Антон Деникин: ни капли вождя

68


Юбилей Великой Октябрьской социалистической революции (а для кого-то осуществленный наймитами германского Генштаба переворот) со всей очевидностью продемонстрировал так и не преодоленный в обществе раскол на красных и белых.



Масла в огонь подливает фигура Троцкого, коей посвящен целый сериал на центральном канале. В этой связи стоит поговорить о роли личности в истории. Взять того же Троцкого или Ленина, Буденного, Ворошилова, Думенко, Киквидзе, Миронова. Этих очень разных людей объединяет общая черта: за ними готовы были идти и за них умирать. Они обладали способностью зажечь сердца верой в правоту своего дела. Бесспорно, названные большевистские военачальники и политики обладали харизмой, помноженной – в случае с Лениным и Троцким – на беспощадность к врагам. И это привело красных к победе.

В последние десятилетия много пишут о деятелях Белого движения, переиздают их мемуары, дневники. Историки, анализируя причины поражения сил контрреволюции, обращают внимание на многие факторы: военные, политические, экономические. Однако на мой взгляд, одна из ключевых причин поражения Белого движения кроется в факторе вождя. С апреля 1918-го по апрель 1920 года объединенные силы контрреволюции на юге России возглавлял генерал-лейтенант Антон Деникин. Он оказался наиболее успешным белогвардейским полководцем, сумевшим довести свои армии почти до Москвы.

Герой, но не лидер

Очевидцы вспоминали: ни в Русско-японскую, ни в Первую мировую, ни в Гражданскую войну пулям Деникин не кланялся, за чужие спины не прятался, в дни новороссийской трагедии в марте 1920-го на отплывающий в Крым корабль, как и подобает главнокомандующему, вошел последним. В годы Второй мировой жил в нищете, но отказался сотрудничать с немцами, умер убежденным противником большевиков в ситуации, когда многие эмигранты, впечатленные успехами Красной армии, готовы были принять советскую власть.

Казалось бы, непреклонный к врагам, аскетичный в быту, храбрый и честный генерал, не изменивший убеждений под ударами судьбы, – личность харизматическая. Его даже одно время, когда белые достигли на юге России значительных военных успехов, называли «царем Антоном». Но был ли Деникин «царем» в глазах ближайших соратников или хотя бы нижних чинов?

Антона Ивановича публично критиковали подчиненные генералы, скажем, Петр Врангель, допускали к нему обращение в грубой форме (Михаил Дроздовский), не исполняли в полной мере его оперативных распоряжений (командарм донцов Владимир Сидорин).

Деникин не был способен поддерживать веру в себя у подавляющего большинства офицеров, среди части которых пользовался популярностью Врангель, оставивший любопытную характеристику главнокомандующего: «По мере того как я присматривался к генералу Деникину, облик его все более для меня выяснялся. Один из наиболее выдающихся наших генералов, недюжинных способностей, обладавший обширными военными знаниями и большим боевым опытом, он в течение Великой войны заслуженно выдвинулся среди военачальников. Впоследствии в роли начальника штаба Верховного главнокомандующего в начале смуты он честно и мужественно пытался остановить развал в армии, сплотить… все русское офицерство. Он отлично владел словом, речь его была сильна и образна. В то же время, говоря с войсками, он не умел овладевать сердцами людей. Самим внешним обликом своим… он напоминал среднего обывателя. У него не было всего того, что действует на толпу, зажигает сердца и овладевает душами. Пробившись сквозь армейскую толщу исключительно благодаря знаниям и труду, он выработал свой собственный и определенный взгляд на условия и явления жизни, твердо и определенно этого взгляда держался, исключая все то, что, как казалось ему, находится вне этих непререкаемых для него истин.

Сын армейского офицера, сам большую часть своей службы проведший в армии, он, оказавшись на ее верхах, сохранил многие характерные черты своей среды – провинциальной, мелкобуржуазной, с либеральным оттенком. От этой среды оставались у него бессознательное предубежденное отношение к «аристократии», «двору», «гвардии», болезненно развитая щепетильность, невольное стремление оградить свое достоинство от призрачных посягательств.

Судьба неожиданно свалила на его плечи огромную, чуждую ему государственную работу, бросила его в самый водоворот политических интриг. В этой чуждой ему работе он, видимо, терялся, боясь ошибиться, не доверял никому и в то же время не находил в самом себе достаточных сил твердой и уверенной рукой вести по бурному политическому морю государственный корабль».

В данном случае важно наблюдение Врангеля о неспособности Деникина зажигать сердца и овладевать душами, что мастерски умел делать сам барон, – почитаем приказы, вышедшие в годы Гражданской войны из-под пера двух достойных военачальников.

Именно Врангель (и не только он) метко заметил: Деникину не хватало того, что сегодня назвали бы антуражем и чем обладал сам барон, имевший в отличие от Антона Ивановича эффектный внешний вид. Он был высокого роста, худой, поджарый, с зычным голосом. И если облик Врангеля нес на себе печать харизмы и являл образ подлинного вождя, способного подчинять своей воле окружающих, то внешность Деникина, напротив, не содержала ничего героического.

В этом смысле многие большевистские лидеры также отличались импозантностью и умением овладевать толпой. Троцкий превращал свои выступления в настоящие драматические спектакли, надолго запоминавшиеся солдатам. Как правило, «Лев революции» опаздывал – надо полагать, сознательно – к назначенному сроку своего появления на сцене. Когда беспокойство, вызванное отсутствием оратора, накапливалось до предела, он в черной кожаной шинели врывался на сцену и быстрыми шагами подходил к краю ее, резким движением обеих рук распахивал шинель и на мгновение замирал. Все сидящие в зале видели красную подкладку шинели, фигуру человека в черной кожаной одежде, выброшенный вперед клок бороды и сверкающие стекла пенсне. Гром аплодисментов и крики приветствий были ответом на эту мизансцену.

Чтобы оживить интерес к своей речи, Троцкий мог неожиданно вывести из рядов солдата и, обратившись к нему, заявить – цитирую историка Юрия Емельянова: «Брат! Я такой же, как ты. Нам с тобой нужна свобода – тебе и мне. Ее дали нам большевики (показывает рукой в сторону красных позиций). А оттуда (резкий выброс руки в сторону противника) сегодня могут прийти белые офицеры и помещики, чтобы нас с тобой вновь превратить в рабов!».

