Military Review

The Fire Hammer of the Third Rome. Part of 2

17
What were the most important of the heavy field artillery guns?


The 107-mm gun of the Schneider system of the 1910 model had a flat fire trajectory and a powerful high-explosive projectile. The gun was very long-range - effectively proving itself where the use of other types of guns was of little prospect. The use of this weapon was allowed: a high-explosive projectile (grenade) - on important (and remote), mostly vertical, targets (railway stations, observation posts, reserves and headquarters), on enemy long-range artillery (counter-battery combat); shrapnel - for shelling of tethered aerostats, for hitting remote large open living targets (military columns, etc.).

The last task was most relevant during rearguard battles - when the long-range 107-mm cannon fired on the avant-garde units of the advancing enemy. Thus, the 2 th battery of the Life Guard heavy artillery battalion in 22 - 23 battles in July 1915 in the Vlodavka direction repulsed several powerful enemy attacks, giving the combat stability to the infantry that had switched to a successful counterattack (see Second heavy).

Heavy howitzers were used: for the destruction of defense units, machine-gun nests, gun installations, shelters, etc. — that is, the main elements of the defense; for the destruction of particularly strong wire obstacles (iron stakes on concrete foundations, obstacles in the forest, special-purpose barriers). thicknesses - wire cylinders), for the destruction of wire obstacles behind the slopes of heights and in deep ravines, for the destruction of buildings, fortified observation posts, settlements, for the destruction of reinforced batteries and living targets for entail a grave closed.

Howitzers were used as a high-explosive projectile, and shrapnel.

9- and 10-inch guns, 9-, 11- and 12-inch howitzers of Vickers systems and Obukhovsky plant were supposed to destroy especially remote and significant objects - warehouses, railway junctions, heavy artillery positions, etc.

The 305-mm howitzer of the Obukhovsky plant of the 1915 type was the pinnacle of the artillery pyramid of the Russian army.


305-mm howitzer- "butt" arr. 1915 d. Catalog of the material part of the domestic artillery. L., 1961. From the author's library

The howitzer was designed by the Obukhov and Petrograd metal plants, and fired at the 13,5-km distance 372-kg projectile. A shell pierced a concrete slab with a thickness of 3,4 meter. The gun belonged to the systems of long range and "great power" (howitzer classmate of the Vickers system with the same caliber fired only at 9 km).

The brightest episode of the combat use of the “Russian Berta” is the 03 firefight. 12. 1916 y der. Elovka - on the front Dvinsk. The 19 X Army Army Corps (2 305-mm and 6 152-mm guns struck the 8 objects of the Germans from Elovka) with a shock art group. Objects located at 11 - 13-km distance from the front line were hit.

Now worth a look at historical the development of Russian heavy artillery by the beginning of the XNUMXth century, as well as the evolution of its structure.

The first experience of giving the Russian troops heavy artillery in harnesses refers to 1898 - 1899. - it took place on large maneuvers of the Kiev Military District troops, which at that time was commanded by General M. I. Dragomirov.

The Kiev siege battalion under the command of Colonel A.V. Shokoli formed a platoon of 8-inch light mortars, placed on "hard" gun carriages. The wagons with platforms and ammunition were harnessed by "civilian" horses - the siege battalion did not have "its own". This experience showed the possibility of moving heavy artillery system on country roads and even (for a short distance) on plowing. The maneuvers ended with live firing with the attack of fortified positions. In accordance with the requirements of that time, the artillery, after conducting a fire preparation of the attack of the infantry, changed its position, which was then exclusively open. But the heavy artillery of that time could not change positions.

The next episode, when the heavy artillery was attached to the field forces, occurred in 1903 on the Rembertow training ground near Warsaw. Colonel J.F. Karpov (later the commander of the new-George Orland Artillery) commanded the guards, which were taken from the Warsaw Fortress Artillery (with special wooden platforms), while the Life Guards 3 Artillery Brigade provided their teams. At the same time, a device called "shoes" was tested - it was put on the wheels to reduce the "bindability" in the ground.

In the Russo-Japanese War in the areas of art. Dashichao, under Liaoyan and Mukden acted East-Siberian Siege Artillery Division (formed in the Kiev Military District), which was given the battery, isolated from the Vladivostok Fortress artillery, as well as transferred from the Warsaw Fortress.

Then for the first time the Russian heavy artillery practiced shooting at an invisible target.

In 1906, Siege Artillery Divisions were formed. Composition - three batteries: two 42-linear and one 6-inch. They were given a communications unit and a searchlight unit.

At the beginning of World War I, the Russian army had only 5 siege artillery battalions (107-mm cannon and 152-mm howitzer). And then, in the course of the war, their number tripled (including the 2 Siberian, besides the number ones), becoming the basis for siege artillery brigades.

The Russian and French armies entered the First World War, clearly underestimating the role and importance of heavy artillery - the first had 240, and the second - 308 heavy guns. Make up for missed already in the course of a heavy war.

With the beginning of the war, the commanders of armies and fronts threw the Stavka with requests for the addition of heavy artillery. The Main Artillery Directorate was at first lost, and then remembered the existence of serf artillery - which could give the guns until domestic plants could cope with the corresponding task and the guns from the allies arrived.

What fortresses could give guns? Onshore: Kronstadt, Sveaborg, Sevastopol, Libava, Vladivostok - they themselves were armed and had to support the fleet. Land: Novogeorgievsk, Brest-Litovsk, Osovets, Kovno, Grodno - were to become the basis of the defensive line of the Austro-German front. In the Caucasus there were Kars, Akhaltsykh (fortification), Akhalkalaki (fortification), in part - Batum. But these fortresses and strongholds, with a small number of troops on the Caucasian front, were to be in constant readiness, supporting the Caucasian army. Privisly fortresses - Warsaw and Ivangorod - despite the fact that they were at the stage of reorganization, did their job. Dali guns of the fortress artillery. Warsaw was the first to give 12 guns - a heavy division was formed, named: "Warsaw". In the middle of October, 1914 and the Vyborg fortress artillery sent 12 guns to Warsaw, from which the Vyborg heavy division was formed. Novogeorgievsk also selected 12 guns to form the same division. Novogeorgievsky heavy division participated in the siege of Przemysl.


Installing a heavy battery under Przemysl. Military, 1918.

A war participant recalled: “Already in 1915, heavy artillery battalions appeared on the front, formed from serf artillery. I had to see heavy artillery battalions formed from Ivangorod and Brest-Litovsk fortress artillery. I have often been in one of these divisions, as they were commanded by one of my “brother-soldiers”. Often in this difficult battalion, I noted with great pleasure that the spirit and mood of the officers of the battalion differed favorably from the spirit and mood of the officers of the serf artillery in peacetime. ”

Although the formation of serf divisions continued (the 4 of Brest-Litovsk was being formed, the 2 of the Ivangorod heavy artillery division, etc.) was not enough, of course.

It was the needs of the front, if not in the divisional, then at least corps heavy artillery that led to the creation of heavy (in the cropped 5 of such divisions were at the beginning of the war) 3-battery artillery divisions. Two batteries were howitzer (152-mm) and one gun battery (107-mm). Each battery contains 4 guns. During the war, the number of numbered heavy battalions steadily increased. In 1915, the Life Guards Heavy Artillery Division was formed.

Heavy divisions became the basis for the subsequent formation of heavy field artillery brigades (3-divisional composition). During the war years there were 17 heavy artillery brigades (15 numbered, Osovetskaya and 1-I Siberian) - and in 1916 - 1917. they were abolished with the withdrawal of divisions belonging to them with the name of the latter "separate field heavy artillery divisions." A significant number of more mobile and better managed divisions allowed the Army to fill the troops of the Army with the necessary volume of organizational units of heavy artillery.

The first of the formed heavy divisions acted on the Bzura and Ravka rivers in the autumn and winter of 1914. Their appearance at the front caused great joy in the troops. Gunners with honor passed the first test. An eyewitness recalled: “the young staff-captain Boris Klyucharev of the Warsaw Division brought the 42-x linear gun to the infantry trenches at night, and when it dawned a bit - opened fire on German machine-gun nests (on Bzura) that hit our positions. Nests were completely destroyed. Of course, the Germans later answered too. But this weapon was not damaged and the next night he brought it unscathed. ”

An officer of the Caucasian Grenadier Division, K. Popov, wrote about the bottom of November 22, that “our artillery, supported by unknown heavy artillery, smashed all German attempts to stick its head out. Artillery fire was so strong and successful that the Germans left their trenches and fled. ” [Popov K. Memoirs of the Caucasian Grenadier 1914-1920. M., 2007. C. 47].

The experience of the formation of heavy divisions and the great importance of the fact of their appearance at the front indicated to the Chief Artillery Directorate the need to give these formations a coherent system. And in 1915, the Spare Heavy Artillery Brigade was established in Tsarskoye Selo and was headed by Academician-artilleryman NI Fonshtein. The work of this brigade under the able guidance of N. I. Fonshtein gave the Russian army organizationally slim and numerous heavy artillery.


Heavy battery in position. Pictures of war. M., 1917. From the author's library

To be continued
Author:
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Serge72
    Serge72 10 January 2018 07: 52
    19
    That's interesting.
    He knew little about the development trends of Russian heavy artillery during World War II.
    And the trends are normal. The quieter you go, the further you'll get
  2. parusnik
    parusnik 10 January 2018 08: 03
    +9
    Popov, Konstantin Sergeyevich in the Volunteer Army since 1918. Participated in all battles between Tsaritsyn and Kamyshin until October 1919. On March 8, 1920 Popov fell ill and was evacuated from Novorossiysk to the island of Cyprus. In 1921 he moved to Belgrade, and then moved to France. In 1930-1931, he spoke at military organizations with reports on the Russian All-Military Union (ROVS). Since February 1931 - Secretary of the editorial office of the monthly newspaper Russian Invalid, founded by General N. N. Baratov. He was forced to leave the office and settled in Osgor, in the department of Landa, where he was engaged in gardening and horticulture on the farm until 1946. In 1946 he returned to Paris. Throughout his life in exile, he remained an employee of the Foreign Union of Russian Military Invalids and the Association of the 13th Life-Grenadier Erivan Regiment. Member of the Congresses of the Union in 1955, 1959-1962 in Issy-les-Moulineaux (near Paris). Member of the Union of St. George Knights, since 1960 member of the Court of Honor of the Union. For many years, a member of the Society of lovers of Russian military antiquities. He was a member of the Union of Zealots in memory of Emperor Nicholas II. Author of several books on the theme of the First World War and the Civil War. After the Second World War, on the proceeds from the sale of the farm, Popov published the book “Life Erivans in the Great War”. He was published in the newspaper "Russian invalid", collaborated in the magazine "Military reality." He died on March 24, 1962 in the House of Russian military invalids in Montmorency near Paris. Buried in a local cemetery.
  3. XII Legion
    XII Legion 10 January 2018 08: 48
    21
    Serf artillery played a role!
    Not only direct - defensive, but also organizational - becoming the basis for the formation of a number of parts.
    Thank you!
  4. kvs207
    kvs207 10 January 2018 09: 13
    +8
    There is an excellent book on the topic - "Heavy Division". Although artistic, but quite reliable.
    1. kalibr
      kalibr 10 January 2018 18: 52
      +3
      The Zvonarev Family - a sequel to Port Arthur, read. About the same ...
  5. Blue cop
    Blue cop 10 January 2018 09: 40
    16
    Underestimating the prospects of any weapon is not terrible
    The main thing is to be able to draw conclusions and try to catch up
    By the way, the first (so far temporary) in the East experience of forming a positional front took place on Bzur
  6. soldier
    soldier 10 January 2018 10: 03
    19
    Interesting photos and illustrations.
    305 mm jacket: bringing to a firing position
  7. soldier
    soldier 10 January 2018 10: 03
    17
    Schneider's 280 mm howitzer in combat
    1. Blue cop
      Blue cop 10 January 2018 12: 48
      15
      Narrow gauge tracks when creating firing positions of heavy artillery of those years are irreplaceable
  8. soldier
    soldier 10 January 2018 10: 05
    17
    152 mm gun in combat position
    1. Cat
      Cat 10 January 2018 18: 01
      +5
      She is the same after the modernization of 1930!
      Museum in Verkhnyaya Pyshma.
  9. Some kind of compote
    Some kind of compote 10 January 2018 11: 27
    17
    It is interesting to read about the origin and development of RIA heavy field artillery
    Waiting for the finale good
  10. BRONEVIK
    BRONEVIK 10 January 2018 17: 05
    17
    Amirkhanov in the work "The Sea Fortress of Emperor Peter the Great" provides the following interesting data on the combat use of 305 mm guns that were in service with the fortress:
    "In 1916, the land front of the naval fortress of Emperor Peter the Great had to part with part of the artillery. The 1st and 2nd naval heavy divisions specially formed for the land defense of Revel, armed with 305-mm howitzers of the 1915 model, were sent to Ust- Dvina Fortress: The divisions took an active part in the defense of Riga, shelling German positions until the last day.
    In September 1917, the divisions returned to the fortress of Emperor Peter the Great, and with them other artillery formations of the Ust-Dvinsk fortress "P. 46.
    1. Cat
      Cat 10 January 2018 18: 07
      +3
      By the way, “from poverty and poverty in a heavy artillery fleet,” the military personnel and craftsmen of the Russian Empire learned to such an extent that the guns were removed and mounted that during the years of the Gozhdan war, a week was enough to dismantle 130-152 mm cannon guns from the ship and mount them on armored trains, etc. . land positions.
      So "bye-bye" made the entire naval artillery of the cruiser Aurora.
      1. hohol95
        hohol95 10 January 2018 22: 21
        +3

        And on the tractors!
  11. Alexey RA
    Alexey RA 10 January 2018 18: 11
    +3
    If my sclerosis does not fail me, then the 305-mm howitzer of the 1915 model is a naval gun ordered by Morved for coastal fortresses. Heiress 11 "mortar - to work on decks in tightness. The order was intercepted by the Military Authority, but several of these howitzers still got into the battlefield - near Batumi and Vladivostok.
    In Vladivostok, however, the battery number 911 was transferred from the BO to the Imansky UR, eventually forming the 295th Separate Artillery Howitzer Division of high power from its guns. Having become in 1945, EMNIP, BM artillery record holder in the number of shells fired - 866 units in 11 days.
    Within 11 days from 9.08. on 19.08.1945/9/1 the battalion’s batteries destroyed: DOT-1, two-story brick buildings - 1, stationary radio stations - 75, railway junction - 1, destroyed: 310-mm battery - 1; XNUMX-mm gun - XNUMX (direct hit in the embrasure).
    The fire of the division set fire to the South-Western, Central and Northern towns twice, once - the Eastern town of the Khutou UR.
    The composition of the AR-35 group of the 1st Far Eastern Front was silenced by 2 280 mm guns and 1 310 mm gun until 15.08.1945/1/410, 17.08.1945 150 mm gun until 4/19.08.1945/XNUMX. and a XNUMX-mm armored XNUMX-gun battery - until XNUMX/XNUMX/XNUMX, as a result of which the fire of this artillery was not intense and inefficient.
    19.08.1945/15.00/XNUMX at XNUMX. the battery fire was stopped and no longer resumed.
    In total for the operation, the division fired 866 shells, which amounted to 236 tons of metal and explosives.
    © Historical Form 295 of the High Power Separate Artillery Howitzer Division
  12. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 11 January 2018 11: 50
    12
    Informative and informative article. To the author - my gratitude for the work done!

Огневой Молот Третьего Рима. Часть 2

Что же представляли из себя важнейшие из орудий полевой тяжелой артиллерии?

107-мм пушка системы Шнейдера образца 1910 г. обладала настильной траекторией огня и мощным фугасным снарядом. Пушка была очень дальнобойной - эффективно зарекомендовав себя там, где применение орудий другого типа было малоперспективно. Применение этого орудия допускалось: фугасным снарядом (гранатой) - по важным (и удаленным), в основном вертикальным, целям (железнодорожные станции, наблюдательные пункты, резервы и штабы), по вражеской дальнобойной артиллерии (контрбатарейная борьба); шрапнелью - для обстрела привязных аэростатов, поражения удаленных крупных открытых живых целей (войсковые колонны и пр.).

Последняя задача была наиболее актуальна во время арьергардных боев – когда дальнобойная 107-мм пушка расстреливала авангардные части наступающего противника. Так, 2-я батарея лейб-гвардии тяжелого артиллерийского дивизиона в боях 22 - 23 июля 1915 г. на влодавском направлении отбила несколько мощных атак противника, придав боевую устойчивость пехоте, перешедшей в успешную контратаку (см. Вторая тяжелая).


Тяжелые гаубицы применялись: для разрушения узлов обороны, пулеметных гнезд, орудийных установок, убежищ и т. п. – т. е. основных элементов обороны, для разрушения особенно прочных проволочных заграждений (железные колья на бетонных основаниях, заграждения в лесу, проволочные заграждения особой густоты - проволочные цилиндры), для уничтожения проволочных заграждений за скатами высот и в глубоких лощинах, для разрушения строений, укрепленных наблюдательных пунктов, населенных пунктов, для уничтожения укрепленных батарей и живых целей за серьезными закрытиями.

Гаубицы применяли как фугасный снаряд, так и шрапнель.

9- и 10-дюймовые пушки, 9-, 11- и 12-дюймовые гаубицы систем Виккерса и Обуховского завода должны были уничтожать особо удаленные и значимые объекты - склады, железнодорожные узлы, позиции тяжелой артиллерии и т. п.

305-мм гаубица Обуховского завода образца 1915 г. стала вершиной артиллерийской пирамиды русской армии.


305-мм гаубица-«обуховка» обр. 1915 г. Каталог материальной части отечественной артиллерии. Л., 1961. Из библиотеки автора

Гаубица сконструирована Обуховским и Петроградским металлическими заводами, и вела огонь на 13,5-км дистанцию 372-кг снарядом. Снаряд прошивал бетонную плиту толщиной 3,4 метра. Орудие относилось к системам большой дальности и «большого могущества» (гаубица-одноклассница системы Виккерса при таком же калибре стреляла лишь на 9 км).

Наиболее яркий эпизод боевого применения «Русской Берты» - огневой бой 03. 12. 1916 г. у дер. Еловка – на двинском фронте. Ударная артгруппа 19-го армейского корпуса (2 305-мм и 6 152-мм орудий нанесла мощный удар по 8 объектам германцев у Еловки). Объекты, находившиеся на 11 – 13-км расстоянии от линии фронта, были поражены.

Теперь стоит взглянуть на историческое развитие русской тяжелой артиллерии к началу XX в., а также на эволюцию ее структуры.

Первый опыт придания русским войскам тяжелой артиллерии в запряжках относится к 1898 - 1899 гг. – он состоялся на больших маневрах войск Киевского военного округа, которым в тот период командовал генерал М. И. Драгомиров.

Киевский осадный батальон под командованием полковника А. В. Шоколи сформировал взвод 8-дюймовых легких мортир, поставленных на «жесткие» лафеты. Повозки с платформами и боеприпасами были запряжены «вольнонаемными» лошадьми – «своих» осадный батальон не имел. Этот опыт показал возможность передвижения тяжелой артиллерийской системы по проселочным дорогам и даже (на короткое расстояние) - по пахоте. Маневры закончились боевыми стрельбами с атакой укрепленных позиций. В соответствии с требованиями того времени артиллерия, проведя огневую подготовку атаки пехоты, меняла позицию, которая тогда была исключительно открытой. Но тяжелая артиллерия того времени менять позиции еще не могла.

Следующий эпизод, когда тяжелая артиллерия была придана полевым войскам, произошел в 1903 г. на Рембертовском полигоне под Варшавой. Гвардии полковник Я. Ф. Карпов (впоследствии – командир новогеоргиевской крепостной артиллерии) командовал орудиями, которые были взяты из Варшавской крепостной артиллерии (со специальными деревянными платформами), в то время как лейб-гвардии 3-я артиллерийская бригада предоставила свои запряжки. Тогда же был опробован прибор, называемый «башмаками» - он надевался на колеса для уменьшения «увязаемости» в грунт.

В Русско-Японскую войну в районах ст. Дашичао, под Ляояном и Мукденом действовал Восточно-Сибирский Осадный артиллерийский дивизион (сформирован в Киевском военном округе), которому были приданы батареи, выделенные из состава Владивостокской Крепостной артиллерии, а также и переброшенные из Варшавской крепости.

Тогда впервые русская тяжелая артиллерия практиковала стрельбу по невидимой цели.

В 1906 г. были сформированы Осадные артиллерийские дивизионы. Состав - три батареи: две 42-линейные и одна 6-дюймовая. Им были приданы подразделение связи и прожекторное отделение.

На начало Первой мировой войны русская армия имела лишь 5 осадных артиллерийских дивизионов (107-мм пушки и 152-мм гаубицы). А затем, в ходе войны, их количество утроилось (в т. ч. кроме номерных появились и 2 Сибирских), став основой для осадных артиллерийских бригад.

Вступали в Первую мировую войну русская и французская армии, явно недооценив роль и значение тяжелой артиллерии – первая имела 240, а вторая - 308 тяжелых орудий. Наверстывали упущенное уже в ходе тяжелой войны.

С началом войны командующие армиями и фронтами забросали Ставку запросами о придаче им тяжелой артиллерии. Главное Артиллерийское Управление на первых порах растерялось, а затем вспомнило о существовании крепостной артиллерии - которая могла дать орудия, пока с соответствующей задачей не справятся отечественные заводы и не прибудут орудия от союзников.

Какие крепости могли дать орудия? Береговые: Кронштадт, Свеаборг, Севастополь, Либава, Владивосток - сами вооружались и должны были поддерживать флот. Сухопутные: Новогеоргиевск, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Гродно – должны были стать основой оборонительной линии австро-германского фронта. На Кавказе имелись Карс, Ахалцых (укрепление), Ахалкалаки (укрепление), частично - Батум. Но эти крепости и крепостицы, при малочисленности войск на Кавказском фронте, должны были находиться в постоянной готовности, поддерживая Кавказскую армию. Привислинские же крепости - Варшава и Ивангород – несмотря на то, что находились на этапе реорганизации, сделали свое дело. Дали орудия крепостной артиллерии. Варшава первая дала 12 орудий - был сформирован тяжелый дивизион, получивший наименование: «Варшавский». В середине октября 1914 г. и Выборгская крепостная артиллерия прислала в Варшаву 12 орудий, из которых был сформирован «Выборгский» тяжелый дивизион. Также и Новогеоргиевск выделил 12 орудий на формирование такого же дивизиона. Новогеоргиевский тяжелый дивизион участвовал в осаде Перемышля.


Установка тяжелой батареи под Перемышлем. Военное дело, 1918.

Участник войны вспоминал: «Уже в 1915 г. на фронте появились тяжелые артиллерийские дивизионы, сформированные из крепостной артиллерии. Мне пришлось видеть тяжелые артиллерийские дивизионы, сформированные из Ивангородской и Брест-Литовской крепостной артиллерии. В одном из этих дивизионов я часто бывал, так как им командовал один из моих «однополчан». Часто бывая в этом тяжелом дивизионе, я с большим удовольствием отметил, что дух и настроение офицеров дивизиона весьма выгодно отличались от духа и настроения офицерской среды крепостной артиллерии в мирное время».

Хотя формирование крепостных дивизионов продолжилось (формировались 4 Брест-Литовских, 2 Ивангородских тяжелых артиллерийских дивизиона и т. д.) этого, конечно, было недостаточно.

Именно потребности фронта если уж не в дивизионной, то хотя бы в корпусной тяжелой артиллерии привели к созданию тяжелых (в кадрированном виде 5 таких дивизионов имелись к началу войны) 3-батарейных артиллерийских дивизионов. Две батареи были гаубичные (152-мм) и одна батарея пушечная (107-мм). В каждой батарее - по 4 орудия. В ходе войны количество номерных тяжелых дивизионов неуклонно возрастало. В 1915 г. был сформирован лейб-гвардии тяжелый артиллерийский дивизион.

Тяжелые дивизионы стали основой для последующего формирования тяжелых полевых артиллерийских бригад (3-дивизионного состава). В годы войны существовало 17 тяжелых артиллерийских бригад (15 номерных, Осовецкая и 1-я Сибирская) – и в 1916 – 1917 гг. они были упразднены с выводом входивших в них дивизионов с наименованием последних «отдельные полевые тяжелые артиллерийские дивизионы». Значительное количество более мобильных и лучше управляемых дивизионов позволяло насытить войска Действующей армии необходимым объемом организационных единиц тяжелой артиллерии.

Первые из сформированных тяжелых дивизионов действовали на реках Бзуре и Равке осенью-зимой 1914 г. Их появление на фронте вызвало в войсках большую радость. Артиллеристы с честью выдержали первое испытание. Очевидец вспоминал: «молодой штабс-капитан Борис Ключарев Варшавского дивизиона привез ночью одно 42-х линейное орудие к пехотным окопам, а когда чуть рассвело - открыл огонь по немецким пулеметным гнездам (на Бзуре), поражавшим наши позиции. Гнезда были полностью уничтожены. Конечно, немцы потом тоже ответили. Но это орудие не было повреждено и на следующую ночь он его вывез невредимым».

Офицер Кавказской гренадерской дивизии К. Попов писал о дне 22 ноября, что «наша артиллерия, подкрепленная неизвестно чьей тяжелой артиллерией, разбивала все попытки немцев высунуть голову. Артиллерийский огонь был так силен и удачен, что немцы покинули свои окопы и бежали» [Попов К. Воспоминания кавказского гренадера 1914-1920. М., 2007. С. 47].

Опыт формирования тяжелых дивизионов и большое значение факта их появления на фронте указали Главному Артиллерийскому Управлению на необходимость придать этим формированиям стройную систему. И в 1915 г. в Царском Селе была учреждена Запасная Тяжелая Артиллерийская бригада – ее возглавил академик-артиллерист Н. И. Фонштейн. Работа этой бригады под умелым руководством Н. И. Фонштейна дала русской армии организационно стройную и многочисленную тяжелую артиллерию.


Тяжелая батарея на позиции. Картины войны. М., 1917. Из библиотеки автора

Окончание следует
Автор: Олейников Алексей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Серж72 (Сергей) 10 января 2018 07:52
    Интересно.
    О тенденциях развития российской тяжелой артиллерии во время мировой войны знал мало.
    А тенденции нормалек. Тише едешь - дальше будешь
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 10 января 2018 08:03
    Попов, Константин Сергеевич в Добровольческой армии с 1918 г. Участвовал во всех боях между Царицыном и Камышином до октября 1919 года.8 марта 1920 года Попов заболел и был эвакуирован из Новороссийска на остров Кипр. В 1921 году переехал в Белград, а затем переселился во Францию. В 1930-1931 выступал в воинских организациях с докладами о Русском общевоинском союзе (РОВС). С февраля 1931 года - секретарь редакции ежемесячной газеты "Русский инвалид", основанной генералом Н. Н. Баратовым. Был вынужден покинуть редакцию и поселился в Осгоре, в департаменте Ланды, где на ферме занимался садоводством и огородничеством до 1946. В 1946 возвратился в Париж. В течение всей жизни в эмиграции оставался сотрудником Зарубежного Союза русских военных инвалидов и Объединения 13-го Лейб-гренадерского Эриванского полка. Участник съездов Союза в 1955, 1959-1962 в Исси-ле-Мулино (под Парижем). Член Союза Георгиевских кавалеров, с 1960 член Суда чести Союза. В течение многих лет член Общества любителей русской военной старины. Состоял членом Союза ревнителей памяти императора Николая II. Автор нескольких книг на тему Первой мировой и Гражданской войн. После Второй мировой войны, на вырученные от продажи фермы средства, Попов издал книгу "Лейб-эриванцы в Великой войне". Печатался в газете "Русский инвалид", сотрудничал в журнале "Военная быль".Скончался 24 марта 1962 года в Доме русских военных инвалидов в Монморанси под Парижем. Похоронен на местном кладбище.
  3. XII легион (Цезарь) 10 января 2018 08:48
    Крепостная артиллерия сыграла свою роль!
    Не только прямую - оборонительную, но и организационную - став основой для формирования ряда частей.
    Спасибо!
  4. kvs207 (Валерий) 10 января 2018 09:13
    Есть отличная книга по теме - "Тяжелый дивизион". Хотя и художественная, но вполне достоверная.
    1. kalibr (Вячеслав) 10 января 2018 18:52
      "Семья Звонаревых" - продолжение "Порт-Артура", почитайте. Об этом же...
  5. Синий Мент (Антон) 10 января 2018 09:40
    Недооценка перспектив какого-либо оружия не страшна
    Главное - суметь сделать выводы и попытаться наверстать упущенное
    На Бзуре кстати имел место первый (пока временный) на Востоке опыт формирования позиционного фронта
  6. солдатъ (Федор Иванович) 10 января 2018 10:03
    Интересные фото и илл.
    305-мм обуховка: приведение в боевое положение
  7. солдатъ (Федор Иванович) 10 января 2018 10:03
    280-мм гаубица Шнейдера в боевом положении
    1. Синий Мент (Антон) 10 января 2018 12:48
      Узкоколейки при создании огневых позиций тяжелой артиллерии тех лет - незаменимы
  8. солдатъ (Федор Иванович) 10 января 2018 10:05
    152-мм пушка в боевом положении
    1. Котище (Владислав Котище) 10 января 2018 18:01
      Она же но после модернизации 1930 года!
      Музей в г.Верхняя Пышма.
  9. Какой-то Компот (Невесть кто) 10 января 2018 11:27
    Интересно прочесть о зарождении и развитии полевой тяжелой артиллерии РИА
    Ждем финала good
  10. BRONEVIK (Сергей) 10 января 2018 17:05
    Амирханов в работе "Морская крепость императора Петра Великого" приводит следующие интересные данные о боевом применении 305-мм обуховок, которые находились на вооружении крепости:
    "В 1916 году сухопутному фронту морской крепости Императора Петра Великого пришлось расстаться с частью артиллерии. Сформированные специально для сухопутной обороны Ревеля 1-й и 2-й морские тяжелые дивизионы, имевшие на вооружении 305-мм гаубицы образца 1915 года, отправили в распоряжение Усть-Двинской крепости. Дивизионы принимали активное участие в обороне Риги, до последнего дня обстреливая немецкие позиции.
    В сентябре 1917 года дивизионы вернулись в крепость Императора Петра Великого, а с ними и другие артиллерийские соединения Усть-Двинской крепости" С. 46.
    1. Котище (Владислав Котище) 10 января 2018 18:07
      К слову "от нищеты и бедности в тяжелом артиллерийском парке" военнослужащие и мастеровые Российской Империи до такой степени научились демонтировать и монтировать орудия, что в годы гоажданской войны достаточно было недели для демонтажа 130-152мм орудий кане с корабля и монтажа их на бронепоездах или др. сухопутных позициях.
      Так "тю-тю" сделали всей корабельной артилерии крейсера Авроры.
      1. hohol95 (Алексей) 10 января 2018 22:21

        И на тракторы!
  11. Alexey RA (Алексей) 10 января 2018 18:11
    Если мне не изменяет мой склероз, то 305-мм гаубица образца 1915 года - это флотское орудие, заказанное Морведом для приморских крепостей. Наследница 11" мортир - для работы по палубам в узостях. Заказ был перехвачен Военведом, но несколько этих гаубиц всё-таки попали в БО - под Батуми и во Владивосток.
    Во Владивостоке, правда, батарею №911 передали из БО в Иманский УР, образовав в конце концов из её орудий 295-й Отдельный Артиллерийский Гаубичный дивизион большой мощности. Ставший в 1945, ЕМНИП, рекордсменом артиллерии БМ по числу выпущенных снарядов - 866 единиц за 11 дней.
    В течение 11 дней с 9.08. по 19.08.1945г. батареями дивизиона разрушено: ДОТ-9, двухэтажных кирпичных зданий – 1, стационарных радиостанций – 1, узел железных дорог – 1, уничтожили: 75-мм батарею – 1; 310-мм орудие – 1 (прямое попадание в амбразуру).
    Огнем дивизиона дважды подожжены Юго-Западный, Центральный и Северный городки, один раз – Восточный городок Хутоуского УР.
    В состав группы АР-35 1-го ДВФ принуждали к молчанию 2 280-мм пушки и 1 310-мм пушку до 15.08.1945г., 1 410-мм пушку до 17.08.1945г. и 150-мм бронированную 4-х орудийную батарею – до 19.08.1945г., в результате чего огонь этой артиллерии был неинтенсивным и неэффективным.
    19.08.1945г. в 15.00. огонь батареи был прекращен и более не возобновлялся.
    Всего за операцию дивизион выпустил 866 снарядов, что составило 236 т металла и взрывчатки.
    © Исторический формуляр 295 Отдельного Артиллерийского Гаубичного дивизиона большой мощности
  12. ПоручикТетеринъ 11 января 2018 11:50
    Познавательная и информативная статья. Автору--моя благодарность за проделанный труд!
Картина дня