Игорь Родобольский - немного о тех, кто достоин благодарности

11
Роль авиации, особенно вертолетной, в ведении боевых действий в горных условиях сложно переоценить. Небольшие и маневренные машины, оснащенные внушительным вооружением, ласково именуемые в армейской среде «крокодилы» и «шмели», не раз спасали жизнь русским солдатам. В рядах российской армии число специалистов, имеющих не только официальный допуск на полеты в горах, но и опыт маневрирования при обстреле совсем немного. Риск же вертолетчиков крайне велик. Моджахеды в период чеченской войны платили огромные деньги за каждый уничтоженный российский вертолет, поэтому на транспортную авиацию велась настоящая охота. Боевики не упускали возможности атаковать машины, в то время как отвечать огнем противнику не всегда возможно. На борту зачастую находятся раненые, требующие срочной госпитализации, а метеоусловия в горах бывают самыми непредсказуемыми. Передать всю сложность работы вертолетных эскадрилий можно лишь после совместного путешествия на борту на высоты, в условия кислородной недостаточности.

Настоящая статья посвящена герою России подполковнику Игорю Олеговичу Родобольскому – отважному командиру вертолетной эскадрильи, относящейся к отдельному Севастопольскому вертолетному полку в Северо-Кавказском военном округе. Об этом человеке сняты короткометражные фильмы, повествующие об операции по эвакуации зажатых в плотное кольцо боевиков, спецназовцев, написано немало статей и публикаций. Однако было в жизни Игоря Олеговича и много других событий и поступков, которые также смело можно именовать подвигами.

Родобольский родился в белорусском Гродно 18 марта 1960 года. О детстве и юности героя информации не много, известно лишь, что окончил он среднюю школу в Новополоцке и Витебский аэроклуб. Военным Игорь Олегович стал, как только достиг совершеннолетия, а в 1982 году уже получил диплом о высшего военного авиационного училища в Сызрани. После окончания учебного заведения, судьба забросила молодого летчика в Венгрию, где он служил в составе вертолетных авиационных войск Южной группировки. Вскоре штурман был допущен к самостоятельным полетам в качестве командира экипажа МИ-8. С 1986 года Родобольский участвовал в Афганской войне. В сложных условиях горной местности он совершил свыше двухсот вылетов, за что был награжден тремя орденами. Говорить о мужестве и отваге можно долго, каждого солдата побывавшего в пасти страшного всепоглощающего зверя под именем война, можно считать героем. Однако среди них есть люди, которые не просто исполняли свой долг, но и понимали его значение. К таким русским воинам относится и Игорь Олегович.

Игорь Родобольский - немного о тех, кто достоин благодарности


Афганистан не сломил молодого офицера и Родобольский продолжил военную службу. Он участвовал в первой чеченской войне, столкнувшись со всеми «прелестями» организации и командования, но отказываться от служению Родине не стал. С 1999 года его назначают сначала заместителем, а затем и командиром вертолетной эскадрильи. Он участвовал и во второй чеченской, налетав в общем 4800 часов и совершив свыше 1600 вылетов, каждый из которых был связан со смертельным риском.

Операцию близ поселка Центорой от 31 мая 2001 года поручено было провести Игорю Олеговичу посредством трех вертолетов Ми-8. Родобольский отправился для эвакуации армейского спецназа, попавшего в засаду боевиков. В боевых частях хорошо знают, насколько редко выживают группы, попавшие в засаду в горных условиях. Применение артиллерии в такой местности крайне сложно, а при плотном контакте с противником невозможно. Точность стрельбы недостаточна, и уничтожены могут быть не только силы неприятеля, но и собственные отряды. В срочном порядке подтянуть силы к осажденным тоже не представляется возможным, поскольку горы представляют собой труднопроходимые участки, иногда сплошь заросшие кустарником. Особенно тяжело подкреплению дается подъем, поскольку на адаптацию к высоте времени отводится совсем немного, что трудно изматывает для подготовленных людей. Засада в горах опасна также тем, что спецгруппы не имеют бронетехники, за которой можно было бы укрыться от огня противника, а также обладают весьма ограниченными боеприпасами и продовольствием. Мобильность отряда, как правило, зависит от веса снаряжения, поэтому для осуществления операции группы берут лишь самое необходимое. Вертолетная авиация, по сути, является единственным средством срочной эвакуации и поддержки отрядов, вступивших в неравный бой с противником. Единственная надежда на спасение армейского спецназа, уже длительное время противостоящего осатаневшим фанатикам в горах – это подчиненные ему Ми-8.

Прибыв на место, вертолетчики выяснили, что приземлиться не удастся, поэтому решили эвакуировать солдат, зависнув в воздухе. Однако боевики открыли ожесточенный огонь по машинам, грозящий уничтожить не только экипаж, но и сами вертолеты. Решение Родобольского было мгновенным. Он отвлек внимание моджахедов, маневрируя и обстреливая их с высоты. Даже искусство пилотов не могли спасти Ми-8 от пулеметного огня, буквально изрешетившего корпус вертолета. Игорь Олегович и экипаж вели неравный бой вплоть до поступления приказа к отходу. К тому времени на борт двух других вертолетов была погружена лишь половина спецназовцев, остальные прикрывали погрузку. Топливный бак вертолета Родобольского оказался простреленным и керосин из него заливал салон, машина могла в любой момент взорваться, либо попросту рухнуть. Однако Игорь Олегович попытался сделать еще один вираж над боевиками. Решительный голос из рации приказал отходить. Каково было оставить на верную гибель братьев по оружию, могут рассказать лишь члены экипажа отважной эскадрильи. Приказ есть приказ, отход обеспечил жизнь тем, кто успел погрузиться на спасительный борт, остальные либо погибли, либо попали в плен. Надо сказать, что чеченский плен намного страшнее смерти. Озверевшие участники газавата жестоко пытают русских солдат. Способы причинения страданий своим жертвам превосходят пытки в фашистских концлагерях. Многие предпочитают пасть в бою, нежели добровольно сдаваться на милость победителя. Два вертолета со спасенными на борту не смогли добраться до базы и вынуждены были сесть в нескольких километрах от места боя. Ми-8 под управлением Родобольского вернулся на базу самостоятельно, хотя имел свыше 30 пробоин.

Уже 31 декабря 2001 года командир Ми-8 лично эвакуировал раненых в полной темноте на расстоянии 400 метров от лагеря боевиков. Шум мотора привлек внимание противника и по машине был открыт огонь. Родобольский, несмотря на многочисленные повреждения, не остановил действия по спасению.

11 января 2002 года Игорь Олегович вновь оказывается в сложной ситуации в районе Шаро-Аргуна. Родобольский руководил тремя вертолетами в операции по уничтожению базы боевиков. Разведданные о лагере содержали информацию о наличии переносного зенитного комплекса «Игла», способного уничтожить не только вертолет, но и крупный объект авиации. Для получения точных координат лагеря моджахедов отважный командир вызывает на себя огонь. Дело в том, что установить точное местонахождение базы неприятеля в горах крайне сложно из-за густой растительности, скрывающей расположение. Конкретные координаты могут быть переданы лишь после контакта с противником, что является крайне рискованным предприятием. После нанесения точечного огня в бой вступил десант, который столкнулся с ожесточенным сопротивлением сохранившегося у боевиков пулемета. Многие из солдат оказались ранены, и Родобольский принял решение принять их на борт. Так как площадки для посадки вертолета не было, Игорь Олегович «прислоняет» машину на два колеса для погрузки пострадавших в бою. Ми-8 получает серьезные повреждения, в числе которых поломка двух лопастей винта и повреждение панели управления, но искусный летчик сохраняет контроль и выводит машину из под огня. В бою Родобольский получил ранение в руку, но стойко продолжал выполнять боевую задачу.

В 2002 году подполковник участвует в операции на территории Ингушетии, по ликвидации большой группы террористов, укрывшихся в селе Галашки. Его машина вновь получила около 20 пробоин, но осталась в строю и продолжала вести бой. В число заслуг Родобольского вошли также мероприятия по транспортировке мирного населения, проводившиеся, в том числе, и в труднодоступных районах, в условиях практически нулевой видимости. Кроме того, свой опыт Игорь Олегович передавал молодым пилотам в период между боевыми и гражданскими вылетами. Он был автором оригинальных и неожиданных способов применения вертолетной авиации в боевых действиях, тактических приемов и методов борьбы с противником.

Признанный герой среди армейских товарищей, получил свою заслуженную награду лишь после третьего представления в сентябре 2003 года. Золотая звезда и звание героя все же были присвоены Родобольскому. Сегодня подполковник продолжает службу в должности начальника отдела управления авиации в городе Екатеринбурге. Среди его наград также присутствуют ордена «Красной Звезды», «Мужества», «За военные заслуги» и прочие.