Невозможно представить, чтобы подобным образом себя вел Деникин, вообще не любивший «пышную фразу». Иной раз его неумение говорить с войсками, в первую очередь с рядовыми, зажечь их сердца приводило к военным неудачам. Поручик Сергей Мамонтов так описывает выступление главнокомандующего накануне кавалерийского сражения под Егорлыкской, во многом решившего исход кампании весной 1920 года: «Прилетел на самолете генерал Деникин и обратился к нам с речью. Но был ветер и плохо слышно. Кроме того, он говорил долго и вскоре это стало утомительно и скучно. Тут нужен был бы Врангель, в черкеске, на чудном коне, осадивший коня и кинувший несколько слов. Это могло бы зажечь казаков. А не сутулая пешая фигура Деникина и длинная малопонятная речь».

Антон Иванович не стал харизматическим лидером даже для узкого круга военных и политиков, каковым был генерал от инфантерии Лавр Корнилов, а позже в более широком масштабе армии – Врангель. При этом у белых вообще не оказалось общероссийского вождя или трибуна, подобного Ленину и Троцкому.

В сознании рядовых бойцов и просто обывателей харизматическая личность мифологизируется. Так было с Троцким, которого именовали красным Бонапартом и о котором американский исследователь Ричард Пайпс писал, что он «есть отчаянный сын тамбовского губернатора и вступился, хоть и другого звания, за рабочий класс».

О Деникине мифов не слагали. Само его назначение командующим Добровольческой армией после гибели Корнилова в апреле 1918-го состоялось ввиду того, что он имел поддержку в узком кругу военных: генералов Маркова, Алексеева, Лукомского, Романовского. Все они относились к нему с уважением, но отнюдь не преклонялись перед ним и не отмечали в нем качеств, присущих вождю. В обстоятельствах, когда Деникин возглавил армию, необходим был человек, способный вывести ее из-под удара, а не повести за собой в бой. С поставленной задачей Антон Иванович справился блестяще, и скорее всего если бы не он, Белое движение на юге России оказалось бы разгромлено уже весной 1918-го.

Не мог и не хотел

Генерал-лейтенант Петр Махров, оставивший интереснейшие психологические портреты наиболее известных белогвардейских военачальников, размышляя об отношении к Деникину в армии, писал, что если молодежь с восторгом относилась к Врангелю, то опытные офицеры с надеждой смотрели на Деникина. По мнению дежурного генерала штаба главнокомандующего генерал-майора Сергея Трухачева и его помощника генерал-майора Николая Эрна, Антон Иванович был единственным, кто понимал создавшуюся обстановку и подходил к вопросам о военных операциях с точки зрения не только стратегической, но и государственной, политической.

Важно отметить, что харизматическая личность не может находиться под чьим-либо влиянием. Близко наблюдавший Деникина протопресвитер Добровольческой армии Георгий Шавельский вспоминал: «Наибольшим влиянием на ген. Деникина пользовался начальник штаба ген. И. П. Романовский, в свою очередь очень прислушивавшийся к «кадетам», среди которых первую роль играли Н. И. Астров и М. М. Федотов (фигуры, напрочь лишенные качеств вождей. – И. Х.). Драгомиров и Лукомский боялись влияния на Романовского «кадетов» и не одобряли влияния последнего на Деникина. Лукомский прямо говорил про себя, что он не в чести у главнокомандующего, который считает его слишком правым… К сожалению, надо сказать, что ни в гражданских, ни в военных кругах ген. Деникин особой популярностью не пользовался».

Сам Деникин и не стремился стать подлинным вождем, заявляя в одном из писем Врангелю: «Никакой любви ни мне не нужно, ни я не обязан питать. Есть долг, которым я руководствовался и руководствуюсь. Интрига и сплетня давно уже плетутся вокруг меня, но я им значения не придаю и лишь скорблю, когда они до меня доходят».

Однако значение интригам Антон Иванович все-таки придавал. Именно из-за опасения стать их орудием он замкнулся в себе, стараясь общаться только с преданными военными соратниками, прежде всего с весьма непопулярным в офицерских кругах генерал-лейтенантом Иваном Романовским. То есть избрал путь, совершенно неприемлемый для харизматической личности, подавляющей все интриги вокруг себя, как это делал сменивший Деникина на посту главнокомандующего Врангель. Он удалил из армии всех своих критиков, в том числе и людей, чей авторитет в Белом движении стоял на высоком уровне: бывшего командующего Донской армией генерала Сидорина, его начальника штаба профессора генерал-лейтенанта Анатолия Кельчевского, генерал-лейтенанта Якова Слащева, сумевшего удержать весной 20-го Крым, знаменитого генерал-майора Андрея Шкуро.

Таким образом, нет достаточных оснований для утверждения, что Деникин стремился к тому, чтобы быть «царем», ощущал себя им, общаясь с армией. При этом, вероятно, он действительно тяготился властью, особенно в 1918-м, когда Добровольческой армии приходилось сражаться с превосходящими силами врага, не имея надежного тыла. Тогда жизнь высших белогвардейских военачальников постоянно находилась под угрозой – в том году убили Корнилова, погиб Марков, был смертельно ранен Дроздовский, едва избежал гибели или плена Врангель.

Очевидно, что Деникин не стал да и не мог стать символом Белого движения, о чем написал в воспоминаниях глава военного духовенства при Русской армии Врангеля митрополит Вениамаин (Федченков): «Говорили «деникинцы», «белые», «кадеты», но редко «генерал Деникин». А здесь про все движение (когда его возглавил барон. – И. Х.) обычно говорилось кратко: «Генерал Врангель» или еще проще: «Врангель»».

Напрашивается вывод о том, что Деникин не являлся в армейских кругах и казачьей среде личностью, способной сплотить вокруг себя войска и повести за собой. Хотя справедливости ради надо заметить, что объединить все южнорусские контрреволюционные силы в монолитное движение было крайне сложно, если вообще возможно. Слишком полярные цели ставили перед собой, например, казаки и добровольцы. Последние стремились избавить от большевиков Россию, казаки – особенно кубанцы – готовы были удовлетвориться освобождением собственных станиц и, если новая власть согласится на их независимость, признать легитимность Советов.

Еще раз подчеркну: Деникин не был человеком властолюбивым и совершенно искренне воспринимал власть как тяжкий крест, ниспосланный Всевышним. Но отсутствие властолюбия мешает человеку стать подлинным вождем. И то, что Антон Иванович не желал быть вождем, обрекало Белое движение на поражение. Ведь если войска не верят в избранность вожака, то никакая стратегия не приведет их к победе, тем более на полях именно Гражданской войны.

Представляется, трагедия Деникина, как, впрочем, и многих других белогвардейских генералов и офицеров, в их внутренней раздвоенности, в отсутствии цельности. Об этом, рисуя довольно точный психологический портрет Антона Ивановича, написал исследователь его биографии Владимир Черкасов-Георгиевский. Пытаясь понять мотивацию поступков Деникина, этот автор отмечал: «В чем же был убежден Деникин своим происхождением, детством, молодостью? Да не оказалось цельности, единой системы координат. Признак таких «раздвоенных» людей – делать одно, воображать другое. Деникинская судьба, конечно, ярче пути какого-то разночинца. В ней блеск оружия, и слава императорских побед, и «терновость» Белой гвардии. Но в ней и любовь к младотурецкому рационализму, хотя сам живешь не умом, а сердцем. А в Антоне Ивановиче все это интеллигентски расхожее пыталось ужиться и с подлинным православным аскетизмом». Причина кроется во внутренней раздвоенности русской интеллигенции. Еще Сергей Мельгунов говорил о том, что Добровольческая армия «…была армия русской интеллигенции в широком смысле слова». Тысячи ее представителей в годы Первой мировой надели военные мундиры, сменив на полях сражений выбитый кадровый состав армии. После революции военные интеллигенты стали основой и лидерами Белого движения. Верховного правителя Александра Колчака мы помним и в качестве ученого-полярника, генерала Деникина – как талантливого писателя и публициста. Алексеев и Марков до войны занимались преподавательской деятельностью и являлись профессорами. Барон Врангель получил образование горного инженера, генерал Корнилов владел несколькими восточными языками и был автором серьезного научного труда по Туркестану.

Уже в изгнании в Русской армии Врангеля интеллигенция играла преобладающую роль. В Галлиполи после исхода из Крыма находилось 50 процентов офицеров, а остальные в огромном большинстве – солдаты из интеллигентов.

Их общая трагедия – в отсутствии у многих харизмы, в аморфности политических взглядов, в неспособности на понятном и доступном для простого народа языке сформулировать цели и задачи борьбы. Примечательно, что отчасти схожим с Деникиным образом современники характеризовали и Колчака. О нем нередко говорили: «Трагическая личность», «Роковой человек, умевший управлять кораблем, но неспособный руководить страной». Мог ли такой да еще и обремененный принципами и нравственными ориентирами победить в Гражданской войне?
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    21 декабря 2017 06:20
    Раскол старательно культивируется и насаждается разными способами. Типа углубить и расширить.
    Зщищая Родину от фашистов Советские люди прекрасно знали и помнили,что было до революции.Тогда никакого раскола не было!
    1. +18
      21 декабря 2017 10:24
      Дмитрий, Вы абсолютно правы. Сейчас писать можно что угодно, ведь живых свидетелей тех событий уже не осталось, а значит и опровергнуть ложь никто не сможет. Писать историю по мемуарам, заинтересованных в обелении самих себя, белых генералов бред чистой воды. Читал я как то мемуары самого Деникина про Корнилова и "ледовый поход". Красиво, ничего не скажешь. И то, как Марков личным примером поднимал всех в атаку, и то какой был гений Корнилов.
      Только вот чушь все это. Потому что правда там хоть и есть, но она однобока, а вот настоящей правды о том, КТО, КАК и ЗА ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ воевал, там днем с огнем не найдешь.
      Тут вот наши любители хрустеть булкой часто восторгаются Деникиным, мол вот какой молодец, не пошел на сделку с Гитлером, настоящий мол "русский патриот". Только вот одну деталь они или не знают, или сознательно замалчивают, а именно то, что Деникин во всю сотрудничал с ЦРУ против СССР. Вот такой вот "патриот" из Деникина получается, впрочем как и из всех, кто воевал против большевиков.
      1. +6
        21 декабря 2017 11:13
        Алексей, В W написано, что он добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей белого движения. Также есть ссылка на статью ""Власть не должна допускать мести и классовой вражды"". Эта статья украинской тогда газеты ""Крымское эхо"" 20 июля 2012 г.!!!!!
        Правда, статью открыть не удалось. И что получается? Прибытие праха в Москву на Торжественные похороны, 2005г, в ютубе(сейчас посмотрел). Мужчины в дорогих костюмах, выросшие и получившие образование в СССР, медобслуживание, жилплощадь, неужели это всё потомки дворян, которых ЯКОБЫ губила Советская власть? Наша номенклатура что, участвует в белом проекте? И все прямо ожидали этого события.
        1. +22
          21 декабря 2017 11:25
          Дмитрий, все просто. В 1991 году произошел государственный переворот. Причем произошел сверху, по типу дворцовых переворотов в России 18-го века. Бывшие партработники решили персонифицировать свои накопления и узаконить их став новым дворянством. По факту в 1991 году произошел контрреволюционный мятеж и произвели его выкормыши Хрущева, который и был инициатором развала СССР. Именно с его приходом во власть, кстати тоже путем внутрипартийного переворота, у руля государства оказались те, кто в итоге предал и продал великую страну. Народ развели, как англосаксы туземцев всегда разводили, за стеклянные бусы (а точнее джинсы, жевачку и макдональдс). Печально то, что мы на это повелись.
          Ну а теперь нувориши всячески пытаются узаконить и легитимизировать свое право на наворованную у народа собственность. Отсюда и все эти перезахоронения, таблички Колчакам и Манергеймам, ну и как апогей памятники Колчаку, Врангелю, Краснову и т.д. Отсюда и травля всего советского. Но они боятся, боятся повторения Великого Октября, и это для них как серпом по "фаберже".
          1. +3
            21 декабря 2017 11:45
            Наверно, в 70х годах прошлого века стали формироваться более тесные импортно-экспортные отношения с западом, вот и появлялось желание стать хозяевами заводов, газет, пароходов. Как там.
      2. +8
        21 декабря 2017 11:53
        "Деникин во всю сотрудничал с ЦРУ против СССР". Ради интереса посмотрел в Википедии: ЦРУ было создано 18.09.1947 г. А.И. Деникин умер 07.08.1947 г. Как же он сотрудничал? На спиритических сеансах что ли?
        1. +17
          21 декабря 2017 12:12
          Хорошо, не с ЦРУ, погорячился, есть грех. И потом, а до ЦРУ у американцев подобных структур не существовало? Тем не менее:
          «Русский вопрос». Как Антон Иванович Родину американцам продавал
          О последних полутора годах жизни Антона Ивановича пишут гораздо меньше, очевидно, чтобы не портить ему биографию.

          Дело в том, что Деникин, протестовавший протии гитлеровской оккупации СССР, не возражал против оккупации американской.

          В 1946 году он направил правительствам США и Великобритании меморандум под названием «Русский вопрос».

          «Если только Советы смогут использовать атомную бомбу в соответствующих масштабах, обладание этим оружием приведёт к немедленному и откровенно антигуманному действию со стороны СССР. Нападение будет произведено без объявления причины, без предупреждения, без внимания к возможностям или призывам к умиротворению со стороны западных демократий, и даже несмотря на полную капитуляцию перед советскими требованиями», — пророчествовал Деникин. Считая, что США и Великобритания в связи с этим должны нанести сокрушительный удар по Советскому Союзу, генерал давал рекомендации по последующей оккупации СССР: «В случае оккупации российской территории немедленно установить русское самоуправление и при первой возможности поощрить создание на русских землях временной центральной правительственной власти, сформированной из граждан России с возможным участием особо отобранных эмигрантов... Временное военное правительство должно быть сформировано исключительно под эгидой незаинтересованных и благосклонных великих держав».

          Неизвестно, до каких еще рекомендации дошел бы Антон Иванович, если бы в августе 1947 года его земное существование не было бы прервано сердечным приступом.
          1. +4
            21 декабря 2017 12:49
            Да, интересно, спасибо, Алексей.Ведь это уже после августа 1945, после атомных бомбардировок сша.А если бы у него харизма была? До чего бы додумался? И где эти незаинтересованные великие державы? Неужто на Луне? Ведь на Земле, как показала 2МВ---таковых не было.
        2. +5
          21 декабря 2017 22:57
          С УСС он сотрудничал! Была такая служба в США из нее ЦРУ и выросло
      3. +5
        21 декабря 2017 15:36
        Варягу, Вы верно заметили:"правда там хоть и есть,но она однобока", но с тоже самое ( если не хуже) можно сказать о воспоминаниях Буденного или других командиров Красной Армии.
        Смотрите : фактически Конную армию создал Думенко,а С. М.пришел на"готовинькое" и конечно он соответственно будет вспоминать. А как он рассказывал о приказе: переподчинить армию"красному Бононопарту" ,приказ опоздал( почтальен заблудился)..
        В ТОМ и БЕДА ,ЧТО У"БЕЛЫХ , ЧТО у" КРАСНЫХ" СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД.
        Зато в советской истории Великой Отечественной Войны под редакцией Поспелова ,о пограничникам ни одного слова ( будто их и не было)и он"забыл"генерала Музыченко
        1. +3
          21 декабря 2017 18:21
          Вы действительно дремуче безграмотны( Бонопарту,почтальен,готовинькое).или среди российских монархистов модно коверкать великий русский язык?
  2. +8
    21 декабря 2017 07:15
    Кадровый офицер и не должен быть общественным деятелем. "Харизматические лидеры" красных проходили естественный отбор на митингах.
    Белое движение изначально было тем, что принято называть ополчением. По примеру того, что было у нас на Донбассе в 14-м. Лишённое государственных ресурсов, единого управления оно так же было обречено без постоянной и надёжной помощи извне. А помощь Антанты была просто издевательством.
    1. +8
      21 декабря 2017 11:35
      Цитата: baudolino
      Кадровый офицер и не должен быть общественным деятелем. "Харизматические лидеры" красных проходили естественный отбор на митингах.
      Белое движение изначально было тем, что принято называть ополчением. По примеру того, что было у нас на Донбассе в 14-м. Лишённое государственных ресурсов, единого управления оно так же было обречено без постоянной и надёжной помощи извне. А помощь Антанты была просто издевательством.

      Полностью согласен: Деникин, Колчак, Юденич-ВЫНУЖДЕННО занялись организацией Белого движения-во имя спасения страны от узурпаторов власти.
      Они бы с удовольствием занимались только тем, что умели и хотели всегда-защищать Родину от иноземцев.
      Но пришлось спасать Россию, занимаясь и политикой.
      Но!-они были ЧЕСТНЫ с народом, обещая трудный путь поиска согласия всех граждан на выборах в Учредительное собрание . И дрались именно за ПРАВО народа выразить свою волю по устройству России на выборах. ЛЮБОЙ воли, с которой они заранее соглашались.

