди других всадников, подбежали трое самураев и искромсали его на куски. Самураи успели ранить и двоих спутников Ричардсона, и только его приятельница осталась невредимой. Но всем троим спутникам Ричардсона удалось скрыться. Коней у самураев не было."
      1. +2
        26 декабря 2017 18:22
        Вы поинтересуйтесь, что такое ханива. Посмотрите их фото во французском музее коневодства и на сайте Токийского национального музея. Поинтересуйтесь также императорской дорогой и повозкой, на которой он по ней ездил. Так что выезд у императоров был. А вот колесными экипажами японцы и впрямь не пользовались. Очень много рек, ручьев и речушек пересекали дороги. Требовалось бы перестроить всю дорожную сеть. А зачем?
  17. +2
    26 декабря 2017 16:52
    ++++++++++
  18. +1
    26 декабря 2017 17:46
    Цитата: Котище
    2. По легионерам.
    Гладиус оружие нарицательное, но главным признаком легионера был всетаки шит - скутум и метательное копье - пилум. В целом тактика действия кагорты в ранней империи состояла в том, чтоб закидать противника дротиками, пилумами, а потом уже войти в ближний бой. К слову у легионера ранней республики и поздней империи гладиусов не было.

    И откель сии столь "глубокие знания" ? Аль где-то обнаружился Полевой Устав Древнеримской Армии, утвержденный самим ... кем ?? Суллой, Цезарем, Юлием, Августом ? Сентябрем ?
    Али обнаружилось Наставление по метанию пилумов (дротиков) для древнеримский кагорт ?
    Удивительно, сколь часто люди пересказывают друг-друг что-то из почерпнутого ими в художественной литературе, но при этом требуют, чтобы их пересказы признавали за "подлинные исторические факты".
    Был когда-то (давно, лет 15 тому назад) на дистовском (он же Иванов) проекте "Цивилизация" такой участник, как Юкон (я только потом узнал, что Юрий Константинович). Он, как кандидат исторических наук, преподаватель на кафедре истории не помню в каком ВУЗе, выступал с сугубо традоисторических позиций. Но ему искренне хотелось подтвердить свою традоисторическую позицию фактами. Мы с ним часто спорили. Я как-то раз я заявил, что если он найдет фотокопию хоть одного, но только подлинного "антично-древнегреческого" или "антично- древнеримского" документа, четко датируемого "тем самым античным временем", то я перейду на его сторону. Он пообещал, что так и будет и он будет рад видеть меня в своих рядах или что-то в этом роде. Искал он месяца 3 или более. Потом честно признался, что нашел только одну медную табличку на здании или на столбе в каком-то из городов Хорватии, на которой написано, что такой-то легионер благодарит императора за предоставленный ему участок земли. И столь же честно Юкон признался, что конечно, эта медная табличка к его сожалению никоим образом не относится к тем документам, на которые он рассчитывал. После чего он ещё пару раз появлялся - но больше для того, чтобы посмотреть, чем комментировать. А ещё через пару-тройку месяцев на сайте появился посвященный ему некролог.
    Это был именно, что честный традоисторик. И был он тогда моложе меня, нынешнего. Не выдержала у него душа того факта, что десятилетиями он учил студентов, опираясь не на документы, а на художественную литературу. Жаль его. Искренне.
    Сейчас таких не осталось.
    1. +1
      26 декабря 2017 19:00
      И скольких этих традоисториков Вы извели с помощью своих изощренных методов? Может Вам переключиться на нынешних трандополитиков, если обладаете столь эффективными методами? Вошли бы в историю.
    2. 0
      27 декабря 2017 09:06
      Цитата: Seal
      И откель сии столь "глубокие знания" ? Аль где-то обнаружился Полевой Устав Древнеримской Армии, утвержденный самим ... кем ?? Суллой, Цезарем, Юлием, Августом ? Сентябрем ?

      Полевых уставов в современном понимании в римской армии не было. Информацию по вышеизложенному можно почерпнуть, например, в "Записках о галльской войне" Гая Юлия Цезаря. О военном праве в дигестах Юстициана.
      А что сейчас в российской армии есть полевой устав? Можете привести подлинную фотокопию, хотя бы обложки?
      Цитата: Seal
      Я как-то раз я заявил, что если он найдет фотокопию хоть одного, но только подлинного "антично-древнегреческого" или "антично- древнеримского" документа, четко датируемого "тем самым античным временем", то я перейду на его сторону.

      А Вы знаете, что город Билефельд, который находится на территории немецкой земли Северный Рейн — Вестфалия на самом деле не существует!!!