Military Review

Kutuzov's secret weapon

0


Extraordinary Adventures of the Inventor Franz Leppich in Russia

On this day, Pierre, in order to have a good time, went to the village of Vorontsovo to watch the big balloon that Leppich had built for the death of the enemy, and the trial balloon, which was to be launched tomorrow. The ball was not yet ready; but, as Pierre learned, it was built at the sovereign’s will.
The sovereign wrote the following to Count Rastopchin about this ball: “Leppih will be ready just now, make up the crew for his boat of loyal and intelligent people and send a courier to General Kutuzov to warn him. I told him about it. Inspire, please, Leppich to He paid close attention to the place where he would go down for the first time, so as not to be mistaken and not fall into the hands of the enemy. It is necessary that he should understand his movements with the movements of the commander in chief.

Lev Tolstoy. War and Peace.


It is not known what the course of the Napoleonic Wars would be if the Emperor of France led them using underwater fleet and air force. Such an assumption is not fiction. Until 1804, in France, the future creator of the ship Robert Fulton tested the Nautilus submarine. Napoleon abandoned the project, saying that "such a method of acting against the enemy is dishonest," and the British lured the engineer. Around 1811, the German mechanic Franz Leppich proposed to Napoleon to equip the army with a controlled combat balloon, capable of not only conducting reconnaissance, but also hitting enemy troops from above.

Napoleon also refused the tempting offer of Leppich - apparently, he knew about the similar (unsuccessful) project of the French General Meunier, proposed as early as 1783 year. However, fearing even Leppich’s attempts to make such an offer to opponents, Napoleon gave the order to detain Leppih and deliver it to Paris. It was not possible to detain Leppih: he managed to escape in one of the numerous German states. In the spring of 1812, he turned to the Russian envoy in Stuttgart, and through him to Emperor Alexander I with a proposal to build a controlled balloon for Russia. Within three months, Leppih developed his plans, the Russian army can be supplied with fifty aircraft, each of which will have a crew of forty people and 12 000 pounds of combat cargo, primarily boxes of gunpowder. These boxes, dropped from a height, could explode "overthrow entire squadrons" with their explosions.



Alexander, who was preparing for the inevitable clash with Napoleon, decided to try to implement the project Leppich. Immediately followed by a decision to classify all the information on the development of a balloon. The best keepers of secrecy were the officers of the Courier Corps. Of these, a special group was created headed by Lieutenant-Colonel Nikolai Kastorsky1, who then headed the Courier Corps. In addition, it was Kastorsky who was entrusted with the control over the transfer of all the money coming from Russia to the construction of the balloon.

But first it was necessary to take out Leppih from Europe under the control of Napoleon, and the same roads that the Napoleonic army advanced to the borders of Russia in the spring of 1812. Courage lieutenant Adolf Jordan changed his name to the Courland name Fechter, and his uniform uniform on civilian clothes. In May, the Feuhner kurlander and the next Dr. Schmidt with him got out of Germany, crossed Poland, the western provinces of Russia, and drove into Moscow. Only on arrival (May 14) did the courier lieutenant hand over to the Moscow civil governor Obreskov the command of the emperor regarding the maintenance of the Leppich project.

27 May 1812, the Obreskov Year, informed the Emperor Alexander that the mechanic Leppih and his ensign Ensign Jordan had arrived in Moscow under other names, that "all movements in this case are carried out with great care and ... the real deal will remain in complete secrecy until the very end" the works are found in a convenient place six miles from the capital, and for them to begin 8000 rubles are sent.

Kutuzov's secret weapon Leppih was placed in the Voronovo estate, and it was announced to be curious that agricultural machines or gun carriages would be built here ...

The curiosity of Muscovites and residents of suburban villages grew every day. Entire families went to the mysterious secluded cottage, but did not see anything except a high fence. And behind the fence, 14 joiners, 8 locksmiths, 3 tailors, 24 seamstresses, 2 washerwomen and a few maintenance staff worked. After a few weeks, the number of workers was increased to 100 people.

Workers tried to implement several technological processes at the same time: they created a shell, fastened the frame and assembled the gondola. The most difficult and dangerous process was filling the shell with hydrogen: this explosive gas was moving along the sleeves of the many barrels in which a chemical reaction was going on continuously (sulfuric acid was corroding iron). The construction took more and more materials, more and more government funds, and new technological difficulties pushed aside and pushed back the time of the first balloon rise.
At one of the stages, Leppih asked for skilled workers from Germany or Austria. Risking his life (already a war!), Feldjeger Vinberg managed to find in Austria (at that time an ally of Napoleon) and bring to Moscow those specialists that Leppih needed. Alas, these workers could not change the course of events: the aerostat filled with hydrogen could not get off the ground: the taffeta envelope did not hold the gas well.

Then, during the tests, metal springs burst, through which the crew could control the balloon. It took high-quality tool steel, which was not produced in Russia. Lieutenant Colonel Kastorsky gave the order to the couriers quickly to find and deliver all the necessary materials to Leppih. The couriers found and delivered top-quality English steel, but the matter did not get off the ground. Especially since heavy rains started and the process of hydrogen production was disturbed.

Meanwhile, Muscovites already knew about the ball, and in crowds went to Vorontsov on excursions for a reason that Madame de Stael noticed at that time: "In Russia, everything is a mystery and nothing is a secret." By the way, and Leo Tolstoy, in “War and Peace,” Pierre went “for fun” to look at a strange ball. Learned about the project and Napoleon. At first, as Kolenkurk recalled, "the emperor was told ... about an incendiary balloon, over which a certain Englishman or Dutchman named Schmidt had been working under the cover of secrecy for a long time. This ball was said to have destroyed the French army, bringing disorder and destruction into its ranks . Then clarifications followed, about which Count Ségur told in his memoirs: they say, on the orders of Alexander himself not far from Moscow, under the supervision of German pyrotechnics, a monstrous ball is built; The main purpose of this winged aerostat is to hover over the French army, find its commander and destroy it, bringing down the whole rain of fire and metal from above.

MI Kutuzov had some hopes for the use of a combat aerostat in the battle of Borodino. After all, in the middle of August Leppih promised to fly on his staff directly to the headquarters of the Russian army. He even managed to launch a “small ball”, which didn’t raise two people, though. 22 August, on the eve of the Battle of Borodino, Kutuzov wrote to Governor-General Rostopchin: "The emperor told me about a balloon that is secretly being prepared near Moscow. Can I use it, please tell me how to use it more conveniently." Alas, Rostopchin himself lost faith in the Leppih project (in his memoirs he would call mechanics a scoundrel in general), and decided to use it at least to maintain the spirit of Muscovites. Then, 22 of August, he told the townspeople not to be frightened if a balloon flew over the city, because it is not “from the villain” (that is, Napoleon), but, on the contrary,weapon"made" to his harm and destruction. Similarly, Emperor Alexander was disappointed with the project, but spoke with Arakcheyev about his ideological value: "For the people, such measures are necessary in certain cases; such fabrications soothe a credulous crowd, at least for a short time, when there are no other means to avert misfortune. "

Napoleon was already approaching Moscow, and all attempts to take off remained unsuccessful, as the spring wings constantly broke. There was a danger of losing even a little hope for the project. By order of Rostopchin, Leppih turned down the work, loaded the aerostat property on the 130 carriage and moved towards Nizhny Novgorod. The courier service provided evacuation, which was charged with paying for postal runs with state money. The feldjeger (it was Lieutenant Stoss) encouraged Leppih last time: he brought an order from Arakcheyev, who was then in charge of the affairs of supplies and reserves under the emperor (with the right to proclaim the Highest Commandments). It said: "Send ... Mr. Leppich, all the necessary people and things to St. Petersburg." When Leppih arrived in St. Petersburg, he was already awaited by the workshop in Oranienbaum: its temporary commandant, courier Vinberg, cleared the hospital premises from outside property.

Meanwhile, Napoleon, who entered Moscow on September 3, has already ordered to find the “Dr. Schmidt’s” workshop. A detachment of General Lauer found a place to build the ball, but it was already ashes. Everything the French saw was recorded in detail under the heading "A detailed description of various things found near the village of Vorontsovo, near Moscow, belonging to a balloon or an infernal machine ... which supposedly served to exterminate the French army." And they saw the "boat", "which was supposed to be hung from the ball, but which was burned the day before the French troops entered Moscow ... at a distance of about 100 steps from the building, there were a lot of screws, nuts, nails, hooks, springs and a lot of iron shells (parts. - Auth.) of every kind. Nearby is a large wooden shield in the shape of a ball, which, it’s true, was used for the sample. In the two rooms of the mentioned building there are also 180 large grains of vitriol; and in front of the house, stands 70 barrels and 6 New vats of extraordinary build. In the house itself there are carpentry and locksmith shops and some tools necessary for it. They are noted in a small white house, standing not far away and in front of a large one, traces of scattered and trampled powder ... ".

According to one of the rumors, torches or even "rockets" were found in the basements of the workshop of the "German pyrotechnics" for arson of Moscow. Therefore, a trial of the "criminals" caught near the dacha soon took place, and 10 people from among those arrested were shot.

And Leppih was still trying to raise his brainchild in the air above Oranienbaum. By the fall of 1813, the balloon of Leppich several times climbed 5-6 to fathoms above the ground, but could not fly, much less fly against the wind. Alexander lost patience and ordered the Artillery Committee to draw a conclusion on the experiments of Leppich. Leppih, who understood that this was the end of a dream, how he could, shied away from considering his experiments on the military scientific committee, especially since 320 thousand rubles of government money were spent on them!

In the end, the unfortunate inventor went to Germany. In Russia, rumors began to circulate that Leppich began to advertise his idea among the merchants, saying that a balloon could transport their products through the air, downwind and against the wind.

But all the couriers of Kastorsky, who ensured the work on the combat aerostat project, were encouraged on behalf of the emperor Alexander himself (the majority was promoted). They fulfilled their task adequately.

1. Nikolai Yegorovich Kastorsky (1775-1814) began his service from an ordinary courier, and during 1797-1812 he went all the way up to the lieutenant colonel. In 1812, all his orders for the Feldgera Corps were given for his signature, which actually means that Kastorsky was the first commander of the corps, although this post was not officially established.
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Секретное оружие Кутузова

Секретное оружие Кутузова


Необыкновенные приключения изобретателя Франца Леппиха в России

В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя.
Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее: "Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его. Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.


Лев Толстой. Война и мир.


Неизвестно, каким был бы ход Наполеоновских войн, если бы император Франции повел их с использованием подводного флота и военно-воздушных сил. Такое предположение не фантастика. До 1804 года во Франции будущий создатель парохода Роберт Фултон испытывал подводную лодку "Наутилус". Наполеон отказался от проекта, заявив, что "такой способ действия против неприятеля нечестен", - и инженера переманили англичане. Примерно в 1811 году немецкий механик Франц Леппих предложил Наполеону снабдить армию управляемым боевым аэростатом, способным не только вести разведку, но и сверху поражать неприятельские войска.

Наполеон отказался и от заманчивого предложения Леппиха - видимо, он знал о подобном (неудачном) проекте французского генерала Менье, предложенном еще в 1783 году. Однако, опасаясь даже попыток Леппиха сделать подобное предложение противникам, Наполеон отдал приказ задержать Леппиха и доставить в Париж. Задержать Леппиха не удалось: он успел скрыться в одном из многочисленных германских государств. Весной 1812 года он обратился к русскому посланнику в Штутгарте, а через него - к императору Александру I с предложением построить управляемый воздушный шар для России. В течение трех месяцев, - развивал свои планы Леппих, - русскую армию можно будет снабдить полусотней воздушных кораблей, в каждом из которых будет экипаж из сорока человек и 12 000 фунтов боевого груза, прежде всего ящиков с порохом. Эти ящики, сброшенные с высоты, могли бы своими взрывами "опрокинуть целые эскадроны".

Секретное оружие Кутузова


Александр, вовсю готовившийся к неизбежному столкновению с Наполеоном, решил попробовать реализовать проект Леппиха. Немедленно последовало решение засекретить всю информацию о разработке аэростата. Наилучшими хранителями секретности стали офицеры Фельдъегерского корпуса. Из них была создана специальная группа во главе с подполковником Николаем Касторским1, возглавлявшим тогда Фельдъегерский корпус. Кроме того, именно Касторскому был поручен контроль за перечислением всех денежных средств, поступающих из России на строительство аэростата.

Но сначала нужно было вывезти Леппиха из подвластной Наполеону Европы, причем теми же дорогами, по которым весной 1812 года выдвигалась к границам России наполеоновская армия. Фельдъегерский прапорщик Адольф Иордан сменил свое имя на курляндское имя Фехтер, а форменный мундир на гражданскую одежду. В мае курляндец Фейхнер и следующий с ним доктор Шмидт выбрались из Германии, пересекли Польшу, западные губернии России и въехали в Москву. Только по прибытии (14 мая) фельдъегерский прапорщик вручил московскому гражданскому губернатору Обрескову повеление императора относительно обеспечения леппиховского проекта.

27 мая 1812 года Обресков доносил императору Александру, что механик Леппих и сопровождавший его прапорщик Иордан прибыли в Москву под чужими именами, что "все движения по сему делу производятся с большою осторожностью и… истинное дело до самого окончания сохранится в совершенной тайне", что для работ "приискано" удобное место в шести верстах от столицы, а для их начала отпущено 8000 рублей.

Секретное оружие Кутузова Леппих был размещен в усадьбе Вороново, а любопытным было объявлено, что здесь будут строить то ли земледельческие машины, то ли пушечные лафеты…

Любопытство москвичей и жителей пригородных деревень росло с каждым днем. Целыми семьями ходили они к таинственной уединенной даче, но не видели ничего, кроме высокого забора. А за забором трудились 14 столяров, 8 слесарей, 3 портных, 24 белошвейки, 2 прачки и несколько человек обслуживающего персонала. Через несколько недель численность рабочих была увеличена до 100 человек.

Рабочие пытались реализовать несколько технологических процессов одновременно: они создавали оболочку, скрепляли каркас и собирали гондолу. Самым сложным и опасным процессом было наполнение оболочки водородом: этот взрывоопасный газ двигался по рукавам из множества бочек, в которых беспрерывно шла химическая реакция (серная кислота разъедала железо). На строительство уходило все больше и больше материалов, все больше и больше казенных средств, а новые технологические сложности отодвигали и отодвигали сроки первого подъема аэростата.
На одном из этапов Леппих запросил квалифицированных рабочих из Германии или Австрии. Рискуя жизнью (уже война!) фельдъегерь Винберг сумел отыскать в Австрии (в то время союзница Наполеона) и привезти в Москву тех специалистов, в которых нуждался Леппих. Увы, и эти рабочие не смогли переломить ход событий: наполненный водородом аэростат не смог оторваться от земли: тафтяная оболочка плохо держала газ.

Затем в ходе испытаний лопнули металлические пружины, с помощью которых экипаж мог управлять аэростатом. Понадобилась высококачественная инструментальная сталь, которую в России не производили. Подполковник Касторский отдал приказ фельдъегерям срочно найти и доставить Леппиху все необходимые материалы. Фельдъегеря нашли и доставили английскую сталь высшего качества, но дело не сдвинулось с мертвой точки. Тем более что пошли проливные дожди, и нарушился процесс получения водорода.

Тем временем москвичи уже знали о шаре и толпами ходили к Воронцову на экскурсии недаром мадам де Сталь замечала в ту пору: "В России все тайна и ничто не секрет". Кстати, и у Льва Толстого в "Войне и мире" Пьер ездил "для развлечения" посмотреть на диковинный шар. Узнал о проекте и Наполеон. Сначала, как вспоминал Коленкур, "императору сообщили… о зажигательном воздушном шаре, над которым долго работал под покровом тайны некий англичанин или голландец по фамилии Шмидт. Этот шар, как уверяли, должен был погубить французскую армию, внеся в ее ряды беспорядок и разрушение". Потом последовали уточнения, о которых рассказал в мемуарах граф Сегюр: дескать, по приказанию самого Александра недалеко от Москвы, под наблюдением немецкого пиротехника, строится чудовищных размеров шар; главное назначение этого крылатого аэростата в том, чтобы парить над французской армией, отыскать ее начальника и уничтожить его, обрушив сверху целый дождь огня и металла.

Некоторые надежды на применение боевого аэростата в Бородинском сражении имел М. И. Кутузов. Ведь Леппих в середине августа обещал прилететь на своем аппарате прямо в штаб русской армии. Он даже сумел запустить "малый шар", не поднявший, правда, и двух человек. 22 августа, в канун Бородинской битвы, Кутузов писал к генерал-губернатору Ростопчину: "Государь император говорил мне об аэростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет пользоваться, прошу мне сказать и как употребить его удобнее". Увы, сам Ростопчин разуверился в проекте Леппиха (в мемуарах он вообще назовет механика негодяем), и решил воспользоваться им хотя бы для того, чтобы поддержать дух москвичей. Тогда же, 22 августа, он сообщал горожанам, чтобы те не пугались, если над городом пролетит воздушный шар, ибо это не "от злодея" (то есть Наполеона), а наоборот, "чудо-оружие", сделанное "к его вреду и погибели". Точно так же и император Александр был разочарован проектом, но в беседе с Аракчеевым высказался о его идеологической ценности: "Для народа подобные меры в известных случаях нужны; такие выдумки успокаивают легковерную толпу хотя бы на малое время, когда нет иных средств отвратить беду".

