«Калибр» на час



Война в Сирии против запрещенного в России ИГ признана завершенной. Враг разгромлен. Правда, продолжают поступать данные о потерях среди формирований иранского КСИР и «Хезболлы», причем весьма значительных. Тем не менее этап активного участия российских ВС в боевых действиях в Сирии, по крайней мере первый, завершен. Пора подводить итоги.

Осмысление особенностей войны в Сирии – дело ближайшего будущего. Сегодня есть смысл продолжить анализ особенностей боевого применения видов ВС РФ, начатый подведением итогов работы авиации («Ни разу не промазали») и наземных подразделений («В единой маскировочной расцветке»). Разберем действия ВМФ.


Роль нашего флота в войне в Сирии трудно переоценить. Это приморская страна, и значительная часть боевых действий велась на территории, прилегающей к акватории Средиземного моря. Поэтому естественно, что российский флот внес ощутимый вклад в решение задач, стоявших перед нашей группировкой в регионе. Одна из главных, возлагавшихся на ВМФ, – обеспечение доставки морским путем вооружения, боеприпасов, ГСМ, других материально-технических средств в необходимом для ведения боевых действий объеме.

Кроме того, флот должен был решать боевые задачи:

огневой поддержки наземных операций;
парирования попыток оказать воздействие на нашу базу в Сирии ударами с морских направлений, в том числе корабельными соединениями НАТО;
отражения возможных ударов с этих направлений;
обеспечения устойчивости морских коммуникаций в восточной части Средиземного моря.
Остановимся на анализе результатов огневого поражения объектов ИГ и других террористических группировок. Эту задачу флот решал нанесением ударов крылатыми ракетами «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» по особо важным военным и экономическим объектам противника преимущественно в оперативной глубине построения его группировок, а также силами корабельной авиации, действовавшей как с крейсера «Адмирал Кузнецов», так и с береговых аэродромов.

Стрельбы обнадеживают

Первая информация о начале активных действий соединений ВМФ России поступила 7 октября, когда стало известно о нанесении ракетного удара группой кораблей Каспийской флотилии по объектам ИГ. Было выпущено 26 ракет «Калибр-НК», которые поразили 11 целей на сирийской территории, контролируемой бандформированиями. В дальнейшем надводные корабли регулярно наносили удары по объектам боевиков в Сирии. Каждый состоял из залпа в четыре – восемь ракет. В основном стрельба велась из районов восточной части Средиземного моря, удаленных на 100–150 миль от берега. Привлекались корабли основных классов и легких сил.

Первый удар, напомним, был нанесен КУГ Каспийской флотилии в составе ракетного корабля «Дагестан» проекта 11661 (тип «Гепард») и трех МРК проекта 21631 – «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». В дальнейшем для стрельбы «Калибрами-НК» привлекались фрегаты проекта 11356 и МРК из состава Черноморского флота.

Траектории ракет, пущенных из акватории Каспийского моря, пролегали над территорией Ирана и Ирака в обход Турции. В этом случае дальность полета от места старта до цели могла достигать 1400–1500 километров. Иракский участок полета проходил по большей части над «Исламским государством». Но вопрос согласовывался с правительствами и Ирана, и Ирака, в том числе через коалиционный координационный центр в Багдаде. При стрельбе из Средиземного моря траектории проходили над территорией Сирии. При этом дальность стрельбы была в пределах 400–900 километров. Всего, по сообщениям из открытых источников, за время боевых действий надводными кораблями выполнено около 25 стрельб с общим расходом более 140 ракет «Калибр-НК».

Подводные лодки привлекались к ударам по объектам незаконных вооруженных формирований начиная с 2016 года. Использовались только ДЭПЛ проекта 636 из состава Черноморского флота. Стрельбы велись из районов восточной части Средиземного моря – тех же, откуда применяли ракеты надводные корабли. Удары «Калибрами-ПЛ», как правило, наносились из подводного положения залпом в две – четыре ракеты. Таким образом обеспечивалось поражение, судя по открытым данным, одного-двух объектов боевиков. Всего за время боевых действий в Сирии наши подлодки выполнили 12 стрельб суммарным нарядом до 40 ракет.

