Какие вертолётоносцы получит российский флот?

В начале января 2018 года со ссылкой на свои источники в отечественном оборонно-промышленном комплексе ТАСС сообщило о том, что Минобороны России и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) договорились о том, что постройка российских вертолетоносцев начнется в 2020 году. Строительство новых кораблей для ВМФ России будет вестись в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь». Собеседник агентства отметил, что на предприятии уже начата масштабная реконструкция производственных мощностей, включая возведение цеха, позволяющего вести постройку новых вертолетоносцев и эсминцев «Лидер», строительство которых также доверят «Северной верфи».

По планам «Северная верфь» построит сначала два вертолетоносца, после чего приступит к постройке атомных эскадренных миноносцев проекта «Лидер». Опытно-конструкторские работы по российским вертолетоносцам начнутся в 2018 году, в 2020 году планируется начать работы по строительству головного корабля с поставкой его российскому флоту в 2024 году, производство первого и единственного серийного вертолетоносца запланировано на 2022 год с передачей его флоту в 2026 году, уточнил собеседник агентства ТАСС. При этом в ТАСС отмечают, что не располагают подтверждением данной информации. Стоит отметить, что ранее заместитель министра обороны России Юрий Борисов говорил журналистам о том, что первый российский вертолетоносец появится примерно к 2022 году.

Ранее другой источник агентства говорил о том, что перспективные российские вертолетоносцы получат дизель-газотурбинную энергетическую установку. По его словам, основу авиагруппы новых кораблей составят вертолеты Ка-52К «Катран», поставка которых будет синхронизирована с поставкой вертолетоносцев флоту. Также на кораблях смогут базироваться вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31.


Первая попытка обзавестись УДК

Необходимость нахождения в составе флота универсальных десантных кораблей, которые могли бы выполнять роль ядра экспедиционных соединений, высаживая десанты морской пехоты на большом расстоянии от своих баз (в том числе вне зоны действия береговой авиации), руководство ВМФ Советского Союза полностью осознало еще в 1980-е годы. Первыми в СССР кораблями данного класса должны были стать суда проекта 11780. Эти УДК успели получить шутливое прозвище «Иван Тарава», которое им дали за свое сходство с универсальными десантными кораблями типа Tarawa военно-морских сил США. УДК проекта 11780 имели нормальное водоизмещение – 25 000 тонн. Автономность плавания оценивалась в 30 суток, максимальная скорость хода – 30 узлов, при плавании экономичным ходом – 18 узлов корабли могли преодолеть 8000 морских миль. Максимальная десантовместимость УДК оценивалась в 1000 человек, состав авиагруппы – 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В противолодочном варианте корабль мог принять до 25 вертолетов Ка-27.

макет УДК проекта 11780

Главным лоббистом строительства УДК проекта 11780 был не столько главкомат ВМФ, сколько Генеральный штаб. Советским военным был необходим инструмент, который позволил бы им силовым путем отстаивать интересы страны в отдаленных регионах мира, даже в том случае, если там не было ни дружественных СССР государств, ни вооруженных просоветски настроенных организаций и движений. Характеристики и состав оборудования кораблей проекта 11780 позволяли использовать их и в качестве кораблей управления, а также в составе поисковых ударных групп, основным предназначением которых было бы уничтожение подводных лодок противника.

Распад Советского Союза остановил реализацию данного проекта, сделав постройку кораблей на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве неактуальной. Корабли так и остались лишь проектом, ни один из двух планируемых УДК не был заложен. Сказалось и то, что корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться лишь на Черноморском ССЗ в Николаеве, где в те же сроки планировалось начать строительство авианосцев проекта 1143.5. Генеральный штаб большее значение придавал постройке УДК, а флот отстаивал авианосцы. Начавшаяся «борьба за стапель» сторонниками постройки УДК была проиграна.

Вторая попытка: приобретение УДК за границей

К середине 2000-х годов экономическое положение в стране стабилизировалось. На фоне высоких цен на нефть и роста экономики в России снова задумались о получении весомых инструментов по отстаиванию своих политических интересов в различных уголках мира. Принимая во внимание не самое лучшее положение российской промышленности и полное отсутствие опыта постройки кораблей данного класса, УДК было решено приобретать у иностранных производителей. Так началась знаменитая эпопея с «Мистралями».

ДКВД «Роттердам»

По имеющей сегодня информации, можно говорить о том, что российское военно-морское руководство рассматривало целый ряд иностранных проектов подобных кораблей. Наибольший интерес вызывали южнокорейский проект УДК типа «Токто», а также нидерландский десантный вертолетоносный корабль док (ДВКД) «Роттердам». Далее по степени привлекательности для российских военных были испанский «Хуан Карлос I», по образцу которого были построены также УДК типа «Канберра» для нужд Королевского австралийского флота.

Однако политическая конъюнктура, а также договороспособность французов, которые соглашались на передачу технологий, привела к тому, что предпочтение российских адмиралов было отдано проекту УДК типа «Мистраль». Первоначально Россия рассчитывала купить 4 корабля данного типа, два из них планировалось построить во Франции с участием предприятий из России, а еще два уже непосредственно на российских судостроительных заводах. В итоге было подписано соглашение о постройке двух кораблей общей стоимостью 1,15 миллиарда евро, в стоимость была включена передача технологий, подготовка и обучение экипажа, поставка дополнительного оборудования, включая десантные катера.

17 июня 2011 года контракт на поставку двух кораблей был окончательно подписан. В составе российского флота корабли должны были получить названия «Владивосток» и «Севастополь». В первой половине 2014 года началось обучение российских моряков управлению и обслуживанию данных УДК. 15 сентября 2014 года «Владивосток» с российским экипажем на борту выходил в море на ходовые испытания. Обучение экипажей проходило на фоне разрастания украинского кризиса 2014 года, который в итоге привел к тому, что Франция отказалась от выполнения контракта. В российский бюджет вернулась заплаченная за корабли денежная сумма, а сами УДК были проданы Египту, который в свою очередь приобрел у России вертолеты и оборудование для них. Стоимость приобретаемых египетской стороной вертолетов и оборудования оценивается в сумму более одного миллиарда евро.
УДК типа «Мистраль»


Третья попытка: перспективные УДК российского производства

Неудача, которой обернулась попытка приобрести УДК иностранного производства, не убавила у российского военного руководства интереса к кораблям данного класса. Только теперь Россия собирается построить десантные вертолетоносцы уже собственными силами, работы над их проектированием начались практически сразу же после того, как стало ясно, что Франция не станет выполнять заключенный контракт. По информации журналистов «Известий», в настоящее время в нашей стране ведется проработка двух концепций будущего десантного вертолетоносца. В рамках одной из них планируется строить ДКВД по образцу нидерландского «Роттердама» водоизмещением порядка 14 тысяч тонн и авиагруппой из 6-8 вертолетов, а также док-камерой, рассчитанной на 2-4 десантных катера. Подобный корабль должен обеспечить переброску и высадку на берег до батальона морской пехоты максимальной численностью около 500 человек с вооружением и техникой.

