Military Review

"Belching flames". Flamethrower of the First World War. Part of 1

12
As early as 900, the Byzantine emperor Leo VI wrote "about high towers on warships firing fire." As a means of close combat, special pipes were used that ejected a combustible mixture of sulfur and resin.


But it was during the First World War 1914 - 1918 years. flamethrower weapon took a prominent place in the arsenal of means of warfare. On the Russian front, this weapon was first used on October 27 1916.

The essence of a flamethrower weapon is in the release (under a certain pressure) of a flammable liquid, which subsequently (or in doing so) ignites.

Experiments with live fire were conducted in Russia as early as 1898 in the Ust-Izhorsk demining camp - then, on the initiative of captain M. A. Sieger-Korn, fire obstacles in the form of burning jets of kerosene were tested (they were supposed to be used in a serf war). These tests gave good results. There was only doubt in relation to the safety of pipelines laid in the parapet - during the shelling of fortifications by enemy artillery. There were also some technical flaws - in relation to the method of ignition of the liquid during its release and devices for squeezing the liquid out of the pipelines.

10 years after the Ust-Izhora experiments, the Ministry of War received a statement from the German citizen R. Fiedler about the “method of development of fiery masses” invented by him. The inventor offered to purchase his “instruments for waging a serf war” - “with the aim of directing glacis fire into the embrasures and loopholes of the caponiers during an attack and for acting from caponiers along the serfs passing by the moat during defense”. The inventor also proposed "a method of igniting large masses of combustible gas on the water surface" - "as a means of preventing the attack of ports and fortresses by the enemy fleet".

The proposal of G. Fiedler was interested in the War Ministry, and 14 in March 1909 in the Ust-Izhora camp in the presence of the inventor who arrived from Berlin, new tests took place. Three types of apparatuses were demonstrated: 1) small, which was a steel satchel, adapted to be worn on the back with the help of appropriate belts, with a weight (in curb condition) about 33 kg; 2) large, carried by four people, weight about 200 kg; 3) transportable, weight about 1200 kg.

The technical idea was as follows: when turning a special tap, liquefied carbon dioxide, turning into gas, passed into a tank with liquid — the pressure rose to six atmospheres, the tap was closed, and the device was ready for use. When another valve was opened, the liquid from the reservoir, under the pressure of gas, was ejected through the hose, igniting at the end of the latter with the help of an exhaust tube adapted to its tip. The ignited liquid hit the target in the form of a fiery jet, abundantly emitting puffs of thick black smoke that were cut through by the tongues of the red flame.


The action of the apparatus G. Fiedler. Photo from the work of S. Zabel. 1918

Despite the fact that the experiments were generally successful, the commission recognized the small apparatus as unsuitable for the war — due to the need to control these weapons “to use two openly standing people, in case of which they fall, from injury or death, the fiery jet of liquid can turn on its . The remaining two devices were considered too heavy, but the commission recognized the possible use of these devices in fortresses, where they could be installed in secure casemate rooms, and applied to the attacking enemy.

On the basis of the commission’s decision, the Minister of War V. Sukhomlinov decided to reject the invention of G. Fiedler and reject the proposal of the latter.

But a year later, the persistent inventor repeated the proposal, indicating that his devices had been greatly improved: in particular, the range had been tripled and the amount of smoke emitted during burning was reduced. The announced price for a small device is 250, and for a large one - 10000 rubles. And in July 1910, new tests took place (now in Berlin), attended by military engineer Lieutenant-General K. I. Velichko and military agent in Germany, Major-General A. A. Michelson.

G. Fidler was demonstrated 3 apparatus.

1) Knapsack.


Knapsack flamethrower G. Fiedler.

Weight - 32 kg, liquid volume - 17 liters, range 10 - 20 meters (depending on pressure), duration of burning - 75 seconds. The device consisted of two cylinders with a flammable liquid and a third cylinder with carbon dioxide, under pressure in 10 atmospheres. With the help of belts, the device was firmly fixed on the back of a soldier who could make rushes and lay down. On the right lower side, a hose with a crane was screwed onto the device — it ended in a metal tube about 2 meters in length. The diameter of the brass tube tip is 5 millimeters. At the end of the tube was an automatic igniter. At the top of the instrument was a pressure gauge, showing the pressure in the cylinders with a flammable liquid (normal - 8 atmospheres). On the head of a fighter - folding mask for the face (dropped on the face during the use of weapons). The fluid was applied in two types - smoky and smokeless.

