Трудно быть генерал-губернатором

30
Заметили, как ушел с политической сцены губернатор Московской области Борис Громов? Очень тихо и невероятно быстро. Нет, совсем не так, совершенно в другой обстановке выводил своих солдат из Афганистана прославленный генерал Громов. Тогда было шумно и торжественно. Сейчас он именно тихо, незаметно и быстро ушел за кулисы, словно и не было двенадцати лет его работы губернатором области, одной из наиболее значимых в политическом и экономическом плане для страны. Для России, где любые решения принимаются и осуществляются мучительно долго, событие практически невероятное и потому к нему следует присмотреться.

Трудно быть генерал-губернатором


Оставим без комментариев размышления коллег-политологов, полагающих, что на самом верху российского политического Олимпа в связи со сменой президента родилась мысль о том, что главой столь важного региона должен быть человек более лояльный к федеральной власти. Так это или нет, мы все равно никогда не узнаем. Зато мы знаем и можем констатировать некоторые другие вещи. Да, когда Борис Громов двенадцать лет назад возглавил Московскую область, ему достался весьма непростой регион, очень разрозненный и даже без своей областной столицы. Ситуация осложнялась географическим соседством с большим столичным соседом, где большинство жителей области и проводит большую часть своей жизни. Но можно ли считать, что именно эти неприятные вводные привели к тому, что в конечном итоге, в последние годы Московскую область стали называть чемпионом по долгам и коррупции. А еще чемпионом по росту цен на различные услуги населению, включая сюда ЖКХ, повышению тарифов на транспорт и еще многое другое. Безусловно, здесь сыграли свою роль совершенно другие факторы. Как и в скандалах, которые сопровождали все двенадцать лет губернаторства Бориса Громова.

Вот, например, один из наиболее нашумевших инцидентов с вице-премьером и министром финансов правительства Московской области Алексеем Кузнецовым. Эта история так до конца, между прочим, распутана не была. А было в чем разбираться. Напомню, что в какой-то момент г-н Кузнецов подал в отставку, которая немедленно было принята губернатором, и исчез. А чуть позже выяснилось, что Кузнецов стал фигурантом ряда уголовных дел, обвиняется в хищении многих миллиардов рублей из областной казны. Кроме того, его заподозрили в наличии двойного гражданства — РФ и США, а это запрещено законом о государственной службе. Ситуация для России, наверное, не новая, поражают лишь масштабы хищения. Но вот, что характерно. Хотя и раздавались редкие голоса, дескать, губернатор Громов не мог не знать о проделках своего подчиненного, в большинстве случаев напрямую его имя в этом скандале не упоминалось.

А вот другая история с таким же финалом для губернатора. После рейда ФСБ и СКП в Московской области обнаружилась сеть подпольных казино, которых «крышевала» областная прокуратура. Многие сотрудники этого ведомства были арестованы, многие лишились своих постов. Борис Громов же опять остался в стороне: выяснилось, о происходящем в области он и не подозревал, в ходе следствия вскрылось, что одними лишь подпольными казино эта группа не ограничивалась - по некоторым данным, в Подмосковье ими выстраивался масштабный бизнес, с ресторанами, заводами и строительными компаниями. Можно вспомнить еще одну историю – строительство скоростной магистрали Москва – Санкт Петербург через Химкинский лес. Эта драма сопровождалась уже прямыми столкновениями с защитниками лесного массива, нападениями на журналистов и т.д. И хотя постановление о строительстве подписал лично губернатор, под прицелом общественности и СМИ оказался мэр Химок Владимир Стрельченко, а вовсе не Громов.

За двенадцать лет правления регионом таких историй у Бориса Громова было немало. Можно, конечно, сказать, что каждый раз губернатор, как ловкий мастер маневра, умудрялся вывести себя из-под удара. Но можно посмотреть на ситуацию и по-другому. Маневрировал не он сам, а его окружение. В конце концов, не может губернатор лично отслеживать коррупционные и воровские схемы своих подчиненных, их гражданство и связи. Тут должна работать определенная система управления, которую должен создавать любой руководитель, чтобы владеть всей полнотой информации по подведомственным ему вопросам. Вина Бориса Громова не столько в том, что его подчиненные воровали миллиарды или в лучшем случае не замечали развивающийся криминальный бизнес, а в том, что необходимой системы управления, о которой я уже сказал, им создано не было. И,кстати, контакта с обществом, жителями Московской области, Громову так же наладить не удалось, чему свидетельство - активность общественного движения «Громову нет», желающие могут ознакомиться с хроникой этого противостояния в Интернете, зайдя на сайт с одноименным названием.