      В отличии от харизматических краснобаев-ЛГУНОВ, обещавших мир, но давших гражданскую бойню, обещавших мир без аннексий, но отдавших треть страны оккупантам навсегда, всместо "хлеба голодным"-дали голод , вместо земли-колхозы, вместо свободы-диктатуру..
      Правдивый, но реальный путь всегда менее привлекателен, чем лживый путь о кисельных берегах и поэтому-нереальный.
      1. +6
        21 декабря 2017 12:56
        Ольгович! Опять глючите? Вам хоть перестал Владикавказ мерещиться, если Вы с ним не спорили? Вот ведь сильная личность-----вы его и не застали, а помните. Выходит, Вы такую предисторию подняли ради своего предка Александера штоль? И те формчане, кто не рядом, то тут, то там глючились. А уж прошлое придумывать---это ещё проще..
      2. +19
        21 декабря 2017 14:47
        Ольгович Сегодня, 11:35 ↑
        Полностью согласен: Деникин, Колчак, Юденич-ВЫНУЖДЕННО занялись организацией Белого движения-во имя спасения страны от узурпаторов власти.
        У вас очередное обострение болезни? От каких узурпаторов? Власть узурпировали как раз таки ваши, сместив царя. Вот уж что называется с больной то головы да на здоровую. Именно ваши же генералы, включая членов царской семьи произвели февральский переворот, а потом они же довели страну до катастрофы.
        Но пришлось спасать Россию, занимаясь и политикой.
        Потрясающе, вы в вашей лжи и лицемерии докатились до того, что "спасением" России называете её уничтожение войсками Антанты и Германии с Японией до кучи.
        В отличии от харизматических краснобаев-ЛГУНОВ, обещавших мир, но давших гражданскую бойню,
        Лжец - это вы и вам подобные, гражданскую бойню развязали как раз белые, а не красные.
        Правдивый, но реальный путь всегда менее привлекателен, чем лживый путь о кисельных берегах и поэтому-нереальный.
        Ложь ваша вторая натура, так что не вам тут про "правду" рассказывать.
        1. +4
          22 декабря 2017 09:59
          Цитата: Варяг_0711
          У вас очередное обострение болезни?

          Цитата: Варяг_0711
          От каких узурпаторов? Власть узурпировали как раз таки ваши, сместив царя. Вот уж что называется с больной то головы да на здоровую. Именно ваши же генералы, включая членов царской семьи произвели февральский переворот, а потом они же довели страну до катастрофы.

          Февральскуую "революцию осуществил ПРОЛЕТАРИАТ" под руководством РКПб -читайте Краткий курс вкпб- и не будете писать такие больные комментарии
          Цитата: Варяг_0711
          Потрясающе, вы в вашей лжи и лицемерии докатились до того, что "спасением" России называете её уничтожение войсками Антанты и Германии с Японией до кучи.

          Немецким оккупантам именно ВЫ отдали навсегда ТРЕТЬ страны, накормили их хлебом и золотом. Предательством интересов России в ВтОВ ВЫ спровоцировали интервенцию
          Цитата: Варяг_0711
          Лжец - это вы и вам подобные, гражданскую бойню развязали как раз белые, а не красные.

          До ВАС-никакой гражданской войны-НЕ было. Историю учите, неуч. А когда ваша кучка захватила власть, Россия и воевала с вами 4 года.
          Цитата: Варяг_0711
          Ложь ваша вторая натура, так что не вам тут про "правду" рассказывать.

          МНЕ. Потому что Вы ее-НЕ знаете. yes
          1. +3
            22 декабря 2017 10:38
            Ольгович! Так вы знаете правду? Так поведайте нам,неуважаемый! Почему, после того, как ВЛАДИКАВКАЗА нет на сайте чуть более 2х лет Вы его стали вспоминать? Я укажу ,если забыли, в каких комментах на эту тему ваши воспоминания и мои ответы. Недавно. Ваш предок Алесандер вам рассказал перед тем как канул в небытиё, вы-то лично , гораздо позже пришли сюда? Это очень интересно! На прямой вопрос-----прямой ответ.
      3. +2
        21 декабря 2017 16:08
        Ольгович, Вы частично правы: Антон Иванович Деникин меньше всего хотел заниматься политикой ( у автора об этом сказано), а Колчак играл политика, правда как политик и военный деятель он ничто( мне импонирует Колчак - ученицы,а как деятель Белого движения...)
      4. +2
        21 декабря 2017 18:28
        знаете понятие слова -ренегат?
    2. +1
      21 декабря 2017 16:17
      Вы совершенно правы: Антанта Деникина хорошо кормила обещаниями,но иногда подбрасывали снаряжение, боеприпасы. Ведь, если бы Деникин взял Москву в 1918 ,я не люблю альтернативных историй,но вдруг он побеждает. Он бы захотел ВОЗРОЖДЕНИЯ ИМПЕРИИ,а Лондон или Париж ЭТОГО НЕ ХОТЕЛИ
      1. +1
        21 декабря 2017 16:41
        Цитата: Монархист
        Он бы захотел ВОЗРОЖДЕНИЯ ИМПЕРИИ

        Деникин был убежденным либералом, он об этом публично заявлял, не было у них, у вождей белого движения ничего - лозунгов,единства, идей, в том числе и возрождения самодержавия + верхушка была связана с масонством.Отсюда и итоговый результат - разгром.
        1. +3
          21 декабря 2017 16:44
          Речь не о самодержавии, а о великодержавии.
          1. +1
            21 декабря 2017 17:21
            Но так тем более, о каком великодержавии можно говорить - Антон Иванович говорил о конституционной монархии, с такими идеями русского мужика разве можно увлечь на свою сторону.
            1. +4
              21 декабря 2017 18:26
              Цитата: bober1982
              с такими идеями русского мужика разве можно увлечь на свою сторону.

              ну да, ему лучше сказку сладкую рассказать о земле и заводах и дело наладится
      2. 0
        25 декабря 2017 11:53
        Тут Вы неправы. Антанта кормила не только обещаниями, но
        и танками, аэропланами. К Деникину доставили английские
        танки вместе с англичанами-добровольцами, с опытом Великой войны.
        Всего-то надо было вовремя доставлять их к линии фронта по железке
        вместе с бензином и снарядами...(вся война шла вдоль железных дорог).
        Но и этого бюрократические штабы Деникина не могли обеспечить!
        То же самое и с авиацией. Ее не могли задействовать.
        Поляки в 20-21 задействовали с легкостью, а деникинцы - не смогли.
    3. +3
      21 декабря 2017 18:23
      Цитата: baudolino
      Кадровый офицер и не должен быть общественным деятелем.

