Поддержка красных дьяволят

7

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18C Super Hornet американского флота из состава эскадрильи VFC-12 «Fighting Omars», раскрашенный в камуфляжные цвета истребителя российских ВВС, выступает в роли самолета условного противника

Во время Вьетнамской воины американские ВВС и ВМС создали специальные эскадрильи условного противника, которые были готовы действовать на военных учениях в качестве враждебной или «красной» силы.



Эскадрильи условного противника используют вражескую тактику, методы и тактические приемы для того, чтобы создать реалистичную модель воздушного боя. Поскольку довольно непрактично использовать реальные самолеты и технику противника, для моделирования потенциальных противников используются их заменители. В 1968 году состоялось первое официальное применение самолетов-заменителей для боевой подготовки, когда Школа по отработке боевого применения истребителей ВМС США использовала палубные штурмовики А-4 Skyhawk для имитации характеристик советского истребителя МиГ-17. Успех программы по отработке тактики воздушного боя летательными аппаратами различных типов DACT (Dissimilar Air Combat Training), получившей статус официальной, привел к тому, что ВВС США организовали свои собственные эскадрильи условного противника.

По окончании Холодной войны многие эскадрильи «агрессора» были расформированы, хотя американский флот сохранил эскадрилью VFC-12 «Fighting Omar», оснащенную палубными истребителями F/A-18C Super Hornet, покрашенными в камуфляжный рисунок, напоминающий тот, что нанесен на российские боевые самолеты; при этом перспективы даже этого подразделения весьма туманны.


Компания Draken International эксплуатирует парк из 14 самолетов А-4 Skyhawk, включая палубные штурмовики А-4К из наличия новозеландских ВВС

Конец военных «агрессоров»

В настоящее время в связи с дефицитом пилотов, высокой стоимостью самолето-часа и сложностями с приобретением самолетов вооруженные силы США для подготовки к действиям против самолетов условного противника привлекают авиационную технику со стороны. Разумеется некоторые ВВС НАТО также следуют этому примеру. Одним из ведущих поставщиков платных услуг в сфере «Red Air» (предоставление авиационной техники, исполняющей роль условного противника) является компания Draken International, которой владеет канадская САЕ. Draken - единственная компания контрактного авиационно-технического обслуживания, имеющая в своем арсенале боевые самолеты четвертого поколения и самые современные радиолокационные комплексы управления огнем.

Парк компании Draken насчитывает более 80 тактических истребителей; это самый большой в мире коммерческий парк снятых с вооружения боевых самолетов. В него входят бывшие израильские палубные штурмовики A-4N, новозеландские палубные штурмовики А-4К Skyhawk, а также легкие многоцелевые штурмовики L-159E из наличия чешских ВВС, оборудованные станциями глушения, приёмниками предупреждения о радиолокационном облучении, средствами радиоэлектронного подавления и статическими учебными ракетами.

Клиентская база компании Draken, предоставляющей столь специфические услуги, весьма обширна. Она обеспечивает подготовку и повышение квалификации военных летчиков для всех родов войск вооруженных сил США, французского флота, голландского авиационного училища, а также союзных армий. При этом по сравнению с использованием традиционных боевых самолетов расходы на подготовку существенно снижаются. Компания Draken подала заявку на канадскую программу по предоставлению контрактных услуг по подготовке летчиков CATS (Contracted Airborne Training Services), которую в настоящее время выполняет канадская компания Discovery Air Defence. Она владеет парком палубных штурмовиков A-4N Skyhawk и легких штурмовиков Alpha Jet от Dornier, которые оборудованы комплектами моделирования радиолокационного излучения RESS (radar emission simulation set), средствами радиоэлектронного противодействия, имитаторами излучения самолетов противника TES (threat emissions simulator) и модернизированной тактической навигационной авионикой.

С 2015 года компания Discovery Air Defence предоставляет услуги по боевой подготовке для немецких ВВС, задействуя для этого семь штурмовиков A-4N Skyhawk, базирующихся на авиабазе Витмунд. Совместно с компанией Air Affairs Australia она предоставляет немцам в год по 1200 часов летной подготовки в условиях действий против авиации условного противника. В марте 2017 года эта компания со своими тремя самолетами Alfa Jet, базирующимися в Новом Южном Уэльсе, выиграла двухлетний контракт от Австралийского союза на предоставление услуг «Red Air» австралийским ВВС, подготовку передовых авиационных наводчиков для австралийской армии и подготовку пилотов палубной авиации для австралийского флота.

Компания Air Affairs Australia для специальных задач также эксплуатирует самолеты Learjet 35 и Beech King Air, предоставляя услуги по специализированной боевой подготовке австралийским вооруженным силам, в том числе услуги по буксировке мишеней.


Компания Discovery Air Defence со своими легкими штурмовиками A-4N Skyhawk обеспечивает боевую подготовку «Red Air» канадских и немецких ВВС

Третьим серьезным конкурентом на рынке летной подготовки является канадская Airborne Tactical Advantage Company (АТАС), которая была приобретена компанией Textron Airborne Solutions в начале этого года. Она занималась боевой подготовкой пилотов американских ВМС, ВВС, армии и морской пехоты по разным направлениям: воздушный бой, борьба с надводными и наземными целями. При этом за последние 20 лет ее экипажи налетали свыше 42000 часов летного времени. АТАС - это единственная гражданская организация, сертифицированная для работы в элитной Школе подготовки пилотов истребителей американского флота, известной также как «Topgun», и единственная гражданская организация по подготовке пилотов многоцелевых истребителей F-22 Raptor американских ВВС. Компания владеет парком из 26 самолетов, включая израильские истребители Kfir F21, многоцелевые истребители Hunter Mk.58 из наличия швейцарских ВВС и чешские легкие штурмовики Aero L-39ZA, которые все базируются на четырех аэродромах в США и на одном в Японии. На них летают 30 бывших военных инструкторов с минимальным налетом 1200 летных часов.


Компания Cobham со своими палубными истребителями-бомбардировщиками Falcon 20 предоставляет услуги британскому министерству обороны по подготовке применения средств РЭБ. Она объединилась с Draken с целью участия в британской программе ASDOT (авиационная поддержка боевой подготовки)

Замена «Красных»

Все три компании подали заявки на предоставление услуг по боевой подготовке по программе британского министерства обороны ASDOT (Air Support to Defence Operational Training - авиационная поддержка боевой подготовки), которую планируется начать в сентябре 2018 года. В рамках программы ASDOT в 2020 году будут сменены нынешние поставщики услуг по летной подготовке «Red Air» и подготовке применения средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) для вооруженных сил Великобритании. На данный момент одним из поставщиков услуг является компания Babcock, имеющая в своем составе подразделение FRADU (Fleet Requirements and Air Direction Unit), оснащенное тактическими штурмовиками Hawk T.1, которые базируются в Училище морской авиации в Корнуолле. На протяжении предыдущих 30 лет компания Cobham предоставляла услуги по обучению применению средствам РЭБ со своими самолетами Falcon 20; роль условного противника выполняли самолеты Hawk Т.1 из эскадрильи №100, дислоцированной на авиабазе Лиминг.

Компания Cobham объявила о том, что подписала соглашение о сотрудничестве с Draken International по совместному продвижению решений для выполнения требовании программы ASDOT. Ее президент Питер Ноттидж сказал, что «Cobham уже имеет довольно значительные компетенции и опыт в реальном и имитируемом пространстве, но мы продолжаем двигаться и развиваться в этом направлении, в том числе за счет стратегического сотрудничества, с тем, чтобы предложить передовые технологии боевой подготовки во всем спектре учебных сред, реальной, виртуальной и творческой. Предоставление комплексных услуг мирового уровня и подобное партнерство с Draken, обеспечивающей летную подготовку, к которой привлекаются опытные и боеспособные пилоты истребительной авиации высочайшего класса, выводит учебный процесс на совершенно новый уровень».

В своей заявке по программе ASDOT консорциум компаний Textron Airborne Solutions, Thales и OinetiQ планирует предложить в качестве платформы легкий штурмовик Scorpion разработки Textron Airland. Компания OinetiQ предоставит самолеты и пилотов, интегрирует оборудование и сертифицирует самолеты для имитационной подготовки и буксировки мишеней. Компания Thales установит сенсоры и системы РЭБ, тогда как Textron предоставит опыт своего подразделения АТАС в этой сфере.


Легкий многоцелевой штурмовик Aero L-39ZA, принадлежащий компании Airborne Tactical Advantage Company (подразделение Textron). Компания принимает активное участие в боевой подготовке американских вооруженных сил, предоставляя услуги «условного противника»

Компании Leonardo, Discovery Air Defence и Inzpire Ltd объединились для подачи заявки на программу ASDOT с целью предоставления британским вооруженным силам точных, надежных, безопасных и репрезентативных угроз. Фирма Inzpire является экспертом в групповой совместной боевой подготовке. Она предоставит независимую группу управления подготовкой для учебного центра воздушных боевых действии, а также обеспечит руководство крупными учебными маневрами. В рамках программы ASDOT компания Inzpire будет работать в качестве «Red One» (главного агрессора), разрабатывая и выполняя планы условного противника.

Ряд европейских операторов также предоставляют услуги «Red Air» вооруженным силам, но в ограниченном объеме. Компания GFD Air Service, расположенная на натовской авиабазе в немецком местечке Хохн, эксплуатирует 14 самолетов Learjet 35A (реактивный административный самолет). Они либо работают в качестве буксировщиков мишеней типа DO-SK6, позволяя готовить операторов различных систем вооружения, используемых немецкими армией, авиацией и флотом, либо оборудуются имитаторами радиолокационных угроз и системами обучения применению средств РЭБ. Выступая в качестве воздушных целей, самолеты компании GFD работают с буксируемыми мишенями и без них. Кроме того, компания выполняет испытательные и оценочные полеты по заказу научно-исследовательских институтов.

Еще одна немецкая компания E.I.S. Group со своей группой опытных пилотов и парком самолетом Pilatus РС-9 предлагает ряд услуг по моделированию и боевой подготовке. Основная цель бизнеса компании заключается в подготовке летчиков-испытателей и авиадиспетчеров, а также в подготовке тактическим навыкам противосамолетной обороны. Она обеспечивает буксировку мишеней, предоставляет самолеты с метками «условный противник», «неопознанный» и «свой», а также проводит обучение офицеров наведения истребителей.


Легкий штурмовик Scorpion от Textron Airland был выбран компаниями Thales и QinetiQ для подачи заявки по программе ASDOT

Компания Saab Group имеет продолжительный опыт работы в сфере предоставления услуг летной подготовки для шведских вооруженных сил. Ее самолеты Learjet 35A и Mitsubishi MU-2 могут нести внешние лебедки и контейнеры со средствами РЭБ или постановки помех. Все мишени оптимизированы с целью повышения эффективности подготовки и проверки навыков экипажей в стрельбе из пушек и пусков ракет в упражнениях по борьбе с наземными и воздушными целями. В зависимости от требований заказчика могут быть предоставлены мишени с разными демаскирующими признаками, например, радиолокационными, лазерными или инфракрасными. Подразделение компании Saab no особой летной подготовке SFO (Special Flight Operations) проводит обучение экипажей истребительной авиации по нескольким сценариями, чтобы гарантировать максимально реалистичные условия обучения. Ведется подготовка обучению применения средств РЭБ по воздушным и наземным объектам, начиная от базового и среднего уровня и кончая продвинутым.

Полеты условного противника проходят либо с применением, либо без применения средств РЭБ. Самолеты могут оборудоваться имитаторами излучения РЛС противника для подготовки ведению радиотехнической разведки. Компания Saab SFO имеет долгосрочные контракты с вооруженными силами Австрии, Франции и Греции по предоставлению услуг по подготовке действий против авиации условного противника. Компания хочет заменить часть своих самолетов с целью повышения качества поддержки «Red Air» и для этого закупает тренажеры вооружения и двухдвигательные реактивные самолеты Saab 105 из наличия шведских ВВС.


Два самолета Learjet 35A компании Saab Special Flight Operations, оборудованные лебедками для буксировки мишеней и контейнерами средств РЭБ

На выставке DSEI 2017 компания Saab объявила, что для задач боевой подготовки с условным противником разработала Gripen Aggressor на базе проверенного истребителя серии Gripen С. Компания Saab видит потенциал этой платформы, которая могла бы исполнять роль самолета условного противника высокого уровня и которая хорошо походит для требовании Adversary Air (ADAIR) американских военно-воздушных сил и британской программы ASDOT, а также для тех стран, которые хотят подготовить пилотов к сложнейшим условиям современного воздушного боя.

Сегодня в эпоху глобального изменения военно-политического климата существует огромная потребность в экономичной и профессиональной контрактной воздушной поддержке. Определенно в коалиционных силах наметились положительные тенденции касательно того, как их пилоты отрабатывают вопросы боеготовности. В настоящее время как никогда прежде вооруженные силы нуждаются в реалистичной боевой подготовке с участием условного противника с расширенными возможностями, а им самим необходимы такие возможности, которые позволят пилотам самолетов 4 и 5 поколения эффективно готовиться к встрече с достойным противником.

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.cae.com
www.flightglobal.com
www.janes.com
airrecognition.com
www.discoveryair-ds.com
www.atacusa.com
www.babcockinternational.com
www.cobham.com
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 декабря 2017 07:02
    ...американский флот сохранил эскадрилью VFC-12 «Fighting Omar», оснащенную палубными истребителями F/A-18C Super Hornet, покрашенными в камуфляжный рисунок, напоминающий тот, что нанесен на российские боевые самолеты; при этом перспективы даже этого подразделения весьма туманны.

    По-моему, только в составе ВМС эскадрильи "агрессор" и существовали, с той лишь разницей, что имели не штатные палубные ЛА флота, а машины типа F-5 и позднее F-16, для имитации МиГ-21 и -29 соответственно. Да, и по-ходу перспективы этих эск. в нынешних условиях нисколечко не туманны.

    F/A-18C – это не модификация линейки "Супер Хорнет" (E, F и G).
    1. +1
      25 декабря 2017 14:26
      Цитата: k_ply
      По-моему, только в составе ВМС эскадрильи "агрессор" и существовали, с той лишь разницей, что имели не штатные палубные ЛА флота, а машины типа F-5 и позднее F-16, для имитации МиГ-21 и -29 соответственно.

      Не только. У USAF было целое 57-е авиакрыло "Агрессоров", в составе которого среди прочих были 64 и 65 эскадрильи "Агрессор" на F-16 и F-15 (сейчас осталась только 64th Agressor Squadron на АБ Неллис).
      Даже у армии США были свои "Агрессоры" - сначала на имитаторах Ми-24 и Ми-8, а затем и на аутентичных советских вертолётах Ми-24, Ми-8, Ка-28, Ми-14, Ми-2.
  2. +2
    25 декабря 2017 11:16
    Можно было сформировать из бывших советских военных лётчиков и лётчиков государств ОВД эскадрильи для выполнения роли "условного" противника, который выступал бы под "белым флагом".
    1. +1
      27 декабря 2017 09:03
      Пилоты которым в лучшем случае сейчас за 50, и переучить их ещё на амер-ские машины. lol
  3. +1
    29 декабря 2017 11:45
    Интересно, а как в наших ВКС обстоит дело в этом вопросе?
    1. 0
      31 декабря 2017 21:01
      Нашим ВКС это не нужно: мы мирные люди, а наши пилоты - сверхчеловеки (об этом писали на данном форуме).
  4. 0
    1 января 2018 23:29
    Доброго времени суток hi
    Нужная статья. Очень хочется верить, что положительный опыт наших «партнёров» будет, как минимум учтён, как максимум использован.
    Используя слова автора статьи:
    « …В настоящее время как никогда прежде вооруженные силы нуждаются в реалистичной боевой подготовке с участием условного противника с расширенными возможностями, а им самим необходимы такие возможности, которые позволят пилотам самолетов 4 и 5 поколения эффективно готовиться к встрече с достойным противником …»
    Польза явная:
    от - реалистичной боевой подготовке с участием условного противника с расширенными возможностями;
    до - вспомним опыт «Бранденбург 800» и то, что «партнёры» при необходимости создадут различного рода аналоги событий в Югославии или Польша(1939 г.).
    Польша(1939 г.). Гляйвицкий инцидент, или Гляйвицкая провокация, также операция «Консервы» — инсценирование нападения Польши на немецкую радиостанцию в городе Гляйвиц (ныне Гливице), проведённое СС в рамках широкомасштабной «операции Гиммлер», и послужившее одним из поводов к нападению[1]Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, ставшему началом Второй мировой войны.
    А о том, что сейчас ситуация напоминает 1941 г. говорил ВВП не столь давно.
    С уважением. ... hi