Доспехи самураев и знаменитый японский лак

В летних горах
Где-то дерево рухнуло с треском –
дальнее эхо.
Мацуо Басё (1644 -1694). Перевод А. Долиной


Не так давно на ВО в который уже раз зашел разговор о японском оружии и японских доспехах. И вновь было весьма удивительно читать про доспехи из дерева и вопросы о «японском лаке». То есть кто-то где-то явно слышал звон, но… не знает, где он. Однако, если есть вопрос, чем все-таки японские доспехи отличались от всех других, то должен быть и ответ. И вот об этом-то и пойдет речь в данной статье. Поскольку материалы о японских доспехах на ВО уже публиковались, повторять их смысла нет. А вот сосредоточить внимание на некоторых интересных деталях, вроде того же знаменитого лака, то почему бы и нет?



Когда смотришь на японский доспех вблизи, то первое, что ты видишь – это цветные шнуры. Пластинки под ними воспринимаются как фон. (Токийский национальный музей)

Итак, начнем с главного отличия. А оно было таково: если европейские доспехи эпохи кольчуги состояли из кольчуги и «металлической чешуи», то японские доспехи в то время собирались из пластинок, которые соединялись между собой при помощи цветных шнуров. Далее, и у китайцев, и у тех же европейцев в доспехе все они имели примерно одинаковый размер. Их обычно приклепывали на кожу или ткань, как снаружи, так и изнутри, при этом головки заклепок, выступающие наружу, золотили или же украшали декоративными розетками.


Японский меч V – VI вв. (Токийский национальный музей)

Японские классические доспехи эпохи Хейан (как о-ерой, харамаки-до и до-мару) состояли из пластинок трех видов – узких с одним рядом отверстий, более широких с двумя рядами, и совсем широких – с тремя. Пластинок с двумя рядами отверстий, называвшихся о-арамэ, было в доспехе большинство и это было главным отличием древних доспехов. В пластинке было 13 отверстий: пять сверху (большого размера – кэдатэ-но-ана) и 8 снизу (сита-тодзи-но-ана – «маленькие отверстия»). Когда доспех собирали, то пластинки накладывали друг на друга таким образом, что каждая из них наполовину закрывала бы ту, что находилась у неё с правой стороны. В начале, и затем в конце каждого ряда добавляли ещё по одной пластинке, имевшей один ряд отверстий, так что «броня» оказывалась двойной толщины!

Если же применялись пластины сикимэ-дзане с тремя рядами отверстий, то при этом накладывались друг на друга все три пластинки, так что в итоге давало тройную толщину! Но и вес такой брони был значительным, поэтому в этом случае пластинки старались делать из кожи. Хотя кожаные пластинки, сделанные из прочной «подошвенной кожи», да к тому же ещё и наложенные одна на другую в два три-три ряда, обеспечивали очень хорошую защиту, при весе доспеха намного меньше, чем собранного из пластинок, сделанных из металла.


Сегодня за рубежом выходит довольно много интересной литературы на английском по японским доспехам, причем не только одного лишь Стивена Тернбулла. Вот эта брошюра, например, несмотря на то, что в ней всего лишь 30 страниц, дает исчерпывающее описание японских доспехов. А все потому, что делали ее специалисты Королевского Арсенала в Лидсе.

В XIII веке появились более тонкие пластинки кодзанэ, имевшие все также по 13 отверстий. То есть отверстий для шнуров в них было столько же, сколько и в старых о-арамэ, но сами они сделались намного уже. Вес доспехов из таких пластинок сразу уменьшился, ведь теперь в них было меньше металла, чем раньше, но зато необходимое количество пластинок, которые требовалось отковать, проделать в них отверстия, а главное – покрыть защитным лаком и связать шнурами между собой, намного увеличилось.


Страница из этой брошюры. На ней показаны доспехи, подаренные английскому королю Якову I сёгуном Токугава Хидетада в 1610 году.

Впрочем, технология сборки таких доспехов тоже была усовершенствована и несколько упрощена. Если, например, каждую из пластинок до этого лакировали по отдельности, то теперь из них сначала собирали полосы, и только теперь покрывали лаком все одновременно. Процесс изготовления доспехов ускорился, а сами они пусть и ненамного, но стали дешевле. Затем уже в XIV веке появились новые пластинки иёдзанэ, которые были шире, чем прежние кодзанэ.