      да из статьи видно, что белые проиграли, потому что среди них не было балаболов типа Ленина и Троцкого
      Он отлично владел словом, речь его была сильна и образна. В то же время, говоря с войсками, он не умел овладевать сердцами людей. Самим внешним обликом своим… он напоминал среднего обывателя. У него не было всего того, что действует на толпу, зажигает сердца и овладевает душами.
  3. +6
    21 декабря 2017 07:58
    Помимо отсутствия харизмы так еще и идеи не было !!! Кто вот что горазд были.
  4. +3
    21 декабря 2017 08:08
    Их общая трагедия – в отсутствии у многих харизмы, в аморфности политических взглядов, в неспособности на понятном и доступном для простого народа языке сформулировать цели и задачи борьбы.
    ...Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет...И не пошло...
    1. +7
      21 декабря 2017 09:02
      Цитата: parusnik
      ...Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет...И не пошло...
      Противная статья. ПОЖалеть штоль за отсутствие властолюбия?? АХ-ах-ах!
      Несмотря на отсутствие харизмы организовались зарубежём, не издохли, продолжали действия против СССР, сотрудничали с предателями, власовцами, НТС.Дожили до сегодняшнего дня и не узнать их действительный вклад в разрушение СССР! АХ!Листая старую тетрадь......когда песня появилась----нашлись жалельщики! Сейчас белый проект продолжается..Что он может предложить взамен СССР? Рабство и помещиков? Подумали бы такие авторы. ВЕДЬ и сейчас нет этих предложений будущего, как не было их тогда!
      1. +2
        21 декабря 2017 09:57
        Цитата: Reptiloid
        Листая старую тетрадь.

        Тальков исполнил песню на заключительном концерте "Песня-1989 г.", под гром аплодисментов советских и партийных слушателей.
        Цитата: Reptiloid
        Сейчас белый проект продолжается.

        Советский проект и закончился, под гром оваций, но задолго до 1989г.
        1. +6
          21 декабря 2017 10:08
          Пенсию, жилплощадь, образование своё, детей----тоже от белого проекта получили? Или ему пожертвуете? На могилу-то хоть сходили к Деникину, поплакали? В Москве с 2005года
          1. +1
            21 декабря 2017 10:15
            Я вам про Талькова , кстати с вашей же подачи - вы упомянули песню, которой заслушивались комсомольцы, коммунисты и беспартийные в СССР, а вы меня на могилу приглашаете. Ботинки стопчешь ко всем ходить.
            1. +5
              21 декабря 2017 16:13
              Я ведь был на том концерте, мелкий Последний.. Дневной концерт разных артистов СЕКРЕТ, КРУИЗ, АЛИСА , утята.....другие. В ЮБИЛЕЙНОМ.Стараюсь не вспоминать, а вспомнилось. Вот и подумайте, что.
          2. +1
            21 декабря 2017 18:30
            Цитата: Reptiloid
            Пенсию, жилплощадь, образование своё, детей----тоже от белого проекта получили?

            а был выбор от кого получать? Мои дети, кстати, учились уже не при СССР, и своё основное образование я тоже получил не в СССР, и квартиру в которой живу я купил не при СССР и что?
      2. +3
        21 декабря 2017 18:31
        Цитата: Reptiloid
        Сейчас белый проект продолжается..Что он может предложить взамен СССР? Рабство и помещиков?

        А в 1913 г. было рабство? Вы даты не попутали? Вариант где КПСС и рабство нам тоже не нужен.
        1. +4
          21 декабря 2017 18:48
          Цитата: verner1967
          А в 1913 г. было рабство? Вы даты не попутали?

          Бери мочало начинай сначала...вы хотя бы иногда,читайте что то,кроме опусов чубайсов и пивоваровых.
          1. +1
            21 декабря 2017 19:12
            Цитата: Pancir026
            вы хотя бы иногда,читайте что то

            вот никогда не читал Гайдара (Аркадия читал с удовольствием) и Чубайса. А если пишу про отсутствие рабства в России до 17-го года, то потому что что то кроме опусов идеологов от КПСС читал. Итак, по существу то что хотели сказать?
            1. +3
              21 декабря 2017 20:07
              Цитата: verner1967
              Итак, по существу то что хотели сказать?

              Вы чт о о сказали?Не читал и не слышал..так...стук по клаве.. сотрясение воздуха, ни о чем.
              1. 0
                21 декабря 2017 20:35
                Цитата: Pancir026
                Вы чт о о сказали?Не читал и не слышал..так...стук по клаве.. сотрясение воздуха, ни о чем.

                ну вот и не лезьте в чужой диалог, если не понимаете о чём речь. бай бай!!
                1. +3
                  21 декабря 2017 20:49
                  Цитата: verner1967
                  не понимаете о чём речь

                  Вы опять сотрясаете воздух пустым словоизвержением?
                  А что то существенней вашего бла бла есть за душой или ...?
                  1. 0
                    21 декабря 2017 21:06
                    Цитата: Pancir026
                    А что то существенней вашего бла бла есть за душой или

                    бай-бай
                    1. +3
                      21 декабря 2017 21:34
                      Цитата: verner1967
                      verner1967

                      Ясно..пустота.
        2. +3
          21 декабря 2017 20:23
          Цитата: verner1967
          А в 1913 г. было рабство? Вы даты не попутали? .

          Конечно было. Не по форме , а по сути. Не так давно Доктор ,написал к другой статье 3 преогромнейших коммента, о болезнях, смертности, детской смертности.Время жизни --среднее чуть больше 30. Это в начале века. И сравнения с другими странами.А кто господин?Царь и все, кто рядом. А солдаты---разве не как к рабам отношение было?
          1. 0
            21 декабря 2017 20:40
            Цитата: Reptiloid
            о болезнях, смертности, детской смертности.Время жизни --среднее чуть больше 30.

            а при чём тут рабство?
            Цитата: Reptiloid
            А кто господин?Царь и все, кто рядом.

            а при КПСС генсек и все кто рядом?
            Цитата: Reptiloid
            А солдаты---разве не как к рабам отношение было?

            Поверьте, в СА было тоже самое Это я вам и как срочник, и как офицер говорю. А что творилось в 40-х - 50-х годах? По большей части отношение как к быдлу.
            Но не в этом дело, первое что сделали большевики, придя к власти, уничтожили институт частной собственности, превратив всех в рабов не имеющих ничего, кроме своих цепей.
            1. +4
              21 декабря 2017 21:38
              Вы должны знать, что время срочной службы в СССР было 2года и 3 года. Также были льготы для дальнейшей жизни. Но я их не все знаю.
              А в царской России что?
              И продолжительность жизни изменилась, увеличилась при СССР.
      3. 0
        22 декабря 2017 19:12
        Цитата: Reptiloid
        ! Сейчас белый проект продолжается

        Скорее ресталинизация.
        Цитата: Reptiloid
        Рабство и помещиков?