А мог ли Борис Громов такую систему создать? Не уверен. Ведь он известен и прославлен именно как боевой генерал. И свое военное дело он знает досконально. Но владеет ли он в такой же степени навыками управления необходимыми для гражданской жизни? А вот это вряд ли, потому что в военных академиях не учат, как решать, к примеру, социальные или жилищно-коммунальные проблемы. А ведь они – одни из главных в обыденной жизни граждан.
В России в последние десятилетия в политику, да и вообще в гражданскую жизнь, на высокие должности пошли немало военных и представителей спецслужб. Не хочу сказать, что такая практика явление негативное, да это и не соответствовало бы действительности. Наоборот, воспитанные в военной среде качества и достоинства могли бы помочь их обладателю в гражданской жизни, но при определенной профессиональной переподготовке. А она, прежде всего, подразумевает, что текущие повседневные вопросы не следует решать как операцию по глубокому охвату и уничтожению противника. Нет противника в гражданской жизни, а есть такие же люди, свои россияне, которые ждут от власти грамотных решений и наглядного их исполнения, а не приказов потуже затянуть пояса. Думается, непонимание этой ситуации как раз и подвело Бориса Громова, да и с командой ему, похоже, не повезло. Может быть, поэтому и ушел он так тихо и незаметно?

Сейчас Московскую область возглавит другой генерал, Герой России Сергей Шойгу. Его многолетняя деятельность на посту главы министерства по чрезвычайным ситуациям никаких эмоций, кроме позитивных, вызвать не может. К сказанному могут добавить, что мне приходилось работать с ним лично: в начале двухтысячных мы вместе создавали молодежное крыло партии «Единство». И уже тогда он зарекомендовал себя как человек очень работоспособный, обладающий организаторскими талантами, думающий и исключительно патриотично настроенный. Я искренне желаю ему всяческих успехов в новой должности. Однако, не знаю, осознает ли он разницу между локальной по времени и месту спасательной операцией и постоянной, кропотливой работой по формированию среды, исключающей чрезвычайные ситуации во всех сферах жизни. Это абсолютно другая задача. Удастся ли ее решить Сергею Шойгу? Мы будем внимательно следить за этим.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Uralm
    0
    9 апреля 2012 07:40
    Как то случайно встречался с одним из представителей власти Громова в Башкирии. Мандатом махал с пьяну и кричал что это важнее денег. деньги ему сами несут все кому мандат покажеш, и всех ментов пугал когда пьяным по городам по 100 км\час гонял. Почему то тогда мое уважение к Громову стало отрицательным
  2. Uralm
    +1
    9 апреля 2012 07:47
    Шойгу молодец! это да. А Громов? фамилия только звучная, многое вспоминать даже не хочеться
    1. Sergh
      +4
      9 апреля 2012 08:10
      То, что в московсой области и в её управлении сложилась чрезвычайная ситуация и срочно надо тушить пожар, это точно. Как-раз это непосредственная задача для МЧС-Шойгу.
      Смотрел на-медни подборку передачи "Момент истины" про КПРФ, так Громову за его деяния в области, сразу можно давать четвертак с конфискацией без базара.
      1. +5
        9 апреля 2012 08:31
        МЧС единственное ведомство которое без нареканий до сих пор работало.
        Кстати, кто там теперь рулить будет?
        1. Igorboss16
          0
          9 апреля 2012 14:14
          сказали что какой то зам министра
      2. +13
        9 апреля 2012 10:57
        Цитата: Sergh
        Смотрел на-медни подборку передачи "Момент истины" про КПРФ, так Громову за его деяния в области, сразу можно давать четвертак с конфискацией без базара.


