Черноморский судостроительный завод: авианосцы и шпионаж

Строительство авианесущих кораблей происходило при повышенном уровне секретности, совершенно не удивительной в те годы. К вопросам сохранения военной и государственной тайны в Советском Союзе относились в высшей степени серьезно. К тому же Николаев являлся закрытым городом, куда был запрещен въезд иностранным гражданам. Разумеется, потенциальный противник в лице США и других стран НАТО испытывал любопытство к появлению в составе советского флота авианесущих кораблей и месту, где их строят.

Черноморский судостроительный завод: авианосцы и шпионаж

Изображение «нулевого» стапеля ЧСЗ. Фото со спутника-шпиона KH-11


Западные специализированные издания, такие как знаменитый британский справочник-ежегодник «Jane’s Fighting Ships» или альманах «Советская военная мощь», на своих страницах публиковали эскизные рисунки перспективных авианесущих советских кораблей и фотографии тех, которые уже находились в строю. Техническая и радиоэлектронная разведка обеими сторонами противостояния осуществлялась на постоянной основе, и «фотосессии» кораблей ВМФ СССР и стран НАТО проводились обоюдно. Противолодочные вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», тяжелые противолодочные крейсеры проекта 1143 регулярно появлялись на страницах специализированной западной литературы.


Разумеется, советская сторона была хорошо осведомлена о содержании издающихся за рубежом справочников, книг и журналов, поскольку такого рода литература выписывалась и тщательно изучалась. На Черноморском судостроительном заводе имелась обширная техническая библиотека, куда регулярно поступали и зарубежные издания. Однако доступ к ним был ограничен: считалось, что там представлена «секретная» информация.


Страница из справочника «Jane’s Fighting Ships» за 1984 г.


Подобный факт таил в себе некоторую долю абсурда: представленная в иностранных изданиях информация о советских кораблях, развитии военного кораблестроения и его перспективах в СССР была совершенного открытого характера – на Западе с ней мог ознакомиться любой желающий. Более того, в странах, являющихся потенциальными союзниками Советского Союза, – Польше, Чехословакии, ГДР – регулярно выходили на свет журналы и книги, посвященные различному вооружению, в том числе и советскому, с указанием его тактико-технических характеристик.

В самом Николаеве, где, несмотря на его закрытый статус, почти половина населения была так или иначе связана с судостроительной отраслью, хорошо представляли, какие корабли строятся на Черноморском судостроительном заводе. Слово «авианосец» было распространено на бытовом уровне, тогда как на официальном уровне звучало служебное «тяжелый авианесущий крейсер». На совещаниях самого высокого уровня, когда директор Черноморского завода Юрий Иванович Макаров называл корабль, строящийся у него на заводе, «авианосцем», его всякий раз подчеркнуто поправляли.

Подобный подход к секретности по методике месье Полишинеля только дискредитировал отношение к настоящим военным и технологическим секретам. Поэтому, когда наступила эра дружбы с Западом, туда хлынули просто потоки самой секретной и по-настоящему ценной документации – не только из-за прямого предательства, но и из-за совершенно обесценившегося и безалаберного отношения к собственному достоянию. Стоило ли, например, в отношении самолетов, принятых на вооружение еще в начале правления Хрущева, писать в массовых журналах безликое «многоцелевой истребитель», чтобы в 90-х за бесценок передать «заклятым друзьям» всю документацию по перспективному Як-141? Всё это будет позже, а пока Черноморский судостроительный завод строил авианосцы и берег свои секреты.

В начале 1980-х гг. в западных изданиях (справочнике «Jane’s Fighting Ships» и альманахе «Советская военная мощь») появились фотоснимки, на которых была запечатлена территория Черноморского завода со строящимися и достраивающимися кораблями. Это вызвало некоторый резонанс в советском руководстве. Во время очередной рабочей поездки в Москву директору предприятия Юрию Ивановичу Макарову показали фотографии судостроительного корпуса и попросили объяснить, в какой примерно временной отрезок они были сделаны – это можно было определить по положению секций и блоков. Макаров был прекрасным специалистом, который бывал на стапеле постоянно и мог датировать снимки чуть ли не до дня.