        Рабство на Руси не было никогда.
  5. +3
    21 декабря 2017 11:58
    Лично для меня трагедия 1917 года и трагедия 1992 равнозначны, предатели и демагоги развалили мою страну!
    1. +4
      21 декабря 2017 18:49
      Цитата: kapitan281271
      Лично для меня трагедия 1917 года и трагедия 1992 равнозначны, предатели и демагоги развалили мою страну!

      Громко.Неубедительно и фальшиво.
  6. +5
    21 декабря 2017 12:29
    Антон Иванович честный русский офицер и настоящий патриот своей Родины. В принципе, как и большинство деятелей Белого движения.
    1. +2
      21 декабря 2017 18:09
      А большевики значит патриотами не были ?
      1. +2
        21 декабря 2017 18:32
        Цитата: Ищущий
        А большевики значит патриотами не были ?

        вы на фамилии руководителей и "героев" этих патриотов посмотрите.
        1. +2
          21 декабря 2017 18:51
          Цитата: verner1967
          вы на фамилии руководителей и "героев" этих патриотов посмотрите.

          Смотрим-Шапошников,Рокоссовский,Жуков,Тимошенко,
          Буденный,Каменев.-претензии есть?Ленин,Сталин,Киров-претензии есть?
          1. +2
            21 декабря 2017 19:23
            Цитата: Pancir026
            Шапошников,Рокоссовский,Жуков,Тимошенко,

            а это революционеры? lol
            1 Председатель СНК Ленин (Ульянов) - русский
            2 Комиссар по иностранным делам Чичерин - русский
            3 Комиссар по делам национальностей Сталин (Джугашвили) - грузин
            4 Комиссар земледелия Прошьян - армянин
            5 Комиссар армии и флота Троцкий (Бронштейн) - еврей
            6 Председатель высшего экономического совета Ларин (Лурье) - еврей
            7 Комиссар по восстановлению Шлихтер еврей
            8 Комиссар госземель Кауфман -еврей
            9 Комиссар госконтроля Ландер - еврей
            10 Комиссар общественных работ Шмидт В. - еврей
            11 Комиссар социального призрения Лилина (Книгиссен) - еврейка
            12 Комиссар народного посвящения Луначарский (Баилих) - еврей
            13 Комиссар вероисповеданий Шпицберг - еврей
            14 Комиссар общественной гигиены Анвельт - еврей
            15 Комиссар внутренних дел Зиновьев (Апфельбаум) - еврей
            16 Комиссар финансов Гуковский - еврей
            17 Комиссар печати Володарский (Коган) - еврей
            18 Комиссар по делам выборов Урицкий - еврей
            19 Комиссар юстиции Штейнберг - еврей
            20 Комиссар по делам эвакуации Шегинтейн - еврей
            21 его помощники:
            Раевич - еврей
            Зославский - еврей
            я уж молчу про остальных Лацисов, Дундичей, Кунов и прочего отребья приехавшего со всех стран
            Цитата: Pancir026
            претензии есть?
            1. +3
              21 декабря 2017 19:30
              Цитата: verner1967
              я уж молчу

              Вот и молчите.Заодно старую и давно уже протухшую портянку с ложью.на свалку,или подарите ольговичу,он порадуется .
              Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность» приводит анализ этого списка. Анализ показывает, что «еврейский» характер Совнаркома получен путём махинаций: упомянут не первый состав Совнаркома, опубликованный в декрете II Съезда Советов, а из много раз менявшихся составов СНК выдернуты только те наркоматы, во главе которых когда-либо находились евреи. Так, в качестве наркома по военным и морским делам упомянут Троцкий Л. Д., назначенный на этот пост 8 апреля 1918 года, а в качестве наркома по продовольствию (здесь: «снабжение») указан Шлихтер А. Г., который действительно занимал этот пост, но только до 25 февраля 1918 года и евреем, кстати, не был (Шлихтеры - польские помещики немецкого происхождения). На момент, когда наркомвоенмором действительно стал Троцкий, наркомпродом уже стал вместо Шлихтера великоросс Цюрупа А. Д.

              Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов[16]. Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене. Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун[17](областного объединения Советов[18][19]), активным проводником большевистского Декрета о печати[20].
              https://www.politforums.net/historypages/14337687
              79.html
              1. 0
                21 декабря 2017 19:54
                Цитата: Pancir026
                Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность» приводит анализ этого списка. Анализ показывает, что «еврейский» характер Совнаркома получен путём махинаций: упомянут не первый состав Совнаркома, опубликованный в декрете II Съезда Советов

                какая разница, когда они были. Троцкий стоял во главе всего этого шабаша и не важно на какой должности. Все эти т.н. "разоблачения" не более, чем верчения ужа на сковородке.
                1. +2
                  21 декабря 2017 21:47
                  Цитата: verner1967
                  Все эти т.н. "разоблачения" не более, чем верчения ужа на сковородке.

                  Так чего вы крутитесь как уж на сковороде,все чего то там разоблачая,приводя в качестве "фактов" заведомо ясную ложь?
                  Врать-единственно чему научились или от недостатка знаний?
      2. +3
        22 декабря 2017 01:56
        Нет, конечно, не были. Как может быть патриотом тот, кто желает поражения своей стране в мировой войне и делает все для этого?
    2. +2
      21 декабря 2017 18:23
      Цитата: Гопник
      Антон Иванович честный русский офицер и настоящий патриот своей Родины. В принципе, как и большинство деятелей Белого движения.

      В принципе??Это кто-Краснов и Шкуро-честнейшие патриоты?Или Семенов?
      Ах,Антоша деникин..патриет..а не оный ли Антоша,амерам написал для Пентагона и РУМО с ЦРУ объемистый труд.как разрушить Россию?От спасибо..даром таких патриетов не нать..
      А.И. Деникин — Г. Трумэну: сделайте ставку на антикоммунистов! // Военно-исторический журнал. 1998. №4. С.92–96.