2) Siege device. It looked like a barrel on wheels, combined with a bottle of carbon dioxide. Half a ton of flammable liquid was placed in a barrel. The device was to be placed in the last parallel at the sole of the glacis. The inventor planned to hoist (with the help of a mine gallery) to the crest of the glacis and from there pour fire on the embrasures of the caponiers, parapet and even the inside of the fort. The range of the jet is about 40 meters, the diameter of the tip is 18 millimeters, the pressure is 10 atmospheres. The external effect was large, and the temperature was very high - people standing in the 40 steps from the leeward side had to cover their faces.

3) Fortress device.


The serf flamethrower G. Fiedler.

It consisted of two interconnected tanks on railway bogies. One tank is with flammable liquid (1310 kg), the other is hermetically sealed, with a rotatable handle and a device to impart an elevation to the tip tube. The pressure around 20 atmospheres was obtained after connecting the reservoir with the liquid with a whole battery of bottles with carbon dioxide. Firing range - 70 meters.

The following conclusion was made.

The knapsack device, despite the short range (20 meters), is so well designed, portable and easy to use, that it can be used with great benefit during the short struggle for fortifications, as well as when attacking caponiers. Conclusion - it is desirable to purchase such devices for further comprehensive testing. As for the other two devices, they are too cumbersome, their range for solving the set tasks is insufficient, and the design requires significant improvement.

On this, right up to the beginning of the First World War, the Russian Military Ministry lost interest in flame-throwing weapons.

A technical surprise (New weapons - this is only half the battle) the Germans achieved, using flamethrowers for the first time on the French sector of the Western Front in February, and in the British - in July 1915.

Already in 1909, the German army tested flamethrowers on maneuvers - and the results were brilliant. In 1911, three pioneer battalions were introduced to flamethrowers, and in 1912, an order was issued to include flamethrowers in the regular equipment of pioneer units.

Part of the pioneer troops went to war, already having flamethrowers in service, but the lack of practical skills led to the inept handling of weapons and their incorrect tactical use. The Germans were forced to remove the flamethrowers from the armament of the pioneer units and form special flamethrowing units.

The first such part was headed by the firemaster of Leipzig, Landwehr Major B. Reddeman. Soon it was reorganized into the 3-th Guards Pioneer Battalion, and then into the Guards Reserve Pioneer Regiment, which participated in the battles until the end of the war.

From this regiment in the composition of each assault battalion was allocated to the platoon of flame throwers.

The first flamethrower attack (near Verdun, the battle of the Malancourt forest) took place under the command of B. Reddeman and was a great success. This episode convinced the advantage of the Fidler idea of ​​pushing fuel out with compressed gas - and later returned to its advanced flamethrowers with the replacement of carbon dioxide with nitrogen. Replacement was successful.

The first use of the newest weapon made a stunning impression on the British and French. The commander-in-chief of the English troops in France, D. French, described the first flamethrower attack on the British front as follows: “... the enemy used a new fiction in the form of a powerful stream of burning liquid in our trenches. Early in the morning of July 30, with the help of this tool, he attacked the entrenchments of the 2-th army at Gouža on his way to Möven. Almost all the troops occupying the trenches were forced to clear them. Attempts to regain lost positions were unsuccessful and costly. ”

Usually a blend consisting of 50% oil, 25% kerosene and 25% gasoline was used as a flammable liquid. Depending on the temperature conditions, this ratio changed: in winter, the percentage of oil decreased, the amount of gasoline and kerosene increased. This mixture was thrown out of the tanks under pressure - through a hose, at the end of which there was a fire hose with a flammable device.

In World War I used three types of flamethrowers: backpack, stationary (trench) and high-explosive.

Knapsack flamethrowers had a weight of 20 - 30 kg and were transferred behind in the form of a satchel. The burning jet was thrown at a distance of 20 - 25 meters. With continuous fire, the duration of the flamethrower is about 30 seconds, after which it must be recharged.

