Новый Як-40: как переродился советский «Окурок»

52
В 60-х годах прошлого века СССР столкнулся с нехваткой небольших региональных самолетов. Местные перевозки осуществлялись на уже изрядно потрепавшихся Ил-12, Ил-14 и Ли-2. Советской гражданской авиации нужен был новый самолет. Им и занялось ОКБ Яковлева.

Согласно техническому заданию, самолет должен был быть простым и неприхотливым в обслуживании, а также способным работать с грунтовых полос. Так получился Як-40, который совершил свой первый полет в 1966 году. Спустя всего год он был запущен в серию, став при этом первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний.



В начале 80-х производство "Окурка" (так его прозвали за изрядное дымление двигателей при взлете) было прекращено, объемы эксплуатации начали снижаться. Однако, в кризисные 90-е Як-40 вновь обрел популярность. Появились административные и VIP версии.

В 2016 году в авиастроительной отрасли заговорили о модернизации самолета.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    30 декабря 2017 18:51
    Новый Як-40: как переродился советский «Окурок»
    Зачем так грубо? belay Приличный самолетик для своего времени. На як-42 турбулентность менее ощутима. Если честно на аналогичном бомбардье все таки не так шумно и он менее чувствителен к турбулентности, хотя в нем и тесновато.
    1. +8
      31 декабря 2017 07:26
      Отличная и вполне надёжная машина.Прозвище "окурок" присвоили сами пилоты. Летали особенно те,кто не прошёл квалификацию на Ту-154. Машина покороче.Три движка керосину жрут немеряно.Как и курильщик-"Беломор". Назвали из-за обиды.Основное имя-"Чебурашка". А Як-42 совсем другой самолёт. Сравнивать с БОМБАРДЬЕ- нелогично.Машина поновее.
      1. 0
        2 января 2018 10:20
        сколько слышал чебурашками зовут л-410, но ни как як-40
        1. +4
          4 января 2018 15:35
          Я вот скорее слышал, что "Чебурашка" это Ан-72 или 74, за оригинальное расположение двигателей... Но, кто как хочет, так и называет, наверное...
      2. +1
        3 января 2018 16:12
        А где собирать то собираются?
        Родной завод и заводской аэродром под ТЦ пущены.
        Так то машина хорошая.
      3. +1
        7 января 2018 11:58
        Цитата: ВЕРЕСК
        надёжная машина

        Жена работала в Аэрофлоте (Волгоград), был случай: прилетел ЯК-40 (грузинский экипаж) с заглушкой в одном двигателе. Я так понял, что экипаж был не в курсе, что на двух движках летели.
        (это до 1985 года было, точнее не скажу)
    2. +10
      31 декабря 2017 21:22
      Из Пржевальска до Фрунзе.
      На руках годовалая дочь, весь полёт - мокрый.
      Командир корабля женщина, заслуженный пилот. Полёт Нормальный !
      Як-40 замечательная машина. Не грубая, доставила аккуратно.
  2. +27
    30 декабря 2017 18:56
    Был бы очень рад увидеть "возрожденный" Як-40, да еще и размноженный на многие экземпляры в нашем небе. Почему с этого не начать возрождение местных авиалиний?
    1. +11
      31 декабря 2017 07:31
      Движков нет.Ему не три,а два надо.С тягой тонн на 9.(Тогда "Свистком" обзовут,как 134-й.) Мне всегда нравились самолёты Яковлева.Вот нынче ждём серию МС.
      1. +2
        3 января 2018 16:15
        Движки из ПД14 намасшатабировать можно, вместо устаревших ещё в 1960х клонов ролсройсов.
        Вопрос где делать?
        Завод угрохан, а что уцелело под обслуживание тяжёлых транспортников пущено.
    2. +2
      31 декабря 2017 13:35
      по осени читал, где-то в Сибири решили возродить ЯК-40 на композитной основе, про движки инфы не было, так что, жив курилка...))
      1. +3
        3 января 2018 16:17
        В Нововсибирске есть проект, но только проект. Пока что композитный Ан3 запускают пятый год и запустить не могут потому что авиабизнесу дешевле любой дешёвый апвиахалм в лизинг взять под гарантии ЦБ.
        1. +2
          6 января 2018 00:00
          АН этот летает , в Москву летал своим ходом , но понту нету , только на выставке ставят мол вот мы как можем . И у него дрыготель США своих нет хороших. Для регионов с расстоянием до 500 км как раз АН , ДТ 75 подогнал, разравнял , вагончик поставить и билеты. Сел , час и ты в городе. ЯК40 это уже между городами , например как у нас Омск Новосибирск. В некоторых районах центрах ещё просматриваются аэродромы и восстановить не сложно.
    3. +1
      4 января 2018 14:37
      а получил 6и 7 предупрежд
      за флуд для банкира

      НЕТ ЕДИНОГО ХОЗЯИНА --не будет и авиации.
      только отдельные авиакомпан и заводы.
      без едино цикла пректир-я и произ-ва + сопровождения по всей жизни --туман в газетах
      УНИВСАЛЬНЫЙ ОТВЕТ ДЛЯ ВСЕХ САМОЛЕТОВ И ЗАВОДОВ С МЕЛКИМИ НИОКРами

      антивирус 7 Вчера, 11:33 | Статус МС-21: как дела у главного лайнера России?
      вина всех новых рос самолетов-- ОТСУТСТВИЕ ХОЗЯИНА С ДЕНЬГАМИ.
      разделение авиа"корпораций" и банков дает провал между НИОКР и эксплуатацией.
      денег нет(завод) и дать не хотят( банк).В СССР был 1 хозяин.
      только прокачать бабло, хоть бананы возить, хоть авиация.
      "условный Греф" виноват тем, что подарок к каждому НГоду женам дарят.. а стране -нет.
      10 лет без Куршавела и МС21 летит.
      Кохают его с нач 00=х
      ОТСУТСТВУЕТ ЕДИНАЯ "ФИН-ПРОМ ГРУППА". с выведением на рынок и сервисом.
      ВИНОВАТА СТРУКТУРА БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА.
      ПЕРЕНЯЛИ ЗАПАДНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ И НЕ ДОРОСЛИ ДО ГИГАНТСКИХ ИНВЕСТ БАНКОВ, которые финансируют все стадии жизни-работы пром корпораций.
      каждый в своем углу грызет зернышко "свое"
      1. +1
        6 января 2018 00:14
        Могу только добавить о МПС и ОАО РЖД у нас щас примерно 150 дирекции!!!! recourse Дирекция по пиронам , дирекция по автотранспорту lol если вы в депо решили съездить там на склад - заявку, ожидание и р чудо в понедельник подал заявку к пятнице машина будут, дирекция водоснабжения и отопления .Это только я так на скидку , а прикинуть сколько получают 150 директоров а замы их уже 300 человек. Откуда будут деньги на модернизацию станочного парка и зап.части request
        1. 0
          6 января 2018 11:29
          и лок депо разделены на 3 части и более мелочь подразделения
  3. +9
    30 декабря 2017 18:57
    Хороший самолёт. У нас в областной центр семь рейсов в день делал.
    Где бы сейчас была наша гражданская авиация, если БЫ..?
    26 лет уж точно на месте БЫ не стояла.
  4. +3
    30 декабря 2017 19:39
    В начале восьмидесятых в Юганске на таком попал в летное происшествие... Жив остался благодаря тому что сидел на входе... В багажном отделении... А так да... Самолёт очень хороший...
  5. +9
    30 декабря 2017 19:44
    Цитата: svp67
    Почему с этого не начать возрождение местных авиалиний?

    все КБ понимают необходимость самолетов такого класса....и работают над этим...се дело в цене вопроса,как говорится....
    1. +1
      1 января 2018 21:47
      Скорее в цене билета.
      1. +5
        2 января 2018 01:03
        себестоимость перелета входит в ту самую"цену вопроса" hi ...к примеру,кг груза на орбиту отправить примерно 20 штук бакинских обходится.....тут,разумеется,по-меньше...
      2. +1
        3 января 2018 16:19
        Всё упирается в цену лизинга импортного авиахлама и тонны топлива в России если нет выхода на зарубежные заправки.
      3. 0
        6 января 2018 00:25
        Тут вот ещё старый АН брал 12 человек , но а имортные автобусе пусть 30 тоесть в половину меньше нужно увеличивать количество но не так чтобы попами не стукается и самое главное он нужен массовый , чтобы не 2 летает а 22 и каждый месяц 10 изготавливать для пополнения он нужен не только в Сибири
  6. Комментарий был удален.
  7. +49
    30 декабря 2017 21:52
    Крайне обидно слышать от какого-то полуπдора такое сравнение. Так уж получилось, что мои родители работали на ММЗ "Скорость". И с молоком матери, буквально, я впитал любовь к авиации, и особенно к самолётам ОКБ А.С.Яковлева. Красивые самолёты, и летают хорошо, к чему наша семья приложила не только душу и свои прямые руки, но и головы. Дипломной работой моего отца был стенд статиспытаний для Як-28. Мой отец был ведущим инженером по доработке Як-18Т, который до сих пор востребован. С помощью моего отца "загибали" крылья у Як-42. С середины восьмидесятых и до начала двухтысячных без его подписи не выходил с завода ни один самолёт. Потом пенсия, инфаркт, "спокойная" должность зам.начальника ЛИКа... Последний самолёт, который был сертифицирован при жизни отца это Як-130.
    Так вот, за все эти годы общения с лётчиками, инженерами, техниками, журналистами, я ни разу, никогда не слышал прозвища "окурок" применительно к Як-40. Коптилкой называли, пассажирским истребителем(за способность исполнить мёртвую петлю), но окурком... В конце восьмидесятых мы ставили на Як-42 винтовентиляторный движок. Приблизительно тогда же ходили разговоры о замене АИ-25 на более экономичные, тихие, и как сейчас принято говорить, "экологичные" двигатели. Но увы, настали 90-е, и всё пошло прахом. Дай Бог(хоть я и атеист), чтобы Як-40 стал тем фениксом, который составит достойную конкуренцию "фалконам" и прочим "глобал экспрессам".
    1. +14
      31 декабря 2017 08:45
      Отец летал на "Якушке". Именно "Якушками" звались они в нашем АО, ни разу названия окурок от пилотов, а потом и от технарей( когда отца списали на землю,) не слышал.
      Местные линии сейчас робко, снова прорастают, и сейчас машина такого класса становится востребованной, было бы неплохо дать возможность нашим заводам заполнить нишу, надеюсь в правительстве начнут таки думать не об айфонах.
      1. +1
        3 января 2018 16:21
        Ещё слышал Яша.
  8. +15
    30 декабря 2017 22:06
    Так получился Як-40, который совершил свой первый полет в 1966 году. Спустя всего год он был запущен в серию....
    Вот это сроки!!! Были времена....
  9. +7
    31 декабря 2017 00:32
    Летал, летал на ЯК-40. Понравилось, единственно кресла тесновато стояли. Но эта проблема была у меня во всех самолётах)) кроме АН-2 грузовой вариант и вертолётов))
  10. +10
    31 декабря 2017 08:58
    Приходилось летать на ЯК-40. Оригинальный вход через аппарель,сам самолетик очень быстрый и верткий,небольшой разбег,конечно ,три двигателя,ясно,что не экономичный, но тогда это большого значения не имело,керосин лился рекой, а литр стоил всего 6 копеек.
  11. +7
    31 декабря 2017 09:48
    Основное преимущество Як-40 - планер и шасси, которому не страшны ямы глубиной с ванну.
    Создать можно любой красоты самолет для местных авиалиний, но он должен сесть на наши российские аэродромы с короткой полосой или вообще без нее.
    Будут двигатели на Як-40, будет самолет. С родными двигателями он в 2,5 раза был хуже по экономичности Ан-24
  12. +2
    31 декабря 2017 11:31
    Ну, молодцы ребята.
  13. +15
    1 января 2018 02:43
    С детства вращался в авиационной среде, "Як-40" у нас постоянно летали и обслуживались, и ни разу не слышал, ни от лётчиков ГВФ, ни от авиатехников столь обидного прозвища этому аккуратненькому самолётику!
    При Союзе летал, пассажиром, я на "Як-40" довольно часто( чаще, чем на "Ан-2" и "Ан-24" вместе взятых, хотя на них полетал тоже немало, не считая "Л-410" и крупные авиалайнеры)))-в командировки и по личным делам. Авиабилеты тогда стоили ненамного дороже билетов на поезд, а выигрыш во времени и впечатлениях был колоссальным yes ! Да и любил я летать( всегда выбирал полёты, если была такая возможность), ведь в детстве, до самой допризывной медкомиссии, мечтал стать лётчиком-истребителем, как Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, и космонавтом, как Юрий Гагарин winked .
    Буду очень рад вновь увидеть в нашем небе обновлённые "Як-40" good !
    ПС Всех форумчан и отцов-основателей, коллектив, интереснейшего Топвар.Ру с Новым 2018 Годом! drinks
    Пусть сбываются все Добрые Мечты, Счастья и Здоровья!!!
    hi
    1. +1
      6 января 2018 10:55
      Цитата: пищак
      Авиабилеты тогда стоили ненамного дороже билетов на поезд,

      да и сейчас билеты на поезд стоят не намного дешевле, чем на самолёт ))))
      1. 0
        9 января 2018 11:49
        Цитата: verner1967
        да и сейчас билеты на поезд стоят не намного дешевле, чем на самолёт ))))

        А то и дороже. Дня два назад смотрел билеты: купе от Чебоксар до Москвы - 6 с лишним тысяч рублей, билет на самолет - 5500 рублей. Как-то так.
        1. +2
          9 января 2018 19:37
          Цитата: CT-55_11-9009
          Как-то так.

          ну и чем не социализьм? ))
  14. +1
    1 января 2018 10:57
    Во время посадки упал трап,повеселились )))
  15. exo
    +5
    1 января 2018 11:25
    Неплохой самолёт.Прозвище-окурок,тоже не слышал.Видимо,местечковое.
    А так-довести ЯК,до ума-можно.Вопрос упирается в двигатели.
    И надо считать,что лучше по деньгам:сделать машину с нуля или полностью переделать "сороковку"
    1. +2
      1 января 2018 16:27
      Уже! https://topwar.ru/113219-yak-40-s-kompozitnym-kry
      lom-sovershil-pervyy-polet.html
  16. +1
    1 января 2018 17:16
    Машина была дорогой в производстве и особенно дорога в эксплуатации. Попытались впарить шейхам в качестве персональной (на самого, пяток любимых жен, визиря и охраны), даже провели показательный вояж по Африке. Не вышло. "Сессна" уже плотно заняла эту нишу. Вот и получилась никому не нужная дорогая игрушка. Пришлось делать вариант Як 42.
  17. +2
    2 января 2018 21:56
    До всего этого бардака пользовался Як-40 ,были рейсы до Петрозаводска,Вытегры. Сейчас местной авиации вообще нет,так же исчезли и аэродромы в небольших городах.Проблема уже можно сказать стоит ребром,да и вот а восстановление местных авиалиний ,повлечет заказы на сами лайнеры,восстановление инфраструктуры местных аэродромов
  18. 0
    2 января 2018 22:35
    Я все понимаю, "вставание с колен" и прочие "скрепы", но вы хоть пассажиров-то пожалейте, если вам самих себя не жалко. На этой керосинке летать можно не более одного часа, Если же полет будет длительным, с дозаправкой или эстафетой, то он превращается в ад. Знаю о чем говорю, так как приходилось летать на этом "изделии" на север Красноярского края.
    1. +4
      3 января 2018 09:32
      За час он пролетит 500 км. Зачем местному больше? Зачем местному дозаправки?
      Тесноватый, но уж час потерпеть можно. При взлёте ощущения специфические, поскольку набор высоты у него, как у истребителя. Зато нет специфической поперечной болтанки, как у широкофюзеляжных, нет шума и вибрации, как у 24 и переносила это нормально даже моя жена.
    2. +4
      3 января 2018 20:45
      На вувзелах АТФ72 и четыре часа летают, а ни салон ни летучесть у них не просторнее и не удобнее.
      За час Як40 улетит дальше вувузелы АТФ72.
      Только через час из ЯК40 вы выйдете и пойдёте по делам, из АТФ72 выйдете и полчаса на скамейке к земле и тишине будете привыкать.
      Да, движки прожорливы, но что вы хотите от копий ролсройсов 1958 года которые на Моторсич с 1968 года отказывались модернизировать?
      Теперь есть свой ПД14 из которого можно сделать агрегат для двухмоторного Як40 и убить бессмысленный и дорогой суперджет и весь аналогичный лизинговый авиахлам.
      Салон Як40 ничем не хуже салона современного междугороднего автобуса.
      А если применить современные материалы то и получше будет.
  19. +2
    3 января 2018 09:54
    Товарищи из СибНИА им. Чаплыгина пытаются очередного"покойника" реанимировать вслед за Ан-2. Практически все их переделки сводятся к кардинальной переделке самолёта. Стоит ли овчинка выделки? Товарищу Барсуку , директору организации, деньги некуда девать? Или ничего не понимает...
    1. +4
      3 января 2018 20:37
      Отличная машина.
      Направление работы у мужиков правильное.
      Облегчить изготовление фюзеляжа и уменьшить число моторов и их прожорливость.
      Или лизинговый авихлам типа АТФ72 чем то лучше?
      А эта вувузела прямой аналог Як40 у которого даже с родными топливосжигателями в салоне тише и комфортнее.
      Як40 моторы поэкономичнее, да фюзеляж поживучее, чтоб в тропиках гнил меньше и про АТФ72 с замерзающими крыльями можно будет забыть.
      Он и у Суперджета с волочащимися по полосе движками полрынка откусит.
  20. +3
    3 января 2018 15:20
    В качестве пассажира первый раз на нем летел в1975м .Из за крутого взлета закладывало уши,но это думаю настроение пилота,в остальном прекрасно!
  21. +3
    3 января 2018 23:46
    Цитата: exo
    Неплохой самолёт.Прозвище-окурок,тоже не слышал.Видимо,местечковое.
    А так-довести ЯК,до ума-можно.Вопрос упирается в двигатели.
    И надо считать,что лучше по деньгам:сделать машину с нуля или полностью переделать "сороковку"

    Согласен - лётчик никогда так не скажет о своём самолете. sad
  22. zav
    +3
    5 января 2018 22:32
    Часто сравнивал ЯК-40 с автобусом - до того простой, что можно было весь полет простоять в проходе, держась за поручень.
    Летели из Нерюнгри (Якутия) в Тахтамыгду (Амурская обл.). Самолет приземлился, я первый поспел к своему багажу, поскольку сидел в самом хвосте. И вижу на своем чемодане объемную такую вмятину, а в опущенную аппарель удаляющуюся женщину с внушительной пятой точкой. Стюра провезла безбилетницу.
    Еще рассказывали. Везли из Якутска пьяных призывников примерно по тому же маршруту. И давай они раскачивать самолет, одновременно подпрыгивая и приседая, как на качелях. Бедный самолетик еле как успевал махать крыльями. Пилот из кабины грозил им пистолетом, но те не унимались. Кое-как посадил борт, а там их уже ждала комендатура.
  23. +2
    6 января 2018 20:14
    Что значит переродился? Итальянцы их неплохо покупали, ставили другие движки и летали в два раза дальше...
  24. +1
    7 января 2018 22:16
    Хороший самолётик Як-40, летал в 1984 из Горно-Алтайска в Барнаул. Впечатление - как в сельском автобусе: "пока двери не закроются, я с места не тронусь". А полёт вполне комфортный, не то, что Ан-2, этот раскачивался, как бабочка. Яку ремоторинг надо бы сделать, да где их теперь возьмёшь? Кстати, в конце 60-х это был первый советский гражданский самолёт, закупленный Канадой, кажется, но с ремоторингом под их движки.
  25. +1
    9 января 2018 08:36
    На моей памяти "окурком" лётчики называли МиГ-21 за его дым и микроскопический запас топлива. Мол, как с "бычком" - "пыхнул" (оч.быстро покурил) и отправляй щелчком в урну...
    И старший товарищ из Жуковского так же отреагировал.
  26. +1
    26 января 2018 20:16
    Эх люблю Россию. Свое обгадим, чужое восхвалим. Ну не можем мы терпеть, если деньги не нам в карман. На халяву особенно. Все наше плохое, американские джинсы, это как АЭС в мире, для нас русских.