В рамках второй концепции планируется строительство УДК классической авианосной архитектуры, обладающего сквозной полетной палубой, водоизмещением порядка 24 тысяч тонн. Такой корабль должен получить более масштабную авиагруппу – порядка 20 вертолетов, реализуя концепцию проведения загоризонтной высадки десанта в две волны, с доставкой на берег тяжелого вооружения и техники, а также части личного состава на десантных катерах по морю, а части с легким вооружением – по воздуху. Численность десантников на корабле данного типа должна будет составлять более 900 человек.

Обе концепции предусматривают возможность применения вертолетоносцев и в качестве кораблей управления, и в качестве плавучих баз во время проведения спасательных/гуманитарных операций, а также решения других задач. По оценкам собеседников интернет-портала iz.ru в военном ведомстве, потребности российского флота в подобных судах оценивается в 6-8 единиц в оптимальном варианте и в 4 – в минимальном. Пока же планируется построить серию лишь из двух кораблей. Два корабля не обеспечат флоту возможности постоянного присутствия в необходимых районах, но позволят при необходимости сформировать ядро экспедиционных сил, которые будут в состоянии решать задачи на удаленных театрах военных действий по мере возникновения необходимости. При этом полезность десантных вертолетоносцев, используемых в качестве мобильных баз, предназначенных для оперативного развертывания воинских контингентов во время локальных конфликтов, была доказана многократно, начиная еще с 1960-х годов.

Эскиз перспективного российского УДК

Четыре подобных корабля в составе ВМФ России позволили бы постоянно держать в море один вертолетоносец, еще один – в состоянии немедленной готовности, третий – в состоянии выйти в море на боевую службу через несколько недель, в то время как четвертый корабль мог бы проходить модернизацию или длительный ремонт. Наличие 6-8 кораблей данного класса позволило бы российскому флоту своевременно наращивать или ротировать свои силы в тех регионах, где потребуется. Еще в середине 2015 года Анатолий Шлемов, занимавший должность начальника департамента Гособоронзаказа ОСК, говорил о том, что стране необходимы 6-8 вертолетоносцев, а Минобороны оценивало потребности ВМФ в 4 корабля проекта «Прибой».

Пока же есть планы на постройку лишь двух десантных вертолетоносцев. Так 25 мая 2017 года замминистра обороны России Юрий Борисов рассказал журналистам о том, что в государственную программу вооружений до 2025 года включили два вертолетоносца, при этом он не стал тогда уточнять о каких проектах идет речь. Больше всего информации известно сегодня о УДК проекта «Прибой», макет которого был впервые продемонстрирован еще в рамках работы форума «Армия-2015». В Министерстве обороны России говорили о том, что данный проект является альтернативой французским «Мистралям». При этом на «Прибоях» все будет российским: авиационное крыло, десантно-высадочные средства, а также оружейные системы.

Известно, что УДК проекта «Прибой» будут иметь водоизмещение порядка 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Максимальная скорость корабля составит 20 узлов (крейсерская примерно 15-16 узлов), максимальная дальность плавания – 6 000 морских миль, автономность совершаемого похода – до 60 суток. Противовоздушную оборону корабля собираются доверить зенитному ракетно-артиллерийскому комплексу морского базирования «Панцирь-М». На взлетной палубе «Прибоя» сможет разместиться до 8 вертолетов: противолодочных Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 или ударных Ка-52К. Помимо этого корабль будет нести на борту два десантных катера «Мурена» проекта 12061М и четыре десантных катера «Серна» проекта 11770М. Предполагается, что на его борту смогут разместиться порядка 500 десантников и до 60 единиц разнообразной военной техники. По заявленным возможностям корабль будет близок десантным кораблям докам типа «Роттердам».

Макет перспективного российского УДК

При этом специалисты отмечают, что у России пока что нет серийных вертолетов морского базирования, которые в полной мере отвечали бы возможностям новых кораблей. Для полноценного использования всех возможностей современных УДК необходимы более тяжелые вертолеты, чем имеющиеся на российском флоте Ка-27 и Ка-29 (может взять на борт до 16 солдат), способные взять на борт до взвода солдат и более наподобие европейского EH-101 (30 солдат) или американских MH-47 (от 33 до 55 солдат) и CH-53 (до 38 солдат).

Известно, что в настоящее время концерн «Вертолеты России» работает над созданием нового семейства вертолетов морского базирования, работы ведутся под шифром «Мурена», при этом предполагаемые характеристики данного вертолета по-прежнему являются закрытой информацией. В то же время за огневую поддержку десанта уже готов отвечать ударный вертолет Ка-52К, который стал палубным вариантом известной боевой машины армейской авиации, хорошо показавшей себя во время конфликта в Сирии.

В зависимости от того, какой именно проект вертолетоносца будет выбран для российского флота – УДК водоизмещением 14 тысяч тонн или 24-тысячный УДК, цена головного корабля составит 30-50 миллиардов рублей. Стоимость авиагруппы для корабля подобного класса может составить еще 20 миллиардов рублей. Но даже при такой стоимости десантные вертолетоносцы по-прежнему будут оставаться достаточно экономичным средством проекции силы.