Наполеон уже подходил к Москве, а все попытки взлететь оставались неудачными, так как постоянно ломались пружинные крылья. Возникла опасность потери пусть даже небольшой надежды на осуществление проекта. По приказу Ростопчина Леппих свернул работы, погрузил аэростатное имущество на 130 подвод и двинулся в сторону Нижнего Новгорода. Эвакуацию обеспечивала фельдъегерская служба, которой вменялось в обязанность оплачивать казенными деньгами почтовые прогоны. Фельдъегерь же (это был поручик Штосс) обнадежил Леппиха в последний раз: он привез распоряжение Аракчеева, ведавшего тогда делами снабжения и резервов при императоре (с правом объявления Высочайших повелений). В нем говорилось: "Отправить… г. Леппиха, всех потребных людей и вещи в Санкт-Петербург". Когда Леппих прибыл в Петербург, его уже ждала мастерская в Ораниенбауме: ее временный комендант фельдъегерь Винберг расчистил от постороннего имущества помещение госпиталя.

А в это время Наполеон, вошедший в Москву 3 сентября, уже отдал приказ разыскать мастерскую "доктора Шмидта". Отряд генерала Лауэра нашел место постройки шара, но это было уже пепелище. Все увиденное французы подробно запротоколировали под заголовком "Подробное описание разных вещей, найденных у села Воронцово, близ Москвы, принадлежащих к воздушному шару или адской машине… имевшей служить будто бы для истребления французской армии". А увидели они "лодку", "которая должна была быть подвешена к шару, но которая была сожжена днем прежде вступления французских войск в Москву… на расстоянии около 100 шагов от помянутого строения, в ней находилось много остатков винтов, гаек, гвоздей, крючьев, пружин и множество железных снарядов (деталей. - Авт.) всякого роду. Рядом лежит большой щит из дерева в форме шара, который, верно, имел служить для образца. В двух горницах помянутого строения находится еще 180 больших бутылей купоросу; сверх оного, сзади и спереди дому, стоит 70 бочек и 6 новых чанов необыкновенного сложения. В самом доме есть столярные и слесарные мастерские и некоторые нужные к оному инструменты. Примечены в маленьком белом домике, стоящем недалече и впереди большого, следы разбросанного и растоптанного пороху...".

По одному из слухов, в подвалах мастерской "немецкого пиротехника" были найдены факелы или даже "ракеты" для поджога Москвы. Поэтому вскоре состоялся судебный процесс над "преступниками", пойманными близ дачи, и 10 человек из числа арестованных были расстреляны.

А Леппих еще пытался поднять свое детище в воздух над Ораниенбаумом. К осени 1813 года шар Леппиха несколько раз поднимался на 5-6 саженей над землей, но лететь, а тем более лететь против ветра, не мог. Александр потерял терпение и отдал распоряжение Артиллерийскому комитету составить заключение об опытах Леппиха. Леппих, понимавший, что это конец мечты, как мог, уклонялся от рассмотрения своих опытов на военно-ученом комитете, тем более что на них было потрачено 320 тысяч рублей казенных денег!

В конце концов, неудачливый изобретатель уехал в Германию. В Россию стали доходить слухи о том, что Леппих принялся рекламировать свою идею среди купцов, рассказывая, что аэростат сможет перевозить по воздуху, по ветру и против ветра, их товары.

А вот все фельдъегеря Касторского, обеспечивавшие работу над проектом боевого аэростата, были поощрены от имени самого императора Александра (большинство повышено в звании). Свою задачу они выполнили достойно.

1. Николай Егорович Касторский (1775-1814) начал службу с рядового фельдъегеря и в течение 1797-1812 годов прошел по всей лестнице чинов до подполковника. В 1812 году за его подписью отдавались все приказы по Фельдъегерскому корпусу, а это фактически означает, что именно Касторский являлся первым командиром корпуса, хотя официально эта должность не была установлена.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня