Куда уходят герои? Петр Остапенко - память бессмертна

Куда уходят герои? Петр Остапенко - память бессмертна8 апреля текущего года скончался Герой Советского Союза, опытнейший пилот- испытатель Петр Максимович Остапенко. Панихида по известному и уважаемому человеку, Герою СССР, заслуженному летчику должна начаться в 10 часов во Дворце культуры г. Жуковского.

Петр Максимович прожил удивительную жизнь и остался в истории России верным сыном своей Родины и блестящим авиатором, рисковавшим своей жизнью во благо Отечества. Остапенко происходил из казачьей семьи, раскулаченной в начале 30-х годов ушедшего столетия. Днем рождения покинувшего нас героя является 17 сентября 1928 года. Родился Петр Максимович в небольшом городе со звучным названием Прохладный в Кабардино-Балкарии. На четвертом году жизни вместе с родителями переехал в осетинский город Владикавказ. Детство и юношество Остапенко пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы, что сделало мальчика выносливым, терпеливым и ответственным. Сильный его характер был заметен еще в период обучения в школе г. Владикавказ № 1, названной впоследствии его именем.

По рассказам самого Петра Максимовича, интерес к авиации проснулся благодаря одному событию, навсегда запечатлевшемуся в его памяти. Будучи четырнадцатилетним мальчишкой, Остапенко стал невольным свидетелем воздушной битвы двух советских и двух немецких военных самолетов. Лишь спасшийся фашистский мессер, открыв стрельбу по наблюдателю, смог заставить завороженного юношу покинуть театр событий. В 1947 году Остапенко поступает в авиационное военное училище в Армавире, где осваивает профессию летчика вплоть до 1951 года. После четырех лет прилежной учебы Петр Максимович становится летчиком-инструктором в оконченном им учебном заведении, а в 1957 году в звании капитана увольняется в запас.


Однако деятельная натура Остапенко требовала новых достижений, и уже в 1958 году он поступает в Школу для летчиков-испытателей, а в 1967 году успешно сдает выпускные экзамены в Жуковском филиале Московского авиационного института. Профессия летчика-испытателя – мечта едва ли не каждого советского мальчишки. Романтика неба притягивала и молодого Петра Максимовича. Однако небо принимает в свои объятия лишь самых отважных и целеустремленных людей, каким и оказался наш герой. Вся его сознательная жизнь прошла в подготовке к этому опасному и стремительному единению высоты и человека. С 1958 года вплоть до 1981 года он работал в опытном конструкторском бюро под руководством авторитетного в то время конструктора Микояна, где вскоре приобрел уважение коллег за умение полностью отдаваться любимому делу. Кроме Остапенко в бюро строили свою карьеру его товарищи по Школе летчиков-испытателей Александр Федотов и Игорь Кравцов.

4 января 1965-го года стало трагичным для коллектива испытательного бюро - команда летчиков потеряла Игоря Кравцова, который погиб при испытании Е-150. Риск как будто материализовался, повис в воздухе, стал осязаемым, но ни Остапенко, ни Федотов не ушли из профессии. К концу 60-х Петр Максимович был уже настоящим асом пилотирования на самых различных моделях авиатехники. За весь период он пилотировал свыше 60-ти видов самолетов, не считая их модификаций. Остапенко, по свидетельствам его коллег и учеников, обладал удивительным свойством сливаться с машиной в одно целое. Самолет становился его продолжением, телесной оболочкой, более десяти тысяч благополучных посадок, восемь мировых рекордов и пять тысяч часов в полете сегодня служат неопровержимым доказательством его мастерства. Превосходство Остапенко признавали не только его соратники по испытанию легендарных Мигов, но и летчики, тестировавшие модели Су. Следует отметить, что свои рекорды Петр Максимович установил на таких машинах как МиГ-21 и МиГ-25, а также на печально известном Е-150. В отличие от современных моделей машины, поступавшие на испытания в 60-е годы, практически были лишены автоматики, поэтому умение «чувствовать» машину считалось ценнейшим качеством пилота.