Источники информации:
https://iz.ru/694802/ilia-kramnik/s-opozdaniem-na-10-let
http://tass.ru/armiya-i-opk/4863362
https://russian.rt.com/russia/article/404063-avianosetz-shtorm-priboi
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 87

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Spartanez300 (Виктор) 16 января 2018 05:51
    На бумаге и макете это конечно все выглядит не плохо , а вот на практике всегда получается долгострой , тем более что то новое .
    1. Chertt (Алексей) 16 января 2018 07:40
      Проблемы с постройкой УДК скорей всего действительно будут, Ни СССР ни Россия такие корабли не строили. Да и вообще с закладки последнего корабля такого водоизмещения, произошла смена поколения боевых кораблей. Тут важно другое, это не просто проект на бумаге, а идут вполне практические работы по модернизации верфи и подготовки к закладки УДК
      1. Bronevick (Руслан) 16 января 2018 09:40
        Пол Мистраля же строили.
        1. Inok10 (Алексей) 17 января 2018 00:46
          Цитата: Bronevick
          Пол Мистраля же строили.

          ... дело не в этом ...
          ... главное в заголовке:
          Какие вертолётоносцы получит российский флот?

          ... и тут главная ошибка ... разговор не о Средствах высадки ... сначала нужно определить Облик Морской пехоты ... чем МО РФ и занимается, на данный момент ... какая техника будет на вооружении Морской пехоты ? ... правильно, ни кто не знает, МО этим сейчас и занимается ... БТР -82А - это промежуточный вариант ... с ВДВ разобрались, теперь дошли руки и до Морской пехоты ... а, уж после будут исходя из десантируемой техники ... и Средства доставки и высадки ... одно уже понятно, урок СССР был учтен ... первые средства доставки начинаются с 14 000 т. полного водоизмещения ... с вертолетной группой 6-8 бортов ... далее мысли развиваются в район 22-24 000 т. полного водоизмещения ... это было продумано еще 25 лет назад ... пр. 1174 + пр.11780 ... и то не на всех флотах ... на ДКБФ избыточно, да и на ЧФ тоже ... мнение личное ... делим шкуру не убитого медведя ... hi
      2. Лопатов (Лопатов) 16 января 2018 09:43
        СССР строил круче. Атомный лихтеровоз, вертолётоносцы, корабли-носители СВВП...
        А вот универсальные ни рыба ни мясо действительно не строили.
        Резонно не были уверены в их необходимости.
        1. Сепар ДНР (Серый) 16 января 2018 10:28
          Цитата: Spartanez300
          На бумаге и макете это конечно все выглядит не плохо , а вот на практике всегда получается долгострой , тем более что то новое .

          Ничё... "Раскачается" и кораблестроение yes
          1. KudrevKN (Константин) 16 января 2018 22:28
            точно! шапками - ушанками да валенками закидаем супрстата
        2. Per se. (Сергей) 16 января 2018 12:54
          Цитата: Лопатов
          Резонно не были уверены в их необходимости.
          Скорее, приоритеты были в строительстве авианесущих крейсеров. Если бы не захотелось из проекта "Халзан" получить ещё и противолодочный вертолётоносец, вполне могли бы иметь чисто десантный. На настоящий момент, идея переделки так же может актуальной, в той же Сирии вполне бы и по типу "Халзан" пригодился, это всё лучше, что второго пришествия ждать. Во Второй мировой (и перед ней) многие корабли и гражданские суда переделывали в авианосцы, и это было оправдано временем. Схема переделки ролкера в десантный вертолётоносец.
          1. Лопатов (Лопатов) 16 января 2018 13:04
            Лично я не уверен в необходимости "универсализма" в виде совмещения десантного корабля-дока и десантного вертолётоносца.
            1. Per se. (Сергей) 16 января 2018 13:10
              Цитата: Лопатов
              совмещения десантного корабля-дока и десантного вертолётоносца
              Надо же с чего то начать, проще, без "универсализма", хотя бы, в качестве десантного вертолётоносца.
              1. freejack (Олег) 16 января 2018 16:26
                Лично я не уверен в необходимости "универсализма"

                А этот универсализм получается "естественным путем". Корабль - док не может быть миниатюрным... Как ни крути- получается большая емкость. В результате получаем большую "ненужную" палубу. Чуток расширяем ее вширь и ... все! площадка для 8-10 вертолетов готова...) Конечно все не так просто. Адаптация надстройки. лифты и пр.

                если идти от вертолетоносца - то получим тот же результат.)

                И то, что оружие несут - я, например, согласен... американцы и бритосы это игнорируют... но мне кажется - в силу своей глупости... hi
                1. ProkletyiPirat (Сергей) 16 января 2018 19:27
                  скорее наоборот, в силу своего реального опыта, корабли охранения можно отодвинуть от главного корабля, их можно сгруппировать между базовым кораблём и противником всё это позволяет создать эшелонирование защиты. Тут получается сочетание преимуществ, УДК\АВ обеспечивает дальнее обнаружение и целеуказание и дальнее поражение целей, а корабли меньшего водоизмещения обеспечивают охранение в ближней зоне.
                  1. freejack (Олег) 16 января 2018 21:10
                    Тут получается сочетание преимуществ

                    Не вижу я тут никаких преимуществ...
                    Просто, представляю капитана унифицированного вертолетоносца, когда его охраняемый фрегат потопили... И смотрит он , как к нему приближается любая вражеская лохань, чтобы расстрелять в упор... И думает тот капитан "Ээээх, хотя бы парочку ониксов или калибров..."
                    А вот капитан "Кузи" так думать не будет - у него будет шанс... smile hi
                    1. ProkletyiPirat (Сергей) 17 января 2018 00:57
                      Как бы для этого и нужно охранение, чтобы погибнуть но не дать уничтожить авианесущий корабль. wink да и авианесущий корабль не проблема вооружить за счёт контейнерных и\или береговых комплексов.
                      1. freejack (Олег) 17 января 2018 21:29
                        Этот спор можно вести вечно... как о первичности курицы или яйца.

                        Унификация и универсальность - это не спор умно или глупо!

                        Это спор, богатой страны и не очень богатой... Все! hi
                      2. ProkletyiPirat (Сергей) 17 января 2018 22:39
                        Цитата: freejack
                        Это спор, богатой страны и не очень богатой... Все! hi

                        Да не, дело не в бедности, дело как раз в разумности, Зачем нужен москитный флот и\или корветный флот если его задачи более эффективно решают корабельные авиационные комплексы но расположенные на берегу? Авиационные береговые комплексы видят дальше, лучше замаскированы, быстрее могут сбежать и спрятаться, более мобильны при переброске между ТВД(например между охотским, белым, балтийским и чёрным морями), они могут обрушить больше бомб, ракет и торпед на противника.
                        Понятное дело такие комплексы не являются "таблеткой от всех болезней" и у них есть ограничения, которые легко компенсируются "морской базой"(АВ\УДК\etc) и "кораблями охранения"(корабли класса море+океан). Но опять таки, для защиты тервод нужны сами авиационные комплексы, а уже базы нужны при отдалении зоны боевых действия от береговой линии и для "проецирования силы".
                    2. sd68 (Сергей) 17 января 2018 15:43
                      Какой шанс? Ониксы или калибры?
                  2. Удав КАА (Александр) 17 января 2018 00:17
                    Цитата: ProkletyiPirat
                    УДК\АВ обеспечивает дальнее обнаружение и целеуказание и дальнее поражение целей,

                    Только при условии, что он , как и УДК т. "Америка"будет нести СВВП типа F-35/ Як-141. А вертушка т. Ка-27/29/52К/31 ну очень ограничены в возможностях и ударных, и поисковых, и РЛД...
                    Как-то так, однако.
                    1. ProkletyiPirat (Сергей) 17 января 2018 01:07
                      Цитата: Удав КАА
                      Только при условии, что он , как и УДК т. "Америка"будет нести СВВП типа F-35/ Як-141. А вертушка т. Ка-27/29/52К/31 ну очень ограничены в возможностях и ударных, и поисковых, и РЛД...
                      Как-то так, однако.

                      Нет не так, есть ещё аппараты типо оспрея, как только американцы додумаются исправить свои ошибки сделанные в этом конвертоплане и дополнят его функциями разведывательного и ударного типа то всё резко меняется. Например "ковертоплан-ДРЛО" сможет осуществить более эффективное обнаружение и целеуказание чем вертолёт-ДРЛО, а "конвертоплан-бомбардировщик-ракетоносец" и "конвертоплан-топливозаправщик" позволят компенсировать недостатки ныне существующих СВВП(хариер\ф-35) и вертолётов.
                      1. sd68 (Сергей) 17 января 2018 15:44
                        Делают американцы и дело и заправщики
                      2. ProkletyiPirat (Сергей) 17 января 2018 22:41
                        Цитата: sd68
                        Делают американцы и дело и заправщики

                        Делать то делают, но не на базе конвертопланов. Или вам известны модели конвертопланов для ДРЛО\ПЛО?
          2. Alexey RA (Алексей) 17 января 2018 16:30
            Цитата: Per se.
            Если бы не захотелось из проекта "Халзан" получить ещё и противолодочный вертолётоносец, вполне могли бы иметь чисто десантный.

            ЕМНИП, с "Халзаном" было всё наоборот. Исходно его делали в рамках НИР "Аргус" как элемент системы ПЛО - дешёвый массовый вертолетоносец ПЛО на базе ролкера в пару к кораблям гидроакустического обнаружения на базе рыболовецких траулеров. Затем заказчик решил "универсализировать" корабль, добавив возможность несения и высадки десанта... и понеслось. К десантному кораблю тут же приложили все требования флота по живучести и защищённости для кораблей спецпостройки - и для получившегося ТЗ ролкер в качестве базы уже не подходил никак.
            1. Per se. (Сергей) 17 января 2018 18:17
              Приветствую Вас, Алексей! В целом Вы правы, но есть нюансы, решайте сами, вот выдержки по теме проекта.
              Вертолетоносец ПЛО, десантный вертолетоносец (проект). Разработка вертолетоносца ПЛО на базе быстроходного гражданского контейнеровоза-ролкера пр.1609 начата по инициативе замначальника Генерального штаба ВС СССР адмирала Н.Н. Амелько в 1978 г. после проведения по его же инициативе НИР "Аргус" (изучение комплексной противолодочной системы в т.ч. с возможностью постройки недорогих вертолетоносцев ПЛО на базе гражданских судов, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, руководитель НИР В.В.Дмитриев).
              В процессе проектирования ТТЗ менялось несколько раз и в итоге проектировался вертолетоносец в двух вариантах — как корабль ПЛО дальней зоны и как десантный корабль.
              Анализ вариантов проекта 10200 в сентябре 1980 г. в ЦНИИ им. А.Н.Крылова показал, что исполнение вертолетоносца в гражданском корпусе не обеспечивает должной надежности в части ГЭУ (размещена в одном отсеке) и не соответствует требованиям к военным судам по физическим полям (ГЭУ обладала высокой шумностью), констатирована низкая поисковая производительность системы ПЛО (в 5 раз меньше кораблей пр.1143)
              В конечном счете, и саму идею на базе гражданского судна погубили (хотя бы, как десантного вертолётоносца), и предпочли авианесущие крейсера проекта 1143, улучшенным вертолётоносцам проекта 11780.
        3. svp67 (Сергей) 16 января 2018 17:11
          hi
          Цитата: Лопатов
          А вот универсальные ни рыба ни мясо действительно не строили.

          Автор же затронул только ВИДИМУЮ часть проблем строительства такого корабля. Обойдя стороной не менее важный. УДК это не просто ДЕСАНТНЫЙ корабль, это еще и УДАРНЫЙ корабль, ГОСПИТАЛЬНОЕ судно, СУДНО УПРАВЛЕНИЯ. А есть ли у нас сейчас или в перспективе, все для оснащение корабля этими системами?
          Да и десантные возможности обеспечиваются не только вертолетами, но с помощью десантных барж, которые надо очень быстро принимать на борт, загружать и выпускать... Ранее у нас такой методики высадки десанта не было.
          И конечно же надо рассматривать использование на нем разведывательно-ударных дронов и самолетов ВВП.
          И строить конечно надо серию из восьми кораблей, что резко удешевит и сам проект и очень сильно усилит наш флот
          1. Лопатов (Лопатов) 16 января 2018 19:54
            Цитата: svp67
            УДК это не просто ДЕСАНТНЫЙ корабль, это еще и УДАРНЫЙ корабль, ГОСПИТАЛЬНОЕ судно, СУДНО УПРАВЛЕНИЯ.

            Швейцарский нож никогда не сможет пилить дерево лучше ножовки.
            1. svp67 (Сергей) 17 января 2018 05:37
              Цитата: Лопатов
              Швейцарский нож никогда не сможет пилить дерево лучше ножовки.

              Но тем не менее, он готов это делать, когда под рукой нет ножовки, как и штык-нож к АК.
              Я не призываю делать одни УДК, отказавшись от БДК. Но УДК нужны, как командный центр для проведения десантных операций. Ведь потому они и УНИВЕРСАЛЬНЫЕ корабли
              1. Ботановед (Ботановед) 21 января 2018 10:50
                Известная мудрость - если на 10-пушечный корабль поставить 12 пушек, то стрелять смогут только 8. Так что пусть делают корабль ДЛЯ ВЫСАДКИ, а не вундерваффе с калибрами, редутами и торпедами. Лучшее - враг хорошего, неужели по "Горшкову" и корветам еще не дошло?
  2. Monster_Fat (Да Какая Разница) 16 января 2018 06:31
    Какие вертолетоносцы получит российский флот?


    Ответ: "никакие". wink
    1. kapitan92 (Вячеслав) 16 января 2018 08:53
      Цитата: Monster_Fat
      Ответ: "никакие".

      Во всяком случае в ближайшие 10 лет!
      ранее заместитель министра обороны России Юрий Борисов говорил журналистам о том, что первый российский вертолетоносец появится примерно к 2022 году.

      От подобной брехни уже устаешь.
      1. megavolt823 (владислав) 16 января 2018 11:59
        человек я сухопутный . воин диванный . мне не понятен театр действий и реальное применение данного сооружения на воде . вот применение дизелей , как надводных так и субмарин меня убедили . а вот наш единственный аэродром на плаву , как то нет . больше субмарин нужно , это первоочередная задача . не ремонтировать старое а выпускать новое . а строить цели потопления для вероятного партнера можно после . hi
  3. Deck (Pertti) 16 января 2018 06:48
    Опытно-конструкторские работы по российским вертолетоносцам начнутся в 2018 году, в 2020 году планируется начать работы по строительству головного корабля с поставкой его российскому флоту в 2024 году, производство первого и единственного серийного вертолетоносца запланировано на 2022 год с передачей его флоту в 2026 году


    В чем отличие головного корабля от первого и единственного? И почему они строятся в разное время?
    1. Голован Джек (Роман) 16 января 2018 07:07
      Цитата: Deck
      В чем отличие головного корабля от первого и единственного? И почему они строятся в разное время?

      Это таки два разных корабля.
      Головной строится первым, он всегда один.
      Затем строится серия. Здесь в серии будет... тоже один.
      Вот примерно так yes
      1. Deck (Pertti) 16 января 2018 07:40
        Какие то новые веяния в судостроении ? laughing А второй тоже единственный! И третий! По моему пресс-служба ОСК сама не знает чего на уши журналистам вешает
        1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 09:03
          Головной - это дитя ошибок трудных , отсюда и сроки . На серийном ошибки по возможности учтены и срок постройки меньше , ну а чем больше серия тем быстрее и быстрее корабли сходят со стапеля и тем они дешевле
        2. Голован Джек (Роман) 16 января 2018 14:08
          Цитата: Deck
          А второй тоже единственный! И третий!

          Умничать не надо, читайте лучше внимательно.
          Цитата: Deck
          По моему пресс-служба ОСК сама не знает чего на уши журналистам вешает

          В данном конкретном случае - все она правильно "вешает".
      2. yehat (Сергей) 16 января 2018 16:36
        меня всегда напрягали серии из 2 кораблей.
        потому что строить 1 корабль всегда дорого. А 2 уже типа "серия" и зело дешево
        но на мой взгляд, что 1 что 2 почти одинаково дорого.
        и тем более не понятно, потому что нужно ну никак не меньше 4-х.
  4. tchoni (Евгений) 16 января 2018 07:22
    Мячты фсё ента))) Мы кой-как сторожевики то строить начали, а про что то более серьезное мечтать пока нестоит. Экономика не позволит-с. Так чта, хаспада мэриманы, "каракурты" наше фсё!-)
    1. Serg65 (Сергей) 16 января 2018 08:40
      Цитата: tchoni
      каракурты" наше фсё!

      laughing Ваше всё - это семечки и лавочка! wink
      1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 09:49
        Пётр Алексеевич Романов (известный в широких кругах под прозвищем - Великий ) говаривал -" Радуйся малому , тогда и большое придёт " Дорогу осилит идущий
        1. Андрей из Челябинска (Андрей) 16 января 2018 12:01
          Цитата: КВУ-НСвД
          Пётр Алексеевич Романов (известный в широких кругах под прозвищем - Великий )

          За десяток лет построил флот, мощь которого вынуждала владычицу морей Англию менять свою политику.
          1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 12:09
            Ну так и действовал он отнюдь не рыночными инструментами recourse
            1. Андрей из Челябинска (Андрей) 16 января 2018 13:10
              Значит, все же дело в инструментарии, а не в поговорке:)))
              1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 13:27
                Независимо от инструментария дорогу осилит идущий
              2. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 13:45
                Ещё небезызвестный герр Питер говаривал - "всю страну на карачки поставим , а флот построим " . И поставил , и построил . Но делал он это не из твердолобо-упёртой любви к кораблям , а потому что видел в нём инструмент суверенности страны и потому народ его не Кровавым помнит , а Великим . Не думаю , что сейчас надо ради флота ставить страну на карачки . Для гарантий есть ЯО . Флот безусловно нужен и он со всеми огрехами строится и обновляется . И конечно хотелось бы 6 вертолётоносцев , но планируют два и наверное не от хорошей жизни . Даст Бог , построят
                1. Сергей Кожокарь (Сергей Кожокарь) 16 января 2018 14:08
                  Вообще-то (если посмотреть правде в глаза), народ называл Петра, Антихристом. Великим, его называли его только "ближники", ("друзья" по нынешним временам).
                  1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 14:12
                    Не важно кем его считали при жизни - важно кем остался в памяти. Большое видится на расстоянии
                2. Андрей из Челябинска (Андрей) 16 января 2018 14:16
                  Цитата: КВУ-НСвД
                  Не думаю , что сейчас надо ради флота ставить страну на карачки . Для гарантий есть ЯО

                  Треть которого сосредоточена на флоте, который не в состоянии обеспечить ПЛО районов развертывания РПКСН. Но давайте строить вертолетоносцы, которые в случае реальной заварушки проживут от силы час
                  1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 14:27
                    АПЛ тоже строят . Я , на самом деле , тоже не вижу насущной нужды в этих кораблях и назревающих ситуаций для их применения . Но если я чего-то не понимаю - это не значит , что это неправильно . С удовольствием послушал бы людей , ответственных за планирование корабельного состава флота
                    1. Андрей из Челябинска (Андрей) 16 января 2018 14:34
                      Цитата: КВУ-НСвД
                      АПЛ тоже строят .

                      Я тут даже немного поразбирался, как
                      https://topwar.ru/132505-voennyy-flot-rossii-grus
                      tnyy-vzglyad-v-buduschee-chast-2.html
                      https://topwar.ru/132918-voennyy-flot-rossii-grus
                      tnyy-vzglyad-v-buduschee-chast3-yasen-i-haski.htm
                      l
                      1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 января 2018 14:41
                        Читал good но я всёже из людей считающих стакан наполовину полным smile
                  2. ВлК (Владимир) 16 января 2018 20:31
                    Ну а если, допустим, строить не УДК с доками, катерами и прочим, а чистые вертолетоносцы под вертолеты ПЛО и ударные?
                3. yehat (Сергей) 16 января 2018 14:16
                  нужно как минимум 3, а лучше 5 вертолетоносцев
                  по одному на северное море, черное и во владик
                  плюс 2 нужно, чтобы обеспечивать текущую боеготовность, потому что
                  всегда часть стоит на ремонте. У американцев половина авиков всегда в доках торчит.
            2. 97110 (николай) 16 января 2018 15:32
              Цитата: КВУ-НСвД
              Ну так и действовал он отнюдь не рыночными инструментами

              Топор - вполне рыночный инструмент. Покупается и продаётся на рынке - это раз. Если Президент внесёт его на гайдаровский междусобойчик - это два! (помечтаем, что когда-нибудь такой будет избран). Годится для кораблестроения и судостроения - это три. И позволяет кол на голове тесать особо неуправляемым - это четыре.
          2. yehat (Сергей) 16 января 2018 16:38
            да чушь говорите. Петр-1 смог построить в основном только прибрежный флот и немного торгового. Англии было до лампочки все это, изменилось только то, что теперь не было монополии на торговлю.
            1. Андрей из Челябинска (Андрей) 18 января 2018 18:41
              Цитата: yehat
              да чушь говорите.

              Марш учить историю, мать Вашу. Для начала - хотя бы численность Балтийского флота.
              Если всего шесть лет назад царь имел только 17–18 линейных кораблей, из которых часть была куплена за границей, а часть выстроена в Архангельске, то в 1719 г. в Балтийском флоте насчитывалось, по сведениям Джеффриса, уже 27 или 28 линейных кораблей, из которых были построены в течение последних шести лет в Петербурге: «Гангут» (90-пушечный), «Лесное» (90-пушечный), «Александр» (78-пушечный), «Нептун» (70-пушечный), «Ревель» (70-пушечный), «Ингерманландия» (64-пушечный), «Москва» (64-пушечный), «Шлиссельбург» (64-пушечный), «Екатерина» (64-пушечный), «Виктория» (64-пушечный), «Полтава» (50-пушечный), фрегат «Илья» (32-пушечный), пинк «Александр» (20-пушечный). На верфях летом 1719 г. строилось еще 10 линейных кораблей и ожидалось, что к весне 1720 г. семь будут готовы к военным действиям. «Едва только спускается на воду один корабль, как уже другой строится на верфи», – горевал Джеффрис. Корабли строятся превосходно, не хуже, чем в любой европейской стране, материал Россия имеет прекрасный, корабельный лес так дешев, что русский корабль обходился на 2/3 дешевле, чем корабль, выстроенный в Англии для английского флота. Все это удручало английское сердце. А к тому же русские моряки очень быстро обучались своему делу, и были все основания полагать, что со временем они станут так же хороши, как и русские солдаты.
              1. yehat (Сергей) 18 января 2018 19:25
                вы назвали 12 более-менее крупных кораблей. я напомню, что еще существовало около 200 других, например более 120 галер. Но вернемся к этому "грандфлиту".
                5 64...70 пушечных были почти единой и довольно удачной серией. Однако, если присмотреться. Лесное - через 3 недели после постройки затонул, подняли, отремонтировали, но вооружен только через 8 лет после смерти Петра.
                Гангут. Вооружен в год смерти петра. Все-таки 92 пушки настрогать не просто.
                Александр - начал плавания в 22 году, через год после смерти Петра.
                Дальше думаю, понятно. Вы, батенька, демагог!
                Да, при Петре было заложено не мало кораблей, но вот крупного боеспособного линейного флота при нем не было!!! Да и те, что были, в основном не выдерживали серьезный шторм.. Так что флот был прибрежный и нечего щеки надувать.
                1. Андрей из Челябинска (Андрей) 18 января 2018 20:56
                  Боже, какой бред.
                  Цитата: yehat
                  Лесное - через 3 недели после постройки затонул, подняли, отремонтировали

                  Лесное вошел в состав флота 29.7.1718 г Затонул он по причине аварии - навалился на собственный якорь, и произошло это в мае 1719 г. Как у Вас с июля 18 по май 1719 г прошло три недели - даже спрашивать не хочу.
                  Цитата: yehat
                  но вооружен только через 8 лет после смерти Петра.

                  Долго ломал голову, после какой бутылки можно было до такого додуматься. Потом дошло. Судя по всему, это от фразы википедии
                  Весной 1728 году корабль был вооружен, но флот по приказу Адмиралтейств-коллегии из гавани не выходил.

                  Осталось выяснить, как Вы умудрились лишить жизни Петра в 1720 г. Единственно, что приходит на ум, так это то, что побежав глядеть дату его смерти Вы умудрились перепутать ее с датой, когда он перестал царствовать (1721 г). Но вот незадача, он после этого назвался императором и жил себе до 1725 г. Но вообще, так, на секундочку, кочующая в вики фраза относится не к артиллерийскому, а к парусному вооружению:)))))
                  Цитата: yehat
                  Гангут. Вооружен в год смерти петра. Все-таки 92 пушки настрогать не просто.

                  Песец откровение. Осталось только выяснить, каким образом Гангут без пушек воевал в Северной войне, закончившейся в 1721 году Кстати, как и Лесное
                  Цитата: yehat
                  Дальше думаю, понятно

                  С Вами - да.
                  1. yehat (Сергей) 19 января 2018 12:06
                    я не хочу дальше продолжать эту ерунду. есть записки Апраксина о том, какими реально силами располагали. учи сам историю. Из оглашенного тобой списка реально мореходными были только от силы 5 кораблей , остальным финский залив максимум и то с ограничениями. Это ПРИБРЕЖНЫЙ флот.
                    я могу перепутать даты, но невозможно перепутать факт наличия такого расклада на море, который вы заявили. Или может быть, мне напомнить, сколько числилось танков в РККА на июнь 1941 и сколько реально осталось к августу, чтобы до вас дошла, наконец разница между числами?
                    1. Андрей из Челябинска (Андрей) 19 января 2018 13:27
                      Цитата: yehat
                      я не хочу дальше продолжать эту ерунду

                      Так не продолжай.
                      Цитата: yehat
                      Из оглашенного тобой списка реально мореходными были только от силы 5 кораблей , остальным финский залив максимум и то с ограничениями. Это ПРИБРЕЖНЫЙ флот.

                      А теперь читаем мой первоначальный коммент, из за которого у тебя баттхерт случился
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      За десяток лет построил флот, мощь которого вынуждала владычицу морей Англию менять свою политику.

                      Тут хоть слово есть об ОКЕАНСКОМ флоте?:))) Речь вообще говоря идет о создании морской силы, которая вынудила главнейших политических игроков менять свои политические расклады. А именно это по факту и произошло, потому что петровский флот европейские расклады менял кардинально
                      Цитата: yehat
                      есть записки Апраксина

                      Начни с Тарле, для начала, "знаток"
                      1. yehat (Сергей) 19 января 2018 13:51
                        да не мог флот петра менять кардинально расклады, потому что пресловутый выход в открытые моря был труден, а заграничных баз не было. Линейный= фактически крейсерский флот в таких условиях действовать активно не может. Все, что мог делать флот Петра - это насолить немцам, датчанам и шведам и сильно повлиять на торговлю в финском заливе. Времена, когда англичане с голландцами воевали на море или с испанцами кардинально отличаются тем, что малая удаленность, беспрепятственный выход на оперативный простор.
                        Есть описание ряда инцидентов, когда русские корабли принуждали в финском заливе изменить маршрут следования.
                        Это говорит о том, что Петр мог только ограниченно менять расклад - в основном ограничивая Швецию, но и в этом он мог преуспеть только частично.
              2. Артем Попов (Артем Попов) 1 марта 2018 19:47
                Эх, темнота, дурнота.
                Начнём с того, что Петр 1 закупал в Европе (и первую очередь - в Англии), всё, что мог найти.
                Та же перечисленная вами "Виктория" -- это бывший английский "Венкер", закупленный в Бристоле в 1712 г. И куплено было прилично кораблей, особенно 2-3 ранга.
                Далее, качество леса. Оно НИКАКОЕ. Технология ЗАГОТОВКИ, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ не соблюдалась абсолютно. Есть статья оценки англичанами товарной древесины из разных стран, могу ссылочку кинуть. Причём прибалтийский дуб был неплох, с высоким содержанием дубильных веществ, но способ добычи и сплава его безнадёжно портил. Я уж молчу о хранении и сроках выдержки.
                Сохранились описи состояния кораблей, отчёты их осмотра. В среднем корабля хватало на 4-5 навигаций, причём на пятую он уже безбожно тёчём. Треть перечисленных "17-18 кораблей" уже стояли на приколе, потому что выходить на них было опасно.
                Далее, в Англии уже существовали сложные процедуры многослойной обработки днища, покрытия его медью (что в россии стали делать только в 19 веке), тимберовки - всего это у нас не было, т.к. не было специалистов, один выписаный корабельный инженер на верфь - он не может всё сам делать.


                Так что учите историю, мать Вашу, а не дешевую российскую пропаганду о ней. Пётр построил самый большой прибрежный армейский (галерный) флот в Европе. Именно этот флот активно действовал вплоть до Ботанического залива. А линейный флот стоял гнил, потому что как его качество, так и качества российских мореманов были весьма посредственными. Указание Петра было "вступать в бой, токмо полуторно большими силами, нежели неприятель имеет" - вот его оценка реальной силы большого флота.
      2. tchoni (Евгений) 16 января 2018 11:14
        О да) на лавочке с семечками очень комфортно)
        1. Serg65 (Сергей) 16 января 2018 18:00
          recourse Особенно на берегу моря, созерцая "ржавые корыта" приваренные к берегу wink
  5. Правда (Юрий) 16 января 2018 09:07
    Ща гаранта переизберем и сразу в 22ом удкд в 24ом - лидер... Авианосец, самолёт 9го покаленя для КОСМИЧЕСКИХ wassat сил, но трусы-китайские.
    1. Soho 16 января 2018 09:24
      Правда Сегодня, 09:07
      Ща гаранта переизберем и сразу в 22ом удкд в 24ом - лидер... Авианосец, самолёт 9го покаленя для КОСМИЧЕСКИХ wassat сил, но трусы-китайские
      .

      с такой способностью в вангователи вам на ТНТ надо - там оценят
      1. tchoni (Евгений) 16 января 2018 11:15
        У нас все каналы ТНТ
    2. Монархист (Лабинский Слава) 16 января 2018 12:42
      Капрал Правда,а назовите мне ДОСТОЙНУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ, а может Вас выдвинуть? Шутка.
      А если серьезно то ему альтернативы я НЕ ВИЖУ. "Папа Зю" какого-то молодого предпринимателя из Московской области выдвигает. А молодые предприниматели у меня не вызывают доверия, возможно, статическое брюзжание на молодых, но я скептик
      1. Сергей Кожокарь (Сергей Кожокарь) 16 января 2018 14:12
        Надо полагать , вы та , "последняя инстанция", которая "взвешивает и признаёт"? Не много ли на себя берёте?
        1. Монархист (Лабинский Слава) 16 января 2018 17:47
          Цитата: Сергей Кожокарь
          Надо полагать , вы та , "последняя инстанция", которая "взвешивает и признаёт"? Не много ли на себя берёте?

          Я высказал СВОЁ мнение, а если у Вас( между прочим обращение"вы" надо с большой буквы писать,если у вас изменились правила,простите,но я консерватор) аргументы против то озвучьте их. Рад был бы ошибиться, но "сумления". Я помню " настоящих ленинцев":"меченого",ЕБН,а главного забыл-"кукурузника "
      2. sd68 (Сергей) 17 января 2018 16:31
        И не увидите .
        А если вдруг такой найдётся, то сразу выяснится, что он иностранный агент пяти разведок.
        Не впервой, приём отработанный
      3. Артем Попов (Артем Попов) 1 марта 2018 19:53
        Ага, щас, так кремлёвская ОПГ и даст себя от кормушки оторвать. При первых признаках конкурента его и "агентом госдепа" ославят и судимостей повесят, пусть даже условных, чтобы жеманно извиняться на пресс-конференциях "ну мы же за законность, как мы такого пустим на выборы,"
  6. faiver (Андрей) 16 января 2018 11:44
    50млрд рублей не многовато ли? полтора мистраля...
    Прибой по моему мелковат хотя я канеш не спец...
  7. Монархист (Лабинский Слава) 16 января 2018 12:31
    Камрад Спартанец, Вы у меня с языка сняли формулировку:" гладко было на бумаге, да есть овраги",а" овраги" глубокие- финансирование
    1. Валерий Саитов (Валера Мерке) 16 января 2018 14:24
      В финансах как раз проблем и нет,200 и 2000 рублики во всю стали печатать,да и про биткоины уже на парламентском уровне заговорили.Проблема в промышленных мощностях,сейчас хотя бы движки и турбины стали свои делать(пока конечно разгонятся).Разомнутся и попрут,как с МРК.
  8. KGB WATCH YOU (Илья) 16 января 2018 18:24
    Никакие, это же очевидно. Просто посмотрите на "успехи" и темпы развития кораблестроения. Через лет 20 может быть, и то если разогнать позорную ОСК и адмиралов, которые не знают чего хотят.
  9. Себастьян Перейра (Роман) 16 января 2018 19:05
    Опять нытьё в комментариях. "Никакииие" "Никогдаа". С такими "гражданами" действительно никакие и никогда не построим, ибо менталитет такой. Пока наш человек бедный он честный (ну так по мелочам тырит, что плохо лежит), а как повыше заберется то сразу взятки становятся обычным делом, да и ворует уже не по мелочам. Большинство из всех тут присутствующих имеют такой-же менталитет и не важно из какой ты республики бывшего СССР. Советское и постсоветское наследие - упоротая убеждённость, что государство вам чего-то "должно " дать, еще не скоро выветрится. Берите пример с амеров. Там если человек ноет и плачет "как всё трудно", он для окружающих автоматически становится лузером и предметом насмешек. Ни один уважающий себя америкос никогда не признается, что он слабее, что он не прав. Вам ещё дооолго учиться.
    1. sd68 (Сергей) 17 января 2018 16:35
      Да ладно вам, любую постсоветскую власть, кроме прибалтов разве что, очень быстро в Штатах по столбам бы развешали.
      И велфер в тех же Штатах вполне существует.
    2. Артем Попов (Артем Попов) 1 марта 2018 19:55
      А когда советский гражданин получает власть, он начинает её монетизировать, на все нападки отвечая "ты просто ничего сам не добился"
  10. внутренний враг (внутренний враг) 16 января 2018 20:19
    Да ежу понятно что никакие не получит
  11. шурави (Владимир) 16 января 2018 22:04
    А на кой чёрт они нужны?
  12. sd68 (Сергей) 18 января 2018 00:44
    ProkletyiPirat,
    оспрей дрло делают давно, то начинают, то бросают, но все никак не сделаюь.
    вроде и заказчики появились уже
    https://vpk.name/news/138393_indiya_i_velikobrita
    niya_hotyat_konvertoplanyi_drlo.html
    http://army-news.ru/2015/08/letayushhij-radar-na-
    baze-v-22-ospri/

    аналогично с транспортным- заправщиком.
    Флот собрался менять менять свои Грейхаунды (а палубные Хокаи, как вы знаете, на их же базе) на Оспреи.
    https://bmpd.livejournal.com/1133555.html
    а на легкие авианосцы так сам бог велел
    1. maximghost 18 января 2018 02:42
      Пока ДРЛО на базе конвертоплана нет, и, в ближайшее время, не предвидится. Из-за особенностей складывания крыла и винтов расположить тарелку на конвертоплане та ещё задачка.
      1. sd68 (Сергей) 18 января 2018 08:17
        тарелка не обязательна , если используется ФАР антенна.
        турецкий Boeing 737 AEW&C E-7 Wedgetail, например, или вот это
        израильские https://topwar.ru/67055-samolet-dlro-caew-izrail.
        html
      2. sd68 (Сергей) 18 января 2018 08:19
        Скорее проблема в том, что пока нет реального заказчика, готового за это платить, возможно, из-за сомнений в надежности.
        Если американский флот примет Оспреи на замену Грейхаундам, скептиков явно поубавится.
  13. sd68 (Сергей) 18 января 2018 00:58
    ProkletyiPirat,
    заправщик Оспрей

    http://www.defense-aerospace.com/articles-view/re
    lease/3/174174/bell_boeing-to-develop-v_22-aerial
    -refueling-system.html

    Pentagon Contract Announcement
    (Source: US Department of Defense; issued May 26, 2016)
    Bell-Boeing Joint Project Office, Amarillo, Texas, is being awarded $58,784,829 for cost-plus-fixed-fee delivery order 0123 against a previously issued basic ordering agreement (N00019-12-G-0006) for non-recurring engineering and logistics services in support of the development and integration of the V-22 aerial refueling system for the MV-22. ...
  14. sd68 (Сергей) 19 января 2018 00:30
    Цитата: ProkletyiPirat
    а "конвертоплан-бомбардировщик-ракетоносец" и "конвертоплан-топливозаправщик" позволят компенсировать недостатки ныне существующих СВВП(хариер\ф-35)

    А какие недостатки-то компенсирует?
    груза Ф-35 поднимает как бы не больше, летает быстрее, с точки зрения боевых действий универсальнее
  15. ★ВЛАДИМИР★ (Владимир) 21 января 2018 18:01
    Ой Ваня Ваня. Так ни хрена жизнь тебя не учит. Сколько можно наступать на одни и те же грабли. Зачем клепать тазики и тратить деньги на одноразовый банкет. А не лучше, чуточку больше потратить на корыто, чтобы на все случаи жизни.Неужели наш штабной генералитет заменили покемоны. Или так легче пилить армейский бюджет. Скорее всего второе. Иначе зачем ПИЛИТЬ две рабочие махины(субмарины).
Картина дня