Особенности применения террористами ИГИЛ коммерческих беспилотников

Особенности применения террористами ИГИЛ коммерческих беспилотников


Неуклонное сокращение численности боевиков ИГИЛ при практически исчерпанном кадровом резерве вынуждает их прибегать к более экономному расходованию человеческих ресурсов. В конце-концов, оказалось, что повсеместные байки про рай для уничтоженных боевиков-исламистов ничуть не вдохновляют их на подвиги и готовность сложить голову на пыльных просторах Леванта. К тому же ярким подтверждением нарастающего упадка так называемого «Исламского государства» стало неимоверное количество нищенствующих инвалидов в Мосуле и Ракке, что, несмотря на попытки ИГИЛ выплачивать тем пособие, дополнительно подрывает уверенность в боеспособности и без того не слишком умелых боевиков, ранее буквально подавлявших противника количеством.

Поэтому сейчас одним из способов постоянно держать противника в напряжении для ИГИЛ является массированное применение беспилотных летательных аппаратов. Будучи относительно недорогими устройствами, беспилотники после небольшой «доработки напильником» превращаются во вполне боеспособные аппараты, которые позволяют сбрасывать на голову противника самодельные взрывные устройства.


Как правило, боевики ИГИЛ через свое «Управление минно-подрывной деятельности» приобретают два вида дронов, самолетного и вертолетного типа, причем доля последних значительно превышает количество самолетных БПЛА. Как ни парадоксально, но потери, которые понесло ИГИЛ в последние два месяца, лишь увеличили возможности террористов по закупкам, поскольку высвободилось значительное количество финансовых средств, ранее шедших на снабжение и выплаты ныне уничтоженным боевикам. «Финансовый совет» ИГИЛ, прекрасно осознавая необходимость сохранения боеспособности групп боевиков и важность пропагандистских релизов, не стесняется повышенных расходов на беспилотники, стоящие от 100 до 250 долларов за штуку, которые дробными партиями приобретаются и завозятся через Турцию на территорию Сирии и Ирака.



При этом ИГИЛ не заботят общепринятые в регулярных армиях мира вещи, такие как сертификация и специальная проверка закупленных изделий. Отказ от этих процедур позволяет значительно удешевить стоимость оптовых партий беспилотников.

Сейчас ИГИЛ использует дроны в двух вариантах: разведывательно-ударном и пропагандистском. Первоначально, когда ИГИЛ контролировало большие территории, приоритет отдавался разведывательному варианту, построенному на применении БПЛА самолетного типа, способных держаться в воздухе более часа и действовать на расстоянии до 100 км, облетая территорию по заданному маршруту, однако затем от этого пришлось отказаться, так как время устаревания информации превышало возможности реагирования группировок ИГИЛ.

Тогда боевики предприняли попытку использовать самолетные БПЛА как управляемый снаряд. Надо заметить, практика не нова и ведется еще со времен Второй Мировой войны от самолетов-снарядов ФАУ-1, применявшихся гитлеровской Германией для налетов на Британию. Однако о высокой точности ФАУ-1 говорить не приходилось, в качестве цели служили целые города, а не отдельные объекты. В новейшей истории в развитии управляемых дронов-боеприпасов, в частности, преуспел Израиль, принявший на вооружение дрон «Гарпия» ("Harpy"), позволявший барражировать в воздухе до 7 часов и действовать на удалении до 500 км от пункта управления. При обнаружении цели «Гарпия», управляемая оператором с ПУ, направлялась к ней и непосредственно над целью производился подрыв фугасной боевой части массой до 32 кг.



Но у ИГИЛ нет таких широких возможностей по управлению ударными беспилотниками. Поэтому начиненные небольшим количеством тротила и взрывателем ударного действия, купленные беспилотники вручную, по стандартному каналу управления типа Lightbridge направлялись на позиции противника на дальности устойчивой картинки, получаемой с бортовой камеры, то есть, на дистанции не больше километра. Следует заметить, что такие «удары», производившиеся в сирийских провинциях Хомс, Идлиб и Дамаск, оказались абсолютно неэффективными – оператор не успевал сориентироваться и выбрать цель, не говоря уже о точном наведении беспилотника, поэтому взрывы самолетных БПЛА, сравнимых со взрывом гранаты Ф-1, происходили, как правило, впустую и в отдалении от боевых порядков противника. А о результативности сброса с самолетных БПЛА самодельных взрывных устройств, практиковавшихся ИГИЛ, можно говорить только с точки зрения пропаганды – выглядит эффектно, но абсолютно неэффективно.

Гораздо успешнее оказалось применение БПЛА «вертолетного» типа, то есть, квадрокоптеров класса Phantom II и III. Обладающие системой геопозиционирования даже при отсутствии сигнала GPS (Phantom III), относительно высокой грузоподьемностью (до 1300 граммов нагрузки), и с легкостью маневрирующие в условиях плотной городской застройки до 25 минут, данные дроны оказались для ИГИЛ настоящей находкой. Стандартный ИГИЛовский Phantom обычно несет до двух взрывных устройств, снабженных стабилизаторами, он же применяется и как разведчик.



Взрывные устройства, как правило, самодельные, снабжены простейшим контактым взрывателем ударного действия, заключены в легкий пластмассовый корпус и снабжены небольшим количеством поражающих элементов, чтобы не превышать нагрузку дрона, снабженного, к тому же, камерой высокого разрешения, необходимой для съемки результатов в интересах пропаганды. Поэтому сброс таких СВУ в подавляющем большинстве случаев приводит в основном к незначительным осколочным повреждениям техники и легким ранениям и контузиям личного состава, оказавшегося на удалении примерно до 10 метров от места подрыва. Процент срабатывания таких кустарных «бомб» составляет примерно 60-70 случаев из ста. Тем не менее, данные «бомбардировки», вернее, самые удачные из них, неизменно присутствуют в пропагандистских роликах ИГИЛ, как доказательство высокой результативности.



Однако известно два случая, когда самодельная «бомба» вызвала полное уничтожение цели и оба они произошли в Мосуле. Первый из них произошел, когда бомба в ноябре прошлого года попала в «мягкий» резервуар с топливом производства Aero Tec Laboratories, Inc. (Нью-Джерси, США) в на южной окраине Мосула, что вызвало возгорание и уничтожение нескольких единиц легкобронированной техники и топливозаправщиков, а второй – в начале этого года, когда сброшенный с дрона заряд попал в открытую крышу иракского «Хаммера» и вызвал детонацию находившихся в нем боеприпасов, подвозимых для снабжения действующих в городе подразделений иракской армии. Этот момент представлен на приводимом ниже видео.



Однако такие случаи являются единичными из тысяч вылетов, поэтому являются скорее исключением, чем правилом. Тем не менее, наличие в воздухе дронов, способных в любой момент сбросить вниз СВУ, создает существенные психологические неудобства для военнослужащих. Вместе с тем следует отметить, что радиус действия этих квадрокоптеров довольно невелик и составляет в условиях города около 500 метров. Это расстояние обусловлено дальностью передачи картинки на телефон или планшет в реальном времени по Wi-Fi.

Для максимального увеличения дальности операторы, обычно подростки, не представляющие большой ценности, как боевая единица, располагаются на крышах зданий, где влияние окружающих строений на передачу картинки и управление беспилотником становится минимальным. Время от времени сбросы СВУ с беспилотников координируются с атаками смертников на начиненных взрывчаткой автомобилях, тогда наних применяется только одна «бомба», дабы не увеличивать вес дрона с камерой и продлить время его пребывания в воздухе.

Управление беспилотниками очень простое и доступно любому школьнику. Для массированного применения беспилотников ИГИЛ организовало так называемые «школы медиатренинга и развития», в которых молодых людей обучают управлению беспилотниками, а также основам тактики скрытных действий вблизи боевых порядков противника.


Малые размеры и непрерывное совершенствование систем управления коммерческими беспилотниками делают борьбу с ним весьма трудоемкой. Поначалу наступающие подразделения иракцев силами инженеров обесточивали районы Мосула, в которых проводилось наступление. Это, помимо снижения риска неизбежных пожаров, считалось действенным для предотвращения зарядки батарей дронов, однако очень скоро выяснилось, что у боевиков есть масса переносных электрогенераторов и зарядка батарей, в том числе запасных, ничуть не испытывает неудобств. Поэтому в дальнейшем была предпринята попытка блокирования сотовой связи, через которую ведется управление беспилотниками. Но и это не принесло особого успеха по целому ряду причин.



Сейчас для борьбы с дронами-«бомбардировщиками», кроме банального огня из стрелкового оружия, используются три основных метода. Первый из них заключается в преднамеренном снижении пропускной способности интернет-каналов и ухудшении качества сотовой связи. Второй – в создании помех на частоте управления дроном и, наконец, третий – в облучении непосредственно беспилотников специальным ручным устройством, представляющим собой направленные спиральные антенны, заключенные в радиопрозрачный кожух, которое «забивает» сигналы GPS, и создании мощных помех GPS-позиционирующимся устройствам с помощью мощных мобильных комплексов. В этих условиях беспилотники обычно, потеряв управление, либо производят мягкую посадку, либо возвращаются в точку вылета, то есть, к оператору. В целом ряде случаев это приводило к выслеживанию и уничтожению не успевающего скрыться оператора последующим огнем.



Учитывая вышеизложенные обстоятельства, большинство солидных фирм, занимающихся разработкой и продажей коммерческих беспилотников, начали вносить непосредственно в программно-аппаратную логику аппаратов возможность их дистанционного отключения, а также установки зон ограничения их использования – то есть, находясь в пределах такой зоны, аппарат просто не взлетит. В военной среде данный вопрос прорабатывается, как дистанционная экспресс-перепрошивка вражеских дронов наподобие обновления программного обеспечения мобильного телефона, во время их подключения к интернету, однако до сих пор не удалось достичь согласия с производителями, опасающимися снижения спроса на их продукцию из-за недовольства пользователей возможностью в любую минуту потерять контроль над своими аппаратами.

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ИмПерц (Игорь) 15 января 2018 05:31
    однако до сих пор не удалось достичь согласия с производителями, опасающимися снижения спроса на их продукцию из-за недовольства пользователей возможностью в любую минуту потерять контроль над своими аппаратами

    Т.е. если расшифровать, то существуют проблемы в избирательности данного действия по отношению к оператору БПЛА.
    Это су...н сын. но это наш су...н сын.
    1. Дедкастарый (Дедка Старый) 15 января 2018 05:59
      кто поставляет игиловцам,воланы от бадминтона,в качестве стабилизаторов..??? belay
      1. Victor_B (Виктор) 15 января 2018 06:40
        Надо немедленно вычислить и ликвидировать каналы поставки воланов.
        Наказать производителей воланов.
        Запретить во всем мире бадминтон!!! Немедленно! soldier
        1. Дедкастарый (Дедка Старый) 15 января 2018 06:46
          Цитата: Victor_B
          Запретить во всем мире бадминтон!!! Немедленно!

          Медведев будет в шоке... belay
      2. роман66 (роман) 15 января 2018 11:43
        МОК, судя по их поведению
    2. Зяблицев (Евгений) 15 января 2018 06:00
      Даже имея деньги на закупку БПЛА и "доработки напильником", нужно иметь не три класса коридорного образования ваххабитской медресе, а нечто большее... Так что, как говорят французы "ищите женщину", вернее ребятишек за этим стоящих с соответствующим уровнем подготовки и менеджеров, имеющих выходы на производителей летающих аппаратов! То есть - спецслужбы Китая, Саудовской Аравии, США, Франции..., и куда уж без них, богоизбранного народа!
      1. Дедкастарый (Дедка Старый) 15 января 2018 06:46
        Цитата: Зяблицев
        То есть - спецслужбы Китая, Саудовской Аравии, США, Франции..., и куда уж без них, богоизбранного народа!

        Катар ...-вот клоака...
        1. Зяблицев (Евгений) 15 января 2018 07:12
          И Катара, и ещё бог знает кого...!
      2. rotmistr60 (Геннадий) 15 января 2018 07:27
        нужно иметь не три класса коридорного образования ваххабитской медресе, а нечто большее...
        Вот по этому на фото молодые "кулибины" прилежно учатся. А вот кто их обучает остается за кадром. Хотя последние события показывают чьи уши торчат за атаками.
        1. Дедкастарый (Дедка Старый) 15 января 2018 07:36
          Цитата: rotmistr60
          чьи уши торчат за атаками.

          куда ни глянь-уши одни и те же...
      3. Vard 15 января 2018 07:48
        У нас в городе есть авиамодельный кружок... Там детки двенадцати лет вполне справляются с задачей создания летающих моделей самолётов..
      4. Brylevsky 15 января 2018 13:28
        Цитата: Зяблицев
        и менеджеров, имеющих выходы на производителей летающих аппаратов!

        Не нужно менеджеров. Нужна валютная банковская карта, доступ в интернет, регистрация на Aliexpress.com. , и подставной почтовый адрес, куда будут приходить посылки из Китая...Все необходимые комплектующие по адекватной цене - там...а собрать квадрокоптер помогут соответствующие страницы в интернете, или ролики с You Tube.
      5. RoTTor 18 января 2018 02:23
        а великие украинцы?
        Самолётку уже сделать не в состоянии,а такое - запросто
    3. Brylevsky 15 января 2018 13:19
      Нет, не так. Дело в другом. Стабилизацией квадрокоптера в полёте занимается его полётный контроллер. Пока контроллер подключен к компьютеру через USB - кабель, над ним можно совершать действия: перепрошивать ПО, менять настройки авионики...После того, как контроллер от компьютера отсоединён, он принадлежит сам себе. Доступ к его "мозгу" закрыт. Так вот, военные, судя по-всему, пытались "уломать" некоторых производителей организовать "выделенный канал связи" для оперативного доступа к программному коду полётного контроллера. Это примерно тоже самое, как удалённый доступ к вашему сотовому телефону...В любой момент над ним можно совершить действия, например, включить камеру или микрофон...или отследить его местоположение в пространстве...Так я это понял. Возможно, ошибаюсь.
  2. Всадник без головы (Толик) 15 января 2018 07:35
    Они сами вместо беспилотников должны кидаться - увешанные взрывчаткой
    Глядишь - деградируют, жить захотят wassat
    1. Дедкастарый (Дедка Старый) 15 января 2018 07:38
      Цитата: Всадник без головы
      Глядишь - деградируют, жить захотят

      девственницы закончились...дефицит стал на целомудрие- ...увы...
  3. мичман (Юрий Григорьевич Шатраков) 15 января 2018 15:55
    Уважаемый Андрей, прочтите мою статью в "ВО" "Задание - повысить точность ракетно бомбовых ударов".
    Борьба против дронов ИГЛ очень проста. Скажут в Правительстве, сделаем. Ни один дрон не долетит до точки назначения.
    Будет время посмотрите также мою статью "Творческая командировка" в "ВО". Честь имею.
  4. Petr1968 (Петр) 15 января 2018 16:40
    И нужно обеспечить запрет полетов квадрокоптеров над дачами членов правительства, депутатов и друзей лидеров, с поледующим выкладыванием в сеть образа жителей слуг народа. Это ставит под угрозу национальную безопасность. Сегодня навальный- а завтра ИГИЛ???
    1. gladcu2 (gladcu2) 18 января 2018 01:39
      Если в стране либеральный капитализм, этого достаточно чтобы страну уничтожить.

      Для этого ни дроны ни навальные не нужны.

      Каждая минимальная экономическая единица, каждый человек при такой макроэкономике, работают на уничтоженное своей страны.

      Когда это произойдет, вопрос технологического прогресса, который ускорит процесс.
  5. Silinvv (Вячеслав) 15 января 2018 17:57
    Если говорить про дроны от dji то стоят они от 400 долларов даже б/у. Первый фантом для задачи не подходит. Если говорить про легко управлять даже в городской застройке.. ну ну, попробуйте. Легко на 4 фантоме и спарке, у которых есть уз сонары. Фантом имеет два варианта тв канала, один это чистый wifi, второй это тв канал. Wifi работает не делее километра. Тв канал работает в зависимости от мощности передатчика. У меня на racer стоит 600mw, он пробивает на полтора километра и только на открытой местности. Как правило на 400 метрах уже идет помеха. Но правильный дрон умеет летать по planner и его можно заслать в заданную точку. Организация канала передачи данных через сотовую связь, сложнее и самое печальное, что он вносит ощутимую задержку. В городе такой дрон долетит до ближайшего угла.
    Что касается самолетов, то там примерно такие же технологии. И самое главное, что на него можно поставить бензиновый движок и он может летать на дальняк совсем. Вообще реккорд полета на дальняк на липольке - 70 км. Преимущество - летит тихо.
    Ну и последнее. Управление дроном или самолетом, я вообще молчу за вертолеты, это весьма сложная задача. Научится этому можно только опытным путем, никакая теория не поможет.
    1. казак 471 (Казак) 15 января 2018 23:01
      Техника не стоит на месте . То что сегодня невозможно . завтра будет заурядным делом .Перспектива получить мину на площади в праздник в толпу народа просто шокирует . РЭБ в каждый посёлок не поставишь и "Панцирей" не напасёшься .
    2. gladcu2 (gladcu2) 18 января 2018 01:43
      В warthunder полетайте, а потом немного практики на дроне и это всё что нужно.
    3. Captain Nemo (Nemo) 20 января 2018 20:11
      Спасибо за коментарий
  6. Captain Nemo (Nemo) 20 января 2018 20:10
    Что-то мне подсказывпет, что попадание в Хаммер, это с большой вероятностью везенье, хотя и целились в него
Картина дня