Малые торпедныe катера Kriegsmarine

28
Помимо примечательного планомерного развития больших торпедных катеров для ВМФ Германии во второй половине 20-х – начале 30-х годов, в межвоенный период в Германии имели место многократные попытки разработки малых торпедных катеров для выполнения ряда специальных операций. В 1934 году на базе разработанной в годы ПМВ подводной лодки (ПЛ) U-Boot Typ Typ I возник новый тип ПЛ U-Boot Typ Typ III с длинным герметичным ангаром, смонтированным за рубкой. В данном ангаре было оборудовано всё необходимое для перевозки 2-х малых торпедных катеров (ТК).

По всей видимости разработчики планировали применять данные малые ТК примерно так же, как ближе к концу второй половины 19 века военные моряки ряда стран планировали применять свои тогда еще совсем небольшие по размерам миноносцы, имевшие крайне ограниченную мореходность и дальность плавания. Тогда миноносцы планировалось доставлять как можно ближе к вражеским портам на более крупных кораблях-носителях, выгружаться при помощи корабельных кранов. После выгрузки миноносцы в тёмное время суток должны были проникать в порты противника или на внешние якорные стоянки и при помощи имевшихся на борту торпед топить суда противника. После выполнения задания ТК должны были возвращаться на поджидающие их неподалёку корабли-носители и подниматься на борт. U-Boot Typ и малые ТК как второй элемент данной системы вооружения к 1938 году стали обретать довольно конкретные черты, и еще перед началом ВМВ их пытались испытывать в ходе ряда испытаний в том виде, как это представлялось руководителю подводными силами Германии Дёницу. Эти планы перед ВМВ по целому ряду причин так и остались не более чем планами. Вновь к подобным планам решили вернуться во время войны. Малые по размерам и очень лёгкие ТК должны были доставляться к корабельным соединениям противника при помощи грузовых планеров Go 242. И вновь вскоре после возобновления работ по данной теме работы были приостановлены. В 1944 году к этой идее вновь решено было вернуться, и начались попытки построить малый ТК Hydra.



В 1936 году высшее руководство Кригсмарине (ОКМ) твёрдо решило приступить к разработке и постройке малых ТК, которые можно было бы доставлять к месту предполагаемых атак соединений кораблей противника при помощи кораблей-носителей – крейсеров или вспомогательных крейсеров. Таким образом ОКМ, не имевшее в распоряжении в достаточном количестве нормальных надводных боевых кораблей и ПЛ, решило вести борьбу с судоходством противника на большом удалении от собственных ВМБ. Первый подобный проект малого ТК был создан верфью (предположительно Lürssen) с учетом имевших место в годы ПМВ разработок. В качестве основы для проекта послужили немецкие катера LM. Катер изготавливался из древесины и лёгких металлов. В носовой части катера был установлен торпедный аппарат (ТА). Этот проект был отвергнут моряками из-за довольно большого размера катера, не позволявшего быстро выгружать и принимать его на борт корабля-носителя в открытом море.

В то время как интерес военных к данной идее из-за неудовлетворительных результатов испытаний снижался и все усилия моряков были обращены на развитие хорошо зарекомендовавших себя больших торпедных катеров, имевших высокие ТТХ, работавший в проектном бюро, разрабатывавшем ТК, корабельный инженер Доктер (Docter) очень заинтересовался проблемой создания малых ТК. Доктер исходил из необходимых ограничений по водоизмещению в 10–11 тонн и длины в 12–13 метров. С 1937 года он приступил к исследованиям в части альтернативной формы корпуса, силовой установки и вопросов, касающихся вооружения. Форма корпуса была выбрана с реданом c V-образной формой днища. Материал – уже хорошо зарекомендовавшие себя при постройке больших ТК деревянные конструкции и конструкции из лёгких сплавов, либо предполагалось применять только клёпаные соединения обшивки из лёгких металлов или полностью сварной корпус из нержавеющей стали марки V2A. Доктер был хорошо ознакомлен с тем, как за рубежом подобные решения были удачно опробованы и реализованы на практике рядом ведущих фирм. Использование полностью металлического корпуса позволяло получить снижение веса корпуса примерно на 10 % (примерно 1 тонна) в сравнении со смешанной конструкцией, выполненной из металла и дерева. С другой стороны, были известны и недостатки полностью металлической конструкции, заключавшиеся в недостаточной прочности подобного исполнения. Тонкая внешняя обшивка в местах крепления к шпангоутам со временем из-за постоянных ударов набегающего потока воды недостаточно прочно держалась и несколько деформировалась при движении на больших скоростях, создавая повышенное сопротивление. Более эластичная деревянная внешняя обшивка при соответствующем уходе всегда оставалась гладкой и более предпочтительной с точки зрения сопротивления набегающему потоку воды. В итоге всё же было принято решение исходить в первую очередь из соображений экономии веса и остановиться на полностью металлическом корпусе.

Что касается выбора силовой установки, то из соображений безопасности изначально было решено применять уже хорошо зарекомендовавшие себя на больших ТК быстроходные дизельные двигатели, отличавшиеся к тому же низким расходом топлива. Но производившиеся в то время серийно быстроходные дизельные двигатели фирм MAN и Mercedes-Benz были довольно велики и тяжелы для малых ТК. К тому же двигатели фирмы MAN с вертикально расположенными встречно движущимися поршнями в ходе эксплуатации на больших ТК оказались не вполне надёжными, поскольку в силу своей большой высоты они плохо переносили качку и создавали большие нагрузки на фундамент двигателя и от него на корпус катера в месте установки СУ. Поначалу было решено опробовать подходящие по размеру и развиваемой мощности 2 карбюраторных двигателя Packard с V-образным расположением цилиндров. Вес силовой установки в комплекте составлял 1,2 тонны. В дальнейшем планировалось заменить эти двигатели подходящими дизелями, производящимися в Германии, которые еще не были доработаны и испытаны.

Торпедные аппараты 1×533 мм или 2×450 мм планировалось установить в носовой или кормовой оконечностях. Из практического опыта, полученного немецкими моряками в годы ПМВ, желательно было расположить торпедный аппарат или аппараты таким образом, чтобы можно было выстреливать торпеды в направлении движения ТК. Увеличение нагрузки на носовую оконечность больших по размеру ТК было нежелательно, но данная проблема не была неразрешимой. В то же время для ТК с реданом с водоизмещением всего в 10–11 тонн такое решение невозможно было осуществить на практике, поскольку носовая оконечность малого ТК должны быть приподнятой над поверхностью воды для обеспечения возможности нормального движения. При рассмотрении вопроса, касающегося торпедного вооружения, в расчет принималось то, что торпеды калибра 45 см несут значительно меньший по весу заряд взрывчатки, чем торпеды калибра 53,3 см и, следовательно, при попадании в корабль противника такая торпеда причинит ему меньший ущерб. Но, с другой стороны, благодаря меньшим размерам и весу на малом ТК возможно установить 2 торпедных аппарата для торпед калибра 45 см вместо одного калибра 53,3 см, и 2 торпеды калибра 45 см значительно увеличивают вероятность поражения цели. В итоге решено было остановить свой выбор на 2-х торпедных аппаратах калибра 45 см, которые должны были размещаться в корме ТК. Вторым вопросом являлся выбор направления, в котором будут выстреливаться обе торпеды. Если торпеды будут выстреливаться в направлении кормы ТК, то стрелять ими можно будет только после полного разворота ТК от цели. Время, необходимое на выполнение ТК разворота, и сам разворот значительно увеличивали шансы противника обнаружить ТК еще до пуска торпед и открыть по нему огонь из артиллерийских систем, а также увеличивало бы шансы противника уклониться от выпущенных торпед. В итоге от этого варианта сразу отказались. Также торпеды можно было выстреливать из установленных в корме торпедных аппаратов в направлении вперёд. При этом торпеды выбрасывались из торпедных аппаратов хвостовой частью назад и двигались в том же направлении на цель, что и сам ТК. ТК сразу же после сброса торпед должен был отворачивать в сторону, а торпеды продолжали бы двигаться заданным курсом. Опыт английской фирмы Thornycroft-CMB, полученный ею при создании ТК в годы ПМВ, и результаты испытаний, проведённых немецким опытным центром испытаний торпедного оружия (TVA), показали, что и второй вариант, в котором торпеды из кормовых торпедных аппаратов сбрасывались бы хвостовой частью назад, имел ряд существенных недостатков. Немецкие торпеды при сбросе в воду имели значительные колебания по глубине и вполне могли поразить выпустивший их свой же торпедный катер, или как минимум под влиянием кильватерной струи катера значительно изменить направление движения и пройти мимо цели. TVA предложило установить торпедные аппараты на корме торпедного катера для стрельбы торпедами вперёд по обоим бортам под углом в 20 град. Такой вариант позволял установить торпедные аппараты на корме торпедного катера, выстреливать торпеды вперёд и одновременно добиться хорошей точности стрельбы и относительно небольших колебаний торпед по глубине сразу после вхождения в воду. Конструкторы разработали крышки для располагавшихся на небольшой высоте над уровнем воды торпедных аппаратов размером 2,1×0,5 м. Военные отклонили и этот вариант, поскольку существовала реальная опасность, что торпеды могли при запуске заклинить в торпедном аппарате от ударов волн, создаваемых катером, или от естественного волнения и в худшем случае, будучи заклиненными в торпедном аппарате, даже могли перевернуть катер за счет резкого смещения центра тяжести к борту.

В конце 1938 года на верфи Naglo в Берлине начали постройку малого ТК, получившего обозначение LS1. Конструкция корпуса данного катера была смешанной из деревянных элементов и из элементов, выполненных из лёгких сплавов. Одновременно на Боденском озере на предприятии фирмы Dornier начали изготавливать второй ТК, получивший обозначение LS2. Корпус данного катера был полностью выполнен из лёгких сплавов. Выбор материала для изготовления корпуса LS2 был не случаен. Фирма Dornier к тому времени уже имела большой опыт по этой части, полученный ею при изготовлении летающих лодок. Размеры катеров были следующими: длина по палубе 12,5 м, длина по ватерлинии 12,15 м, наибольшая ширина 3,46 м, ширина по шпангоутам 3,3 м, высота надводного борта спереди 1,45 м, на середине длины 1,27 м, в корме 0,77 м, общая высота борта на середине длины корпуса 1,94 м, осадка 0,77 м, максимальная глубина по винтам и рулям 0,92 м. Конструкционное водоизмещение 11,5 тонн. Экипаж 9 человек.

Во время разработки конструкции катера фирме Daimler-Benz был заказан опытный образец 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя МВ-507, который создавался на основе бензинового авиационного двигателя DB-603. Этот же дизельный двигатель фирма Daimler-Benz примерно в то же время предложила в качестве перспективного танкового двигателя. При диаметре цилиндра 162 мм и ходе поршня 180 мм двигатель имел рабочий объём 44,5 литра, при 2200 об/мин в течение не более 3-х часов он должен был развивать 850 л.с. При 1950 об/мин двигатель мог в течении долгого времени развивать мощность 750 л.с. Так как Daimler-Benz не сумела в кратчайшие сроки поставить МВ-507, для испытания катеров было решено использовать 6-цилиндровые авиационные дизельные двигатели со встречно движущимися поршнями фирмы Junkers Jumo 205, развивавшие мощность до 700 л.с. Ожидалось, что с этими двигателями катера будут иметь максимальную дальность плавания в 300 миль при скорости в 30 узлов.

С началом ВМВ все работы по данным малым катерам было решено приостановить. Только работы по двигателям и понижающим редукторам решено было продолжить. Позднее, во второй половине ВМВ, в Германии в ожидании высадки союзников вновь было решено вернуться к идее создания малых торпедных катеров, которые по замыслам руководства Кригсмарине при острейшем недостатке ресурсов, имевшихся в распоряжении немецкой промышленности, могли каким-то образом укрепить оборону побережья и помешать союзникам при высадке десанта. Но это была уже совсем другая история, которая из-за недостатка времени и ресурсов также не дала положительных результатов.

Малые торпедныe катера Kriegsmarine

Рис. 1. Подводная лодка Typ III, разрабатывавшаяся в качестве носителя малых торпедных катеров.




Рис. 2, 2a. Схематическое изображение малого торпедного катера типа LS.


Рис. 3. Малый торпедный катер LS с открытыми задними крышками торпедных аппаратов.


Рис. 4. На левом борту катера заметна передняя крышка левого торпедного аппарата, установленного под углом 20 град к продольной оси для обеспечения возможности пуска торпед в направлении движения катера.


Рис. 5. Малый торпедный катер типа LS, изготовленный фирмой Dornier, во время ходовых испытаний.


Рис. 6. Малый торпедный катер типа LS 2, изготовленный фирмой Dornier.



Рис. 7, 8. Прочие малые торпедные катера типа LS во время ходовых испытаний.


Рис. 9. Малые торпедные катера LS 5 и LS 6.


Рис. 10. Малый торпедный катер LS 7.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 января 2018 08:01
    Спасибо, интересно .
    1. +1
      14 января 2018 08:40
      Очередная вундервафля... КА и многое другое что сотворили немецкие конструкторы... Из серии дурная голова ногам покоя не даёт... Кстати это одна из причин поражения Германии в войне ... Отвличение ресурсов на производство ни кому не нужного оружия....
      1. +2
        14 января 2018 09:07
        Кстати, линкоры тоже не айс проявили , так , тактические успехи , авианосцы тонули и горели , тяжелые крейсера , так как то , слабо., а вот флот небольшой , от эсминца и ниже , вполне проявил . Можно привести в пример джапов , но и там сложно все , после 1943 , провал , кто то еще , Возьмите флоты , амеров , наглов, насыщенность именно легкими (да простят меня знатоки флота ) и сыграла роль свою .
        1. +2
          14 января 2018 09:10
          Кстати у тех же итальянцев именно легкие сила действовали вполне прилично . В Гугле есть воспоминания адмирала Бергамини (не допустил ли ошибку в фамилии) так он там четко пояснил , а если еще и найдете с комментами Каннигхэма , так воообще счастье будет))))
        2. +3
          14 января 2018 11:13
          потому что ту кучу железа которую представляли крейсера и линкоры совместно с экипажами на обучение которых затратили огромные средства было очень жалко.как по экономическим так и по престижным соображениям.вот и стояли по базам.а то один выстрел и худу стало худо..или бомберы с подлодками налетят и сразу жертвы тысячами.а катера..стоят дешево экипажи маленькие-можно и сотнями клепать.
        3. 0
          14 января 2018 13:24
          а эсминцы и ниже не горели или не тонули? пачками же...
          1. 0
            14 января 2018 14:56
            А они в первой линии стояли , это джапы выпускали все . что то я не помню потопление немецкого вундерфафе в бою , Шпее, Бисмарк , и рождественский бой не в счет . Хотя в счет , , а вот немецкие торпедники и легкие силы нервы трепали .
        4. +2
          14 января 2018 15:13
          "авианосцы тонули и горели "////

          ...Но войну на Тихом океане решили именно они.
          После потери своих авианосцев японцы были вынуждены уйти
          в глухую оборону. Активные действия их флота кончились.
        5. 0
          16 мая 2018 20:56
          Я конечно очень извиняюсь, но без авианосцев США не победили бы на за что, ни как, и не при каких обстоятельствах. Не зря , после Пёрл - Харбора, они считали огромной удачей, что не пострадал ни один авианосец.
          Кстати, есть интереснейшая книга от первого лица : Фр. Шерман "Война на Тихом океане".
          Шерман воевал командиром авианосной группы.
  2. avt
    +4
    14 января 2018 10:40
    ГДР-цы повторили этот вариант . Была у них серия лёгких -,,Илтис"кажись . Практически один в один.
    1. 0
      17 января 2018 07:13
      Илтис с 2 желобными ТА и Гидра с 3 ТА, На Илтисе спарка КПВТ, НА Гидре-АМ-23
  3. +3
    14 января 2018 11:40
    А будет ли продолжение этой интереснейшей темы? Эти ТКА применялись в боевых условиях и даже топили суда союзников. Один из примеров - это потопление торпедным катером LS-4, действующего с борта вспомогательного крейсера "Михель", американского грузового судна "Джордж Клаймер" 7.06.42.
    1. +1
      14 января 2018 14:59
      Ну, так Пингвин чуть не потопил каунти , а Корморан потопил Сидней .
    2. +1
      14 января 2018 16:43
      Цитата: ВохаАхов
      А будет ли продолжение этой интереснейшей темы? Эти ТКА применялись в боевых условиях и даже топили суда союзников. Один из примеров - это потопление торпедным катером LS-4, действующего с борта вспомогательного крейсера "Михель", американского грузового судна "Джордж Клаймер" 7.06.42.


      Это глава из имеющейся у меня книги на немецком языке о разработке и развитии в Германии начаная с ПВМ и до 1945 года торпедных катеров. В этой же книге есть глава посвященная разработке двигателей для торпедных катеров, но я не могу опубликовать матеиралы по двигателям так как не получается в нормальном виде выложить имеющиеся там таблицы таблицы.
      1. +1
        14 января 2018 19:46
        А в чем проблема. Сделайте их в виде иллюстраций и вставте, как картинки.
      2. +1
        14 января 2018 22:23
        Есть добротный немецкий сайт на эту тему:
        http://www.s-boot.net
        Спасибо за интересную статью! hi
        1. +1
          15 января 2018 16:12
          Цитата: Лексус
          Есть добротный немецкий сайт на эту тему:
          http://www.s-boot.net
          hi


          Я видел эту информацию.
  4. +2
    14 января 2018 14:23
    "Очередная вундервафля... КА и многое другое что сотворили немецкие конструкторы... Из серии дурная голова ногам покоя не даёт..."
    Яркий пример комментария человека, апломб и знание темы которого обратно пропорциональны. Сравните, для начала, ТТХ легких торпедныых катеров типа «LS», построенных в колличестве 10 единиц и ТТХ советских Г-5, которых было построено около 300. Ну и историю их боевого применения.
  5. 0
    14 января 2018 15:02
    Всегда удивляла немцев приверженность с относительно малым калибрам . , понятно, что Северное море , и тут на тебе , на Z серии 152 мм поставить .
    1. +1
      14 января 2018 16:48
      Цитата: Дирижер
      Всегда удивляла немцев приверженность с относительно малым калибрам . , понятно, что Северное море , и тут на тебе , на Z серии 152 мм поставить .


      Немцы перед ВМВ оставили без внимения универсальный калибр-127-130 мм. а 152 мм. решились использовать так как хотели компенсировать недостаток лёгких крейсеров. Когда поняли свою ошибку и разработали универсальную артсистему 128 мм/45-http://www.navweaps.com/Weapons/WNGER_5-45_
      skc41.php
      уже было поздно и к этому времени на первое место вышла необходимость в ПВО ВВС в как можно большем количестве 128 мм./61 зенитных орудий и флот остался без универсальной артсистемы.
      1. 0
        14 января 2018 18:49
        Спасибо , прочту , Всегда рад за новую инфу.
  6. 0
    14 января 2018 18:10
    Спасибо, интересная статья.
    Союзникам очень повезло, что немцы не успели насытить этими катерами ВМС.
    Англо-американский десант мог быть существенно "сокращён", пред тем как вступил в бой с немногочисленными инвалидными командами и несовершеннолетними фашистами, которые обороняли побережье Франции в 1944 году.
    1. +2
      15 января 2018 16:15
      Цитата: Товарищ Ким
      Союзникам очень повезло, что немцы не успели насытить этими катерами ВМС.


      Нормальные немецкие торпедные катера были куда более опасны чем эти малые по скольку их вооружение, дальность хода и мореходность были по лучше что позволяло более широко использовать именно эти нормальные ТК даже в условиях полного господства ВВС и ВМФ союзников.
      1. +1
        15 января 2018 17:54
        Нормальные немецкие торпедные катера были куда более опасны чем эти малые по скольку их вооружение, дальность хода и мореходность были по лучше что позволяло более широко использовать именно эти нормальные ТК даже в условиях полного господства ВВС и ВМФ союзников.

        Что есть, то есть. Мореходность была действительно отменной.
        Но главное то, что они очень грамотно использовались.

        Замаскированные немецкие торпедные катера. Чёрное море.
  7. +1
    14 января 2018 20:35
    Цитата: Curious
    А в чем проблема. Сделайте их в виде иллюстраций и вставте, как картинки.


    Спасибо за подсказку.
  8. +1
    14 января 2018 20:53
    Очень органично дополняли вооружение вспомогательных крейсеров.

    LS-4 "ESAU", погрузка на борт вспомогательного крейсера "MICHEL"

    LS-2 "METEORIT" на борту вспомогательного крейсера "KOMET"
  9. 0
    17 января 2018 07:20
    немчура в ТКА знала толк, их шнелльботы много нервов всем попортили, поэтому и таких малышей не зря делали,а вот мы свои ГАНТы только после начала войны начали дополнять ТКА дальнего действия, да спасибо созникам за Восперы, Хиггисы и ЭЛКО,
    1. 0
      17 января 2018 15:37
      Цитата: serg.shishkov2015
      немчура в ТКА знала толк, их шнелльботы много нервов всем попортили, поэтому и таких малышей не зря делали,а вот мы свои ГАНТы только после начала войны начали дополнять ТКА дальнего действия, да спасибо созникам за Восперы, Хиггисы и ЭЛКО,


      У немцев после ПМВ была возможность без лишней спешки заниматься торпедными катерами и дизельными двигателями для них и поэтому немцы и сумели достаточно успешно решить эту проблемму.