Один из учеников и друзей Остапенко в своих работах описывает занимательный случай, характеризующий Петра Максимовича не только как сильную и решительную натуру, но и как настоящего профессионала. При испытаниях МиГ-23 с впервые установленным на нем двигателем конструктора А.М. Люлька неожиданно возникли значительные сбои в работе мотора. Остапенко был вынужден сажать одиннадцатитонную машину на «малом газе», дававшем тягу не более чем 300 кг. Сложнейший заход на посадку был выполнен блестяще, а конструкторы, в том числе и Люлька, лично жали испытателю руку.

Описывая Остапенко, нельзя не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на весь авторитет и многочисленные рекорды, звание Героя СССР он получил лишь по истечении тринадцати с лишним лет своей профессиональной деятельности. Однако люди, знавшие Петра Максимовича близко, легко объясняют этот странное обстоятельство. Блестящий летчик попросту не умел и не хотел угождать и льстить начальству, а свое мнение относительно качества испытуемой техники всегда высказывал прямо, порой не стесняясь в выражениях. Именно за прямоту и недолюбливали Остапенко высшие чины. Острое слово и принципиальная позиция часто шли вразрез с интересами бюрократического сообщества, поэтому дерзкого, «несгибаемого» летчика старались держать в стороне и замалчивать его успехи.

Мужественный человек, находясь в тени славы своего коллеги Федотова, не потерял индивидуальности и стремления к достижениям. Особенно ценили Остапенко за стремление спасти вверенную машину в самых сложных ситуациях. Не раз летчик катапультировался, но всегда делал это, только испробовав все возможные способы посадить самолет. Были в его профессиональной жизни и отказы двигателей, и возгорания, и прочие опасные ситуации, но ни разу Петр Максимович не потерял выдержки, ясности ума и мужества. Умение сохранять контроль над собой не раз спасало ему жизнь, но на земле сдерживать острые выражения он не мог, или не желал.

Оставил профессию Остапенко в 53 года, но будучи полным сил, работал с молодым поколением специалистов на летной станции. Ему не раз поступали предложения о продолжении профессиональной деятельности на транспортных самолетах, но амплуа пилота легендарных истребителей не позволило их принять. Множество званий и орденов было присвоено Петру Максимовичу, были в его жизни и международные награды за особый вклад в развитие авиации, но настоящей победой стало уважение и признание в кругах летчиков и благодарность молодого поколения. Его идеи, пронизанные духом патриотизма, чести и долга были восприняты не только учениками, но многими из тех, кому посчастливилось общаться с этим мужественным летчиком.

11 апреля с героем будут прощаться не только его родные и близкие, но и простые граждане. Жизненный путь Остапенко оборвался на 84-м году жизни, но память о нем еще долгое время останется с нами.
Автор: Елена Гордеева


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. Индиго 11 апреля 2012 12:09
    Земля пухом покорителю и жителю НЕБА!
    Индиго
  2. военный 11 апреля 2012 12:48
    Вечная память!... как и его коллеге Федотову, ушедшему в последний полёт много лет назад...
  3. Ty3uk 11 апреля 2012 15:08
    Вечная память Герою!
    Ty3uk
  4. OdinPlys 11 апреля 2012 17:44

    Ну что ж...
    Людям можно позавидовать...А России гордиться...Героем...
    OdinPlys
  5. Uralm 12 апреля 2012 00:53
    Как вспомнишь. Так хотел летать. Принимали по здорвью, чуть чуть по зрению не прошел. хватило! Как мне тогда плохо было. Мне и сейчас на гражданском эти турбулетности и прочее только в радость, когда пассажиром.
    Земля им пухом. Счастливые люди. ЛЕТАЛИ!!!!!!!!!!!!
    Uralm
  6. duche 13 апреля 2012 19:13
    Он ушел в вечный полет. Мы помним и сохраним его в наших сердцах.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня