Military Review

At the head of the army and navy

6
At the head of the army and navy

View of the building of the Twelve Colleges. Unknown artist.


Peter I, who assumed the Russian throne in 1682, at the beginning of the 18th century, began to reform the entire system of government. This also affected the central military administration. His reform was carried out under the conditions of the ongoing Northern War of 1700 – 1721 with Sweden for Russia's access to the Baltic Sea and the return of the ancient Novgorod lands on the shores of the Gulf of Finland.

Military reform took place in a constant search for the most successful form of military control at that time. For example, 18 (28) in February 1700, as a result of the conversion of the Foreign and Reiter orders, a Military Order [1] was formed, later called the Order of Military Affairs. As part of the army, the military order had its own marching organs of military administration — military tents (the tents of commissar affairs) with a staff of commissars, clerks and clerks.

The mobilization tasks that were solved by the order changed over time. If at the first stage in 1701 – 1705. he was in charge of manning the nascent regular army and forming regiments; in charge of the command of the army; was engaged in military-technical supply of the army, then already in 1705, the recruitment kits (conscription of recruits) were relegated to the Local Order. By the end of 1710, the acquisition of parts was transferred to the jurisdiction of the governors, and the supply was transferred to the field organs of the army.

In connection with the establishment of the Governing Senate [1711] in 2, the command and control system of the armed forces is changing again. The order of military affairs is abolished. The Senate began to be in charge of manning the army, and the Commissariat formed with it began to finance the troops, supply them with armament, food and clothing.

In the years 1717-1721. reform of the executive bodies was carried out [3]. As a result, the system of orders, of which there were already about a hundred at that time, with very vague functions and duplication of each other, was replaced by 12 boards. These were the predecessors of the ministries, the highest government bodies that exist today. The most important, “state”, were the colleges in charge of foreign and military (separately the army and fleet) affairs.

Thus, in Peter the Great, new supreme organs of leadership of land and naval forces appeared, which existed for almost a century. They received the names of the Military Collegium, which was in charge of military affairs, and the Admiralty Collegium, which dealt with the affairs of the military fleet.

The structure of the Military Collegium was determined by Peter's decree of 3 (14) of June 1719. [Iv] Its activities began on 1 (12) of January 1720. generalissimo). They also appointed a vice president and several members (their number was not permanent) from the highest generals, who had a wealth of experience in senior army positions and participation in wars.

The procedure for the production of cases in the Military Collegium was determined by the 1720 General Regulations. Subsequently, the General Regulations were repeatedly subjected to changes and additions set forth in the highest decrees on that.

The military college, according to the plan of Tsar Peter, was to be involved in all the military affairs of the state. In addition, she was charged with monitoring the activities of the Artillery Chancellery, which was under the authority of the General Feldtseymehmeister. The military college had three offices in Moscow: artillery, uniform and counting offices.

At the end of the reign of Peter the Great, the main structural divisions of the Military Collegium (as well as the Admiralty Collegium) began to be transferred from the capital of Moscow to the new, “northern” capital of the Russian Empire, St. Petersburg.

Soon the Military Collegium began to be divided into three independent expeditions: a) army (infantry and cavalry), b) garrison and c) artillery and fortification. The mobilization issues were to a greater degree under the jurisdiction of the garrison expedition, since the collection of the draft contingent was conducted in the gubernias. Beginning with the 20-ies of the XVIII century, the regiments received their districts and began to replenish on a territorial basis. Then recruits came at the disposal of the regimental commanders and they distributed them at their discretion.

In 1724, new changes took place in the structures of the Military Collegium and the Admiralty Collegium, which continued to be directly subordinate to the Governing Senate, which was responsible in everything for the emperor. All resolutions and statutes drafted in the collegiums were approved by the sovereign and only after that they received legal force.

The Military Collegium now began to consist of four independent structural formations that were headed: General Kriegs Commissar, Director of the Military Chancellery, Provisional General Master and Field Chief General. When the Military Collegium consisted of (military) prosecutor, who was directly subordinate to its president.

The service of the general krigs commissar (he was in charge of monetary and clothing allowances for army troops) consisted of:

Commissariat (Moscow),
Krigs Commissariat office (St. Petersburg),
Treasury office (St. Petersburg).
The military office of the college consisted of four expeditions (offices) that submitted to its director:

Infantry (infantry, army and guards),
on cavalry (army and guard),
by artillery and fortification,
logging and hiking; It consisted of a chief judge, an archivist, a translator.
The service of the general prodistymeister (a food company that was engaged in food and fodder) consisted of:

directorates in Moscow, Vyborg, Narva, Kronstadt, Revel, Baltic port and Riga.
food stores in Smolensk, Astrakhan, on the Dniester, Desna and Don rivers.
The service of the feldzeichmeister general consisted of two offices:

artillery office,
Fortification offices (military engineers).
Whatever it was, but in this form the centralization of the military leadership in Russia for the first sixteen years of its existence remained incomplete for various reasons, which could not affect the life and work of the Russian Imperial Army. This continued until 1736, when General Field Marshal B.Kh. became president of the Military Collegium. Munnich, who carried out a series of transformations [5].

From 1736 of the Military Collegium, all persons and institutions of the highest military administration in Russia were subordinated. The executive bodies of the Military Collegium now were:

The main office, in charge of manning, device, inspection and service of the ground forces, the production and dismissal of officers, landmine affairs and Cossack troops.
A special upswing [6] and the respective offices (renamed later on expeditions), dealt with the rest of the military leadership issues.

A special way up solved the questions of the admission to the military service of noble youths, the resignation of elderly soldiers and dealt with deserters.

The positive side of centralization was the unity of management and control over all the affairs of the military department. But since the Military Collegium was located in St. Petersburg, and its offices were located in Moscow, this made management difficult and deprived of its efficiency. In order to eliminate this deficiency, a military office was opened in St. Petersburg in 1736, which was connected with other authorities and thus monitored the implementation of the decrees of the Military College.

The subsequent reorganization of the Military Collegium under Empress Elizabeth Petrovna led to the fact that in 1742, it essentially broke up into departments independent of each other. Things reached the point that in 1746 – 1760. The post of president of the Military Collegium remained vacant and no measures were taken to fill this official vacancy.

In 40's major changes took place in the central military administration: the general krigs commissariat, the ammunic department, and the oberpalmeister center formed the main commissariat, which was directly subordinate to the Governing Senate.

Provisional affairs were also separated from the Military Collegium and concentrated in Provisional Chancellery. The fortification office was abolished, and its affairs were transferred to the Office of the Main Artillery and Fortification, which was an independent body subordinate to the Governing Senate.

The revival of the Military Collegium, as the highest central organ of military administration, began at the beginning of the reign of Empress Catherine II. In the 70-ies of the XVIII century. The board has undergone a number of transformations. As a result, to 1791 g. She again united all the organs of the military administration of the Russian Empire. All this was connected with the name of Field Marshal of the Most High Prince G.A. Potyomkin-Tavrichesky, who from 1784 was the president of the Military Collegium.

In 1798, the new reorganization of the Military Collegium brought it closer to the structure of the Military Ministry (Ministry of Ground Forces) of the reign of Alexander I. It gradually, in 1802 – 12, completely replaced the college. Its abolition was connected, first of all, with the name of the first military minister of Russia, General of Infantry SK. Vyazmitinov.

The highest authority of the naval administration of Russia was established by decree of Peter I of 11 (22) on December 1717. [7] The Admiralty Board began its operation on 4 (15) on April 1718. It united itself in the formation of 1715 in St. Petersburg Petersburg, the Maritime Commissariat and the Moscow Admiralty Office that had existed before in the old Russian capital. They were then united by the Military Navy Office.

The Admiralty Board had, as stated in the supreme decree, “the top management over people, buildings and other affairs, to the Admiralty subject.”

She was in charge of building, financing and supplying the fleet, building and arming ships, building and equipping ports, shipyards and canals, linen and cable factories, recruiting personnel, naval education, developing charters and manuals, hydrographic navigation software, organizing marine expeditions.

The Admiralty College consisted of the President (Chairman), the Vice President and the five or seven most experienced senior naval commanders. The president of the college was directly subordinate to the emperor and was originally a member of the Governing Senate. The first president of the Admiralty College was F.M. Apraksin, General-Admiral of the Russian fleet, member of the Governing Senate, one of Peter the Great's associates, who led the board until 1728.


The building of the Twelve Colleges. Architects D. Trezzini and T. Schwertfeger. Modern look. University Embankment of Vasilyevsky Island in St. Petersburg.

The Admiralty Board had executive and functional organs — offices, offices, boards, and expeditions. In the early years, the college did not yet have a clear functional structure, but its experience suggested the need for structural improvement.

After the reorganization of the Military Collegium, the Admiralty Collegium, which in 1726 (according to the plan of Emperor Peter the Great) died in the previous year, underwent major changes and consisted of the service of quartermaster general and six independent offices.

The Quartermaster General consisted of six offices: the Kriegs Commissariat, the contracting, provisional, treasury, talmeister (financial) and uniform.

Independent offices were:

Moscow Admiralty,
Ober-Sarvaevskaya (shipbuilding),
Waldmeister (in charge of the timber, its harvesting and transportation)
Control,
Admiralteyskaya (in charge of shipyards and raid equipment),
Artillery.
At the very beginning of its existence, the Admiralty Board developed a number of charters and manuals that governed naval life. Among them: in 1720 - the collection of naval rules "Book of the Charter of the Marine of all that relates to good governance when he was a fleet at sea" [8]. In 1722 there is a code of maritime admiralty laws “Regulations on the management of admiralties and shipyards and on the positions of the collegium of the admiralty and other all officials under the admiralty of those under control” [9].

The Petrovsky Admiralty Code was in force for more than forty years, until August 1765, when the new "Admiralty and Fleet Management Regulations [10]" was approved. The functions and organization of the Admiralty College changed over time. In 1802, she joined the Ministry of the Maritime Forces (Maritime Ministry) as an advisory body to the Minister. The Admiralty Board was abolished on January 1 1828 due to the formation of the Admiralty Board.

The highest bodies of central military administration created by Peter the Great — the Military Collegium and the Admiralty Collegium — in stories The Russian Empire played an important role. She expressed, above all, in the victories of the Russian weapons on land and at sea in many wars of the XVIII century. At the beginning of the next century, these collegiums became the basis for the creation of two ministries - the Military and the Marine.
Author:
Originator:
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/[email protected]
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 14 January 2018 16: 33
    +1
    Thus began the story of the Ministry of Defense ..
    1. antivirus
      antivirus 14 January 2018 21: 51
      0
      they just took the experience of the European Germans to accelerate the organization of the country's life in a new way.
      before Pushkin (and even further) not Russian-Russian, but foreign scientific and life experience was used.
      colony partially (morally or ideologically?)
  2. moskowit
    moskowit 14 January 2018 18: 37
    0
    1902 in Russia marked the centenary of the formation of ministries in Russia. Emperor Nicholas II before the celebration of the anniversary ordered the writing of books on the history of the ministries and departments for 100 years. The Minister of War, Lieutenant General D. A. Skalon, was ordered to compile the history of the War Ministry.

    For preliminary editorial work, employees of the General Staff archive, military historians, and clerks were involved. The publication begins with a brief essay on the activities of the armed forces in Russia before the creation of the ministry, and ends with materials from the beginning of the 20th century. This multivolume work began to appear in the jubilee year, in the 1902 year. The publication was published in 13 volumes; it has a systematic index published in a separate volume.

    In these books, colleagues who are interested can learn some unique information .... I recommend ... The Runivers library .. You can read online, you can download ...
  3. Curious
    Curious 14 January 2018 19: 17
    +2
    Extremely inaccurate copy-paste of articles from the electronic encyclopedia of the Ministry of Defense. The author did not even bother to remove links to sources that he did not submit.
    If the question is interesting, it is better to read Pavlenko "Peter the Great".
  4. Letnab
    Letnab 15 January 2018 08: 41
    0
    Interesting photos ... Please note on the first photo what height the first floor is, and how the building has already gone underground in the second modern photo ..
  5. Blue cop
    Blue cop 15 January 2018 10: 26
    15
    Great reforms of a great man

Во главе армии и флота

Во главе армии и флота

Вид здания Двенадцати коллегий. Неизвестный художник.

Петр I, вступивший на российский престол в 1682 г., в начале XVIII века начал реформировать всю систему управления государством. Коснулось это и органов центрального военного управления. Его реформа проводилась в условиях идущей Северной войны 1700–1721 годов со Швецией за выход России к Балтийскому морю и возвращение древних новгородских земель на берегах Финского залива.

Военная реформа проходила в постоянном поиске самой удачной на то время формы военного управления. Так, 18 (28) февраля 1700 г., в результате преобразования Иноземного и Рейтарского приказов был образован Военный приказ[1], названный позднее Приказом военных дел. Военный приказ имел в составе действующей армии свои походные органы военного управления – военные шатры (шатры комиссарских дел) со штатом комиссаров – дьяков и подьячих.


Мобилизационные задачи, которые решал приказ, менялись со временем. Если на первом этапе в 1701–1705 гг. он ведал комплектованием частей зарождающейся регулярной армии и формированием полков; заведовал командным составом армии; занимался военно-техническим снабжением армии, то уже в 1705 г. рекрутские наборы (призыв новобранцев) отошли к Поместному приказу. К концу 1710 г. комплектование частей перешло в ведение губернаторов, а снабжение – к полевым органам армии.

В связи с учреждением в 1711 г. Правительствующего Сената[2] система управления вооруженными силами вновь меняется. Приказ военных дел упраздняется. Сенат стал ведать комплектованием армии, а образованный при нем Комиссариат – финансированием войск, снабжением их вооружением, провиантом и обмундированием.

В 1717–1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления[3]. В результате система приказов, которых на тот период уже насчитывалось около сотни, причем с весьма расплывчатыми функциями и дублированием друг друга, была заменена 12 коллегиями. Это были предшественники министерств, высших органов государственного управления, существующих по сегодняшний день. Важнейшими, «государственными», являлись коллегии, ведавшие иностранными и военными (отдельно армией и флотом) делами.

Так в петровской России появились новые высшие органы руководства сухопутными и морскими силами, которые просуществовали почти столетие. Они получили названия Военной коллегии, которая ведала армейскими делами, и Адмиралтейств-коллегии, которая занималась делами военного флота.

Структура Военной коллегии определялась петровским указом от 3(14) июня 1719 г.[iv] Ее деятельность началась 1 (12) января 1720 г. Возглавлял Военную коллегию президент (первый – светлейший князь А.Д. Меншиков, ближайший соратник Петра I и будущий генералиссимус). Назначались также вице-президент и несколько членов (их число постоянным не было) из высшего генералитета, обладавшие богатым опытом нахождения на высших армейских должностях и участия в войнах.

Порядок производства дел в Военной коллегии определялся генеральным регламентом 1720 г. Впоследствии генеральный регламент неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, изложенных в высочайших о том указах.

Военная коллегия, по замыслу царя Петра должна была заниматься всеми военными делами государства. Кроме того, на нее возлагалось наблюдение за деятельностью Артиллерийской канцелярии, находившейся в ведении генерал-фельдцейхмейстера. Военная коллегия имела в Москве три конторы: артиллерийскую, мундирную и счетную.

В конце царствования Петра Великого основные структурные подразделения Военной коллегии (равно как и Адмиралтейств-коллегии) стали переводиться из первопрестольной Москвы в новую, «северную» столицу Российской империи город Санкт-Петербург.

Вскоре Военная коллегия стала делиться на три самостоятельные экспедиции: а) армейскую (пехота и кавалерия), б) гарнизонную и в) артиллерийскую и фортификационную. Мобилизационные вопросы в большей степени находились в ведении гарнизонной экспедиции, так как сбор призывного контингента проводился по губерниям. Начиная с 20-х годов XVIII в., полки получили свои округа и стали пополняться по территориальному признаку. Затем рекруты поступали в распоряжение полковых командиров и те распределяли их по своему усмотрению.

В 1724 г. произошли новые изменения в структурах Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегии, которые продолжали находиться в прямом подчинении Правительствующего Сената, который во всем был ответственен перед государем императором. Все постановления и законоположения, разрабатываемые в коллегиях, утверждались государем и только после этого получали законную силу.

Военная коллегия стала состоять теперь из четырех самостоятельных структурных формирований, которые возглавляли: генерал-кригс-комиссар, директор Военной канцелярии, генерал-провиантмейстер и генерал-фельдцейхмейстер. При Военной коллегии состоял (военный) прокурор, находившийся в прямом подчинении ее президента.

Служба генерал-кригс-комиссара (ведал денежным и вещевым довольствием армейских войск) состояла из:

комиссариата (Москва),
кригс-комиссариатской конторы (Санкт-Петербург),
казначейской конторы (Санкт-Петербург).
Военная канцелярия коллегии состояла из четырех экспедиций (контор), которые подчинялись ее директору:

по инфантерии (пехоте, армейской и гвардии),
по кавалерии (армейской и гвардии),
по артиллерии и фортификации,
ведения журнала и походных дел; в ее состав входили главный судья, архивариус, переводчик.
Служба генерал-провиантмейстера (провиантская контора, которая занималась продовольствием и фуражом) состояла из:

управлений в Москве, Выборге, Нарве, Кронштадте, Ревеле, Балтийском порту и Риге.
провиантских магазинов в Смоленске, Астрахани, на реках Днестр, Десна и Дон.
Служба генерал-фельдцейхмейстера состояла из двух канцелярий:

артиллерийской канцелярии,
канцелярии фортификации (военных инженеров).
Как бы там ни было, но в таком виде централизация военного руководства в России первые шестнадцать лет существования коллегии по разным причинам оставалась неполной, что не могло сказываться на жизни и деятельности Русской Императорской армии. Так продолжалось до 1736 г., когда президентом Военной коллегии стал генерал-фельдмаршал Б.Х. Миних, осуществивший ряд преобразований[5].

С 1736 г. Военной коллегии были подчинены все лица и учреждения высшего военного управления в России. Исполнительными органами Военной коллегии теперь являлись:

Главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой сухопутных войск, вопросами производства и увольнения офицеров, делами ландмилиции и казачьих войск.
Особое повытье[6] и соответствующие конторы (переименованные позже в экспедиции), занимавшиеся остальными вопросами военного руководства.

Особое повытье решало вопросы приема на военную службу дворянских недорослей, отставки престарелых солдат и разбирало дела о дезертирах.

Положительная сторона централизации состояла в единстве управления и контроля над всеми делами военного ведомства. Но так как Военная коллегия находилась в Санкт-Петербурге, а ее конторы – в Москве, это затрудняло управление и лишало его оперативности. Чтобы устранить этот недостаток, в 1736 г. в Санкт-Петербурге открыли Военную контору, которая была связана с другими органами управления и таким образом осуществляла контроль за выполнением указов Военной коллегии.

Последующее переустройство Военной коллегии при императрице Елизавете Петровне привело к тому, что она в 1742 г., по существу, распалась на независимые друг от друга ведомства. Дело дошло до того, что в 1746–1760 гг. пост президента Военной коллегии оставался вакантным и мер для заполнения этого должностного вакуума не принималось.

В 40-х гг. в органах центрального военного управления произошли крупные изменения: из отдельных контор – генерал-кригс-комиссариатской, аммуничной и обер-цалмейстерской был образован Главный комиссариат, подчиненный непосредственно Правительствующему Сенату.

Провиантские дела также были отделены от Военной коллегии и сосредоточены в Провиантской канцелярии. Контора фортификации была упразднена, а ее дела перешли в ведение Канцелярии главной артиллерии и фортификации, являвшейся самостоятельным органом, подчиненным Правительствующему Сенату.

Возрождение Военной коллегии, как высшего центрального органа военного управления, началось в начале царствования императрицы Екатерины II. В 70-е годы XVIII в. коллегия претерпела ряд преобразований. В итоге к 1791 г. она вновь объединила все органы военного управления Российской империи. Все это было связано с именем генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, который с 1784 г. являлся президентом Военной коллегии.

В 1798 г. новая реорганизация Военной коллегии приблизила ее к структуре Военного министерства (министерства военно-сухопутных сил) царствования Александра I. Оно постепенно, в 1802–12 гг., полностью заменило собой коллегию. Ее упразднение было связано, в первую очередь, с именем первого военного министра России генерала от инфантерии С.К. Вязьмитинова.

Высший орган военно-морского управления России был учрежден указом Петра I от 11 (22) декабря 1717 г.[7] Действовать Адмиралтейств-коллегия начала с 4 (15) апреля 1718 г. Она объединила в себе образованный в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской комиссариат и существовавшую до этого в старой российской столице Московскую адмиралтейскую контору. Их объединяла тогда Военная морского флота канцелярия.

Адмиралтейств-коллегия имела, как говорилось в высочайшем указе, «верхнюю дирекцию над людьми, строениями и прочими делами, к Адмиралтейству подлежащими».

Она ведала строительством, финансированием и снабжением флота, постройкой и вооружением кораблей, сооружением и оборудованием портов, верфей и каналов, полотняными и канатными заводами, комплектованием личным составом, военно-морским образованием, разработкой уставов и наставлений, гидрографическо-навигационным обеспечением мореплавания, организацией морских экспедиций.

Состояла Адмиралтейств-коллегия из президента (председателя), вице-президента и пяти-семи наиболее опытных высших морских начальников. Президент коллегии непосредственно подчинялся императору и первоначально являлся членом Правительствующего Сената. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии стал Ф.М. Апраксин, генерал-адмирал русского флота, член Правительствующего Сената, один из сподвижников Петра Великого, руководивший коллегией до 1728 г.


Здание Двенадцати коллегий. Архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер. Современный вид. Университетская набережная Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Адмиралтейств-коллегия имела исполнительные, функциональные органы – канцелярии, конторы, правления, экспедиции. В первые годы коллегия еще не имела четкой функциональной структуры, но опыт ее подсказывал необходимость структурного усовершенствования.

После реорганизации Военной коллегии серьезные изменения претерпела и Адмиралтейств-коллегия, которая в 1726 г. (по замыслу ушедшего из жизни в предыдущем году императора Петра Великого) состояла из службы генерал-квартирмейстера и шести самостоятельных контор.

Генерал-квартирмейстерская часть состояла из шести контор: кригс-комиссариатской, подрядной, провиантской, казначейской, цалмейстерской (финансовой) и мундирной.

Самостоятельными конторами являлись:

Московская адмиралтейская,
Обер-сарваевская (судостроительная),
Вальдмейстерская (ведавшая строевым лесом, его заготовкой и транспортировкой),
Контрольная,
Адмиралтейская (ведавшая верфями и оборудованием рейдов),
Артиллерийская.
В самом начале своего существования Адмиралтейств-коллегия разработала ряд уставов и наставлений, которые регламентировали флотскую жизнь. Среди них: в 1720 г. – собрание военно-морских правил «Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море»[8]. В 1722 г. – свод морских адмиралтейских законов «Регламент о управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся»[9].

Свод петровских адмиралтейских законов действовал более сорока лет, до августа 1765 г., когда был утвержден новый «Регламент о управлении адмиралтейств и флота»[10]. Функции и организация Адмиралтейств-коллегии со временем менялись. В 1802 г. она вошла в состав Министерства военных морских сил (Морского министерства) как совещательный орган при министре. Адмиралтейств-коллегия была упразднена 1 января 1828 г. в связи с образованием Адмиралтейств-совета.

Созданные Петром Великим высшие органы центрального военного управления – Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия – в истории Российской империи сыграли важную роль. Она выразилась, прежде всего, в победах русского оружия на суше и на море во многих войнах XVIII в. В начале следующего столетия эти коллегии стали основой при создании двух министерств – Военного и Морского.
Автор:
Алексей Шишов
Первоисточник:
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12156838@cmsArticle
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik Офлайн
    parusnik 14 января 2018 16:33
    +1
    Так начиналась история Министерства Обороны..
    1. антивирус Офлайн
      антивирус 14 января 2018 21:51
      0
      лишь взяли опыт Европы- немцев для ускорения организации жизни страны по новому.
      до Пушкина ( и даже далее) не русский-российский , а иноземный научный и жизненный опыт использовали.
      колония частично( морально или идеологически?)
  2. moskowit Офлайн
    moskowit 14 января 2018 18:37
    0
    1902 году в России отмечался столетний юбилей образования в России министерств. Император Николай II перед празднованием юбилея отдал распоряжение о написании книг, посвященных истории деятельности министерств и ведомств за 100 лет. Военному министру генерал-лейтенанту Д. А. Скалону было отдано распоряжение составить историю военного министерства.

    Для предварительной редакторской работы были привлечены сотрудники архива Генерального штаба, военные историки, делопроизводители. Издание начинается с краткого очерка о деятельности вооруженных сил в России до создания министерства, а завершается материалами начала XX века. Этот многотомный труд начал выходить в юбилейный год, в 1902 году. Издание вышло в 13 томах, имеет систематический указатель, вышедший отдельным томом.

    В этих книгах, интересующиеся коллеги, могут почерпнуть уникальнейшую информацию.... Рекомендую... Библиотека "Руниверс".. Можно онлайн читать, можно скачать...
  3. Curious Онлайн
    Curious 14 января 2018 19:17
    +2
    Крайне неаккуратный копипаст статьи с электронной энциклопедии Министерства обороны. Автор не удосужился даже убрать ссылки на источники, которых не представил.
    Если интересен вопрос, лучше Павленко "Петр Первый" почитать.
  4. Letnab Офлайн
    Letnab 15 января 2018 08:41
    0
    Интересные фото... Обратите внимание, на первом фото какой высоты первый этаж, и как здание уже ушло под землю на втором современном фото..
  5. Синий Мент Офлайн
    Синий Мент 15 января 2018 10:26
    +15
    Великие реформы великого человека