Сайту «Репортёр» требуются авторы. Требования: грамотность, неиссякаемая творческая энергия, опыт в копирайтинге или журналистике, умение анализировать и писать сжато и интересно. Работа оплачивается. Образцы своих свежих материалов высылайте по адресу: topcor.ru@gmail.com

Как спускали на воду самую быструю подводную лодку в мире

21 декабря ВМФ России отмечает дату спуска на воду первой в мире атомной подводной лодки с титановым корпусом К-222 проекта 661 "Анчар", ставшей самой быстрой в мире, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ

Именно в этот день 1968 года первая в мире атомная подводная лодка с титановым корпусом была спущена на воду на предприятии «СЕВМАШ» в Северодвинске, а 31 декабря 1969 г. на ней был поднят Военно-Морской Флаг, и она вступила в строй
- говорится в сообщении.

Как спускали на воду самую быструю подводную лодку в мире



Работа по созданию подводной лодки нового поколения стартовала в декабре 1959 г. в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит»). Её первым главным конструктором был назначен Н.Н. Исанин, позднее на этом посту его сменил – Н.Ф. Шульженко. Всего же к созданию этой подводной лодки было привлечено 400 предприятий ОПК.

18 декабря 1970 г. лодка показала сенсационную скорость в 44,7 узла (свыше 80 км/ч) на мерной миле в подводном положении — этот рекорд до сих пор не превзойдён.

Осенью 1971 года К-222 ушла на боевую службу в Атлантику и, благодаря непревзойденной быстроходности, легко преследовала ударный авианосец США от Гренландского моря до Бразильской впадины. Гонки по Атлантике продолжались два с половиной месяца, за это время "Анчар" всплыл один раз.

Подводная лодка была вооружена крылатыми ракетами П-70 «Аметист» и выполняла задачи в составе Северного флота. В разное время, она базировалась в Западной Лице и Видяево. В 1984 г. она была выведена из эксплуатации, в 1989 г. — исключена из состава флота.

По оценке современных ученых и кораблестроителей проект «Анчар» являлся чрезвычайно дорогим экспериментом в истории подводного кораблестроения, но уникальные конструкторские решения, внедренные при создании этой подводной лодки, легли в основу первой массовой серии советских атомных подводных лодок с противокорабельными ракетами подводного старта — проекта 670 («Скат») с комплексом «Аметист» и проекта 670 М («Чайка») с новым комплексом П-120 «Малахит».

Использованы фотографии: Минобороны РФ

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 34

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Yoshi (Yoshi) 21 декабря 2017 12:20
    Это славное достижение отечественного судостроения было замечено во всём мире. Реакция была замечательная!
    1. Uncle Lee (Владимир) 21 декабря 2017 12:26
      Да, были люди в наше время,
      Не то, что нынешнее племя.
      Богатыри, не вы ! hi
    2. Дедкастарый (Дедка Старый) 21 декабря 2017 12:27
      Осенью 1971 года К-222 ушла на боевую службу в Атлантику и, благодаря непревзойденной быстроходности, легко преследовала ударный авианосец США от Гренландского моря до Бразильской впадины. Гонки по Атлантике продолжались два с половиной месяца, за это время "Анчар" всплыл один раз.
      Жгли наши...Великая Страна,Великие Деяния...так хотелось бы,чтоб опять содрогались американцы от информации,что наши- в море. soldier
      1. Burbon (Дмитрий) 21 декабря 2017 12:31
        Цитата: Дедкастарый
        Жгли наши...Великая Страна,Великие Деяния..

        жить надо настоящим и будущим.....а прошлое просто вспоминать!
        1. Дедкастарый (Дедка Старый) 21 декабря 2017 12:32
          Цитата: Burbon
          .а прошлое просто вспоминать!

          не вспоминать,а Помнить.
          1. LSA57 (Сергей) 21 декабря 2017 13:10
            Цитата: Дедкастарый
            не вспоминать,а Помнить.

            и не забывать
        2. rotmistr60 (Геннадий) 21 декабря 2017 12:36
          а прошлое просто вспоминать!
          Если прошлое "просто вспоминать", то тогда каким будет будущее?
          1. LSA57 (Сергей) 21 декабря 2017 17:14
            +
            Цитата: rotmistr60
            а прошлое просто вспоминать!
            Если прошлое "просто вспоминать", то тогда каким будет будущее?

            да не прошло вспоминать. в позитиве
  2. demo (Ван) 21 декабря 2017 12:29
    Впечатлил год -1969!
    Мне только 6 лет было. И я пошел в 1-й класс.
    Вот страна была. Вот люди.
    Никто в мире титан не варил, а мы впереди планеты всей.
    И лодку из титана смастерили.
    1. Дедкастарый (Дедка Старый) 21 декабря 2017 12:34
      Цитата: demo
      Никто в мире титан не варил, а мы впереди планеты всей.
      И лодку из титана смастерили.

      а потом,пришли "демократы",и мы получили лопаты из титана...
    2. LSA57 (Сергей) 21 декабря 2017 17:16
      вы уже в первом классе титан варили? ну тада.... hi
      ну пошутил smile
      ну давайте drinks
  3. Витас (Витас) 21 декабря 2017 12:31
    После испытания у родных причалов те, кто встречал, с трудом узнали подлодку. Ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы.

    Формула 1 в ВМС.
    1. Uncle Lee (Владимир) 21 декабря 2017 12:33
      44,7 узла под водой ! Это вам не кот начхал ! hi
  4. Витас (Витас) 21 декабря 2017 12:35
    Цитата: Uncle Lee
    44,7 узла под водой ! Это вам не кот начхал ! hi

    А в надводном должна быстрее, по идее?
    1. seregatara1969 (Сергей ) 21 декабря 2017 12:52
      нет-над водой слегка потише идёт! но не один эсминец сша от неё не уходил
    2. annodomene (Алексей) 21 декабря 2017 13:49
      В надводном положении скорость меньше. Это связано с обтеканием корпуса пла и устройством дейдвудного сальника.
      1. Midshipman (Олег) 21 декабря 2017 16:13
        У всех ПЛ, низкая надводная скорость обусловлена малым давлением на лопасти, при увеличении оборотов начинается кавитация.
        1. annodomene (Алексей) 22 декабря 2017 07:35
          Из-за разности давлений на верхних и нижних лопастях винта в НП получается знакопеременная равнодействующая сил, которя направлена вдоль оси ГрВ, отсюда и циклические нагрузки на ДС, что есть очень "не зер гут".
    3. УВБ (Виктор) 21 декабря 2017 15:16
      Цитата: Витас
      А в надводном должна быстрее, по идее?
      В надводном положении скорость выше была практически у всех подводных лодок от самых первых до окончания 2 мировой войны. Это связано и с тем, что под водой лодки ходили под аккумуляторами, а главное- с формой корпуса. Лодки фактически были не подводными а ныряющими.
  5. Лексус (Алексей) 21 декабря 2017 12:36
    Недавно госпремии вручали за её утилизацию... Каждому времени - свои праздники.
    1. annodomene (Алексей) 21 декабря 2017 13:50
      В 2011 году в Северодвинске руками пощупал срезанное ОР с этого корабля. ВСЕ откидные лючки работали и все проворачивалось буквально "одним пальцем".
      1. Berkut154 (Владимир) 21 декабря 2017 14:49
        Да стояла она у Нахимова. Хотел сходить посмотреть, но неуспел..
        1. annodomene (Алексей) 22 декабря 2017 07:37
          Я "Звездочку" имел ввиду, именно там стояло срезанное ОР с К-222. Печальное зрелище, ушел еще один яркий элемент эпохи...
    2. Удав КАА (Александр) 21 декабря 2017 21:51
      Цитата: Лексус
      Каждому времени - свои праздники.

      Верно замечено...Главное -- по существу. Но Анчар --
      лодка своего времени. Мне довелось беседовать с офицерами экипажа...Поразило, что все рассказывали, что на максимальном ходу внутри ПК гул стоял как на реактивном лайнере при взлете. О скрытности говорить не приходится, а от Ориона все равно не убежать...Мк-48.5 бежит со скоростью 60 уз... В таких условиях лучше нырнуть поглубже род слой скачка и мах. малошумной топать в РБД.
      Сегодня нет уже 2-х вальной схемы, уходят от ГЦН, ГТЗА... да и титановые сплавы заменяются немагнитными высокопрочными корабельными материалами...с пределом текучести более 100 кг/мм кв.
      Посмотрим, что на Хаски будет реализовано из ноу=хау последних лет.
      Но для своего времени это была безусловно техническая победа советского кораблестроения.
      ИМХО.
      1. Лексус (Алексей) 21 декабря 2017 22:04
        Эпохальный корабль. Можно же было сохранить в качестве музейного экспоната, чтобы ребят мужиками воспитывать. Да и взрослым было бы интересно. Сейчас принято бабками и цацками гордиться, а хочется чего-то действительно стоящего. В тех же штатах и бритии корабли и лодки стоят, как музеи, столетиями, почти в каждом приморском городе.

        HMS Warrior на постоянной стоянке в Портсмуте
  6. san4es 21 декабря 2017 12:36
    К-222 проекта 661 "Анчар"
    Хроника времён СССР soldier
    1. Лексус (Алексей) 21 декабря 2017 14:00
      Да, это она. Красавица, "Золотая рыбка", "вскружившая голову" "Саратоге" с "окружением".
  7. Sergey53 21 декабря 2017 12:40
    Она на десятилетия опередила своё время. Не без проблемы конечно ,но ЛОДКА с большой буквы.ИНЖЕНЕРЫ МОЛОДЦЫ, честь им и хвала.
  8. Laksamana Besar 21 декабря 2017 13:23
    "Золотая рыбка" её назвали, два миллиарда рублей по курсу 1968 года.
  9. groks (Олег) 21 декабря 2017 14:29
    Кажется в 88 мне тесть устроил экскурсию на Коммунарский металлургический. Запомнился памятник Клименту Ефремовичу на территории комбината. И запомнились "бутерброды" титан-сталь-титан размером этак 5х2 метра. Этим работники гордились больше всего - так тогда никто не умел, кроме них и не факт, что сейчас умеют.
  10. Попович (Ива) 21 декабря 2017 20:41
    По оценке современных ученых ... - только и могут, что оценивать, с остальным проблемы...
  11. Пётр Ахромов (Пётр Ахромов) 22 декабря 2017 01:25
    Главная причина существования пл - это скрытность. А на кой нужна такая пл, если последние предельные в водной среде эти 3 узла сводят все на нет??? Да и какими это средствами достигается.

    Не превзойден рекорд, наверное потому что это не так сильно надо.
    1. gladcu2 (gladcu2) 22 декабря 2017 23:05
      У торпеды скорость меньше.

      Поэтому и скрываться особенно и не было нужды.

      А стоимость первой единицы высокая, так вторая в 10 раз дешевле пошла бы.
      В СССР бабло не воровали. Прибавочной стоимости значит не было.

      Стоимость первой единицы это стоимость научно-исследовательских разработок.
  12. Lyton (Александр.) 22 декабря 2017 04:50
    Цитата: Пётр Ахромов
    Главная причина существования пл - это скрытность. А на кой нужна такая пл, если последние предельные в водной среде эти 3 узла сводят все на нет??? Да и какими это средствами достигается.

    Не превзойден рекорд, наверное потому что это не так сильно надо.

    Но тут пришел поручик Ржевский и все опошлил, Петр время было такое, догнать и перегнать, но ваше мнение важно, писшите, в то время люди не понимали многого, просто так два лярда рублей выбросили на ветер, мне тогда было пять лет, ноя этими людьми и то, что они сделали горжусь по сей день.
    1. Комментарий был удален.
Картина дня