Stationary (trench) flamethrowers weighed from 500 to 3500 kg. They demanded advance installation in the trenches. Flame throwing range - 35 - 150 meters, duration of fire - 1 - 5 minutes.

The weight of the high-explosive flamethrower is up to 40 kg. Usually they were buried in the ground. The combustible mixture was ejected using a powder charge ignited by an electric fuse. Flame throwing range - 20 - 25 meters, the duration of the action - about 1 seconds.

The founders of incendiary weapons of the Germans flame throwers were mainly of three types: small ("Vex"), medium ("Kleif") and large ("Grof"). These flamethrowers were designed in such a way that their separate parts (even in combat condition) could be carried by one, maximum two fighters. For example, a Grof flamethrower tank filled with flammable liquid was transferred to two fighters. With the help of connecting tubes, medium and large flamethrowers could be connected to batteries.

"Wex" (which retained the abbreviated name of Wechselapparat - a removable device) consisted of a device for carrying a tank for fuel and a gas cylinder, which was placed inside a ring-shaped tank with fuel.

"Belching flames". Flamethrower of the First World War. Part of 1





Approximately 18 fire “shots” with a duration of about one second each could be made from it, or the target could be watered with a continuous fiery jet for 20 seconds. The range of the jet of fire about 25 meters.

“Kleif” before the appearance of “Veks” was the smallest flamethrower (the abbreviated name from Kleine Flammen - verfer is a small fire ejector).

This flamethrower included a device for carrying, a tank for fuel and a gas cylinder connected to it.




About 23 shots could be fired from it — jet or continuously water the target with 23 fire - 25 seconds. The range of the jet is about 22 meters, but when two machines were connected together, it reached 35 - 40 meters. The duration of the burning of such a jet 20 - 22 seconds. It was possible to increase the range, working with a hose 3 times longer than usual.

The large “Grof” apparatus (short for Grosse Flammenverfer - a large fire ejector) consisted of a tank with accessories and a bottle of nitrogen.



A flamethrower could give 30 shots or continuously water 40 - 45 seconds with a range of a jet in 35 - 40 meters.

He was transported on a special trolley.



But could move and people (porter with an assistant).



The hose is 5 meters long, but it was possible to work with a long 30 meter hose. From the "Grofov" it was also possible to form flamethrower batteries.

If Vex had a working capacity of 10 liters, the 25 flame throwing range is 30 m, the duration of operation with continuous fire up to 20 seconds and the number of shots is 18, then the Adhesive (depending on type) 15, 20-30, 12 - 25, 10-20, and Grof are 98, 40, 45 and 30, respectively.

With a tailwind, the range of flamethrowers increased, and with a head wind, it decreased.

These types of flamethrowers were in service of flamethrowing units - battalions, which were attached to the armies. In addition to the flamethrower battalions in the German army there was, as noted, a guards flamethrower regiment of the 12-company composition. In addition to the main armament, flamethrowers, there were 5 light and heavy machine guns and 10 grenade launchers, which made the company quite powerful in terms of fire. Rifles or carbines, hand grenades, a steel helmet and a gas mask were also in service with all fighters of the flamethrower companies.

To be continued
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Amurets
    Amurets 28 December 2017 07: 18 New
    +4
    Here, only the creation and use of flamethrowers is illuminated. But the history of incendiary weapons comes from ancient times. The article reviews one of the means of delivery and use of fire mixtures. In the books of A. Ardashev: “Flamethrower incendiary weapons” and A. Ardashev; S. Fedoseev. "Flamethrower tanks." more complete analysis of this type of weapon.
    1. XII Legion
      XII Legion 28 December 2017 07: 40 New
      20
      Here, only the creation and use of flamethrowers is illuminated.

      In WWI, this weapon was represented by flamethrowers. The experiments with the installation of flamethrowers on military equipment (for example, tanks Saint-Chamonix) remained experiments.
      In the books of A. Ardashev: “Flamethrower incendiary weapons” and A. Ardashev; S. Fedoseev. "Flamethrower tanks." more complete analysis of this type of weapon.

      Yes, this is from the accessible and popular modern Russian literature.
      And on the topic of WWI, the work of Thomas Victor and H. Teine should be recommended. An interesting work by P. Sidorsky "Flamethrowers and the fight against them" 1941
      An important advantage is the use by the author of rare Soviet materials as applied to the postwar WWII (1918-1919) period.
      Both typology and characteristics, as well as tactics of using flamethrowers, are considered.
      Naturally, the emphasis is placed on Germany - the sneaker in this matter.
      Thank you!
    2. Rotmistr
      Rotmistr 28 December 2017 12: 10 New
      17
      Amurets
      Here, only the creation and use of flamethrowers is illuminated. But the history of incendiary weapons comes from ancient times.

      You should always look at the name
      And the theme is World War I, not antiquity.
      soldier
      It is a pity that Sukhomlinov reacted to Fidler with improper attention

      He had the conclusion of a competent commission. The prospects for a new weapon were difficult to calculate. Siegern-Korn experiments were not very indicative
  2. parusnik
    parusnik 28 December 2017 07: 40 New
    12
    Interestingly, we are waiting for the continuation ..
  3. soldier
    soldier 28 December 2017 08: 08 New
    18
    It is a pity that Sukhomlinov reacted to Fidler with improper attention.
    You look - maybe the flamethrower units would have appeared in the Russian army not in the 2nd half of the WWI, but before that.
    Although the Germans, having gone to war with these weapons, due to illiterate tactical use and technical exploitation
    were forced to remove flamethrowers from the armament of the pioneer units and form special flamethrower units.

    Trial and error period
    New weapons, what to do
  4. igordok
    igordok 28 December 2017 08: 17 New
    10
    Interestingly, the German flamethrowers of the "second" type, including the "Veks", the second calculation number (the flamethrower carrier) is not armed with anything else, except for grenades?
    1. igordok
      igordok 28 December 2017 08: 22 New
      +9
      If interesting
      "Shock troops and flamethrowers" 1927g. (translation from the German work of Teine) https://yadi.sk/d/wlBQfE2j3R3V67
    2. XII Legion
      XII Legion 28 December 2017 08: 38 New
      21
      The photo seems to be post-war, probably 1918-19.
      City street.
      The Germans, incidentally, tried to use flamethrowers during the suppression of unrest during their revolution.
      So yesterday you were right - the weapon was perceived as for the internal enemy.
      And it is not necessary to hit people - it was enough to launch a jet upwards - and the moral effect is achieved. Bloodless.
      1. igordok
        igordok 28 December 2017 09: 05 New
        +9
        It seems that the suppression of the uprising in Berlin.
        There is a series of photographs, but according to the law of meanness, I searched for the originals today, but did not find it.
      2. A. Privalov
        A. Privalov 28 December 2017 22: 24 New
        +6
        You're right. This is the November revolution in Germany.
  5. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 28 December 2017 11: 52 New
    12
    An interesting and informative article. For the first time I learned about the existence of projects of serf flamethrowers, as well as the types of flamethrowers, coupled with the fact that the Germans had a guards flamethrower regiment. I look forward to continuing with interest! The author - my sincere gratitude for the work done!
  6. Some kind of compote
    Some kind of compote 28 December 2017 17: 54 New
    19
    Firefighters became the basis of the German flamethrower regiment lol
    The Irony of Fate
    Fine good

"Изрыгающее пламя". Огнеметное оружие Первой мировой. Часть 1

Еще в 900 г. византийский император Лев VI писал «о высоких башнях на военных кораблях, стреляющих огнем». Как средства ближнего боя применялись специальные трубки, выбрасывавшие горючую смесь серы и смолы.

Но именно в годы Первой мировой войны 1914 - 1918 гг. огнеметное оружие заняло видное место в арсенале средств вооруженной борьбы. На Русском фронте это оружие было впервые применено 27 октября 1916 г.

Сущность огнеметного оружия - в выбросе (под определенным давлением) горючей жидкости, которая впоследствии (или при этом) воспламеняется.


Опыты с боевым огнем проводились в России еще в 1898 г. в Усть-Ижорском саперном лагере – тогда по инициативе капитана М. А. Зигерн-Корна, испытывались огневые препятствия в виде горящих струй керосина (их предполагалось применять в крепостной войне). Эти испытания дали хорошие результаты. Имелось лишь сомнение применительно к сохранности трубопроводов, проложенных в брустверах - при обстреле укреплений вражеской артиллерией. Присутствовали и некоторые технические недоработки - в отношении способа воспламенения жидкости при ее выбросе и приспособлений для выдавливания жидкости из трубопроводов.

Через 10 лет после Усть-Ижорских опытов в Военное министерство поступило заявление от немецкого подданного Р. Фидлера - об изобретенном им «способе развития пламенных масс». Изобретатель предложил приобрести его «приборы для ведения крепостной войны» – «с целью направлять огонь с гласиса в амбразуры и бойницы капониров при атаке и для действия из капониров по переходящим крепостной ров штурмующим колоннам при обороне». Изобретателем был предложен и "способ воспламенения на водной поверхности больших масс горючего газа" – "как средство против атаки портов и крепостей со стороны неприятельского флота".

Предложение Г. Фидлера заинтересовало Военное министерство, и 14 марта 1909 г. в Усть-Ижорском лагере в присутствии прибывшего из Берлина изобретателя состоялись новые испытания. Демонстрировались три типа аппаратов: 1) малый, представлявший из себя стальной ранец, приспособленный для ношения на спине при помощи соответствующих ремней, весом (в снаряженном состоянии) около 33 кг; 2) большой, переносимый четырьмя людьми, вес около 200 кг; 3) возимый, вес около 1200 кг.

Техническая идея заключалась в следующем: при повороте особого крана сжиженная углекислота, превращаясь в газ, проходила в резервуар с жидкостью – давление поднималось до шести атмосфер, кран закрывался, и аппарат был готов к применению. При открытии другого крана жидкость из резервуара, под давлением газа, выбрасывалась через брандспойт, воспламеняясь у конца последнего при помощи приспособленной к его наконечнику вытяжной трубки. Загоревшаяся жидкость била в цель в виде огненной струи, обильно выделяя клубы густого черного дыма, которые прорезывались языками алого пламени.


Действие аппарата Г. Фидлера. Фото из работы С. Цабеля. 1918 г.

Несмотря на то, что опыты прошли в целом удачно, комиссия признала малый аппарат непригодным дли войны - вследствие необходимости для управления этим оружием «пользоваться двумя открыто стоящими людьми, в случае падения которых, от раны или смерти, огненная струя жидкости может повернуть на своих». Остальные два аппарата посчитали слишком тяжелыми, но комиссия признала возможным применение этих аппаратов в крепостях, где они могли быть установлены в безопасных казематированных помещениях, и применяться по атакующему неприятелю.

На основании решения комиссии военный министр В. А. Сухомлинов решил от изобретения Г. Фидлера отказаться, и предложения последнего отклонить.

Но через год настойчивый изобретатель повторил предложение, указав, что его аппараты значительно усовершенствованы: в частности, дальность действия увеличена втрое и уменьшено количество выделяемого при горении дыма. Заявленная цена за малый аппарат – 250, а за большой - 10000 рублей. И в июле 1910 г. состоялись новые испытания (теперь уже в Берлине), на которых присутствовали военный инженер генерал-лейтенант К. И. Bеличко и военный агент в Германии генерал-майор А. А. Михельсон.

Г. Фидлером было продемонстрировано 3 аппарата.

1) Ранцевый прибор.


Ранцевый огнемет Г. Фидлера.

Вес – 32 кг, объем жидкости - 17 литров, дальность действия 10 - 20 метров (в зависимости от давления), длительность горения - 75 секунд. Прибор состоял из двух цилиндров с горючей жидкостью и третьего цилиндра с углекислотой, под давлением в 10 атмосфер. При помощи ремней прибор плотно закреплялся на спине солдата, который мог делать перебежки и ложиться. С правой нижней стороны к прибору был привинчен шланг с краном – она оканчивалась металлической трубкой длиной около 2 метров. Диаметр латунного наконечника трубки - 5 миллиметров. На конце трубки находился автоматический воспламенитель. Наверху прибора находился манометр, показывающий давление в цилиндрах с горючей жидкостью (нормаль - 8 атмосфер). На голове у бойца - складывающаяся маска для лица (опускалась на лицо во время применения оружия). Жидкость применялась двух типов - дымная и бездымная.

2) Осадный прибор. Выглядел как бочка на колесах, соединенная с бутылью с углекислотой. В бочке помещалось полтонны горючей жидкости. Прибор должен был размещаться в последней параллели у подошвы гласиса. Брандспойт изобретатель предполагал подвести (при помощи минной галереи) к гребню гласиса и оттуда поливать огнем амбразуры капониров, бруствер и даже внутренность форта. Дальность струи - около 40 метров, диаметр наконечника 18 миллиметров, давление - 10 атмосфер. Внешний эффект был большой, и температура очень высокая - людям, стоявшим в 40 шагах от подветренной стороны, приходилось закрывать лицо.

3) Крепостной прибор.


Крепостной огнемет Г. Фидлера.

Состоял из двух соединенных между собою резервуаров на железнодорожных тележках. Один резервуар - с горючей жидкостью (1310 кг), другой - герметически закупоренный, с рукоятью для вращения и приспособлением для придания возвышения трубе наконечника. Давление около 20 атмосфер получалось после соединения резервуара с жидкостью с целой батареей бутылей с углекислотой. Дальность стрельбы – 70 метров.

Было принято следующее заключение.

Ранцевый прибор, несмотря на небольшую дальность (20 метров) настолько хорошо разработан, портативен и прост в эксплуатации, что может с большой пользой применяться в период ближней борьбы за укрепления, а также при атаке капониров. Вывод - желательно приобрести такие приборы для дальнейшего всестороннего испытания. Что же касается остальных двух приборов, то они слишком громоздки, дальность их действия для решения поставленных задач недостаточна, а конструкция требует значительного усовершенствования.

На этом, вплоть до начала Первой мировой войны, русское Военное министерство интерес к огнеметному оружию потеряло.

А технической внезапности (Новое оружие - это лишь полдела) добились немцы, впервые применив огнеметы на французском участке Западного фронта в феврале, и на британском – в июле 1915 г.

Уже в 1909 г. германская армия испытала огнеметы на маневрах - и результаты оказались блестящими. В 1911 г. с огнеметами были ознакомлены три пионерных батальона, а в 1912 году состоялось распоряжение о включении огнеметов в штатное имущество пионерных частей.

Часть пионерных войск выступила на войну, уже имея на вооружении огнеметы, но отсутствие практических навыков привело к неумелому обращению с оружием и к его неправильному тактическому применению. Немцы были вынуждены снять огнеметы с вооружения пионерных частей и сформировать специальные огнеметные части.

Первую такую часть возглавил брандмейстер г. Лейпциг майор ландвера Б. Реддеман. Вскоре она была переформирована в 3-й гвардейский пионерный батальон, а затем в гвардейский резервный пионерный полк, участвовавший в боях до конца войны.

Из этого полка в состав каждого штурмового батальона было выделено по взводу огнеметчиков.

Первая огнеметная атака (под Верденом, бой у леса Маланкур) состоялась под командованием Б. Реддемана и имела большой успех. Этот эпизод убедил в преимуществе фидлеровской идеи выталкивания горючего сжатым газом - и в дальнейшем вернулись к его усовершенствованным огнеметам с заменой углекислоты азотом. Замена оказалась удачной.

Первое применение новейшего оружия произвело на англичан и французов ошеломляющее впечатление. Главнокомандующий английскими войсками во Франции Д. Френч так охарактеризовал первую огнеметную атаку на британском фронте: «… противник применил новую выдумку в виде выпуска по нашим окопам сильной струи горящей жидкости. Рано утром 30 июля при помощи этого средства он атаковал окопы 2-й армии у Гужа на пути в Мевен. Почти все войска, занимавшие окопы, принуждены были их очистить. Попытки возвратить потерянные позиции остались безрезультатными и стоили дорого».

Обычно в качестве горючей жидкости применялась смесь, состоящая из 50% нефти, 25% керосина и 25% бензина. В зависимости от температурных условий это соотношение менялось: зимой процент нефти уменьшался, количество бензина и керосина повышалось. Эта смесь выбрасывалась из резервуаров под давлением - через шланг, на конце которого имелся брандспойт с воспламеняющим приспособлением.

В мировую войну применялись огнеметы трех типов: ранцевые, стационарные (траншейные) и фугасные.