В среднем расход на поражение одной цели как надводными кораблями, так и подлодками составил два боеприпаса. Время полета «Калибров» составляло от получаса до полутора-двух в зависимости от удаленности цели и выбранной траектории полета, которая рассчитывалась для каждой ракеты в обход зон ПВО и районов плотного расположения вооруженных формирований ИГ. Объектами воздействия, как правило, были относительно компактные цели типа близко расположенных групп зданий или прочные железобетонные сооружения. В основном это пункты оперативного и стратегического управления ИГ, склады вооружения и боеприпасов центрального подчинения или предприятия по ремонту боевой техники.

Тот факт, что ограниченным нарядом удавалось поразить большое количество объектов, свидетельствует о высокой технической надежности изделий – о сходе ракет с траектории по техническим причинам данных не поступало. Однако оценить способности этих ракет преодолевать современную ПВО на основании опыта их боевого применения в Сирии не представляется возможным, так как незаконные формирования эффективными средствами противовоздушной обороны не располагали.

Мы – «Кузнецов»

Помимо крылатых ракет наш флот задействовал для ударов по боевикам в Сирии и единственный ТАКР «Адмирал Кузнецов». Покинув базу 15 октября 2016 года, он вернулся в нее только 9 февраля 2017-го, пройдя за четыре месяца более 18 000 миль. В состав корабельной группы помимо ТАКР входили атомный ракетный крейсер «Петр Великий», БПК «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск», два танкера и спасательный буксир. 8 ноября наши корабли прибыли в заданный район в восточной части Средиземного моря. Главным и единственным боевым «инструментом» «Кузнецова» была, естественно, его авиагруппа. В ее составе имелось 14 машин – 10 истребителей Су-33, три МиГ-29К и один МиГ-29КУБ. При этом из различных источников известно, что в настоящее время в полетопригодном состоянии 14 самолетов Су-33, 10 МиГ-29К и два МиГ-29КУБ. Итого 26 машин, которые могли быть привлечены для ударов. Причина, по которой авиагруппа «Кузнецова» оказалась недоукомплектована, похоже, одна – отсутствие подготовленных пилотов.

Очевидно, именно недостаточная выучка летного и командного состава стала причиной двух известных происшествий при выполнении посадок на палубу корабля, приведших к потере двух истребителей, что для авиагруппы из 14 машин очень много.

Всего за время нахождения в районе боевого предназначения палубной авиацией выполнено порядка 420 боевых вылетов, в том числе около 120 ночью. Но более двух третей от общего числа – с наземного аэродрома. В среднем на истребитель за время боевых действий ТАКР в Сирии пришлось около 30 вылетов, что соответствует напряженности 0,7 в сутки.

Радиус действий наших самолетов, работавших парой-звеном, позволял наносить удары на всю глубину ТВД. Этого оказалось вполне достаточно, в ударах крупных групп необходимости не было. Для поражения назначенных объектов самолеты корабельной авиации применяли высокоточные средства поражения наземных целей – ракеты Х-29 и Х-25, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л, а также неуправляемые боеприпасы: НУРС (80-мм С-8 в контейнерах по 20 ракет, 122-мм С-13 в блоках по пять ракет или 266-мм С-25), бомбы свободного падения калибром от 100 до 500 килограммов общей массой до четырех-пяти тонн.

За время пребывания в Сирии авиагруппа нашего ТАКР, по официальным данным, уничтожила более тысячи объектов противника или около 2,4 цели на вылет, что соответствует результатам, достигнутым самолетами ВКС.

