Россия запатентовала палубный «летающий радар»

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева получил патент на изобретение палубного самолета дальнего радиолокационного обзора с пониженной радиолокационной заметностью. Аппарат предполагается оснастить системой антенн кругового обзора. Согласно патенту, самолет сможет взлетать с трамплина авианосца.

Россия запатентовала палубный «летающий радар»


Согласно патенту, самолет радиолокационного обзора может быть выполнен по традиционной самолетной схеме с крылом нормальной стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Крыло имеет массивные корневые наплывы, в которых планируется разместить антенны радиолокационной станции.




Размещение антенн в наплывах позволяет отказаться от традиционного размещения антенных модулей в радиопрозрачном обтекателе над фюзеляжем самолета. Отказ от верхнего размещения, в свою очередь, дает несколько преимуществ, включая беспрепятственное и безопасное катапультирование экипажа вверх, а не под самолет, а также упрощенный доступ к антеннам в условиях корабельного обслуживания.

В патенте указано, что самолет должен оснащаться двумя реактивными двигателями с размещением воздухозаборников по краям фюзеляжа над крылом. Размеры самолета не указаны. Предполагается, что он получит складываемые назад консоли крыла для компактной стоянки на палубе авианосца или его размещения в ангаре.
Использованы фотографии:
ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

50 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Геркулесыч Офлайн
    Геркулесыч (Витальевич) 25 декабря 2017 12:52
    +5
    Они бы поменьше чухались, ла выполняли ранее заключенные контракты, а то в Иркутске уже жалеют, что передали на свою голову в Таганрог производство гидосамолетов! fool Патенты, это тоже нужно, только авианосца у нас еще ка минимум лет 30 не будут строить!
    1. просто экспл (просто экспл) 25 декабря 2017 12:56
      +2
      а че Вы хотели ? это же Таганрог , там живут и работают Серии Юрьевичи Бирюковы .
      потому и долго .
      1. Омскгазмяс Офлайн
        Омскгазмяс (Виктор) 9 января 2018 07:29
        0
        Вроде Беляков, не?
  2. Миханище Офлайн
    Миханище (Михан) 25 декабря 2017 12:53
    +3
    Вот это да!!!!!! Дали бериевцы прикурить!
    Эффектный внешний вид, отличная аэродинамика. Молодцы наши!
    1. Spez Офлайн
      Spez (Евгений) 25 декабря 2017 13:37
      +15
      Вы наглазок можете определить коэфф. аэродинамического сопротивления? Так чтож вы тут сидите, надо срочно разгонять ЦАГИ и приносить вам на одобрение эскизы. Месяцы, если не годы сэкономим.
  3. Андрей из Челябинска (Андрей) 25 декабря 2017 12:54
    +6
    Аппарат предполагается оснастить системой антенн кругового обзора

    Осталось только выяснить, а антенны для этого самолета кто-нибудь запатентовал?
    1. avt Офлайн
      avt 25 декабря 2017 13:07
      +2
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Осталось только выяснить, а антенны для этого самолета кто-нибудь запатентовал?

      request А они в природе , как образец есть ? Застолбили просто схему . Я вот спросил бы про другое , поскольку не знаю какова судьба советских АвторскихСвидетельств , которые вообще то вне СССР не воспринимали- А где , в каких странах патент то зарегистрирован ? Бабки за регистрацию в $ это не кислые , а для Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева просто астрономические при их нынешнем финансовом состоянии.Решили кому то патент схемы втюхать ? Я не вкугсе , гебята! bully
  4. просто экспл (просто экспл) 25 декабря 2017 12:54
    +1
    стелс ДРЛО ? а ниче что еще палить будут не на собственных радарах , а по излучению того что на этом самолете будет ?
    1. ЗВО Офлайн
      ЗВО (Алекс) 25 декабря 2017 13:18
      +6
      Цитата: просто экспл
      стелс ДРЛО ? а ниче что еще палить будут не на собственных радарах , а по излучению того что на этом самолете будет ?