        Сергей, приветствую! Поменьше смотрите Караулова на ночь, чтобы не снились кошмары. Оценивать деятельность того или иного губернатора могут прежде всего жители данного региона, которые на своей шкуре испытывают ежедневно плоды его деятельности. Моя оценка (как жителя Подмосковья) неоднозначна.
        С одной стороны он принял область от алкоголика и вора Тяжлова в ужасающем состоянии, сумел навести элементарный порядок, "построил" оборзевших в конец местных глав районов и мэров городов, поднял местную промышленность(туда пошли толстосумы с инвестициями не только в Барвиху
        и Жуковку), поменял всю коррумпированную милицию и прокуратуру, почти с нуля стала создаваться инфраструктура городов (жилье, соцкультбыт, дороги).
        Отдельное спасибо ему за спорт не только за шикарные дворцы и центры в Одинцово,Химках, Балашихе,Чехове и др. но и за спортивные площадки во дворах и школах с современным всепргодным покрытием. Спасибо также ему за ликвидацию рынков-крысятников, которые превратились в современные цивилизованные "Подворья" и "Посады".
        С другой стороны начиная со своего третьего срока (2007г.) он практически утратил рычаги управления областью. Или банально "забронзовел" или сдался на милость коррумпированной лужковско-московской элите и её ставленникам в области. Сфера строительства превратилась в кормушку для мошенников (скандалы с обманутыми дольщиками), разворовывался бюджет
        с помощью криминальных схем его министрами(Громов стал закрывать на это глаза), деятельность правоохранителей снова стала превращаться в банальный рэкет и крышевание(скандалы с судьями и прокурорами), а как повышается благосостояние подмосковных ГАИшников видно невооруженным глазом. Уровень жизни житилей не только не приблизился к московскому но и стал незаметно отставать по многим качественным показателям (пособия, пенсии, услуги ЖКХ, транспорт, медицина) все стало по тихоньку деградировать что конечно вызывает недовольство жителей региона. Одни скотовозки электрички чего стоят с немыслимыми ценами на билеты, да и ЖКХ это отдельная песня-иногда хочется взять автомат в руки и как в боевике сказать :"Я объявляю вам войну".
        Поэтому перемены давно назрели, да и сам Громов в последнее время производит впечатление уставшего от жизни человека с потухшими глазами.
        Что ж у Шойгу есть поле где развернуться с его кипучей энергией. То что в СМИ стали уже появляться вопли АНАЛ -литиков что ему придется договариваться с местной элитой а не командовать как в МЧС уже хорошо,значит бояться "пушистые рыла". Посмотрим, у народа одна надежда на него что он не будет "договариваться" а будет их "ликвидировать " как чрезвычайную ситуацию.
        1. +4
          9 апреля 2012 11:15
          Отсюда вывод - больше двух сроков не должен человек занимать руководящий пост. И по статистике работник после 5 лет работы на одном месте и в одной должности перестает эффективно трудиться!
        2. +2
          9 апреля 2012 11:29
          Цитата: Аскет
          сдался на милость коррумпированной лужковско-московской элите и её ставленникам в области. Сфера строительства превратилась в кормушку для мошенников

          Это очень похоже на правду В том же Одинцово наряду с шикарным центром (ледовый дворец, волейбольный центр и пр.) массово идёт "точечная" застройка "окно в окно", часто с нарушением закона и прав жителей. Несмотря на то, что Одинцово входит в "Перечень территорий РФ с регламентированным посещением для иностранных граждан" (запрещена их прописка и регистрация) тысячи смуглолицых чернявых "товарищей" заполонили город. Как раз за последние 12 лет площадь окрестных лесов значительно сократилась, систематически выделялись участки из состава земель Лесного фонда под строительство вилл и коттеджей. Уже закончилась вырубка 150 гектаров Подушкинского леса под строительство т.н. "Северного обхода Одинцово". Коррупция в ЖКХ, плохие дороги, несколько "прокурорских скандалов", десятки тысяч нелегалов в пустующих пионерских лагерях и других заброшенных строениях, плохая медицина - вот наследие Громова. Не удивлюсь, если Шойгу продолжит "традиции" по заселению своих друзей и родственников на лакомые участки ещё оставшихся подмосковных лесов. Хотелось бы верить в лучшее, но факты последних 15-20 лет показывают, что система меняться не собирается.
          1. +2
            9 апреля 2012 11:44
            Цитата: полковник
            В том же Одинцово наряду с шикарным центром (ледовый дворец, волейбольный центр и пр.) массово идёт "точечная" застройка "окно в окно", часто с нарушением закона и прав жителей.


