Military Review

Armored car SAVA (Belgium)

1
Immediately after entering the First World War, the Kingdom of Belgium began to develop its own armored cars. By the beginning of September, the Minerva armored car was put into service. Soon, built a few dozen of these machines. Already in the first battles, it was found that serial armored cars are not without flaws. It was proposed to get rid of the identified problems in the framework of the new project. These armored cars remained in stories under the general name SAVA.


The Belgian armored cars of the very first model were built on the basis of the passenger car chassis Minerva 16CV. A characteristic feature of the protected Minerva hull was the lack of a roof. This reduced the weight of the structure and reduced the load on the chassis, making it possible to obtain acceptable mobility, but at the same time led to known risks. Already during the first battles, the crews of armored cars suffered losses. Among those killed was Charles Ankar, one of the initiators of the construction of new armored vehicles. The existing problem required an urgent solution.

It should be noted that later, in the 1916 year, all Minerva-type armored cars were upgraded. They got a roof and a new tower. However, in the early autumn of 1914, they decided to get rid of existing problems in a different way. Some events of that time led to the need to develop a completely new project. Design had to be entrusted to a new artist.


Demonstration of SAVA armored car


Recall the chassis for the Minerva armored cars were produced by the same-name factory in the city of Antwerp. Its production capacity did not allow building the desired equipment in large quantities. In addition, German troops were approaching the city and were preparing to take him into the ring. All these factors had to be taken into account when creating new combat vehicles.

According to reports, the development of a new project was entrusted to the company Societe Anversoise pour Fabrication de Voitures Automobiles or abbreviated SAVA. Upon completion of the design, the same plant was to build a certain number of armored vehicles. As the basis for such a technique, it was proposed to use one of the serial chassis under the brand SAVA.

By the name of the manufacturer of a new model of armored vehicles was named Auto Blindée SAVA. There is also another variant of writing - SAVA Armored cars of this type were built in a small series, and each of them received its own name of the type SAVA Modèle 1 or Type 1.

According to some data, the original chassis of the SAVA brand was previously developed for one of the new race cars, and therefore was distinguished by rather high mobility characteristics. The available stock of engine power could be used for a certain increase in protection, leading to an increase in the combat weight. At the same time, the main characteristics of the new armored car remained, at least, at the level of the serial "Minerva". In some cases - first of all, in the field of protection - there should have been noticeable advantages.

Some sources claim that the assembly of SAVA armored vehicles started only in October 1914. By this time, German troops reached Antwerp and were preparing to seize the city. As a result, the number of available automobile chassis from Societe Anversoise pour Fabrication de Voitures Automobiles left much to be desired. It was possible to find only three cars suitable for restructuring. The assembly of hulls and armored cars as a whole was carried out at another enterprise. After the assembly of all three armored vehicles, the work should have been at least stopped for an indefinite period.

According to others, the work started a little earlier - in September. Before the occupation of Antwerp, the SAVA plant managed to build and transfer three armored vehicles to the army. Soon the city passed to the enemy. Further production of armored vehicles, for obvious reasons, was excluded. The version of the start of production in September and the performance of work only by the SAVA plant looks more plausible and does not contradict other known data.

In the draft armored vehicle SAVA, it was planned to use the already tested approach. On the existing chassis, devoid of all the "extra" parts, it was necessary to install the original armored corps with seats for the crew and a full-fledged combat compartment. There is reason to believe that the design and operation of existing Minerva machines was taken into account when designing the new building. This may explain a certain similarity of some characteristic elements of machines of different types.

Armored car SAVA (Belgium)
Armored car "in the field"


The base chassis of the SAVA brand had a frame construction traditional for its time. A gasoline engine with a power of about 40 hp was installed in its front part. With the help of a manual manual transmission, the power was transmitted to the leading rear axle. The chassis of the car was definitely strengthened in accordance with the increased loads. The suspension on the basis of leaf springs remained unchanged, but the gable wheels were installed on the rear axle. The front steering wheels were still single.

The armored car "inherited" the body layout of the hull from the base car. The body was to consist of a number of large armor parts with a thickness of no more than 4-5 mm. With the help of bolts and rivets, they had to be installed on the frame of the desired configuration. The body for the SAVA armored vehicle resembled the protection devices of the previous Minerva, but it had noticeable differences.

The engine and gearbox covered the hood of a simplified shape and sufficient size. In front of the power plant was closed with a vertical armor sheet, in the center of which there was a large window for air supply to the radiator. In a combat situation, it was covered with wings of the swing door. The sides were installed at an angle to the longitudinal axis of the car - the back of the engine compartment was wider than the front. Above the motor covered with a horizontal roof. Its central part was hinged and could be folded up and down for maintenance.

The front of the habitable compartment differed relatively complex shape. So, she got a curved front sheet, the shape of which was close to cylindrical. Due to the great length of such a sheet, it performed the functions of both the frontal part and the roof of the habitable compartment. Vertical sides received a rounded upper edge, which ensured a proper connection with the forehead and the roof. The sides of the conventional control compartment were distinguished by a greater height: their lower elements covered the chassis frame.

The rear part of the habitable volume, which served as a fighting compartment, was located directly on the frame and did not protect it. This unit received vertical rectangular sides, behind which was a curved forage sheet. The stern part of the chassis, speaking for the fighting compartment, received its own protection in the form of a metal box. The rear wheels are also covered with inclined guards.

On the cylindrical rear part of the hull was placed epaulet for installation weapons and protect it. Armament was to be located on the installation protected by a large dome. The latter had the shape of a sector of a ball and defended an arrow only in the forward hemisphere. Behind a similar tower was made open, which reduced the weight of the car and improved visibility.


The car chassis provided an acceptable off-road performance.


The standard weapon of the SAVA armored car was the Hotchkiss Modèle 1909 machine gun with air-cooled barrel. This weapon was installed in the frontal embrasure of the tower and could attack targets in different directions. Rough horizontal guidance was carried out by turning the entire installation on the chase, thin - by moving the machine gun on the pivot. The machine gun showed a rate of fire at the level of 500 shots per minute. The ammunition was stored in hard cassettes on 30 cartridges. For their transportation inside the case there were bulk boxes.

The crew of the new Belgian armored car was supposed to consist of three people. In front of the habitable compartment was placed the driver who was responsible for controlling the machine. The back of the case was the workplace of the machine gunner and his assistant. The driver was asked to get into his place with the help of a large door in the left side. The arrows, in turn, were to use the hatch in the right wall of the hull. It is curious that under the driver's door there was a step, borrowed from the base car. There was no such detail under the rear hatch, and therefore machine gunners should use a simple bracket attached to the hull.

The driver could follow the road with a rectangular flap in the frontal sheet. In a combat situation, the hatch was closed and the observation should be conducted through a slot in the lid. The tower allowed the machine-gunner and his assistant to observe the front sector through the embrasure and behind the rear hemisphere, taking advantage of the absence of a part of the dome. In addition, additional inspection hatches were located in the side hatch and in the curved back sheet.

The length of the armored car Auto Blindée SAVA should not exceed 4,5-5 m, width - no more than 2 m, height - about 2,5 m. Combat weight, according to various estimates, was 3-3,5 t. the road is relatively high speed. On rough terrain, the mobility of the machine was noticeably reduced, but still remained at a sufficient level. The armored car could overcome some obstacles, but such indicators remained at the level of other equipment of that time.

According to the most plausible version, the first armored car of a new type, which received its own designation SAVA Modèle 1, was built no later than the end of September 1914. Soon, the manufacturer handed over to the military a second vehicle called the SAVA Modèle 2. As follows from the available data, the first two machines of the series almost did not differ from each other. All differences were technological in nature and did not affect the overall appearance or characteristics.

Already in October, during the siege of the city by the Germans, the SAVA plant handed over the third armored car. Probably, the Modèle 3 was built in a hurry, and it was for this reason that it did not receive a turning tower. In her case, the Hochkiss machine gun was mounted on an open installation. At the same time, the possibility of shooting in any direction was maintained.


View of the stern. You can see the open tower


As far as we know, the new SAVA armored cars literally left the factory for the front. Immediately after construction, the equipment was sent to the front line to fight the enemy and support their troops. The first operation involving three cars was the defense of Antwerp. Due to the specific situation at the front and the characteristics of equipping the warring parties, the presence of several armored cars had a noticeable effect on the course of the battles. However, only three armored cars failed to save the defended city from capture.

According to some information, during the retreat from Antwerp, the Belgian army managed to keep all three SAVA armored vehicles and later continued their operation. In the future, this technique was used to support the troops during various operations, for conducting reconnaissance and patrolling of certain areas. "Positional impasse" did not contribute to the frequent entry of armored cars on the battlefield, but did not rule out the continuation of their operation. A similar service continued over the next few years.