      В июне 1946 года бывший главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России генерал-лейтенант А.И. Деникин обратился с личным посланием к главам правительств США и Великобритании. Этот документ, сравнительно давно известный на Западе (однако до сих пор не переведённый на русский язык), дал основание некоторым отечественным историкам говорить о заслугах генерала-эмигранта в предотвращении третьей мировой войны и новой интервенции в СССР. Произвольно выхватывая отрывочные цитаты, эти авторы приводят их в своих работах в доказательство патриотических намерений и миротворческих устремлений А.И. Деникина. Он, дескать, был искренне обеспокоен возможным разделом и порабощением России после её военного поражения в очередном фронтальном столкновении с Западом и искал пути предотвращения этого.

      В какой мере соответствует истине подобная трактовка меморандума одного из белогвардейских вождей, читатели могут судить сами, познакомившись с полным текстом письма А.И. Деникина президенту Г. Трумэну. Документ переведён на русский язык специально для «Военно-исторического журнала» постоянным его автором сотрудником Института США и Канады кандидатом исторических наук В.И. Батюком с разрешения Национального архива США, где письмо хранится в фонде адмирала Лихи*.http://pyhalov.livejournal.com/462534.html
      В июне 1946 г. Деникин призвал Трумена не повторять ошибок Гитлера, чтобы уничтожить СССР наверняка.

      «…следует помнить, что если только Советы смогут использовать атомную бомбу в соответствующих масштабах, обладание этим оружием приведёт к немедленному и откровенно антигуманному действию со стороны СССР. Нападение будет произведено без объявления причины, без предупреждения, без внимания к возможностям или призывам к умиротворению со стороны западных демократий, и даже несмотря на полную капитуляцию перед советскими требованиями». Таким образом, белый генерал объявлял будущую войну против СССР законной и справедливой. Предполагается, что война закончится оккупацией СССР: «В случае оккупации российской территории немедленно установить русское самоуправление и при первой возможности поощрить создание на русских землях временной центральной правительственной власти, сформированной из граждан России с возможным участием особо отобранных эмигрантов…. Временное военное правительство должно быть сформировано исключительно под эгидой незаинтересованных и благосклонных великих держав».
      http://myhistori.ru/blog/43294848424/Kak-Denikin-
      prodal-svoyu-Rodinu
  7. +2
    21 декабря 2017 15:46
    Цитата: Reptiloid
    Алексей, В W написано, что он добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей белого движения. Также есть ссылка на статью ""Власть не должна допускать мести и классовой вражды"". Эта статья украинской тогда газеты ""Крымское эхо"" 20 июля 2012 г.!!!!!
    Правда, статью открыть не удалось. И что получается? Прибытие праха в Москву на Торжественные похороны, 2005г, в ютубе(сейчас посмотрел). Мужчины в дорогих костюмах, выросшие и получившие образование в СССР, медобслуживание, жилплощадь, неужели это всё потомки дворян, которых ЯКОБЫ губила Советская власть? Наша номенклатура что, участвует в белом проекте? И все прямо ожидали этого события.

    Дима,это ещё "детские шалости", а вот "ягодка": весной 1943 "сыночки элиты" начиталась Гитлера и велечали друг друга" групенфюрер,рейхсфюр"! Это были не какие-то перерождения или приспособленцы,а сыновья: Шахурина, Микояна, Бакулева. Я когда прочёл или обалдел : куда дальше идти?!
    1. +2
      21 декабря 2017 16:14
      С тесняюсь просить---это из последних полученных книг?
  8. +1
    21 декабря 2017 15:55
    Цитата: kapitan281271
    Лично для меня трагедия 1917 года и трагедия 1992 равнозначны, предатели и демагоги развалили мою страну!

    Согласнен: оба раза ДЕМАГОГИЯ ехала на ДЕМАГИИ: в 1917 "февралисты" поклали на РИ,а годом позже Лейла Бронштейн русской кровушки похлебал. А в 1992 ВСЕ "ДЕМОКРАТЫ" вчерашние коммунисты и ВСЕ перечисленные ДЕМАГОГИ!
  9. +1
    21 декабря 2017 15:59
    Цитата: parusnik
    Их общая трагедия – в отсутствии у многих харизмы, в аморфности политических взглядов, в неспособности на понятном и доступном для простого народа языке сформулировать цели и задачи борьбы.
    ...Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет...И не пошло...

    В самую точку. Об этом ещё дедушка Крылов написал:"Лебидь, рака,да щука" и далее по тексту
  10. +1
    21 декабря 2017 16:23
    Прочел статью и думаю, что Врангель наиболее верно его охарактеризовал.
    Мне Антон Иванович симпатичен,а к Врангелю я холоден
  11. +2
    21 декабря 2017 18:00
    "Уже в изгнании в Русской армии Врангеля интеллигенция играла преобладающую роль. В Галлиполи после исхода из Крыма находилось 50 процентов офицеров, а остальные в огромном большинстве – солдаты из интеллигентов!.Пишет ересь и хоть бы что.А ведь кто-то примет эту ложь за правду.
  12. +4
    21 декабря 2017 22:57
    Ну, понятно, Великая Октябрьская социалистическая революция «была осуществлена наймитами германского Генштаба».
    А вот интересно: Кто назначил Деникина командующим Добровольческой армией?
  13. +18
    22 декабря 2017 17:17
    Может А.И. Деникин и не был классическим лидером, зато был прекрасным строевым командиром и боевым генералом Великой войны.
    А также патриотом России - что и доказал в обе мировые войны good
  14. 0
    25 декабря 2017 03:50
    Я бы не сказал, что Фрунзе был особо харизматичным. Но не только стал человеком-легендой в глазах красноармейцев, но и завоевал авторитет среди кадровых военных-"военспецов" (что для гражданкого человека почти невозможно).
    Так что не надо заниматьсся ловлей блох.
  15. 0
    31 июля 2018 09:43
    Цитата: Синий Мент
    Может А.И. Деникин и не был классическим лидером, зато был прекрасным строевым командиром и боевым генералом Великой войны.
    А также патриотом России - что и доказал в обе мировые войны good

    Ну, в Первую-то понятно. А во Вторую-то как доказал?