Military Review

Replacement Zel Custom Tactilite Modules for AR-15 Rifles (USA)

5
The term "modular design" in the field of small weapons most often indicates the possibility of installing those or other additional devices for different purposes, affecting the combat and operational characteristics. Nevertheless, other interpretations of this term are possible, including very curious ones. So, the American company Zel Custom Manufacturing a few years ago proposed the Tactilite project, which provided for the most serious restructuring of finished weapons with the help of interchangeable modules.


The scope of the small company Zel Custom Manufacturing from Florida, founded by Michael Brenzel, was the production of replacement parts and accessories for civilian weapons of the most popular types. She produced barrels, elements of receiver boxes, details of trigger mechanisms, etc. As advertising materials said, the advantages of such products were provided with the best materials and modern production technologies.

Replacement Zel Custom Tactilite Modules for AR-15 Rifles (USA)
Large-caliber rifle built using the Tactilite T1 .50 BMG module


At the end of the last decade, gunsmiths from Zel Cast decided to enter the civilian market with a completely new product that developed the idea of ​​a modular design. Initially, the project was called Ultralite50 - “ultra-light, caliber .50”. Later, due to the expansion of the plans, the project was renamed Tactilite. This name was formed from the English words "tactical" and "light", and therefore, unlike the first, it almost did not reveal the essence of the new project, although it corresponded to fashion trends. A little later, the additional designation T1 appeared, with the help of which it was proposed to distinguish the first modules from the later ones.

In accordance with the original ideas of the designers, the X-NUMX / Tactile light product was supposed to be a plug-in module for an AR-50 rifle that meets unusual requirements. It should have included so-called. the upper receiver is of the type used on a standard weapon, as well as the barrel and bolt with the desired parameters, compatible with a “non-standard” cartridge. Such a module was proposed to be combined with the existing lower receiver rifle, getting a completely new weapon with different characteristics and capabilities.

The project Tactilite in this form had one interesting feature of a legal nature. In accordance with the American weapons legislation, a replaceable module equipped with a barrel and bolt was not considered a weapon and was merely an additional accessory that did not need registration. However, the shooter would have to go through all the necessary bureaucratic procedures with the lower receiver. Such an original appearance of the Taktilayt product made it possible with minimal difficulty to assemble a new weapon from individual components.

In the middle of 2009, Zel Custom Mfg introduced the first version of the Tactilite system, designed to use the .50 BMG large-caliber rifle cartridge (12,7x99 mm NATO). In this project all the main ideas were implemented and the main units were created. In the future, the replaceable module "Taktilayt" was being finalized in one way or another, but its overall architecture and layout were not subject to alteration. The legal status of the product did not change either.


Receiver box Tactilite T1 close-up. You can consider the support sight


The project offered a replaceable module with its own top element of the receiver, barrel, bolt and means of mounting the sight. For obvious reasons, the Tactilite system was single-shot and had no means of self-recharging. However, in this configuration, it allowed the standard AR-15 product to be converted into a large-caliber rifle with the appropriate characteristics.

Using standard mounts, the Tactile night product was supposed to be fixed to the bottom element of a standard AR-15 receiver. The latter contained a trigger mechanism and the receiving shaft of the store. The finished large-bore rifle was supposed to use a regular trigger located in the lower receiver. Mine shop, however, remained out of work. Available pistol grip and butt, connected to the lower receiver, provided an acceptable ease of use of weapons.

The top receiver of the Tactilite system was a tube of sufficient length that contained a longitudinally sliding gate. In the right wall of such a receiver there was a large window with a pair of outgoing slots in the front and rear parts. This window should be used for manual loading of .50 BMG cartridges. Also through it the empty sleeve was thrown out. Finally, the window served as a slot for the shutter control handle. In front of the receiver were the means of mounting the barrel, the breech of which had a pair of lugs.

In the front and rear parts of the proposed receiver, there were holes for the pins that fastened it to the lower receiver. From the point of view of fastening systems, the new receiver completely repeated the design of standard boxes for AR-15. Thus, as stated, the Tactilite T1 product could be installed on any lower element of a receiver of a similar design.


T1 Receiver with .338 caliber barrel


The module "Taktilayt" was equipped with a sliding bolt of the most simple design. The bolt carrier was made in the form of a long cylinder capable of moving inside the upper receiver. In front of it was placed a rotating bolt with a pair of large lugs. The shutter was locked by turning it clockwise with the control knob. With the gate closed, the latter was in the front groove of the receiver and served as an additional stop. Inside the gate and its frame were spring-loaded drummer and extractor. Moving backward, the bolt passed through the tubular rear element of the lower receiver and partially fell into the tube-casing of the return spring.

For obvious reasons, the Tactilite system did not have its own trigger mechanism, however, it used the standard means of the available lower receiver. For this purpose, a slot was provided at the bottom of its receiver for passing the swinging hammer.

On top of the Tactilite module of the first version, there was a bar for mounting the sight, which had a characteristic shape. For raising the sight to the required height, a support of complex cross-section was used, facilitated by a number of transverse holes. The upper edge of such a support had the profile of a Picatinny rail and made it possible to mount any compatible sight. Behind a higher support there was a smaller unit, also equipped with a standard bar.

At the front end of the replaceable module, a freely hung trunk was fixed. Buyers were offered products with rifled barrels caliber 12,7 mm long 29, 22 or 18,5 inches - 736,6, 558,8 or 469,9 mm, respectively. Promotional materials noted that the Tactilite system is equipped with Mossberg and Lothar-Walther trunks, providing high performance accuracy and accuracy of fire.


Trunk box "third generation"


Zel Custom M. Brenzel's company offered its customers Ultralite50 / Tactilite T1 products in various configurations. In particular, they differed in the material, shape and ergonomics of the forearm, the presence or absence of the muzzle brake-compensator, etc. By prior arrangement, the purchaser could make certain technical or cosmetic changes to the structure of the system being acquired. The cost of the finished module was determined by the bundle. For the least complex and “advanced” kits, the manufacturer requested 1550 US dollars.

Just a few weeks after the announcement of the Tactilite system chambered for .50 BMG, Zel Custom Manufacturing introduced a new modification of such a plug-in module. It differed from the base version with a barrel designed for .416 Barrett rifle cartridge (10,6x83 mm). This ammunition was created in the middle of the last decade as a modern replacement for the 12,7 x99 mm and resembled some of its characteristics, differing in some parameters.

It should be noted that the Tactilite .416 system allowed the manufacturing company to expand sales to a certain extent. The fact is that in several states of the United States and in a number of foreign countries the .50 BMG cartridge cannot be used in civilian weapons. As a result, the delivery of “accessories” of the Tactilite type .50 BMG, for example, to California did not make sense - no one would buy them. The .416 Barrett cartridge, in turn, did not fall under the restrictions and could be used by civilian arrows, and Zel Custom could increase sales through new regions and countries.

In October, 2009, the announcement of a new development of the company Zel Custom, created under the program Tactilite. She presented the so-called. the third generation of receivers for rifles chambered for .50 BMG. To improve the quality of the finished product, it was proposed to manufacture an integral receiver box from one steel bar (steel grade 4140). The workpiece should be processed on a milling machine with numerical control.


Rifle with a module assembled on the basis of the third generation receiver


Before the introduction of new production technology gunsmiths have developed an updated design of the receiver. The main innovation was the emergence of an integrated Picatinny rail, passing along the entire length of the main part of the box. The contours and shapes of the internal cavity, the windows and slots required for the installation of various parts, remained the same. As a result, the characteristics of third-generation rifles with receiver boxes remained at the level of previous products. According to the press release of the manufacturer, now the Gen 3 receivers have become the standard for the entire line of Tactile lights. Devices of previous designs were discontinued.

The next novelty was shown in early December of the same year. By replacing the barrel and refining the shutter, a replaceable module Tactilite .338 was created. As the name indicates, such an “accessory” was intended for use of the .338 Lapua cartridge (8,6x70 mm). Thus, now in the Zel Custom catalog there were three basic modifications of a removable top receiver, each of which could be completed with one of three trunks of different lengths. Nine such products could differ in a complete set and exterior finish.

In February, 2010, instead of another announcement, Zel Custom Mfg published an alarming product recall report. All owners of one of the versions of the Tactilite T1 .50 BMG receiver were invited to contact the manufacturer. As it turned out, the production of these products was a mistake. During the assembly, the cocking handle was inserted into the transverse channel of the bolt. On some serial modules, the shaft of the handle went too deep into the bolt and literally clamped the drummer. With an energetic forward delivery, the locked drummer could trigger a shot until the barrel was completely locked. In order to avoid possible accidents, the shooters were asked to contact the manufacturer for assistance.

Having dealt with the defective party, the arms company presented a completely new project based on already well-known ideas. At the end of the summer of 2010, a finished product called T2 was presented. The Tactilite T2 plug-in module to a certain extent repeated the design of the previous T1 product, but at the same time it was notable for new features. The main innovation of this project was the ammunition system based on a detachable box magazine. Now the shooter did not have to manually feed the cartridges one by one.


Tactilite T2 rifle


The “accessory” for the store-powered AR-15 was built on the basis of a third-generation receiver. A rectangular window appeared in its left wall, complemented by a small horizontal shaft. The back wall of the shaft had a latch for fixing the store. .50 BMG cartridges were offered to be stored and delivered from a box store from Accuracy International. Ready-to-use ammunition consisted of 5 cartridges. It should be noted that the introduction of means of ammunition had no effect on the mechanics of weapons. The Tactile night version of the T2 still had a manual recharge and a sliding bolt with turn locking.

In the basic configuration, the Tactilite T2 product had a steel receiver and an aluminum forearm with four standard slats at the top, bottom, and sides. The buyer could choose the length of the trunk and its manufacturer. In addition, for the first time in the lineup, the opportunity to choose ergonomics appeared: a receiver with a “mirror” arrangement of parts could easily be used by a left-handed shooter. Prices for Tactilite T2 store-fed products started at 2300 dollars.

As far as is known, the replaceable module with replaceable magazines was produced only for the .50 BMG / 12,7х99 mm cartridge. For one reason or another, Zel Custom did not begin to develop and launch into the series similar products for the cartridges .416 Barrett or .338 Lapua Magnum. Relatively wide selection was maintained only in the case of the Tactilite T1 line.

The American market for civilian weapons is always loyal to the original innovations, and the Tactilite project naturally attracted attention and also showed certain commercial successes. However, sales of specific accessories for weapons did not differ in large volumes. However, these products did find their customers and were mass-produced.


Tactilite T2 from a different angle


The advantages of such “accessories” that could have a positive effect on sales were the possibility of obtaining weapons with sufficiently high characteristics using finished products, as well as the absence of the need for special registration of the resulting rifle. The main drawback, in turn, was the considerable price due to technologies and approaches to production.

Fast enough, in just a few years, the market has become saturated. Some potential buyers of Taktylait systems purchased the desired products, while others wanted to use the secondary market and buy second-hand systems. The release of new plug-ins has virtually lost its meaning. Attempting to enter the civilian market with a “revolutionary new” idea brought Zel Custom Manufacturing a certain benefit, but the current situation could not be used forever. By the middle of this decade, the company was forced to curtail the already not the most mass production of Tactilite receivers of all developed versions.

Looking ahead, it is worth noting that the company “Zel Custom” could not keep on the market of replacement parts or spare parts for small arms of popular models. In the middle of this decade, it was forced to curtail its activities and cease production of all new devices. The official reasons for the closure of the company were difficulties in production and M. Brenzel’s personal problems. However, the termination of the release of new products had almost no effect on the operation of already sold. A considerable number of rifles and shotguns are still equipped with Zel Custom stamped parts, and a certain number of shooters continue to use Tactilite systems.

Wanting to get their market share, small arms companies often offer the most original ideas of one kind or another. Some of these projects cope with the assigned tasks and lead their creator to the market leaders; others, however, fail. Company Zel Custom Manufacturing, having adjusted the release of various spare parts for rifles, came to the original idea of ​​a replaceable module, including the receiver, barrel and bolt, but not subject to registration as an independent weapon. Such development expectedly attracted the attention of buyers and found its niche. However, the narrowness of this niche did not allow to continue production for a long time, and besides, it could be one of the reasons for the closure of the developer company.


On the materials of the sites:
http://zelcustom.com/
http://thefirearmblog.com/
http://rifleshootermag.com/
http://defensereview.com/
Author:
Photos used:
Zel Custom Manufacturing, Thefirearmblog.com
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. bouncyhunter
    bouncyhunter 11 January 2018 15: 53
    +4
    Cyril, thanks for the interesting article (it has already become the norm for me). hi In my opinion: such modules are only for fans of the Lego constructor. Let me explain: any type of weapon is made for a specific munition and certain tasks. And specialized weapons will be many times more effective than such “overmodulated” ones. soldier
    1. Mister X
      Mister X 14 January 2018 16: 36
      +1
      hi
      Lateral location of the store as on the German rifle FG-42.
      I will add the author: although the company Zel Custom has ordered it to live, but the owners of the Tactilite modules will not remain without spare parts. The Zel website states that spare parts for the modules continue to be produced by their key partner, McCutchen Firearms.
      Moreover, this company has resumed production of new products under its own brand. Apparently, bought the equipment, drawings and lured employees.
      They write that the successor has developed and introduced into the products an "innovative" safety mechanism, which customers have long asked for. Maybe that's why prices for products have increased.
      The single-charge version of the module is called MF-50S (Single-Shot) and costs from $ 2,295.00. Store-powered version of MF-50M (Magazine) costs from $ 2,795.00
      The manufacturer offers ready-made kits (with a rifle). Single shot rifle with .50 BMG Rifle module (Single-Shot) costs from $ 3,295.00 .50 BMG Rifle (Magazine-Fed) magazine-powered rifle costs from $ 3,795.00
      The grabbers are still the same: The Magpul PRS butt from the manufacturer costs $ 254.95, McCutchen Firearms "screwed" 100 bucks and offers it for $ 349.95.

      Well, a couple of additional pictures to help)



      1. bouncyhunter
        bouncyhunter 15 January 2018 09: 48
        +1
        hi Thanks for the interesting addition.
        Quote: Mister X
        The grabbers are still the same: The Magpul PRS butt from the manufacturer costs $ 254.95, McCutchen Firearms "screwed" 100 bucks and offers it for $ 349.95.

        Well, many brands have been guilty of this for a long time: they buy from a third-party manufacturer for a penny, glue their logo and sell at exorbitant prices. yes
  2. NF68
    NF68 11 January 2018 16: 10
    0
    + + + + + + + + + +
  3. groks
    groks 11 January 2018 21: 49
    +2
    Do they create laws to circumvent them? I bought a gas gun, threw it away ... but threw it all away, except for the trigger. The barrel and the bolt were pulled over him almost from a cannon, which are not weapons - there is no trigger for the USM, it’s impossible to shoot. And the pants turn, the pants turn ... into a gun with a "receiver" ?!

Сменные модули Zel Custom Tactilite для винтовок AR-15 (США)

Термин «модульная конструкция» в области стрелкового оружия чаще всего указывает на возможность установки тех или иных дополнительных устройств разного назначения, влияющих на боевые и эксплуатационные характеристики. Тем не менее, возможны и другие трактовки этого термина, в том числе весьма любопытные. Так, американская компания Zel Custom Manufacturing несколько лет назад предложила проект Tactilite, предусматривавший самую серьезную перестройку готового оружия при помощи сменных модулей.

Сферой деятельности небольшой компании Zel Custom Manufacturing из Флориды, основанной Майклом Брендзелом, являлся выпуск сменных деталей и дополнительного оснащения для гражданского оружия наиболее популярных типов. Она производила стволы, элементы ствольных коробок, детали спусковых механизмов и т.д. Как говорили рекламные материалы, преимущества таких изделий обеспечивались самыми лучшими материалами и современными технологиями производства.

Сменные модули Zel Custom Tactilite для винтовок AR-15 (США)
Крупнокалиберная винтовка, построенная с использованием модуля Tactilite T1 .50 BMG



В конце прошлого десятилетия оружейники из «Зел Кастом» решили выйти на гражданский рынок с совершенно новым изделием, развивавшим идею модульной конструкции. Изначально проект получил название Ultralite50 – «ультралегкий, калибр .50». Позже, в связи расширением планов, проект переименовали в Tactilite. Это название образовали от английских слов «тактический» и «легкий», и потому оно, в отличие от первого, почти не раскрывало суть нового проекта, хотя и соответствовало модным тенденциям. Чуть позже появилось дополнительное обозначение T1, при помощи которого первые модули предлагалось отличать от более поздних.

В соответствии с оригинальными идеями конструкторов, изделие «Ультралайт 50» / «Тактилайт» должно было представлять собой сменный модуль для винтовки типа AR-15, соответствующий необычным требованиям. Он должен был включать в себя т.н. верхний ресивер по типу применяемого на стандартном оружии, а также ствол и затвор с желаемыми параметрами, совместимые с «нестандартным» патроном. Такой модуль предлагалось соединять с имеющимся нижним ресивером винтовки, получая совершенно новое оружие с иными характеристиками и возможностями.

Проект Tactilite в подобном виде имел одну интересную особенность юридического характера. В соответствии с американским оружейным законодательством, сменный модуль, оснащенный стволом и затвором, не считался оружием и являлся всего лишь дополнительным аксессуаром, не нуждающимся в регистрации. Впрочем, стрелку пришлось бы пройти все необходимые бюрократические процедуры с нижним ресивером. Такой оригинальный облик изделия «Тактилайт» позволял с минимальными затруднениями собрать новое оружие из отдельных комплектующих.

В середине 2009 года компания Zel Custom Mfg представила первый вариант системы Tactilite, предназначенный для использования крупнокалиберного винтовочного патрона .50 BMG (12,7х99 мм НАТО). В этом проекте были реализованы все основные идеи и созданы основные агрегаты. В дальнейшем сменный модуль «Тактилайт» дорабатывался тем или иным образом, но общая его архитектура и схема не подвергались переделке. Так же не изменялся и юридический статус изделия.


Ствольная коробка изделия Tactilite T1 крупным планом. Можно рассмотреть опору прицела


Проектом предлагался сменный модуль с собственным верхним элементом ствольной коробки, стволом, затвором и средствами монтажа прицела. По очевидным причинам, система Tactilite была выполнена однозарядной и не имела никаких средств самостоятельной перезарядки. Тем не менее, и в такой конфигурации оно позволяло превратить стандартное изделие AR-15 в крупнокалиберную винтовку с соответствующими характеристиками.

При помощи стандартных креплений изделие «Тактилайт» должно было закрепляться на нижнем элементе стандартной ствольной коробки AR-15. Последний вмещал ударно-спусковой механизм и приемную шахту магазина. Готовая крупнокалиберная винтовка должна была использовать штатный УСМ, расположенный в нижнем ресивере. Шахта магазина, однако, оставалась не у дел. Имеющиеся пистолетная рукоятка и приклад, соединенные с нижним ресивером, обеспечивали приемлемое удобство эксплуатации оружия.

Верхний ресивер системы Tactilite представлял собой трубку достаточной длины, вмещавшую продольно-скользящий затвор. В правой стенке такой ствольной коробки имелось крупное окно с парой отходящих пазов в передней и задней частях. Это окно следовало использовать для ручной загрузки патронов .50 BMG. Также через него выбрасывалась пустая гильза. Наконец, окно выполняло функции паза для рукоятки управления затвором. В передней части ресивера находились средства установки ствола, казенник которого имел пару боевых упоров.

В передней и задней частях предложенной ствольной коробки имелись отверстия для штифтов, скрепляющих ее с нижним ресивером. С точки зрения систем крепления новый ресивер полностью повторял конструкцию стандартных коробок для AR-15. Таким образом, как утверждалось, изделие Tactilite T1 могло быть установлено на любой нижний элемент ствольной коробки подобной конструкции.


Ресивер T1 со стволом калибра .338


Модуль «Тактилайт» оснащался продольно-скользящим затвором максимально простой конструкции. Затворная рама была выполнена в виде длинного цилиндра, способного двигаться внутри верхнего ресивера. В передней ее части помещался вращающийся затвор с парой крупных боевых упоров. Запирание затвора производилось поворотом по часовой стрелке при помощи рукоятки управления. При закрытом затворе последняя находилась в переднем пазе ствольной коробки и выполняла функции дополнительного упора. Внутри затвор и его рамы находились подпружиненный ударник и экстрактор. Двигаясь назад, затвор проходил через трубчатый задний элемент нижнего ресивера и частично попадал внутрь трубки-кожуха возвратной пружины.

По понятным причинам, система Tactilite не имела собственного ударно-спускового механизма, однако использовала штатные средства имеющегося нижнего ресивера. Для этого в нижней части ее ствольной коробки предусматривалась прорезь для прохождения качающегося курка.

Сверху на модуле Tactilite первой версии помещалась планка для установки прицела, отличавшаяся характерной формой. Для подъема прицела на требуемую высоту была использована опора сложного сечения, облегченная рядом поперечных отверстий. Верхняя грань такой опоры имела профиль планки Пикатинни и позволяла устанавливать любой совместимый прицел. Позади более высокой опоры имелся блок меньшего размера, так же оснащенный стандартной планкой.

На переднем торце сменного модуля закреплялся свободно вывешенный ствол. Покупателям предлагались изделия с нарезными стволами калибром 12,7 мм длиной 29, 22 или 18,5 дюйма – 736,6, 558,8 или 469,9 мм соответственно. В рекламных материалах отмечалось, что система Tactilite оснащается стволами компаний Mossberg и Lothar-Walther, обеспечивающими высокие характеристики точности и кучности огня.


Ствольная коробка "третьего поколения"


Компания Zel Custom М. Брендзела предлагала покупателям изделия Ultralite50 / Tactilite T1 в разной комплектации. В частности, они отличались материалом, формой и эргономикой цевья, наличием или отсутствием дульного тормоза-компенсатора и т.д. По предварительной договоренности, покупатель мог внести в состав приобретаемой системы те или иные изменения технического или косметического характера. Стоимость готового модуля определялась комплектацией. За наименее сложные и «продвинутые» комплекты производитель просил 1550 долларов США.

Всего через несколько недель после анонса системы Tactilite под патрон .50 BMG компания Zel Custom Manufacturing представила новую модификацию такого сменного модуля. От базовой версии она отличалась стволом, рассчитанным под винтовочный патрон .416 Barrett (10,6х83 мм). Этот боеприпас был создан в середине прошлого десятилетия в качестве современной замены для 12,7х99 мм и походил на него некоторыми своими характеристиками, отличаясь некоторыми параметрами.

Следует отметить, что система Tactilite .416 позволяла компании-производителю в определенной мере расширить сбыт. Дело в том, что в нескольких штатах США и в ряде зарубежных государств патрон .50 BMG не может использоваться в гражданском оружии. Как следствие, поставки «аксессуаров» типа Tactilite .50 BMG, например, в Калифорнию не имели смысла – никто не стал бы покупать их. Патрон .416 Barrett, в свою очередь, не подпадал под действие ограничений и мог использоваться гражданскими стрелками, а компания «Зел Кастом» могла увеличить продажи за счет новых регионов и стран.

В октябре 2009 года состоялся анонс новой разработки компании Zel Custom, созданной в рамках программы Tactilite. Она представила т.н. третье поколение ресиверов для винтовок под патрон .50 BMG. Для повышения качества готового продукта было предложено изготавливать цельную ствольную коробку из одной стальной болванки (сталь марки 4140). Заготовку следовало обрабатывать на фрезерном станке с числовым программным управлением.


Винтовка с модулем, собранным на основе ствольной коробки третьего поколения


Перед внедрением новой технологии производства оружейники разработали обновленную конструкцию ресивера. Главным нововведением стало появление интегрированной планки Пикатинни, проходящей по всей длине основной части коробки. Обводы и формы внутренней полости, окна и прорези, необходимые для установки разнообразных деталей, оставались прежними. Как результат, характеристики винтовок со ствольными коробками третьего поколения остались на уровне предыдущих изделий. Согласно пресс-релизу компании-изготовителя, теперь ресиверы Gen 3 становились стандартом для всей линейки «Тактилайт». Устройства предыдущих конструкций были сняты с производства.

Следующая новинка была показана в начале декабря того же года. Путем замены ствола и переработки затвора был создан сменный модуль Tactilite .338. Как показывает название, такой «аксессуар» предназначался для использования патрона .338 Lapua (8,6х70 мм). Таким образом, теперь в каталоге компании Zel Custom присутствовали три базовые модификации сменного верхнего ресивера, каждая из которых могла комплектоваться одним из трех стволов разной длины. Девять таких изделий могли отличаться комплектацией и внешней отделкой.

В феврале 2010 года вместо очередного анонса компания Zel Custom Mfg опубликовала тревожное сообщение об отзыве продукции. Всем обладателям одной из версий ресивера Tactilite T1 .50 BMG предлагалось обратиться к компании-изготовителю. Как оказалось, при производстве этих изделий была допущена ошибка. В ходе сборки рукоятка взведения с натягом сажалась в поперечный канал затвора. На некоторых серийных модулях стержень рукоятки слишком глубоко входил в затвор и буквально зажимал ударник. При энергичной подаче затвора вперед заблокированный ударник мог спровоцировать выстрел до полного запирания ствола. Во избежание возможных несчастных случаев стрелкам предлагалось обратиться к производителю для получения помощи.

Разобравшись с бракованной партией, оружейная компания представила совершенно новый проект, основанный на уже известных идеях. В конце лета 2010 года было представлено готовое изделие под названием T2. Сменный модуль Tactilite T2 в определенной мере повторял конструкцию предыдущего изделия T1, но при этом отличался новыми возможностями. Главным нововведением этого проекта стала система боепитания на основе отъемного коробчатого магазина. Теперь стрелку не приходилось вручную подавать патроны по одному.


Винтовка с изделием Tactilite T2


«Аксессуар» для AR-15 с магазинным питанием был построен на основе ствольной коробки третьего поколения. В ее левой стенке появилось прямоугольное окно, дополненное небольшой горизонтальной шахтой. Задняя стенка шахты имела защелку для фиксации магазина. Патроны .50 BMG предлагалось хранить и подавать из коробчатого магазина от компании Accuracy International. Готовый к применению боекомплект состоял из 5 патронов. Следует отметить, что введение средств боепитания не оказало никакого влияния на механику оружия. Ресивер «Тактилайт» версии T2 по-прежнему имел ручную перезарядку и продольно-скользящий затвор с запиранием поворотом.

В базовой комплектации изделие Tactilite T2 имело стальную ствольную коробку и алюминиевое цевье с четырьмя стандартными планками вверху, внизу и по бокам. Покупатель мог выбрать длину ствола и его производителя. Кроме того, впервые в линейке появилась возможность выбора эргономики: ресивер с «зеркальным» расположением деталей мог без проблем использоваться стрелком-левшой. Цены на изделие Tactilite T2 с магазинным питанием начинались от 2300 долларов.

Насколько известно, сменный модуль со сменными магазинами выпускался только под патрон .50 BMG / 12,7х99 мм. По тем или иным причинам, компания Zel Custom не стала разрабатывать и запускать в серию схожие изделия под патроны .416 Barrett или .338 Lapua Magnum. Сравнительно широкий выбор сохранялся только в случае с линейкой Tactilite T1.

Американский рынок гражданского оружия всегда лояльно относится к оригинальным новинкам, и проект Tactilite закономерно привлек внимание, а также показал определенные коммерческие успехи. Тем не менее, продажи специфических аксессуаров для оружия не отличались крупными объемами. Однако эти изделия все же нашли своего покупателя и выпускались серийно.


Tactilite T2 с другого ракурса


Преимуществами таких «аксессуаров», способными положительно повлиять на продажи, были возможность получения оружия с достаточно высокими характеристиками с использованием готовых изделий, а также отсутствие необходимости в специальной регистрации получившейся винтовки. Главным недостатком, в свою очередь, была немалая цена, обусловленная технологиями и подходами к производству.

Достаточно быстро, всего за несколько лет произошло насыщение рынка. Часть потенциальных покупателей систем «Тактилайт» приобрела желаемые изделия, а другие желающие воспользовались вторичным рынком и купили подержанные системы. Выпуск новых сменных модулей фактически потерял смысл. Попытка выйти на гражданский рынок с «революционно новой» идеей принесла компании Zel Custom Manufacturing определенную выгоду, но сложившейся ситуацией нельза было пользоваться вечно. К середине текущего десятилетия фирма была вынуждена свернуть и без того не самое массовое производство ресиверов Tactilite всех разработанных версий.

Забегая вперед, стоит отметить, что компания «Зел Кастом» не смогла удержаться и на рынке сменных деталей или запчастей для стрелкового оружия популярных моделей. В середине текущего десятилетия она была вынуждена свернуть свою деятельность и прекратить производство всех новых устройств. Официальными поводами для закрытия компании стали затруднения на производстве и личные проблемы М. Брендзела. Впрочем, прекращение выпуска новых изделий почти не оказало влияния на эксплуатацию уже проданных. Немалое количество винтовок и ружей до сих пор оснащено деталями с клеймом Zel Custom, а определенное число стрелков продолжают использовать системы Tactilite.

Желая получить свою долю рынка, небольшие оружейные компании нередко предлагают самые оригинальные идеи того или иного рода. Часть подобных проектов справляется с возложенными задачами и выводит своего создателя в лидеры рынка; прочие, однако, завершаются неудачей. Компания Zel Custom Manufacturing, наладив выпуск различных запчастей для винтовок, пришла к оригинальной идее сменного модуля, включающего в себя ресивер, ствол и затвор, но не подлежащего регистрации в качестве самостоятельного оружия. Такая разработка ожидаемо привлекла внимание покупателей и заняла свою нишу. Тем не менее, узость подобной ниши не позволила продолжать производство в течение длительного времени, а кроме того, могла стать одной из причин закрытия компании-разработчика.


По материалам сайтов:
http://zelcustom.com/
http://thefirearmblog.com/
http://rifleshootermag.com/
http://defensereview.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Zel Custom Manufacturing, Thefirearmblog.com

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. bouncyhunter (Паша) 11 января 2018 15:53
    Кирилл , спасибо за интересную статью (это для меня уже нормой стало) . hi На мой взгляд : такие модули только для любителей конструктора "Лего" . Поясню : любой образец оружия делается под определённый боеприпас и определённые задачи . И специализированное оружие будет в разы эффективнее таких вот "перемодулированных" . soldier
    1. Mister X 14 января 2018 16:36
      hi
      Боковое расположение магазина как на германской винтовке FG-42.
      Дополню автора: хоть компания Zel Custom и приказала длого жить, но владельцы модулей Tactilite не останутся без запчастей. На сайте Zel указано, что запчасти для модулей продолжает производить их ключевой партнер, компания McCutchen Firearms.
      Более того, данная компания возобновила производство новых изделий уже под своей торговой маркой. Видимо, выкупил оборудование, чертежи и переманил сотрудников.
      Пишут, что преемник разработал и внедрил в изделия "инновационный" предохранительный механизм, который давно просили клиенты. Может быть поэтому цены на изделия выросли.
      Однозарядная версия модуля называется MF-50S (Single-Shot) и стоит от $2,295.00. Версия с магазинным питанием MF-50M (Magazine) стоит от $2,795.00
      Производитель предлагает и готовые комплекты (с винтовкой). Однозарядная винтовка с модулем .50 BMG Rifle (Single-Shot) стоит от $3,295.00 Винтовка с магазинным питанием .50 BMG Rifle (Magazine-Fed) стоит от $3,795.00
      Хапуги еще те: Приклад Magpul PRS у производителя стоит $254.95, McCutchen Firearms "накрутил" 100 баксов и предлагает его же за $349.95.

      Ну и пару дополнительных картинок в помощь )



      1. bouncyhunter (Паша) 15 января 2018 09:48
        hi Спасибо за интересное дополнение .
        Цитата: Mister X
        Хапуги еще те: Приклад Magpul PRS у производителя стоит $254.95, McCutchen Firearms "накрутил" 100 баксов и предлагает его же за $349.95.

        Ну , этим давно многие брэнды грешат : покупают у стороннего производителя за копейки , клеят свой логотип и продают втридорога . yes
  2. NF68 (Николай.) 11 января 2018 16:10
    ++++++++++
  3. groks (Олег) 11 января 2018 21:49
    У них законы создают, чтоб их обходить? Купил газовый пистолет, выбросил ... да всё выбросил, кроме УСМ. На него нахлобучил ствол и затвор чуть не от пушки, которые оружием не являются - УСМ же нету, стрелять никак нельзя. И брюки превращаются, превращаются брюки ... в пистолет с "ресивером"?!
Картина дня