            Особенно новый дом на перекрестке ул.Маршала Бирюзова и Северная. Не правда ли?
            1. +1
              9 апреля 2012 12:39
              Цитата: Аскет
              Особенно новый дом на перекрестке ул.Маршала Бирюзова и Северная. Не правда ли?

              Точно. А Вы из Одинцово? Да, даже жители этого "генеральского" дома", подключив грамотных юристов, не смогли добиться отмены этого беспредела. Всё решают деньги и связи, насквозь гнилая контора у Гладышева, наверняка и Громов потворствовал подобным стройкам.
              1. +3
                9 апреля 2012 15:18
                Цитата: полковник
                . Всё решают деньги и связи, насквозь гнилая контора у Гладышева, наверняка и Громов потворствовал подобным стройкам.


                Громов же в свое время пытался убрать Гладышева, даже уголовное дело заводили. И где теперь Громов? А Гладышев по-моему до сих пор рулит или я ошибаюсь? Вроде в самом городе главой его бывший зам рулит, а сам Гладышев продолжает "неосвоенные земли" подведомственного района"осваивать"
                1. +1
                  9 апреля 2012 16:07
                  Цитата: Аскет
                  А Гладышев по-моему до сих пор рулит или я ошибаюсь?

                  Нет, не ошибаетесь, рулит. Да и Гусев тоже непотопляемый пока. Вообще стоит только "попасть в обойму", можно быть уверенным в том, что из неё уже не выпадешь, примеров масса. Передвигаются эти ребята только по горизонтали, из одного кресла в другое. Говорят о большой ответственности руководителя, но где примеры этой "ответственности"? Хоть одного вора-чиновника посадили? Вот от безнаказанности и продолжают наглеть.
        3. mind1954
          0
          10 апреля 2012 05:14
          Слеза наворачивается ! Ну что не делают с нашим народом,
          а МЕЧТАТЕЛИ НЕ ПЕРЕВОДЯТСЯ !
          Мечтать ! Надо мечтать детям орлиного племени !
          Есть воля и смелость у нас, чтобы стать
          героями нашего времени ???

          P.S. Как там с жизнью у Вас будет не знаю, но с пивом, уверен,
          будет всё в порядке ! Шойгу признавался, что он любитель пива !
      3. mind1954
        0
        10 апреля 2012 04:59
        Какие четвертаки ? Скоро будем провожать на заслуженный
        отдых в Европу ! Его там заждались А.Кузнецов с супругой и
        3 млрд. $ !!!
    2. +1
      9 апреля 2012 11:07
      Цитата: Uralm
      Шойгу молодец!

      Ещё какой молодец! Редко кому удаётся из старшего лейтенанта запаса сразу стать генерал-майором. Даже если ЕБН его очень уважал, то всё равно это как-то не очень красиво...
      1. +1
        9 апреля 2012 13:08
        Цитата: полковник
        из старшего лейтенанта... сразу стать генерал-майором.

        пожалуй, только Рамзану Кадырову... lol
        1. 755962
          0
          9 апреля 2012 22:09
          Как это вообще удалось? Всем было по барабану? Зам губернатора Московской области - гражданин США. Посещает оборонные заводы. Знает их финансовое состояние, финансирование, технические, технологические проблемы. Берет 2 миллиарда долларов и переводит их в оффшор, а сам сваливает в США на ПМЖ.
          Это только в России такое возможно?
          Или, чтобы Зам Сов Безом был гражданин Израиля ? :-) (Березовский)
          С нас, наверное, смеются... http://www.compromat.ru/page_23184.htm http://www.troitsk.ru/parser.php?r_id=9&p_id=2&c_id=51&view_msg=1&a_id=7540
      2. mind1954
        0
        10 апреля 2012 05:20
        Да ! Это даже Ю.А.Гагарину не удалось !

        Вот, что значит свобода ! Как, сразу, стали расти люди !

        Генерал Армии - Маршал рода войск !!!???
        1. 0
          10 апреля 2012 11:22
          Цитата: mind1954
          Генерал Армии - Маршал рода войск !!!???

          Что интересно: главный пожарник - генерал армии, главный полицейский - генерал армии, министр обороны - пиджак. Может нам армия и не нужна вовсе? Да, умом Россию не понять...
  3. 916-й
    +2
    9 апреля 2012 07:50
    Лукавит автор, сводя все к гражданскому непрофессионализму Громова. Не может руководитель области жить "в параллельном мире", никак не пересекаясь со своими помощниками. Были связи, была и личная заинтересованность.
  4. Братец Сарыч
    +5
    9 апреля 2012 08:01
    По слухам, очень даже настойчивым, Громов себя не особо обижал и в Афганистане - очень многие участники боевых действий в ДРА сразу менялись в лице и очень нехорошо отзывались о бывшем командарме, сразу переводя разговор на другие темы...
  5. патриот2
    +2
    9 апреля 2012 08:19
    Думаю, что не в генеральстве тут дело. Не всякий военачальник способен руководить налаживанием мирной жизни, тут другая школа нужна. Винить Громова не хочу, но и хвалить не буду. С.К. Шойгу же - созидатель, с "0" создавший МЧС и в его обязанности входило восстановление разрушенного хозяйства после ЧС, как он это делал все знают.
    Статья не однозначная - 0
    1. 0
      9 апреля 2012 08:37
      Цитата: патриот2
      С.К. Шойгу же - созидатель,

      для оценки Шойгу нужно быть в его ведомстве,федеральные каналы вовсю нахваливают мчс,но коррупция и бардак как везде,за пожарных скажу такого идиотизма и маразма раньше не было,очковтирательство процветает
  6. +4
    9 апреля 2012 09:06
    Довелось послужить год под командованием Громова.Правда не в Афгане,а сразу после вывода наших войск оттуда.Он был назначен командующим ККВО.Плохого ничего не могу сказать о нем.Настоящий боевой генерал.Порядок начал наводить капитальный.До сих пор перед глазами,как я со своей ротой на физзарядке,а чуть поодаль весь штаб дивизии трёшку бегут,на турниках висят мешками,полосу препятствий проходят! good Это с их то животами!
    Но одно дело армия,другое армия чиновников,воров,казнокрадов!Тут видимо другой подход нужен.А Кожугетович имеет опыт и немалый в борьбе с ними.Может и получиться и эту чрезвычайную ситуацию разрулить и спасти наконец область!
  7. хищник
    +4
    9 апреля 2012 09:47
    не будем бежать впереди паровоза, как говорится посмотрим , как бы Кожугетович не наступил на те же грабли, на которые наступил Громов.Просто пожелаем удачи на новом посту !
  8. Снайпер 1968
    +2
    9 апреля 2012 09:58
    Громов не мог не знать.Он же-боевой генерал.У генерала всегда есть разведка.И у командующего армией,и у губернатора.Причём,в гражданском варианте возможностей больше...Товарищу Шойгу удачи по "спасению"второго по величине людских и промышленных ресурсов субъекта РФ-Московской области.
  9. iulai
    +3
    9 апреля 2012 10:02
    да, повезло московской области с губернатором ! главное что он не вор!
    1. +1
      9 апреля 2012 13:31
      Цитата: iulai
      повезло московской области с губернатором!

      ага, вот оно "счастье"... привалило... laughing
      Цитата: iulai
      что он не вор!

      это из серии "не пойман - не вор"...? wink
      ... оседлать самолёт в сопровождении свиты журналистов, попозировать телевизионщикам на месте происшествия, выдрать руководство местного Управления, влезть на тот же самолёт и свалить назад в столицу... - великий показушник... fellow
  10. 0
    9 апреля 2012 10:27
    А я так скажу - пока в России был институт Генерал-губернаторов, побед было больше! Как только Россия сняла военное платье, так и начались перестройки и реформы, бардак и политические проститутки!!!
  11. 0
    9 апреля 2012 10:36
    Московская область в среде чиновников считается "черной дырой". Если Шойгу удастся справиться с этой "адовой пастью", то он будет настоящим героем...
  12. +1
    9 апреля 2012 10:43
    О Громове , как о губернаторе могу сказать только плохо . По его указанию все города доноры Подмосковья платили оброк в область . Если мэр города отказывался , то все на городе и мэре можно было ставить крест . Поэтому и города эти и остались у разбитого корыта . А его мегапроекты : один ЦКАД чего стоит . По этому проекту половина лесов Подмосковья исчезнут . Проект до мозга костей коррупционный , Главный толкач проекта министр МО г.Кацыв , а его жена и сын ( кстати граждане Израиля ) являются крупными владельцами логистических центров . Вот и отгадка . Населению Подмосковья кроме геморроя на их задницы ЦКАД не несет ничего . Кстати , федеральные эксперты пришли к мнению , что ЦКАД не улучшит дорожную обстановку в Подмосковье .
  13. bublic
    0
    9 апреля 2012 14:07
    управлять генералы ЖКХ умеют. все таки генерал полковник это ранг командующего округом и у него не мало военных городков в подчинении. но за это время ценности поменялись в обществе и громов в прошлом боевой генерал. а в нынешней ситуации администратор. 12 лет у власти. так почему его раньше не меняли президенты Медведев- Путин? значит их устраивало качество Громова как управленца. или его молчаливое согласие на то что творилось в его вотчине.
    такой же губернатор Ткачев. он уже засиделся. за одну Кущевку гнать нужно было. но нет продлили ему полномочия.
  14. Igorboss16
    +1
    9 апреля 2012 14:15
    его ещё после афгана под трибунал надо было бы отправить, почему то просмотрело кгб
    1. mind1954
      0
      10 апреля 2012 05:05
      А действительно ? Почему это КГБ его просмотрело ?
      Так, вроде бы, последние 20 лет показали, что КГБ
      главный исполнитель всех происшедших безобразий !!!
      1. Igorboss16
        0
        11 апреля 2012 00:13
        на тот момент в кгб были ещё настоящие сотрудники , но их потом тихо убрали и заменили на предателей которые в данный момент и рулят страной
  15. andrey903
    0
    9 апреля 2012 19:01
    Кузнецова пишут даже не подали а розыск. Громов собирается в совет федерации,который превратился в колонию-поселение для проворовавшихся крупных чиновников.
    1. sergskak
      +1
      9 апреля 2012 22:40
      А вот мне сдается,что у Лужкова на туманном альбионе скоро появится замечательный сосед.
  16. r.anoshkin
    +1
    10 апреля 2012 12:02
    Губернатор не может не знать,что творят его подчиненные и что вообще творится в области?А вот президент-может?МЧС считаю раздутым до безобразия толстопузым монстром,в котором своим реальным делом занимаются тысяч 50 из 300.Из личного опыта:мой дед,ветеран ВОВ на почве старческого маразма закрылся в квартире,а открыть дверь уже не смог.Я позвонил в МЧС-попросил прислать уазик с лестницей(сколько котов они на камеру с их помощью с деревьев сняли),чтобы через балкон попасть в квартиру.Дословный ответ:"Мы ТАКИХ УСЛУГ не оказываем.Можем прислать мастера и срезать входную дверь(металлическую).Это БУДЕТ СТОИТЬ столько-то рублей.Далее.Прилетел в Благовещенск самолет МЧС с несколькими толстопузыми полковниками.У"их"генерала в Москве-день рождения.А у нас в Китае можно большой телевизор взять подешевле.В Китай"по-зеленке",сэкономили карманные деньги-и с подарком в самолет,назад в Москву.Министр тоже не в курсе дел в своем министерстве?А леса в России меньше гореть стали?Нет,больше.Уже и целые деревни выгорают.Зато оливковые рощи в Греции тушим-демонстрируем возможности Бе-200.Показушник с огромными погонами,привыкший к неограниченному финансированию.Так-что так Московии и пусть.Еще и мэром его.