Россия запатентовала палубный «летающий радар»

50
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева получил патент на изобретение палубного самолета дальнего радиолокационного обзора с пониженной радиолокационной заметностью. Аппарат предполагается оснастить системой антенн кругового обзора. Согласно патенту, самолет сможет взлетать с трамплина авианосца.

Россия запатентовала палубный «летающий радар»




Согласно патенту, самолет радиолокационного обзора может быть выполнен по традиционной самолетной схеме с крылом нормальной стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Крыло имеет массивные корневые наплывы, в которых планируется разместить антенны радиолокационной станции.



Размещение антенн в наплывах позволяет отказаться от традиционного размещения антенных модулей в радиопрозрачном обтекателе над фюзеляжем самолета. Отказ от верхнего размещения, в свою очередь, дает несколько преимуществ, включая беспрепятственное и безопасное катапультирование экипажа вверх, а не под самолет, а также упрощенный доступ к антеннам в условиях корабельного обслуживания.

В патенте указано, что самолет должен оснащаться двумя реактивными двигателями с размещением воздухозаборников по краям фюзеляжа над крылом. Размеры самолета не указаны. Предполагается, что он получит складываемые назад консоли крыла для компактной стоянки на палубе авианосца или его размещения в ангаре.
  • ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 декабря 2017 12:52
    Они бы поменьше чухались, ла выполняли ранее заключенные контракты, а то в Иркутске уже жалеют, что передали на свою голову в Таганрог производство гидосамолетов! fool Патенты, это тоже нужно, только авианосца у нас еще ка минимум лет 30 не будут строить!
    1. +2
      25 декабря 2017 12:56
      а че Вы хотели ? это же Таганрог , там живут и работают Серии Юрьевичи Бирюковы .
      потому и долго .
      1. 0
        9 января 2018 07:29
        Вроде Беляков, не?
  2. +3
    25 декабря 2017 12:53
    Вот это да!!!!!! Дали бериевцы прикурить!
    Эффектный внешний вид, отличная аэродинамика. Молодцы наши!
    1. +15
      25 декабря 2017 13:37
      Вы наглазок можете определить коэфф. аэродинамического сопротивления? Так чтож вы тут сидите, надо срочно разгонять ЦАГИ и приносить вам на одобрение эскизы. Месяцы, если не годы сэкономим.
  3. +6
    25 декабря 2017 12:54
    Аппарат предполагается оснастить системой антенн кругового обзора

    Осталось только выяснить, а антенны для этого самолета кто-нибудь запатентовал?
    1. avt
      +2
      25 декабря 2017 13:07
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Осталось только выяснить, а антенны для этого самолета кто-нибудь запатентовал?

      request А они в природе , как образец есть ? Застолбили просто схему . Я вот спросил бы про другое , поскольку не знаю какова судьба советских АвторскихСвидетельств , которые вообще то вне СССР не воспринимали- А где , в каких странах патент то зарегистрирован ? Бабки за регистрацию в $ это не кислые , а для Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева просто астрономические при их нынешнем финансовом состоянии.Решили кому то патент схемы втюхать ? Я не вкугсе , гебята! bully
  4. +1
    25 декабря 2017 12:54
    стелс ДРЛО ? а ниче что еще палить будут не на собственных радарах , а по излучению того что на этом самолете будет ?
    1. +6
      25 декабря 2017 13:18
      Цитата: просто экспл
      стелс ДРЛО ? а ниче что еще палить будут не на собственных радарах , а по излучению того что на этом самолете будет ?


      Не поверите, но на АВАКСах - огромное количество именно пассивного оборудования...
      Его просто не замечают перед "основным калибром" - Обзорной РЛС...
      1. +2
        26 декабря 2017 16:16
        Цитата: ЗВО
        Не поверите, но на АВАКСах - огромное количество именно пассивного оборудования...
        Его просто не замечают перед "основным калибром" - Обзорной РЛС...

        Бедняга "Хокай" уже в 80-е должен был работать "тарелкой" в режиме: 1 оборот 1 раз в пару минут, через нерегулярные промежутки. А всё остальное время он слушал эфир в пассивном режиме, вместе с работавшим с ним в паре "проулером".
  5. +1
    25 декабря 2017 12:55
    Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.
    1. +2
      25 декабря 2017 13:03
      Цитата: Хагалаз
      Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.

