Сотня казаков против 10-тысячной кокандской армии

Сотня казаков против 10-тысячной кокандской армии

Участники Иканского боя 25 лет спустя

18 декабря 1864 года завершилось Иканское сражение между сотней есаула Василия Серова и армией Алимкула

В степи широкой под Иканом

Нас окружил кокандец злой,
и трое суток с басурманом
У нас кипел кровавый бой


Продвижение России вглубь Средней Азии, начатое после покорения Казанского, Астраханского ханств и Большой Орды происходило медленно, но неуклонно. Пядь за пядью, плацдарм за плацдармом продвигались русские на восток, закрепляя новые границы постройкой крепостей.

В середине XIX века русские были уже у устья реки Сырдарьи, являвшейся главной водной коммуникацией Хивинского и Кокандского ханств, что не могло не вызвать обеспокоенности местных жителей и усилило активность хивинцев и конкандцев против русских. Чтобы защитить русских первопроходцев и переселенцев от грабительских набегов азиатов, был разработан план, по которому началось движение русских войск с Сибирской и Оренбургской линий.

В 1854 году была основана крепость Верный (Алма-Ата), ставшая базой для дальнейшего русского продвижения, приведшая к включению кочевых киргизов в подданство Российской империи, что в свою очередь обострило отношения с Кокандским ханством. Война, возобновившаяся в 1860 году, привела к утрате кокандцами городов Туркестан (ныне в Южно-Казахстанской области Казахстана) и Чимкент, впрочем, им удалось отбить штурм Ташкента, после которого они вознамерились вернуть город Туркестан с его святыней мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави.

Для этих целей фактический правитель Коканда Алимкул собрал 10-тысячное войско и скрытно двинулся по направлению к Туркестану. В то же время комендант русского гарнизона, узнав о действиях разбойничьей шайки в окрестностях города, выслал на их поимку сотню уральских казаков, возглавляемую есаулом Василием Родионовичем Серовым. С собой казаки взяли «единорога», гладкоствольное артиллерийское орудие и небольшое количество провианта.

От встречных киргизов казаки узнали, что кишлак Икан, находившийся в 16 верстах от Туркестана, уже занят кокандцами, но их точное количество киргизы сообщить не смогли. Казаки оценили численность противника лишь, когда совсем близко подошли к селению. Они были замечены, отходить было поздно, казаки быстро развьючили верблюдов, и заняли позицию. Отряд кокандцев предпринял несколько атак лагеря казаков, но все они были отбиты. Примечательно, что в атаку азиатов вел беглый урядник сибирского казачьего войска, перешедший в ислам. В Коканде, он, вероятно, скрывался от российского правосудия.

Три дня отряд отважных казаков держал оборону, русские были закаленными в боях воинами, среди них были участники обороны Севастополя. Казаки метко снимали кокандцев, слишком близко приближавшихся к лагерю, убирали артиллеристов и военачальников, которых определяли по богатому убранству. Противник не сразу понял, что в лагере укрывается лишь сотня казаков, упорное и умелое сопротивление, говорило о большом отряде, что следует из записки Алимкула, в которой он предлагал есаулу сдаться.

«Куда теперь уйдешь от меня? Отряд, высланный из Азрета, разбит и прогнан назад, из тысячи твоих не останется ни одного, сдайся и прими нашу веру, никого не обижу!»

Действительно, небольшой отряд, высланный на помощь Серову из Туркестана, не смог оказать помощи, гарнизон крепости был малочисленным, и потому казакам у Икана приходилось рассчитывать лишь на свои силы и помощь святого Николая Чудотворца, как раз приближалось 6 декабря, день его памяти.

В этот день бой закипел с самого утра, противник давил с трех сторон, в сражении погибло 37 казаков, а оставшиеся в живых предприняли отчаянную попытку прорвать линию врага. И им это удалось, группа из 42 казаков пешком двинулась по направлению к крепости Туркестан, разбившись на три шеренги. Часть азиатов преследовала казаков, но и здесь они получали жесткий отпор.

Как отмечает генерал-лейтенант Михаил Хорохошин, «одиночные неприятельские латники и кольчужники врывались иногда в самую средину казаков, за что некоторые и платились головой, но другие, благодаря своим доспехам, ускакивали, успев поранить несколько казаков. Менее решительные метали в казаков пики и копья, нанося таким способом случайный вред отступавшим. Так, когда казак П. Мизинов наклонился, чтобы поднять упавший шомпол, брошенная пика насквозь пробила ему левое плечо, пригвоздив его к земле, однако он все-таки вскочил и добежал с нею до товарищей, которые и выдернули пику у него из плеча».


Памятник на братской могиле на поле боя под Иканом, установленный в 1884 году

К городу казаки подошли, когда стемнело, и здесь к ним подоспела выручка из крепости.

Как пишет военный историк Константин Абаза в труде «Завоевание Туркестана»: «Бог знает, чем бы кончилась затея Алимкула, не задержи его уральцы. Их подвиг остановил поход кокандских полчищ, он прогремел на всю Среднюю Азию и восстановил славу русского оружия».

Во время трехдневного боя сотня, состоявшая из 2 офицеров, 5 урядников, 98 казаков, 4 присоединенных артиллеристов, фельдшера, обозного и 3 казахов, потеряла половину состава. Выжившие казаки были награждены Знаком воинского отличия военного ордена, есаул Василий Серов орденом Святого Георгия IV степени. На месте Иканской битвы был поставлен памятник героям (взорван большевиками), и сложена песня «В степи широкой под Иканом» и написана икона святителя Николая Чудотворца. Казаки уверены, что такой исход боя был возможен в том числе благодаря помощи святого.
Автор: Кирилл Брагин
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/sotnya-kazakov-protiv-31974.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 27

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА (Алексей ) 24 декабря 2017 06:08
    Когда знакомишься с такими с такими фактами истории наших предков то поражаешься силе воли и стремлению к жизни наших предков...склоняю перед ними голову.
    А сейчас... сравнивая нынешних спортивных функционеров типа МУТКОЖУКОВЫХ обязанных бороться за нашу страну с бойцами тех лет испытываю стыд за нынешнее поколение русских людей которым доверили наш спорт. am позорище.
    Горстка бойцов-казаков смогла противостоять жестокому и наглому врагу во главе с предателем беглым урядником...есть на кого (мне покрайней мере )духовно опираться.
    Раз они смогли в отчаянной ситуации выжить и победить...то что и нам мешает сделать то же самое в современной обстановке.
    Как жаль что этот класс нашего общества призванного защищать наш народ на рубежах нашего государства был практически уничтожен в гражданскую войну.
    По этому факту истории можно снять прекрасный боевик со спецэффектами.
    1. василий50 (дмитрий) 24 декабря 2017 07:04
      Вы не совсем правы.
      В Средней Азии всё воинское умение было в том чтоб налететь и ограбить тех у кого нет оружия, ну и конечно работорговля. Даже во время Гражданской Войны басмаческие банды налетали только если были уверены в численном превосходстве.
      1. Котище (Владислав Котище) 24 декабря 2017 07:22
        Славная страница истории о русском духе и русском оружии! Спасибо за очерк.
      2. Монархист (Лабинский Слава) 24 декабря 2017 12:56
        Так если нападать на равного по силе неприятеля то и отгрести можно капитально,а курбашам это надо?
      3. василий50 (дмитрий) 24 декабря 2017 13:06
        Во время ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ мой дед, по рассказам его самого и его сослуживцев, ходил в атаку с криком: "За РОДИНУ, за СТАЛИНА, за всех РОССИЙСКИХ БАБ".
      4. Авиатор_ (Сергей) 24 декабря 2017 14:49
        Дикие народы понимают только язык силы, любой разговор они воспринимают как слабость.
        1. РУСС (Максим) 26 декабря 2017 18:56
          Цитата: Авиатор_
          Дикие народы понимают только язык силы, любой разговор они воспринимают как слабость.

          А кто оценивает степень дикости? Каковы критерии?
    2. серафимамурский (Степан) 24 декабря 2017 07:28
      Полностью с Вами согласен. в то время русские шли в бой с кличем: "За Веру , Царя и Отечество". А сейчас царя нет, Веру вспоминают в основном на религиозные праздники типа Рождества, а Отечество в том числе для наших спортсменов там где хорошо ( где денег больше) для себя любимого.
    3. Монархист (Лабинский Слава) 24 декабря 2017 12:36
      Леха, согласен с Вами: это можно шикарный боевик снять, но из нынешних режиссеров я никого не могу вспомнить. Возможно, я ошибаюсь,но такой фильм был бы в стиле Тиграна Кеосояна, помните его трилогию" Неуловимые мстители"? В детстве с удовольствием смотрел и сейчас,а песня:" погоня, погоня горячей крови"( я ее себе на мелодию SIM поставил)
    4. Ищущий (александр) 24 декабря 2017 17:06
      Тогда слова -ЧЕСТЬ и ВЕРА были не пустым звуком.
      1. Paranoid50 (Александр) 24 декабря 2017 17:28
        Цитата: Ищущий
        слова -ЧЕСТЬ и ВЕРА были не пустым звуком

        Знаете, и в наши дни есть те(и их достаточно) ,для кого понятие чести отнюдь не является пустым звуком, и подвиг Александра Прохоренко тому пример. Но и в то время, в 19-м веке, и среди казачества находились отступники:
        Примечательно, что в атаку азиатов вел беглый урядник сибирского казачьего войска, перешедший в ислам. В Коканде, он, вероятно, скрывался от российского правосудия.
        У каждого времени есть свои герои и свои злодеи. hi
  2. Korsar4 (Сергей ) 24 декабря 2017 06:29
    Хорошо, когда есть, во что верить. И не зря говорили, что в бою неверующих не бывает.
    И Николай Чудотворец помогал. И сами - не плошали.

    Слава русская.
  3. parusnik (Алексей Богомазов) 24 декабря 2017 07:37
    Михаил Африканович Терентьев так описывал события....И как понять слова пленённого уруса, которого по его распоряжению не стали убивать, а доставили к Мулле-Алимкулу на допрос… Весь израненный, казак не мог стоять, а висел на руках сарбазов с трудом удерживавших его. На предложение сдаться и принять магометанскую веру, он плюнул сгустком крови на истоптанный конями снег туркестанской дороги. И тогда, невольно исполнившись уважения к истекавшему кровью “урусу”, Мулла-Алимкул спешился, подошёл к нему ближе и спросил:Почему вы так верите в своего бога. В конце концов, Бог один? В чём ваша сила? Переводчик нагнулся к терявшему уже силы казаку, который прошептал: - Не в силе Бог, а в правде! Мулла-Алимкул продолжал в задумчивости ехать по безбрежной степи, - начавшей погружаться в золотисто-розовый закат, размышляя над словами “уруса”. Он думал о том, что если тысячи его воинов не смогли одолеть сотню “русских казаков”, то что же будет, если русских явятся тысячи?
    1. 97110 (николай) 25 декабря 2017 17:19
      Цитата: parusnik
      если русских явятся тысячи?

      Со срочной запомнил, что являются черти, а военнослужащие прибывают.
  4. ротмистр (Юрий) 24 декабря 2017 11:41
    Казачество было самой воинственной частью русского народа. Царское правительство умело пользовалось их боевым и воинским духом, для решения государственных задач. Наши цари нашли правильным прощение различных бунтов казаков; Разин, Булавинов, Пугачев,Ермак и других менее известных казачьих атаманов. Пользуясь удивительной способностью казаков к колонизации, заселяло ими захваченные и приобретенные земли. Расселяли их в основном по границам Российской империи. тем самым экономили на охране границы.Казаки сдерживали натиск мусульман на Юг России, китайцев на Лальний Восток и Среднюю Азию.. Большевики напрасно уничтожили казачество, это сказывалось в 30-е годы, в 40-е , да и сейчас идет ползучая исламизация Ставраполья, Кубани,Дона. Согласен с Тот же ЛЕХА, такие можно снимать боевики, причем на исторических подвигах казаков.
    1. Lenivets2 (Валентин) 24 декабря 2017 12:05
      Полностью с Вами согласен, за исключением: а когда это Ермак бунтовал против Ивана Грозного?
    2. Авиатор_ (Сергей) 24 декабря 2017 14:47
      Если вспомнить классику - "Тихий Дон", то там явственно прослеживается презрительное отношение казачества к иногородним и мужикам - основному населению России. И то, что мужики в итоге победили, очень сильно отрезвило казаков - такая ли они "соль земли Русской", как пиарились царским официозом (да и нынешним тоже). Ну а позже, в 30-е годы, в рядах РККА были восстановлены кубанские и терские казаки, процент которых в Белой армии был не так велик. Стоит отметить, что помимо борьбы с "врагами внешними", что следует только приветствовать, казачество выполняло карательные (ОМОНовские) функции по отношению к основному населению России, так что на всенародную любовь им рассчитывать не приходилось. Вот основные причины "уничтожения" казачества.
    3. Ищущий (александр) 24 декабря 2017 17:15
      из всего вы правы только в одном-идёт ПОЛЗУЧАЯ ИСЛАМИЗАЦИЯ.И даже не отдельных регионов,а всего государства в целом.А ведь ещё наши великие предки предостерегали-не верить басурманам-он тебе в глаза льстит,а за спиной нож держит.
  5. Монархист (Лабинский Слава) 24 декабря 2017 12:52
    Цитата: parusnik
    Михаил Африканович Терентьев так описывал события....И как понять слова пленённого уруса, которого по его распоряжению не стали убивать, а доставили к Мулле-Алимкулу на допрос… Весь израненный, казак не мог стоять, а висел на руках сарбазов с трудом удерживавших его. На предложение сдаться и принять магометанскую веру, он плюнул сгустком крови на истоптанный конями снег туркестанской дороги. И тогда, невольно исполнившись уважения к истекавшему кровью “урусу”, Мулла-Алимкул спешился, подошёл к нему ближе и спросил:Почему вы так верите в своего бога. В конце концов, Бог один? В чём ваша сила? Переводчик нагнулся к терявшему уже силы казаку, который прошептал: - Не в силе Бог, а в правде! Мулла-Алимкул продолжал в задумчивости ехать по безбрежной степи, - начавшей погружаться в золотисто-розовый закат, размышляя над словами “уруса”. Он думал о том, что если тысячи его воинов не смогли одолеть сотню “русских казаков”, то что же будет, если русских явятся тысячи?

    "Сила не в боге,а в правде"хорошо сказано,а в бы чуть чуть видоизменить:" сила не в боге и оружие,а вере в правое дело"
  6. Монархист (Лабинский Слава) 24 декабря 2017 12:59
    Цитата: Котище
    Славная страница истории о русском духе и русском оружии! Спасибо за очерк.

    Побольше таких очерков, а в нашей истории было много славных страниц
  7. Curious (Victor) 24 декабря 2017 14:14
    Алексеев, Л. Дело под Иканом (Рассказ очевидца) // Исторический вестник. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1893. — № 3. — С. 796—803. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/
    XIX/1860-1880/Alekseev/text.htm)
    Хорошхин, М. П. Геройский подвиг уральцев. Дело под Иканом 4, 5 и 6 декабря 1864 года. — 3-е изд. — Уральск: Тип. Уральскаго казачьяго войска, 1895. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/
    XIX/1860-1880/Ikan/text.htm)
  8. Шалтай (Александр) 24 декабря 2017 19:20
    В ВО уже писали про этот бой в больших подробностях . Но никогда не лишне . За 3 дня боев Алымкул потерял около 2000 убитыми . После боя очень загрустил и сильно задумался . Их было всего около 100 , что же будет если русских будет 1000 ... Не всегда победы в СА давались легко ,но были случаи когда русские громили орды при соотношении сил 1 к 150 , и это не вымысел и не единичный случай , правда не всегда толерантна и всем приятна .
  9. Кирилл Попов (Кирилл Попов) 24 декабря 2017 20:23
    И все брадолюбые мужы, не то что сейчас ))
    1. 97110 (николай) 25 декабря 2017 17:30
      Цитата: Кирилл Попов
      И все брадолюбые мужы, не то что сейчас ))

      Бросаются в глаза высокие лбы мужей. А насчёт бород... В 1980 в заонежье экскурсовод, рассказывая о деревянном зодчестве, ссылалась на народную поговорку: "Изба без гульбища, что мужик без бороды". Запомнил, потому что к тому времени уже 5 лет носил бороду.
  10. Weyland (Константин) 24 декабря 2017 21:02
    В степи широкой под Иканом
    Нас окружил кокандец злой,
    и трое суток с басурманом
    У нас кипел кровавый бой

    Удивительная судьбв у песни - лет через 30 на эту же мелодию шахтеры положили песню "Гудки тревожно прогудели..", через полвека уже шахтерскую песню переделали на знаменитую "по полю танки грохотали..."
  11. Лексус (Алексей) 24 декабря 2017 21:52
    "Воевать не числом, а умением." А.В. Суворов

    При всём неоднозначном отношении к казакам, в этом случае урок ВЕЛИКОГО ПОЛКОВОДЦА они усвоили.
  12. Captain Nemo (Nemo) 28 декабря 2017 00:08
    Прекрасный пример противостояния профессиональных солдат и вооруженной толпы насильно рекрутированных.
Картина дня