Сведений о семье Родобольского практически нет - по-видимому, Герой России не стремиться раскрывать столь личную информацию о себе. Однако того, что известно об этой личности достаточно, чтобы сделать вывод о силе характера, самоотверженности и воле этого человека. Вторая по значимости военная награда России получена им заслуженно, но самым главным вознаграждением Игорю Олеговичу являются спасенные его мужеством жизни молодых русских ребят и мирных граждан.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    +3
    9 апреля 2012 09:33
    Сейчас трудно представить боевые действия без участия вертолётов.Их роль в последних конфликтах нельзя не дооценивать.Особенно сложно приходилось вертолётчикам транспортной авиации.Боевые задачи они выполняют под огнём противника на машинах со слабым бронированием или полным его отсутствием.
  2. schta
    0
    9 апреля 2012 09:42
    Судя по описанию в статье машинка Ми-8 это просто неубиваемый танк с пропеллером.
    1. cvet2010gordeeva
      +2
      9 апреля 2012 11:16
      У Родобольского так и получилось, потому и Герой России smile
  3. ikar2006
    +12
    9 апреля 2012 13:46
    Мне в 1987-1988 г.г. (239-я ОВЭ, Афганистан, Газни) посчастливилось служить с настоящим героем вертолетчиком ГСС Николай Саинович Майданов.
    07.12.1987 г. В р-не н.п. Хайракот за один рейс он вывез на своём вертолёте экипажи двух других подбитых вертолётов и группу спецназа, попавших в засаду, всего 46 человек. ( У нас вертушки более 10 человек не брали. Превышение 2200 просто не могли взлететь вертикально (взлетали по самолетному). Так он скатил свой вертолет по горной тропинки и в ущелье и уже падая вертушка смогла подхватить.
    За это и получил ГСС
    Участвовал в обеих Чеченских войнах. Ко второй чеченкой командир 325-го отдельного боевого транспортного вертолётного полка, полковник.
    28 января 2000 года Майданов спас командующего войсками Северо-Кавказского округа генерал-полковника В. Г. Казанцева и группу журналистов.
    29 января 2000 при проведении боевой операции полковник Майданов был смертельно ранен и скончался в кабине боевой машины, до последнего борясь за жизни находящихся на борту, пытаясь посадить вертолёт.
    В этом же году присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)
    ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ.
    1. +2
      9 апреля 2012 16:39
      а я с 85 по 90 занимался ремонтом сначало с ми6 а потом ми 24 но у нас их називали чебурашки а не крокодили,все машини с Афганистана проходили ремонт у нас в/ч21653.na МИ6 днище 100% замена, живого места небило
    2. 0
      9 апреля 2012 16:57
      ikar2006 Сегодня, 13:46 на какой вертушке летал?
      1. ikar2006
        +2
        9 апреля 2012 18:08
        igor67, Я не летал. Я на его борт № 11 (ну и на все остальные) бомбы и ракеты подвешивал. Срочная, механик по вооружению. Один из немногих офицеров, который спасибо говорил за нашу (солдатскую) работу..
        1. 0
          9 апреля 2012 18:27
          nomera na bortax mi menyali,a skolko vodki Ashxabadskoy v luchkax naxodili,

          podvesnie bloki ochen tyajelie (nurs) popotaskali ix,
  4. vostok
    +4
    9 апреля 2012 14:23
    Спасибо автору за статью, до этого я не знал про Родобольского , побольше бы таких героев, они нашей стране просто не обходимы.
  5. +4
    9 апреля 2012 19:10
    Да, действительно, боевые действия без вертолетов сейчас трудно представить. Особенно в локальных конфликтах, контрпартизанских и контртеррористических мероприятиях. И их роль и значение трудно переоценить. Равно как и пилотов, которые на них летают...

    Николай Майданов, Владимир Бабушкин, Анатолий Сафронов. Игорь Родобольский, и многие многие другие перепахавшие на своих "восьмерках" огненые версты пылающих небес Афгана и Чечни... "Спасение приходит с неба" - так называлась публикация о военных вертолетчиках. А ведь точнее и не скажешь!
    Спасибо вам, пилоты вертолетов. Здоровья и счастья живым - действующим и в отставке. И светлая память тем, кого уже нет с нами...
  6. jenifer
    +1
    10 апреля 2012 07:37
    Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их. Чехов А. П.