Ранцевые огнеметы имели вес 20 - 30 кг и переносились за спиной в виде ранца. Горящая струя выбрасывалась на дистанцию 20 - 25 метров. При непрерывном огне продолжительность действия огнемета - около 30 секунд, после чего он должен быть перезаряжен.

Стационарные (траншейные) огнеметы весили от 500 до 3500 кг. Они требовали заблаговременной установки в окопах. Дальность огнеметания - 35 - 150 метров, продолжительность огня - 1 - 5 минут.

Вес фугасного огнемета - до 40 кг. Обычно их закапывали в землю. Горючая смесь выбрасывалась при помощи порохового заряда, воспламеняющегося электрическим запалом. Дальность огнеметания – 20 - 25 метров, длительность действия - около 1 секунды.

У основоположников зажигательного оружия германцев огнеметы в основном были трех типов: малого («Векс»), среднего («Клейф») и большого («Гроф»). Эти огнеметы были сконструированы таким образом, что их отдельные части (даже в боевом состоянии) могли переноситься одним, максимум двумя бойцами. Например, резервуар огнемета «Гроф», наполненный горючей жидкостью, переносился двумя бойцам. При помощи соединительных трубок средние и большие огнеметы могли соединиться в батареи.

«Векс» (сохранивший сокращенное название от Wechselapparat - съемный аппарат) состоял из приспособления для носки резервуара для горючего и газового баллона, который помещался внутри кольцеобразного резервуара с горючим.

"Изрыгающее пламя". Огнеметное оружие Первой мировой. Часть 1





Из него можно было сделать приблизительно 18 огневых «выстрелов» продолжительностью около одной секунды каждый или поливать цель непрерывной огненной струей в течение 20 секунд. Дальность струи огня около 25 метров.

«Клейф» до появления «Векса» был самым малым огнеметом (сокращенное название от Kleine Flammen - verfer - малый огневыбрасыватель).

Этот огнемет включал приспособление для переноски, резервуар для горючего и соединенный с ним газовый баллон.




Из него можно было сделать около 23 выстрелов - струей или непрерывно поливать цель огнем 23 - 25 секунд. Дальность струи - около 22 метров, но, при соединении вместе двух аппаратов, она достигала 35 - 40 метров. Продолжительность горения такой струи 20 - 22 секунды. Можно было увеличить дальность, работая со шлангом в 3 раза длиннее обычного.

Большой аппарат «Гроф» (сокращенное от Grosse Flammenverfer - большой огневыбрасыватель) состоял из резервуара с принадлежностями и бутыли с азотом.



Огнемет мог дать 30 выстрелов или непрерывно поливать 40 - 45 секунд с дальностью струи в 35 - 40 метров.

Он перевозился на особой тележке.



Но мог перемещаться и людьми (носильщиком с помощником).



Шланг - длиной 5 метров, но можно было работать и с длинным 30-метровым шлангом. Из «Грофов» также можно было формировать огнеметные батареи.

Если «Векс» имел рабочую емкость 10 литров, дальность огнеметания 25 – 30 м, продолжительность действия при непрерывном огне до 20 секунд и количество выстрелов – 18, то «Клейф» (в зависимости от типа) - 15, 20-30, 12 – 25, 10-20, и «Гроф» - 98, 40, 45 и 30 соответственно.

При попутном ветре дальность действия огнеметов увеличивалась, при встречном - уменьшалась.

Указанные типы огнеметов состояли на вооружении огнеметных частей - батальонов, которые придавались армиям. Кроме огнеметных батальонов в германской армии имелся, как отмечалось, гвардейский огнеметный полк 12-ротного состава. На вооружении огнеметных рот кроме основного вооружения - огнеметов - имелось по 5 легких и тяжелых пулеметов и по 10 гранатометов, что делало роту достаточно мощной в огневом отношении. Винтовки или карабины, ручные гранаты, стальная каска и противогаз также имелись на вооружении всех бойцов огнеметных рот.

Окончание следует
Автор: Олейников Алексей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 12

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 28 декабря 2017 07:18
    Здесь только освещенно создание и применение огнемётов. Но история зажигательного оружия идёт из глубокой древности. В статье идёт обзор одного из средств доставки и применения огнесмесей. В книгах А.Ардашёва:"Огнемётно-зажигательное оружие" и А.Ардашёв; С. Федосеев. "Огнемётные танки." более полный разбор этого вида оружия.
    1. XII легион (Цезарь) 28 декабря 2017 07:40
      Здесь только освещенно создание и применение огнемётов.

      В ПМВ это оружие и было представлено огнеметами. Опыты с установкой огнеметов на боевую технику (например на танки Сен-Шамон) так и остались опытами.
      В книгах А.Ардашёва:"Огнемётно-зажигательное оружие" и А.Ардашёв; С. Федосеев. "Огнемётные танки." более полный разбор этого вида оружия.

      Да, это из доступной и популярной современной российской литературы.
      А по теме ПМВ следует рекомендовать работы Томаса Виктора и Х. Тейне. Интересен труд П. Сидорского "Огнеметы и борьба с ними" 1941 г.
      Важным достоинством является использование автором редких советских материалов применительно к ПМВ поствоенного (1918-1919 гг.) периода.
      Рассмотрены как типология и характеристики, так и тактика применения огнеметов.
      Естественно, что акцент сделан на Германии - закоперщика в этом вопросе.
      Спасибо!
    2. Rotmistr (Дмитрий Панченко) 28 декабря 2017 12:10
      амурец
      Здесь только освещенно создание и применение огнемётов. Но история зажигательного оружия идёт из глубокой древности.

      Всегда надо смотреть на название
      А тема - Первая мировая война, а не древность.
      армеец
      Жаль что Сухомлинов отнесся к Фидлеру с ненадлежащим вниманием

      У него было заключение компетентной комиссии. Перспективы нового оружия просчитать было сложно. Эксперименты Зигерн-Корна были малопоказательны
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 28 декабря 2017 07:40
    Интересно, ждем продолжения..
  3. армеец (Солтан Алексей) 28 декабря 2017 08:08
    Жаль что Сухомлинов отнесся к Фидлеру с ненадлежащим вниманием.
    Глядишь - может огнеметные части появились бы в русской армии не во 2-й половине ПМВ, а до оной.
    Хотя и немцы, выступив на войну с этим оружием, из-за неграмотного тактического применения и технической эксплуатации
    были вынуждены снять огнеметы с вооружения пионерных частей и сформировать специальные огнеметные части.

    Период проб и ошибок
    Новое оружие, что поделать
  4. igordok (Игорь) 28 декабря 2017 08:17
    Интересно, у немецких огнеметов "второго" типа, в том числе и "Векс", второй номер расчета (носильщик огнемета) ни чем больше не вооружен, за исключением гранат?
    1. igordok (Игорь) 28 декабря 2017 08:22
      Если интересно
      "Ударные войска и огнеметы" 1927г. (перевод с немецкого труда Тейне) https://yadi.sk/d/wlBQfE2j3R3V67
    2. XII легион (Цезарь) 28 декабря 2017 08:38
      Фото вроде бы послевоенное, годика наверное 1918-19.
      Городская улица.
      Немцы кстати, пытались применять огнеметы во время подавления беспорядков в ходе своей революции.
      Так что Вы вчера были правы - оружие воспринималось как и для врага внутреннего.
      И не обязательно поражать людей - достаточно было пустить струю вверх - и моральный эффект достигнут. Бескровный.
      1. igordok (Игорь) 28 декабря 2017 09:05
        Вроде, подавление восстания в Берлине.
        Есть серия фотографий, но по закону подлости искал оригиналы сегодня, не нашел.
      2. А. Привалов (Александр Привалов) 28 декабря 2017 22:24
        Вы правы. Это Ноябрьская революция в Германии.
  5. ПоручикТетеринъ 28 декабря 2017 11:52
    Интересная и познавательная статья. О существовании проектов крепостных огнеметов узнал впервые, как и о видах огнеметов вкупе с фактом существования гвардейского огнеметного полка у немцев. С интересом жду продолжения! Автору--моя искренняя благодарность за проделанный труд!
  6. Какой-то Компот (Невесть кто) 28 декабря 2017 17:54
    Пожарники стали основой огнеметного полка немцев lol
    Ирония судьбы
    Отлично good
Картина дня