Доспехи харамаки-до с наплечниками от доспеха о-ёрой. Эпоха Момояма, XVI в. (Токийский национальный музей)

В любом случае технология соединения пластинок при помощи шнуров была очень трудоемкой, хотя на первый взгляд в ней не было особо ничего сложного – сиди себе, да продергивай шнуры в отверстия так, чтобы одна пластинка была пришнурована к другой. Но это было настоящее искусство, имевшее свое название – одоси, потому что связывать пластинки требовалось так, чтобы их ряды не провисали и не смещались.


Реконструкция доспеха о-ёрой. (Токийский национальный музей)

Разумеется, провисания, как и растяжения шнуров, будь они из кожи или шелка, избежать полностью никогда не удавалось, поскольку они просто не могли не растягиваться под весом пластинок. Поэтому у мастеров-доспешников в Японии всегда было много работы. Повысить жесткость доспехов пытались, пришнуровывая пластинки иёдзанэ на кожаную полосу. Но… в любом случае кожа – это кожа, и стоило ей намокнуть, как жесткость она теряла, растягивалась, и ряды пластинок расходились в стороны.


Еще одна реконструкция доспеха эпохи Эдо, XVII в. (Токийский национальный музей)


Наплечники о-содэ от этого доспеха несут на себе эмблему клана Асикага – цветом павлонии. (Токийский национальный музей)

То есть до встречи с европейцами ни кольчуги, ни цельнокованые доспехи в Японии не применялись. Но зато в отделке этих пластинок фантазии мастеров не было предела! Но прежде всего нужно отметить, что пластинки японского доспеха всегда в обязательном порядке покрывались знаменитым лаком уруси. Европейцы свои кольчуги чистили от ржавчины в бочках с песком. Доспехи из цельнокованых пластин подвергались воронению, золочению, серебрению, окраске. А вот японцы предпочитали всем этим приемом сбережения лакировку! Казалось бы, чего в этом сложного? Взял кисточку, обмакнул в лак, намазал, просушил и готово! Но только на самом деле этот процесс был куда более трудоемким и сложным, и знают об этом за пределами Японии далеко не все.

Доспехи самураев и знаменитый японский лак

Кираса до с имитацией пластинок и шнуров, полностью залитая лаком. (Токийский национальный музей)

Начнем с того, что сбор сока лакового дерева дело совсем непростое, поскольку сок этот очень ядовит. Далее – лаковое покрытие нужно наносить в несколько слоев, а между каждым нанесением лака следует самым тщательным образом шлифовать все поверхности лакированных изделий с помощью наждачных камней, древесного угля и воды. Все это хлопотно, но… привычно и понятно. Сушка изделий, покрытых японским лаком, производится тоже совсем не так, как если бы вы использовали масляный либо нитролак.


Редкая шнуровка японских доспехов, применявшаяся на более поздних доспехах типа тосей гусоку, позволяла уже значительно лучше видеть пластинки доспеха. (Токийский национальный музей)

Дело в том, что лак уруси для полного высыхания нуждается в сырости (!), влажности и... прохладе! То есть, если сушить изделия из него под солнцем, из этого ничего не выйдет! Японскими мастерами для сушки лакированных изделий использовались в прошлом специальные шкафы, устроенные так, чтобы по их стенкам струилась вода, и где таким образом поддерживалась идеальная влажность порядка 80-85% и температура не выше 30° градусов. Время сушки, а правильнее будет сказать – полимеризации лака, при этом было равно 4-24 часам.


Вот так выглядит знаменитое лаковое дерево летом.

Проще всего, конечно, было бы взять металлическую пластинку, покрасить её, скажем, в черный, красный или коричневый цвет, либо позолотить и покрыть ее лаком. И зачастую именно так японцы и делали, избегая лишних хлопот и получая вполне приемлемый во всех отношениях результат. Но… японцы не были бы японцами, если бы не пытались создавать еще и текстурированную отделку пластинок, которая равным образом не портилась бы от ударов и к тому же была бы приятной на ощупь. Для этого в несколько последних слоев лака мастера-доспешники вводили, например, обожженную глину (из-за этого даже возникло совершенно неверное мнение, будто бы пластинки у японских доспехов имели керамическое покрытие!), морской песок, кусочки затвердевшего лака, золотую пудру, или даже обыкновенную землю. Окрашивали же пластинки перед лакировкой очень просто: в черный цвет при помощи сажи, в красный – киноварью, для коричневого цвета использовали смесь красной и черной красок.

