Кампания 1941 года: планы сторон и причины поражений

132
Более 70 лет прошло с начала смертельной битвы Советского Союза и нацистской Германии. Однако по сию пору не утихает дискуссия о причинах поражения РККА в ту тяжёлую для страны пору и горькую для всего многонационального советского народа годину. В данной статье исход кампании 1941 года будет рассмотрен через призму противостояния германского и советского стратегического предвоенного планирования. Будут детально раскрыты планы, просчёты, причины побед и поражений противоборствующих сторон.

Красной нитью по всей статье проходит мысль о том, что план кампании 1941 года как нацистского, так и советского командования основан не на одном каком-то единственном документе, а на нескольких. Таким образом, для выяснения замыслов противоборствующих сторон необходимо рассматривать не отдельные разрозненные документы, а их взаимосвязанную совокупность. Особо выделен незаслуженно преданный забвению советский план разгрома Германии и освобождения Европы в 1941 году, а также его роль в срыве немецкого плана стремительного разгрома Красной Армии и оккупации территории СССР вплоть до самого Урала.



Немецкое планирование военной кампании 1941 года основано на директиве ОКХ № 21, более известной как план «Барбаросса», увязанным с ним по срокам планом нападения Японии на СССР «Кантокуэн», плане операции против промышленной области Урала, тезисах к докладу об оккупации русской территории и реорганизации сухопутных войск после окончания операции «Барбаросса», а также директиве ОКХ № 32 «Подготовка к периоду после плана операции «Барбаросса».

При планировании разгрома Советского Союза верховное командование вермахта исходило из посыла, будто Германии противостоит «колосс на глиняных ногах», которого для того, чтобы он развалился самостоятельно нужно лишь слегка подтолкнуть. В результате ставка была сделана на «молниеносную войну» и очередной «блицкриг». Основные силы Красной Армии ожидалось встретить до рубежа рек Западная Двина – Днепр. В составе войск Западного фронта предполагалось наличие наиболее крупной группировки советских войск, которую планировалось окружить силами 3-й и 2-й танковых групп двумя концентрическими ударами на Минск из района Сувалок и Бреста. Удары на Ленинград и Крым предполагалось нанести силами 4-й и 1-й танковых групп при поддержке заблаговременно усиленных немецкими формированиями вооружённых сил Финляндии и Румынии.

Четыре недели выделялось вермахту для разгрома основных сил Красной Армии до рубежа рек Западная Двина – Днепр, после чего предполагалось восстановить оперативную связь между группами армий «Центр» и «Юг» в районе Гомеля позади Припятских болот. Группа армий «Север» через две недели боевых действий к 5 июля должна была захватить Даугавпилс, «Центр» – Минск, «Юг» – Новоград-Волынский, а ещё через две к 20 июля – Опочку, Оршу и Киев соответственно. Неделя выделялась для последующего захвата вермахтом к 27 июля Пскова, Смоленска и Черкасс, три – для захвата к 17 августа Ленинграда и Москвы, а так же выходу к Азовскому морю в районе Мелитополя. 1050 км от Бреста до Москвы вермахту надлежало пройти за 8 недель или 56 дней – в среднем по 130 км в неделю, до 20 км в день. В этот этап организованное сопротивление РККА вермахт должен был подавить, а наиболее плотно населённую часть СССР оккупировать.

С выходом на рубеж Ленинград – Москва – Крым основная часть немецких дивизий подлежала выводу в Германию для сокращения вермахта на 34 дивизии с 209 до 175 и переформирования в тропические дивизии для захвата британских колоний. Для оккупации западной части СССР планировалось оставить 65 дивизий (включая 12 танковых, 6 моторизованных и 9 охранных). Сателлиты Германии должны были в июле осуществить мобилизацию, в августе завершить перегруппировку и концентрацию своих войск, с тем, чтобы в конце августа – начале сентября начать новое наступление – Италия, Испания, Финляндия, Венгрия, Словакия и Румыния совместно с оккупационными войсками вермахта вглубь РСФСР, а Япония – на Дальний Восток и Сибирь.

К 19 октября, спустя девять недель нового наступления, вермахт должен был захватить Урал. Активные боевые действия на этом должны были закончиться, а кампания 1941 года после 17 недель боёв завершиться. Японские аппетиты распространялись на советское Приморье и Восточную Сибирь по Байкал и Бурятию включительно. 1800 км от Москвы до Челябинска вермахт должен был пройти за 9 недель или 63 дня – в среднем по 200 км в неделю, до 30 км за сутки. Возросшему темпу наступления должно было способствовать отсутствие организованного сопротивления Красной Армии и резкое снижение плотности населения.

С этого времени вермахту надлежало закрепиться на завоёванных территориях и начать приготовления к кампании 1942 года. Европейская территория СССР подлежала разделу на четыре образования – Прибалтику, Украину, Россию и Кавказ. На их оккупацию выделялось 9 охранных дивизий и две группы армий – «Север» со штабом в Москве (27 дивизий) и «Юг» в Харькове (29 дивизий). В группе армий «Север» на Прибалтику выделялось 8 пд, на Западную Россию (центральная Русская промышленная область и Северное Поволжье) 7 пд, 3 тд, 1 мд и итальянский корпус, на Восточную Россию (Южный и Северный Урал) – 2 пд, 4 тд, 2 мд, одно финское соединение. В группе армий «Юг» на оккупацию Западной Украины выделялось 7 пд, по одному словацкому и румынскому соединению, Восточной Украины (Дон, Донбасс и Южное Поволжье) 6 пд, 3 тд, 2 мд, 1 кд, одно венгерское соединение, Кавказ (включая группу «Кавказ-Иран») 4 пд, 3гсд, 2 тд, 1 мд и испанский корпус.

В кампанию 1942 года вермахту оставалось, захватив Западную Сибирь и Среднюю Азию, завершить свой поход на СССР. При этом из Средней Азии Германии открывалась прямая дорога в Индию. После захвата Японией Китая и Монголии граница между Третьим рейхом и Японской империей могла пройти по Енисею. Военно-морские и военно-воздушные силы Германии должны были в полном масштабе возобновить «осаду Англии». Подготовка высадки в Англию должна была служить двоякой цели: сковать силы англичан в метрополии, а также вызвать и завершить наметившийся развал Великобритании. Для захвата Египта из Ливии по прежнему выделялось две танковые дивизии, Палестины и Ирака с территории Болгарии и Турции – 14 дивизий (5 пд, 3 гсд, 4 тд, 2 мд), а для удара по Ирану и Ираку из Закавказья в составе оккупационных войск Кавказа формировалась группа «Кавказ–Иран» в составе 2 гсд, 2 тд и 1 мд.

На оккупацию Западной Европы выделялось 63 дивизии – 11 в Норвегию, 1 – в Данию, 2 – в Голландию, 43 – на Францию, для захвата Гибралтара и переброски в Испанского Марокко для охраны пролива, а при возможности и захвата атлантических островов, 6 – на Балканы. «Оборона атлантического побережья Северной и Западной Африки, захват английских владений в Западной Африке и территории, контролируемой де Голлем, предоставляется французам, которые в ходе развития боевых действий будут получать необходимые подкрепления» (Директива № 32. Подготовка к периоду после плана операции «Барбаросса»). В резерве у ОКХ оставалась 31 дивизия.

Советский план противодействия агрессии нацистской Германии базировался на плане стратегического развертывания вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками от 15 мая 1941 года, планах прикрытия границы приграничными военными округами, приказах о создании противотанковых артиллерийских бригад (птабр) и воздушно-десантных корпусов, управлениях 13-й, 23-й, 27-й, 19-й, 20-й, 21-й и 22-й армий, предложении Г.К. Жукова о начале строительства укрепрайонов на границе с Венгрией и тыловом рубеже Осташков – Почеп, приказе о создании группы армий РГК, а с началом военных действий новых армий и дивизий.

Военное руководство Красной Армии предполагало удар вермахта из Восточной Пруссии в направлении Даугавпилса, попытку окружения Ленинграда силами финских войск и морского десанта, высаженного нацистами в Эстонии, концентрический удар из Бреста и Сувалок на Волковыск и Барановичи для окружения войск Западного фронта, с последующим их продвижением на Минск – Смоленск – Москву, а также из Польши на Киев. Основную группировку вермахта генеральный штаб РККА ожидал против войск Юго-Западного фронта, войска которого в силу этого превосходили группировку Западного фронта.

Для противодействия замыслам нацистской Германии советское руководство замыслило устроить вермахту гигантскую ловушку. Северный фланг от Ленинграда до Белостока и южный от Измаила до Львова надёжно прикрывались от глубоких танковых прорывов противотанковыми артиллерийскими бригадами. Две разобщённые Припятскими болотами ударные танковые группировки противника пропускались к Орше и Киеву, где гарантированно уничтожались концентрическими ударами армий РГК из Полоцка и Могилёва на Минск, а также Чернигова и Черкасс на Житомир.

Соединив ударные группировки Западного и Юго-Западного фронтов под Варшавой, советское командование окружало войска группы немецких армий «Центр» и «Юг» с их растянутыми донельзя коммуникациями. С последующим выдвижением советских войск к побережью Балтики в окружение попадали бы и оставшиеся войска группы армий «Север». Для освобождения порабощённых нацистами европейских стран к этому времени заканчивалось формирование новых армий со свежими стрелковыми и кавалерийскими дивизиями, в столицы которых один за другим высаживались бы советские десантные корпуса. При виде молниеносного разгрома Германии её сателлиты спешно отмежевались бы от нацистов (см. схему 1).

Что же произошло при реальном столкновении двух противоборствующих армий? В начале июня 1941 года более слабая группа армий «Юг» не смогла справиться с более сильным Юго-Западным фронтом. 1-я танковая группа, не сумевшая с ходу сломать сопротивление 1-й противотанковой артиллерийской бригады и многочисленных советских механизированных корпусов в грандиозном танковом сражении под Ровно, Луцком и Бродами, была остановлена на дальних подступах к Киеву. К этому времени на севере более успешная 4 танковая группа уже захватила Псков.

Однако наиболее драматично ситуация развивалась в полосе обороны Западного фронта. 3-я танковая группа, беспрепятственно обойдя под Вильнюсом выставленные для защиты от неё под Лидой и Гродно 7-ю и 8-ю птабр, в конце июня вышла к Минску (см. схему 3). Соединившись здесь со 2-й танковой группой она, совершенно неожиданно для советского командования, окружила войска Западного фронта. После получения сведений об окружении советских войск под Минском Сталин лично выехал в наркомат обороны для выяснения обстановки на фронте.

Убедившись в скорой и неизбежной катастрофе Западного фронта, а также полном провале советского плана и отсутствии малейшей перспективы его реализации, Сталин довёл Жукова до слёз. Терзаемый смутными сомнениями за судьбу возглавляемой им страны и свою личную участь, в крайне удрученном состоянии он покинул столицу и уехал на свою ближнюю дачу. По свидетельству Микояна, «когда вышли из наркомата, он такую фразу сказал: "Ленин оставил нам великое наследие, а мы, его наследники, все это прос...али..." Мы были поражены этим высказыванием Сталина. Выходит, что все безвозвратно потеряно?» (Микоян А.И. Так было).

Между тем основная масса советских войск была сосредоточена западнее рубежа Западная Двина – Днепр и южнее Припятских болот. В силу этого обстоятельства разгром Западного фронта не оправдал надежд командования вермахта, столкнувшегося под Смоленском с восстановленным за счёт армий РГК новым Западным фронтом (см. схему 2). Сорвав план молниеносного разгрома вермахтом основных сил РККА, СССР не только смог продолжить свою борьбу с нацистами, но и обзавёлся такими влиятельными союзниками, как Англия и Америка. В связи с провалом предвоенного плана разгрома Германии Советский Союз приступил к реализации мер, направленных на длительное противостояние с нацистской Германией.

С подачи своих соратников Сталин вернулся к управлению страной во главе Государственного комитета обороны, вобравшего в себя всю полноту власти в стране и объединившего функции правительства, Верховного Совета и ЦК партии. В оккупированных областях началось формирование партизанского движения, партийного подполья и диверсионной войны. С востока на запад страны потянулись эшелоны с эвакуируемыми предприятиями и специалистами, которым суждено было восстановить оборонную промышленность в тыловых районах страны. Началось формирование всё новых и новых дивизий и добровольческих формирований. Мобилизации подлежали все материальные и людские ресурсы страны Советов. Для советского народа война становилась поистине Великой и Отечественной.

Подавив в августе 1941 года вместо взятия Москвы сопротивление советских войск под Смоленском, в сентябре вермахт вместо наступления вглубь территории СССР вынужден был расправиться с советскими войсками под Киевом. График наступления вермахта и вступления Японии в войну против СССР на Дальнем Востоке и Сибири был сорван. Ввиду безучастности Японии на запад с востока началась переброска войск из Сибири и Дальнего Востока. Дабы склонить застывшую в нерешительности Японию на свою сторону, а та вместо СССР уже вознамерилась напасть на США, немецкое командование решило взять Москву глубокой осенью 1941 года.

Но тут на пути вермахта встали созданные для победного марша по Европе новоиспечённые советские дивизии. Уничтожив осенью одну их часть под Вязьмой, а другую основательно потрепав под Брянском, вермахт зимой под Москвой столкнулся с сибирскими и дальневосточными дивизиями, которые не только отстояли советскую столицу, но и отбросили противника далеко на запад. Вступление Японии в войну против США предопределило поражение нацистской Германии и милитаристской Японии, действующих отныне порознь, нескоординированно и разобщенно – победоносно завершить войну теперь Германии предстояло во Владивостоке, а Японии в Вашингтоне, что для них было совершенно нереальным делом превыше их сил и возможностей.

Попытка Германии в 1942 году захватить Кавказ и застопорить советскую промышленность, перерезав на Волге транспортировку закавказской нефти, завершилась сокрушительным поражением нацистов и их сателлитов под Сталинградом. Провал наступления немцев под Курском летом 1943 года ознаменовал коренной перелом в войне. В 1944 году советская армия начала освобождение оккупированной нацистами территории СССР, а западные союзники, после того как поражение Германии стало очевидным, запоздало открыли второй фронт во Франции. После поражения весной 1945 года нацистской Германии наступил черёд милитаристской Японии, которая после разгрома Красной Армией дислоцированной в Китае японской Квантунской армии и превращения в радиоактивный пепел американской авиацией Хиросимы и Нагасаки 2 сентября приняла условия безоговорочной капитуляции.

Следует признать, что как советский, так и нацистский планы проведения кампании 1941 года остались нереализованными. В итоге в 1941 году как вермахт в Сибири не встретился с японскими войсками, так и Советский Союз не освободил Европу от нацистского ига. Основными причинами срыва реализации плана у Германии стала недооценка решимости советского народа отстоять свою свободу и независимость, ошибка в определении размещения основных сил РККА относительно рек Западная Двина – Днепр и Припятских болот, а так же увязка вступления Японии в войну на стороне нацистов с успехами вермахта на Восточном фронте.

Основными причинами срыва реализации плана у СССР следует считать ошибочное предположение размещения основных сил вермахта в составе группы армий «Юг», неправильное определение глубины концентрических ударов 2-й и 3-й танковых групп группы армий «Центр» для окружения войск Западного фронта в целом и направления удара 3-й танковой группы в частности. К сильным сторонам советского плана можно отнести размещение армий РГК западнее Днепра и плановое формирование с началом военных действий большого числа новых дивизий, что привело к двукратному восстановлению Западного фронта, срыву темпа наступления вермахта и отказу Японии от нападения на СССР.

Таким образом, несмотря на, казалось бы, сокрушительный разгром РККА и оккупацию значительной части СССР в 1941 году позиции Советского Союза в длительной перспективе были более устойчивые, чем у той же Германии. Не сумев воплотить свой очередной «блиц» Гитлер столкнулся с мотивированным на длительное противостояние сильным противником с могущественными союзниками. В то время как его союзник в лице Японии вместо того, чтобы помочь Германии разгромить СССР напал на Америку, чем не столько усилил, сколько ослабил позиции Германии. Можно сказать, что в 1941 году Германия победив в тактике, проиграла в стратегии, в то время как СССР проиграв в тактике, победил в стратегии. В конечном счете, выиграв кампанию 1941 года, нацистская Германия в результате закономерно проиграла Советскому Союзу Великую Отечественную войну.

Кампания 1941 года: планы сторон и причины поражений

Схема 1. Действия Вооруженных Сил РККА на Европейском ТВД согласно майским планам прикрытия границы приграничных военных округов 1941 года и задаче поставленной в июне 1941 года перед группой резервных армий. Реконструкция автора. Источник: Советское стратегическое планирование накануне Великой Отечественной войны. Часть 2. План разгрома вермахта на территории СССР // https://topwar.ru/38092-sovetskoe-strategicheskoe-planirovanie-nakanune-velikoy-otechestvennoy-voyny-chast-2-plan-razgroma-vermahta-na-territorii-sssr.html


Схема 2. Боевые действия на Западном направлении с 22 июня по 9 июля 1941 г. Источник: Советское стратегическое планирование накануне Великой Отечественной войны. Часть 3. Крах плана разгрома вермахта на территории СССР // https://topwar.ru/38337-sovetskoe-strategicheskoe-planirovanie-nakanune-velikoy-otechestvennoy-voyny-chast-3-krah-plana-razgroma-vermahta-na-territorii-sssr.html

.
Схема 3. Ожидаемое советским командованием и реальное направление удара 3-й танковой группы. Источник: Советское стратегическое планирование накануне Великой Отечественной войны. Часть 3. Крах плана разгрома вермахта на территории СССР. Там же
132 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 января 2018 06:06
    Германия выиграла кампанию в 41-ом году? Чепуха. Они не достигли своих целей.
    1. +9
      17 января 2018 07:40
      Советский план противодействия агрессии нацистской Германии базировался на плане стратегического развертывания вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками от 15 мая 1941 года, планах прикрытия границы приграничными военными округами, приказах о создании противотанковых артиллерийских бригад (птабр) и воздушно-десантных корпусов, управлениях 13-й, 23-й, 27-й, 19-й, 20-й, 21-й и 22-й армий, - из статьи

      Откровенно слабая статья, собранная из общего исторического материала.
      Ну, а вышеприведенная цитата из статьи, говорит уже о практически незнании исторического материала автором.
      Советское командование руководствовались в 1941 году не "планом стратегического развертывания вооруженных сил" от 15 мая 1941 года (никем не подписанная разработка на тот период генерал-майора А. Василевского) , а Планом (Соображения) стратегической обороны страны от 18 сентября 1940 года, подписанная И.В. Сталиным, в котором предусматривалась активная стратегическая оборона на первый этап начала войны - период мобилизации основных сил РККА.
      1. +5
        17 января 2018 10:17
        vladimirZ Сегодня, 07:40 ↑ "Откровенно слабая статья, собранная из общего исторического материала."
        Одной статьей такую тему не осилить..

        Да и без рассмотрения итогов стратегических игра высшего командования РККА проведенных в 1940- 1941 годах невозможно говорить о планах сторон
        "Ход игры докладывал начальник Генерального штаба генерал армии К. А. Мерецков, который, в частности, говорил: "При разработке Устава мы исходим из того, что наша дивизия значительно сильнее дивизии немецко-фашистской армии и что во встречном бою она, безусловно, разобьет немецкую дивизию. В обороне же наша дивизия отразит удар двух-трех дивизий противника. В наступлении полторы наших дивизий преодолеют оборону дивизии противника".

        Сталину становилось ясным, что Генеральным штабом допускается необъективная оценка и своих войск, и веро- [172] ятного противника. Необъективен был и Д. Г. Павлов, когда на совещании 28 декабря 1940 г. доказывал, что мы вправе и обязаны возлагать на танковый корпус задачи по уничтожению одной-двух танковых или четырех-пяти пехотных дивизий противника. На этом же заседании, 13 января 1941 г., выступление командующего Белорусским особым военным округом Павлова, который начал с оценки прошедшего совещания и проведенных игр было остановлено Сталиным, который спросил: "В чем кроются причины неудачных действий руководимых вами войск?". Д. Г. Павлов пытался отделаться шуткой, сказав, что в военных играх так бывает. Такая шутка секретарю ЦК партии не понравилась, и он заметил:

        "Командующий войсками округа должен владеть военным искусством, уметь в любых условиях находить правильные решения, чего у вас в проведенной игре не получилось"."
        http://www.warmech.ru/1941war/sher_6_2.html
        https://liewar.ru/nakanune-vojny/289-chto-vsegda-
        skryval-o-predvoennom-planirovanii-marshal-pobedy
        .html
        1. +4
          17 января 2018 11:13
          "ТОЛЬКО ГРОЗНАЯ ДОБЛЕСТЬ ИХ..."
          в секретных записках райвоенкомов-" уклонистов нет..."--уже была будущая Победа
        2. +1
          18 января 2018 08:48
          были в мае свои КШИ в ГШ)))
      2. +6
        17 января 2018 12:24
        Цитата: vladimirZ
        Откровенно слабая статья, собранная из общего исторического материала.


        Слабая. Да и материал не обще- исторический .. так .. полумифический. sad
        -------------------
        Данная тема настолько велика и глубока , что в одной статье невозможно даже справедливую схему накропать. В смысле - схематический эскиз и то невозможно. Нужен хотя бы ряд статей.
        -------------------
        Например есть подтема , небольшая часть вопроса. А именно - " Реальная боеспособность Гитлеровских и Советских войск на момент 22 июня 1941 "
        И сравнение. И Анализ.
        Дело в том!! Что Гитлеровская система была заточена ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на армию. И только на армию. Все прочие вопросы были подчинённые главному. Или второстепенные.
        Поэтому! Неудивительно , что немцы сумели создать новые и высокоэффективные тактические и технические способы ведения войны. Плюс , отработанные до тонкостей , системы связи и взаимодействия родов войск и отдельных частей и соединений.
        --------------
        СССР изначально затачивался на мирное строительство.. ит.д ит.д.
        Таким образом .. наша армия , на начальном этапе войны , была просто слабее тактически.
        Немцев мы превзошли в умение воевать , только к операции Багратион! Багратион - это шедевр .
        ----------------
        Так что .. начинать надо с оценки боеспособности армий. Это процентов 20 всего вопроса Великой Отечественной.
        ИМХО. -))
        1. +5
          17 января 2018 18:36
          Неудивительно , что немцы сумели создать новые и высокоэффективные тактические и технические способы ведения войны. Плюс , отработанные до тонкостей , системы связи и взаимодействия родов войск и отдельных частей и соединений. - боеприпас

          Согласен с вами. Немцы сумели, в отличии от других армий Европы, в т.ч. Советского Союза, создать совершенный на тот момент механизм ведения войны, который условно можно назвать "военным блицкригом", рассчитанным на нанесение быстрого поражения своим противникам.
          Этот механизм они откатали в Польше, а затем во Франции, где нанесли быстрое поражение союзным армиям Франции и Англии.
          В основе этого механизма лежали концентрированные бронетанковые удары рассекающие узкие участки фронта и затем сходящиеся далеко в тылу войск противника, окружая их.
          Причем вы правильно пишите "отработанные до тонкостей , системы связи и взаимодействия родов войск и отдельных частей и соединений" в этих ударных бронетанковых соединениях. Всё - связь, самоходная артиллерия, мотопехота, инженерные подразделения, авиация, работали на танковые ударные части, имея равные с ними скорости передвижения.
          Никто не мог противостоять немцам в новой механизированной войне с устаревшей тактикой старой позиционной войны.
          Наша Красная Армия готовилась также к старой тактике ведения войны, в ней не были организационно отработаны опыт уже длящийся Второй Мировой войны. План (Соображения) октября 1940 года строился на принципах, включающий отмобилизационный период Красной Армии, в течение которого приграничные войска должны были удерживать противника. Как они себе это представляли "активной оборонной" неукомплектованных и не приведенных своевременно в боеготовность войск, непонятно.
          Понадобились 2 года тяжелейшей войны, миллионы погибших и попавших в плен пока Красная Армия научилась противостоять немецким войскам, сначала измотать ударные силы, выбить их, удержать позиционную оборону, и только к Курской битве научились успешно сдерживать и разбивать бронетанковые удары вермахта.
          Войну немцы проиграли, несмотря на их новую тактику ведения войны, стратегически. Рассчитывая на блицкриг во главе войск всей Европы, они просчитались в оценке потенциальных возможностей Красной Армии, в силе духа советских людей, сплоченных новым социалистическим строем, в суровости климата предстоящего большого пространства России, в способности руководства СССР заключить военный союз - коалицию с США и Англией против фашисткой Германии.
        2. +1
          20 января 2018 18:58
          Кроме того, автор видел, как Жуков плакал, а Сталин сломал полкоробка спичек, закуривая Герцеговину Флор и уехал плакать на дачу. По той причине, видимо задним числом было написано в журнале посещений, что Сталин целый день, до глубокой ночи, принимал наркомов и военновожатых. Но для автора важнее, что написал Суворов-Резун, чем то, что написано в настоящих документах.
      3. GAF
        +1
        18 января 2018 20:10
        Цитата: vladimirZ
        Откровенно слабая статья, собранная из общего исторического материала.

        Летописец. Разложил перед собой географические карты и гусиным пером на пергаменте размашисто набросал границы по Енисею и пр., вообразив себя главнокомандующими армий противостоящих стран. Почитал бы хоть дневники Гальдера что ли, раз уж так обозначил тему своего труда тяжкого.
    2. BAI
      +1
      17 января 2018 11:01
      41 год, не смотря на поражение под Москвой. - однозначная победа Германии. Срыв планов не означает поражения. В неполном объеме, но победа достигнута. А вот если считать основной целью глобальный замысел всей военной компании, то тогда срыв блицкрига - поражение Германии.
      1. +1
        17 января 2018 12:15
        хочется немного поправить. какое поражение под Москвой??? (не считая нескольких локальных эпизодов, где действительно немцы потерпели поражения в арьергарде)
        крушение планов - да, безусловно. Неудачи - да. Но под Москвой вермахт не понес ни какого реального поражения! Там было истощение сил к наступлению, бойня, размен потерями, выгодный СССР, но не поражение. Не надо пропагандистские клише повторять!
        Более того, серьезно ослабленные войска вермахта смогли зимой нанести в обороне тяжелые потери РККА, пытавшейся контратаковать, что свело на нет все успехи осени.
        1. +10
          17 января 2018 19:26
          Цитата: yehat
          хочется немного поправить. какое поражение под Москвой???

          Ну да ну да:)))))
          Цитата: yehat
          Но под Москвой вермахт не понес ни какого реального поражения!

          Конечно нет. Просто группа армий "Центр" почти угодив в окружение (был момент, когда она снабжалась по одной-единственной железнодорожной ветке) вынуждена была драпать из под Москвы так, что штабные всерьез опасались того, что ее не удасться остановить, и только приказ Гитлера "ни шагу назад" остановил это. А так-то да, никакого поражения, одни победы laughing
          Цитата: yehat
          Не надо пропагандистские клише повторять!

          Вот и не повторяйте, а поучите историю на досуге. Хотя бы в пределах школьного учебника за 6-7 классы советской школы, или когда там ВМВ проходили.
          Ну а если предпочитаете иностранное, то настоятельно рекомендую "История второй мировой войны" Курта фон Типпельскирха. Ручаюсь, Вы будете удивлены, насколько мнение германского генерала пехоты, кавалера Рыцарского креста, до войны служившего (в том числе) начальником разведывательного управления генерального штаба сухопутных сил Германии подтверждает советские школьные учебники в вопросе битвы за Москву laughing
          1. 0
            17 января 2018 22:46
            не обижайте их
          2. 0
            18 января 2018 16:47
            немцы попали в ситуацию драпа потому, что пополнение частей не приходило.
            группировка потеряла к декабрю 60% изначального комплекта танков, а те, что были большинство испытывали проблемы эксплуатации, личный состав пехотных частей потерял до двух третей ветеранского состава. И даже с учетом новичков комплект редко где доходил до 70% изначальных (а это уже близко к потере боеспособности). Так же немцы утратили около половины парка грузовиков (в основном из-за дикого разнообразия, топлива, дорог и др. причин), деморализация, холод (у войск летняя экипировка!)
            Все это привело к тому, что группировка существенно потеряла способность наносить контрудары и даже обороняться, что и привело к нескольким кризисам.
            Я хочу добавить, что эта группировка, откинутая от москвы, перебила примерно в 4 раза больше войск, чем составляла сама.
            Поражение-ли это? Рюрик век назад утонул ведя бой с кучей японцев. Это поражение?
            Я настаиваю на том, что вермахт не понес поражения под москвой, это было другое.
            Скорее, РККА спаслась от поражения, благодаря своевременной организации обороны Жуковым. Таким образом, выход - ничья. Как и под Ржевом тоже ничья, и на южном фланге курской операции тоже считаю получилась ничья. Но вот какую разную цену за это заплатили?
        2. +3
          17 января 2018 23:18
          [quote=yehat]хочется немного поправить. какое поражение под Москвой??? (не считая нескольких локальных эпизодов, где действительно немцы потерпели поражения в арьергарде)
          крушение планов - да, безусловно. Неудачи - да. Но под Москвой вермахт не понес ни какого реального поражения! Там было истощение сил к наступлению, бойня, размен потерями, выгодный СССР, но не поражение. Не надо пропагандистские клише повторять!
          Более того, серьезно ослабленные войска вермахта смогли зимой нанести в обороне тяжелые потери РККА, пытавшейся контратаковать, что свело на нет все успехи осени.[/ quote]
          Ну конечно, немцы немного устали и решили пробежаться на запад километров на 200, бросив технику, раненых и обмороженных, чтобы не мешали. Некоторые, правда, решили в плен сходить. А так, поражения не было! Как писал Рокоссовский, если бы не было столько снега, то гнали бы немца и дальше 200 километров.
          Хотелось бы спросить подобных комментаторов: "вы действительно не знаете историю, или есть какой-то смысл в сознательном искажении истории?" В любом случае на ВО такие комментарии не проходят, вас будут считать неумным человеком, вот и весь разговор.
          1. +2
            18 января 2018 08:51
            "" немцы немного устали и решили пробежаться на запад километров на 200""

            -- ну дык - холодно было - вот и решили согреться бегом небольшим)))
            1. +2
              18 января 2018 12:44
              Зима 41-го, под Москвой из подбитого немецкого танка выскакивает немецкий танкист и падает в сугроб. Через минуту поднимается и лезет обратно в горящий танк.
              1. +1
                18 января 2018 12:50
                и так восемь раз...
                1. 0
                  19 января 2018 09:45
                  температуру регулировал lol Олег hi
            2. +1
              18 января 2018 17:05
              поражение - это когда Катуков засадами перебил почти весь танковый авангард Гудериана под Москвой. Поражение - это когда того же Катукова спустя несколько дней заставили в лоб атаковать укрепленную ПТО высоту и где сгорели остатки его бригады. А когда успешно наступали, понесли тяжелые потери (примерно половина), но нанесли потери в разы тяжелее собственных,не смогли закрепиться, недалеко отступили и закрепились - это не поражение.
              Вы можете сколько угодно изголяться в юридической интерпретации, но поражение осенью 41-го не понесли ни РККА, ни Вермахт (хотя обе стороны были близки), поражение понес только стратегический план войны Германии, были поражены амбиции, понес поражение германский комитет по вооружениям, понес поражение лично Конев и еще несколько командиров РККА, включая Павлова, понес поражение лично Гудериан. Понес поражение комитет по обороне Ленинграда. Ленинград не взяли, но окружение оказалось тоже катастрофой. Вот где реальные поражения.
              Я бы хотел, чтобы вы наконец поняли, насколько сильным противником были 70. дивизий вермахта, которые начинали эту войну. Из них не дожили до нового года около трети и не стоит недооценивать подвиг русских солдат, которые с ними сражались.
              А эти неумные заявления "200 км бежали значит поражение" и т.п. лучше не говорите.
              Про рокосовского вообще сюр. Всем понятно, что немцы летом воевали лучше. И Москву бы не удержали, если бы июльская погода затянулась до октября, потому что в критические моменты все решили часы и роты, а не дни и дивизии.
          2. 0
            20 января 2018 19:10
            Нужно оправдать баварское пиво и немного помочь немцам. Слово Победа - подписания капитуляции одной из сторон и неспособность вести военные действия. Эти защитники Хермании, не хотят читать генералов Вермахта, как тут доверять тому, что было при Сталине, генералам Красной Армии.
        3. 0
          20 января 2018 19:02
          Но, когда отбросили немцев под Москвой, то народу СССР и Красной Армии явилось то, что делали фашио-нацисты и это заставило их убивать немцев. Не самим погибать, а заставить убивать немцев, "назло Сталину". Народ сделал перегруппировку, заставил изобрести новое оружие и вообще создавать планы эвакуации и всего того, про что пишут американцы и теперешние любители баварского пива.
    3. 0
      17 января 2018 12:07
      Германия не выиграла компанию, но вермахт добился выполнения всех основных боевых задач в 41 году.
      1. +4
        17 января 2018 12:55
        Насчет клише тут вообще оппоненты погорячились.
        Вермахт собирался пройти победным маршем по Красной площади, в сентябре-октябре, примерно. С последующим превращение площади в море. Не выполнено. Это - победа? Или как? Так что...с клише надо бы поосторожнее.
        Наши войска кампанию 1941 года про....с окончанием -ли. Битву под Москвой выиграли.
        Немецкие войска кампанию 1941 года НЕ выполнили. Битву под Москвой - ....с окончанием -ли.
        Ну, в общем, можно сказать, что обе страны, обе армии - продули с треском планы 1941 года.
        Для немецкого менталитета - это поражение.
        Русскому менталитету - параллельно. Мы еще и 1942 год провалили, с большим успехом, чем даже 1941.
        А окончательную победу одержали все-таки мы.
        Вот из этого и исходим.
        1. +1
          17 января 2018 12:59
          пиррову победу одержали.
          страна восстанавливалась до уровня 38 года 15 лет.
          1. +4
            17 января 2018 13:06
            А мы не оцениваем результаты победы, да и саму победу.
            Мы смотрим - одержали победу или нет.
            Мы - одержали. Фашистская Германия - проиграла.
            А Пиррова она была. Победа-то, или Ганнибалова или Александрова или Сталина - русскому менталитету опять же - параллельно.
            Интересует - ИТОГ. А не процесс.
            1. +2
              17 января 2018 22:50
              да цена высокая, НО ПРИОБРЕТЕНИЙ ХВАТИЛО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ ДО 7 ПОТОМ 10 КЛАССОВ И ВЫХОДА В КОСМОС
              можно смотреть и кол-во спортзалов в школах и валенки + ватники /душу населения в 50 г
              ДАВНО УЖЕ ОДИН !!!! ФИЗИК!!!!! ПО РАЗВАЛУ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ---
              " А ГЕРМАНИЯ ЛИШИЛАСЬ ШКОЛЫ ФИЗИКИ"---
              итог войны в посл строке
          2. +4
            17 января 2018 13:44
            Цитата: yehat
            пиррову победу одержали.
            страна восстанавливалась до уровня 38 года 15 лет.

            Военную Победу одержали .Фашистская коалиция во главе в нацисткой Германией разбита. Красный флаг над Рейстагом
            Политическая Победа !!Советская система выстояла .Союз народов СССР показал свое единство.Социалистическая экономическая система выстояла и превзошла систему капиталистического Запада .работающего на 3-й Рейх
            В результате Победа ряд стран Европы стал на социалистический путь развития.и образовались в ответ на НАТО -Варшавский Договор .
            В Европе до 1991 года не было войн
          3. 0
            19 января 2018 12:42
            Атомная бомба в 1949 - это уровень 38-го? Космос в 61 уровень 39-го??
          4. 0
            20 января 2018 19:14
            yehat. Конечно нужно было сдаться, для того, что бы России не было и россиян не было, а остались бы лишь, те, которые подобно вам пошли бы на услужение врагам, до поры, до времени.
            1. 0
              22 января 2018 11:51
              че за бред )))
      2. +3
        17 января 2018 19:27
        Цитата: yehat
        Германия не выиграла компанию, но вермахт добился выполнения всех основных боевых задач в 41 году.

        Точнее будет сказано, не добился ни одной.
      3. +2
        18 января 2018 12:48
        Хорошо, что написали "боевых"
        Но даже это не улучшает написанного. Основная боевая задача Вермахта была ослабить боеспособность РККА и разгромить ее. Не выполнено. Основная политическая задача - уничтожить СССР. Не выполнено.
        На тактическом и оперативном уровне что-то решили. Но не основные.
        Вообще-то англичане говорят, что "немцы выигрывают все сражения, кроме последнего. С последним они проигрывают войну"
      4. 0
        20 января 2018 19:11
        Какие боевые задачи они выполнили? Перейти границу, что бы погибнуть, как погибла армия Наполеона?
  2. +1
    17 января 2018 06:40
    На мой взгляд похоронные звоночки плана Барбаросса прозвучали во время Битвы за Англию ( в малой степени)и в Балканской компании(особенно)!
    1. +1
      17 января 2018 13:20
      битва за Англию шла очень странно. в Дюнкерке отпустили почти половину регулярной армии бриттов, что резко осложнило перспективы десанта, сама "битва" шла в воздухе и ее целью было только устрашение. В реальности же только подлодки серьезно угрожали Англии. Подготовка к переправе в ламанше была, но прекратилась.Так что "битва за англию" не показатель. А на балканах вермахт был эффективен. Никаких звонков тут не вижу.
      звонки были другого рода - явная пассивность в не решении проблем западного фронта, неготовность италии и японии вовремя поддержать Германию.
      Особое разочарование Гитлера - Италия. В не малой степени ее регулярные провалы повлияли на крах Рейха. Еще один звонок - Испания не дала доступ к базе Англичан в проливе в средиземное море. Порезанный доклад Гудериана о состоянии танковых войск СССР (по докладу было показан в потенциал в 2 раза меньше реально спрогнозированного и в 4 раза меньше реально существующего) вот какого рода звоночки были!
  3. +3
    17 января 2018 11:55
    мдя ---о том что у границы СССР от Германии и ея союзничков стерегут 14,7,23,8,11.10,3,4,5,6,,26,12 армии первого эшелона автор явно забув ,а может и не знал.Статейка явная перепечатка из чешской "Ханички" с колоритным же чешским видиньем
  4. +2
    17 января 2018 12:11
    Цитата: BAI
    41 год, не смотря на поражение под Москвой. - однозначная победа Германии. Срыв планов не означает поражения. В неполном объеме, но победа достигнута. А вот если считать основной целью глобальный замысел всей военной компании, то тогда срыв блицкрига - поражение Германии.

    Срыв Блицкрига - это и явилось, если так можно сказать, отсроченным поражением Германии. Что касается значительных потерь в живой силе, технике и территориях первого полугода войны, то это закономерно. Оборона (таким образом, каким она была реализована на всей длине возможного наступления Германии) не могла парировать удары. Аналогично, мы в 1945 году, как нож сквозь масло, прошли оборону Квантунской армии. Весьма мотивированной, кстати, даже с учетом положения японцев в метрополии.
  5. +3
    17 января 2018 12:29
    статья псевдоправдивая, совершенно не совпадающая в деталях с реальностью.
    даже цитата Сталина документально никак не подтверждена. Но приведена для убедительности.
    Оценка боев под Ровно лживая. Оценка Павлова лживая.
    Подавив в августе 1941 года вместо взятия Москвы сопротивление советских войск под Смоленском, в сентябре вермахт вместо наступления вглубь территории СССР вынужден был расправиться с советскими войсками под Киевом

    исторический факт киевской операции есть, на насколько же лживо описаны условия ее проведения!
    Но тут на пути вермахта встали созданные для победного марша по Европе новоиспечённые советские дивизии
    и снова ложь!
    дальше не хочу даже продолжать - Такое впечатление, что статья опубликована не по документам, и даже не по википедии, а по мотивам позорных книжонок вроде ледокола, набора больных фантазий.
    добавить хочу так же совершенно бредовое описание целей, которые ставили себе Япония и Германия в войне. Немцы НИКОГДА не планировали движение до Владивостока. Японцы никогда не планировали взятие Вашингтона.
    И автор статьи даже не посчитал нужным огласить официально озвученные цели вступления этих стран в войну,
    не говоря уже о стратегических мотивах.
    Очень жаль, что сейчас нельзя ставить минусы. Я бы этой статье, состоящей из кучи подлогов и передергиваний, поставил жирнющий минус!
  6. +1
    17 января 2018 12:55
    хочется написать свое видение насчет причин поражений РККА в 41 году.
    основная причина - слабая управляемость армии во всех аспектах. От технологий связи и недостатка транспорта снаряжения, до опыта личного состава и недостатка образования. Это проявилось во многих направлениях - недостоверная информация о состоянии войск, неверная оценка потребностей армии, неверная оценка реальной боеспособности, на основе этого нереальные планы и заказ промышленности и т.д.
    из-за этого формально многочисленная и даже укомплектованная большим числом единиц боевой техники, в реальности армия в разы уступала по боеспособности армии Германии, не помогала даже высокая моральная подготовка. Хочется напомнить, что и у немцев все обстояло далеко не так радужно, как многим кажется.
    У них тоже проблем хватало, но они решались из-за более подготовленного персонала.
    Хочется вспомнить воспоминания одного связиста в первые дни войны, который рассказывал, как его роту, сидевшую в укреплениях (был даже дот), атаковал всего 1 немецкий взвод и бессилие, с которым он наблюдал, что они ничего не могут сделать и проигрывают бой.
    1. 0
      17 января 2018 13:51
      Цитата: yehat
      основная причина - слабая управляемость армии во всех аспектах. От технологий связи и недостатка транспорта снаряжения, до опыта личного состава и недостатка образования. Это проявилось во многих направлениях - недостоверная информация о состоянии войск, неверная оценка потребностей армии, неверная оценка реальной боеспособности, на основе этого нереальные планы и заказ промышленности и т.д.


      Это было. По обьективным причинам. Но только этим катастрофа 41-го года не может быть обьяснена.
      Цитата: yehat
      армия в разы уступала по боеспособности армии Германии,

      Нет! Не в разы. Но уступала заметным образом.
      Другая причина катастрофы - Как минимум , саботаж некоторых генералов и офицеров.
      Убеждённость командования Германии , что СССР - " колосс на глиняных ногах" , они не из пальца высосали. Были некоторые фактические причины так считать. Другое дело, что они переоценили " оппозицию" в армии и народе .
      1. 0
        17 января 2018 14:02
        причины так считать - финский зимний конфликт. Там было видно, что у РККА большие проблемы.
        Что любопытно, сценарий отвратительного руководства, как в Финском конфликте, был повторен Мехлисом при обороне в Крыму.
        1. 0
          20 января 2018 19:26
          Мехлис не был командующим!
      2. +1
        17 января 2018 17:20
        Нет! Не в разы

        именно что в разы. в основном за счет тактики, системы управления войска, подготовки САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ инициативных офицеров, гораздо более крупных сил обеспечения армии.

        например, возьмем авиацию. На начало войны индивидуальные навыки наших пилотов были не плохи, было много грамотных штурманов.
        Но, были проблемы большой парк устаревших самолетов, было мало вменяемых радиостанций, координация с земли часто была около нуля, наземные службы сопровождения, оповещения и разведки отсутствовали, не хватало специализированных разведчиков, аэродромные службы были укомплектованы минимально персоналом и техникой, инфраструктурой, запчастями и инструкциями по обслуживнаию - не могли обслуживать большое количество вылетов.
        Все это привело к тому, что очень часто наши в небе оказывались в меньшинстве, обладая подавляющим числом на земле. И соответственно, несли потери, отличающиеся в разы.
        это факт!
      3. 0
        18 января 2018 08:58
        Главные причины - ДВЕ.
        1-я - неверное планирование на случай войны. При ожидании главных сил немцев севернее полесья - наши решили атаковать, в ОТВЕТ , все равно, в другом месте - из КОВО. нашими главными силами...
        Как сказл сам же Тимошенко - выбьрали неудачный сцениарий вступления войну.
        2-я -- срыв исполнения приказов ГШ в округах в предвоенные дни..
        Остальные причины - их из очень много - - и общая неготовность армии воевать в этом году из-за незаконченных реформ и т.п. - вторичны хотя и тоже важны. Но они - усугубили первые две причины.
        1. 0
          18 января 2018 17:26
          винить в выборе планов нет смысла - немцы блестяще подготовились к началу войны, а исходные данные генштаба РККА не давали объективной картины. Например, боеготовность парка танков в приграничных мехкорпусах была завышена как минимум на 40%.
          Из-за повальной низкой грамотности командиров многие исходные детали плана были искажены и в итоге дали серьезный крен в сторону от фактов.
          Наконец, приведу 1 факт - зимой 40-41 гг. только 10% командиров РККА могли выполнить приказ о движении части, ориентируясь по карте. Движение по местности выполнялось втрое медленнее даже устаревших нормативов. О какой управляемости тут можно говорить?
          1. 0
            19 января 2018 08:36
            это все - "общая неготовность" РККА)))

            А неразумные планы на случай войны - идиотское и авантюрное размещение наших войск по которому мы должны были наступать по "неосновным" силам противника на юге СРАЗУ после нападения Германии пока он прет его главными севернее полесья - это и есть главная причина .. И тупое нежелание учитывать реалии армии - это и есть -- преступная авантюра..
            Т.е - есть основная причина - дурость самих планов на которые наложились бардак и измена в том числе на местах..
            1. 0
              19 января 2018 09:52
              да не было никакого нежелания. Готовились всерьез.
              Проблема была в другом. Мехкорпуса на маршах теряли 2/3 своего состава, в бою большинство их танков не пробивали далеко не толстую лобовую броню немецких танков, координация действий на поел боя была слабая, силы поддержки (артиллерия, пехота) практически никак не помогали. Размеры корпусов делали их медлительными и трудными к снабжению. Я оцениваю их реальную силу как 1/5 от той, что планировалась А это была основная ударная сила в западном ВО, которая постоянно курировалась высшим командованием. Такой чудовищный провал оценки - вот причина поражений в 41 году. Хочется напомнить, что РККА получила опыт в Испании, Финляндии, Монголии, маневрирование в Польше, 2 крупных учения, но этот опыт почти не попал в армию. Советские военные советники присутствовали в Германии и видели их учения и подготовку, так же советские агенты видели войну в Эфиопии. Но многих офицеров, участвовавших в боях, загнобили.
              1. 0
                19 января 2018 10:17
                Цитата: yehat
                Хочется напомнить, что РККА получила опыт в Испании, Финляндии, Монголии, маневрирование в Польше, 2 крупных учения, но этот опыт почти не попал в армию.

                Вы видимо представления не имеете, какие силы и средства участвовали в тех конфликтах, но серьезно говорить об опыте, который получили командиры и личный состав, могут лишь те кто не может сопоставить общую численность РККА и то с чем ей пришлось столкнуться 22 июня.
                1. 0
                  19 января 2018 12:08
                  вы видимо слишком наглы, раз можете уверенно говорить, о чем у меня есть представление.
                  1. 0
                    19 января 2018 22:22
                    Цитата: yehat
                    вы видимо слишком наглы,

                    Наглость здесь не причём, а есть данные, к примеру по Халкин-Голу, что там была группировка в 57 тыс. военнослужащих, т.е. полтора корпуса от силы. Ну и какой опыт фронтовых операций (про стратегические даже не говорю) могли получить военачальники РККА, участвующие в тех боях? Расскажите, если знаете...
              2. 0
                19 января 2018 10:27
                насчет загнобили самых лучших - не прокатит))) Прокатило бы лет так 20 назад или даже 210 но не сегодня)))

                Марши МК - это и есть - результат неверного размещения войск. Когда на Люблин в итоге из КОВО не поперли а начали гоняться за танками немцев которых не было))) Как сказал подчиненным Власов - мы носимся вдоль границы=фронта - чтоб у немцев создать впечатление что у нас танков много..... пугаем типа(((
          2. 0
            20 января 2018 19:24
            Вы местами цитируете Резуна-Суворова, а местами Марка Солонина. Оттуда ваши исторические знания.
            1. 0
              21 января 2018 14:51
              Если вы мне - то мне и моих "знаний" хватает))) а вот для резунов и солониных - мои "знания" как раз - как серпом по одном месту)))
      4. +1
        18 января 2018 17:18
        да какой саботаж! В армии тогда жилось офицерам очень не плохо, они реально были довольны!
        Нарушение дисциплины, откровенно не исполнение своих обязанностей, тупое почивание на лаврах без самообучения, воровство - вот весь ваш саботаж. И Павлов тому яркий пример.
        Из всей полосы войск на западном фронте только одна дивизия применила артиллерию в первые дни войны. По-моему, этого факта достаточно, чтобы описать происходящее.
        1. +1
          19 января 2018 08:41
          одним фактом ВСЁ "объяснить" - сложно))) И не стоит так уж по одной части ВСЁ объяснять)))
          Уж поверьте - за 10 лет ковыряния в теме , специально при этом не акцентируясь на "измену" нарисовалось слишком много фактов которые просто бардаком не объяснишь)))

          Вот вам факт - в ДВУХ разных округах, в ГАП и КАП , генералы уровня замкомандующих округом в ОДИН день - 19 июня, дают команды - изъять ВСЮ оптику и отправить ее срочно на поверку в окружную мастерскую - в Ригу и в Минск))) КАК вы сей факт сможете объяснить - бардаком??))

          Люди не знающие "нюансов" по оптике в артилерии - сразу несут ахинею - плановая проверка она такая плановая!!)))
          1. 0
            19 января 2018 09:54
            какое совпадение, а 1 января 40 года оба этих подозрительных типа не сговариваясь праздновали новый год. laughingПадение боеспособности было просто катастрофическим. Чем не саботаж
            1. 0
              19 января 2018 10:28
              если снижать б.г. умышлено - то вот и саботаж(((
            2. 0
              19 января 2018 16:20
              т.е вы не в курсе что в артиллерии не возят в окружные мастерские оптику ВООБЩЕ))))
              1. 0
                19 января 2018 16:29
                не надо людей по себе мерить
                и не надо судить, думая, что то, что ты придумал - единственный вариант.
                1. +1
                  19 января 2018 17:23
                  не понял -- вы об чем?))

                  Я вам привел пример с прицелами которые в ДВУХ РАЗНЫХ округах - изымались по устным указаниям генералов уровня замкомандующего округом и спросил ваше мнение - это бардак -- в ОДИН день - в корпусном и гаубичном полках - 19 июня, в те дни когда выводят по ПП приграничные дивизии??))

                  Увы - оптику в артилерии ВООБЩЕ не возят в окружные мастерские на поверки)) Это - не манометры в котельной))) Так что - попытка изъять прицелы и ВСЮ остальную оптику до кучи в КАП и ГАП - это не бардак а именно факт измены )))
                  1. 0
                    19 января 2018 17:30
                    эээ устные указания? значит, документальных подтверждений нет :)
                    тогда о чем вообще говорим?
                    может, по устным распоряжениям они еще заставляли наступать на Марс, а не на запад? am
                    1. 0
                      19 января 2018 19:04
                      ну началось...))

                      Вы щас прям как резун какой...))

                      Если про эти приказы написано в воспоминаниях или дневниках очевидцев - то это ПИСЬМЕННЫЕ доказательства. В ГАП под Брестом прицелы так и увезли в Минск..
    2. 0
      20 января 2018 19:23
      yehat 17 января 2018 12:55. Но вы забыли написать, что было очень много яловых сапог в которые должны были обуться бойцы Красной Армии при походе в Европу. Удивительно, что эти сапоги немцы не захватили. Видно советские сапоги не налазили на немецкие ноги и немцев тошнило от одного их вида. Вы напоминаете того австрийского солдата, который пошёл в атаку, а навстречу ему огромный русский воин с большой соплёй из носа. При виде этой сопли австрийца стошнило, он бросил винтовку и побежал в санчасть и попал в холерный барак. Почему вы пытаетесь оправдать немцев, что за этим стоит, кроме того, что вы хотите написать свою точку зрения, в отличии от всего, что было уже написано историками и военными. Вы же пишите словами проповедников США, как они видят войну в России.
      1. 0
        22 января 2018 11:55
        снова бред. какие нафиг оправдания немцев?
        рейх был откровенно грабительским и людоедским государством.
        ладно, унтерменши, почитайте как они своих типа арийцев гнобили
  7. 0
    17 января 2018 13:41
    Особо выделен незаслуженно преданный забвению советский план разгрома Германии и освобождения Европы в 1941 году,

    подробней бы об этом плане, в первые дни войны немцы у военнопленных изымали русско-немецкие переводчики.
    1. +1
      17 января 2018 13:55
      переводчики появились во время операции раздела польши, чтобы решать разграничительные вопросы. Я напомню, что тогда было налажено взаимодействие на уровне местного руководства армии.Не было это никак связано с нападением на Германию.
      наконец, я напомню, что у СССР и Германии были широкие контакты - например, танковая и авиационная школы, осмотр новейших вооружений, строительство немецкого авиазавода в Москве и т.д. Было бы очень странно НЕ обнаружить немецкие переводчики.
      1. 0
        17 января 2018 14:02
        Цитата: yehat
        переводчики появились во время операции раздела польши, чтобы решать разграничительные вопросы. Я напомню, что тогда было налажено взаимодействие на уровне местного руководства армии.Не было это никак связано с нападением на Германию.
        наконец, я напомню, что у СССР и Германии были широкие контакты - например, танковая и авиационная школы, осмотр новейших вооружений, строительство немецкого авиазавода в Москве и т.д. Было бы очень странно НЕ обнаружить немецкие переводчики.

        одно дело найти переводчик у ополченца под Москвой, а другое у солдат (не погранцов) на границе.
        1. 0
          17 января 2018 14:32
          у погранцов на границе с германией не должно быть немецких переводчиков???
        2. 0
          19 января 2018 10:26
          Цитата: 32363
          одно дело найти переводчик у ополченца под Москвой, а другое у солдат (не погранцов) на границе.

          Вообще-то в разведотделах приграничных округов это были штатные должности для офицеров. Да и в разведпунктах переводчики всегда существовали, так что найти переводчика в приграничном округе не такая уж проблема.
      2. 0
        18 января 2018 08:59
        не переводчики а - разговорники это называется. В РККА было много разговорников - по всем языкам - со ВСЕМИ странами соседями))) А т..к. война с Германией была наиболее вероятной в ТОТ момент то немецко-руских было в наличии больше)))
  8. +4
    17 января 2018 14:29
    Сколько можно этот фейк о самоустранении Сталина писать то? Есть журнал посещений,он в открытом доступе. Кто когда и во сколько посещал Сталина. Сумбурная статья,все в кучу и факты и домыслы. А начинать тогда уж надо с Плана Фриц разработанного генералом Марксом. А также плана подполковника Лоссберга. Ибо именно они были тем материалом на основе которого Ф. Паулюс и создал окончательный вариант известный как деректива 21 Барбаросса
  9. 0
    17 января 2018 16:24
    Сейчас легко рассуждать и осуждать.
    1. +1
      17 января 2018 17:30
      лучше рассуждать, чем молча глотать пропаганду из учебников или из книжек аля ледокол.
      я много лет изучал самые разные материалы, чтобы приблизительно понять, что происходило в 41-м. например, когда в июле-августе наши бомбардировщики летали без прикрытия бомбить немцев, где большинство и погибли, не меньше 70 элитных летчиков - истребителей из ленинградской системы ПВО(каждый их которых мог настрелять по 30-40 самолетов за войну) сидели на земле, потому что о них забыли во время передислокации и они долго сами добирались до действующих аэродромов, а потом долго ждали поступления машин, а ведь было достаточно несколько и16, которых было несколько тысяч (это из их собственных мемуаров). А потом слышны рассказы про слабую авиацию и необученных летчиков. Не авиация была слаба.примерно то же самое с танками.
  10. 0
    17 января 2018 17:39
    Немцы дошли до Москвы потому,что в кремле сидел трус,который не решился ударить первым...Да,СССР не был готов к войне и нам бы пришлось отступать ,но не до Москвы....Возможно до Киева,или Смоленска,но не до Москвы...Внезапный удар всей бомбардировочной авиации СССР где нибудь 20 июня 1941 года смог бы полностью спутать немцам все карты и нанести ощутимый урон...Разбомбить следовало 1) Железнодорожные узлы и аэродромы 2) Склады ГСМ и боеприпасов 3) Склады продовольствия и места скопления танковых частей ...После ударов советских ВВС по этим ключевым точкам,немецкие войска если и не потеряли бы способность к наступлению полностью,то наверняка,значительно утратили пробивную способность
    1. +2
      17 января 2018 18:46
      Немезида "Немцы дошли до Москвы потому,что в кремле сидел трус"
      Трусы в Кремле не сидели в те грозные времена
      Почитайте съезды ВКПб начиная с 15 съезда .и особенно политические отчеты ЦК..это говорилось уже 1927 году
      "XV СЪЕЗД ВКП(б)

      2-19 декабря 1927 г.

      ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА
      3 декабря НАРАСТАЮЩИЙ КРИЗИС МИРОВОГО КАПИТАЛИЗМА И ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР"
      http://www.hrono.ru/libris/stalin/10-13.html
      1.Усиление интервенционистских тенденций в лагере империалистов и угроза войны (в отношении СССР) есть один из основных факторов нынешнего положения.
      2.Стабилизация капитализма становится всё более и более гнилой и неустойчивой.
      На 16 съезде в ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА XVI СЪЕЗДУ ВКП(б)
      27 июня 1930 г."Теперь - экономический кризис почти во всех промышленных странах капитализма. Теперь- сельскохозяйственный кризис во всех аграрных странах. Вместо "процветания" - нищета масс и колоссальный рост безработицы. Вместо подъёма сельского хозяйства - разорение миллионных масс крестьянства. Рушатся иллюзии насчёт всемогущества капитализма вообще, всемогущества североамериканского капитализма в особенности. Всё слабее становятся победные песни в честь доллара и капиталистической рационализации. Всё сильнее становятся пессимистические завывания насчёт "ошибок" капитализма. А "всеобщий" шум о "неминуемой гибели" СССР сменяется "всеобщим" злобным шипением насчёт необходимости наказать "эту страну", которая смеет развивать свою экономику, когда кругом царит кризис."
      XVII съезд ВКП(б)

      26 января - 10 февраля 1934 г.

      Стенографический отчет Заседание первое (26 января 1934 г., вечернее).
      1.Дело явным образом идет к новой войне... фашизм стал теперь наиболее модным товаром среди воинствующих буржуазных политиков. Я говорю не только о фашизме вообще, но прежде всего о фашизме германского типа, который неправильно называется национал-социализмом, ибо при самом тщательном рассмотрении невозможно обнаружить в нем даже атома социализма
      2.Наконец, четвертые думают, что войну надо организовать против СССР. Они думают разбить СССР, поделить его территорию и поживиться за его счет. Ошибочно было бы полагать, что так думают только некоторые военные круги в Японии. Нам известно, что такие же планы вынашиваются в кругах политических руководителей некоторых государств Европы
      http://www.hrono.ru/dokum/1934vkpb17/1_2_1.php
      Читаешь и все как будто сегодня..
    2. +2
      17 января 2018 19:25
      "Разбомбить" с непросчитываемым результатом и встретиться с союзом всех капстран против СССР. Хорошо, что Сталин смотрел стратегически, поэтому СССР обеспечил мир на 50 лет вперед, как и говорил Сталин, и уверенно шел к превосходству над Америкой, пока не дрогнула верхушка КПСС
      1. 0
        17 января 2018 19:39
        Вы пишите глупость и самое печальное,что пишите ее осознанно и не понимаете сути...Германия уже воевала с Англией,а США вели с Германией не объявленную войну...Что до союзников Гитлера,то с ними СССР все равно пришлось воевать,только в невыгодных для себя условиях,ибо из за трусости кремля большая часть самолетов СССР сгорела на аэродромах,без всякой пользы,под ударами люфтваффе...
        1. +2
          17 января 2018 20:43
          .." командующий ВВС Ленинградского военного округа генерал-майор (а впоследствии Главный маршал авиации) А. А. Новиков. В своих воспоминаниях он подробно описывает первые дни войны и обстановку в Ленинграде в этот период. Новиков подчеркивал: он до конца осознал, что случившееся — не провокация или недоразумение только после допроса первого захваченного в плен экипажа Ju88 из отряда 3/KGr806, сбитого орудиями 194-го зенитного полка ПВО в ночь на 24 июня. По словам Александра Александровича, в лице командира экипажа лейтенанта Э. Саториуса (Е. Satorius) он встретил «жестокого и беспощадного врага, физически и духовно подготовленного к большой войне», чье ледяное высокомерие производило сильное впечатление"
          Кремль в Ленинграде был?
          ..далее тут
          http://www.solonin.org/article_udar-po-aerodromam
          -mifyi-i
          http://warspot.ru/2227-22-iyunya-1941-goda-srazhe
          nie-za-nebo
          http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/06.html
          Во всем виноват Путин . это уже сейчас проходим wink
          1. 0
            18 января 2018 12:21
            А кто назначал этого глупого человека командовать военным округом,разве не кремль?!
          2. 0
            18 января 2018 17:42
            Жуков Новикова впрямую обвинял в окружении Ленинграда и смерти около миллиона человек - настолько плохо человек организовывал подготовку города.
        2. 0
          18 января 2018 17:34
          прифронтовые аэродромы в большой степени были разбомблены из-за банального разгильдяйства. Систематически не выполнялись требования устава по обороне объектов и специальные приказы (вроде маскировки аэродрома). Не было налажено прикрытие от высотных разведчиков, не была создана вовремя система запасных аэродромов, аэродромные службы часто были недоукомплектованы.
          Новейшие самолеты получили, но только 40% пилотов умели их хоть как-то использовать, с обслуживанием их обстояло еще хуже. И т.д.

          но проще трусом одного человека обозвать...
          1. 0
            19 января 2018 07:46
            Во время войны в Испании бомбардировщики СБ уничтожили тяжелый крейсер франкистов и нанесли серьезные повреждения немецкому карманному линкору...Маскировка и прочее,это конечно упущения и серьезные,но основная вина лежит на кремле ,ибо именно кремль своевременно не отдал приказ ВВС СССР нанести упреждающий удар,который мог бы и безусловно сыграл бы существенную роль в отражении нападения гитлеровцев на СССР..
            1. 0
              19 января 2018 08:49
              какой еще упреждающий удар должны были нанести наши ВВС по немцам? Чо вы несете)))

              На майских КШИ проверяли действия наших ВВС - в случае нападения Германии . Немцы напали первыми но введеная б.г. заранее в ВВС, расредоточение полков и маскировка не позволили немцам уничтожить наши ВВС хотя немцам в РАЗЫ завысили их силы))) Я так понимаю - об этих КШИ после которых, 24 мая Сталин и проводил совещание с ком ВВС ВСЕХ округов - вы и не слыхали поди)))
              1. 0
                19 января 2018 09:50
                Несло Сталина,не отдавшего своевременный приказ армии...Стадо баранов во главе со львом - львы ! Прайд львов во главе с бараном - бараны ! И этот ваш Новиков был назначен Сталиным и компанией,а не Гитлером...
                1. +1
                  19 января 2018 10:29
                  Это Сталин - баран??)) ну ну..)))
              2. 0
                19 января 2018 09:59
                есть же видео штурмовки аэродромов. особенно интересны съемки с бортов ме-110.
                на большинстве наших аэродромов не было никаких мер обороны - не было маскировки, самолеты стояли плотно рядами.
                1. 0
                  19 января 2018 10:34
                  И это при том что приказ о повышеной б..г отдан был 18-го и приказы о маскировке и запрете скученного и линейного размещения - также 18-го(((

                  Павлов в 1.30 22-го ставит задачи Копцу и Таюрскому - поднимать и рассредоточить ВВС, привести в полную б.г. а те отвечают - уже и расредоточены самолеты и замаскированы - по приказу НКО (((
                  Павлов в 3 часа дает ВСЕМ приказ- вскрывать и красные пакеты а в ВВС у копцов приказ на ПОВЫШЕННУЮ б.г. отдают только ПОСЛЕ нападения только. Да еще запрещают вступать в бой летчикам а курсантам - продолжать полеты не обращая внимания на немцев..
                  Бардаком сие назовете ?.
          2. +1
            19 января 2018 08:44
            бардаком не сложно измены прикрыть)) .. НО - 21 июня началось - отмена копцами введеной 18 июня повышеной б.г. в ВВС округов, снятие оружия и слив топлива - это бардак по вашему??)) Москва ТОЧНО на ЭТО не давала команд - отменять введеную ГШ готовность №2 в ВВС)))
        3. 0
          19 января 2018 10:30
          Цитата: Немезида
          Вы пишите глупость и самое печальное,что пишите ее осознанно и не понимаете сути..

          Прочтите доклад по итогам финской войны - может тогда поймете, почему Сталин понимал невозможность начать крупномасштабную войну против Германии, лучшей армии мира в то время.
          1. 0
            21 января 2018 16:58
            Тот кто только обороняется всегда проигрывает...Сталин отказался от упреждающего удара по Германии бомбардировочной авиации,а потом,потеряв львиную долю авиации гнал в самоубийственные атаки танки и пехоту без прикрытия ВВС...Не вижу в действиях Сталина ни ума ни логики...
            1. 0
              22 января 2018 07:58
              А
              это он гнал войска в первые дни что ли- он ВВС потерял что ли??))) Вы о майских КШИ что нить слышали ? Если бы знали что это за КШИ были - то поняли бы почему ВСЕХ командующих ВВС растреляли в итоге - ВСЕХ округов кроме ОдВО..
              1. 0
                22 января 2018 08:48
                У плохого царя всегда народ и бояре виноваты. Бояр назначает сам царь. Если плохи бояре,значит и царь никакой...А если народ виноват,то катился бы такой царь из России...
    3. 0
      18 января 2018 09:02
      да вы стратег )))
  11. +2
    17 января 2018 20:03
    Совершенно бредовая статья. Автор даже не удосужился почитать директиву 21. И пишет явную ерунду вроде
    Четыре недели выделялось вермахту для разгрома основных сил Красной Армии до рубежа рек Западная Двина – Днепр, после чего предполагалось восстановить оперативную связь между группами армий «Центр» и «Юг» в районе Гомеля позади Припятских болот.

    А вот как в реальности выглядел план
    Таким образом будут созданы предпосылки для поворота мощных частей подвижных войск на север, с тем чтобы во взаимодействии с северной группой армий, наступающей из Восточной Пруссии в общем направлении на Ленинград, уничтожить силы противника, действующие в Прибалтике. Лишь после обеспечения выполнения этой неотложной задачи, за которым должен последовать захват Ленинграда и Кронштадта, следует приступить к операциям по взятию Москвы как важного центра коммуникаций и военной промышленности.

    Если для автора поворот на север и поворот на юг это одно и то же, то обсуждать нечего.
  12. +1
    17 января 2018 21:12
    Автор: Сергей Лебедев пишет:
    Особо выделен незаслуженно преданный забвению советский план разгрома Германии и освобождения Европы в 1941 году, а также его роль в срыве немецкого плана стремительного разгрома Красной Армии и оккупации территории СССР вплоть до самого Урала.

    Хотелось бы узнать откуда автор взял реквизиты этого плана, или хотя бы ссылки на него в руководящих документах наркомата обороны 1941 года, не говоря уж про другие силовые структуры СССР того времени.
    Думаю, что этот "план" плод воображения недобросовестных "историков" вроде Солонина или Резуна, которые не имеют представления о военном планировании того времени. Жаль что такую глупость распространяют все кому не лень.
    1. 0
      18 января 2018 17:38
      нет, план не плод. Он реально существовал. Просто было еще 28 планов обороны , о которых я знаю. И утвержден был только один и не тот, на который ссылка. А автор статьи что-то об этом ни слова...
      1. 0
        18 января 2018 22:18
        Цитата: yehat
        нет, план не плод. Он реально существовал.

        Если вы так утверждаете, то потрудитесь дать его точное название, дату утверждения и постановление правительства о разработке такого плана. Надеюсь вам объяснять не надо, что помимо военного планирования, план войны с Германией должен кардинально менять годовой (пятилетний) народно-хозяйственный план всей страны - так что тащите сюда хотя бы номер Постановления правительства и ЦК, чтобы вас воспринимали серьезно при обсуждении предвоенного планирования.
        1. 0
          19 января 2018 10:01
          вы путаетесь. не план войны, а план обороны. и не правительства, а генштаба.
          а правительство знало только об одном - утвержденном плане.
          1. 0
            19 января 2018 10:32
            Цитата: yehat
            вы путаетесь. не план войны, а план обороны. и не правительства, а генштаба.

            Хорошо, приведите общий план обороны СССР, разработанный в ГШ - только не на словах и не рассказывая про 28 планов, а конкретный, утвержденный на уровне правительства страны.
      2. 0
        18 января 2018 22:24
        Цитата: yehat
        Просто было еще 28 планов обороны ,

        Вы сами то верите, что в генштабе хватало людей чтобы создать эти 28 планов обороны? И потом, против кого конкретно обороняться - не потрудитесь рассказать, с учетом протяженности наших границ, начиная с Финляндии и кончая Дальним Востоком.
        1. 0
          19 января 2018 08:51
          28 планов - это лихо)))
          1. 0
            19 января 2018 10:04
            планы на случай войны с Польшей, планы на случай войны с Англией, планы на Японию,планы на турцию и персию, планы на границе с манчжурией и китаем, планы с финляндией, планы с Румынией. 28 - не так уж и много.
            1. 0
              19 января 2018 10:33
              Цитата: yehat
              планы на случай войны с Польшей, планы на случай войны с Англией, планы на Японию,планы на турцию и персию, планы на границе с манчжурией и китаем, планы с финляндией, планы с Румынией. 28 - не так уж и много.

              Реквизиты этих планов ГШ сможете сообщить?
            2. 0
              19 января 2018 10:35
              мы вообще то как бы о войне с Германией говорим)))
  13. 0
    17 января 2018 21:18
    В кампанию 1942 года вермахту оставалось, захватив Западную Сибирь и Среднюю Азию, завершить свой поход на СССР.

    Это полная ахинея - Гитлер этого даже в бреду не планировал.
    1. 0
      18 января 2018 17:39
      Гитлер планировал захват территорий до Урала и движение в Персию к Индии.
      Примерно то же самое, что планировал Наполеон.
      1. 0
        18 января 2018 22:20
        Цитата: yehat
        Гитлер планировал захват территорий до Урала и движение в Персию к Индии.

        Никто вас не тянул за язык - давайте документ, где Гитлер ставил задачу создать хотя бы план этих завоеваний. А мечты об этом никого не волнуют - с таким же успехом можно говорить что он и США мечтал завоевать, раз объявил им войну в 1941 году.
        1. +1
          19 января 2018 00:27
          До Урала не было вроде бы. А вот движение в Персию и Ирак была директива 32
          в) когда для этого создадутся предпосылки вследствие развала Советского Союза, подготовить операции моторизованного экспедиционного корпуса из Закавказья против Ирака, связанные с операциями, указанными в пункте «б»
          1. 0
            19 января 2018 10:37
            Цитата: Bakht
            в) когда для этого создадутся предпосылки вследствие развала Советского Союза, подготовить операции моторизованного экспедиционного корпуса из Закавказья против Ирака, связанные с операциями, указанными в пункте «б»

            Это всего лишь предположение, обусловленное словом "когда" - предпосылок может вообще не появится.
            Нельзя строить реальный план действий, если неизвестны результаты реализации предшествующих боевых действий, потому что это будет профанацией.
            1. +1
              19 января 2018 13:17
              Возможно Вы и правы. Но.... Вы просили документ? Документ есть. Вполне официальный, напечатан в 9 экземплярах, завизирован Верховным (то есть Гитлером). Точно такой же как и директива 21 (план Барбаросса).
              1. 0
                19 января 2018 22:08
                Цитата: Bakht
                Документ есть.

                Приводите его реквизиты и ссылку, и дело с концом - тогда мы и посмотрим что это за документ. Кстати, завизированный документ еще не означает что он вступит в силу без распорядительного указания - это всего лишь означает что начальник его изучил, но решение по нему может быть отложено. Это обычная практика представления документов на высоком уровне.
                1. 0
                  20 января 2018 01:16
                  Я же сказал Директива 32. Паны дальнейших лпераций. Точно такие же составлялись о директиве 21. Все прекрасно знают чем это кончилось
                  http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/
                  1011943
                  1. 0
                    20 января 2018 11:13
                    Цитата: Bakht
                    Я же сказал Директива 32.

                    Интересно вы хоть прочли её до конца и поняли что в ней написано?
                    "Директива № 32 «Подготовка к периоду после осуществления плана операции “Барбаросса”»
                    11.06.1941"
                    Смысл слова "после" надеюсь переводить на военный не надо, тем более что война с Великобританией не закончена?
                    Но самое главное вот этот последний пункт:
                    г) Прошу господ главнокомандующих в соответствии с этими предварительными замыслами составить планы, продумать и провести соответствующую организационную подготовку и своевременно доложить мне результаты, чтобы я мог разработать окончательные директивы уже во время похода на Восток.

                    Специально перевожу для тех, кто не понимает смысл военных директив - Гитлер сообщает в июне 1941 года, когда еще не началась война с СССР, о ВОЗМОЖНЫХ дальнейших действиях вермахта после окончательного разгрома РККА. А слова "прошу" вместо слово "приказываю разработать" говорит о том, что Гитлер просто хотел узнать мнение военных насчет возможностей вермахта после окончания войны с СССР. Не думаю, что в сентябре-октябре 1941 года немецкие полководцы могли поверить что им удастся планируемый Гитлером поход на Восток и Азию, после того, как план Барбаросса провалился на начальном этапе.
        2. 0
          19 января 2018 10:10
          все в майн кампф написано, есть куча комментариев штабных офицеров перед войной
          та же директива 21 как раз описывает планы до урала.
          Герингу был поставлен ясный ориентир - действия авиации до урала.
          ниже привели ссылку на директиву 32 про движение на юг. Все есть.
          Господи, да любая шишка в мемуарах про все эти планы пишет - и Гудериан, и Кесельринг и другие.
          1. 0
            19 января 2018 10:39
            Цитата: yehat
            Герингу был поставлен ясный ориентир - действия авиации до урала.

            Бомбардировка тылов противника не означает конечную цель сухопутной операции - это азбука.
            ниже привели ссылку на директиву 32 про движение на юг. Все есть.

            Вы внимательно в неё вчитайтесь и если обладаете военными знаниями, то поймете что означает слово "предпосылки".
          2. +1
            19 января 2018 13:22
            Немного не так. В директиве 21 планы до Урала не прописаны. Даже пресловутая линия А-А не указана. Директива 21 указывала целью разгром основных сил Красной Армии. И принуждение СССР к капитуляции. Никто до Урала идти не собирался.
            Директива 32, напротив, указывала на возможные операции опять же после разгрома СССР и... самое важное, крушение обороны англичан на Ближнем Востоке. Причем основной упор в директиве 32 делался на Турцию. И основная группировка должна была действовать через территорию Болгарии и Турции. Закавказье это было вспомогательное направление. Об Индии вообще нет ни слова.
  14. +1
    18 января 2018 08:46
    ""Советский план противодействия агрессии нацистской Германии базировался на плане стратегического развертывания вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками от 15 мая 1941 года ""

    -- еще один резун(((

    Никак не могу понять - откуда они все лезут и лезут то?)))

    КАК можно черновик Генштаба коих было НЕСКОЛЬКО ибо Генштаб ОБЯЗАН сочинять РАЗНЫЕ варианты на случай возможной войны с вероятным противником - выдавать за рабочий, утвержденный в правительстве документ???

    ""Основными причинами срыва реализации плана у СССР следует считать ошибочное предположение размещения основных сил вермахта в составе группы армий «Юг», ""

    -- чушь.. НЕ БЫЛО такого предположения))
    Автору - очередному то ли резуну то ли фальсификатору а то ли - лентяю не желающему читать ничего кроме рещунов -- изучить засекреченную с 1969 года до 1992 годо книгу М.В. Захаров "Накануне великих испытаний" да - "Генеральный штаб накануне войны", также работу ДСП от Института военной истории - "1941 год - уроки и выводы" и того же Баграмяна мемуары -- чтобы понят - кто где чего ждал)))) какие вообще были планы -- в ГШ и какие утверждались Сталиным...

    Одно радует не прячется автор под кликухой сетевой как многие резуны))))

    С уважением, Козинкин Ол.
    1. 0
      18 января 2018 17:40
      тут еще один нюанс - как армия могла успеть реализовать план, подписанный за месяц до войны )))
      1. 0
        19 января 2018 09:02
        самое смешное - что общий вывод войск который начался в конце мая и тем более в июне шел - привязан к картам от середины мая))))

        Жуков начал сочинять сей план в конце апреля еще)) Сразу после того как с Токио подписали договор о нейтралитете. После чего Жуков великий стратег и решил - Япония нам больше не грозит войной если мы первыми ударим по Германии и можно - врезать и первыми )) И тут он и начал сочинять сей план. - упреждающего удар -- "от 15 мая"))) Сталин дуракам в ГШ по голове за сию дурость настучал и объяснил что Япония которую Жуков вообще не упоминает как вероятного противника в "плане от 15 мая" - в этом случае все равно ОБЯЗАНА будет помочь Гитлеру и минимум объявит ССР войну.))) В округа Жуков уже скинул 5-6 мая директивы на новые ПП - под план упреждающего удара но после нагоняя от Сталина эти ПП кроме округов не отрабатывали - в армиях, корпусах и дивизиях новые ПП не отрабатывал вообще. А отправленные вместо начала июня - к 20 июня новые ПП из округов в ГШ - там и остались не рассмотренными)))
        Но когда начался вывод войск по ПП в начале середине июня - реально он шел по картам майским))) к "плану от 15 мая")) (двухтомник по ответам командиров уже вышел осенью 2017-го а к весне выйдет трехтомник по предвоенным планам и директивам ГШ ДО 22 июня - С. Чекунова))))
    2. 0
      20 января 2018 22:04
      Цитата: В.С.
      С уважением, Козинкин Ол.

      Прошу прощения,Олег,не Вы ли автор книг :"Кто проспал начало войны","Тайна трагедии 22 июня"."Почему не расстреляли Жукова"? Скачал на "Милитере.ру".Весьма интересно ,спасибо за труд. hi
      1. 0
        21 января 2018 14:53
        Хотите двухтомник последний скину - "Тайна трагедии 22 июня"??? Ящик в личку давайте)))

        Сейчас готовлю писанину на Резуна с Солониным как раз)) Там покажу максимально хронологию июня)))
  15. 0
    20 января 2018 19:04
    Конев как-то отвечал на вопрос заголовка статьи: - "Правду сказать нельзя, а врать не хочу".
    У меня ощущение, что Сталин с НКВД - союзники Гитлера. Как минимум первый год войны. Вольные или нет - другой вопрос. Сталин так боялся за свою власть, что уничтожил весь руководящий состав армии. Или загнал в тюрьму. Пришли вместо профессионалов неучи и "комсомольцы". Когда началась война, Гитлера поддержал НКВД.
    Командующие всех уровней ждали указаний лично товарища Сталина. А их не было. Немцы спокойно окружали и уничтожали части. Если командиры начинали воевать самостоятельно, то приезжали НКВДшники и расстреливали боевых командиров. Не потому-ли Конев молчал?
    Когда креслице закачалось, Сталин заскулил: "Братья и сестры, спасите мою власть..." Интересно, сколько миллионов НКВДешники расстреляли (в первую очередь офицеров), как "дезертиров" и "шпионов", помогая гитлеровцам уничтожать личный состав? Оценки есть?
    1. +1
      20 января 2018 21:02
      Это у вас от баварского пива?
      1. +2
        21 января 2018 14:54
        "" Если командиры начинали воевать самостоятельно, то приезжали НКВДшники и расстреливали боевых командиров.""

        жуть))))
    2. 0
      20 января 2018 22:07
      Цитата: НэТ
      У меня ощущение, что Сталин с НКВД - союзники Гитлера. Как минимум первый год войны.

      Эк Вас торкнуло,болезный fool
    3. 0
      22 января 2018 11:57
      ожидание директив - это не то, чего ждал Сталин. Кстати, в его власти было далеко не все.
      они ждали, чтобы не подставиться для подковерной игры на более низком уровне.
  16. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  17. +2
    21 января 2018 01:38
    Ахтунг-ахтунг. Это не историк, а генератор бреда. Он уже писал тут в 2014.
  18. 0
    21 января 2018 20:37
    Что это за пародия на военно историческую тему? Материал кусками надерган у разных авторов, включая трепача Суворова. Вдруг ни с того ни с сего "слезы Жукова" , а чего стоит фраза "с подачи своих соратников Сталин взял руководство"...Да, трудное было время и было не до сантиментов.
    Однако, этому "иксперту" надо бы знать факты, в том числе о замечательной победе Красной Армии в конце ноября (17 ноября -2 декабря)1941г под Ростовом, когда под командованием маршала Тимошенко была разгромлена группировка не знавшего поражений Клейста и немцы 28/29 ноября 1941г бежали из Ростова более чем на 120км на позиции Миус фронт! А следом, всего ч/з три дня, последовало контрнаступление Красной Армии под Москвой! О каком стратегическом выигрыше немцами кампании 41-го можно говорить, если после этих контрударов Красной Армии стало ясно, что они войну с Советским Союзом неизбежно проигрывают!
    Удивляет, что серьезный сайт ВО всю эту чепуху публикует. Разве, для легкого обсуждамса?
    1. 0
      22 января 2018 14:17
      Цитата: gerkost2012
      Удивляет, что серьезный сайт ВО всю эту чепуху публикует. Разве, для легкого обсуждамса?

      Действительно, здесь публикуют всякую малограмотную чушь, но видимо от этого зависят доходы владельцев ресурса.
  19. +1
    22 января 2018 10:49
    ""У плохого царя всегда народ и бояре виноваты. Бояр назначает сам царь. Если плохи бояре,значит и царь никакой...А если народ виноват,то катился бы такой царь из России..""


    -- демагогия. ВСЕГДА вокруг царя и были и есть и будут херовые бояре . И у плохого царя - такие бояре все изгадив все и прокакивают. У хорошего - такие бояре на кол подсаживаются регулярно..

    У Ивана Грозного - были КАКИЕ бояре? Он - свою задачу исполнил? Исполнил..
    У Петра были негодные бояре? Были. Петр свои задачи исполнил? Исполнил.

    Сталину была оппозиция? Была. Гадить пытались ? Пытались. ДРУГИЕ у него бояре были? НЕ БЫЛО, Он свои задачи по сохранению страны и спасению от Запада смог? Смог. Бояр на кол сажал или как горби и ЕБН с ними страну гондонил? Сажал... И достаточно быстро... Но некоторые успевали нагадить все равно...
  20. 0
    23 января 2018 18:47
    Первым в войне погибает... план войны, как стратегический, так и тактический.

    18-20-летние пацаны могут только ГЕРОЙСКИ ПОГИБНУТЬ против 30-40 летних профессионалов. Это корень беды 1941-ого для РККА.