Ледорез "Фёдор Литке" - история судна и корабля

31


Это необычное судно – «Эрл Грей» - построили в 1909 г. на британской верфи «Виккерс» канадцам — для работы в устье реки Св. Лаврентия и одноименном заливе. Внешне оно, с изящным форштевнем, увенчанным бушпритом, слегка наклоненной высокой дымовой трубой и удлиненной надстройкой, скорее напоминало крупную паровую яхту. Кстати, на нем имелись апартаменты генерал-губернатора Канады, каюты на 55 пассажиров 1-го класса и на 20 — 2-го. Судно предполагали использовать для перевозки почты и людей, охраны рыбных промыслов и т.п.



Пароход относился к категории ледокольных, но весьма отличался от них. Если у тех отношение длины корпуса к ширине составляет 3,5 — 4,5 — короткие и широкие, они куда лучше опекаемых ими судов маневрируют в разводьях, то у «Эрл Грей» оно достигало 5,5. Носовая часть ледоколов выше ватерлинии обычно прямая, а ниже — скошенная под большим углом. Такая форма корпуса позволяет им не только таранить лед лобовыми ударами, но и вползать на него, чтобы давить собственным весом. У «Эрл Грей» же носовая оконечность с обшивкой толщиной 31 мм была заостренной, борта прямыми, поэтому судно резало лед, расталкивая обломки в стороны. Для борьбы с прочными, многолетними полярными льдами ледорез не предназначался и не годился, и он остался единственным образцом своего класса в мировом ледокольном флоте.

В начале 1-й Мировой войны Россия купила за границей несколько ледокольных судов, в том числе «Эрл Грей». Его переименовали в «Канаду» и передали в распоряжение Управления морского транспорта Беломорско-Мурманского района. Уже в ноябре 1914 г. ледорез приступил к проводке русских и союзнических транспортов с военными грузами через замерзающее Белое море в Архангельск. 9 января 1917 г. «Канаде» не повезло, она наткнулась на не обозначенную на карте подводную скалу и затонула на рейде Йоканги. 16 июня ее подняли и отправили в ремонт, а 26 октября вооружили и зачислили во флотилию Северного Ледовитого океана.

В январе 1918 г. «Канаду» демобилизовали. В гражданскую войну ее захватили английские интервенты и передали белогвардейцам. В марте 1920 г. те и другие спешно оставили русский Север, прихватив ряд русских судов. Но не «Канаду» — укомплектованная красными военморами, она попыталась воспрепятствовать тому и вступила в перестрелку с уходившим «Козьмой Мининым». Так состоялся первый и пока единственный артиллерийский бой ледоколов за Полярным кругом.

В апреле 1920 г. «Канада» стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии, а через месяц получила третье название «III Интернационал». Ледорезу довелось участвовать в спасении белого парохода «Соловей Будимирович» (позже «Малыгин»), затертого льдами в Карском море, — его пассажиры и команда находились на грани смерти от холода и голода

Только в июне 1921 г. «III Интернационал» вернули Мортрансу, а там его 12 июля вновь переименовали, на сей раз в честь известного мореплавателя и географа, президента Петербургской АН, адмирала Ф. П. Литке (1797—1882). Спроектированное для преодоления слабых или битых льдов, судно добросовестно трудилось в Арктике, проводя караваны, обслуживая промыслы и станции, потом — на Балтике и Черном море, в 1929 г. оно возвратилось в Заполярье, совершило рискованный поход к острову Врангеля и было награждено орденом Трудового Красного Знамени. А зимой 1931 г. подтвердило репутацию — несмотря на крайне тяжелые условия, провело караван в Охотское море. Во многом благодаря своему капитану Н. М. Николаеву, который еще до революции закончил Морской корпус и с 1917 г. служил на Севере, в частности, на ледоколе «Степан Макаров», приобретя немалый опыт.

В 1932 — 1933 гг. «Литке» превратился в экспедиционное судно, на нем обосновались ученые, работавшие по программе 2-го Международного года Арктики.

Довелось ледорезу поучаствовать и в «челюскинской» эпопее. Повреждения корпуса и механизмов не позволили ему пройти во льдах Чукотского моря, чтобы вывести на чистую воду затертый пароход, которому, в отличие от «Сибирякова», не было суждено за одну навигацию пройти трассу Северного морского пути с запада на восток.

28 июня 1934 г. «Литке» вышел из Владивостока и взял курс на север. На его борту находились участники экспедиции во главе с членом-корреспондентом АН СССР В. Ю. Визе. Ледорез медленно, методично преодолел Северный морской путь, успев заодно вызволить застрявшие у Таймыра торговые суда и поработать у о. Диксон, обеспечивая движение караванов с народнохозяйственными грузами. 20 сентября «Литке» ошвартовался в Мурманске, оставив за кормой 6 тыс. миль, в том числе 1600 — во льдах. В правительственной телеграмме, переданной на имя Николаева и Визе, говорилось: «Горячо поздравляем и приветствуем участников экспедиции ледореза «Ф. Литке», впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад. Успехи экспедиции «Ф. Литке» свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками». Много лет спустя полярник 3. М. Каневский подчеркнул весьма важное обстоятельство: «Это плавание можно считать примерным, оно было великолепно организовано, проведено четко, безукоризненно, с применением всего лучшего, чем располагала наука и техника». Многочисленные схватки со льдом не прошли даром — ледорез сразу же пришлось ставить в основательный ремонт. Зато уже в следующем году по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток прошли обычные пароходы «Ванцетти» и «Искра», а встречным курсом — «Анадырь» и «Сталинград».

В 1936 г. «Литке» опять отличился — вместе с ледокольным пароходом «Анадырь» провел вдоль побережья Сибири эсминцы «Сталин» и «Войков», отправленные с Балтики на усиление Тихоокеанского флота. Участник той операции, старший помощник капитана «Анадыря» А. М. Матиясевич (в Великую Отечественную он командовал балтийской подводной лодкой «Лембит») вспоминал: «Отдельные скопления льда «Литке» преодолевал с ходу, за ним шел «Анадырь», расширяя проход, затем миноносцы и замыкающими танкеры. Впервые в истории мореплавания военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря в море Беринга, обогнув мыс Дежнева».
В следующем году ледорезу не повезло — сопровождая 5 транспортов, он вместе с ними попал в тяжелые льды, выбраться не смог. Выручил мощный ледокол «Ермак». И вновь проводки караванов, походы к полярным станциям.

В 1939 г. началась советско-финляндская война. В январе 1940 г. «Литке» превратили в сторожевой корабль Северного флота, в коем качестве он пребывал до 8 апреля, после чего его демобилизовали и вернули Главному управлению администрации Северного морского пути. Но, как оказалось, ненадолго. 25 июля 1941 г. судно в который раз призвали в строй, на нем подняли военно-морской флаг, установили две 45-мм пушки и несколько пулеметов, присвоив очередное обозначение СКР-18 (сторожевой корабль). Вскоре вооружение признали недостаточным и сорокапятки заменили 130-мм орудиями.

В августе сторожевик ввели в состав только что сформированного Северного отряда Беломорской флотилии, которому предстояло охранять ново-земельские проливы. Впрочем, вскоре выяснилось, что немецкие боевые корабли (кроме подводных лодок) в этих водах не рискуют появляться, и СКР-18 отправили заниматься прямым делом — водить караваны из Белого моря в Карское и обратно. Несколько раз старый ледорез выполнял и сугубо боевые задания, например, в январе 1942 г. конвоировал поврежденный новый линейный ледокол «И. Сталин». А 20 августа и сам был атакован вражеской субмариной U-456, но сумел избежать торпед. Было известно, что летчики и подводники противника настойчиво охотятся за советскими ледоколами, без которых были бы невозможны нормальные перевозки стратегических грузов по заполярным морям. Тем не менее, за всю войну немцам так и не удалось не только потопить, но и надолго вывести из строя ни одного ледокола.

К февралю 1944 г. Северный флот пополнился боевыми кораблями отечественной постройки и полученными от союзников, нужда в импровизированных тральщиках и сторожевиках стала отпадать. «Литке» передали в оперативное подчинение Главному управлению администрации Северного морского пути.

Кончилась война, и ледорез вновь занялся привычной работой — проводкой караванов и отдельных судов. А в 1946 г. на нем в высокоширотный рейс отправилась экспедиция, через два года подобное плавание повторилось — изыскивались возможности пускать транспортные суда по так называемой «Великой северной полынье».

В 1955 г., участвуя в очередном научно-исследовательском предприятии, организованном Арктическим институтом, он поднялся до 83° 21' северной широты, установив рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане, не дойдя всего 440 миль (810 км) до Северного полюса. Это достижение спустя годы превзошли лишь огромные ледоколы, оснащенные ядерными силовыми установками.
14 ноября 1958 г. «Литке», как окончательно устаревший, вывели из эксплуатации и через некоторое время сдали на слом. В тот период его участь разделили и другие прославленные ветераны Арктики — макаровский ледокол «Ермак», ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Дежнев», да и другие, немало сделавшие для того, чтобы Северный морской путь превратился в нормально действующую транспортную магистраль.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    30 декабря 2017 08:12
    В детстве читая про героев полярников, очень часто встречал название этого корабля. Героический кораблик, как в принципе и большинство наших кораблей в том районе. Еще тогда заинтересовала, почему же он именно "ледорез". Спасибо автору, сейчас понял. И уж он то точно ЛЕДОКОЛ, в отличии от остальных ЛЕДОДАВОВ.
    1. +2
      30 декабря 2017 17:04
      Рановато списали, мог еще послужить.
  2. +12
    30 декабря 2017 11:54
    Как то не удаётся нам, оставлять на постаментах для потомков, значимые экземпляры техники. Считаю нашей великой истории, должны соответствовать великие памятники технике. Многие виды, которых изобрели в России и тогда о приоритете сейчас бы не спорили.
    1. +4
      30 декабря 2017 19:46
      Присоединяюсь к Вашим словам!
      Старейший ледокол в мире - Ангара (на вечной стоянке в Иркутске). Спущен на воду 1900 году.
      1. +7
        30 декабря 2017 19:51
        Еще один красавец - Красин (С-Петербург).

        Увы Литке ушел на металлолом.
        Единственно прочитав статью мелькнула крамольная мысль "не дай бог д-дунки покусятся на "Волхов"!
        1. +1
          3 января 2018 09:09
          ЕГО ПРОВЕРИЛИ НА ТОЛЩИНУ ОБШИВКИ- ЗА 100 ЛЕТ НЕ УМЕНЬШИЛАСЬ, ТАК-ЧТО ВОЛХОВ-КОММУНА ЕЩЁ ,ДАЙ БОГ , ПОСЛУЖИТ! И ВОТ ЕГО УЖ ТОЧНО НАДО СОХРАНЯТЬ!(ЭТИ СЛОВА ДА ПРЕЗИДЕНТУ В УШИ!)
  3. +4
    30 декабря 2017 14:13
    Славный путь настоящего труженика.
  4. +7
    30 декабря 2017 14:43
    Читаешь и диву даешься , как мы "хаяли" все имперское , царское , советское , а на деле оказывается , что все делалось правильно и корабли приобретались хорошие (двойного назначения ),и пользы они управляемые опытными капитанами принесли стране не малую .Спасибо автору ! Не дал , как некоторые , в угоду дерьмократам , поганить историю флота Российского !
    1. +2
      30 декабря 2017 17:20
      Содержать корабль-памятник, да ещё и на плаву - дорогое удовольствие. Но делать это надо.
      1. +3
        30 декабря 2017 19:28
        Цитата: polkovnik manuch
        Читаешь и диву даешься , как мы "хаяли" все имперское , царское , советское , а на деле оказывается , что все делалось правильно и корабли приобретались хорошие (двойного назначения ),и пользы они управляемые опытными капитанами принесли стране не малую.Спасибо автору ! Не дал, как некоторые, в угоду дерьмократам, поганить историю флота Российского !

        Первое, что удивило - это переименование ледореза из III Интернационала в Царского адмирала Литке!
        Цитата: Авиатор_
        Содержать корабль-памятник, да ещё и на плаву - дорогое удовольствие. Но делать это надо.

        Второе, поддерживаю Ваши слова всеми лапами. От себя добавлю еще как надо, даже не нам, нашим детям и внукам.
  5. +10
    30 декабря 2017 15:32
    Сделаю небольшое уточнение. По моей просьбе, наш коллега Юрий Алексеевич Ветров с ником Veteran нашёл и выложил данный материал. Юрий Алексеевич - огромное спасибо. good hi
    1. +3
      30 декабря 2017 20:00
      Сергей , я тебя приветствую и присоединяюсь к словам благодарности нашему общему знакомому !!! soldier soldier soldier
      1. +7
        30 декабря 2017 23:46
        Спасибо, други! Тронут вашими словами благодарности. soldier drinks
        1. +5
          1 января 2018 12:01
          Юрий Алексеевич, приветствую и поздравляю с Новым Годом! hi drinks
          А почему сейчас такую форму корпуса не используют, раз она положительно себя зарекомендовала?
          1. +5
            2 января 2018 18:31
            Поздравляю с наступившим Новым Годом, Серёжа!!! hi
            Ещё перед и во время 1-й Мировой войны опыт и практика стали показывать, что наилучшей формой корпуса ледокола для арктических морей является форма ледокола "Ермак" (т.н. русский тип), поэтому он и стал прототипом для постройки арктических ледоколов: "Красина" в 1916 г., и уже в советское время в 1935 - 41 гг. серии из 4-х ледоколов типа "И. Сталин", являвшимися дальнейшим развитием ледоколов русского типа и предназначенных для обеспечения навигации по СМП (активно использовались до 1960-х годов). Нехватка ледоколов в связи с активным освоением хождения по арктическим морям заставляла использовать все имеющиеся суда ледокольного класса, но они не всегда справлялись с поставленными задачами.
            1. +5
              2 января 2018 18:58
              Юрий Алексеевич, hi И Вас с Новым Годом! good drinks
              Но ведь ледорез показал не плохие качества в проводке судов по СевМорПути, Почему его опыт отвергли? Или ледоколы русского типа более универсальны?
              1. +5
                2 января 2018 21:06
                Серёжа, неудачный был опыт с этой идеей "ледореза", для роли арктических ледоколов он не годился, во всяком случае, он здорово проигрывал по ледовой проходимости ледоколам по типу "Ермака". Тот же "Святогор"-"Красин" (с вдвое большим водоизмещением) имел мощность на валах ок. 10 тыс. л.с. (у "Литке" 7 тыс.), 3 винта ("Литке" - 2) и мог справляться со льдами толщиной до 2 м. В 1920 г. "Литке" не смог пробиться к попавшему в ледовый плен в Карском море ледокольному пароходу "Соловей Будимирович", на борту которого уже 4 месяца дрейфовали 85 человек. И только "выцарапанный" у Англии Красиным "Святогор" смог "проломиться" к судну и спасти людей.
                1. +4
                  2 января 2018 22:20
                  Юрий Алексеевич, ну раз в "тяжёлых" льдах он работает менее эффективно, значит для него найдутся менее напряжённые задачи. Или просто нет смысла делать ледоколы с разным типом корпусов?
                  1. +5
                    2 января 2018 23:00
                    Да конечно, Серёжа, нет смысла. За прошедшие годы выработали оптимальные формы для арктических ледоколов, и в принципе основное совершенствование их идёт по путям усиления мощности на валах и улучшения маневренности судна. На других театрах, имеющих свои особенности ледовой обстановки, применяют несколько другие типы ледоколов, н-р, есть "балтийский тип". Но ледорезы нигде не прижились.
                    1. +4
                      3 января 2018 16:58
                      Юрий Алексеевич hi Ну я так образно скажу - ледокол, это колун, а ледорез, это топор. Если в Арктических льдах ледорез не так актуален, то в акватории порта сделать ювелирную работу сможет? Аккуратненько так кого то "отрезать" от причала. Ну ма-а-аленьнький такой ледорезик?
                      1. +4
                        3 января 2018 20:15
                        Вот как раз в акватории порта, Серёжа, лучше всего подойдёт и может сделать "ювелирную работу" маневренный "И. Муромец". А к причалам, источникам тепла, корабли не примерзают.
                    2. +5
                      3 января 2018 20:27
                      Вот я тоже заметил, Юрий Алексеевич, что форма корпуса буксира очень сильно напоминает ледокол, и ходовые качества сходные. Я даже могу похвастаться, в 78-м мне доверили подержать штурвал буксира, который переправлял нас через Волгу. Это единственная моя "морская практика". Тем не менее я был рулевым, хоть и пять минут. Вот.
                      1. +3
                        3 января 2018 23:53
                        Ну так это же драгоценный опыт, Серёжа, хотя никогда не знаешь, когда он сможет пригодится, а вдруг... winked yes
                    3. +4
                      3 января 2018 23:59
                      хотя никогда не знаешь, когда он сможет пригодится, а вдруг...

                      Тридцать лет пользуюсь - я командир корабля "Семья", жена штурман и риф одновременно. Следую своим курсом, и корабль сохранил.
                      1. +3
                        4 января 2018 16:17
                        Так держать, командир! good И счастливого плавания в океане жизни! yes
  6. +2
    30 декабря 2017 20:30
    Исторический корабль,пытавшийся пробиться к Челюскину
  7. +1
    31 декабря 2017 02:00
    Позор для страны отправлять на слом или "иголки" историческую гордость флота!!!! Такие корабли и суда нужно хранить в качестве памяти и назидания потомкам!
    1. +2
      1 января 2018 05:25
      Согласен!
      Я разве только не пищал от злости над графой "сроки сдачи в металлолом", когда читал справочники. Кощунство когда почти столетние корабли пускали на слом в 60-80 года прошлого века. А ведь могли сберечь даже Петра Великого и Кремль. Эх печалька.
  8. +2
    3 января 2018 09:03
    ВОТ Я О НЁМ И УЗНАЛ ВСЁ! ГОДА С 1980 В АЛЬБОМЕ МАРКА ИЗ СЕРИИ ЛЕДОКОЛЫ СССР, СПАСИБО!
  9. 0
    4 января 2018 12:51
    отличный корабль
  10. 0
    18 января 2018 06:19
    посмотрел в альбоме марку-он дан как ледокол, а на корме-силуэт Ш-2