Фото «нулевого» стапеля ЧСЗ с корпусом тяжелого авианесущего крейсера «Рига»


Поскольку изображения имели хорошую четкость и качество, вполне обоснованную озабоченность проявили те инстанции, которым следовало. В своей книге «Авианосец» Юрий Иванович рассказывает, как кое-кто в Комитете государственной безопасности предположил, что фотографии, которые не уставали сноровисто печатать и перепечатывать западные издания, сделаны с высоко летящего самолета. Такое предположение казалось абсурдным: Николаев как важное сосредоточение промышленности, имеющей стратегическое значение, и как город, входящий в первую сотню целей для поражения ядерными боеприпасами в случае войны, был хорошо прикрыт средствами противовоздушной обороны.

В качестве экспертов по определению «авторства» снимков подключили специалистов из Академии наук СССР. Была проведена кропотливая исследовательская работа. Точно зная размеры огромных 900-тонных кранов над «нулевым» стапелем и их искажения на фотографиях, ученые определили, что два рассматриваемых снимка были сделаны из района Одессы и из района Харькова с высоты примерно 600 и 400 километров. Несомненно, речь шла об использовании космических аппаратов в разведывательных целях.

Идея использовать космические аппараты – спутники начала широко обсуждаться в США уже в конце 50-х гг. Мощь советской ПВО значительно возросла. Полеты самолетов-разведчиков, даже таких высокотехнологичных, как знаменитый U-2, становились небезопасными, что полностью подтвердилось в инциденте со сбитым пилотом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, чей U-2 был сбит в районе Свердловска 1 мая 1960 года. Это только усилило внимание к программе разработки космического спутника-разведчика, старт которой дал 7 февраля 1958 г. президент Дуайт Эйзенхауэр.

Эта программа, являвшаяся детищем Центрального разведывательного управления, получила название «Корона» (CORONA). Она предусматривала создание и вывод на орбиту Земли специальных космических аппаратов, оборудованных мощными фотокамерами для ведения разведки объектов на территории СССР, КНР и других стран, включая даже формально союзный США гоминьдановский Тайвань. Отснятая фотопленка в специальном спускаемом контейнере должна была осуществить приземление на парашюте.

Программа, несмотря на привлечение значительных ресурсов, продвигалась тяжело и напряженно. Первые 12 запусков оказались по тем или иным причинам неудачными. Лишь 18 августа 1960 г. первый спутник программы «Корона» удалось, наконец, вывести на орбиту. Его полет длился около суток, а потом спускаемая капсула была перехвачена специальным транспортным самолетом С-130. Если самолет по каким-то причинам не мог выполнить свое задание, подобрать капсулу должен был корабль военно-морского флота. Во избежание угрозы попасть не в те руки капсулы через определенное время самозатапливались.


Самолет C-119 (Flying Boxcar – «Летающий товарный вагон»), перехватывающий спускаемую со спутника капсулу


Результаты первого полета вселили в специалистов ЦРУ неподдельный оптимизм: по эффективности спутник программы «Корона», получивший наименование КН-1 (Keyhole – «замочная скважина»), оказался намного эффективней разведывательного полета самолета-разведчика U-2, к тому же без какой-либо угрозы быть сбитым – неудачное окончание миссии пилота Пауэрса только придало силу проекту.

Космический шпионаж в рамках программы «Корона» осуществлялся вплоть до 1972 г. За это время разведывательная фотоаппаратура сделала значительный скачок в своем развитии: если разрешение камеры КH-1 было 8–12 метров, то подобные характеристики последующих образцов удалось довести до 1,8–2,75 метров. Благодаря программе «Корона» разведывательные и военные органы США получили важнейшую информацию, в том числе о примерном количестве межконтинентальных баллистических ракет, имеющихся у СССР. Эта информация позволила американцам чуть более уверенно держаться в дни Карибского кризиса.

Успехи, достигнутые разведывательными спутниками, ожидаемо подтолкнули США к дальнейшему развитию программ космической разведки в отношении Советского Союза, Китая и других стран. Был дан старт новому проекту, получившему кодовое обозначение «Гексагон» («Hexagon»), по которому планировалось осуществлять запуски гораздо более совершенных технически спутников, которые могли осуществлять съемку с разрешением 30–60 см.

До 1984 г., когда программа «Гексагон» была завершена, был осуществлен запуск 18 спутников. В отличие от предшественников, новым космическим разведчикам не требовалась спускаемая капсула и довольно сложная процедура ее поимки. Благодаря существенному техническому прогрессу, 19 декабря 1976 года был запущен аппарат КH-11, оснащенный оптико-электронной цифровой фотокамерой и способный при помощи электронных сигналов передавать отснятый материал на спутник связи, который располагался на более высокой орбите, а тот, в свою очередь передавал информацию на землю.

Заинтересованные ведомства США получили доступ к свежей разведывательной информации практически в режиме реального времени. Программы «Корона» и «Гексагон» проводились в обстановке повышенной секретности, однако полной завесы тайны достичь не удалось. Начались утечки, и в первую очередь несанкционированные. Первая известная произошла в 1980 году. После провалившейся операции «Desert One» (Пустыня один) по освобождению американских дипломатов, ставших заложниками в Тегеране, на месте эвакуации бойцов американского спецназа из пустыни были обнаружены снимки иранской столицы, сделанные из космоса, с высоким разрешением.

Богатым на шпионские разоблачения оказался и 1984 год. Сначала фотоснимок советского бомбардировщика, стоящего на авиабазе, угодил в сборник «Слушания дел в конгрессе США». Потом американский эксперт, аналитик ВМС Сэмюэль Лоринг Морисон передал в издательство известного «Jane’s Defence Weekly» сделанные все тем же КН-11 панорамные снимки высокого качества судостроительного комплекса Черноморского завода, где были отчетливо видны не только огромные краны «KONE» финского производства, но и находившиеся в строительстве и достройке тяжелые авианесущие крейсера. Оттуда снимки ЧСЗ начали кочевать по разным справочным и специализированным изданиям.

Публикация подобных материалов вызвала резонанс в советском руководстве и переполох на Западе. Морисона быстро взяли в оборот, инкриминируя ему не только преступную халатность, но и разглашение секретов государственной важности. В 1985 году (когда в СССР природа неожиданной фотосессии» находящегося в постройке новейшего тяжелого авианесущего крейсера проекта 11435 была давно уже выяснена) эксперта-аналитика, решившего поделиться фотоматериалами с издателями, после судебного процесса осудили на 5 лет.

Снимки Черноморского завода были осуществлены с борта КH-11. Обнародование снимков секретной государственной программы космического шпионажа вызвало скандал в соответствующих американских органах. Однако на суде против Морисона государственный обвинитель был вынужден проглотить тот факт, что еще до публикации снимков Черноморского завода свет увидел сборник «Слушание дел в конгрессе», где фигурировали фотографии советских истребителей. В тот период как раз обсуждался традиционно «крошечный» оборонный бюджет, и снимки самолетов недавно провозглашенной «Империи Зла» должны были в руках нужных людей стать аргументом для выделения дополнительных средств.

Обвинение учло столь досадный факт утечки в печатном органе Конгресса США – было решено считать, что фото были опубликованы «по ошибке». Материалы по разведывательным программам «Корона» и «Гексагон» были рассекречены только во время президентства Билла Клинтона в 1996 году.

К директору Черноморского завода Юрию Ивановичу Макарову попадали не только открытые источники научно-популярного содержания, но и подготовленная и переведенная западная аналитика. За рубежом очень внимательно следили за ростом могущества Советского Флота, считая, что к началу 80-х гг. он достиг невиданных для континентальной России военной мощи и возможностей. Отмечалось высокое технологическое оснащение верфей и, в частности, Черноморского завода, где благодаря внедрению новых методик удалось достичь высоких темпов стапельной постройки кораблей. А на стапеле номер «0» тем временем возводился первый советский классический авианосец проекта 1143.5.

Авианосцы 1143.5 на ЧСЗ

К началу 1980-х гг. Черноморский судостроительный завод занимал одно из лидирующих мест в судостроительной промышленности Советского Союза. Во второй половине 70-х предприятие осуществило коренную модернизацию всех своих технологических составляющих. Возможности стапельного комплекса значительно расширились и возросли за счет монтажа и установки двух 900-тонных кранов финского производства. Были созданы новые и существенно модернизированы уже имеющиеся цеха. На завод широким потоком шло новое оборудование. Проведена полная реконструкция существующих причалов и возведена новая достроечная набережная. Углублено дно, и подведены соответствующие коммуникации.

Гигант судостроения был готов осваивать производство новых военных кораблей – тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.5, для строительства которых и была осуществлена подобная модернизация. В предыдущий раз Черноморский завод проходил подобную масштабную процедуру в конце 1930-х, готовясь к строительству линейных кораблей проекта 23.

Продолжение следует…

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. svp67 (Сергей) 25 декабря 2017 15:52
    Хорошая и интересная статья, и написанная легко, что то же ценно. Тем более, что материал ОЧЕНЬ интересный.
    КН-11
    "Птичка" которая нам много "крови попила"... У нас, его аналог очень не скоро появился...
    А на счет секретности, вспоминается, что когда на Северах спускали первую нашу АПЛ, то чекисты всех "зевак" разгоняли и приговаривали: "Граждане,ну не чего тут стоят. Подумаешь спускают первую в Союзе атомную подлодку...."
    1. papas-57 (PAPAS-57) 26 декабря 2017 17:20
      Про воздушный шпионаж есть интересная книга: Шрейер. В. - Глаз, ввинченный в небо. Хроника воздушного шпионажа. 1974 Издательство: Прогресс
    2. Serg Koma (Serg Koma) 2 января 2018 20:03
      Цитата: svp67
      на счет секретности, вспоминается,

      Товарищ работал в КБ завода космической направленности. Все огромные окна корпуса были заклеены "зеркальной" плёнкой ("достать" её на заклейку окон в квартире считалось удачей wassat ), окна открывать запрещалось - до такой степени боялись мерикосовских спутников. Активно (в коллективе) продвигалась информация: спутник через окно может сфотографировать кульман с чертежами где можно разглядеть все детали электросхемы!!
  2. Дирижер 25 декабря 2017 16:22
    Хорошая статья , спасибо . А секртеность таки да, была мама не горюй. ПИ секретили до начала 60х годов
  3. Какой-то Компот (Невесть кто) 25 декабря 2017 16:23
    Вот как...
    Информация статьи для меня в новинку
    Интересно и спасибо
  4. sd68 (Сергей) 25 декабря 2017 16:40
    Про "перспективный Як-141" это прям религиозная вера в рунете.
    С чего взяли , что он "перспективный"?
    Провалил испытания, схема его многодвигательная показала свою бесперспективность неоднократно- и в СССР и за рубежом.
    Сам Яковлев уверен был, что СВВП должен быть только однодвигательным, Як-38 протащили у него за спиной- небывалый случай.
    Як-41 начали делать как однодвигательный, но не смогли, фактически Як-141 лепили по заведомо провальной схеме- что и подтвердилось на испытаниях.
    Американцы после недолго общения с яковлевцами убедились, что Як-141 бесперспективен, никому не нужен и повторяет американские и французские разработки 60-х, начала 70-х годов, которые были на разных этапах забракованы из-за присущей схеме нестабильности характеристик при взлете и посадке.
    Единственный на тот момент успешный СВВП Харриер был сделать по совершенно другой, однодвигательной схеме, в которой передняя часть самолета поднималась сжатым воздухом, а не с помощью ПД, как у Як38 и 141, а еще ранее у Миража 3 или Конвейр модел 200.
    1. DalaiLama (Tenzin) 26 декабря 2017 20:29
      Передняя часть поднималась а задняя нарисованная оставалась на земле
      Ах как плохо что китайцы с их J-26 об этом ничего не знают.
      ваш посвист?
      https://topwar.ru/132057-palubnyy-samolet-vertika
      lnogo-vzleta-plany-minoborony-i-opyt-promyshlenno
      sti.html
      1. sd68 (Сергей) 27 декабря 2017 00:52
        и что, J-26 выпускается серийно и доказал свою эффективность?
        Таких разработок вагон уже был. Не говоря уж о том, что в китайские изобретения можно верить только когда пощупаешь, а если верить бастиону-карпенко, о таком самолете только догадки http://nevskii-bastion.ru/j-26-china/. Прототип летающий сделать не проблема, только от него до успешной серийной модели большое расстояние.
        До сегодняшнего дня ни один самолет по этой схеме , начиная с Мираж 3 60-х годов прошлого столетия, свою эффективность не показал, серийно из них выпускался только Як-38, но и тот доказал свою полную непригодность.
        Вот когда китайцы что-то сделают и продавать начнут- тогда и понятно будет, смогли ли они сделать.
        А статья по ссылке не моя, да и по сути там нет ничего.
        а насчет передняя часть поднималась, а задняя осталась на палубе- так это о первой посадке Як-141 на палубу , самолет по тангажу задрал нос и уперся хвостом в палубу Горшкова.
        Ни у Харриера, ни у Ф-35 такого не может быть в принципе- двигатель один ....
        1. DalaiLama (Tenzin) 27 декабря 2017 04:00
          Это было про нарисованный модел 200. Сверхзвуковой Як-141 успешно отлетал на двух международных салонах четверть века назад, F-35Б туда осторожно попал только в прошлом году и после 9 лет выпуска что говорит о проблемах в серийных машинах.
          Пройдите обратно по ссылке к своим комментам, ваши друзья вас там ждут.
          1. sd68 (Сергей) 28 декабря 2017 01:27
            и Мираж отлетал в своё время, и что?
            Як141 разбился на испытания- успешнее не придумаешь.
            Выступление на салонах- обычная показуха.
            А ф-35 выпускается серийно, летают строевые летчики- и ни одного разбившегося.
            Разницу понимаете?
            Или вы тоже из секты свидетелей як141 будете?:)
          2. sd68 (Сергей) 28 декабря 2017 01:43
            А что касается может 200, то двигатели у него были отнюдь не бумажные, а вполне реальные.
            Другое дело, что американцы после продувки макетов может 200, учли опыт Мираж3 и пришли к выводу, что схема нежизнеспособна.
            Яковлевцам через четверть века, чтобы к такому выводу прийти, понадобился провальный як-38 и разбитый на испытаниях як-141.
            Но в рунете это до многих до сих пор не доходит.
            У них як-141 до сих пор" перспективный"
            1. DalaiLama (Tenzin) 28 декабря 2017 03:32
              На салонах показывают лучшее. Мираж (похож на МиГ-23ПД правда?) не отлетал и он был непрактичен. Американцы учли из-за неудачи с двигателями для 200. Харриеров разбилось на испытаниях 2 шт. У F-35B тоже уже была авария причем техническая. На Харриерах погибло летчиков больше чем на Яках. Удачный расово-верный Харриер уступал серийному Як-38 в максимальной скорости как P-51 Мустанг реактивному мессеру. Все это вам уже обьяснили по той ссылке вверху яковлевцы, вы смылись неответив оттуда и принялись сеять прежнее здесь.
              вернитесь пожалуйста и, перечитав первый коммент, продолжите туда.
              Не из секты клоунов-свидетелей нарисованного модел-200 и удачного F35.
  5. Авиатор_ (Сергей) 25 декабря 2017 19:19
    Хорошая инфа, респект автору. Со своей стороны про "секретность" могу добавить, что в конце 70-х - начале 80-х доходило до такого маразма: в журналах "Aviation Week", "Flight" и тому подобных, бюро научно-технической информации конторы, где я тогда работал, удаляло (вырезало ножницами) статьи о военной технике СССР. Сотрудникам предоставлялись драные журналы.
  6. Старый26 (Владимир) 25 декабря 2017 19:36
    Спасибо за статью. Само развитие программы "Замочной скважины" (спутников типа КН) - это материал для отдельной статьи, а может и не одной.

    Что же касается западных изданий, таких как «Jane’s Fighting Ships» (да и других вариантов "Джейна") - всегда было интересно читать эти материалы. Там не только, как пишет автор публиковали эскизные рисунки перспективных авианесущих советских кораблей и фотографии тех, которые уже находились в строю, но и вообще эскизные рисунки строящихся кораблей. Порой были "ляпы", но ляпы достаточно интересные И главное в этих справочниках было все систематизировано. Пусть они и не знали номера проектов, но применяли или известные названия наших проектов или давали свои. А это в эпоху тотальной секретности всего и вся было наиболее интересно.
    Приведу три примера об эскизных проектах кораблей, публиковавшихся в том же справочнике «Jane’s Fighting Ships»
    Это эсминец проекта 956 "Современный", это атомный крейсер проекта 1144 и наконец это ТАКР, ставший впоследствии "Адмиралом Кузнецовым"

    1. Эсминец. До того, как первый корпус был спущен на воду и вошел в строй его считали легким крейсером типа "KIROV". считали, что у него орудия калибра 180 мм. Впоследствии имя "KIROV" в этих справочниках уже соответствовало атомным крейсерам.

    2. Атомный крейсер. В справочники он первоначально имел обозначение "Советский Союз". И только потом стал "Кировым"

    3. Авианосцы. Вот тут самое интересное. Данных о том, что это за авианосцы не было никаких, а ведь подряд было заложено три - Кузнецов, Варяг, ульяновск. У всех было кодовое обозначение КРЕМЛЬ и аналитики считали, что СССР собирается построить около дюжины-полутора десятков таких кораблей. Они даже дали им примерные названия (привелекли специалистов историков). Названия давали по названию городов в СССР где были кремли в качестве архитектурных достопримечательностей.

    разумеется первоначальные эскизные рисунки мало походили на появившиеся потом корабли
  7. akm8226 25 декабря 2017 20:52
    Не поверите - я работал на этом заводе токарем, до армии, в 1972-73 гг. Цех 51, нач. цеха Славян Никитич Нестеров.
  8. ecologer (Андрей) 25 декабря 2017 20:54
    Правильное название статьи - "Все проср@но, продолжение следует".
  9. Старый26 (Владимир) 25 декабря 2017 22:47
    Цитата: Авиатор_
    Хорошая инфа, респект автору. Со своей стороны про "секретность" могу добавить, что в конце 70-х - начале 80-х доходило до такого маразма: в журналах "Aviation Week", "Flight" и тому подобных, бюро научно-технической информации конторы, где я тогда работал, удаляло (вырезало ножницами) статьи о военной технике СССР. Сотрудникам предоставлялись драные журналы.

    Мне повезло, что в системе, где я работал хотя бы не опускались до вырезания страниц. Журналы поступали в "ксерокопированном" черно-белом варианте, поэтому просто некоторых статей не было. Они исчезали. А бред был полнейший с секретностью. Долго рассказывать, но было
  10. профессор (Соколов Олег) 26 декабря 2017 04:59
    Надуманная секретность совка достойна множества книг. Из личного опыта: во время посещения ЧСЗ и в частности нулевого стапеля (ознакомительная экскурсия на ЧСЗ) мы спросили "препода", что за пароход строят. "Танкер" -соврал он не моргнув глазом нам морякам. laughing
    Особо впечатлила толщина листов броневого пояса ангара "танкера". Кстати, с противоположного берега нулевой стапель был как на ладони и не надо было никаких спутников.
  11. kvs207 (Валерий) 26 декабря 2017 07:13
    "Более того, в странах, являющихся потенциальными союзниками Советского Союза, – Польше, Чехословакии, ГДР – регулярно выходили на свет журналы и книги, посвященные различному вооружению, в том числе и советскому, с указанием его тактико-технических характеристик."

    Был в своё время очень удивлён, когда увидел чертеж ТАКР "Киров" с основными ТТХ в гэдээровском "Маринекалендар" за 85-й год.
  12. Servisinzhener (Андрей) 26 декабря 2017 16:15
    Тут тоже есть люди с подобными идеалами секретности.
  13. Старый26 (Владимир) 26 декабря 2017 17:56
    Цитата: kvs207
    "Более того, в странах, являющихся потенциальными союзниками Советского Союза, – Польше, Чехословакии, ГДР – регулярно выходили на свет журналы и книги, посвященные различному вооружению, в том числе и советскому, с указанием его тактико-технических характеристик."

    Был в своё время очень удивлён, когда увидел чертеж ТАКР "Киров" с основными ТТХ в гэдээровском "Маринекалендар" за 85-й год.

    Да, поляки и немцы выпускали свои издания. Немцы те не только "Мариненкалендар", но ЕМНИП еще и "Флюгеркалендар". да и пооляки не отставали. Все кроме нас. У нас была в этом плане могильная тишина
  14. Старый26 (Владимир) 26 декабря 2017 21:06
    Цитата: Servisinzhener
    Тут тоже есть люди с подобными идеалами секретности.

    Сама по себе секретность нечего плохого не несет. Хуже, если начинают закручивать гайки и то, что открыто вдруг начинают представлять как нечто жутко секретным. А перекосы были. Порой доходило до идиотизма, но что поделать. Было.
    В период моей работы в одном из КБ готовил доклад для руководства. Соответственно "СС, Экземпляр единственный". Отчет-доклад был страниц на 25-30. В деле помимо моего отчета еще ничего не было. Прихожу как-то в первый отдел и прошу это дело. А мне говорят - ты не вписан в перечень тех, кто допущен. Идиотизм полнейший - я автор и "неззя"
  15. polkovnik manuch (Николай) 1 января 2018 09:45
    Статья очень хорошая , но о какой секретности можно говорить , если спецы охотятся в основном за "мышами" , в то время как "лисы" болтают о секретах и делятся ими на всех уровнях общения с "коллегами" . А пресловутое "неззя " - как и "авось ...." , это отмазка для начальства.
  16. NF68 (Николай.) 21 января 2018 21:03
    Шпионы там-шпионы здесь.
Картина дня