      Не поверите, но на АВАКСах - огромное количество именно пассивного оборудования...
      Его просто не замечают перед "основным калибром" - Обзорной РЛС...
      1. Alexey RA Офлайн
        Alexey RA (Алексей) 26 декабря 2017 16:16
        +2
        Цитата: ЗВО
        Не поверите, но на АВАКСах - огромное количество именно пассивного оборудования...
        Его просто не замечают перед "основным калибром" - Обзорной РЛС...

        Бедняга "Хокай" уже в 80-е должен был работать "тарелкой" в режиме: 1 оборот 1 раз в пару минут, через нерегулярные промежутки. А всё остальное время он слушал эфир в пассивном режиме, вместе с работавшим с ним в паре "проулером".
  5. Хагалаз Офлайн
    Хагалаз (Роман) 25 декабря 2017 12:55
    +1
    Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.
    1. svp67 Офлайн
      svp67 (Сергей) 25 декабря 2017 13:03
      +2
      Цитата: Хагалаз
      Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.

      Можно и "змейкой" на курсе ходить или кругами, не велика наука....
    2. Andy Онлайн
      Andy (Андрей) 25 декабря 2017 13:09
      +1
      верхний рисунок позиция номер 14 носовой радар
    3. pvv113 Офлайн
      pvv113 (ВЛАДИМИР) 25 декабря 2017 13:09
      +1
      По-моему, в НЧФ антенна под №14
    4. ЗВО Офлайн
      ЗВО (Алекс) 25 декабря 2017 13:17
      +1
      Цитата: Хагалаз
      Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.


      Позиция 14 на рисунке ни о чем не говорит?
      1. Alexey RA Офлайн
        Alexey RA (Алексей) 26 декабря 2017 16:20
        0
        Цитата: ЗВО
        Позиция 14 на рисунке ни о чем не говорит?

        Апертура маловата. Бортовые антенны можно хоть по всему фюзеляжу размазать, а носовая должна вписаться в поперечное сечение.
    5. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA (Алексей) 26 декабря 2017 16:19
      0
      Цитата: Хагалаз
      Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.

      Велика проблема - у обычных "тарелочных" ДРЛО такая же мёртвая зона назад по курсу. А у новых ДРЛО с конформными ФАР по бортам фюзеляжа сектора обзора РЛС - только влево и вправо.
      Змейка, восьмёрка и круг им в помощь. smile
  6. svp67 Офлайн
    svp67 (Сергей) 25 декабря 2017 13:02
    +2
    Как же мне "бериевцы" всегда нравились. Достойные последователи Бартини. Дай Бог им удачи и главное, финансов....
  7. Правда Офлайн
    Правда (Юрий) 25 декабря 2017 13:07
    +1
    Складно пи... ть стали перед выборами, но нет.
  8. Lester7777 Офлайн
    Lester7777 25 декабря 2017 13:10
    +5
    К нему бы еще палубу - цены бы не было.
  9. НЕКСУС Офлайн
    НЕКСУС (Андрей) 25 декабря 2017 13:14
    +3
    Согласно патенту, самолет сможет взлетать с трамплина авианосца.

    Угу...дело осталось за малым-построить авианосец. wassat Напомню,в программе новой перевооружения до 27 года,упор будет сделан на постройку МРК разных заточенных на укрепление прибрежной зоны.
    1. abc_alex Онлайн
      abc_alex (Алексей) 26 декабря 2017 03:29
      +5
      А что, кроме авианосца малый самолёт ДРЛО больше нигде не нужен? В ВВС? Для пограничной службы? Для ВМФ с береговых аэродромов? Для сухопутных войск?
      например проект Як-44 имел несколько направлений:
      Як-44Э — палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения, построен макет.
      Як-44ПЛО — противолодочный корабельный и базовый варианты самолета.
      Як-44Э наземный — модификация самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления для аэродромного базирования. Предполагалось поставлять в Военно-воздушные силы СССР. Проект самолета защитили осенью 1991 года. У самолета значительно увеличено время патрулирования, тактико-технические характеристики радиотехнического комплекса улучшены.
      Як-44 патрульный/пограничный — модификация для контроля границы. Проектирование данного самолета в плане работ ОКБ числилось до 1994 года...


