«Красная звезда» Александра Богданова

96
Этим материалом мы открываем серию статей, посвященных научно-техническим и социальным предвидениям различных известных и малоизвестных авторов научно-фантастических произведений. Мы все стремимся узнать, «а что там, в будущем…» Нам постоянно хочется узнать, что было, и что будет, ошибки и возможности, риски и перспективы. А быть может, и ответ на извечный вопрос «Почему?». Помогают нам в этом писатели-фантасты, у которых для этого есть все возможности. Кто-то пользуется ими лучше, кто-то – хуже. Итак, сегодня мы познакомимся с достаточно малоизвестным у нас романом «Красная звезда». Удивительно, но изданный в 1908 году, он не потерял своей актуальности и поныне…

«Красная звезда» Александра БогдановаОбложка романа «Красная звезда». «Красная газета», 1929 год.



Начнем с биографии автора. А был им Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия – Малиновский, псевдонимы – Вернер, Максимов, Рядовой). Родился он в 1873 году в Гродненской губернии и в итоге стал врачом, экономистом, философом и политическим деятелем. В 1896—1909 гг. был членом партии большевиков, с 1905 членом ЦК. Глава внутрипартийной группы «Вперёд». Именно он создавал знаменитые партийные школы РСДРП в Болонье и на острове Капри. Полемизировал с В.И. Ленином, но потом в 1911 году и вовсе решил отойти от политики и посвятить себя науке. Начиная с 1918 года являлся идеологом Пролеткульта и ратовал за создание новой пролетарской культуры. В 1912 году написал работу «Всеобщая организационная наука. Тектология», в которой им предлагалась новая наука о существовании универсальных типов и закономерных возможностях структурных преобразований в любых, в том числе и в социальных, системах. Очевидно, что здесь содержались синергетики и некоторые положения кибернетики. В 1926 года Богданов организовал первый в мире Институт переливания крови, стал его директором и погиб в ходе опыта по переливанию крови, который поставил на самом себе.

Роман был написан в 1908 году, но до сих пор не потерял своей актуальности. Многие более серьезные работы его современников ее потеряли, а вот его роман при всей его некоторой наивности – нет. А вот почему, мы в этом сейчас разберемся.

Содержание романа таково. Главный его герой Леонид встречает на земле пришельцев с другой планеты – марсиан, и они забирают его с собой на Марс. Перелет в космическом пространстве он совершает на корабле этеронефе, движимым распадом «радиирующей материи», то есть фактически это атомолет. И это только одно из его предвидений – космический ядерный двигатель, потому что в романе технических предвидений очень много. Богданов предсказал 3D кинотеатр, электронно-вычислительные машины и диктофоны, искусственный белок и синтетические волокна. Производством на Марсе у Богданова тоже руководят машины, точно отслеживающие необходимость в наличии того или иного труда и ведущие учет произведенной продукции и потраченного на него рабочего времени. Считается, кстати, что видеочат впервые предсказал Хьюго Гернсбек в романе «Ральф 124С 41+», но он был впервые напечатан в 1911 году, то есть три года спустя после появления романа Богданова. И точно также еще до открытия Эйнштейна в нем обсуждается перспективы использования ядерной энергии. Предвидел он и появление атомного оружия, о применении которого написал следующее: «при таком оружии тот, кто на несколько минут предупреждает противника своим нападением, тот неизбежно его уничтожает». Очень прозорливо, не так ли?

Однако главное в романе «Красная звезда» все же не техника, а социальное устройство марсианского общества. В общем, он встречает там самый настоящий коммунизм в том виде, как в то время его себе представляли российские революционеры – высокоорганизованное общество высоко сознательных и ответственных граждан.

Труд на Марсе - потребность всех марсиан. Он приносит им радость, а продолжительность рабочего дня примерно два часа, так что большую часть времени они посвящают досугу и самоусовершенствованию. И они все время меняют места работы, дабы познать все ее разнообразие. Где и как кому работать даются лишь рекомендации, но они не носят обязательного характера, поскольку любое насилие в марсианском обществе исключено. Единственно, где оно допускается это… воспитание детей, в тех случаях, когда у них проявляются атавистические негативные инстинкты (то есть их можно и пошлепать!), и также в отношении душевнобольных. При этом молодое поколение, как и в романах братьев Стругацких о будущем «мире Полудня», воспитывается не в семьях, а в «домах детей», где их и обучают, и воспитывают.

Нарисовать картину чужого мира и чужой культуры дело весьма непростое, это пытались сделать и Томмазо Кампанелла в своем «Городе Солнца», и польский фантаст Ежи Жулавский в своем романе-трилогии «Победитель», опубликованным, кстати, в том же 1908 году. Богданов, видимо, поэтому решил несколько упростить себе задачу. На его Марсе нет разделения людей по цвету кожи, нет наций, культура одна и общая для всех, как и один язык. Поэтому и история марсианского общества, говорит он устами своих героев-марсиан, «прямее» истории землян, у которых масса не только социальных, но и культурных и этнических противоречий, которые очень и очень удивляют марсиан, побывавших на Земле.

А вот дальше начинается самое интересное и тут социальные аспекты предвидения Богданова поднимаются на новую высоту. При всем беспроблемном характере марсианского общества одна проблема у марсиан все-таки есть, и она у них та же самая, что сегодня стоит и перед нами – бесконтрольное размножение. Высокие моральные принципы не позволяют марсианам ограничить рождаемость. Но и уровень потребления ограничивать они не хотят, тогда как запасы «радиирующей материи» на Марсе невелики и рано или поздно должны будут иссякнуть. Правда, их можно было бы ввозить с Земли, но ученый марсианин Стэрни считает, что земляне просто так ими не поделятся, что марсианам на Земле грозят нападения и уничтожение. Остается Венера, где нужные марсианам минералы имеются в большом количестве, но там их очень опасно и тяжело добывать.

Поэтому Стэрни ничтоже сумняшеся предлагает выбрать из двух зол наименьшее: уничтожить население Земли, как не достигшее высокого уровня развития, в пользу уже имеющегося и зрелого марсианского коммунизма. Друзья Леонида – инженер Мэнни и полюбившая землянина-революционера марсианка Нэтти выступают против этого плана, да и другие его не поддерживают, поскольку, мол, всякая форма жизни, а уж тем более мыслящая – священны. Однако, нельзя не заметить, что решение с колонизацией Венеры тоже не слишком хороший выход, потому, что он приведет к огромным жертвам среди марсиан, а удастся ли революция на Земле и каков ее будет исход неизвестно.

А дальше Богданову принадлежит поразительное по силе ума и прозорливости предвидение, которое следовало бы, наверное, поместить на видном месте перед глазами многих политиков «коммунистической ориентации»: «предвидится не одна, а множество социальных революций, в разных странах, в различное время, и даже во многом, вероятно, неодинакового характера, а главное – с сомнительным и неустойчивым исходом. Господствующие классы, опираясь на армию и высокую военную технику, в некоторых случаях могут нанести восставшему пролетариату такое истребительное поражение, которое в целых обширных государствах на десятки лет отбросит назад дело борьбы за социализм; и примеры подобного рода уже бывали в летописях Земли. Затем отдельные передовые страны, в которых социализм восторжествует, будут как острова среди враждебного им капиталистического, а частью даже докапиталистического мира. Борясь за свое собственное господство, высшие классы несоциалистических стран направят все свои усилия, чтобы разрушить эти острова, будут постоянно организовывать на них военные нападения и найдут среди социалистических наций достаточно союзников, готовых на всякое правительство, из числа прежних собственников, крупных и мелких. Результат этих столкновений трудно предугадать. Но даже там, где социализм удержится и выйдет победителем, его характер будет глубоко и надолго искажен многими годами осадного положения, необходимого террора и военщины, с неизбежным последствием – варварским патриотизмом».

Можно даже утверждать, хотя это, разумеется, и не бесспорно, что именно ради этого отрывка и был написан весь роман. Что ж – примеры такого подхода известны, например, весь роман А.Н. Толстого «Аэлита» был написан ради главы «Второй рассказ Аэлиты», в которой он рассказал о собственных взглядах на историю человечества.

Леонид приходит в ужас от услышанного, и в состоянии душевого расстройства убивает Стэрн, после чего марсиане возвращают его обратно на Землю. Впрочем, не задерживается он и там, поскольку выясняется, что марсианка Нэтти забирает его, раненного в революционных боях, опять на Марс, тогда как на Земле побеждает пролетарская революция.

Интересно, что В.И. Ленин читал этот роман. Причем, видимо, и первую часть – «Красная звезда» и ее продолжение – «Инженер Мэнни», написанное им в 1913 году. И в одном из писем к Горькому он в 1913 г. написал о нем следующее: «Прочел его „Инженера Мэнни“. Тот же махизм – идеализм, спрятанный так, что ни рабочие, ни… редакторы в „Правде“ не поняли». Все же «Инженер Мэнни», хотя и уступает «Красной звезде» как в идеологическом, так и в художественном отношении, представляет значительный интерес, как оригинальная попытка изобразить переходную эпоху к социализму. А по сравнению с такими произведениями, как роман Беллами, широко распространенный у нас в годы первой революции, или утопические новеллы Уэлса, романы Богданова, человека большой культуры и ума и сердца, пламенного идеалиста, в лучшем смысле этого слова, на протяжении всей своей жизни, – являются превосходным материалом для чтения».

Однако, В.И. Ленин написал все это, еще не ведая ни о событиях 1917 года, ни о 1937-ом и 1945-ом годах, и уж тем более не мог от предвидеть год 1991-ый! А между тем все получилось ведь в итоге именно «по Богданову», включая и распространившуюся в нашем обществе ксенофобию и многие другие негативные последствия попыток радикального переустройства общества, не говоря уже о стоящей перед земной цивилизацией проблеме нехватки ресурсов. Стоит заменить слова «радиирующая материя» словом «нефть», и мы словно окажемся в нашем времени, не так ли?
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    15 января 2018 06:58
    Может стоило социальные эксперименты действительно вначале на Марсе провести?
    Интересное произведение.
    Спасибо
    1. +3
      15 января 2018 12:13
      Пришёл домой. Прочитал статью. Взял в руки книги---Богданова и Жулавского.
      По Богданову. Я как раз недавно прочитал, и у меня выбрано куча цитат из него.
      А по Жулавскому, его ""Лунная трилогия""???????? Ведь Вы имеете ввиду ЕЁ! По одной части даже фильм есть...Вячеслав Олегович, если бы начать обсуждение этой книги по полной программе, то кто-то был бы подвергнут!!!!!!!!!! Я думаю, что это---не утопия, а антиутопия---ведь ""ШЕРНЫ"", коренные жители Луны, негуманоиды, победили!
    2. +1
      15 января 2018 15:36
      разные " и на Марсе будут яблони цвести..." возможны.
      в душе
      1. +2
        15 января 2018 19:50
        Мда.... Вячеслав Олегович, статьей удивили так удивили.
        Ну что, за удивление спасибо!
  2. +1
    15 января 2018 07:32
    Корни любой книги по научной фантастике находятся в магии,колдовстве и оккультизме.То есть, научная фантастика не научна.Увлечение людьми такими книгами говорит о том,что ими потеряны традиционные религиозные ценности.
    Вся эта фантастика - насаждение нехристианской философии.
    1. +4
      15 января 2018 07:41
      Древнейшие религиозные представления существовали еще в эпоху палеолита. Есть три группы верований известные тогда и дошедшие до нашего времени и вошедшие во ВСЕ религии без исключения: анимизм, тотемизм и магия. Они присутствуют во ВСЕХ культурах, во ВСЕХ религиях. Например, русские фамилии - яркое проявление тотемизма - Волков (сын волка), Ветров (сын ветра), Кленов (сын клена), Медведев... Помазание елеем ничем не отличается от помазания кровью, а дым поповского кадила - от дыма греческой гекатомбы. Про спасение души я уж и не говорю. О каких традиционных религиозных ценностях Вы говорите?
      1. +1
        15 января 2018 08:00
        Насчет магии, которая вошла во все религии без исключения - озадачили конечно.
        У иеромонаха Серафима Роуза есть фундаментальная работа Православие и религия будущего,после прочтения этого труда, понимаешь,что А. Богданов всего лишь оккультист и сектант.
        1. +10
          15 января 2018 10:23
          Бобер 1982! Как Вы не боитесь пользоваться интернетом? Ведь этот рассадник бесовщины - явно средство вербовки диаволом своих сторонников. А уж современные СМИ - это просто бульдозер, расчищающий дорогу антихристу.
          Или Вы компьютер кропите и окуриваете перед тем, как включать?
          1. +2
            15 января 2018 10:48
            Цитата: Curious
            Как Вы не боитесь пользоваться интернетом?

            Ну а если я скажу,что никаких пришельцев и НЛО не существует - это всё бесы! я серьёзно говорю.
            Что касается статьи и самого А. Богданова, человек этот был конечно незаурядным, по авторитету в дореволюционный период он был выше Ленина,и тот его просто изгнал из партии,Богданов кстати, выступал против насильственного захвата власти, и его философия оказала огромное влияние и на Горького, Луначарского,в том числе.
            В статье небольшие неточности , а именно - от партийных дел он не отошёл,как сказано в статье,а был изгнан, и Пролеткульт он создал ещё до революции, и не партийная группа Вперёд им была создана, а литературная группа.
            Ленин был фанатиком, и Богданов это понимал, поэтому и предвидел, чем может закончиться этот социальный эксперимент,который он устроил.
            1. +7
              15 января 2018 11:57
              Ну а если я скажу,что никаких пришельцев и НЛО не существует - это всё бесы! я серьёзно говорю.

              Извините, но ваше утверждение недоказуемо. Вероятность того, что вселенная (бесконечная) обитаема не только на Земле, все же близка к единице. То, что "зеленых человечков" видят в основном после запоя, не есть отрицание других вариантов разумной жизни не относящихся к демонологии.
              Ленин был фанатиком, и Богданов это понимал, поэтому и предвидел, чем может закончиться этот социальный эксперимент,который он устроил.

              Фанатики не изучают диалектику. А "эксперимент" привел к невероятному экономическому и культурному развитию в СССР. Богданов, видимо, обладал выдающимися способностями, но "предвидел" он не все.
              1. +1
                15 января 2018 12:09
                Цитата: avva2012
                Извините, но ваше утверждение недоказуемо

                Странно то, что вы себя называете православным, ведь для любого,кто себя к ним относит, такого вопроса просто не существует.Можно не верить,смеяться над этим - но в этом случае надо принять другое вероисповедание или атеистом стать.
                Любой верующий человек боится смерти,в отличии от атеиста.По той простой причине что он знает, что его ждет, когда он испустит дух, а именно - ничего хорошего,грубо говоря,пинков надают хороших.
                1. +6
                  15 января 2018 12:18
                  Я не утверждаю то, что люди описывающие, как взаимодействие с НЛО, есть реальный контакт с внеземной цивилизацией, но и как взаимодействие с нечистой силой, тоже. Борьба добра со злом проходит в сердце человека. В материализацию всяких там бесов, я не верю. Это продукция больного мозга и ничего более (как и "контакты" до четвертого уровня включительно). Но то, что мы одни во Вселенной, это противоречит логике. Разум не может быть сосредоточен на единственной планете в бесконечности миров.
                  1. +1
                    15 января 2018 12:30
                    Цитата: avva2012
                    Но то, что мы одни во Вселенной, это противоречит логике. Разум не может быть сосредоточен на единственной планете в бесконечности миров.

                    Не понимаю я этого, и понимать не хочу.У святых отцов по этому поводу ясно сказано.
                    Устал я говорить,хватит,наговорился - что об стенку головой.
                    1. +6
                      15 января 2018 12:36
                      Устал я говорить,хватит,наговорился - что об стенку головой.

                      Вы же не святой отец. Оставьте неблагодарное дело. Если уж есть желание бороться со злом, делайте просто то что умеете лучше всего, а нематериальным пусть занимаются те, кто в этом разбирается.
                2. +4
                  15 января 2018 13:07
                  Цитата: bober1982
                  Любой верующий человек боится смерти,в отличии от атеиста.

                  А Вы точно христианин? Вспомните кому и при каких обстоятельствах сказано:
                  Ныне же будешь со Мной в раю

                  Если же Вы боитесь смерти, то увы - Вы не христианин.
                  И еще один момент: где же в библии можно прочесть, что инопланетян не существует? Может быть цитату приведете? А как церковь относится, например, к эльфам?
                  1. +2
                    15 января 2018 13:16
                    Не хочется встревать по-новому,но не удержался.
                    Цитата: merlin
                    А как церковь относится, например, к эльфам?

                    Про этих эльфов я от вас услышал,впервые.По-гуглил, как это принято сейчас говорить - кто такие? оказывается - неведомые существа,духи леса.Всё ясно.
                    1. +5
                      15 января 2018 13:23
                      Цитата: bober1982
                      По-гуглил, как это принято сейчас говорить - кто такие? оказывается - неведомые существа,духи леса.Всё ясно.

                      А между тем, согласно легендам их крестили, скажем святой Патрик и святой Колумба. Хотя они и "неведомые существа, духи леса" - спасение души и им не чуждо. Были еще песиглавцы (святой Христофор)...
                      Почему же Вы отказываете в спасении инопланетянам? Еще раз спрашиваю, Вы точно христианин?
                      1. +1
                        15 января 2018 13:47
                        Цитата: merlin
                        Почему же Вы отказываете в спасении инопланетянам?

                        Вот это махровое мракобесие,самое настоящее, договорились до чего.
                3. +2
                  15 января 2018 18:11
                  А еще в Библии написано, что хорошие мальчики попадают в Рай, а плохие ходят куда хотят. Правда, другими словами, но смысл тот.
              2. +4
                15 января 2018 12:30
                А.А.Богданов (1873---1928)---Российский учёный, революционный деятель, врач, мыслитель, писатель-фантаст, один из крупнейших идеологов социализма. 1918---1920 идеолог Пролеткульта.1918---1921 профессор политэкономии 1М.У. 1918---1922 член Президиума Коммунистической академии.1926---1928 директор Г.Н.И. переливания крови. Это всё------W. И обо всём этом я писал в комментариях к другой статье Вячеслава.
                А и нечего Бобру писать всякие глупости про ""изгнание""! Фантастику Бобёр сочинил??? Этих должностей не было бы, если бы Богданова изгнали!!!
                1. +3
                  15 января 2018 12:38
                  Этих должностей не было бы, если бы Богданова изгнали!!!

                  Что-то из третьего "Последнего звонка" в памяти крутится про Пролеткульт, не могу вспомнить, что.
              3. +1
                15 января 2018 15:42
                Цитата: avva2012
                Фанатики не изучают диалектику. А "эксперимент" привел к невероятному экономическому и культурному развитию в СССР. Богданов, видимо, обладал выдающимися способностями, но "предвидел" он не все.
                Предвидел про нестабильные элементарные частицы во 2ч КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ. Предвидел синтетические ткани для одежды в3ч и даже такое во 2й ч.:
                //Около 500км---2 часа-----скорость самого быстрого соколиного полёта, не достигнутая до сих пор даже нашими электрическими дорогами//Поезд САПСАН---очень по теме.
                Даже объяснение эфтаназии во 2ч:
                //Это комната умирающих........ Вы предоставляете самоубийцам эту комнату для выполнения их дела?....Да, и все средства спокойной и безболезненной смерти..... И при этом никаких препятствий?....Если сознание пациента ясно,....... Какие могут быть препятствия....Самоубийства очень часты? ......Да, особенно среди стариков.//
                Однако, это не все предвидения!!!!
                1. +1
                  15 января 2018 16:08
                  Цитата: Reptiloid
                  Предвидел про нестабильные элементарные частицы во 2ч КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ.

                  Радиоактивный распад открыт в 1896г. Беккерелем.
                  Цитата: Reptiloid
                  Предвидел синтетические ткани для одежды

                  Вискоза выпускалась с конца 19-го века.
                  Цитата: Reptiloid
                  Даже объяснение эфтаназии во 2ч:

                  Самоубийства были довольно популярны среди патрициев в древнем Риме. Да и вообще, в условиях перенаселения популяризировать добровольный уход из жизни довольно очевидное решение.
                  Так что Богданов - хорошо образованный человек, который верно угадал основные тенденции, но не пророк, как и большинство хороших фантастов.
                  1. +1
                    15 января 2018 18:24
                    Цитата: merlin
                    Так что Богданов - хорошо образованный человек, который верно угадал основные тенденции, но не пророк, как и большинство хороших фантастов.
                    Богданов описал уровень использования открытий гораздо более высокий, чем он был тогда.
                    Вискоза----первая искусственная ткань из натурального сырья---древесины. К синтетике не имеет отношения.В синтетических же тканях нет ни грамма натуральности.
                    Всё-таки невозможно говорить о книге не прочитав её, советую прочитать, если Богданов Вас заинтересовал. Кстати, когда в начале декабря я её заказал, или в ноябре, в ОЗОНЕ было штук 6 наименований по социализму, философии Богданова, а сейчас только 2 названия.
                    1. 0
                      16 января 2018 08:27
                      Цитата: Reptiloid
                      Богданов описал уровень использования открытий гораздо более высокий, чем он был тогда.

                      Я как раз об этом и написал.
                      Цитата: Reptiloid
                      Вискоза----первая искусственная ткань из натурального сырья---древесины. К синтетике не имеет отношения.В синтетических же тканях нет ни грамма натуральности.

                      Это верно, однако, технологический процесс описанный Богдановым полностью соответствует процессу получения вискозных волокон, он лишь предложил заменить собственно вискозу (получаемую переработкой целлюлозы) на некое химически синтезированное вещество, то есть правильно угадал тенденцию. Тем ни менее ко времени написания романа искусственные ткани были известны, с этим же Вы не будете спорить?
                2. +2
                  15 января 2018 16:32
                  Эфтаназия, как и любое самоубийство, это самое тяжкое преступление, что может совершить человек. Этому нет оправдания. Так что, хоть я и не читал Богданова, но он мне перестает, категорически нравится, как автор. Хотя, он может этого не оправдывал?
                  1. +1
                    15 января 2018 17:25
                    Я Вами согласен, Александр, эфтаназии быть не должно.Однако появившись в Голландии под личиной сострадания, она продолжает быть и, возможно переходит в другие страны.Богданов предвидел это преступное уродство и показал, что Оно возможно . Опять же----на Марсе!
                    1. +2
                      15 января 2018 20:14
                      Дима при всем к Вам уважении. Не обижайтесь, скажу пафосно, но не в этом суть.
                      К Богу у каждого человека дорога своя. Дорога - это жизнь. Жизнь - это дорога. Умышленно прервав свою жизнь ты не дойдешь до Бога.
                      Эфтаназия это один из путей прервать дорогу жизни, это путь слабости, а значит а никуда. Есть старая кавказская мудрость - "Если хочешь насмешить бога расскажи ему о своих планах"!
                      Возможно во мне играет отсутсвие толерантности и консерватизм, но тут я безоговорочно поддержу Александра "эфтаназия=убийству" и должна караться законом.
                      С уважением Котище.
                      1. +3
                        15 января 2018 20:42
                        Влад, добрый вечер! А чего мне на Вас обижаться?Или на Александра?Я-----в недоумении полнейшем! Ситуация------абсурдна от слова---ПОЛНОСТЬЮ!!!!!!Из всех присутствующих, книгу читали 3 человека! Ну, может 4.А ведь даже во время обсуждения можно было бы глянуть туда-сюда......При всём уважении к пересказу Вячеслава и моим цитированиям Богданова------это же полный абсурд---составлять мнение по этим кратким сведениям!!!!!И уж тем более----,если я привожу неожиданные цитаты для многих, думать, что это мои мысли. Так что и Вы уж на меня не обижайтесь , Влад, если покажусь резким к Вам.
                        Также мне непонятно, Вам, как и Александру вызывает отвращение эвтаназия. Но ведь мы знали об этом про голландию раньше.Но при чем здесь Богданов? Если он уродство скрытое за 100 лет почувствовал? Ведь у него о смешении(скажем так) полов тоже есть, типа унисекс!Угадывал он эту гадость. Пусть на Марсе!
                        Как-то все забыли, что он был врачём и что он сделал для людей
        2. +1
          15 января 2018 19:55
          bober1982 Почему? Разве знак креста не защитная магия? А "коза" из пальцев? А "чур, меня?" А вопрос при крещении - отрешаешься ли от диавола? Когда человек говорит "да" он тем самым заключает магический завет с Богом силой своего голоса! Пример масса во всех мировых религиях. Ничуть не лучше доисторического колдовства или колдовства индейцев.
      2. +6
        15 января 2018 08:56
        Да, фамилий много. Много птичьих (Воронин, Сорокин, Скворцов, Орлов, Воробьёв, Гусев, Уткин, Чижиков, Галкин, имя Павлина), рыбьих поменьше, есть и в честь насекомых (Жуков, Мухин). Все фамилии зверей перечислять не буду, но добавлю, что кроме обычных названий были ещё и фамилии по названиям зверей отдельных мест: Шпакин (Скворцов), Векшин (Белкин), Селехов (Селезнёв). Так же по рыбам, по растениям можно привести много---напр. Пастернак, Арбузов, Кедров и т.д.!!!
        1. +1
          15 января 2018 21:56
          Дима напомните мне про фамилии, порассказываю из своей практики много смешного.
  3. +5
    15 января 2018 07:52
    Борясь за свое собственное господство, высшие классы несоциалистических стран направят все свои усилия, чтобы разрушить эти острова
    ...Что в принципе и произошло..."Красная звезда", после 1929 г больше не издавалась..Была переиздана в 1989 году , в мягкой обложке..Жаль потерялась при переездах..Читается несколько тяжеловато..
    1. +2
      15 января 2018 08:35
      Доброе утро, всем! Сейчас издаётся серия по типу БИБЛИОТЕКИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ, карманного формата, но в толстой обложке.Забыл, ~~300рублей.,несколько лет назад. Но также были изданы и другие варианты, цены от 100! Я заказал самый дешёвый, ещё меньше и там другой рассказ ещё ,роман ИНЖЕНЕР МЭННИ , поэма МАРСИАНИН, ЗАБРОШЕННЫЙ НА ЗЕМЛЮ. В 2х последних---общая тема с КРАСНОЙ ЗВЕЗДОЙ.
    2. +2
      15 января 2018 17:50
      Кстати, обязательное чтение для моих студентов в рамках изучения культурологии. И... справляются, хотя некоторые плюются. "Интересно, блин!"- говорят!
  4. +6
    15 января 2018 11:37
    "Ну а если я скажу,что никаких пришельцев и НЛО не существует - это всё бесы! я серьёзно говорю".
    Это не Вы говорите, это иеромонах Серафим в книге "Православие и религия будущего" говорит. Судя по Вашей реакции на эту книгу, Вы просто не созрели для такой литературы. Вы ее воспринимаете, как ребенок сказку - буквально. Поэтому для Вас Серафим - источник истин, Богданов - сектант.
    А ведь между этими людьми много общего. Оба люди несомненно выдающихся способностей, у обеих очень сложный жизненный путь, оба к своим убеждениям пришли не сразу, оба служили людям так, как понимали это служение. И умерли оба в расцвете творческих сил.
    В произведениях Серафима много очень полезного, но как и любая литература такого плана, они требуют для полного восприятия определенной подготовки.
    1. 0
      15 января 2018 11:50
      Цитата: Curious
      Вы ее воспринимаете, как ребенок сказку - буквально.

      Но ведь это позиция не самого С.Роуза, а Церкви, какие же здесь могут быть сказки.
      Можно (нужно) почитать святителя Игнатия Брянчанинова, рекомендовать не буду, чтобы не раздражать.Это я имею ввиду ту самую определенную подготовку, о которой вы упомянули.
      Когда начинают толковать про каких-то "барабашек" и "гуманоидов" - все с умным видом слушают или рассуждают, скажи про нечистых духов - сразу всем весело становится, и в мракобесы записывают.
      1. +1
        15 января 2018 18:19
        А ведь гуманоиды и духи одного поля ягоды - внеземные формы жизни. Наш разум основан на електрохимии, а носитель - органическая система (на углероде). Почему в Вселенне не может быть разум основанный на електромагнетизме и без органического носителя? Вот Вам и духи...
        P.S. В рамках фантазий, если что.
  5. +8
    15 января 2018 12:48
    "Но ведь это позиция не самого С.Роуза, а Церкви..."
    Ваш ответ как раз говорит о том, что Вы плохо знакомы с вопросом.
    Официальной, т.е. выраженной соборно позиции церкви по обсуждаемому вопросу (фантастика, наличие внеземной разумной жизни) нет.
    Формируя официальную точку зрения на какой либо вопрос, Церковь опирается на Священное Писание и на Священное Предание.
    В Священном Писании Вы по вопросу внеземной жизни не найдете ничего.
    Что касается Священного Предания, то тут вопрос сложнее. Мы имеем примеры того, как авторитетнейшие в Церкви люди, стяжавшие при жизни святость и впоследствии канонизированные, высказывались в том духе, что можно допустить наличие каких-то существ в иных мирах, тот же Св. пр. Иоанн Кронштадский.
    Так что вопрос этот сложный, в формате комментариев к сайту осветить его не вижу возможности. Тем более, я все же не обладаю всей суммой знаний для этого. Тут нужен теолог с хорошим уровнем, способный а дискуссии, не каноник- начетчик. Приходской батюшка вряд ли подойдет, хотя все бывает Если есть у Вас такой, обсудите вопрос, Вы откроете для себя много нового.
    1. +2
      15 января 2018 13:03
      Ваш ответ как раз говорит о том, что Вы плохо знакомы с вопросом.
      Мы имеем примеры того, как авторитетнейшие в Церкви люди, стяжавшие при жизни святость и впоследствии канонизированные, высказывались в том духе, что можно допустить наличие каких-то существ в иных мирах, тот же Св. пр. Иоанн Кронштадский.

      Виктор Николаевич, а вообще, предел ваших знаний, есть?
      1. +5
        15 января 2018 13:13
        Вы мне льстите. Мне повезло в этом плане. Когда у меня, по молодости, возникало высокое мнение о моих знаниях, жизнь организовывала мне встречи с такими людьми, после общения с которыми моя самооценка приходила в норму и я понимал, что вершины даже не просматриваются. Со временем эта точка зрения закрепилась и пока не пересматривалась.
        1. +2
          15 января 2018 13:36
          Таки, зачем, мне вам льстить? Между нами, где-то в районе 5 тысяч километров. Вероятность реального взаимодействия, примерно такая же в математической степени. Просто говорю, как есть.
          1. +6
            15 января 2018 14:56
            Способность к накоплению информации и желание ее пополнчть - это наверное, природное. Кто то слух имеет абсолютный, кто то память феноменальную, кто то неэвклидову геометрию создает. А сейчас в этом плане вообще возможности безграничные. А по поводу релиигии - может от предков? У меня в роду священники и иконописцы были, может как то сказывается.
            1. +5
              15 января 2018 15:29
              если кто-то будет участвовать в шоу "Кто хочет стать миллионером", при звонке другу - звоните Виктору Николаевичу, не прогадаете yes drinks
            2. +5
              15 января 2018 15:37
              Да, удивил именно Иоанн Кронштадский. Наверное, способности, все таки наследственные. Священнику и иконописцу много нужно чего знать. А главное, иметь то нематериальное, о чём некоторые ревнители веры забывают.
    2. +1
      15 января 2018 13:24
      Цитата: Curious
      что можно допустить наличие каких-то существ в иных мирах, тот же Св. пр. Иоанн Кронштадский.

      Батюшка, этих самых существ очень много изгонял, и совсем не в иных мирах.
    3. +1
      15 января 2018 13:36
      Цитата: Curious
      Тут нужен теолог с хорошим уровнем, способный а дискуссии


      Цитата: Curious
      Приходской батюшка вряд ли подойдет, хотя все бывает

      Да в том то и дело, что не надо никаких теологов, это вам - проблемы внеземных цивилизаций, не то,что приходской священник, а какая нибудь бабка объяснит.
      1. +5
        15 января 2018 14:42
        Бобер, с Вами все ясно. Дискуссии - это не к Вам. В принципе, если Вам в темноте среди бабоа комфортнее, то не стоит и будоражить душу светом. Да оно и проще, меньше знаешь, крепче спишь. Тут главное с обьектом слепой веры не промахнуться. Слепая вера - она ведь и есть слепая, можно сойти с праведного пути и не заметить.Так что Вы духовника заведите все же, там же у Вас где то церковь есть наверняка. Чтоб он Вам путь истинный подсказывал. Ну и проповедовать не рвитесь, не Ваше это. Всего наилучшего.
        1. 0
          15 января 2018 14:52
          Цитата: Curious
          Так что Вы духовника заведите все же, там же у Вас где то церковь есть наверняка

          Церковь рядом есть, но с духовником не так всё просто, и святые отцы не советуют торопиться.
          Цитата: Curious
          Ну и проповедовать не рвитесь

          Я не проповедую, мне нет никакого дела до других - я всего лишь высказал своё отношение к Богданову.
          Всем только наилучшего.
        2. +3
          15 января 2018 16:39
          Ну и проповедовать не рвитесь, не Ваше это.

          "Возлюбите меня духовно и возрадуйтесь! Ибо нет на свете добрее и прельстивее, чем внимать речам Микадо!" так нормально? wink уверовали? laughing drinks
          1. +3
            15 января 2018 20:31
            Тапок проверь Дорогой!
            Ну? Божественное, мокрое и теплое не ощущается?
            Чуствую Николай, за флуд нас когда нибудь с ВО выгонят!
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
  6. +4
    15 января 2018 12:51
    Спасибо за статью.
    Но даже там, где социализм удержится и выйдет победителем, его характер будет глубоко и надолго искажен многими годами осадного положения, необходимого террора и военщины, с неизбежным последствием – варварским патриотизмом

    ИМХО Богданов прежде всего ориентировался на опыт английской и французской революции и скорее предупреждал об опасности, чем предвидел 91-ый год.
    1. +3
      15 января 2018 15:03
      Конечно о прямом предвидении говорить сложно. Но... тем не менее, сказано словно про нас, разве нет?
      1. +1
        15 января 2018 15:27
        Цитата: kalibr
        Конечно о прямом предвидении говорить сложно. Но... тем не менее, сказано словно про нас, разве нет?

        Опять же мое имхо. Но точно так же можно сказать практически о любой социальной революции: во-первых, реальная практика, всегда на деле будет существенно отличаться от теории и восторженного отношения со стороны других стран ожидать явно сложно; во-вторых, после любой революции неизбежен этап террора и военщины, помните изречение:
        Революция пожирает своих детей

        Мы пока еще слишком мало себе представляем законы развития общества, но очевидно, что некоторые из них, Богданов точно подметил. Ну а то как он это выразил несколько совпало с нашим настоящим (91-ым годом), а, скажем, с французской революцией совпадает еще лучше.
    2. +1
      15 января 2018 15:21
      Кажется есть к этому комменту подходящая цитата из КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ, ч.3.
      //---уступить нам часть их материков, взамен чего мы научили бы их и помогли бы им несравненно лучше пользоваться остальной частью//
      Это говорит марсианский коммунист, математик касательно землян. Потом его концепция была опровергнута, а его самого УБИЛИ!!!
      1. +3
        15 января 2018 15:54
        Цитата: Reptiloid
        -уступить нам часть их материков, взамен чего мы научили бы их и помогли бы им несравненно лучше пользоваться остальной частью

        Это уже не коммунизм, а какой-то империализм, получается. wink Если не читали, то советую Вам прочесть И. Ефремова "Час быка" - там земные коммунисты учили и помогали тормансианам абсолютно бесплатно.
        1. 0
          15 января 2018 17:06
          Цитата: merlin
          Цитата: Reptiloid
          -уступить нам часть их материков, взамен чего мы научили бы их и помогли бы им несравненно лучше пользоваться остальной частью

          Это уже не коммунизм, а какой-то империализм, получается. wink Если не читали, то советую Вам прочесть И. Ефремова "Час быка" - там земные коммунисты учили и помогали тормансианам абсолютно бесплатно.
          Вы ошиблись и кто есть кто-----
          Вы не поняли. Это высокоразвитые марсиане уговаривали других марсиан сделать это с Землянами. А разве в 90х коммунисты у власти вели себя по-коммунистически? Это соотносится, по-моему с тем, что в 90х прошла приватизация с участием иностранных богачей, специально назначенных. Какие были разговоры? Как впрочем и отечественных специально отобрали.Можно поглядеть на Украину также. Также вспомнить болтовню Олбрайт о ресурсах России, впрочем и в 19 веке были подобные мечты.
          1. +2
            15 января 2018 17:40
            Цитата: Reptiloid
            Вы не поняли. Это высокоразвитые марсиане уговаривали других марсиан сделать это с Землянами.

            Это я как раз понял. Это как раз и является - империализмом.)))
            Цитата: Reptiloid
            А разве в 90х коммунисты у власти вели себя по-коммунистически?

            Нет, конечно. Это и стало одной из причин развала.
            Цитата: Reptiloid
            Также вспомнить болтовню Олбрайт о ресурсах России, впрочем и в 19 веке были подобные мечты.

            Совершенно верно, Дмитрий. И это тоже пример империализма.
  7. +3
    15 января 2018 14:01
    Цитата: bober1982
    Вот это махровое мракобесие,самое настоящее, договорились до чего.

    Самое настоящее мракобесие - это враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу, согласно словаря. И как раз в Ваших речах оно и прослеживается, равно как и религиозный фанатизм.
    Поймите, то что пытался донести до Вас уважаемый Curious - христианство (православие) - это прежде всего вероучение о спасении души и оно не касается таких вопросов как существование, либо отсутствие "инопланетян", устройства вселенной или происхождения человека.
    1. 0
      15 января 2018 14:28
      Цитата: merlin
      Самое настоящее мракобесие - это враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу

      Результатом этого самого просвещения и прогресса стало дикое распространение в мире магии,лжеучений и оккультизма.Подлинный прогресс - это здоровый консерватизм Церкви.
      1. +2
        15 января 2018 15:10
        Цитата: bober1982
        Результатом этого самого просвещения и прогресса стало дикое распространение в мире магии, лжеучений и оккультизма.

        Это как раз результат падения уровня просвещения и образования.
      2. +3
        15 января 2018 15:12
        Бобер! В России, в РФ, стала развиваться магия, колдовство, оккультизм именно после разрушения СССР.Правда, это началось потихоньку в последние годы СССР, а после разрушения----увеличилось в 100000000 раз и стало закреплено законодательно на основе разрешения из Райисполкома и оплате вменённого подоходного налога! В тоже время суеверия распространяются как у верующих, так и у атеистов.И это возвращение тёмных веков было описано у писателей-фантастов П. АНДЕРСОНА, С.Лайнье, Ф. Фармера и других....Даже у упомянутого Жулавского в 3й книге ЛУННОЙ ТРИЛОГИИ.
        1. +3
          15 января 2018 15:43
          Магическое мышление, оно никуда не делось и не зависит от уровня образования. Она, как лимбическая система в мозге, всегда работает. Просто есть люди, которые могут давить агрессию, а есть нет. Это справедливо к любой архаике.
          1. +1
            15 января 2018 16:00
            Цитата: avva2012
            Магическое мышление, оно никуда не делось и не зависит от уровня образования. Она, как лимбическая система в мозге, всегда работает. Просто есть люди, которые могут давить агрессию, а есть нет. Это справедливо к любой архаике.

            ДЖЕЙМС Джордж Фрезер ???? Потом, есть ТЕОРИЯ ПРИМИТИВНОЙ РЕЛИГИИ, автора забыл, склонялся к агностицизму... Наверно об этом?
            Вот подумалось, как- опять нет динамики и экспрессии.....Вежливость достала.... Наверно с этой целью и вспомнил автор о Жулавском. Вот бы все переругались! И тут бы такое началось!!!!! В связи с этим вспоминается статья автора ~~~~2летней давности о том, как Хунаб Ку вернулся на Землю( или сошёл ?).Хотя, то, что вызвало споры 2 года назад, возможно сейчас бы выглядело иначе....
            1. +5
              15 января 2018 16:41
              Клод Леви-Стросс Первобытное мышление. Да и остальные книги автора, тоже стоит посмотреть, если будет интересно.
            2. +3
              15 января 2018 17:39
              У Жулавского более доминируют мессинские мотивы. Возникновение религии и неблагодарность людей.Также, как у Франка Герберта в его Дюне.
            3. +3
              15 января 2018 17:46
              Хунак Кеель - вернулся! Он же из колодца сенота в Чичен-Ице вылез...
              1. Комментарий был удален.
              2. +2
                16 января 2018 05:51
                Цитата: kalibr
                Хунак Кеель - вернулся! Он же из колодца сенота в Чичен-Ице вылез...

                Дружище Хунак Кеель! Прости, запамятовал твоё имя. Но статью помню хорошо!
                1. +2
                  16 января 2018 06:04
                  Цитата: Reptiloid
                  Дружище Хунак Кеель!

                  Это Шпаковский - Кунак Хеель? Буду знать. laughing
                  1. +2
                    16 января 2018 08:08
                    Цитата: мордвин 3
                    Цитата: Reptiloid
                    Дружище Хунак Кеель!

                    Это Шпаковский - Кунак Хеель? Буду знать. laughing

                    Ещё нет. Это герой статьи 2х летней давности, когда все переругались. Я где-то упоминал о ней вчера. Историческая личность!!!!!ЦАРСТВО МАЙЯ!!!!!!!
          2. +3
            15 января 2018 16:26
            Цитата: avva2012
            Магическое мышление, оно никуда не делось и не зависит от уровня образования.

            Вспомнилось. Однажды, в доме знаменитого физика Нильса Бора, один из гостей увидел подкову над дверью, прибитую на счастье и спросил: "Неужели вы, великий ученый, можете верить в то, что подкова над дверью приносит счастье?". На что Бор ответил: "Конечно же, не верю, я же образованный человек! Но, вы знаете, говорят, что подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит". smile
            1. +6
              15 января 2018 16:47
              Точно! После этого рассказа, студенту, тем более, следует перед экзаменом открыть форточку и поорать, "халява приди!" laughing
              1. +4
                15 января 2018 17:41
                Трусы надеть наизнанку, положить в ботинки по 5 рубл. под пяткой и обязательно войти в аудиторию с левой ноги.
                1. +3
                  15 января 2018 17:42
                  Еще Физ.воспитание первым зачетом ставить нельзя ни в коем случае.
                2. +4
                  15 января 2018 18:02
                  Трусы надеть наизнанку

                  А если это девушка, и стринги предпочитает?what Что-то мне подсказывает, что неудобно будет! request laughing
                3. +4
                  15 января 2018 20:59
                  Цитата: kalibr
                  Трусы надеть наизнанку, положить в ботинки по 5 рубл. под пяткой и обязательно войти в аудиторию с левой ноги.

                  Не бриться в день зачета, под подушку на ночь положить конспекты и учебник. По сути "белеберда", а реально - неплохое психологическое смопрограммирование.
                  Особенно аккультно со стороны смотрятся "наговоры". Например "Не я иду волк идет, волк прейдет всех сожрет"!
                  У меня друг в 1997 году перед третьей последней попыткой сдать "сопромат" принял ислам, Вы не поверите сдал и в этот же напился в "зю-зю", так что мы его три дня искали. Когда мы его нашли он нам рассказывал про "чертиков"!
    2. +4
      15 января 2018 15:10
      Уважаемый merlin! Я понял, что это за гранью понимания индивида. Благодатный обьект для адептов всяческих тоталитарных сект. Я ему про духовника не случайно намекал.
      1. +3
        15 января 2018 15:34
        Цитата: Curious
        Уважаемый merlin! Я понял, что это за гранью понимания индивида. Благодатный объект для адептов всяческих тоталитарных сект. Я ему про духовника не случайно намекал.

        Согласен с Вами, Виктор. Но попробовать все же стоило.
      2. +3
        15 января 2018 17:42
        Кстати, Россия занимает первое место в мире по количеству тоталитарных сект. Не помню, кто это считал и не могу утверждать 100% достоверность этого, но такая информация в Сети есть.
        1. +4
          15 января 2018 21:08
          Я от себя добавлю, что секты и сектанство - это беда современной России. Еще беда решаемая когда в край угла ставится задача мздоимствования и обыкновенная уголовщина. С ней хоть как-то можно бороться.
          В двойне беда когда от сект и сектантов пахнет политикой, тут иногда опускаешь руки. Так как ниточка вьется за пределы страны или в пределы, когда туда нет доступа.
  8. +15
    15 января 2018 16:09
    Хор предсказатель Богданов
    Глядишь - и на Марсе будут яблони цвести
  9. +17
    15 января 2018 16:46
    Интересно, что В.И. Ленин читал этот роман.

    А я вот как-то "Аэлиту" шибко не осилил
    Все-таки подобное чтиво на любителя
    1. +3
      15 января 2018 17:44
      Вся Аэлита была написана ради одной главы "Второй рассказ Аэлиты". Толстой был адептом Блавадской и ему очень нравилась идея Атлантиды, ну вот он все это и высказал в форме романа.
      1. +3
        15 января 2018 21:23
        Толстой был адептом Блавадской и ему очень нравилась идея Атлантиды, ну вот он все это и высказал в форме романа.

        по Блаватской мнения расходятся. Мне лично мой дипломный руководитель советовал ее почитать. Некоторые же считают ее "не совсем того". what Эх, мне бы в усадьбу Рериха выбраться! request
        1. +2
          15 января 2018 21:29
          Цитата: Микадо
          Эх, мне бы в усадьбу Рериха выбраться!

          Тебя усадьба Толстого уже ждать замучилась wink
          1. +3
            15 января 2018 21:38
            это в которой немцы провели всего полтора месяца, но насвинячить так успели, швайненЫ, что восстанавливать пришлось? А у нас усадьбу Репина восстанавливали так же после войны. Ты понимаешь, в 12-м году ехал из Твери в Переяславль, и просто заставил себя не свернуть в усадьбу Менделеева, ехать надо было. Сколько еще мест, что посмотреть надо! drinks найду "Марию-Луизу", приеду! yes
            1. +3
              15 января 2018 21:50
              Цитата: Микадо
              найду "Марию-Луизу", приеду!

              Этого добра без поисков хватат yes drinks
              это в которой немцы провели всего полтора месяца, но насвинячить так успели, швайненЫ

              Там ещё их кладбище было километр на километр, густо лежали.
              1. +2
                15 января 2018 23:12
                Там ещё их кладбище было километр на километр, густо лежали.

                вроде, какая-то известная их дивизия была. Не помню кто, хоть убей. То ли иностранцы, то ли СС. Земля им стекловатой. soldier я их жалеть не буду, у меня прадед погиб, и дед воевал. angry
                Этого добра без поисков хватат

                ну, не скажи. Я старый солдат, и не знаю слов любви wink drinks
                1. +2
                  16 января 2018 00:04
                  Цитата: Микадо
                  То ли иностранцы, то ли СС.

                  Ну дык сс конечно 2-й танковой группы (генерал-полковник Г. Гудериан) и 2-й полевой армии (генерал-полковник М. фон Вейхс).Там намешано было , как "поленьев" за баней belay
                  Я когда ещё пионером служил, тех откапывали тракторами, наших в Братскую, а ихних в поле...Помню тётку одну , мне тогда казалось лет 100 ей было, прыгнула за рычаги трактора и минут 20-ть нимчуру утрамбовывала. а наших так и схоронили под "залпы"от военкомата где сапог, где каска, где шинели кусок, всех в одну могилу, а потом Обелиск поставили и Вечный огонь зажгли.
                  так что ,Брат, я прямо таки история feel
        2. 0
          21 января 2018 18:05
          Мой папа Блаватскую ценил. Она была действительно "не в себе".
          Но пользу принесла, как первый, кто донес всякую накрученную "Агни йогу" и т.д.
          до запада. Дала "триггер" для изучения, так сказать.
          Но я смотрю на человечество по-другому.
          Скажем так, я больше под впечатлением Юваля Харари
          "Sapiens. Краткая история человечества". Некая "тотальная" теория эволюции.
          Почитайте. Книга просто написана. Без заумностей и спец.терминологии.
  10. +2
    15 января 2018 17:02
    Если отсеять привходящие обстоятельства (политическая и научная карьера Малиновского-Богданова), то само литературное произведение "Красная звезда" относится к фантастическому жанру в его разновидности - прогнозу развития человеческого общества на примере гипотетического общества инопланетян (стандартный литературный прием - см., например, "Путешествия Гулливера").

    Малиновский-Богданов как собственно писатель (т.е. профессионал построения сюжета, интриги, характеров, диалогов, обладатель обширного словесного запаса) - среднего и ниже среднего уровня; как прогнозист - на уровне Жюль Верна с поправкой на новые научные сведения начала 20 века, как социолог - на уровне еврейской идеи о грядущем социализме/коммунизме.

    Невозможность коммунизма была доказана на практике еще в 16 веке в Парагвае, где европейские иезуиты построили первое и последнее в истории человечества полноформатное коммунистическое общество (от каждого иезуита по способности, каждому иезуиту по потребности), основанное на широком применении труда биороботов-индейцев.
    После успешного построения парагвайского коммунизма он успешно загнулся по причине полной неконкурентноспособности по сравнению с капитализмом, который в отличии от первого обладал внутренними стимулами для саморазвития (конкуренция, стремление к личному материальному благополучию, развитие материальной культуры как средства победы в конкурентной борьбе).
    До Парагвая неполноформатный коммунизм был построен в древнем Египте - отказ от денег, частной собственности и т.д., но там при коммунизме жили только верхи общества: фараон, жрецы и госслужащие.
    Все полно- и неполноформатные версии коммунизма (включая СССР) развалились под натиском некоммунистических саморазвивающихся формаций. Закон природы, однако.

    Коммунизм - это материальный застой, т.н. духовное саморазвитие с обязательным ограничением потребностей людей, уравниловка, поскольку материальных благ при неограниченных потребностях на всех никогда не хватит при любом сколь угодно высоком уровне развития материальной культуры.
    У коммунизма есть обязательное требование - все люди/страны должны жить при коммунизме, иначе неизбежно возникает тяга выхода из коммунизма в некоммунистические страны без застоя и с непрерывным ростом материальной культуры.
    1. +7
      15 января 2018 17:25
      Последний абзац. Толи, вы у Резуна тиснули, то ли он у вас, то ли это кочующий абзац, своеобразный Вечный Ж.ид антикоммунизма?
      1. +1
        15 января 2018 18:16
        "То ли" всегда пишется раздельно bully
        1. +2
          16 января 2018 04:03
          bully Т9 bully злобесова буржуйская техника
      2. +4
        15 января 2018 21:32
        Цитата: avva2012
        Толи, вы у Резуна тиснули, то ли он у вас, то ли это кочующий абзац, своеобразный Вечный Ж.ид антикоммунизма?

        Как же Вы Доктор стали удивительно и мудро постить, КЛАСС!!! Мои Вам РЕСПЕКТЫ!
        1. +2
          16 января 2018 04:05
          Общение на сайте с умными людьми. Серьезно, без иронии.