Виктор Мураховский: "Перспективный российский танк Объект 195 был практически готов к серийному производству"

39
Виктор Мураховский: "Перспективный российский танк Объект 195 был практически готов к серийному производству"Даже в самые тяжелейшие годы безденежья российские оружейники, невзирая на трудности, продолжали разработку самых современных систем вооружения. Одной из них является ставший уже легендарным российский танк Объект 195, который на много лет опередил самые передовые мировые разработки. Правда, в настоящее время делаются попытки принизить подвиг нижнетагильских танкостроителей. Подбрасывается дезинформация, что разработка перспективного российского танка полностью провалилась. Как все обстоит на самом деле, мы беседуем с одним из ведущих экспертов в области бронетанковой техники Виктором Мураховским.

- Новый танк успешно проходил государственные испытания и все технические вопросы его создания были практически решены. Давайте посмотрим на основные параметры, определяющие боевые и эксплуатационные свойства танка. По защищенности танк полностью соответствовал техническому заданию и даже перекрывал те требования, которое были выданы главным автобронетанковым управлением. По огневой мощи новая пушка по своим характеристикам превосходит все, что было у нас и что сегодня есть в мире. Поначалу были определенные шероховатости, поскольку надо было выйти на очень высокие параметры по крешерному давлению, начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда. Любая новая техника требует доводки, и в новой пушке поначалу не удавалось вписаться в требования по живучести ствола, но в итоге кропотливой работы орудие выдало все необходимые характеристики.

Что касается поражающего действия, то здесь совместная работа свердловских конструкторов-артиллеристов и боеприпасников московского Научно-исследовательского машиностроительного института позволила получить бронебойно-подкалиберный снаряд, с которым сегодня просто нечего сравнивать. Ничего равнозначного даже близко сейчас нет ни у нас, ни за рубежом. Когда говорят о защите самых совершенных современных зарубежных танков от кинетических боеприпасов, иногда называют завышенные цифры явно рекламного характера. Так вот подкалиберный снаряд орудия Объекта 195 пробивает что реальную, что "рекламную" броню с огромным запасом. Те люди, которые видели результаты испытаний, получали глубочайшее впечатление от возможностей пушки.

Если говорить о системе управления огнем, то на первом этапе работ не удалось реализовать первоначальные планы по созданию этой системы в полном объеме. Здесь сказалось отставание нашей промышленности в некоторых хайтек-технологиях, в основном по компонентной и элементной базе. Не секрет, что России в наследство из советских времен достались проблемы с выпуском матриц тепловизионных приборов, систем охлаждения, электроники, прецизионной механики, высокочастотных систем цифровой обработки данных. Финансово-экономический «голодомор», случившийся в отечественной промышленности в 90-е годы, лишь усугубил остроту проблем.
А ведь замысел создания многоканальной СУО был очень смелым, прорывным в техническом смысле. Планировалось почти полностью автоматизировать всю работу прицельного комплекса, вплотную подбираясь к роботизации процессов прицеливания, синтезировать единое изображение, выбирая опорные каналы в зависимости от погодных и иных условий. Это обеспечивало круглосуточность и всепогодность работы СУО с примерно равной эффективностью, его устойчивость к постановке помех в разных диапазонах.
Напомню, что сегодняшние самые современные системы управления огнем танков и другой бронетехники обеспечивают работу круглосуточно, но не обладают свойством всепогодности и резко снижают эффективность в условиях помех.

Поскольку в определенный момент вероятные сроки реализации требований к СУО в полном объеме отодвигались очень далеко и стали тормозить выход машины на финишный этап, комплекс был несколько упрощен и в таком виде успешно прошел испытания. По своим характеристикам он не уступает передовым мировым разработкам сегодняшнего дня.

Подвижности перспективного танка уделялось большое внимание, по всем основным параметрам она значительно превышала показатели машин предыдущего поколения. Сейчас уже не секрет, что был выбран вариант челябинского двигателя, который известен как А-85-3. Были выполнены длительные стендовые испытания, комплекс специальных испытаний (на надежность, в условиях высокогорья, на маловязких маслах, пусковые), а также межведомственные и ходовые испытания на объекте.

В конструкцию двигателя А-85-3 заложены технические решения, позволяющие ему многие годы оставаться на уровне зарубежных аналогов по основным показателям, а по габаритной мощности даже превосходить их. Установка мощного двигателя в ограниченный объем моторно-трансмисионного отделения потребовала длительного времени на решение вопросов с теплоотдачей. В итоге все проблемы были сняты и силовая установка вышла на заданные параметры. По трансмиссии с гидрообъемной передачей тоже первоначально были проблемы по надежности, но и они были успешно преодолены. Машины отходили многие тысячи километров и в плане работы силовой установки с трансмиссией укладывались в заданные требования.

Что касается ходовой части, то подвеска и другие элементы рассчитывались на повышенные скорости передвижения по пересеченной местности, в том числе за счет роботизации некоторых процессов. Применительно к подвижности можно вспомнить упоминаемые в прессе отечественные работы в области бронетехники по автоматизированному вождению машин в колонне, по автоматической адаптации подвески к условиям движения и прочее.

Самым большим преимуществом Объекта 195 является его революционная компоновка, которая в корне отличается от так называемой "классической компоновки", ведущей свою историю с французского танка Рено FT17. Основными элементами новой компоновки стали вынесенное вооружение, размещение экипажа в корпусе, обособленные функциональные отсеки.

Пожаро-взрыво-осколочно-радиационно защищенный обитаемый отсек (капсула) в передней части машины, по сути, обеспечивал почти равную защиту экипажу со всех ракурсов и в разы повышал выживаемость экипажа на поле боя даже в случае пробития броневой защиты. Это важнейший показатель для сегодняшней армии, когда взят курс на ее профессионализацию, а затраты на подготовку и содержание профессиональных экипажей за время жизненного цикла ВВТ приближаются к стоимости самой техники. Недаром компоновка перспективного танка "Армата" фактически унаследована от 195-го объекта.

К сожалению, российское министерство обороны отказалось от продолжения работ по Объекту 195 и прекратило их финансирование. Но это не означает, что машину надо сдавать в музей. В настоящее время есть определенная вероятность, что этот проект будет продолжен совместно с одной из зарубежных стран, с которой у нас существует стратегическое партнерство. Мне кажется, что у этого танка есть будущее.

Говоря о танке, нельзя не упомянуть людей, которые сыграли ключевую роль в его создании, возглавлявших большие коллективы разработчиков, промышленников и военных: Главный конструктор УКБТМ, председатель Совета главных конструкторов по Объекту 195 Поткин Владимир Иванович, директор "Уралвагонзавода" Малых Николай Александрович, начальники Главного автобронетанкового управления Галкин Александр Александрович и Маев Сергей Александрович. Придет время, и об этих людях, о революционном танке нового поколения можно будет рассказать в деталях.

Виктор Иванович, а если сравнить Объект 195 с более ранней машиной, которая разрабатывалась в Харькове?

- В конце 80-х к выходу на этап госиспытаний был почти готов Объект 477 разработки харьковского конструкторского бюро. Если сравнивать его с тагильской машиной, то можно понять, что это принципиально разные конструкции. 447-й объект разрабатывался в рамках идеологии машин предыдущего поколения. Это идеология фундаментально исходила из того, что будет массовая машина с экипажами из срочников, для участия в широкомасштабных боевых действиях, в составе крупных войсковых соединений, с традиционной схемой управления и связи, с полным комплектом средств боевого, технического и тылового обеспечения. Поэтому, идеологически она повторяла традиции харьковской школы танкостроения: плотная компоновка с раздельным расположением членов экипажа в обитаемых объемах, которые практически никак не отделялись от боеприпасов, горюче-смазочных материалов, важных узлов и агрегатов разных систем танка.

Чтобы обеспечить функционирование весьма сложного автомата заряжания, там были применены конструктивные решения высокой кинематической сложности, с длинной трассой подачи снаряда при заряжании пушки, с его эволюцией в различных плоскостях, что отразилась на надежности автомата заряжания, которая совершенно не удовлетворяла заказчика.

Ходовая часть там принципиально не отличилась от разработанной еще для Т-64, прицельный комплекс по параметрам примерно соответствовал тому уровню, который был достигнут на тот момент в мировом танкостроении. На мой взгляд, ошибочным был выбор пушки с унитарным заряжанием. 152-мм артиллерийский выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом по длине уже приближался к росту танкистов.

К исходу 80-х годов военные уже очень прохладно относились к Объекту 477. Не зря же в 1988 году была открыта опытно-конструкторская работа под шифром "Совершенствование-88", которая заложила основы разработки принципиально новой машины. Тем самым военные сказали, что им харьковский танк не нужен. На этом история этой машины закончилась, ее экземпляры находятся в Харькове, есть она и в Кубинке. В настоящее время она может представлять из себя только исторический и музейный интерес. Даже если бы не было распада Советского Союза, то этот танк все равно бы в серию не пошел. А в самостоятельную доводку и запуск в серию этой машины нынешними украинскими танкостроителями я не верю.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Podojdi
    +13
    13 апреля 2012 08:58
    Обидно, что его не приняли. Хотя, может оно и к лучшему, сделают Армату еще лучше, тогда все довольны будут. Главное, чтоб не получилось все как с объектом 195.
    1. +2
      13 апреля 2012 09:10
      Жаль что ни фото ни конкретных данных.
      А конец статьи плавно скатился к критике Харькова.Что в принцыпе закономерно.
      А вот китайцы не дремлют---хоть скорее всего деза,но веть все равно значит думают.
      1. wk
        -2
        14 апреля 2012 21:58
        Цитата: Kars
        Жаль что ни фото ни конкретных данных.

        а бал ли мальчик?
        Цитата: Kars
        конец статьи плавно скатился к критике Харькова.Что в принцыпе закономерно.

        на воре шапка горит, я хоть и русский, и живу в России, но мне это заказуха УВЗ порядком надоела... а ещё беспокоит потеря Омского КБ, закат которого прошёл не без помощи УВЗ, который по слухам владеет контрольным пакетом Омского предприятия.... с таким раскладом и в армату верится с трудом... ведь в Омском КБ был проек Чёрный орёл - были не только фото, но и живьём прототип показывали - где он???
    2. Инсургент
      +1
      13 апреля 2012 09:30
      А может это лет через 20 напишут если бы танк т-95 вошол в серию и тд ,может армата и нелучьше а просто дешевле,а и генералы наши не на сваем месте
    3. Fidain
      +5
      14 апреля 2012 01:10
      Pravilno! Rasiya shas ne skem ne voyuet i yest vremya dovesti texniku do uma.vet vse mi znayem chto Rasiskoe oruzhie samoe luchshoe no v detalyax nashi vsegdakasyachat,nachinaya s snaiperskix vintovok i zakonchivaya samalyotami((
  2. Sarus
    +15
    13 апреля 2012 09:13
    Вот они следы желания свободы и демократии ..
    Если бы СССР устоял бы и не развалился.. То навернека за эти 20 лет у нас были бы самые лучшие образцы вооружений..
    20 лет коту под хвост... тут даже не пременишь поговорку "Что не делается то к лучшему" :(
    1. 755962
      +5
      13 апреля 2012 11:05
      Даже если бы этот танк не пошёл в серию ,был бы громадный опыт не позволяющий стоять на месте , а двигаться дальше.И к настоящему времени имели бы образец,а может и шедевр танкостроения...как знать.Эх ,знать бы где упасть...
  3. Phoenixl
    +7
    13 апреля 2012 09:37


    Железный капут подкрался незаметно
  4. +10
    13 апреля 2012 10:03
    О5 лебединый плач.
    Господа посмотрите сколько в истории танкостроения СССР и РФ было подобных объектов.
    Нужно иметь адекватные ответы на угрозы и исходить из реальностей промышленности.
  5. Ty3uk
    +6
    13 апреля 2012 10:21
    Отличный и познавательный рассказ получился, спасибо автору.
    Хотя про харьковский объект в конце действительно немного не в тему, всё таки 20 лет прошло.
    1. 0
      14 апреля 2012 15:34
      Цитата: Ty3uk
      Хотя про харьковский объект в конце действительно немного не в тему, всё таки 20 лет прошло.

      Почему не в тему ? Это был настолько же революционный танк по своему времени как и объект 195, и почти с одинаковой судьбой. Отличия только в том, что наработки по 195 найдут воплощение в Армате, а от Боксёра разве что элементы электронной начинки могли быть использованы на других танках.
  6. 0
    13 апреля 2012 10:31
    статья интересная, но не одного факта, не одной фотографии, такого быть не может, или танка в железе так и не было. больно красивая легенда. не реально, что бы в девяностые сделали танк. людям зарплаты не платили по полгода. а тут плохое МО отказалось финансировать лучший в мире танк.
  7. schta
    +4
    13 апреля 2012 10:55
    Так ведь сразу же говорили что 195 всего лишь объект для отработки технологий. Или я ошибаюсь?
  8. +2
    13 апреля 2012 11:02
    Цитата: ядро
    статья интересная, но не одного факта, не одной фотографии, такого быть не может, или танка в железе так и не было. больно красивая легенда. не реально, что бы в девяностые сделали танк. людям зарплаты не платили по полгода. а тут плохое МО отказалось финансировать лучший в мире танк.

    - поэтому и сильно не расстраиваюсь. Если убы увидел в железе, да узнал бы ТТХ, да услышал бы об отказе от такого нашего МО - тогда другое дело. Но тем не менее в рассказе много деталей, которые подтверждают, что работы велись на серьезном уровне, и что были достигнуты серьезные успехи. Если так, не думаю, что наработки канули в лету. Нужно принять эффективные меры по сохранению их в секретности, и потихоньку в дальнейшей модернизации арматы добавлять в конструкцию. Так даже лучше, иначе все, что наработано, выставишь сразу скопом в одном изделии, вероятный противник найдет сразу меры противодействия. Неинтересно, пусть противник помучается. Мы-то знаем, что и в какой последовательности будем добавлять в танк по ходу его эволюции, а противнику, возможно, придется после каждой такой модернизации совершенствовать свое оружие противодействия в непредсказуемом для него направлении, а иногда и вовсе оотправлять коту под хвост ранее разработанное и создавать с нуля новое. Затратно, однако, но от таких судорожных движений вероятного противника для меня бы небо стало синее wink
  9. -1
    13 апреля 2012 11:08
    Ничего не проходит бесследно... Конечно в изложении конструктора всё видится в шоколаде, но наверное есть какие то проблемы... вот я так понял и учтено в тех. задании на новый танк... И особенно радует пушка... конечно без конкретики... но слухи ходят давно... что просто зверь...
  10. Dust
    0
    13 апреля 2012 11:44
    Мне вообще-то показалось, что автор просто захотел потоптаться на харьковских танкостроителях - это можно было бы понять, если 195 пошел бы в производство...
    Реальных-то сведений автор не предоставил - возможно, что и не имел такого права по требованиям соблюдения секретности, но тогда другой вопрос возникает: А зачем вообще такую статью писать?
    1. Ty3uk
      0
      13 апреля 2012 12:54
      Цитата: Dust
      А зачем вообще такую статью писать?

      А разве не интересно почитать о проекте от близкого источника, а не выдумки разных псевдоэкспертов и журналюг?
      1. 0
        13 апреля 2012 13:16
        Тут не совсем так ВИМ больше журналист и танкист но никак не инженер.
        НО его статьи обязательны к прочтению тк у него всегда здравые и правильные суждения
      2. Dust
        0
        13 апреля 2012 13:17
        А чего такого он здесь написал? Ничего же конкретного...
        1. Ty3uk
          -3
          13 апреля 2012 14:07
          Может быть вам ещё ключ от квартиры... ? (с) wink
  11. dred
    +1
    13 апреля 2012 12:53
    Видимо т-95 был дороже.Скорей всего вышла таже приколюха что и с танком у немцев и американцев в 70 годы.
    1. 0
      13 апреля 2012 12:57
      а поподробней можно? что там у них было?
    2. Ty3uk
      -2
      13 апреля 2012 13:11
      Автор раскрыл, что проблема была в СУО:
      Поскольку в определенный момент вероятные сроки реализации требований к СУО в полном объеме отодвигались очень далеко и стали тормозить выход машины на финишный этап, комплекс был несколько упрощен и в таком виде успешно прошел испытания.

      Поэтому, я предполагаю, пошли по другому пути развития - унификации платформы, в которую в дальнейшем засунут доведённую СУО.
  12. +3
    13 апреля 2012 13:24
    Теперь понятно за что НГШ Макаров получил звезду Героя России.
    За закупки иностранной военной техники расчёт идёт наличными....
  13. OdinPlys
    +2
    13 апреля 2012 15:03
    Даже в самые тяжелейшие годы безденежья российские оружейники, невзирая на трудности, продолжали разработку самых современных систем вооружения.

    Человеческий фактор на рубеже защиты Отечества...Главное оружие России...
  14. Nechai
    +6
    13 апреля 2012 15:19
    "Что касается ходовой части, то подвеска и другие элементы рассчитывались на повышенные скорости передвижения по пересеченной местности, в том числе за счет роботизации некоторых процессов. ... работы в области бронетехники по автоматизированному вождению машин в колонне, по автоматической адаптации подвески к условиям движения и прочее."
    Вот это очень важно не похерить. Уж очень много моторесурсов, нервов стоило добиться Vср.>40км/час колоны роты, батальона. А не которых мехов приходилось и "списывать" - очень высокие психоэмоциональные нагрузки. И долго выдержать порой человек их не может. На привале спрашиваешь - расскажи ка, что видел в движении? А ни чего. Только "стопаки" на впереди идущем кормовом листе. А уж путь обратно и не представляет какой и где он проходить должен. Так отдельные картинки, отрывочные "отпечатались".
  15. Hamster
    0
    13 апреля 2012 23:12
    Да неужели непонятно что это типичный представитель того рода танков,на которых испытывали новые решения?Возможно,объект 195 и был не таким уж сырым,но по-моему нельзя пускать первый же танк с огромным кол-вом принципиально новых решений,в том числе очень радикальных(изменение всей компоновки танка)в серию - детские болезни(а учитывая масштабы изменений их запросто могло возникнуть очень много),и,соответственно,их излечение на первом же танке может быть весьма сложным.И вообще можно было бы заметить что Армата по форме и конструкции(причем на всех моделях и рисунках,которых я видел)очень напоминает Т-95,да и то,что в ней будут применены конструкторские решения,примененные на Т-95 и Черном орле,уже давным-давно было сказано. Навярняка идет упрощение конструкции(и,так сказать,удешевление)для запуска в серию.
  16. Wolkin
    +1
    14 апреля 2012 10:18
    Задумать, опробовать, испытать мы вероятно еще можем. А сможет ли наша промышленность выпустить хотя бы сотню этих современных танков, это вопрос.
  17. +3
    14 апреля 2012 11:53
    sad Жаль, но...
  18. lotus04
    0
    14 апреля 2012 13:14
    Хотелось, что-бы объект 195 был ступенькой к АРМАТЕ, и наш новый танк, вобрал бы в себя всё самое лучшее!
  19. +1
    14 апреля 2012 14:05
    Армата дешевле 195-го,из-за этого и отказались от последнего.И обьект 195,на сколько я знаю,был уже практически полностью воплощен в железе.
    1. 0
      14 апреля 2012 15:43
      Цитата: Alone
      на сколько я знаю,был уже практически полностью воплощен в железе.
      И даже больше: он полностью прошёл войсковые испытания, включая уничтожение одной из машин огневыми средствами и подрывом (практическая проверка видов защит).
      1. Пессимист
        0
        14 апреля 2012 22:23
        Поэтому и очень странно, что его военные не взяли... Прямым "вредительством" накидывает! Со стороны вояк. Или все же танк "не тот"? Ведь неужели все дело в цене? Сейчас ведь не 1940е годы, с ежемесячной нормой выпуска в 600 танков.
        1. 0
          14 апреля 2012 23:37
          Цитата: Пессимист
          Поэтому и очень странно, что его военные не взяли...

          В смысле, есть вопросы к команде менеджера с мебельной фабрики, который и в Армии то не служил ?
  20. Дикий
    +1
    14 апреля 2012 14:34
    Он и был воплощён, проводились испытания. И по ряду характеристик он куда лучше АРМАТЫ, на него была установлена более мощная ракетница и тд. Но АРМАТА выходит на порядок дешевле, не удивительно что наши генералы сделали ставку именно на неё. Воевать эти танки ещё не понятно, будут или нет, а деньги за их строительство надо сейчас платить.
    1. Пессимист
      +2
      14 апреля 2012 22:16
      Цитата: Дикий
      Воевать эти танки ещё не понятно, будут или нет, а деньги за их строительство надо сейчас платить.

      Вот-вот!!!! Если они отличные, хоть и дорогие, то непонятно будут ли они воевать!!! А плохие и дешевые, наверное, точно будут. На страну с хорошими танками агрессору хлопотно напасть! Лучше в мирное время деньги на оружие выделять, чем потом в военное "все для фронта"...
  21. Mip90
    -1
    14 апреля 2012 14:40
    Жаль, что он не производится ...
  22. bird
    0
    14 апреля 2012 18:34
    proza.ru/2012/04/05/897
    экранизация книги "Новый Вавилон" Миста
    в конце года
  23. r.anoshkin
    +1
    15 апреля 2012 06:44
    Те люди, которые видели результаты испытаний, получали глубочайшее впечатление от возможностей пушки.(цитата).Летят гуси-летят утки.И рассказали "признанному эксперту",чтобы он пересказал другим?Любая подобная информация засекречена в любом случае и даже намек на ее разглашение-секир-башка.Автору мультики рисовать,а не втирать про новейшие разработки.
  24. L. Konstantin
    0
    16 апреля 2012 12:06
    да че вы все на эту армату клюете! танк супер у нас его испытывали. т 90 С ему и в подметки не годится! поверьте. у нас просто финансов не хватит! продадут опять

    меня всегда удевляло! нет денег нет мозгов а все равно создают технику которая нагнет! респект российским инженерам которые все еще остаются в этой заной России

    сроной...........................................................
  25. VitMir
    0
    16 апреля 2012 19:42
    Повторюсь:
    Цитата МО РФ: "Армата" заменит технически сложный и экономически невыгодный проект "Объекта 195", более известного, как Т-95"
    Иначе говоря, Армата - упрощенный и удешевленный вариант Т-95.
    Имеются опасения снижения боевых качеств будущей Арматы по сравнению с Т-95 за счет упрощения и удешевления в плане отказа от более эффективного, нужного в бою, но дорогостоящего.
    1. Ty3uk
      0
      16 апреля 2012 22:05
      Ваши опасения ничем не обоснованы.
  26. -1
    7 мая 2012 00:29
    195-й в серию в СССР пошел бы, а современной России, точнее стране, отданной в кормление путину-медведеву и иже с ними, не то что 195-й, им и армия-то не нужна. Купят десяток-другой леопардов и будут, показывая их на параде, счастливы до усрачки, себя ублажая сказками, какие мы ого-го.
  27. М.Пётр
    0
    12 мая 2012 17:39
    Да в 2010 году вроде бы даже закрытый показ устраивали.
    Не приняли, чёт не понравилась машина.
    Цена наверное слишком высокая.
  28. jenifer
    0
    9 июня 2012 16:01
    Нет более справедливого дохода, чем тот, который принесут земля, небо, год. Плиний Младший