Экспресс-доставка на поле боя

Второй важнейшей задачей нашего флота было снабжение группировки российских ВКС и сирийской армии материально-техническими средствами, прежде всего вооружением, боеприпасами и ГСМ. Всего, по оценкам специалистов, силами ВМФ переброшено до 88 процентов от общего количества военных грузов, направленных в Сирию из России. Для решения задачи были задействованы десантные и вспомогательные корабли Черноморского флота, а также зафрахтованы суда гражданских перевозчиков.

На постоянной основе в северо-восточной части Средиземного моря находились четыре-пять российских боевых кораблей. При этом к началу операции в Сирии их численность достигала 15 единиц. В первое время ядром группировки являлась КУГ во главе с ракетным крейсером проекта 1164 и кораблями охранения. Кроме нее, в составе российского флота вблизи берегов Сирии находилась группа десантных и обеспечивающих кораблей. В их числе четыре БДК (два проекта 1171 и два проекта 775), большой танкер «Иван Бубнов» и плавмастерская. В зоне Восточного Средиземноморья работал разведывательный корабль. Таким образом, российский флот принимал весьма активное участие в боевых действиях в Сирии, играя ключевую роль в их материально-техническом обеспечении.

В целом флот продемонстрировал наличие самого современного вооружения и достаточно высокий уровень выучки личного состава, способность решать задачи в ограниченных по масштабу войнах и вооруженных конфликтах.
Автор:
Константин Сивков
Первоисточник:
https://vpk-news.ru/articles/40592#
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Uncle Lee Офлайн
    Uncle Lee (Владимир) 27 декабря 2017 06:38
    +5
    Главное достигнуто - ИГИЛ разбит ! soldier
    1. Chertt Онлайн
      Chertt (Алексей) 27 декабря 2017 06:49
      +8
      Вывод однозначный, "Кузнецов" надо сохранить хоть чучелом, хоть тушкой. Даже если все эти бесконечные его ремонты, очень дороги. Потеряем палубную авиацию, восстанавливать будет еще накладнее
      1. Uncle Lee Офлайн
        Uncle Lee (Владимир) 27 декабря 2017 06:53
        +5
        Цитата: Chertt
        Потеряем палубную авиацию
        это очень важный момент !
      2. EvilLion Офлайн
        EvilLion 27 декабря 2017 08:44
        +2
        Она и так прекрасно теряется от поцелуев с кормой авианосца, да заклинивших аэрофинишеров. Единственный способ ее сохранить - не летать с палубы.
        1. Alexey RA Офлайн
          Alexey RA (Алексей) 27 декабря 2017 18:18
          0
          Цитата: EvilLion
          Единственный способ ее сохранить - не летать с палубы.

          Не летать вообще. Ибо палубные пилоты бьются и на суше тоже - вспомните генерал-майора Апакидзе.
      3. Винни76 Офлайн
        Винни76 (Александр) 27 декабря 2017 13:56
        +3
        Цитата: Chertt
        Вывод однозначный, "Кузнецов" надо сохранить хоть чучелом, хоть тушкой.

        Музеем
  2. EvilLion Офлайн
    EvilLion 27 декабря 2017 08:42
    +4
    Причина, по которой авиагруппа «Кузнецова» оказалась недоукомплектована, похоже, одна – отсутствие подготовленных пилотов.


    Да он сроду макс. нагрузку не брал. Не было необходимости.

    При чем тут вообще "Кузнецов" я так и не понял. Постоял у берега, поприсутствовал, утопил 2 самолета, ушел назад, но о нем говорить надо, а о сухопутных ВВС зачем, о них же и так типа все знают. Пиарить надо убогих.
    1. Стирбьорн Офлайн
      Стирбьорн (Михаил) 27 декабря 2017 10:34
      +3
      Цитата: EvilLion
      Постоял у берега, поприсутствовал, утопил 2 самолета, ушел назад, но о нем говорить надо, а о сухопутных ВВС зачем, о них же и так типа все знают. Пиарить надо убогих.

      Ваша правда, сухопутники только один самолет потеряли за два года, сбитый турками, а тут без всякого противодействия 2 угробили, за месяц - весьма впечатляющий результат
      1. KGB WATCH YOU Офлайн
        KGB WATCH YOU (Илья) 27 декабря 2017 22:01
        +1
        2 самолета. Су-24 выкатился за пределы ВПП, оба пилота погибли.
  3. полный ноль Офлайн
    полный ноль (Павел) 27 декабря 2017 10:58
    +2
    Цитата: Chertt
    Вывод однозначный, "Кузнецов" надо сохранить хоть чучелом, хоть тушкой. Даже если все эти бесконечные его ремонты, очень дороги. Потеряем палубную авиацию, восстанавливать будет еще накладнее

    вообще-"ломать не строить "...но в вопросах о авианосцах не все так однозначно мнения специалистов порой противоположенные (либо НУЖНЫ либо НЕНУЖНЫ )...Я не специалист но мне кажется...поддерживать "Кузнецова" в "форме"))) необходимо...пилоты должны ПОЛУЧАТЬ ПРАКТИКУ (вот то важно)...а в дальнейшем как карта ляжет..разбогатеем -понастроим "дредноутов "..нет ...так хотя бы пилотов будем в тонусе держать
  4. полный ноль Офлайн
    полный ноль (Павел) 27 декабря 2017 11:03
    +3
    Цитата: Стирбьорн
    Цитата: EvilLion
    Постоял у берега, поприсутствовал, утопил 2 самолета, ушел назад, но о нем говорить надо, а о сухопутных ВВС зачем, о них же и так типа все знают. Пиарить надо убогих.

    Ваша правда, сухопутники только один самолет потеряли за два года, сбитый турками, а тут без всякого противодействия 2 угробили, за месяц - весьма впечатляющий результат

    пилоты ВМФ (палубники)...едва ли НЕ самое сложное направление в авиации...У России (за всю историю) таких традиций НЕ БЫЛО...соответственно и не было ШКОЛ...так что что вы хотите уважаемый?
    1. EvilLion Офлайн
      EvilLion 27 декабря 2017 16:18
      +1
      Хочу внятного понимания, для чего рисковать людьми и ресурсами, которые можно направить на то, что критически необходимо. Например, эсминцы и транспортники необходимы, как и самолеты. А вот необходим ли авианосец, который никаких задач, которые не могли бы решить ВВС не выполняет, я сомневаюсь.
    2. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA (Алексей) 27 декабря 2017 18:28
      +4
      Цитата: полный ноль
      пилоты ВМФ (палубники)...едва ли НЕ самое сложное направление в авиации...У России (за всю историю) таких традиций НЕ БЫЛО...соответственно и не было ШКОЛ...так что что вы хотите уважаемый?

      Вероятно, нормальной подготовки личного состава и исправности вверенной им техники.
      А не выпихивания ТАВКР в, по сути дела, показушный дальний поход - взамен в очередной раз отложенного полноценного ремонта корабля. Того самого ремонта, который он ждёт уже минимум 10 лет. С последующими плясками вокруг троса аэрофинишёра, закончившимися падением самолёта по выработке топлива: одни не смогли исправить аэрофинишёр в срок (у bmpd писали, что норматив на это - около 10 минут), другие - до последнего пытались не вынести сор из избы, не отправляя оставшийся в воздухе МиГ-29КР на береговой аэродром.
      Я бы хотел посмотреть на 25-летний "Нимиц" при таких условиях эксплуатации. smile
  5. Алекс2048 Офлайн
    Алекс2048 (Юсупов Алексей) 27 декабря 2017 15:14
    0
    Кузнецова держать не стоит держать только из-за того что альтернативы нет. Никто не носит воду решетом потому что ведро занято. А вопрос о необходимости авианосцев как класса королей весьма насущен. А тут ещё и вопрос где его потом использовать. В настоящее время и ближайшее время 10-15 лет экономика России не выдержит ещё одной подобной компании. А армия и флот которые просто стоят не окупают расходов. Может быть стоит сосредоточить усилия на проекте нового авианосца с полноценным авиапарком с самолётами ДРЛО, ведь на сегодня даже вразумительного проекта последнего нет. А ведь по сути далее в Сирии дофига работы по приведению в норму и укреплению двух наземных баз не считая даже создания хотя бы видимости оказания гуманитарной помощи туземцам, чтоб нам воспринимали там пусть не освободителями, но хотя бы нейтрально, а то может сложиться так что мы имеем две базы во враждебном окружении.
  6. полный ноль Офлайн
    полный ноль (Павел) 27 декабря 2017 19:38
    0
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: полный ноль
    пилоты ВМФ (палубники)...едва ли НЕ самое сложное направление в авиации...У России (за всю историю) таких традиций НЕ БЫЛО...соответственно и не было ШКОЛ...так что что вы хотите уважаемый?

    Вероятно, нормальной подготовки личного состава и исправности вверенной им техники.
    А не выпихивания ТАВКР в, по сути дела, показушный дальний поход - взамен в очередной раз отложенного полноценного ремонта корабля. Того самого ремонта, который он ждёт уже минимум 10 лет. С последующими плясками вокруг троса аэрофинишёра, закончившимися падением самолёта по выработке топлива: одни не смогли исправить аэрофинишёр в срок (у bmpd писали, что норматив на это - около 10 минут), другие - до последнего пытались не вынести сор из избы, не отправляя оставшийся в воздухе МиГ-29КР на береговой аэродром.
    Я бы хотел посмотреть на 25-летний "Нимиц" при таких условиях эксплуатации. smile

    (показушный поход)...я собственно с вами и не берусь спорит (судя по вашему изложенному )...конечно участие Кузнецова в Сирийской войне Не несло НИ КАКОЙ (с точки зрения общей стратегии )..надобности...Но уважаемый создание Сталиным в конце 1943 года ГИАП (гвардейских полков)-то же собственно не несло уж такой необходимости (можно и так считать)...Конечно это поход (как он был обставлен для обывателя)..пиар...И все же есть ли будущие у авианосного флота ,черт с ним пусть и НЕ таким как у США..но все же серьезнее чем сейчас?
    1. ВлК Офлайн
      ВлК (Владимир) 28 декабря 2017 13:48
      0
      "не несло никакой надобности" - а давайте теперь вспомним, что как раз ко времени прибытия КУГ Северного флота (в составе сильнейших кораблей между прочим) в Восточном Средиземноморье на полном серьезе ожидался массированный удар по Сирии со стороны США в рамках их предвыборной компании. Да вот не сложилось что-то... Может и не зря ходили?
      А про необходимость авианосцев еще Кузнецов писал сразу после войны - что выход эскадры из базы за пределы зоны действия береговой авиации без них в условиях боевых действий уже в те времена не представлялся возможным.
  7. слава1974 Офлайн
    слава1974 (слава) 27 декабря 2017 21:57
    +1
    Если есть авианосец, значит должен быть в боеготовом состоянии и выполнять боевые задачи. Это аксиома военной службы. Поэтому военные все сделали правильно. Отправили авианосец с авиагруппой в боевой поход, палубные летчики получили боевой опыт. А их у нас кстати меньше, чем космонавтов.Если они выполнили поставленные задачи, значит адмиралы выполнили свое предназначение. Если бы не выполнили - ответственных за это на "дембель".
    А вот политики пусть решают, нужно это или нет. Каждый грызет свою корочку хлеба.
  8. Нормаль ок Офлайн
    Нормаль ок (Петр) 28 декабря 2017 14:36
    +1
    В целом флот продемонстрировал

    Серьёзный недостаток боевых единиц, и ещё более серьёзный недостаток судов обеспечения. Со всех флотов пришлось шкрябать, чтоб что-то получилось.
Картина дня