При помощи лака японцы делали не только свои доспехи, но и массу красивых и полезных вещей: ширмы, столики, подносы для чая и всевозможные шкатулки, ну, вот, например, такие, как эта «косметичка», изготовленная в эпоху Камакура, XIII в. (Токийский национальный музей)


«Косметичка» – «Птицы», эпохи Камакура XIII в. (Токийский национальный музей)

Для большего декоративного эффекта после 2-3 первых покрытий лаком мастера посыпали пластинки металлическими опилками, кусочками перламутра или даже рубленой соломой, и вновь затем покрывали лаком в несколько слоев, причем использовали как прозрачный лак, так и цветной. Работая таким образом, они производили пластинки с поверхностью, имитирующей сморщенную кожу, кору дерева, тот же бамбук, ржавое железо (мотив, кстати, в Японии очень популярный!) и т. п. Отделка именно под красно-коричневое ржавое железо была популярна в более поздних японских доспехах. Причина – распространение культа чая, ведь хороший чай имел насыщенный коричневый цвет. К тому же покрытие красно-коричневым лаком позволяло создать вид железа, изъеденного ржавчиной. А японцы буквально бредили (и бредят!) «стариной», обожают старинную утварь, так что это совсем неудивительно, не говоря уж и о том, что самой ржавчина там не было в принципе!


Шкатулка эпохи Муромати, XVI в. (Токийский национальный музей)

Считается, и этот лак в Японии стал известен благодаря принцу Ямато Такеру, убившего своего родного брата, а затем и дракона и свершившего еще множество разных подвигов. По легенде, он случайно сломал ветвь дерева с ярко-красной листвой. Из излома потек красивый, блестящий сок, и принцу почему-то пришло в голову приказать своим слугам его собрать и покрыть им его любимую посуду. После этого она приобрела очень красивый вид и необычайную прочность, что принцу очень понравилось. По другой версии, принц во время охоты ранил вепря, но добить никак не мог. Тогда он сломал ветку лакового дерева, смазал его соком наконечник стрелы – и, поскольку сок этого оказался очень ядовитым, убил его.


Японский лак настолько прочен и устойчив к нагреванию, что им покрывали даже чайники! Эпоха Эдо, XVIII в.

Не удивительно, что пластинки, отделанные столь сложным образом, были действительно очень красивы и могли выдерживать все капризы японского климата. Но можно себе представить и весь тот объем труда, который нужно было затратить, чтобы покрыть лаком несколько сотен (!) таких вот пластинок, нужных для доспехов традиционного типа, не говоря о десятках метров кожаных либо шелковых шнуров, которыми требовалось их соединять. Поэтому красота – красотой, но и технологичность, прочность и надежность доспехов тоже следовало принимать во внимание. К тому же такие доспехи было тяжелые в носке. Стоило попасть в них под дождь, как они намокали и вес их возрастал очень сильно. Не дай бог в мокрых доспехах оказаться на морозе – шнуровка смерзалась и снять их становилось невозможным делом, нужно было отогреваться у костра. Естественно, что шнуровка пачкалась и ее периодически приходилось распускать и стирать, а потом собирать доспехи заново. В них также заводились муравьи, вши и блохи, причинявшие хозяевам доспехов немалые неудобства, то есть высокие качества самих пластинок обесценивал сам способ их соединения!


Так уж получилось, что мне повезло родиться в старом деревянном доме, где было много старых вещей. Одна из них – вот эта китайская лаковая шкатулка (а в Китае лаковое дерево тоже растет!), отделанная в китайском стиле – то есть с росписью золотом и аппликациями из перламутра и слоновой кости.