      Можно и "змейкой" на курсе ходить или кругами, не велика наука....
    2. +1
      25 декабря 2017 13:09
      верхний рисунок позиция номер 14 носовой радар
    3. +1
      25 декабря 2017 13:09
      По-моему, в НЧФ антенна под №14
    4. +1
      25 декабря 2017 13:17
      Цитата: Хагалаз
      Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.


      Позиция 14 на рисунке ни о чем не говорит?
      1. 0
        26 декабря 2017 16:20
        Цитата: ЗВО
        Позиция 14 на рисунке ни о чем не говорит?

        Апертура маловата. Бортовые антенны можно хоть по всему фюзеляжу размазать, а носовая должна вписаться в поперечное сечение.
    5. 0
      26 декабря 2017 16:19
      Цитата: Хагалаз
      Выходит вперед по курсу мертвая зона? Иначе экипаж попадает под свч излучение.

      Велика проблема - у обычных "тарелочных" ДРЛО такая же мёртвая зона назад по курсу. А у новых ДРЛО с конформными ФАР по бортам фюзеляжа сектора обзора РЛС - только влево и вправо.
      Змейка, восьмёрка и круг им в помощь. smile
  6. +2
    25 декабря 2017 13:02
    Как же мне "бериевцы" всегда нравились. Достойные последователи Бартини. Дай Бог им удачи и главное, финансов....
  7. +1
    25 декабря 2017 13:07
    Складно пи... ть стали перед выборами, но нет.
  8. +5
    25 декабря 2017 13:10
    К нему бы еще палубу - цены бы не было.
  9. +3
    25 декабря 2017 13:14
    Согласно патенту, самолет сможет взлетать с трамплина авианосца.

    Угу...дело осталось за малым-построить авианосец. wassat Напомню,в программе новой перевооружения до 27 года,упор будет сделан на постройку МРК разных заточенных на укрепление прибрежной зоны.
    1. +5
      26 декабря 2017 03:29
      А что, кроме авианосца малый самолёт ДРЛО больше нигде не нужен? В ВВС? Для пограничной службы? Для ВМФ с береговых аэродромов? Для сухопутных войск?
      например проект Як-44 имел несколько направлений:
      Як-44Э — палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения, построен макет.
      Як-44ПЛО — противолодочный корабельный и базовый варианты самолета.
      Як-44Э наземный — модификация самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления для аэродромного базирования. Предполагалось поставлять в Военно-воздушные силы СССР. Проект самолета защитили осенью 1991 года. У самолета значительно увеличено время патрулирования, тактико-технические характеристики радиотехнического комплекса улучшены.
      Як-44 патрульный/пограничный — модификация для контроля границы. Проектирование данного самолета в плане работ ОКБ числилось до 1994 года...


      У нас в товарном количестве имеется береговых противокорабельных комплексов. Разве им не ко двору такой самолёт?
  10. +2
    25 декабря 2017 13:18
    Остается только надеяться на то, что к тому времени наши научатся сопрягать в единое целое данные с разных полотен ФАР...
    1. +1
      26 декабря 2017 03:31
      А разве "Полимент" не работает? Там 4 полотна.
      1. +1
        26 декабря 2017 16:23
        Цитата: abc_alex
        А разве "Полимент" не работает? Там 4 полотна.


        Кстати, нет... До сих пор, как я понимаю...
        Лет 10 уже не могут скрестить ужа и ежа...
  11. +2
    25 декабря 2017 13:19
    Идея кстати весьма хороша. Такая компоновка дает массу преимуществ для корабельного размещения.
    Исследования и патентование это отдельная активность. Производство тут не всегда рядом лежит. Не факт, что даже если его возьмут в производство, то делать будут там. Могут передать кому порасторопней и понадежней.
    1. 0
      25 декабря 2017 15:02
      Цитата: Pacifist
      Такая компоновка дает массу преимуществ для корабельного размещения.

      Это же какие преимущества то? а? Малый размах крыла? большая высота в парковочном состоянии? большая ширина в парковочном состоянии? Малый процент использования парковочного пространства?
      Да ГОВНО это, а не "ДРЛО"! все эти "места для антенок" можно сделать и на обычных самолётах за счёт подвешиваемого оборудования.
      Самая лучшая схема ЛА для ДРЛО корабельного базирования это схема с верхним поворотным или поворотно-складывающимся крылом, ибо у такой схемы можно сделать максимальный размах крыла при минимальном парковочном объёме с наибольшим процентом использования парковочного пространства.
      1. +1
        25 декабря 2017 15:58
        Предполагается, что он получит складываемые назад консоли крыла для компактной стоянки

        И эта схема очень неплохо отработана в отличие от упомянутой вами
        с верхним поворотным или поворотно-складывающимся крылом

        А к вопросу
        большая высота в парковочном состоянии?

        Указанная схема как раз ниже применяемой стандартно в самолетах ДРЛО.
        Насчет подвесных контейнеров... они в несколько раз дороже в производстве и не имеют никаких преимуществ в данном случае. Они хороши только в варианте когда надо превратить истребитель или истребитель-бомбардировщик в самолет ДРЛО. Для специализированных самолетов внутренняя компоновка предпочтительнее.
        1. 0
          25 декабря 2017 16:39
          Цитата: Pacifist
          И эта схема очень неплохо отработана в отличие от упомянутой вами

          Описываемая мной схема крыла применяется уже много лет на конвертоплане Bell V-22 Osprey. (Pacifist далее не для вас) Сразу поясняю для всех диванных экспертов, проблемы оспрея не в поворотном крыле, а в двигателях, так что не надо орать тут про стоимость, надёжность и т.п.
          Цитата: Pacifist
          Для специализированных самолетов внутренняя компоновка предпочтительнее.

          Согласен, но вы не учитываете создание специальных подвесных систем интегрирующихся в аэродинамическую схему ЛА. (не помню название но по этой же схеме делают топливные баки у некоторых военных самолётов)
          Цитата: Pacifist
          А к вопросу
          большая высота в парковочном состоянии?

          Указанная схема как раз ниже применяемой стандартно в самолетах ДРЛО.

          И что толку что она ниже если не получаем крыло с максимальным размахом? Что толку что она ниже если в корабль не влезет больше ЛА?
          1. 0
            26 декабря 2017 04:07
            Описываемая мной схема крыла применяется уже много лет на конвертоплане Bell V-22 Osprey. (Pacifist далее не для вас) Сразу поясняю для всех диванных экспертов, проблемы оспрея не в поворотном крыле, а в двигателях, так что не надо орать тут про стоимость, надёжность и т.п.


            А вас не смущает, что 21 тонный Оспрей имеет площадь крыла 28 квадратов, а 23 тонный Хокай 65 квадратов? Вам не кажется, что поворотное крыло Оспрея потому и поворотное, что не по-самолётному маленькое. И вся эта схема выигрышна только для конвертоплана? Если крыло Хокая так же "развернуть" то "внезапно" выяснится, что самолёт стал значительно длиннее.
            А взлетать по-самолётному, без повернутых вертикально моторах Оспрей не может.

            Согласен, но вы не учитываете создание специальных подвесных систем интегрирующихся в аэродинамическую схему ЛА. (не помню название но по этой же схеме делают топливные баки у некоторых военных самолётов)


            Конформные?

            И что толку что она ниже если не получаем крыло с максимальным размахом? Что толку что она ниже если в корабль не влезет больше ЛА?


            А зачем при такой схеме максимальный размах? Здесь максимальная площадь нужна и развитая механизация. Вы прикиньте габариты этого концепта к длине МиГ-29, увидите, что у последнего крыло сильно короче.

            И кстати, в рекламируемой вами схеме Оспрея крыло и вовсе куцее, как я вам показал.

            На картинке же концепт, при разработке крыло может быть сделано другим удлтинением, корневые наплывы рассчитаны для повышения подъёмной силы, фюзеляж сделан несущим.
            1. 0
              26 декабря 2017 04:57
              У хокай при длине в 17,5м размах крыла 24,5м, и это его максимальный размер, больше как ни старайся не увеличишь. При реализации схемы с поворотно-складывающимся крылом мы получаем 17,5*3=52,5м размаха что почти в два раза увеличивает несущею площадь относительно хокая. Более того данная схема совместно с АФАР позволяет разместить в 3-4 раза больше самолётов ДРЛО относительно хокайной компоновки Ну или это пространство можно использовать для других ЛА.
              Вроде всё очевидно hi
              1. 0
                26 декабря 2017 23:08
                А не дороговато ли получится? Нужно и поворотную систему, и систему "закидывания" концевых сегментов, и систему складывания винтов. Тяжелая будет конструкция. Не просто же так двигательная установка Оспрея 12300 л.с. Тогда, как у Хокая -- чуть больше 10000. При том, что нормальная взлётная масса у Оспрея на 2 тонны меньше. Самолет получится конечно более компактным, но будет оно того стоить? Стоит настолько усложнять конструкцию ради того, чтобы вместо 4 машин взять на борт 5?
                1. 0
                  27 декабря 2017 03:24
                  Боже снова эти оспреи в головах диванных аналитиков. Головой подумать слабо? Зачем делать складывающиеся винты как у оспрея? Длина винтов такая же как и у хокая, двигатели такие же как у хокая, всё оборудование как у хокая только крыло другой конструкции и другая схема парковки.
                  Вообще я больше склоняюсь к ДРЛО на базе конвертоплана, (специально для диванников уточняю, на базе конвертоплана, а не оспрея! и да, это не одно и то же!) Но тоже крыло выгодно и для катапультных и трамплинных ЛА, так что сути не меняет.
                  1. 0
                    29 декабря 2017 14:05
                    Зачем делать складывающиеся винты как у оспрея? Длина винтов такая же как и у хокая, двигатели такие же как у хокая, всё оборудование как у хокая только крыло другой конструкции и другая схема парковки.


                    А потому, что вы иначе не развернёте крыло вдоль фюзеляжа. Плоскости винтов вам не позволят, упрутся в фюзеляж и хвостовое оперение. Сами смотрите, особенно, если винты сложные.




                    Оспрею же не просто так винты складывающимися делали.


                    Ну или потребуется сделать ОЧЕНЬ высокоплан.

                    Вообще я больше склоняюсь к ДРЛО на базе конвертоплана


                    Как-то так?

                    1. +1
                      31 декабря 2017 13:50
                      Цитата: abc_alex
                      А потому, что вы иначе не развернёте крыло вдоль фюзеляжа

                      Всё прекрасно разворачивается, просто я же не уточнил что винты разбиваются на группы по 2шт и ставятся друг за другом, то есть вместо складных лопастей(как у оспрея) делаются поворотные блоки-лопастей, сложно объяснить надо рисовать, суть в том что на один вал сажается редуктор, к этому редуктору подключаются блоки винтов, в каждом блоке по две лопасти, и эти блоки могут сдвигаться вокруг продольной оси вала(вокруг оси вращения), но сдивигаться они могут только во время парковки, сдвижение происходит или за счёт отдельного привода изнутри ЛА, или снаружи техником с лестницей и ключом втыкаемым в спец отверстие в редукторе. Ну или просто не париться и поставить реактивные движки(а собственно они и должны стоять ибо тяга выше) и разместить их так же как на бе-200. Ещё можно движки в крыле разместить. Можно и под крылом но тогда будет другой фюзеляж более широкий но короткий. В общем я веду к тому что вариантов много, а вот суть не изменна.
                      Цитата: abc_alex
                      Как-то так?

                      нет не так, на фото изображен дрон с электрическим приводом, пользы от которого в авиации нет, пока нет. Да и вообще этот дрон не будет летать точнее будет но как кирпич с приделанным двигателем. laughing Тут я больше склоняюсь к двум проектам первый это аналог оспрея но с решённой проблемой движков и системой поворота крыла, сразу оговорюсь ключевое слово "аналог", ибо машинка получается выше и больше, да и общего с оспреем это разве что поворотное крыло и тип ЛА "конвертоплан". Второй вариант это уже на принципиально новом типе двигателя модель которого придумал сам, и описывать его тут не намерен, ибо может быть в далёком будущем смогу заработать на нём.
                      1. 0
                        4 января 2018 04:40
                        Понял, спасибо.
  12. 0
    25 декабря 2017 13:23
    Очень громкое заявление.А что на деле ? А на деле патент - это бумажка , выданная заявителям.
    Патентообладатель(и): Публичное Акционерное Общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") (RU)

    ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

    1. Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора, содержащий фюзеляж, крыло, оперение, силовую установку, шасси и систему антенн кругового обзора, отличающийся тем, что центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла, причем центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор.

    2. Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора по п.1, отличающийся тем, что на нижней поверхности центральной части крыла перед задними радиопрозрачными кромками установлены простые щитки.
    http://www.freepatent.ru/patents/2572366
  13. +1
    25 декабря 2017 13:26
    Дык.., сейчас АВАКСы с тарелками, кажется, уходят в прошлое?
    В обычные небольшие самолеты (хоть истребители) встраивают под фюзеляж АФАРы и они могут работать как самолеты ДРЛО.
  14. +1
    25 декабря 2017 13:27
    Цитата: Миханище
    Вот это да!!!!!! Дали бериевцы прикурить!
    Эффектный внешний вид, отличная аэродинамика. Молодцы наши!

    А воздухозборники на взлете затенятся не будут?Да и габариты, размером с истребитель- как же он будет висеть часами, как положено.Да и авианосец у нас пока не предвидится лет 20-30, мы уже и эсминцы не строим, обходимся корветами и катерами.Нужно строить что нужно стране и флоту, и не бежать впереди паровоза! request hi
    1. 0
      25 декабря 2017 13:45
      Цитата: фа2998
      Да и габариты, размером с истребитель- как же он будет висеть часами, как положено.


      Ну размеры - не вот прямо ограничение..
      Тот же палубный Викинг (если без боевой нагрузки) мог и по 6-7 часов висеть...
      А он относительно невелик...
  15. amr
    0
    25 декабря 2017 13:35
    Круто, я не пойму а Армату тоже запатентовали?
  16. 0
    25 декабря 2017 13:36
    [quote][/quote]а че Вы хотели ? это же Таганрог , там живут и работают Серии Юрьевичи Бирюковы .
    Других не уважаешь, себя хоть по уважай. балаболка, списиалисть...
  17. +1
    25 декабря 2017 13:39
    Даю зуб, что этот самолёт никто строить не будет.Это патент ради патента.Сам аналогичные стряпал, потому, что есть патентный отдел на предприятии, у которого есть годовой план по количеству патентов, ну и т.д.Дальше понятно?
    1. +8
      25 декабря 2017 19:59
      О кей,зуб принят.
      Давно вы видимо стряпали что то...

      И это всё выстраивается для небольшого ав
  18. 0
    25 декабря 2017 13:44
    А основную-то задачу по выпуску авиатехники завод Бериева вообще собирается выполнять?
  19. +2
    25 декабря 2017 14:46
    Нда, лучше бы довели до серии тот же ЯК-44 или его приемника (если такой есть). Имели бы палубные и не только палубные, но и обычного аэродромного базирования самолеты ДРЛО достаточно эффективные и относительно недорогие. Чтобы не пришлось каждый раз гонять тот же А-50, когда можно было бы обойтись более "мелким" самолетом
    1. 0
      26 декабря 2017 03:39
      Довести до ума там нечего. Як-40 не вышел за рамки габаритного макета. Самолёта фактически нет, технология его сборки не разработана. К тому же двигатели делал Мотор-Сич.
      Нужен новый мотор, новое БРЭО, и разработка техноллгической линии для сборки. Ну, самолёт нужно сделать с нуля.
      1. 0
        26 декабря 2017 11:33
        Довести до ума там нечего.

        Жаль, что с АН-71 так вышло, если я не ошибаюсь к моменту закрытия программы он прошел первый этап летных испытаний.
      2. 0
        7 января 2018 14:40
        Цитата: abc_alex
        Як-40 не вышел за рамки габаритного макета.

        Як-40 у нас уже с полсотни лет летает.
  20. 0
    25 декабря 2017 16:18
    Интересная компоновка. в принципе можно и ВКР сделать

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»