Military Review

Black Sea Shipyard: “Tbilisi” - “Admiral Kuznetsov”, completion and service of a heavy aircraft-carrying cruiser

9
After the launch of the “Leonid Brezhnev” into the water and setting it up for completion, the speed of the ship’s construction somewhat decreased. This was due to the heavy workload of the plant, the main resources of which were now being thrown at order №104, or "Baku"which was intensively completed to be ready for sea and state trials in 1987.


Black Sea Shipyard: “Tbilisi” - “Admiral Kuznetsov”, completion and service of a heavy aircraft-carrying cruiser

TAKR “Admiral Fleet Soviet Union Kuznetsov "


In addition, immediately after the launch of the 105 order, the next ship was laid down - the 106 order, which was inherited from Riga by its predecessor (these renames sometimes cause confusion). Thus, the Black Sea Plant conducted the construction of three heavy aircraft-carrying cruisers simultaneously, not counting civilian ships.

The completion of "Leonid Brezhnev" was complicated by the fact that it was necessary to manufacture and install a large number of head samples of special equipment and weapons. Simultaneously with the construction of "Leonid Brezhnev" intensive testing work was carried out on NITKA. There a wide stream of the latest and experimental equipment arrived. The installation of the first domestic aero-finisher Svetlana-23 took place, and in the summer of 1983, it began its tests for the development of aircraft braking. For this, the MiG-27 fighter was used first, and later the newest Su-27 and MiG-29KVP fighters, which performed braking after the runway runway.

In May, the 1984 of the year was carried out the first landing using an aero-finisher - first, the Su-27, and then the MiG-29, made the landing. Since August, 1984-th began the development of take-offs from the springboard, imitating a similar design of an aircraft carrier under construction. During these test flights, it was proved that it was possible in principle to take off without using a catapult from the deck of a heavy aircraft-carrying cruiser. To implement the training of pilots of the naval air group in Novofedorovka, the formation of the 100 training and instructor regiment began, and Su-27 and MiG-29 entered service.

In the meantime, the flywheel of the process called “perestroika” spun up in the Soviet Union, and in August the Leonid Brezhnev’s 1987 was apparently renamed Tbilisi as a result of the adjustment of the political course. The ship was still standing near the factory’s North Embankment of the Big Dipper, connected to shore power and communications. On the 105 order, thousands of workers, engineers, business trip specialists worked every day. For the convenience of access to the ship, the Chernomorsky plant designed, manufactured and installed a special escalator.

As it happened before, the construction of the ship was hampered not only by a large number of new equipment, but also by numerous disruptions in supplies from related companies. The project still made a variety of changes, changes and improvements. So, for example, to improve the design characteristics of the Polynom sonar station, whose function was to detect underwater targets, the Nevsky Design Bureau decided to change the design of the bulbous bulbous fairing. Since by that time “Tbilisi” had long been launched, it had to carry out an entire engineering operation.

Works of this kind were to be performed under dry-dock conditions, however, such a procedure would greatly delay the process of completion and, therefore, sea trials. A group of factory specialists developed their own solution: a specially designed and manufactured floating caisson was placed under the bulbous tip. And so all the work on reworking the fairing of the Polynom station was carried out by the plant.

By the end of 1987, the overall readiness of the heavy aircraft-carrying cruiser “Tbilisi” was estimated at 57% with a delay of about 15%, mainly due to the failure of equipment supplies. At the beginning of 1989, the installation of the main power plant was completed on the whole, and mooring trials began in June of that year. A number of weapons systems, such as, for example, modules of the Kortik complex, were not installed on the cruiser due to their absence.

In September, 1989, on the "Tbilisi" occurred the introduction of the crew. All this time the question of the quantitative and qualitative composition of the future naval air group remained a subject of unabated disputes and discussions. Both Su-27 and MiG-29 each had their own advantages and advantages. Then it was decided to conduct flight research tests directly at sea, without waiting for the final completion and fine-tuning of the ship.

October 21 1989 was actually unfinished and did not pass all the required tests "Tbilisi" left the Black Sea plant and accompanied by tugboats went into the Black Sea. On board was an incomplete crew, a large number of factory workers and contractors. A day later, the cruiser was already on the outer roads of Sevastopol.


"Tbilisi" goes to the test. Left - under construction TAKR "Varyag"


Began testing. The pilots made a roundabout of the Tbilisi-based, moving 10 – 13-node junction. October 28 1989 passed to the second stage: test pilots, Heroes of the Soviet Union Viktor Pugachev on the Su-27K and Toktar Aubakirov began to make flights over the deck, gradually reducing the height. On the same day, the aircraft were run without engagement with the arresting gear, followed by detachment from the deck and leaving upward with a left turn.


Su-27 flies over the deck of "Tbilisi"


1 November 1989 of the year 13 hours 46 minutes Su-27K, piloted by test pilot Viktor Georgievich Pugachev, for the first time in stories domestic deck aviation made an aerofinishing landing on the deck of Tbilisi. Following him at 15 h. 11 min. A similar procedure was carried out by the MiG-29K Toktara Aubakirov. He at 16.48, for the first time using a springboard, lifted his car into the air. Following the fighters, the turn of the Su-25UTK attack aircraft came: piloted by test pilots Igor Votintsev and Alexander Krutov, the aircraft safely landed on the “aircraft carrier” at 17 hours 17 minutes. Flight design tests continued until November 20 - there were 35 landings on the cruiser.


Su-27K, piloted by V. G. Pugachev, makes the first landing on the deck of Tbilisi, November 1 1989.


November 23 “Tbilisi” returned to the Black Sea plant for final finishing and completion. Part of the equipment and weapons was still missing, including the “late” modules of the “Dirks”. By the beginning of 1990, the cruiser’s readiness was estimated at 86%, and in April, preparations began for factory driving trials.

25 of May 1990 of the year “Tbilisi” left the water area of ​​the Black Sea shipbuilding plant and went to Sevastopol to conduct sea trials. The complex of test trials was carried out in conjunction with flight tests of deck aircraft, which, apart from take-offs and landings, worked out the task of intercepting high-speed air targets and cruise missiles.


"Tbilisi" on running trials


1 August 1990 began state tests, during which the ship was renamed again: 4 October 1990, he received a new, already the third in a row, the name "Admiral of the Fleet of the Soviet Union Kuznetsov" in honor of Nikolai Gerasimovich Kuznetsov, who advocated creating for the fleet USSR aircraft carriers. After completing the state testing cycle, the ship returned to the Black Sea Plant to eliminate the deficiencies. 25 December 1990, the signing of the acceptance certificate. In total, 8 years 3 of the month and 24 of the day passed from the moment of laying up to the ship's delivery. 29 January 1991, the Naval Flag was hoisted on it.

It was supposed to introduce a cruiser in the Northern Fleet. Transition to the North and combat service in the Mediterranean were scheduled for 1992 year, but for now Kuznetsov was in Sevastopol and occasionally went to sea for the ongoing intensive flight and design tests of fighters for the future ship group.

However, in terms of the further stay in the Black Sea basin of the heavy aircraft-carrying cruiser Admiral Kuznetsov, a rapidly changing political situation intervened. In the autumn of 1991, the huge power that created this complex unique ship began to crumble. Ukraine proclaimed its independence, December 1 should have been a presidential election. There was a completely unrealistic danger that Leonid Kravchuk (in the very recent past, the former secretary of the Central Committee of the Communist Party of Ukraine on ideology), who had every chance to take this position, could declare "Admiral Kuznetsov" the property of Ukraine. No one at that time had imagined that the division of the Black Sea Fleet would take a painfully long several years. In such a difficult situation, the Commander-in-Chief of the Navy, Admiral V.N.Chernavin, decided to urgently transfer the ship to its permanent location.

In the evening of December 1, a heavy aircraft-carrying cruiser standing on the roads of Sevastopol was ordered to anchor. At that time, on board were members of the guarantee team of the Black Sea Shipbuilding Plant and other enterprises, pilots and technicians of the 100-th Fighter Wing Aviation Regiment, who were serving with the ship to the North. The crew of the cruiser was understaffed.

In guarding the large anti-submarine ship Skory and the guard ship Immaculate, Admiral Kuznetsov moved in the direction of the Bosphorus. The Turkish Straits were passed without any obstacles from the Turkish side. In the Mediterranean, the ships of the 5-th operational squadron, which was in this region on a permanent basis, joined the escort of the cruiser. As Admiral Kuznetsov moved westward, the activity of NATO ships and aircraft, which showed genuine interest in the ship, increased.

Even in the Aegean Sea, the increased vibration of the third machine was found. The cause was discovered later; it turned out to be a fishing net, torn by a storm that wound on a screw. Subsequently, this obstacle was removed by divers. After the passage of Gibraltar, the ships of the Northern and Baltic fleets took up the baton to accompany the heavy aircraft-carrying cruiser.

December 20 "Admiral Kuznetsov" moored in Ura-Guba in the North. He was inducted into the 43 division of missile cruisers based in the village of Vidyaevo. Despite the special pontoon spacer manufactured by the Black Sea Shipyard with special equipment for basing ships in the North (mooring mechanisms and electrical equipment were installed on the pontoon), it was not easy to operate the ship in the base. Affected by the underdeveloped coastal infrastructure. The previously built heavy aircraft carrier “Kiev” has already encountered a similar problem. Kuznetsov also kept a constantly functioning machine-boiler installation or diesel generators.

From the autumn of 1992, the flight tests of deck aircraft continued - the aircraft-carrying cruiser periodically went out to sea for flight operations. By the way, the main flight crew of the 100 th Fighter Wing Aviation Regiment, headed by Colonel Timur Apakidze, refused to take the oath of Ukraine and left for the North. Timur Avtandilovich Apakidze, subsequently the Hero of Russia, made a huge contribution to the development of Russian carrier-based aircraft. In 2001, being already a major general, he tragically died during a demonstration flight.


T. A. Apakidze, the former commander of 100-th KIAP


In 1993, despite the disastrous state of financing of the armed forces, the first production Su-33 fighters began to arrive at the Admiral Kuznetsov.

23 December 1995, the aircraft-carrying cruiser as part of a multi-purpose aircraft carrier group, which included the 1 destroyer, the 1 patrol ship, the nuclear submarine, the tanker and the tugboat, went to their first combat service in the Mediterranean Sea. Kuznetsov needed to repair the boilers, but the political situation demanded that Russian ships be located in this region. This campaign was intense: flights were carried out, various tasks were worked out. Were made visits to the Syrian port of Tartus and Maltese La Valletta.

During the campaign, “Admiral Kuznetsov” experienced considerable difficulties with the boilers, due to which it was necessary to reduce the speed to 10 – 12 nodes. 22 March 1996, the aircraft carrying cruiser returned to its permanent station in Vidyaevo. Soon he was put on medium repair at the Sevmorput enterprise, where with the help of seconded specialists from the Black Sea plant (technical cooperation at that stage of disintegration was still maintained) the machine-boiler group was thoroughly transferred. Repair, which was delayed due to lack of funding, continued until the summer of 1998, after which the ship returned to service.

In 1999, the Kuznetsov twice went into military service, and in 2000, he took part in large naval exercises, after which a campaign to the Mediterranean was planned. However, due to the tragic death of the nuclear submarine "Kursk" it was canceled. From 2001 to 2004, the cruiser underwent scheduled maintenance, after which it continued to serve. In the 2004, together with the nuclear-powered cruiser Peter the Great, the missile cruiser Marshal Ustinov and the destroyer Admiral Ushakov made a monthly voyage to the Atlantic.

From December 2007 to February 2008 of the year made a trip to the Mediterranean Sea together with a group of escort ships, after which the power plant was repaired and updated at the Zvezdochka plant. In the 2011 year - a hike to the shores of Syria. In subsequent years, the aircraft-carrying cruiser continued its service: in the 2015, its air group began to be replenished with new fighters MiG-29K and MiG-29CUB. From January to June, 2016 was repaired at the Sevmorput enterprise before the planned trip to the Mediterranean Sea.

Since November, 2016, as part of the operational connection of the far sea zone, for the first time took part in combat operations off the coast of Syria. The deck air group dealt attacks on personnel and equipment of the ISIL group (a terrorist organization banned in Russia). During the march that lasted until March 2017, the Admiral Kuznetsov traveled 18 thousand miles. One MiG-29K fighter was lost as a result of engine failure after November 14 2016 took off the year - the pilot ejected. December 5 crashed while landing the Su-33, and the plane crashed into the sea — the pilot also left the fighter’s cabin with a bailout.

After completing the campaign in the Mediterranean in the autumn of 2017, the Admiral Kuznetsov finally got up for overhaul at the 35-th ship repair plant in Roslyakov, which will last approximately until the 2020 of the year. The ship will not only undergo medium repair of the main power plant, but will also be thoroughly modernized. All these measures will extend the operation of a heavy aircraft-carrying cruiser for 20 years. The combat path of “Admiral Kuznetsov”, created at the Black Sea shipbuilding plant, will be continued. His later and technically advanced fellow less fortunate.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
CSY: aircraft carriers and espionage
CSY: rolls of the project "Atlantic"
ChSZ: military weekdays of dry-cargo ships of the Nikolaev construction
CSY: reconstruction of the plant and the transition to large-block assembly. TAKR "Baku"
CSY: the development of heavy aircraft-carrying cruisers. "Minsk" and "Novorossiysk"
CSY: TAKR "Kiev"
CSY: research vessel "Akademik Sergey Korolev"
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vard
    Vard 16 January 2018 15: 30 New
    +7
    In 1992, I went to Chelyabinsk to buy a television transmitter ... The factory that made them was adapted to aircraft drives ... In the evening, at a hotel, they told me, with a glass of tea, that they had a system for automatically landing an aircraft on an aircraft carrier almost in a six-storm storm.
    .
  2. Some kind of compote
    Some kind of compote 16 January 2018 17: 13 New
    22
    There was a good squadron of TAKRs
    Sorry, profukali
    1. faiver
      faiver 17 January 2018 10: 03 New
      +1
      profucaly it is put it mildly - in fact, only unprintable words can express the whole meaning ... hi
  3. Lexus
    Lexus 16 January 2018 23: 11 New
    +2
    Thanks for the interesting information! hi
    Very informative. It is a pity that the fate of the ships described in previous articles came out very sad.
  4. Serg65
    Serg65 17 January 2018 08: 02 New
    +5
    Navy Commander-in-Chief Admiral V.N. Chernavin made a decision on the urgent transfer of the ship to its permanent base.

    what Dear author, with your permission, I’ll try to tell how Kuznetsov actually left the Black Sea Fleet ....
    After the play entitled “The August Coup”, the USSR Navy, represented by the Commander-in-Chief Chernavin, stopped financing outfitting and commissioning on Kuznetsovo. Based on this, the director of ChSZ Makarov removed the factory brigades from the side of the TAVKR.
    By November of the 91, with a sin in half, the cruiser’s crew managed to pass the K-1 course task, after the delivery the crew and the headquarters of the KChF began to prepare the aircraft carrier for the inter-naval transfer to Vidyaevo. Behind the Black Sea Fleet, the ship was provided with all kinds of allowances, for 5 days before leaving, the Turks requested permission to pass the straits and on December 1 of the 91 Kuznetsov escorted Pytlivy and SB-524 left Sevastopol. The senior on board was Rear Admiral Yeremin, commander of the 7 OPESK SF, and there were 16 workers on the cruiser, headed by Zhurenko, the senior warranty representative of ChSZ. Upon entering the Aegean Sea, Kuznetsov entered the Kuznetsov’s guard, at the 64 point, the Tavkr took fuel from the Bubnov tanker of the 9th brigade of the UVF Black Sea Fleet. After the Strait of Gibraltar, SKR Vigilant and BOD Udaloy entered into its protection.
    Those. The fantasy story of Kuznetsov’s hijacking to the North is simply fiction!
  5. oldav
    oldav 17 January 2018 08: 40 New
    +1
    If the Varyag were completed, then the Russian Federation would neither then nor now have pulled the contents of two aircraft carriers at the same time.
  6. Ivanchester
    Ivanchester 17 January 2018 09: 22 New
    +3
    4 October 1990 g. He received a new, for the third time in a row, the name "Admiral of the Fleet of the Soviet Union Kuznetsov" in honor of Nikolai Grigoryevich Kuznetsov


    Admiral Kuznetsov's name was Nikolai Gerasimovich! yes
    1. Plombirator
      18 January 2018 19: 14 New
      +2
      Thanks for pointing out the unforgivable mistake! I sent an "error message", I hope the correction will be made.
  7. Vladimir1155
    Vladimir1155 18 January 2018 10: 18 New
    0
    although I think such large ships are not optimal from the point of view of price / objectives, but in a businesslike way he should still serve at least 25 years, this is better than starting meaningless super destroyers and surface cruisers

Черноморский судостроительный завод: «Тбилиси» – «Адмирал Кузнецов», достройка и служба тяжелого авианесущего крейсера

После спуска «Леонида Брежнева» на воду и постановки его на достройку темпы строительства корабля несколько снизились. Это объяснялось серьезной загруженностью завода, основные ресурсы которого были брошены сейчас на заказ №104, или «Баку», который интенсивно достраивался, чтобы быть готовым к ходовым и государственным испытаниям в 1987 году.

Черноморский судостроительный завод: «Тбилиси» – «Адмирал Кузнецов», достройка и служба тяжелого авианесущего крейсера

ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»


Кроме того, сразу после спуска заказа 105 произошла закладка следующего корабля – заказа 106, который в наследство от предшественника получил название «Рига» (эти переименования иногда вызывают путаницу). Таким образом, Черноморский завод вел строительство одновременно сразу трех тяжелых авианесущих крейсеров, не считая гражданских судов.


Достройка «Леонида Брежнева» осложнялась еще и тем, что предстояло изготовить и произвести монтаж большого количества головных образцов специальной техники и вооружений. Одновременно со строительством «Леонида Брежнева» проводились интенсивные испытательные работы на НИТКА. Туда широким потоком поступило новейшее и экспериментальное оборудование. Происходил монтаж первого отечественного аэрофинишёра «Светлана-23», а летом 1983 г. начались его испытания на предмет отработки торможения самолетов. Для этого использовался сначала истребитель МиГ-27, а позже – новейшие Су-27 и МиГ-29КВП, которые совершали торможение после разбега по взлетно-посадочной полосе.

В мае 1984 года была осуществлена первая посадка с использованием аэрофинишёра – сначала такую посадку осуществил Су-27, а потом и МиГ-29. С августа 1984-го началась отработка взлетов с трамплина, имитирующего аналогичную конструкцию строящегося авианосца. В ходе этих испытательных полетов была доказана принципиальная возможность осуществления взлета без использования катапульты с палубы тяжелого авианесущего крейсера. Для осуществления подготовки летчиков корабельной авиагруппы в Новофёдоровке началось формирование 100 учебно-инструкторского полка, на вооружение которого поступили Су-27 и МиГ-29.

Тем временем в Советском Союзе раскручивался маховик процесса, именуемого «перестройка», и в августе 1987 г. «Леонида Брежнева», очевидно, в связи с корректированием политического курса, переименовали в «Тбилиси». Корабль по-прежнему стоял у заводской Северной Набережной Большого ковша, подключенный к береговому питанию и коммуникациям. На заказе 105 ежедневно трудились тысячи рабочих, инженеров, командировочных специалистов. Для удобства доступа на корабль Черноморским заводом был спроектирован, изготовлен и установлен специальный эскалатор.

Как это случалось и ранее, строительство корабля затруднялось не только большим количеством новой техники, но и многочисленными срывами поставок от предприятий-смежников. В проект по-прежнему вносились разнообразные правки, изменения и улучшения. Так, например, для улучшения конструктивных характеристик гидролокационной станции «Полином», в функции которой входило обнаружение подводных целей, Невским конструкторским бюро было принято решение изменить конструкцию носового бульбообразного обтекателя. Поскольку к этому времени «Тбилиси» уже давно был спущен на воду, пришлось провести целую инженерную операцию.

Работы подобного рода подлежали выполнению в условиях сухого дока, однако такая процедура сильно затянула бы процесс достройки и, следовательно, – ходовые испытания. Группой заводских специалистов было разработано собственное решение: под бульбообразную оконечность был заведен специально спроектированный и изготовленный плавучий кессон. И таким образом все работы по переделке обтекателя станции «Полином» были произведены силами завода.

К концу 1987 г. общая готовность тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» оценивалась в 57 % с отставанием от графика примерно на 15 %, в основном из-за срыва поставок оборудования. В начале 1989 г. был в целом завершен монтаж главной энергетической установки, и с июня этого же года начались швартовые испытания. Ряд систем вооружения, как, например, модули комплекса «Кортик», не были установлены на крейсере по причине их отсутствия.

В сентябре 1989 г. на «Тбилиси» произошло вселение экипажа. Всё это время оставался предметом неутихающих споров и дискуссий вопрос о количественном и качественном составе будущей корабельной авиагруппы. И Су-27, и МиГ-29 обладали каждый своими достоинствами и преимуществами. Тогда было принято решение провести летно-исследовательские испытания непосредственно в море, не дожидаясь окончательной достройки и доводки корабля.

21 октября 1989 г. фактически недостроенный и не прошедший всех положенных испытаний «Тбилиси» покинул акваторию Черноморского завода и в сопровождении буксиров вышел в Черное море. На борту находился недоукомплектованный экипаж, большое количество работников завода и контрагентов. Через сутки крейсер стоял уже на внешнем рейде Севастополя.


«Тбилиси» уходит на испытания. Слева – строящийся ТАКР «Варяг»


Начались испытания. Летчики совершали облет находящегося на полигоне «Тбилиси», двигающегося 10–13-узловым ходом. 28 октября 1989 г. перешли ко второму этапу: пилоты-испытатели, Герои Советского Союза Виктор Пугачёв на Су-27К и Токтар Аубакиров начали совершать пролеты над палубой, постепенно снижая высоту. В этот же день были выполнены пробежки самолетов без зацепления с аэрофинишёрами с последующим отрывом от палубы и уходом вверх с левым разворотом.


Су-27 совершает пролет над палубой «Тбилиси»


1 ноября 1989 года в 13 часов 46 минут Су-27К, пилотируемый летчиком-испытателем Виктором Георгиевичем Пугачёвым, впервые в истории отечественной палубной авиации совершил аэрофинишёрную посадку на палубу «Тбилиси». Вслед за ним в 15 ч. 11 мин. подобную процедуру осуществил и МиГ-29К Токтара Аубакирова. Он же в 16.48, впервые используя трамплин, поднял свою машину в воздух. Вслед за истребителями пришел черед и штурмовика Су-25УТК: пилотируемый летчиками испытателями Игорем Вотинцевым и Александром Крутовым, самолет в 17 часов 17 минут благополучно совершил посадку по «авианосному». Летно-конструкторские испытания продолжились вплоть до 20 ноября – было осуществлено 35 посадок на крейсер.


Су-27К, пилотируемый В. Г. Пугачёвым, совершает первую посадку на палубу «Тбилиси», 1 ноября 1989 г.


23 ноября «Тбилиси» возвратился на Черноморский завод для окончательной доводки и достройки. Часть оборудования и вооружения по-прежнему отсутствовала, в том числе и «опаздывающие» модули «Кортиков». К началу 1990 г. готовность крейсера оценивалась в 86%, а в апреле началась подготовка к заводским ходовым испытаниям.

25 мая 1990 года «Тбилиси» покинул акваторию Черноморского судостроительного завода и отправился в Севастополь для проведения ходовых испытаний. Комплекс заводских ходовых испытаний был проведен совместно с летно-конструкторскими испытаниями палубных самолетов, которые кроме взлетов и посадок отработали задачу перехвата скоростных воздушных целей и крылатых ракет.


«Тбилиси» на ходовых испытаниях


1 августа 1990 г. начались государственные испытания, в ходе которых корабль был вновь переименован: 4 октября 1990 г. он получил новое, уже третье по счету, название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в честь Николая Герасимовича Кузнецова, ратовавшего за создание для флота СССР авианосцев. После завершения цикла государственных испытаний корабль вернулся на Черноморский завод для устранения недоделок. 25 декабря 1990 г. состоялось подписание приемного акта. Всего с момента закладки до сдачи корабля прошло 8 лет 3 месяца и 24 дня. 29 января 1991 года на нем был поднят Военно-морской флаг.

Предполагалось ввести крейсер в состав Северного флота. Переход на Север и боевая служба в Средиземном море были запланированы на 1992 год, а пока что «Кузнецов» находился в Севастополе и периодически выходил в море для продолжающихся интенсивных летно-конструкторских испытаний истребителей для будущей корабельной группы.

Однако в сроки дальнейшего пребывания в бассейне Черного моря тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» вмешалась стремительно меняющаяся политическая ситуация. Осенью 1991 г. огромная держава, которая создала этот сложный уникальный корабль, начала рушиться. Украина провозгласила свою незалежность, 1 декабря должна были состояться выборы президента. Существовала вполне не иллюзорная опасность, что Леонид Кравчук (в очень недавнем прошлом бывший секретарь ЦК КПУ по идеологии), который имел все шансы занять эту должность, может объявить «Адмирала Кузнецова» собственностью Украины. Никто тогда еще не предполагал, что раздел Черноморского флота займет мучительно долгие несколько лет. В такой сложной ситуации Главнокомандующий ВМФ адмирал В. Н.Чернавин принял решение о срочном переходе корабля к месту его постоянного базирования.

Вечером 1 декабря тяжелый авианесущий крейсер, стоящий на рейде Севастополя, получил приказ сниматься с якоря. На тот момент на его борту находились члены гарантийной команды Черноморского судостроительного завода и других предприятий, летчики и техники 100-го корабельного истребительного авиаполка, которые отбывали вместе с кораблем на Север. Экипаж крейсера был недоукомплектован.

В охранении большого противолодочного корабля «Скорый» и сторожевого корабля «Безукоризненный» «Адмирал Кузнецов» двинулся в направлении Босфора. Турецкие проливы были пройдены без каких-либо препятствий с турецкой стороны. В Средиземном море к сопровождению крейсера подключились корабли 5-й оперативной эскадры, находившейся в этом регионе на постоянной основе. По мере продвижения «Адмирала Кузнецова» на запад возрастала активность кораблей и самолетов стран НАТО, проявлявших к кораблю неподдельный интерес.

Еще в Эгейском море обнаружилась повышенная вибрация третьей машины. Причину обнаружили позднее, это оказалась рыбацкая сеть, сорванная штормом, которая намоталась на винт. Впоследствии это препятствие было устранено при помощи водолазов. После прохождения Гибралтара эстафету по сопровождению тяжелого авианесущего крейсера приняли корабли Северного и Балтийского флотов.

20 декабря «Адмирал Кузнецов» ошвартовался в Ура-Губе на Севере. Его ввели в состав 43-й дивизии ракетных крейсеров с базированием в поселке Видяево. Несмотря на изготовленный Черноморским судостроительным заводом специальный понтон-проставку со специальным оборудованием для базирования кораблей в условиях Севера (на понтоне были установлены швартовочные механизмы и электрооборудование), эксплуатировать корабль в базе было непросто. Сказывалась недостаточно развитая береговая инфраструктура. С подобной проблемой уже сталкивался построенный ранее тяжелый авианесущий крейсер «Киев». «Кузнецов» тоже держал постоянно функционирующую машинно-котельную установку либо же дизель-генераторы.

С осени 1992 г. продолжились летно-конструкторские испытания палубных самолетов – авианесущий крейсер периодически выходил в море для осуществления полетов. К слову сказать, основной летный состав 100-го корабельного истребительного авиаполка во главе с полковником Тимуром Апакидзе отказались принимать присягу Украине и отбыли на Север. Тимур Автандилович Апакидзе, впоследствии Герой России, внес огромный вклад в становление российской палубной авиации. В 2001 г., будучи уже генерал-майором, он трагически погиб во время показательного полета.


Т. А. Апакидзе, бывший командиром 100-го КИАП


В 1993 г., несмотря на бедственное положение с финансированием вооруженных сил, на «Адмирал Кузнецов» начали поступать первые серийные истребители Су-33.

23 декабря 1995 года авианесущий крейсер в составе многоцелевой авианосной группы, в которую кроме него входили 1 эсминец, 1 сторожевой корабль, атомная подводная лодка, танкер и буксир, отправился на свою первую боевую службу в Средиземное море. «Кузнецову» требовался ремонт котлов, однако политическая ситуация требовала нахождения российских кораблей в этом регионе. Этот их поход был насыщенным: проводились полеты, отрабатывались различные задачи. Были осуществлены заходы в сирийский порт Тартус и мальтийскую Ла-Валлетту.

На протяжении похода «Адмирал Кузнецов» испытывал значительные затруднения с котлами, из-за чего приходилось снижать скорость до 10–12 узлов. 22 марта 1996 года авианесущий крейсер вернулся в пункт постоянного базирования в Видяево. Вскоре его поставили на средний ремонт на предприятие «Севморпуть», где при помощи командированных специалистов с Черноморского завода (техническое сотрудничество на том этапе распада еще сохранялось) была основательно перебрана машинно-котельная группа. Ремонт, затянувшийся в том числе и из-за недостатка финансирования, продолжался до лета 1998 года, после чего корабль вновь вернулся в строй.

В 1999 г. «Кузнецов» дважды выходил на боевую службу, а в 2000 г. принял участие в крупных флотских учениях, после которых планировался поход в Средиземное море. Однако из-за трагической гибели атомной подводной лодки «Курск» его отменили. С 2001 по 2004 крейсер проходил плановый ремонт, после чего продолжил службу. В 2004 году совместно с атомным крейсером «Петр Великий», ракетным крейсером «Маршал Устинов» и эсминцем «Адмирал Ушаков» совершил месячный поход в Атлантику.

С декабря 2007 по февраль 2008 года осуществил поход в Средиземное море вместе с группой кораблей сопровождения, после чего прошел ремонт и обновление энергетической установки на заводе «Звездочка». В 2011 году – поход к берегам Сирии. В последующие годы авианесущий крейсер продолжал свою службу: в 2015-м его авиагруппа начала пополняться новыми истребителями МиГ-29К и МиГ-29КУБ. С января по июнь 2016 года ремонтировался на предприятии «Севморпуть» перед запланированным походом в Средиземное море.

С ноября 2016 г. в составе оперативного соединения дальней морской зоны впервые принял участие в боевых действиях у берегов Сирии. Палубная авиагруппа наносила удары по живой силе и технике группировки ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). В ходе похода, продолжавшегося до марта 2017 года, «Адмирал Кузнецов» прошел 18 тыс. миль. Один истребитель МиГ-29К был потерян в результате отказа двигателя после взлета 14 ноября 2016 года – пилот катапультировался. 5 декабря при посадке Су-33 произошел обрыв аэрофинишёра, и самолет упал в море – пилот также покинул кабину истребителя катапультированием.

После завершения похода в Средиземноморье осенью 2017 года «Адмирал Кузнецов» встал, наконец, на капитальный ремонт на 35-м судоремонтном заводе в Рослякове, который продлится ориентировочно до 2020 года. Корабль не только пройдет средний ремонт главной энергетической установки, но и будет основательно модернизирован. Все эти меры позволят продлить эксплуатацию тяжелого авианесущего крейсера на 20 лет. Боевой путь «Адмирала Кузнецова», созданного на Черноморском судостроительном заводе, будет продолжен. Его более поздним и технически совершенным собратьям повезло меньше.

Продолжение следует…

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Vard 16 января 2018 15:30
    В 1992 году я ездил в Челябинск на предмет купить телевизионный передатчик... Завод который их делал был заточен на авиационные приводы... Вечером в гостинице за рюмкой чая мне поведали что у них готова система автоматической посадки самолёта на авианосец практически в шестибальный шторм.
    .
  2. Какой-то Компот (Невесть кто) 16 января 2018 17:13
    Хорошая была эскадра ТАКРов
    Жаль, профукали
    1. faiver (Андрей) 17 января 2018 10:03
      профукали это мягко сказано - на самом деле весь смысл могут выразить только непечатные слова... hi
  3. Лексус (Алексей) 16 января 2018 23:11
    Спасибо за интересную информацию! hi
    Очень познавательно. Жаль, что судьба у описанных в предыдущих статьях кораблей вышла очень грустная.
  4. Serg65 (Сергей) 17 января 2018 08:02
    Главнокомандующий ВМФ адмирал В. Н.Чернавин принял решение о срочном переходе корабля к месту его постоянного базирования.

    what Дорогой автор, я с вашего позволения попробую рассказать как на самом деле уходил Кузнецова с Черноморского флота....
    После спектакля под названием "Августовский путч", ВМФ СССР в лице Главкома Чернавина прекратил финансирование достроечных и пуско-наладочных работ на Кузнецове. Исходя из этого, директор ЧСЗ Макаров снял заводские бригады с борта ТАВКРа.
    К ноябрю 91-го с грехом пополам экипажу крейсера удалось сдать курсовую задачу К-1, после сдачи экипаж и штаб КЧФ стали готовить авианосец к межфлотскому переходу в Видяево. Тылом ЧФ, корабль был снабжён всеми видами довольствия, за 5 дней до выхода у турков было запрошено разрешение на проход проливов и 1 декабря 91-го Кузнецов в сопровождение СКР Пытливый и СБ-524 вышли из Севастополя. Старшим на борту был командир 7-й ОпЭск СФ контр-адмирал Еремин, так же на крейсере находились 16 рабочих во главе со старшим гарантийным представителем ЧСЗ Журенко. При выходе в Эгейское море в охранение Кузнецова вступил БПК Скорый, в 64-й точке ТАВКР принял топливо от танкера Бубнов 9-й бригады УВФ ЧФ. После пролива Гибралтар в его охранение вступили СКР Бдительный и БПК Удалой.
    Т.е. фэнтези-история об угоне Кузнецова на Север - просто выдумка!
  5. oldav (Олег) 17 января 2018 08:40
    Если бы достроили Варяг то РФ ни тогда ни сейчас не потянула бы содержание двух авианосцев одновременно.
  6. Ivanchester (Иван) 17 января 2018 09:22
    4 октября 1990 г. он получил новое, уже третье по счету, название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в честь Николая Григорьевича Кузнецова


    Адмирала Кузнецова звали Николай Герасимович! yes
    1. Plombirator (Денис) 18 января 2018 19:14
      Спасибо за указание непростительной ошибки! Отправил "сообщение об ошибке", надеюсь, исправление будет внесено.
  7. владимир1155 (владимир) 18 января 2018 10:18
    хотя и считаю такие большие корабли неоптимальными с точки зрения цена/задачи, но по хозяйски следует ему еще послужить не менее 25 лет, это лучше чем затевать бесмыссленные супер эсминцы и крейсера надводные
Картина дня