Город рыцарей и фарфора: свидание с Майсеном (часть 2)

34
Здесь нужно немного вспомнить о генезисе самих эффигий и их исключительном значении для истории. Эффигии – это надгробные статуи погребенных, иногда объемные, лежащие, иногда объемные стоящие. Самая известная эффигия – фигура «Черного принца», погребенного в Кентерберийском соборе в Англии. Поскольку огромное количество доспехов не сохранилось, эффигии единственное, что позволяет нам точно узнать, как выглядели доспехи того или иного века и проследить их развитие в деталях, поскольку все погребения датировались. Со временем фигуры делать перестали и заменили их плоскими латунными пластинами с гравировкой – брасс. Но и от них отказались в пользу плоской резьбы на камне. Естественно, что помимо портретного сходства с усопшим эффигии очень точно передают все детали военного снаряжения тех лет, а они в свою очередь проверяются дошедшими до нас образцами оружия и доспехов.


На этой витрине мы видим одну из наглядных причин, почему рыцарские доспехи стали гладкими. Такими вот корсеками, гвизармами, алебардами и глефами «кольчужников» легко можно было зацепить и сбросить с коня! Вот почему со временем кольчугу с «белыми доспехами» если и применяли, то лишь в качестве дополнительной защиты: под мышками, кроили из нее «трусы», или использовали в качестве «юбки».



Например, мемориальная доска сэра Хамфри Стэнли в Вестминстерском аббатстве 1505 года изображает его в кольчужной юбке, то есть в то время в Англии такие доспехи еще носили! Более того, на «доске» Ральфа Верни 1547 года из Олдбери, Хартфордшир, мы видим на нем точно такую же «юбку» и подвешенные спереди пластины – тассеты, а также надетый на нем поверх доспехов плащ – табар. Все это очень ценные исторические свидетельства того, что процесс совершенствования доспехов, безусловно, шел, но шел довольно-таки медленно, иногда с неожиданными рывками, но в целом был делом не быстрым!


Обычно я не помещаю фотографий своей персоны в описываемых местах, но в данном случае, оказалось, что без этого не обойтись, так как нужно показать масштаб этих надгробных плит. При моем росте в 176 см очевидно, что, во-первых, пропорции изображения фигуры и, в частности, лица скульптором были нарушены, а, во-вторых, на плиту усопшему не поскупились!


Вот он этот красавец в полный рост! То есть очевидно, что где-то около 1595 года в Саксонии такие вот доспехи существовали. Показателен гульфик вполне умеренного размера, и здесь уже «юбки» нет. Вместо нее пластинчатые набедренники, прикрывающие бедра только спереди. Латы на нем не из дешевых – чеканные с узорами как на кирасе на вертикальных полосах, так и на пластинках доспеха на руках. Поскольку чеканка удорожала доспехи в разы, очевидно, что умерший был человеком весьма состоятельным.


А вот его данные: когда родился, когда умер…


Эта эффигия сохранилась хуже, видимо, часть ее мокла под дождем. Но зато мы видим перед собой начальника, хоть и не большого (шарф через плечо!), камерюнкера. Набедренники граненые, готические. А вот гульфик из кольчуги, и более того, присмотревшись, мы увидим, что на нем как раз и надеты кольчужные рейтузы. А раз так, то они не могли не быть на подбое, и надеты поверх шоссов. Что и говорить – заботился камерюнкер об отцовском наследстве, заботился… Под мышками у него тоже виднеется кольчуга, то есть врагу до него не добраться! И еще две интересные детали. Первая – у него точно такой же кинжал, как на фотографии из первой части – с кольцом у перекрестия! Вторая – на пальцах правой руки два перстня – на безымянном и мизинце. Шлем, украшенный перьями, сохранился не очень хорошо, но очевидно, что это армэ с усиленным налобником.


Табличка с информацией об этой эффигии.

Однако, эффигиям повезло, можно сказать, только в Англии. Во Франции в годы французской революции их разбивали, в Германии множество эффигий было уничтожено при бомбардировках. Вот почему столь хорошо сохранившиеся и к тому же еще и датированные эффигии музея в Майсене, конечно, произвели на меня впечатление. Кстати, есть и еще одна причина, почему эффигии приходят в негодность. Время и погода. Ведь не всегда эти надгробные плиты и изваяния находились под крышей. Известняк же легко разрушается дождями, содержащими серу, то есть относительно хорошая сохранность майсенских эффигий меня очень обрадовала.


Вот эта эффигия из музея Майсена, которую мне бы хотелось здесь также показать, сохранилась хуже всего, но она интересна тем, что человек на ней изображенный вооружен тем же чеканом, что и показанный на фотографии в первом материала, а во-вторых, на нем явно не германская, а итальянская, миланская, броня глобулярного типа.


Подпись к этой эффигии.


Ну, а в данном случае изменения в доспехах заметны даже не искушенному взгляду. И понятно, ведь умер человек в 1621 году. Набедренники уже явно не готические, и под ними пышные, с буфами и прорезями штаны. И вооружен он уже не мечом, а кавалерийской шпагой с развитым перекрестием. И тем не менее, если внимательно присмотреться, можно заметить, что под доспехами у него надета все та же кольчуга с зубцами на подол и это она, а не тапуль, видна в прорези между тассетами спереди. Кстати, посмотрите на выпущенный поверх доспехов воротник. Он простой, не кружевной, так что перед нами явно суровый лютеранин.


Подпись к этой эффигии.

«Как пройти к замку?» – спросили мы гостеприимного поляка и получили ответ: – «Идите все выше и выше и не ошибетесь!» И мы пошли, причем ни замок, ни собор внутри него снизу практически и не видны. Дома высокие! И чем не дальше вверх, тем они выше. Этот район Майсена, кстати, называется «Фрайхайт», что значит «свободен от налогов».


Вот так с одной из улиц видны шпили майсенского собора!


А это ведущие к нему и замку улицы-лестницы.

Здесь на вершине холма в средние века проживала местная знать и духовные лица, и все он повинностей не несли, а налогов не платили. Дома здесь больше похожи на крепости и почему так – понятно. Здесь сохранился, например, фахверковый дом 1564 года постройки, дом со львами 1610 года, а рядом растет тысячелетний тис. Так что история здесь проходит буквально у вас перед глазами.


Вот это мост Шлоссбрюкке, с которого открывается красивая панорама на поля, виноградники и частные домики Майсена и который ведет в замок и к собору.

[center]

Отсюда сверху открывается прекрасный вид на черепичные красные крыши домов нижней части города. Кстати, самая высокая крыша на этом снимке – это как раз крыша музея с эффигиями. Там все недалеко, буквально рукой подать.


А это вид на мосты через Эльбу.

Остается всего лишь пройти под красивым Воротным домом Тохаус-музеум, чтобы попасть на Соборную площадь или Домплац. Посреди площади возвышается готический Майсенский собор, который обычно называют Дом (Dom по-немецки — собор). Построен он в честь Св. Иоанна Богослова и епископа Доната, а строили его более 500 лет. Например, обе башни (высота 81 м) были закончены только к 1909 году, хотя само строительство было начато еще в 1250 году. Внутри собор украшают скульптуры Иоанна и Доната, а также основателей Германской империи – императора Оттона I и его супруги Адельгейды. Подробнее о соборе, кстати, можно прочитать вот здесь. Очень жалею, что не нашел этого материала до поездки. https://www.mishanita.ru/data/images/Germany_2011/Meissen/Meissen_Map.jpg


Вот так он выглядит снаружи!

Город рыцарей и фарфора: свидание с Майсеном (часть 2)

А так этот собор выглядит изнутри.


Капелла.

К сожалению, сам собор был закрыт, так что попасть нам в него не удалось и пришлось довольствоваться осмотром снаружи, хотя внутри есть на что посмотреть, включая те же эффигии прекрасной сохранности, а плата за съемку там не взимается! Впрочем, несколько эффигий были выставлены и в небольшом садике позади собора. Но… все принадлежащие монахам, а рыцарская только одна (парная), и она плохо сохранилась.


Эффигия из майсенского собора.


Парная эффигия из майсенского собора.

Рядом с собором находится замок Альбрехтсбург и дворец епископа, которые вместе создают неповторимый монументальный силуэт Майсена, если смотреть на них со стороны реки. Кстати, здесь же находится зона саксонского виноделия. Из-за своего особо мягкого климата в долине Эльбы виноград дает превосходное сухое вино, которое почитается и туристами, и местными жителями. Убедились мы в этом буквально тут же, когда начали спускаться в город из замка по проложенной по откосу холма лестнице. Он весь порос виноградом! Виноградник прямо в центре города. И объявление: «Кто спустится по этой лестнице, направо дегустация вина с этого виноградника за 50 евро!» Спустились пошли, нашли магазинчик. Дегустировать не стали, но взяли бутылку местного вина. Выпили уже дома. Вино – хорошее, хоть росло в центре города.


Вот он, этот откос и на нем прямо под замком растет виноград.