Apparently, after the end of the war, the Belgian army decided to abandon obsolete and outdated armored vehicles. Two of them were dismantled as unnecessary. According to some reports, among them was the third car of the series. The remaining armored car (it was a Modèle 1 or Modèle 2 machine) was now to serve in law enforcement and solve the tasks of a special police car.

It is known about the participation of the surviving armored car in several operations to quell riots. According to some information, it was used both in Belgium and in the territory of the Rhine demilitarized zone. According to various sources, the operation of the only remaining SAVA car continued until the 1923 of the year. After that, she repeated the fate of two other armored vehicles, having gone to disassembly and remelting.

The main objective of the SAVA project was to increase the safety of the crew of the armored car while maintaining all other characteristics at the level of existing technology. In general, this problem was solved, but the army could not use the full potential of new armored vehicles. Due to the loss of the manufacturer, only three combat vehicles were obtained, which clearly did not meet the existing requirements. It was necessary to solve actual problems with the help of other armored vehicles.


On the materials of the sites:
http://landships.info/
http://aviarmor.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://flamesofwar.com/
Author:
Photos used:
Landships.info, Aviarmor.net
1 comment
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Lexus
    Lexus 28 December 2017 23: 20 New
    +2
    I am always happy to read new articles from this series. Very informative. For many of the samples described, finding information is not easy. Thank!

Бронеавтомобиль SAVA (Бельгия)

Сразу после вступления в Первую мировую войну Королевство Бельгия начало разработку собственных бронеавтомобилей. К началу сентября 1914 года на вооружение был принят броневик Minerva. Вскоре построили несколько десятков таких машин. Уже в первых боях было установлено, что серийные броневики не лишены недостатков. Избавляться от выявленных проблем предлагалось в рамках нового проекта. Эти бронеавтомобили остались в истории под общим названием SAVA.

Бельгийские броневики самой первой модели строились на базе легкового автомобильного шасси Minerva 16CV. Характерной чертой защищенного корпуса «Минервы» было отсутствие крыши. Это уменьшало массу конструкции и сокращало нагрузку на шасси, позволяя получать приемлемую подвижность, но при этом приводило к известным рискам. Уже в ходе первых боев экипажи броневиков понесли потери. Среди погибших был и Шарль Анкар – один из инициаторов строительства новой бронетехники. Имеющаяся проблема требовала срочного решения.


Следует отметить, что позже, в 1916 году, все броневики типа Minerva были модернизированы. Они получили крышу и новую башню. Однако в начале осени 1914-го от имеющихся проблем решили избавляться иным способом. Некоторые события того времени привели к необходимости разработки совершенно нового проекта. Проектирование пришлось поручить новому исполнителю.


Демонстрация бронеавтомобиля SAVA


Напомним, шасси для броневиков «Минерва» производились одноименным заводом в г. Антверпен. Его производственные мощности не позволяли строить желаемую технику в больших количествах. Кроме того, немецкие войска приближались к городу и готовились взять его в кольцо. Все эти факторы приходилось учитывать при создании новых боевых машин.

По имеющимся данным, разработка нового проекта была поручена предприятию Societe Anversoise pour Fabrication de Voitures Automobiles или сокращенно SAVA. По завершении проектирования этот же завод должен был построить определенное количество бронеавтомобилей. В качестве основы для такой техники предлагалось использовать одно из серийных шасси под маркой SAVA.

По названию завода-изготовителя новый образец бронетехники был назван Auto Blindée SAVA. Также встречается другой вариант написания – S.A.V.A. Бронеавтомобили этого типа строились небольшой серией, и каждый из них получил собственное название вида SAVA Modèle 1 или Type 1.

По некоторым данным, исходное шасси марки SAVA ранее было разработано для одной из новых гоночных машин, и потому отличалось достаточно высокими характеристиками подвижности. Имеющийся запас мощности двигателя можно было использовать для определенного усиления защиты, приводящего к росту боевой массы. При этом основные характеристики нового броневика оставались, как минимум, на уровне серийной «Минервы». В некоторых случаях – в первую очередь, в области защиты – должны были присутствовать заметные преимущества.

В некоторых источниках утверждается, что сборка броневиков SAVA стартовала только в октябре 1914 года. К этому времени германские войска дошли до Антверпена и готовились захватить город. Как следствие, количество доступных автомобильных шасси от Societe Anversoise pour Fabrication de Voitures Automobiles оставляло желать лучшего. Удалось найти лишь три автомобиля, пригодных к перестройке. Сборку корпусов и броневиков в целом выполнили на другом предприятии. После сборки всего трех бронемашин работы должны были, как минимум, остановиться на неопределенный срок.

По другим данным, работы стартовали немного ранее – в сентябре. До оккупации Антверпена завод SAVA успел построить и передать армии три бронемашины. Вскоре город перешел к противнику. Дальнейшее производство бронетехники, по очевидным причинам, исключалось. Версия о запуске производства в сентябре и выполнении работ только заводом S.A.V.A. выглядит более правдоподобной и не противоречит другим известным данным.

В проекте броневика SAVA планировалось использовать уже опробованный подход. На имеющееся шасси, лишенное всех «лишних» деталей, следовало установить оригинальный броневой корпус с местами для экипажа и полноценным боевым отделением. Есть основания полагать, что при проектировании нового корпуса учитывался опыт разработки и эксплуатации существующих машин Minerva. Именно этим можно объяснить определенное сходство некоторых характерных элементов машин разных типов.

Бронеавтомобиль SAVA (Бельгия)
Броневик "в поле"


Базовое шасси марки SAVA имело традиционную для своего времени рамную конструкцию. В его передней части устанавливался бензиновый двигатель мощностью порядка 40 л.с. При помощи механической трансмиссии с ручным управлением мощность передавалась на ведущую заднюю ось. Ходовая часть автомобиля была определенным образом усилена в соответствии с выросшими нагрузками. Подвеска на основе листовых рессор осталась без изменений, но на заднем мосту установили двускатные колеса. Передние управляемые колеса по-прежнему были одинарными.


Броневик «унаследовал» от базового автомобиля капотную компоновку корпуса. Корпус должен был состоять из ряда крупных броневых деталей толщиной не более 4-5 мм. При помощи болтов и заклепок они должны были устанавливаться на каркасе нужной конфигурации. Корпус для броневика SAVA напоминал устройства защиты предыдущей «Минервы», но при этом имел заметные отличия.

Двигатель и коробку передач прикрыли капотом упрощенной формы и достаточных размеров. Спереди силовая установка закрывалась вертикальным бронелистом, в центре которого имелось крупное окно для подачи воздуха к радиатору. В боевой обстановке оно прикрывалось створками распашной дверцы. Борта устанавливались под углом к продольной оси машины – задняя часть моторного отсека была шире передней. Сверху мотор прикрыли горизонтальной крышей. Ее центральная часть устанавливалась шарнирно и могла откидываться вверх-вперед для обслуживания.

Передняя часть обитаемого отсека отличалась сравнительно сложной формой. Так, она получила выгнутый лобовой лист, форма которого была близка к цилиндрической. За счет большой длины такой лист выполнял функции и лобовой детали, и крыши обитаемого отсека. Вертикальные борта получили скругленную верхнюю кромку, обеспечивавшую правильное соединение со лбом и крышей. Борта условного отделения управления отличались большей высотой: их нижние элементы прикрывали раму шасси.

Задняя часть обитаемого объема, выполнявшая функции боевого отделения, располагалась непосредственно на раме и не защищала ее. Этот агрегат получил вертикальные прямоугольные борта, позади которых находился выгнутый кормовой лист. Кормовая часть шасси, выступавшая за боевое отделение, получила собственную защиту в виде металлического короба. Задние колеса так же прикрыли наклонными щитками.

На цилиндрической задней части корпуса помещался погон для установки оружия и его защиты. Вооружение должно было располагаться на установке, защищенной крупным куполом. Последний имел форму сектора шара и защищал стрелка только в передней полусфере. Сзади подобная башня была выполнена открытой, что сокращало массу машины и улучшало обзор.


Автомобильное шасси обеспечивало приемлемую проходимость на бездорожье


Штатным оружием бронеавтомобиля SAVA являлся пулемет Hotchkiss Modèle 1909 с воздушным охлаждением ствола. Это оружие устанавливалось в лобовой амбразуре башни и могло атаковать цели на разных направлениях. Грубая горизонтальная наводка осуществлялась поворотом всей установки на погоне, тонкая – перемещением пулемета на шкворне. Пулемет показывал скорострельность на уровне 500 выстрелов в минуту. Боекомплект хранился в жестких кассетах на 30 патронов. Для их перевозки внутри корпуса имелись объемные ящики.

Экипаж нового бельгийского броневика должен был состоять из трех человек. В передней части обитаемого отсека помещался механик-водитель, отвечавший за управление машиной. Задняя часть корпуса являлась рабочим местом пулеметчика и его помощника. Водителю предлагалось попадать на свое место при помощи крупной двери в левом борту. Стрелки, в свою очередь, должны были использовать люк в правой стенке корпуса. Любопытно, что под дверью водителя оставалась подножка, заимствованная у базового автомобиля. Под задним люком подобная деталь отсутствовала, и потому пулеметчикам следовало использовать простую скобу, закрепленную на корпусе.

Водитель мог следить за дорогой при помощи прямоугольного лючка в лобовом листе. В боевой обстановке люк закрывался и наблюдение следовало вести через щель в крышке. Башня позволяла пулеметчику и его помощнику наблюдать за передним сектором через амбразуру и за задней полусферой, пользуясь отсутствием части купола. Кроме того, дополнительные смотровые лючки располагались в бортовом люке и в изогнутом кормовом листе.

Длина бронеавтомобиля Auto Blindée SAVA не должна была превышать 4,5-5 м, ширина – не более 2 м, высота – около 2,5 м. Боевая масса, по разным оценкам, составляла 3-3,5 т. Соотношение мощности двигателя и веса позволяло броневику развивать на хорошей дороге сравнительно высокую скорость. На пересеченной местности подвижность машины заметным образом сокращалась, но все же оставалась на достаточном уровне. Броневик мог преодолевать некоторые препятствия, но подобные показатели оставались на уровне другой техники того времени.

Согласно наиболее правдоподобной версии, первый бронеавтомобиль нового типа, получивший собственное обозначение SAVA Modèle 1, был построен не позднее конца сентября 1914 года. Вскоре завод-изготовитель передал военным вторую машину под названием SAVA Modèle 2. Как следует из имеющихся данных, первые две машины серии почти не отличались друг от друга. Все различия носили технологический характер и никак не сказывались на общем облике или характеристиках.

Уже в октябре – во время осады города немцами – завод S.A.V.A. сдал третий броневик. Вероятно, машина Modèle 3 строилась в спешке, и именно по этой причине не получила поворотную башню. В ее случае пулемет «Гочкисс» монтировался на открытой установке. При этом сохранялась возможность стрельбы в любом направлении.


Вид на корму. Можно рассмотреть открытую башню


Насколько известно, новые бронеавтомобили SAVA в прямом смысле уходили с завода на фронт. Сразу после постройки технику отправляли на передовую для борьбы с противником и поддержки своих войск. Первой операцией с участием трех машин стала оборона Антверпена. В связи со специфической ситуацией на фронте и особенностями оснащения воюющих сторон наличие нескольких броневиков оказывало заметное влияние на ход боев. Тем не менее, всего три бронеавтомобиля не сумели спасти обороняемый город от захвата.

По некоторым данным, во время отступления из Антверпена бельгийская армия сумела сохранить все три броневика S.A.V.A. и позже продолжила их эксплуатацию. В дальнейшем эта техника использовалась для поддержки войск в ходе различных операций, для ведения разведки и патрулирования определенных районов. «Позиционный тупик» не способствовал частому выходу броневиков на поле боя, но и не исключал продолжения их эксплуатации. Подобная служба продолжалась в течение нескольких следующих лет.

По всей видимости, уже после окончания войны бельгийская армия решила отказаться от морально устаревших и выработавших ресурс бронеавтомобилей. Два из них были разобраны за ненадобностью. По некоторым данным, среди них была третья машина серии. Оставшемуся броневику (это была машина Modèle 1 или Modèle 2) теперь предстояло служить в органах правопорядка и решать задачи специальной полицейской машины.

Известно об участии сохранившегося броневика в нескольких операциях по подавлению массовых беспорядков. По некоторым данным, его использовали как в Бельгии, так и на территории Рейнской демилитаризованной зоны. В разных источниках утверждается, что эксплуатация единственной оставшейся машины типа SAVA продолжалась до 1923 года. После этого она повторила судьбу двух других броневиков, отправившись на разборку и переплавку.

Главной целью проекта SAVA являлось повышение безопасности экипажа бронеавтомобиля при сохранении всех прочих характеристик на уровне существующей техники. В целом, такая задача была решена, однако армия не смогла использовать весь потенциал новых бронеавтомобилей. В связи с потерей завода-изготовителя удалось получить лишь три боевые машины, что явно не отвечало существующим требованиям. Решать актуальные задачи пришлось при помощи иной бронетехники.


По материалам сайтов:
http://landships.info/
http://aviarmor.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://flamesofwar.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Landships.info, Aviarmor.net
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти