Как спускали на воду самую быструю подводную лодку в мире

21 декабря ВМФ России отмечает дату спуска на воду первой в мире атомной подводной лодки с титановым корпусом К-222 проекта 661 "Анчар", ставшей самой быстрой в мире, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ

Именно в этот день 1968 года первая в мире атомная подводная лодка с титановым корпусом была спущена на воду на предприятии «СЕВМАШ» в Северодвинске, а 31 декабря 1969 г. на ней был поднят Военно-Морской Флаг, и она вступила в строй
- говорится в сообщении.

Как спускали на воду самую быструю подводную лодку в мире



Работа по созданию подводной лодки нового поколения стартовала в декабре 1959 г. в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит»). Её первым главным конструктором был назначен Н.Н. Исанин, позднее на этом посту его сменил – Н.Ф. Шульженко. Всего же к созданию этой подводной лодки было привлечено 400 предприятий ОПК.

18 декабря 1970 г. лодка показала сенсационную скорость в 44,7 узла (свыше 80 км/ч) на мерной миле в подводном положении — этот рекорд до сих пор не превзойдён.

Осенью 1971 года К-222 ушла на боевую службу в Атлантику и, благодаря непревзойденной быстроходности, легко преследовала ударный авианосец США от Гренландского моря до Бразильской впадины. Гонки по Атлантике продолжались два с половиной месяца, за это время "Анчар" всплыл один раз.

Подводная лодка была вооружена крылатыми ракетами П-70 «Аметист» и выполняла задачи в составе Северного флота. В разное время, она базировалась в Западной Лице и Видяево. В 1984 г. она была выведена из эксплуатации, в 1989 г. — исключена из состава флота.

По оценке современных ученых и кораблестроителей проект «Анчар» являлся чрезвычайно дорогим экспериментом в истории подводного кораблестроения, но уникальные конструкторские решения, внедренные при создании этой подводной лодки, легли в основу первой массовой серии советских атомных подводных лодок с противокорабельными ракетами подводного старта — проекта 670 («Скат») с комплексом «Аметист» и проекта 670 М («Чайка») с новым комплексом П-120 «Малахит».
Использованы фотографии:
Минобороны РФ
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Yoshi Офлайн
    Yoshi 21 декабря 2017 12:20
    +15
    Это славное достижение отечественного судостроения было замечено во всём мире. Реакция была замечательная!
    1. Uncle Lee Офлайн
      Uncle Lee 21 декабря 2017 12:26
      +10
      Да, были люди в наше время,
      Не то, что нынешнее племя.
      Богатыри, не вы ! hi
    2. Дедкастарый Офлайн
      Дедкастарый 21 декабря 2017 12:27
      +11
      Осенью 1971 года К-222 ушла на боевую службу в Атлантику и, благодаря непревзойденной быстроходности, легко преследовала ударный авианосец США от Гренландского моря до Бразильской впадины. Гонки по Атлантике продолжались два с половиной месяца, за это время "Анчар" всплыл один раз.
      Жгли наши...Великая Страна,Великие Деяния...так хотелось бы,чтоб опять содрогались американцы от информации,что наши- в море. soldier
      1. Burbon Офлайн
        Burbon 21 декабря 2017 12:31
        +1
        Цитата: Дедкастарый
        Жгли наши...Великая Страна,Великие Деяния..

        жить надо настоящим и будущим.....а прошлое просто вспоминать!
        1. Дедкастарый Офлайн
          Дедкастарый 21 декабря 2017 12:32
          +8
          Цитата: Burbon
          .а прошлое просто вспоминать!

          не вспоминать,а Помнить.
          1. LSA57 Офлайн
            LSA57 21 декабря 2017 13:10
            +4
            Цитата: Дедкастарый
            не вспоминать,а Помнить.

            и не забывать
        2. rotmistr60 Офлайн
          rotmistr60 21 декабря 2017 12:36
          +2
          а прошлое просто вспоминать!
          Если прошлое "просто вспоминать", то тогда каким будет будущее?
          1. LSA57 Офлайн
            LSA57 21 декабря 2017 17:14
            +1
            +
            Цитата: rotmistr60
            а прошлое просто вспоминать!
            Если прошлое "просто вспоминать", то тогда каким будет будущее?

            да не прошло вспоминать. в позитиве
  2. demo Офлайн
    demo 21 декабря 2017 12:29
    +10
    Впечатлил год -1969!
    Мне только 6 лет было. И я пошел в 1-й класс.
    Вот страна была. Вот люди.
    Никто в мире титан не варил, а мы впереди планеты всей.
    И лодку из титана смастерили.
    1. Дедкастарый Офлайн
      Дедкастарый 21 декабря 2017 12:34
      +8
      Цитата: demo
      Никто в мире титан не варил, а мы впереди планеты всей.
      И лодку из титана смастерили.

      а потом,пришли "демократы",и мы получили лопаты из титана...
    2. LSA57 Офлайн
      LSA57 21 декабря 2017 17:16
      +1
      вы уже в первом классе титан варили? ну тада.... hi
      ну пошутил smile
      ну давайте drinks
  3. Витас Офлайн
    Витас 21 декабря 2017 12:31
    +12
    После испытания у родных причалов те, кто встречал, с трудом узнали подлодку. Ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы.

    Формула 1 в ВМС.
    1. Uncle Lee Офлайн
      Uncle Lee 21 декабря 2017 12:33
      +12
      44,7 узла под водой ! Это вам не кот начхал ! hi
  4. Витас Офлайн
    Витас 21 декабря 2017 12:35
    0
    Цитата: Uncle Lee
    44,7 узла под водой ! Это вам не кот начхал ! hi

    А в надводном должна быстрее, по идее?
    1. seregatara1969 Офлайн
      seregatara1969 21 декабря 2017 12:52
      +3
      нет-над водой слегка потише идёт! но не один эсминец сша от неё не уходил
    2. annodomene Офлайн
      annodomene 21 декабря 2017 13:49
      +6
      В надводном положении скорость меньше. Это связано с обтеканием корпуса пла и устройством дейдвудного сальника.
      1. Midshipman Офлайн
        Midshipman 21 декабря 2017 16:13
        +3
        У всех ПЛ, низкая надводная скорость обусловлена малым давлением на лопасти, при увеличении оборотов начинается кавитация.
        1. annodomene Офлайн
          annodomene 22 декабря 2017 07:35
          +3
          Из-за разности давлений на верхних и нижних лопастях винта в НП получается знакопеременная равнодействующая сил, которя направлена вдоль оси ГрВ, отсюда и циклические нагрузки на ДС, что есть очень "не зер гут".
    3. УВБ Офлайн
      УВБ 21 декабря 2017 15:16
      +1
      Цитата: Витас
      А в надводном должна быстрее, по идее?
      В надводном положении скорость выше была практически у всех подводных лодок от самых первых до окончания 2 мировой войны. Это связано и с тем, что под водой лодки ходили под аккумуляторами, а главное- с формой корпуса. Лодки фактически были не подводными а ныряющими.
  5. Лексус Офлайн
    Лексус 21 декабря 2017 12:36
    +5
    Недавно госпремии вручали за её утилизацию... Каждому времени - свои праздники.
    1. annodomene Офлайн
      annodomene 21 декабря 2017 13:50
      +7
      В 2011 году в Северодвинске руками пощупал срезанное ОР с этого корабля. ВСЕ откидные лючки работали и все проворачивалось буквально "одним пальцем".
      1. Berkut154 Офлайн
        Berkut154 21 декабря 2017 14:49
        +2
        Да стояла она у Нахимова. Хотел сходить посмотреть, но неуспел..
        1. annodomene Офлайн
          annodomene 22 декабря 2017 07:37
          +5
          Я "Звездочку" имел ввиду, именно там стояло срезанное ОР с К-222. Печальное зрелище, ушел еще один яркий элемент эпохи...
    2. Удав КАА Офлайн
      Удав КАА 21 декабря 2017 21:51
      +9
      Цитата: Лексус
      Каждому времени - свои праздники.

      Верно замечено...Главное -- по существу. Но Анчар --
      лодка своего времени. Мне довелось беседовать с офицерами экипажа...Поразило, что все рассказывали, что на максимальном ходу внутри ПК гул стоял как на реактивном лайнере при взлете. О скрытности говорить не приходится, а от Ориона все равно не убежать...Мк-48.5 бежит со скоростью 60 уз... В таких условиях лучше нырнуть поглубже род слой скачка и мах. малошумной топать в РБД.
      Сегодня нет уже 2-х вальной схемы, уходят от ГЦН, ГТЗА... да и титановые сплавы заменяются немагнитными высокопрочными корабельными материалами...с пределом текучести более 100 кг/мм кв.
      Посмотрим, что на Хаски будет реализовано из ноу=хау последних лет.
      Но для своего времени это была безусловно техническая победа советского кораблестроения.
      ИМХО.
      1. Лексус Офлайн
        Лексус 21 декабря 2017 22:04
        +3
        Эпохальный корабль. Можно же было сохранить в качестве музейного экспоната, чтобы ребят мужиками воспитывать. Да и взрослым было бы интересно. Сейчас принято бабками и цацками гордиться, а хочется чего-то действительно стоящего. В тех же штатах и бритии корабли и лодки стоят, как музеи, столетиями, почти в каждом приморском городе.

        HMS Warrior на постоянной стоянке в Портсмуте
  6. san4es Офлайн
    san4es 21 декабря 2017 12:36
    +8
    К-222 проекта 661 "Анчар"
    Хроника времён СССР soldier
    1. Лексус Офлайн
      Лексус 21 декабря 2017 14:00
      +4
      Да, это она. Красавица, "Золотая рыбка", "вскружившая голову" "Саратоге" с "окружением".
  7. Sergey53 Офлайн
    Sergey53 21 декабря 2017 12:40
    +3
    Она на десятилетия опередила своё время. Не без проблемы конечно ,но ЛОДКА с большой буквы.ИНЖЕНЕРЫ МОЛОДЦЫ, честь им и хвала.
  8. Laksamana Besar Офлайн
    Laksamana Besar 21 декабря 2017 13:23
    +1
    "Золотая рыбка" её назвали, два миллиарда рублей по курсу 1968 года.
  9. groks Офлайн
    groks 21 декабря 2017 14:29
    +4
    Кажется в 88 мне тесть устроил экскурсию на Коммунарский металлургический. Запомнился памятник Клименту Ефремовичу на территории комбината. И запомнились "бутерброды" титан-сталь-титан размером этак 5х2 метра. Этим работники гордились больше всего - так тогда никто не умел, кроме них и не факт, что сейчас умеют.
  10. Попович Офлайн
    Попович 21 декабря 2017 20:41
    +1
    По оценке современных ученых ... - только и могут, что оценивать, с остальным проблемы...
  11. Пётр Ахромов 22 декабря 2017 01:25
    0
    Главная причина существования пл - это скрытность. А на кой нужна такая пл, если последние предельные в водной среде эти 3 узла сводят все на нет??? Да и какими это средствами достигается.

    Не превзойден рекорд, наверное потому что это не так сильно надо.
    1. gladcu2 Офлайн
      gladcu2 22 декабря 2017 23:05
      +1
      У торпеды скорость меньше.

      Поэтому и скрываться особенно и не было нужды.

      А стоимость первой единицы высокая, так вторая в 10 раз дешевле пошла бы.
      В СССР бабло не воровали. Прибавочной стоимости значит не было.

      Стоимость первой единицы это стоимость научно-исследовательских разработок.
  12. Lyton Офлайн
    Lyton 22 декабря 2017 04:50
    +2
    Цитата: Пётр Ахромов
    Главная причина существования пл - это скрытность. А на кой нужна такая пл, если последние предельные в водной среде эти 3 узла сводят все на нет??? Да и какими это средствами достигается.

    Не превзойден рекорд, наверное потому что это не так сильно надо.

    Но тут пришел поручик Ржевский и все опошлил, Петр время было такое, догнать и перегнать, но ваше мнение важно, писшите, в то время люди не понимали многого, просто так два лярда рублей выбросили на ветер, мне тогда было пять лет, ноя этими людьми и то, что они сделали горжусь по сей день.
    1. Комментарий был удален.