Туристов в городе мало, а людей цветной наружности и вовсе было не видно. Народ в кафешках есть, но никто не удивляется, что было особенно приятно. Можно просто посидеть «вот так» и попить кофе с пирожными.

Мы тоже оказались в одном таком кафе: девушка-хозяйка не знала английского (!), а мы немецкого, но объяснились на пальцах. Затем пошли на встречу с автобусом. По дороге решили еще раз выпить пива и закусить. Нашли… ну типично немецкую пивную. А в ней… старика, считавшего выручку на счетах!!! Попросил обслужить, и он рявкнул: «Гретхен!» И вышла Гретхен, ну словно из кино: полосатые красно-белые гольфы, черная расклешенная юбка с кружевами, блузка с прошивом и рукавами фонариком, и в корсаже на шнуровке. Объяснили ей, что торопимся. «Ес! – ответила она с жутким акцентом. – Пять минут идет?» – «Ес!». Было очень интересно, что можно приготовить в такой спешке, но ровно через пять минут нам подали жареный сыр в кляре с тушеной квашеной капустой и брусникой. С пивом это было очень вкусно.


В одном из местных дворов случайно нашел вот такой сухой фонтан. Чистый, ничего не отбито, надписями не изрисовано. Приятно было такое увидеть… Во дворе. Не на площади под камерами.

А тут появился и автобус, и наше пребывание в Майсене на этом закончилось!
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    28 декабря 2017 06:45
    Серия про Майсен прекрасная, так что к плите на первом фото не присматривайтесь. Вы живые нам интересны.
    1. +17
      28 декабря 2017 07:46
      к плите на первом фото не присматривайтесь.

      Мы присматриваемся ко всем интересным фото
      Хотя сходство конечно присутствует
      Серия про Майсен прекрасная

      Согласен
  2. +6
    28 декабря 2017 07:51
    Во время Второй мировой войны в замке Альбрехтсбург хранились фонды Государственных художественных собраний Дрездена, Музея Сюрмонда - Людвига в Ахене и Мейсенской фарфоровой мануфактуры. В апреле-мае 1945 года Альбрехтсбург использовался вермахтом, а 6 мая 1945 года Замковая гора была занята Красной армией. Хранившиеся в замке произведения искусства были частично возвращены в соответствующие собрания, а частично вывезены в Советский Союз.
    1. +4
      28 декабря 2017 08:10
      Да вот лопухнулся совсем глупо - везде, где написано тапуль надо писать гульфик. Но поздно добрый человек обратил на это мое внимание. Ну, вот бывает... Винюсь!

      Однако все исправили уже.
      1. +3
        28 декабря 2017 08:20
        О эффигиях, узких улочках и кафе Мейсена очень интересно написано..Когда был "выездным" и бывал в тех местах с дуру поперся в местный музей фарфора, на орган посмотреть..Местное вино не понравилось..Пиво "хорошечно"...
        1. +3
          28 декабря 2017 08:24
          Про фарфор еще будет.
          1. +18
            28 декабря 2017 08:44
            Саксонские рыцари вроде считались одними из лучших в Германии?
            Не помню где и когда читал
  3. +18
    28 декабря 2017 08:11
    Приятные места
    Интересные фото и комменты
    Успехов автору!
  4. +6
    28 декабря 2017 08:48
    Последнее фото - парная эффигия хоббитов! laughing
  5. +4
    28 декабря 2017 11:20
    Хорошая статья. У меня никогда не хватало терпения рассматривать
    в соборах и музеях эти "эффигии" в деталях. А тут все подробно.
    1. +4
      28 декабря 2017 12:18
      Так ведь Вы же и рассматривали их по-другому, а не так как я, так что чему удивляться. Просто наметанный сразу отмечает детали, на которые другие и внимания не обращают. Это нормально.
      1. +2
        28 декабря 2017 17:06
        А вот это - положительная черта "профессиональной деформации". Хотя с другой стороны - как Ваши женщины Вас терпят в поездках?! То ж чисто ангелы! smile
        1. +3
          28 декабря 2017 17:13
          Терпят так: до определенного времени мы ходим вместе, но временами расходимся. Про эффигии они мне говорят сами и не дают подолгу на них смотреть. Фотографировать приходится очень быстро. Всем четверым. Потом делимся фото.
          1. +2
            28 декабря 2017 18:19
            Мда! Как говорит моя милая: "отдых - это тяжелая работа". Добавлю от себя: "А кто обещал, что будет легко и прибыльно?"
  6. +5
    28 декабря 2017 12:19
    В Майсене есть еще одно место, которое видели очень многие, и не раз, и даже те, кто не бывал в Германии ни разу - улица Шлоссбрюкке.
    Помните профессора Плейшнера, опьяненного духом свободы?
    1. +5
      28 декабря 2017 12:26

      «Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя». Лиознова и Парфенов на том же месте. Да и сейчас там все по прежнему.
      1. +3
        28 декабря 2017 17:11
        То ли качество фотографий улучшилось, то ли "клятый капитализм" благодатно повлиял на урбанистическую среду.
        1. +1
          28 декабря 2017 20:27
          профессиональным взглядом отметьте, как перестроили мансарду на здании справа! drinks там теперь только ствол MG-42 осталось выставить, и гитлерюгенда к нему посадить! laughing
          1. +3
            28 декабря 2017 22:25
            Гитлерюгенд с MG-42 не справится. Да и кто за черепицей прячется с пулеметом. За такой выбор позиции я бы сразу в угол поставил.
        2. +2
          28 декабря 2017 20:48
          Последнее! Мне говорили, что хороший ремонт начался лишь после 1991 года. А до этого денег не хватало!
          1. +2
            28 декабря 2017 21:15
            у нас Копорье еще лет двенадцать назад было в аварийном состоянии. Как сейчас - не знаю, но сильно не восстановили точно, в 14-м году во время праздника все сложнопроходимые участки были перегорожены, дежурила милиция (это я по-старинке так говорю). Вроде, какие-то работы ведутся. То есть, все упирается в финансирование. А какое финансирование может быть у старой крепости, лежащей в стороне от больших шоссе? У нас и Ломоносовский парк "выживал", как мог, пока его к ГМЗ "Петергоф" не присоединили! request
  7. +5
    28 декабря 2017 14:28
    Спасибо прекрасная статья и фотографии
  8. +6
    28 декабря 2017 16:34
    +++++++++++
  9. +18
    28 декабря 2017 17:52
    Свиделись с Майсеном
    Масса удивительных моментов - от феноменального сходства автора с бароном на изваянии и до музейных и соборных редкостей
    Отлично good
    1. +3
      28 декабря 2017 18:22
      Да, меня тоже этот момент заинтересовал.
  10. +2
    28 декабря 2017 18:29
    Вот, кстати, Вячеслав Олегович, о пропорциях. Не находите, что в какой-то момент (исторический), художники начали бороться за портретное сходство изображения с усопшим?
    1. +3
      28 декабря 2017 20:23
      за портретное сходство изображения с усопшим

      а потом художники начали бороться за портретное сходство с живыми. И картина середины 19-го века начала по качеству превосходить тогдашнюю фотографию! drinks (нам пару лекций, уж не помню по какому предмету, в Эрмитаже читали - наглядно, с показом) wink
      Автору - Вячеслав Олегович, спасибо за познавательную экскурсию. Умеете. yes Кланяюсь! hi
      1. +2
        28 декабря 2017 21:16
        Есть историческая байка (цитировавшаяся ТМ), о том, что И.Е. Репин, запарившись настраивать новомодный фотографический, написал за 40 минут, групповой портрет с друзьями
        1. +3
          28 декабря 2017 21:19
          с учетом того, что для "пишущих матерное письмо запорожцев" ему позировали Драгомиров и Гиляровский.. почему нет! good Вы мне, кстати, новую тему для статьи подсказали. drinks Остается найти Марию-Луизу, которая поедет со мной туда wink
      2. +2
        28 декабря 2017 22:48
        Рад, что Вам понравилось. Но на самом деле тут много не надо. Надо А - быть, Б - смотреть по сторонам (то есть все время крутить головой словно пилот "Ньюпора" в 1917 году), С - быстро находить точки для съемки, Д- не забывать после объектов всегда фотографировать подписи под ними, Г - заранее знать, что увидишь, Е - настроиться на то, что ты все увиденное опишешь на ВО, З - после чего дождаться настроения, сесть и написать. Вот и все!
        1. +3
          29 декабря 2017 00:45
          пункты Д-З у меня были в Полоцке. Да, все именно так! А настроение тогда продержалось два дня, писал "по горячим следам", на эмоциях. good
        2. +1
          29 декабря 2017 04:31
          Цитата: kalibr
          Но на самом деле тут много не надо.

          Как говорил Роден, надо просто от глыбы мрамора отсечь всё лишнее.
    2. +2
      28 декабря 2017 20:50
      Это всегда присутствовало на эффигиях, издавно, то есть с момента их появления. Обычно с усопшего снимали гипсовую маску и по ней ваяли лицо. Так что это неудивительно.
  11. +5
    29 декабря 2017 20:18
    Г-Н Шпаковский за эту серию статей вам спасибо!