Торговля с португальцами привела и к появлению доспехов намбан-до («доспехи южных варваров»), которые делались по образцу европейских. Так, например, хатамунэ-до представлял собой обыкновенную европейскую кирасу с выступающим спереди ребром жесткости и приделанной к нему традиционной юбкой – кусадзури. Причем, даже в этом случае полированным металлом, как «белые доспехи» в Европе, эти латы отнюдь не блистали. Чаще всего их покрывали все тем же лаком – чаще всего коричневым, что имело как утилитарное значение, так и помогало ввести сугубо иноземную вещь в японский мир восприятия формы и содержания.


Вьетнамцы переняли мастерство работы с лаком, и сами начали делать вот такие шкатулки, в 70-ые годы прошлого века поставлявшиеся в СССР. Перед нами образец инкрустации яичной скорлупой. Ее наклеивают на бумагу, вырезают узор, а уже его бумагой вверх наклеивают на лак. Потом бумагу зашлифовывают, изделие опять покрывают лаком и вновь шлифуют, пока скорлупа не перестает выделяться над основным фоном. Тогда кладется последний слой и изделие готово. Такая вот неброская, скупая красота.

Одним из проявлений упадка в оружейном деле было возрождение старых стилей вооружения, тенденция, получившая значительный стимул благодаря вышедшей в 1725 г. книге историка Араи Хакусэки «Хонто гункико». Хакусэки обожал старые стили типа доспехов о-ёрой, и кузнецы того времени пытались воспроизводить их на потребу публики, порой создавая причудливые и невероятные смеси старых и новых доспехов, никакого практического значения не имевших. Кстати, самые забавные самурайские доспехи, попавшие даже во многие музеи и частные коллекции, были сделаны… после окончания Второй мировой войны и оккупации Японии американскими войсками. Тогда японские города лежали в руинах, заводы не работали, но так как жизнь продолжалась, японцы начали производить сувениры для американских солдат и офицеров. Это были, прежде всего, искусно сделанные макеты храмов, джонок и японские самурайские доспехи, поскольку те же мечи оккупационными властями делать запрещалось. Но не делать же сувенирные латы из настоящего металла? Его же ковать надо, да и где его возьмешь?! А вот бумаги кругом сколько угодно – и именно из неё, покрытой все тем же самым знаменитым японским лаком, эти-то доспехи и делали. Причем ещё и уверяли своих покупателей, что это самая настоящая древность и так у них было всегда! Отсюда, кстати, и пошли разговоры о том, что доспехи у самураев были рекордно легкими по весу и делались из прессованной бумаги и бамбуковых пластин!


Вьетнамские шахматы, инкрустированные перламутром тоже из той эпохи.

Впрочем, необходимо подчеркнуть, что у японцев никогда не было бы никаких доспехов вообще, ни из металла, ни из бумаги, если бы не… да-да, естественно-географические условия, в которых они жили на своих островах, и именно благодаря которым там росло знаменитое лаковое дерево, дававшее столь нужный им лак уруси! И именно поэтому в качестве эпиграфа к этой главе и было выбрано хайку о лете. Ведь собирают его только в начале лета (июнь-июль), когда рост листвы наиболее интенсивен…


Еще одна шкатулка «оттуда» с изображением островов Южно-Китайского моря. Очень простое и безыскусное изображение, но пользоваться этой коробочкой приятно.

Кстати, все-таки так и непонятно, каким образом предки сегодняшних японцев додумали использовать сок лакового дерева в качестве именно лака. Что им в этом помогло? Природная наблюдательность? Счастливый случай? Кто знает? Но как бы там ни было, именно этому лаку Япония обязана тем, что очень многие из сделанных её мастерами доспехов сохранились до наших дней, несмотря на все превратности её климата, и даже и сегодня радуют наш взор.
Автор:
В.О.Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Синий Мент Офлайн
    Синий Мент (Антон) 11 января 2018 07:20
    +18
    Всегда интересовали доспешные подробности
    Японский доспех по тщательности изготовления наверно на вершине пирамиды
    А легкость и функциональность - важные бонусы.
    Супер!
  2. Vard Офлайн
    Vard 11 января 2018 07:57
    +6
    Японский меч катана изготавливался из очень хрупкого металла... именно этим и объясняется то что они ими не отбивали удары другого меча, то есть не фехтовали, а делали ставку на точный и быстрый удар...
    1. merlin Офлайн
      merlin (Вадим) 11 января 2018 16:44
      +2
      Цитата: Vard
      Японский меч катана изготавливался из очень хрупкого металла...

      Точно так же как и хорошие европейские мечи. Советую Вам посмотреть металлографию средневековых европейских мечей Алана Вильямса. Подобные мечи в Европе изготавливались со времен античности. По сути в технологическом плане Европа опережала Японию на несколько столетий, если не на тысячелетия.
      Цитата: Vard
      именно этим и объясняется то что они ими не отбивали удары другого меча, то есть не фехтовали, а делали ставку на точный и быстрый удар...

      Опять же миф. В Европейском фехтовании жесткие блоки стали использовать только в новое время, т.е. "парад-рипостная" система появилась по-факту только в высокой французской школе фехтования шпагами. До этого времени господствовала система stresso tempo (контратаки в темп), т.е. то самое "делали ставку на точный и быстрый удар...". Об этом очень хорошо написано у Джона Клементса, можете даже в романах у А.Дюма почитать о всяких разных "секретных ударах", типа "удара короля".... А в условиях боя в доспехах такой стиль фехтования более предпочтителен.
      1. Микадо Офлайн
        Микадо (Николай) 11 января 2018 21:47
        +2
        т.е. то самое "делали ставку на точный и быстрый удар...".

        думается, лучший быстрый и точный удар - это движение "йай". Насколько такой поединок можно считать честным - можно трактаты писать. request и у него тоже были свои мастера!
        1. merlin Офлайн
          merlin (Вадим) 11 января 2018 23:41
          +1
          Цитата: Микадо
          думается, лучший быстрый и точный удар - это движение "йай".

          Европейцы с Вами не согласятся. smile Вспоминается:
          Ну, сударь мой, а где passado ваше?

          А еще легенда, что когда-то атака-флешь была жутко секретным ударом профессиональных итальянских бретеров. И по легенде никто тогда не мог отразить этот удар и был он абсолютен и смертелен до тех пор пока однажды один бретер бахвалясь не заявил, что оставит в живых того соперника, кто сможет отразить его удар. И так получилось, что его противником стал неопытный юноша. И вот в момент флешь-атаки этот юноша подскользнулся на банановой кожуре и уклонился от удара. Более того юноша еще был наблюдательным и скоро вся Италия уже знала и секрет флешь-атаки, и способ от нее уклониться...
          Вообще же никакого абсолютного удара, конечно, не существует. Были только секретные - вся эффективность которых сохранялась до тех пор пока об этих ударах знали лишь единицы. Сейчас же и этого нет - балом правят "парад и рипост". Впрочем все это верно только пока соперники не надевают доспехов, конечно же...
          1. Микадо Офлайн
            Микадо (Николай) 12 января 2018 00:43
            +1
            интересно рассказали, кланяюсь! hi good
            Были только секретные - вся эффективность которых сохранялась до тех пор пока об этих ударах знали лишь единицы.

            ибо свидетелей не оставалось... what
  3. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 11 января 2018 08:51
    +5
    "Кстати, все-таки так и непонятно, каким образом предки сегодняшних японцев додумали использовать сок лакового дерева в качестве именно лака. Что им в этом помогло? Природная наблюдательность? Счастливый случай? Кто знает? "
    В качестве именно декоративного покрытия сок лакового дерева стали применять первыми очевидно китайцы.
    Вообще, сок лакового дерева в Юговосточной Азии используется очень давно. В той же Японии находят лакированные предметы, которым около 6000 лет. Только применяли лак для упрочнения копий и стрел, т.е. исключительно как армирующее покрытие.
    Сначала лаком писали, как чернилами, при помощи бамбуковых палочек, позже его стали использовать для защитных и декоративных целей: им покрывали посуду для пищи, а потом и церемониальные сосуды. Со времени правления династии Чжоу (ок. 1027-256 до н.э.) области применения лака расширились - им стали украшать экипажи, упряжки, луки и стрелы, а также другие объекты. Использование лака регламентировалось официальным уставом. В это же время лак начали смешивать с золотом. Дошли легенды о том, что на востоке Китая во время династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) умели изготавливать лаки большой красоты [5]. В этот период применение лака еще более увеличилось. Появились первые образцы лаковой живописи на утвари, шелке, бумаге.

    Технологические секреты лакирования китайские мастера не раскрывали. Лаки были не только предметом роскоши: лаковые покрытия увеличивали срок службы предметов во влажном тропическом климате. Но постепенно, несмотря на меры предосторожности, эти секреты стали известны в странах Юго-Восточной Азии, что происходило одновременно с распространением буддизма. К тому же китайские лаки и лакировщики попадали в соседние страны в ходе военных конфликтов и посредством торговых контактов. По-видимому, первыми странами экспорта лаков стали Корея и Япония. Первые расписные лаковые изделия в древнем Чосоне (Корея) начали делать после завоевания страны ханьскими войсками (108 г. до н.э.). И в дальнейшем, много веков, искусство Кореи испытывало китайское влияние.

    Наиболее ранние лаки Японии (VI в. н.э.) - китайского производства. Торговые контакты древнеяпонского государства Ямото с Китаем были особенно интенсивны в III-V вв. Но несмотря на то что самым ранним сообщением об изготовлении лака, на которое ссылаются японцы, является кодекс Тайхорё (701 г.), технология производства лака привезена в Японию в VI-VIIвв. до н.э. из Китая через Корею.
    Некоторые лаки насчитывают до 200 слоев различных составов, одинаковых между собой только тем, что пленкообразователем их является урушиол. Но почти каждый слой отличается от соседнего составом пигментной части, модификаторов и пластификаторов. Каждая операция по обработке сока, каждый состав, операция нанесения или обработки поверхности имела свое название.
    Одним словом, тема очень интересная. К сожалению, практически отсутствует русскоязычная литература по истории японского лака, такая как, например, Rague B. von. A history of Japanese lacquerwork. Toronto: Univ. Toronto press, 1976.
  4. merlin Офлайн
    merlin (Вадим) 11 января 2018 08:59
    +5
    Спасибо за прекрасную статью с замечательными фото, Вячеслав Олегович.
    По статье хотелось бы уточнить один момент:
    То есть до встречи с европейцами ни кольчуги, ни цельнокованые доспехи в Японии не применялись.

    Возможно я ошибаюсь, но свои собственные кольчуги кольчуги японцы плели с особым плетением и называли "кусари", а вот европейские "намбан-кусари". И кажется, даже у Стивена Тернбулла было упоминание о том, что кольчуги носили ниньзя, когда им не нужна была скрытность. Так все-таки, были у японцев свои кольчуги до встречи с европейцами или нет?
    1. kalibr Офлайн
      kalibr (Вячеслав) 11 января 2018 10:12
      +6
      Я читал, что нет. Просто плетение японских и европейских кольчуг было разным!
      1. merlin Офлайн
        merlin (Вадим) 11 января 2018 10:19
        +4
        Цитата: kalibr
        Я читал, что нет.

        Ясно, спасибо за оперативный ответ.
        Цитата: kalibr
        Просто плетение японских и европейских кольчуг было разным!

        Да, плетение у них ромбом - выглядит не слишком надежно, зато красиво. Собственно именно из-за этого японские кольчуги хорошо запоминаются.
  5. XII легион Офлайн
    XII легион (Цезарь) 11 января 2018 09:09
    +15
    Все у японцев изящно и в то же время добротно
    Как говорится - вековой опыт не пропьешь))
    Спасибо!
    1. К0щей Офлайн
      К0щей 11 января 2018 12:45
      +3
      Цитата: XII легион
      Все у японцев изящно и в то же время добротно

      вы забыли про "геморройно")) изготовление кольчуги на фоне этой брони смотрится гораздо проще)) а уж простота эксплуатации вообще не сравнима)
      1. XII легион Офлайн
        XII легион (Цезарь) 11 января 2018 14:27
        +15
        изготовление кольчуги на фоне этой брони смотрится гораздо проще)) а уж простота эксплуатации вообще не сравнима

        Это да
        Но стоит вспомнить что в Японии была "восточная" рабочая сила - более трудолюбивая, усидчивая и менее восприимчивая к "геморрою"))
      2. merlin Офлайн
        merlin (Вадим) 11 января 2018 15:12
        0
        Цитата: К0щей
        изготовление кольчуги на фоне этой брони смотрится гораздо проще))

        Вот не сказал бы... Алан Уильямс оценивает количество колец в кольчужной рубахе от 28 до 50 тысяч. А трудоёмкость изготовления кольчуги в 1000 человеко-часов, либо в 750 человеко-часов при использовании сварных колец. Так что усидчивость - отличительная черта оружейников средневековья.
  6. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 11 января 2018 13:32
    +4
    "То есть до встречи с европейцами ни кольчуги, ни цельнокованые доспехи в Японии не применялись."
    В отношении кольчуги утверждение крайне спорное, даже ошибочное.
    Что такое кольчуга. Это доспех, сплетенный из железных колец. Нигде не оговаривается, что кольца должны быть спаяны, склепаны и т. д. Принципиальный признак - защитный доспех из железных колец.
    Такой доспех в Японии появился в XIVвеке, то есть лет за 200 до появления европейцев.
    Кольчуги кусари (kusari) составлялись из круглых и эллиптических колец, причем последние иногда удваивались. Вначале они использовались, чтобы соединить пластинки рукавов , но независимо от того, для какой части доспехов они использовались, всегда размещались поверх тканой основы, что хорошо видно на рисунке.

    Таким образом, японская кольчуга от, скажем так, "международной", имела следующие отличия.
    Кольца нашивались на ткань, основой плетения в основном был ромб, в отличие от европейских кольчуг. Стандартно использовалось плетение 8 в 1 и 6 в 1. Еще одним существенным отличием является то, что стык каждого из колец не склёпывался (не спаивался). Подобная конструкция кольца снижала защитные свойства японских кольчуг.
    А с приходом европейцев появилась намбан - гусари - "кольчуга южных варваров".
    Но это никак не отменяет наличие кольчуги в Японии до прихода европейцев.
    1. merlin Офлайн
      merlin (Вадим) 11 января 2018 15:13
      +2
      Цитата: Curious
      [Такой доспех в Японии появился в XIVвеке, то есть лет за 200 до появления европейцев.

      Все же раньше. Спасибо за информацию, Виктор.
  7. Какой-то Компот (Невесть кто) 11 января 2018 14:15
    +17
    Что мне особо нравится - так это детали и подробности
    Для такого "пня" в этой теме - самое то)
    Благодарность автору soldier
    1. Какой-то Компот (Невесть кто) 11 января 2018 15:25
      +18
      Под "пнем" себя имел в виду
      1. Микадо Офлайн
        Микадо (Николай) 11 января 2018 17:10
        +3
        Да не наговаривайте на себя! drinks А вообще "Пнем пень" - столица Камбоджи wink drinks
  8. михаил3 Офлайн
    михаил3 (Михаил) 11 января 2018 19:59
    +3
    Отличная статья. Интересно и по делу.
  9. Paranoid50 Офлайн
    Paranoid50 (Александр) 12 января 2018 01:08
    +3
    За статью - домо аригато !!! Волшебный лак уруси...
    все-таки так и непонятно, каким образом предки сегодняшних японцев додумали использовать сок лакового дерева в качестве именно лака. Что им в этом помогло? Природная наблюдательность? Счастливый случай? Кто знает?
    Параноидально-националистическая версия: шесть тысяч лет назад саженцы лакового дерева были завезены на острова... древними русами - оттуда и название "уруси". Вместе с саженцами русы передали островитянам и технологии. К сожалению, в самой Руси все лаковые деревья были вырублены древними "чёрными лесорубами" и проданы "кругляком" древним китайцам. Вот так,что имеем - не храним.... wassat Но довольно паранойи. Ещё раз, огромное спасибо за статью. hi И,коль скоро, начали её лирическим вступлением Басё, то в качестве эпилога не повредит немного почти современной японской лирики:
  10. Albatroz Офлайн
    Albatroz (Manfred) 12 января 2018 07:56
    +14
    Интересная статья!
    Гуд!
  11. Weyland Офлайн
    Weyland (Константин) 12 января 2018 21:34
    0
    Читал еще в детстве, что лакировку шкатулок и т.п. с использованием сока сумаха в тех краях делали так: летом дожидались полного штиля и выходили далеко в море, чтобы ни одна пылинка не испортила покрытие - и только сейчас узнал, что для полимеризации лака показана еще и высокая влажность!
Картина дня