Черноморский судостроительный завод: ТАКР «Рига» – «Леонид Брежнев»

Долгим и трудным был путь советского авианосца от конструкторских кульманов к стапелю, а оттуда – на воду. Ему постоянно не находилось места в судостроительных программах, а готовые проекты то и дело возвращались на доработку и переработку. Нельзя забывать и об оппозиции, выступающей против появления кораблей такого класса в ВМФ СССР. Противников авианосцев хватало и в государственном руководстве, и в военном. Когда, казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки и началось строительство сначала вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», а потом и тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев», развитие советского авианосца вновь сделало крутой поворот.

Черноморский судостроительный завод: ТАКР «Рига» – «Леонид Брежнев»

ТАКР «Леонид Брежнев» перед спуском


«Битва» за авианосец


На протяжении 70-х гг. в военной среде не прекращалась борьба за появление этого класса кораблей в советском флоте. За строительство авианосцев, вооруженных самолетами горизонтального взлета и посадки, ратовали министр обороны Гречко и командующий флотом адмирал Горшков. Их оппонентами были начальник Генерального штаба маршал Огарков и секретарь ЦК по вооружениям (и будущий министр обороны СССР) Устинов. К середине 70-х гг. чаша весов стала склоняться к группе сторонников развития авианосного флота, однако смерть сначала маршала Гречко, а потом и министра судостроения Бориса Бутомы, тоже отстаивавшего строительство этих кораблей, внесла свои коррективы.

От проектов кораблей 1160 и его уменьшенного варианта 1153 шифр «Орел» было решено отказаться в пользу постепенного развития тяжелых авианесущих крейсеров 1143. Осенью 1977 г. Невское ПКБ получило распоряжение разработать техническое предложение, а научно-исследовательские институты ВВС и ВМС получили технические задания на разработку корабля, оснащенного аэрофинишёрами и катапультами. Его авиагруппа наряду с СВВП и вертолетами должна была состоять из самолетов горизонтально взлета и посадки.

Перспективный тяжелый авианесущий крейсер должен был придавать устойчивости корабельным соединениям советского флота в отдаленных регионах Мирового океана, обеспечивать прикрытие районов развертывания и патрулирования атомных подводных ракетоносцев, уничтожение надводных и воздушных целей. При необходимости – наносить удары и по береговым объектам.

Невское ПКБ, основательно потрудившись, выдало на-гора пять вариантов технических предложений. Один из них предусматривал строительство корабля с атомной энергетической установкой. Для дальнейшей работы был рекомендован наименьший по водоизмещению вариант, имевший котлотурбинную энергетическую установку и оснащенный одной паровой катапультой. Его авиагруппа должна была состоять из 18–28 самолетов Миг-29, Су-27 или Як-141 и 14 вертолетов.


ТАКР – эскизный проект 1143.5, 1979 г. Невское ПКБ


После соответствующего постановления Совета Министров в октябре 1978 года началось полномасштабное проектирование нового корабля. Как уже это бывало неоднократно, в формирующийся окончательный проект постоянно вносились поправки и рекомендации, зачастую противоречащие друг другу. Летом 1979 г. Горшков потребовал от конструкторов Невского ПКБ усилить зенитное вооружение корабля. В конце осени в уже одобренный для окончательного рассмотрения проект было внесено предложении об увеличении авиагруппы.

Проблема была в том, что основные размерения корабля были ограничены длиной стапеля Черноморского судостроительного завода и Северного сухого дока в Севастополе, а предложение Горшкова по авиагруппе сразу увеличивало стандартное водоизмещение проекта до 65 тыс. тонн, что было встречено в штыки оппонентами. В обострившихся противоречиях маршал Устинов в начале 1980 г. подписал директиву, в которой предлагалось сократить водоизмещение на 10 тыс. тонн и отказаться от катапульты. Взлет самолетов с палубы должен был осуществляться с трамплина. Авиагруппа должна была составлять 40 самолетов и вертолетов.

Определенная опасность для авианосных кораблей таилась в начатых еще в 1977 г. по инициативе заместителя начальника Генерального штаба адмирала Николая Николаевича Амелько работах по десантному вертолетоносцу проекта 10200 «Халзан», которым занимался николаевский «Черноморсудопроект». За основу его взяли контейнеровоз-ролкер 1609 шифр «Атлантика» с газотурбинной энергетической установкой, которые в те годы строил Черноморский судостроительный завод.

При эскизном водоизмещении в 30 тыс. тонн этот вертолетоносец должен был нести от 14 вертолетов в десантном варианте до 28 – в противолодочном. Кроме того, десантный вариант предусматривал размещение на борту около 50 танков и батальона морской пехоты. Подобные корабли рассматривались адмиралом Амелько как дешевая альтернатива авианосцам специальной постройки. Строиться они должны были в Николаеве, на Черноморском заводе, уже после кораблей проекта 1143.

Вокруг двух фактически конкурирующих векторов развития авианесущих кораблей в Советском флоте разразилась борьба, в которой были задействованы не только военные ведомства, но и военно-промышленный комплекс. В конце концов в 1980 году Горшков и его сторонники смогли удержать направление тяжелых авианесущих крейсеров, оснащенных трамплином, и от проекта «Халзан» решили отказаться. Однако «авианосные» битвы в верхах не прошли бесследно для всей программы развития.

В результате срок проектирования нового тяжелого авианесущего крейсера оказался смещен на два года, как и начало его строительства. Пока в верхах решали в очередной раз, быть или не быть авианосцу, а если быть, то каким, Черноморский завод трудился над постройкой четвертого корабля проекта 1143.4 «Баку». Он должен был быть спущен в 1982 году, а на освободившемся месте и планировали заложить новый тяжелый авианесущий крейсер с трамплином и аэрофинишёрами.

Проектные работы

Эскизный проект нового корабля был готов к лету 1980-го, но в этот момент в очередной раз поменялись условия и требования заказчика, и проект не утвердили. Изменения и рекомендации сыпались как из рога изобилия – постоянно менялся состав и численность авиагруппы. Корректировалось в сторону увеличения зенитно-ракетное вооружение: планировалось установить 8 огневых модулей зенитно-артиллерийского комплекса «Кортик». На палубе предполагалось разместить четыре тросовых аэрофинишёра и аварийный барьер. Ударный противокорабельный комплекс «Базальт» тоже несколько раз «переезжал» с места на место. Его наличие оставалось неотъемлемой частью проекта.

Требования, предъявляемые к будущему авианосцу, были строгими. Когда желаемое, наконец, было воплощено на бумаге, выяснилось, что в отведенный лимит водоизмещения, к тому же «срезанный» Устиновым, уложиться не получится. Осенью 1981 г. Устинов дал добро на увеличение водоизмещения на 10 тыс. тонн, что позволило существенно улучшить проект. Авиагруппу расширили до 50 летательных аппаратов. Вместо «Базальта» решено было вооружить корабль более совершенным комплексом «Гранит», пусковые установки которого размещались под палубой.

Вопрос о возможности взлета самолетов Миг-29 и Су-27 с трамплина соответствующие ведомства обещали тщательно проработать. В 1982 г. в Крыму был введен в эксплуатацию уникальный комплекс (впоследствии НИТКА), где началась отработка взлета и посадки на палубу авианесущего крейсера. В создании этого комплекса Черноморский судостроительный завод принял непосредственное участие. Его строительство началось в 1977 г. в районе села Новофёдоровка Сакского района в Крыму.


Общий вид наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного – НИТКА


Идея о создании такого объекта возникла в середине 70-х гг., когда шли активные проектные работы по авианосцам 1153 шифр «Орел». Дополнительным стимулом появления будущего комплекса НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный) стало посещение адмиралом Горшковым во время его визита в США американского комплекса «Лэйкхерст» в штате Нью-Джерси. Теперь в Крыму создавался наземный аналог будущего авианосца со всей сопутствующей атрибутикой: аэрофинишёрами, взлетным трамплином и катапультой. Все взлетно-посадочные блоки общей массой 12 тыс. тонн изготавливались на Черноморском заводе, а потом морем переправлялись в Новофёдоровку, где происходил уже окончательный монтаж и сборка. Всеми строительными работами на объекте руководил старший строитель Черноморского завода Алексей Иванович Середин.


Трамплин Т-2 (НИТКА)


Рассматривая трамплин как удачную и не в последнюю очередь более дешевую замену катапульте, Генштаб распорядился прекратить все работы по ее проектированию, ведущиеся с 1972 года. Это решение было спорным, поскольку, несмотря на все кажущиеся преимущества трамплина, катапультный взлет имеет свои преимущества.

Будущий корабль планировалось оснастить бортовой подводной конструктивной защитой от взрывов торпед – была проведена большая конструкторская и исследовательская работа. Для практических испытаний на Черноморском заводе были изготовлены два отсека массой по 450 тонн, которые потом приварили к борту списанного уже танкера «Казбек» (тоже постройки ЧСЗ) и испытали взрывами. К марту 1982 года работы над проектом были в целом завершены, и 7 мая этого же года он был официально утвержден постановлением Совета Министров СССР. Он получил цифровое обозначение 1143.5.

Строительство

1 сентября 1982 г. на «нулевом» стапеле Черноморского завода был заложен заказ №105, пятый по счету тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5. На церемонию закладки в Николаев прибыл Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. Первоначально он получил название «Рига». Однако после смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева 10 ноября 1982 года 22 ноября «Рига» была переименована в «Леонид Брежнев».

Строительство корпуса шло уже отработанным «блочным» методом. В сентябре на стапеле были установлены днищевые секции, а в декабре началась сборка блоков на предстапельной площадке. 26 февраля 1982 г. первый блок уже был установлен на стапель. Всего по плану корпус корабля должен был быть собран из 24 блоков каждый массой 1400 тонн. График строительства был жестким: комплексные чертежи на каждый блок выпускались ежемесячно, причем в совокупности по всем специализациям.


ТАКР «Леонид Брежнев» на стапеле, вид с кормы. Фото из книги Балакина С. А., Заблоцкого В. П. «Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова»


Два 900-тонных крана фирмы «KONE», которые управлялись с единого пульта ведущего крана, позволяли этой схеме работать синхронно и точно, что позволяло устанавливать блоки массой 1400 тонн на стапель и практически сразу начинать сварку монтажного шва. Из сборочно-сварочного цеха №11, где происходила сварка секций, составляющих будущий блок, к предстапельной площадке нулевого стапеля металлические конструкции доставлялись специальными трейлерами. Эти машины производства финской фирмы «Hollming» были получены заводом от Балтийского морского пароходства в рамках обмена оборудованием. Каждый из этих трейлеров (рабочие прозвали их «сороконожками») был способен перевозить конструкции массой до 350 тонн.

В создании тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 принимали участие около 3,5 тыс. предприятий всего Советского Союза. Электронно-вычислительные машины Черноморского судостроительного завода и Невского ПКБ были связаны между собою коммуникационной линией по телефонному кабелю, образуя единую систему, позволяющую обрабатывать огромный объем конструкторской документации. Подобный подход значительно облегчал строительно-монтажные работы – на стапеле уже приступили к кабельному монтажу. Формирование корпуса шло сразу в двух направлениях от закладного блока – в нос и корму и одновременно вверх.

Из всей довольно значительной номенклатуры вооружения, предусмотренной проектом, во время стапельного периода был смонтирован блок пусковых установок комплекса «Гранит». Чтобы не угодить в «фотосессию» разведывательного спутника вероятного противника, сборку пусковых установок осуществили скрытно, а погрузку на строящийся корабль производили ночью.

В 1985 году «Леонид Брежнев» уже готовили к спуску на воду. Корабль такой массы впервые спускали на предприятии, для чего провели необходимые подготовительные работы. Для более равномерного распределения нагрузки спуск заказа решили осуществлять на четырех дорожках. Такое в отечественном кораблестроении осуществлялось впервые. За десятилетия до этого подобным способом планировалось осуществлять спуск линейного корабля «Советская Украина», однако этот корабль так и не был достроен.


«Леонид Брежнев» сходит со стапеля


4 декабря 1985 года «Леонид Брежнев» в торжественной обстановке был спущен на воду. На следующий день его пришвартовали у Северной набережной Большого Ковша на достройку. Впереди новый советский тяжелый авианесущий крейсер ждало новое многочисленное оборудование, новое название и обширный комплекс испытаний.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. роман66 Офлайн
    роман66 15 января 2018 15:43
    +3
    За десятилетия до этого подобным способом планировалось осуществлять спуск линейного корабля «Советская Украина», однако этот корабль так и не был достроен.
    что-то с именем не так?
  2. 16112014nk Офлайн
    16112014nk 15 января 2018 16:23
    +1
    ...спуск линейного корабля "Советская Украина...
    Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт! yes
  3. Дирижер Офлайн
    Дирижер 15 января 2018 16:55
    +3
    Зачем не имея развитого торгового флота авианосцы ?
    1. albert Офлайн
      albert 15 января 2018 18:11
      +3
      У Союза,вообще-то был большой торговый флот.
      1. Товарищ Ким Офлайн
        Товарищ Ким 17 января 2018 21:13
        0
        По списку 348 страниц.
        Пример:

        http://fleetphoto.ru/list.php?rgid=26&sort=bu
        ilt
        "Торговый флот СССР в 1960 году по общему тоннажу занимал 11 место в мире, в 1973 – 5, а по грузопассажирскому – 3. Еще один предмет гордости, измеряемый, в основном, в цифрах статистики, - ледокольный флот СССР, крупнейший в мире флот этого рода. Самым мощным ледоколом в мире был «Ленин», построенный в 1959. В 70-х его превзошел ледокол «Арктика», после смерти Брежнева получивший новое имя «Леонид Брежнев». До конца советской эпохи были построены еще три атомных ледокола: «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз».
        Объем морских пассажирских перевозок советским флотом – внутренних и международных – к середине 70-х составлял около 40 миллионов человек в год. Международными пользовались, в основном, иностранные граждане"
    2. Цитата: Дирижер
      Зачем не имея развитого торгового флота авианосцы ?

      Затем, что СССР строил ВМФ под конкретные задачи, которые он должен был решать в случае войны с НАТО и торговые корабли (которых, кстати, в СССР было) здесь вообще ни при чем
    3. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 15 января 2018 18:32
      +2
      Цитата: Дирижер
      Зачем не имея развитого торгового флота авианосцы ?

      Чтобы держать "бастионы" в неядерный период большой войны.
      А насчёт неразвитого торгового флота - как раз у СССР пароходства и рыбфлоты были довольно большими. Наследнички СССР все 90-е доедали эти остатки былой роскоши.
    4. Dedall Офлайн
      Dedall 15 января 2018 22:08
      +2
      Ошибаетесь, уважаемый! Торговый флот Советского Союза был, насколько я помню, третий по тоннажу в мире. Это за счёт его продажи половина нынешних олигархов построили свои первые дачи.
  4. Старый26 Офлайн
    Старый26 15 января 2018 17:19
    +3
    Цитата: роман66
    За десятилетия до этого подобным способом планировалось осуществлять спуск линейного корабля «Советская Украина», однако этот корабль так и не был достроен.
    что-то с именем не так?

    Обязательно цепляться к любому названию, где фигурирует слово "Украина"? Советский Союз, как и Советская Белоруссия, а также с Советская Россия тоже не были достроены. Что-то и с этими именами тоже не так???

    Цитата: Дирижер
    Зачем не имея развитого торгового флота авианосцы ?

    У СССР не было развитого торгового флота????

    Автор! Вы упустили из вида ещё одно название корабля. Он закладывался как Рига. Потом получил имя Тбилиси (имя Рига перешло к следующему авианосцу) и толь потом получил имя Леонид Брежнев
    1. Дирижер Офлайн
      Дирижер 15 января 2018 17:26
      0
      А что был ? назовите , всякие китобои не надо .
      1. albert Офлайн
        albert 15 января 2018 18:12
        +1
        Супертанкеры серии Крым, 150 тысяч тонн водоизмещения каждый.Не слышали про таких?
      2. Alexey RA Офлайн
        Alexey RA 15 января 2018 19:22
        +2
        Цитата: Дирижер
        А что был ? назовите , всякие китобои не надо .

        Если на 1 января 1990 г. морской флот СССР состоял из 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 млн т, 67 портов и 26 судоремонтных предприятий,1 то к 1 января 1992 г. морской флот Российской Федерации имел всего 799 судов общим дедвейтом 10,6 млн т.

        Вот, например ЧМП (по данным из тёти Вики):
        Накануне распада Советского Союза Черноморское морское пароходство было мощнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. В его составе находилось около 360 судов различного класса. В это число входили: 21 пассажирское судно общей вместимостью 12 тысяч пассажиромест, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий; 260 современных универсальных судов различных классов, водоизмещением 5 млн тонн.
        1. Дирижер Офлайн
          Дирижер 16 января 2018 05:36
          0
          Сдаюсь , признаю, был не прав . Просто по торговому флоту полнейший профан.
    2. Plombirator Офлайн
      Plombirator 15 января 2018 18:25
      +4
      Нет, не упустил. "Тбилиси" корабль стал уже после того, как побывал "Леонидом Брежневым". Но об этом в следующей части.
  5. Alexey RA Офлайн
    Alexey RA 15 января 2018 17:41
    +8
    Определенная опасность для авианосных кораблей таилась в начатых еще в 1977 г. по инициативе заместителя начальника Генерального штаба адмирала Николая Николаевича Амелько работах по десантному вертолетоносцу проекта 10200 «Халзан», которым занимался николаевский «Черноморсудопроект». За основу его взяли контейнеровоз-ролкер 1609 шифр «Атлантика» с газотурбинной энергетической установкой, которые в те годы строил Черноморский судостроительный завод.
    При эскизном водоизмещении в 30 тыс. тонн этот вертолетоносец должен был нести от 14 вертолетов в десантном варианте до 28 – в противолодочном. Кроме того, десантный вариант предусматривал размещение на борту около 50 танков и батальона морской пехоты. Подобные корабли рассматривались адмиралом Амелько как дешевая альтернатива авианосцам специальной постройки. Строиться они должны были в Николаеве, на Черноморском заводе, уже после кораблей проекта 1143.

    Самое интересное то, что первоначальная версия "Халзана" - дешёвый массовый вертолётоносец ПЛО на базе контейнеровоза по НИР "Аргус" - никоим образом не угрожала строительству 1143. Потому как в ТЗ оговаривалось, что постройка вертолётоносца должна вестись на тех же стапелях, что и у гражданского проекта (ибо нужен был дешёвый и массовый корабль).
    Сгубила "Халзан" тяга к лучшему. Сначала в ТЗ записали, что вертолётоносец должен быть ещё и десантным. Затем ВМФ потребовал: раз вертолётоносец стал десантным, то он должен удовлетворять всем требованиям по защите и живучести кораблей "первой линии". В результате, все хотелки ВМФ не влезли в корпус гражданского ролкера - и ближайшим подходящим корпусом стал... пр. 1143. А это означало, что "Халзаны" займут "Стапель 0". Причём неофициально николаевцы заявили, что даже если "хотелки" урежут до объёмов гражданского корпуса, то строить 1143 параллельно с "Халзаном" они не смогут.
    Амелько и Ко такой вариант устроил - ибо он гарантированно гробил столь нелюбимые его шефом АВ. И, ЕМНИП, пока Горшков был в отпуске, МО пробило положительный отзыв на проект "Халзана" от профильного флотского НИИ и включение вертолётоносцев в постановление СовМина о плане строительства кораблей на 1981-1990 г.г.. По возвращению Горшкова командованию ВМФ и тому самому НИИ устроили "утро стрелецкой казни". А потом Горшков добился немыслимого - отмены постановления СовМина. И строительство 1143 было продолжено.
    1. Plombirator Офлайн
      Plombirator 15 января 2018 18:28
      +3
      Спасибо за развернутое дополнение!
  6. Старый26 Офлайн
    Старый26 15 января 2018 19:11
    +1
    Цитата: Plombirator
    Нет, не упустил. "Тбилиси" корабль стал уже после того, как побывал "Леонидом Брежневым". Но об этом в следующей части.

    Значит память меня стала подводить. И интересно было бы услышать о " Херсоне" и "Кременчуге". О них вообще вочти ничего

    Цитата: Дирижер
    А что был ? назовите , всякие китобои не надо .

    Покорабельно вряд ли смогу, тем более лёжа на койке в больнице и тем более с планшета. Но элементарный вопрос, набранный в поисковика даёт, что на 1 января 1990 года гражданский флот СССР состоял из 1800 судов в 17 пароходствах. Или это не считается, что был? При 1800 судах??
  7. faiver Офлайн
    faiver 15 января 2018 19:51
    0
    очень интересно читать
  8. Спасибо автору!)
    Читая серию статей, посвящённых развитию авианесущего флота СССР,поймал себя на мысли,что гордость и горечь," ходят рядом"...
    Гордость,от того,что Страна,уделяла пристальное внимание ВСЕМУ,что касалось ВСЕХ аспектов обороноспособности, и флоту,в частности, и не жалела средств на это.. И я был ТАМ..
    Горечь, от того,что на данном этапе: "денех нет,но вы держитесь,ТАМ..."
    Очень хочется верить,что пройдёт время,и вымпелы нашей с Вами страны,опять будут постоянно присутствовать во всех уголках Мирового Океана, не просто,в качестве "комивояжеров", а как реальная сила. ..и снова поедут поезда,с детками из Мурманска в Новороссийск, в детские здравницы,бесплатно, не за деньги,а за то ,что отцы этих деток,защищают Родину
    Пардон за пафос..
  9. xomaNN Офлайн
    xomaNN 19 января 2018 12:59
    0
    Корабль с именем "Л.Брежнев" был бы обречён из-за своего имени. Ассоциации с прототипом неважные smile