      У нас в товарном количестве имеется береговых противокорабельных комплексов. Разве им не ко двору такой самолёт?
  10. ЗВО Офлайн
    ЗВО (Алекс) 25 декабря 2017 13:18
    +2
    Остается только надеяться на то, что к тому времени наши научатся сопрягать в единое целое данные с разных полотен ФАР...
    1. abc_alex Онлайн
      abc_alex (Алексей) 26 декабря 2017 03:31
      +1
      А разве "Полимент" не работает? Там 4 полотна.
      1. ЗВО Офлайн
        ЗВО (Алекс) 26 декабря 2017 16:23
        +1
        Цитата: abc_alex
        А разве "Полимент" не работает? Там 4 полотна.


        Кстати, нет... До сих пор, как я понимаю...
        Лет 10 уже не могут скрестить ужа и ежа...
  11. Pacifist Офлайн
    Pacifist (Виктор) 25 декабря 2017 13:19
    +2
    Идея кстати весьма хороша. Такая компоновка дает массу преимуществ для корабельного размещения.
    Исследования и патентование это отдельная активность. Производство тут не всегда рядом лежит. Не факт, что даже если его возьмут в производство, то делать будут там. Могут передать кому порасторопней и понадежней.
    1. ProkletyiPirat Офлайн
      ProkletyiPirat (Сергей) 25 декабря 2017 15:02
      0
      Цитата: Pacifist
      Такая компоновка дает массу преимуществ для корабельного размещения.

      Это же какие преимущества то? а? Малый размах крыла? большая высота в парковочном состоянии? большая ширина в парковочном состоянии? Малый процент использования парковочного пространства?
      Да ГОВНО это, а не "ДРЛО"! все эти "места для антенок" можно сделать и на обычных самолётах за счёт подвешиваемого оборудования.
      Самая лучшая схема ЛА для ДРЛО корабельного базирования это схема с верхним поворотным или поворотно-складывающимся крылом, ибо у такой схемы можно сделать максимальный размах крыла при минимальном парковочном объёме с наибольшим процентом использования парковочного пространства.
      1. Pacifist Офлайн
        Pacifist (Виктор) 25 декабря 2017 15:58
        +1
        Предполагается, что он получит складываемые назад консоли крыла для компактной стоянки

        И эта схема очень неплохо отработана в отличие от упомянутой вами
        с верхним поворотным или поворотно-складывающимся крылом

        А к вопросу
        большая высота в парковочном состоянии?

        Указанная схема как раз ниже применяемой стандартно в самолетах ДРЛО.
        Насчет подвесных контейнеров... они в несколько раз дороже в производстве и не имеют никаких преимуществ в данном случае. Они хороши только в варианте когда надо превратить истребитель или истребитель-бомбардировщик в самолет ДРЛО. Для специализированных самолетов внутренняя компоновка предпочтительнее.
        1. ProkletyiPirat Офлайн
          ProkletyiPirat (Сергей) 25 декабря 2017 16:39
          0
          Цитата: Pacifist
          И эта схема очень неплохо отработана в отличие от упомянутой вами

          Описываемая мной схема крыла применяется уже много лет на конвертоплане Bell V-22 Osprey. (Pacifist далее не для вас) Сразу поясняю для всех диванных экспертов, проблемы оспрея не в поворотном крыле, а в двигателях, так что не надо орать тут про стоимость, надёжность и т.п.
          Цитата: Pacifist
          Для специализированных самолетов внутренняя компоновка предпочтительнее.

          Согласен, но вы не учитываете создание специальных подвесных систем интегрирующихся в аэродинамическую схему ЛА. (не помню название но по этой же схеме делают топливные баки у некоторых военных самолётов)
          Цитата: Pacifist
          А к вопросу
          большая высота в парковочном состоянии?

          Указанная схема как раз ниже применяемой стандартно в самолетах ДРЛО.

          И что толку что она ниже если не получаем крыло с максимальным размахом? Что толку что она ниже если в корабль не влезет больше ЛА?
          1. abc_alex Онлайн
            abc_alex (Алексей) 26 декабря 2017 04:07
            0
            Описываемая мной схема крыла применяется уже много лет на конвертоплане Bell V-22 Osprey. (Pacifist далее не для вас) Сразу поясняю для всех диванных экспертов, проблемы оспрея не в поворотном крыле, а в двигателях, так что не надо орать тут про стоимость, надёжность и т.п.


            А вас не смущает, что 21 тонный Оспрей имеет площадь крыла 28 квадратов, а 23 тонный Хокай 65 квадратов? Вам не кажется, что поворотное крыло Оспрея потому и поворотное, что не по-самолётному маленькое. И вся эта схема выигрышна только для конвертоплана? Если крыло Хокая так же "развернуть" то "внезапно" выяснится, что самолёт стал значительно длиннее.
            А взлетать по-самолётному, без повернутых вертикально моторах Оспрей не может.

            Согласен, но вы не учитываете создание специальных подвесных систем интегрирующихся в аэродинамическую схему ЛА. (не помню название но по этой же схеме делают топливные баки у некоторых военных самолётов)


            Конформные?

            И что толку что она ниже если не получаем крыло с максимальным размахом? Что толку что она ниже если в корабль не влезет больше ЛА?


            А зачем при такой схеме максимальный размах? Здесь максимальная площадь нужна и развитая механизация. Вы прикиньте габариты этого концепта к длине МиГ-29, увидите, что у последнего крыло сильно короче.

            И кстати, в рекламируемой вами схеме Оспрея крыло и вовсе куцее, как я вам показал.

            На картинке же концепт, при разработке крыло может быть сделано другим удлтинением, корневые наплывы рассчитаны для повышения подъёмной силы, фюзеляж сделан несущим.
            1. ProkletyiPirat Офлайн
              ProkletyiPirat (Сергей) 26 декабря 2017 04:57
              0
              У хокай при длине в 17,5м размах крыла 24,5м, и это его максимальный размер, больше как ни старайся не увеличишь. При реализации схемы с поворотно-складывающимся крылом мы получаем 17,5*3=52,5м размаха что почти в два раза увеличивает несущею площадь относительно хокая. Более того данная схема совместно с АФАР позволяет разместить в 3-4 раза больше самолётов ДРЛО относительно хокайной компоновки Ну или это пространство можно использовать для других ЛА.
              Вроде всё очевидно hi
              1. abc_alex Онлайн
                abc_alex (Алексей) 26 декабря 2017 23:08
                0
                А не дороговато ли получится? Нужно и поворотную систему, и систему "закидывания" концевых сегментов, и систему складывания винтов. Тяжелая будет конструкция. Не просто же так двигательная установка Оспрея 12300 л.с. Тогда, как у Хокая -- чуть больше 10000. При том, что нормальная взлётная масса у Оспрея на 2 тонны меньше. Самолет получится конечно более компактным, но будет оно того стоить? Стоит настолько усложнять конструкцию ради того, чтобы вместо 4 машин взять на борт 5?
                1. ProkletyiPirat Офлайн
                  ProkletyiPirat (Сергей) 27 декабря 2017 03:24
                  0
                  Боже снова эти оспреи в головах диванных аналитиков. Головой подумать слабо? Зачем делать складывающиеся винты как у оспрея? Длина винтов такая же как и у хокая, двигатели такие же как у хокая, всё оборудование как у хокая только крыло другой конструкции и другая схема парковки.
                  Вообще я больше склоняюсь к ДРЛО на базе конвертоплана, (специально для диванников уточняю, на базе конвертоплана, а не оспрея! и да, это не одно и то же!) Но тоже крыло выгодно и для катапультных и трамплинных ЛА, так что сути не меняет.
                  1. abc_alex Онлайн
                    abc_alex (Алексей) 29 декабря 2017 14:05
                    0
                    Зачем делать складывающиеся винты как у оспрея? Длина винтов такая же как и у хокая, двигатели такие же как у хокая, всё оборудование как у хокая только крыло другой конструкции и другая схема парковки.


                    А потому, что вы иначе не развернёте крыло вдоль фюзеляжа. Плоскости винтов вам не позволят, упрутся в фюзеляж и хвостовое оперение. Сами смотрите, особенно, если винты сложные.




                    Оспрею же не просто так винты складывающимися делали.


                    Ну или потребуется сделать ОЧЕНЬ высокоплан.

                    Вообще я больше склоняюсь к ДРЛО на базе конвертоплана


                    Как-то так?

                    1. ProkletyiPirat Офлайн
                      ProkletyiPirat (Сергей) 31 декабря 2017 13:50
                      +1
                      Цитата: abc_alex
                      А потому, что вы иначе не развернёте крыло вдоль фюзеляжа

                      Всё прекрасно разворачивается, просто я же не уточнил что винты разбиваются на группы по 2шт и ставятся друг за другом, то есть вместо складных лопастей(как у оспрея) делаются поворотные блоки-лопастей, сложно объяснить надо рисовать, суть в том что на один вал сажается редуктор, к этому редуктору подключаются блоки винтов, в каждом блоке по две лопасти, и эти блоки могут сдвигаться вокруг продольной оси вала(вокруг оси вращения), но сдивигаться они могут только во время парковки, сдвижение происходит или за счёт отдельного привода изнутри ЛА, или снаружи техником с лестницей и ключом втыкаемым в спец отверстие в редукторе. Ну или просто не париться и поставить реактивные движки(а собственно они и должны стоять ибо тяга выше) и разместить их так же как на бе-200. Ещё можно движки в крыле разместить. Можно и под крылом но тогда будет другой фюзеляж более широкий но короткий. В общем я веду к тому что вариантов много, а вот суть не изменна.
                      Цитата: abc_alex
                      Как-то так?

                      нет не так, на фото изображен дрон с электрическим приводом, пользы от которого в авиации нет, пока нет. Да и вообще этот дрон не будет летать точнее будет но как кирпич с приделанным двигателем. laughing Тут я больше склоняюсь к двум проектам первый это аналог оспрея но с решённой проблемой движков и системой поворота крыла, сразу оговорюсь ключевое слово "аналог", ибо машинка получается выше и больше, да и общего с оспреем это разве что поворотное крыло и тип ЛА "конвертоплан". Второй вариант это уже на принципиально новом типе двигателя модель которого придумал сам, и описывать его тут не намерен, ибо может быть в далёком будущем смогу заработать на нём.
                      1. abc_alex Онлайн
                        abc_alex (Алексей) 4 января 2018 04:40
                        0
                        Понял, спасибо.
  12. omit Офлайн
    omit (Олег) 25 декабря 2017 13:23
    0
    Очень громкое заявление.А что на деле ? А на деле патент - это бумажка , выданная заявителям.
    Патентообладатель(и): Публичное Акционерное Общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") (RU)

    ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

    1. Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора, содержащий фюзеляж, крыло, оперение, силовую установку, шасси и систему антенн кругового обзора, отличающийся тем, что центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла, причем центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор.

    2. Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора по п.1, отличающийся тем, что на нижней поверхности центральной части крыла перед задними радиопрозрачными кромками установлены простые щитки.
    http://www.freepatent.ru/patents/2572366
  13. voyaka uh Офлайн
    voyaka uh (Alexey) 25 декабря 2017 13:26
    +1
    Дык.., сейчас АВАКСы с тарелками, кажется, уходят в прошлое?
    В обычные небольшие самолеты (хоть истребители) встраивают под фюзеляж АФАРы и они могут работать как самолеты ДРЛО.
  14. фа2998 Офлайн
    фа2998 (Андрей) 25 декабря 2017 13:27
    +1
    Цитата: Миханище
    Вот это да!!!!!! Дали бериевцы прикурить!
    Эффектный внешний вид, отличная аэродинамика. Молодцы наши!

    А воздухозборники на взлете затенятся не будут?Да и габариты, размером с истребитель- как же он будет висеть часами, как положено.Да и авианосец у нас пока не предвидится лет 20-30, мы уже и эсминцы не строим, обходимся корветами и катерами.Нужно строить что нужно стране и флоту, и не бежать впереди паровоза! request hi
    1. ЗВО Офлайн
      ЗВО (Алекс) 25 декабря 2017 13:45
      0
      Цитата: фа2998
      Да и габариты, размером с истребитель- как же он будет висеть часами, как положено.


      Ну размеры - не вот прямо ограничение..
      Тот же палубный Викинг (если без боевой нагрузки) мог и по 6-7 часов висеть...
      А он относительно невелик...
  15. amr Офлайн
    amr (Мансур) 25 декабря 2017 13:35
    0
    Круто, я не пойму а Армату тоже запатентовали?
  16. vovashturman Офлайн
    vovashturman (Владимир) 25 декабря 2017 13:36
    0
    [quote][/quote]а че Вы хотели ? это же Таганрог , там живут и работают Серии Юрьевичи Бирюковы .
    Других не уважаешь, себя хоть по уважай. балаболка, списиалисть...
  17. omit Офлайн
    omit (Олег) 25 декабря 2017 13:39
    +1
    Даю зуб, что этот самолёт никто строить не будет.Это патент ради патента.Сам аналогичные стряпал, потому, что есть патентный отдел на предприятии, у которого есть годовой план по количеству патентов, ну и т.д.Дальше понятно?
    1. NN52 Офлайн
      NN52 (Дмитрий) 25 декабря 2017 19:59
      +8
      О кей,зуб принят.
      Давно вы видимо стряпали что то...

      И это всё выстраивается для небольшого ав
  18. Berkut24 Офлайн
    Berkut24 (Алексей) 25 декабря 2017 13:44
    0
    А основную-то задачу по выпуску авиатехники завод Бериева вообще собирается выполнять?
  19. Старый26 Офлайн
    Старый26 (Владимир) 25 декабря 2017 14:46
    +2
    Нда, лучше бы довели до серии тот же ЯК-44 или его приемника (если такой есть). Имели бы палубные и не только палубные, но и обычного аэродромного базирования самолеты ДРЛО достаточно эффективные и относительно недорогие. Чтобы не пришлось каждый раз гонять тот же А-50, когда можно было бы обойтись более "мелким" самолетом
    1. abc_alex Онлайн
      abc_alex (Алексей) 26 декабря 2017 03:39
      0
      Довести до ума там нечего. Як-40 не вышел за рамки габаритного макета. Самолёта фактически нет, технология его сборки не разработана. К тому же двигатели делал Мотор-Сич.
      Нужен новый мотор, новое БРЭО, и разработка техноллгической линии для сборки. Ну, самолёт нужно сделать с нуля.
      1. strannik1985 Офлайн
        strannik1985 (владимир) 26 декабря 2017 11:33
        0
        Довести до ума там нечего.

        Жаль, что с АН-71 так вышло, если я не ошибаюсь к моменту закрытия программы он прошел первый этап летных испытаний.
      2. Piramidon Офлайн
        Piramidon (Степан) 7 января 2018 14:40
        0
        Цитата: abc_alex
        Як-40 не вышел за рамки габаритного макета.

        Як-40 у нас уже с полсотни лет летает.
  20. Даос Офлайн
    Даос (Алексей Маштаков) 25 декабря 2017 16:18
    0
    Интересная компоновка. в принципе можно и ВКР сделать
Картина дня