Boeing против Lockheed Martin. Новая гиперзвуковая гонка

Американская авиационная промышленность в лице ряда ведущих компаний достаточно давно занялась тематикой гиперзвуковых летательных аппаратов и уже получила определенные результаты. Параллельно с испытаниями готовых образцов компании ведут разработку совершенно новых проектов. Согласно последним сообщениям, старт очередного проекта в этой области может привести к появлению конкуренции. Как результат, компаниям Lockheed Martin и Boeing придется посоревноваться друг с другом.

Участниками намечающегося «соревнования» могут стать два проекта от ведущих американских авиастроительных организаций. Это проект с условным названием SR-72, создаваемый конструкторами «Локхид-Мартин» и пока еще безымянный проект от «Боинг». Следует отметить, что равной конкуренции пока не выходит. По имеющимся данным, проект SR-72 уже продвинулся достаточно далеко и дошел до летных испытаний, как минимум, макетного образца. Проект фирмы Boeing, в свою очередь, пока находится на самых ранних стадиях, предусматривающих проработку общего облика будущего самолета.

Boeing против Lockheed Martin. Новая гиперзвуковая гонка
Первое опубликованное изображение самолета Lockheed Martin SR-72



Напомним, первые упоминания о перспективном проекте гиперзвукового самолета под маркой Lockheed Martin появились в 2007 году. Тогда на уровне слухов обсуждалась тема возможного создания нового летательного аппарата, способного развивать высочайшую скорость и пригодного для решения различных задач военного характера. Среди прочего, такая машина могла бы стать разведчиком. Последнее обстоятельство привело к появлению названия SR-72, отсылающего к знаменитому разведывательному самолету SR-71.

В течение нескольких следующих лет профильная пресса неоднократно публиковала материалы, посвященные будущему гиперзвуковому самолету, однако они не основывались на официальной информации. Ситуация изменилась только осенью 2013 года, когда специальный отдел компании «Локхид-Мартин» под названием Advanced Development Programs (он же Skunk Works) впервые официально признал существование перспективного проекта под названием SR-72.

Огласив существование проекта, компания-разработчик, однако, не стала публиковать основные особенности перспективного проекта. Специалистам и любителям авиации вновь пришлось полагаться исключительно на неофициальные оценки и прогнозы. Впрочем, позже были оглашены некоторые требования к будущему самолету. Кроме того, были опубликованы изображения, демонстрирующие общий вид машины.

За прошедшие годы компания-разработчик уточнила некоторые положения проекта SR-72, что позволило сформировать более полную картину. Так, утверждалось, что для борьбы с высокими температурными нагрузками в конструкции планера будущего самолета будут использоваться теплостойкие материалы, применяющиеся при строительстве межконтинентальных баллистических ракет и космических кораблей Space Shuttle. Планер будет строиться из керамических, углепластиковых и тугоплавких металлических деталей. Также возможно применение некоторых решений, дополнительно снижающих нагрузки на конструкцию самолета.

Еще до появления первых слухов о разработке проекта SR-72 стало известно, что «Локхид-Мартин» в сотрудничестве с другими организациями изучает тематику гиперзвуковых прямоточных реактивных двигателей. Через несколько лет эта программа была закрыта, но новый самолет не остался без силовой установки. Согласно более поздним данным, будущий разведчик оснастят комбинированными двигателями с турбореактивной и прямоточной частью. Схожие моторы ранее применялись на самолетах SR-71.

Согласно оглашенным данным, перспективный гиперзвуковой летательный аппарат сможет развивать скорость порядка М=6 (около 6400 км/ч) и подниматься на высоту до 24-25 км. Ожидается, что такие летные характеристики сделают самолет неуязвимым для современных систем противовоздушной обороны. Высокая скорость не предотвратит обнаружение машины в полете, но при этом не оставит противнику времени для правильной реакции и применения зенитного оружия.


Конструкция силовой установки будущего SR-72


По всей видимости, компания-разработчик и потенциальные эксплуатанты до сих пор не определились с целями и задачами будущего самолета. Разработка целевого оборудования и вооружения, соответственно, еще не начинались. Согласно разным оценкам, в том числе сделанным представителями Lockheed Martin, перспективный SR-72 может быть как разведывательным самолетом, так и платформой для ударных вооружений. При этом в обоих случаях промышленности придется столкнуться с заметными трудностями.

Для использования гиперзвукового самолета в качестве разведчика требуется решить несколько инженерных задач. Так, применение аэрофотоаппаратов требует оснастить машину особыми окнами и оптическими приборами, стойкими к характерным нагрузкам, возникающим во время полета с высокой скоростью. Применение средств радиотехнической разведки, в свою очередь, затрудняется тем фактом, что вокруг гиперзвукового летательного аппарата может образовываться облако раскаленного ионизированного газа, способное мешать передаче радиоволн.

Оснащение SR-72 вооружением тоже связано с определенными проблемами. Сброс бомб или запуск ракеты на гиперзвуковых скоростях представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Более того, такое боевое применение предъявляет особые требования как к самолету-носителю, так и к его вооружению. Как именно будут решаться эти задачи – если заказчик все-таки пожелает получить ударный самолет – пока остается только гадать. Возможно, компания-разработчик и сама не знает, какие шаги ей следует сделать.

В июле прошлого года в профильных изданиях появились сообщения, из которых следовало, что проект SR-72 перешел на новый этап. После завершения основной части проектных работ компания Lockheed Martin построила и испытала первый опытный образец будущей гиперзвуковой машины. Подробные сведения об испытаниях не публиковались. При этом компания-разработчик проекта отказалась от комментариев и даже не подтвердила сам факт первого тестового полета.

Сохраняя требуемую секретность, «Локхид-Мартин» все же публикует определенные сведения о своем новом проекте. В частности, достаточно давно общественности показали примерный облик будущего гиперзвукового самолета. В официальных сообщениях в недавнем прошлом фигурировал рисунок, показывающий гипотетический SR-72 в полете. Он позволял составить общее впечатление, хотя и не раскрывал наиболее интересные особенности проекта.

На официальном рисунке была изображена машина характерного облика, имеющая ряд специфических черт. В соответствии с ним, проект SR-72 предусматривал строительство самолета интегральной компоновки с треугольным крылом малого удлинения, имеющим изменяющуюся стреловидность передней кромки. Сверху над несущей поверхностью предлагалось монтировать агрегаты фюзеляжа, выполненного заодно с крылом. Под плоскостью помещалась пара гондол для размещения двигателя. Хвостовое оперение состояло только из одного киля средней стреловидности.


Новое изображение гиперзвукового SR-72


В начале января в г. Киссимми (шт. Флорида) состоялась конференция SciTech 2018, посвященная передовым направлениям науки и техники. В ходе этого мероприятия вице-президент отделения Lockheed Martin Advanced Development Programs Джек О’Баннион рассказал о завершении работ по беспилотной версии гиперзвукового самолета SR-72. Кроме того, был показан слайд, изображающий эту машину в ее текущей версии. Из продемонстрированного рисунка следовало, что в последнее время проект мог претерпеть определенные изменения.

Новый вариант SR-72 сохраняет все основные черты предыдущего, однако отличается конструкцией подфюзеляжной мотогондолы. Вместо двух отдельных объемов для двигателей теперь предлагается использовать только один, имеющий соответствующую ширину. Определенным образом был доработан и воздухозаборник.

Ранее сообщалось, что в 2018 году должно стартовать строительство масштабного макетного образца, предназначенного для новых летных испытаний. Это изделие, возможно, получит не только автоматические системы управления, но и полноценную кабину пилота. Новый прототип будет иметь длину около 18-20 м и получит двигатель нового типа, при помощи которого на небольшое время сможет развивать скорость до М=6. Ожидается, что к середине следующего десятилетия макетный образец сможет подняться в воздух и показать желаемые характеристики.

Если работы будут продолжаться и смогут привести к желаемому результату, то к 2030 году военно-воздушные силы США смогут получить желаемый разведывательный или ударный самолет с уникально высокими характеристиками. Тем не менее, до запуска серийного производства промышленности и военным предстоит решить целый ряд самых серьезных задач. От этого будет зависеть вся дальнейшая судьба проекта.

В рамках недавнего научно-технического форума SciTech 2018 свои планы в отношении гиперзвуковых летательных аппаратов раскрыла компания Boeing. Она достаточно давно исследует это направление, и теперь готова начать разработку перспективного проекта. Уже рассмотрены несколько вариантов облика будущего самолета и выбран пригодный для дальнейшего развития. Один из приемлемых вариантов технического облика был представлен в виде трехмерного изображения.

Специалисты фирмы «Боинг» предлагают строить самолет схемы «бесхвостка» с треугольным крылом, имеющим ломанную переднюю кромку. С верхней поверхностью крыла должен быть соединен фюзеляж сложной выгнутой формы, отличающийся переменным сечением и изменяющейся высотой. В хвосте над крылом предлагается устанавливать пару разваленных наружу килей. Под крылом, на продольной оси машины, должна находиться крупная гондола для двигателей. Воздухозаборник предлагается оснастить вертикальным клином.

Как отмечают представители компании-разработчика, подобный облик будущего гиперзвукового летательного аппарата пока не был утвержден и принят к дальнейшему развитию. Тем не менее, он уже признан одним из самых удачных и многообещающих, и, по всей видимости, именно он будет реализовываться в рамках полноценного проекта.


Общий вид гиперзвукового самолета, предложенного конструкторами Boeing


Из имеющихся данных следует, что разработка гиперзвукового самолета под маркой Boeing еще не начиналась. Использовав имеющийся опыт, специалисты этой компании выбрали наиболее удачный вариант архитектуры будущей машины, но еще не приступали к детальной проработке проекта. Опытно-конструкторские работы должны будут начаться в ближайшем будущем и займут несколько лет. Сроки завершения проекта и получения реальных результатов, по очевидным причинам, пока не уточняются.

Сообщается, что компания «Боинг» намерена решать основные задачи нового проекта при помощи хорошо известных идей, в том числе уже использованных в самолете SR-72. Планер будущего самолета будет строиться с применением различных материалов, способных выдерживать высокие механические и температурные нагрузки. Для полета на малых, сверх- и гиперзвуковых скоростях планируется использовать комбинированные двигатели, сочетающие в себе агрегаты турбореактивных и прямоточных систем.

Ожидается, что самолет от Boeing сможет развивать скорость не менее М=5 и решать различные задачи. По имеющимся оценкам, его можно будет применять в роли разведывательного или ударного самолета. Кроме того, не исключается возможность создания грузовой или пассажирской машины для эксплуатации в коммерческих авиаперевозках. Впрочем, пока проект находится на самых ранних стадиях, когда может сохраняться неопределенность не только в области технических вопросов, но и в сфере целей и задач.

В настоящее время сразу несколько американских компаний и организаций занимается тематикой гиперзвуковых летательных аппаратов различного назначения. Одним из наиболее интересных направлений в этой области является создание самолетов, пригодных для решения практических задач. Лидером этого направления на данный момент является компания Lockheed Martin, которой к настоящему времени удалось не только разработать проект, но и, по имеющимся данным, испытать первый прототип, а также подготовиться к строительству нового опытного образца.

Другая крупнейшая авиастроительная компания – Boeing – тоже успела разработать и испытать несколько опытных машин, в том числе отличающихся высокой скоростью полета. Тем не менее, она пока не готова представить проект летательного аппарата, пригодного для применения на практике. К настоящему времени специалисты выбрали наиболее удачный вариант облика такого самолета, который планируется развивать в рамках дальнейших работ.

Таким образом, по результатам всех предыдущих работ, продолжавшихся в течение нескольких лет, компания Lockheed Martin оказалась в роли лидера, имеющего некоторый отрыв от конкурентов, а фирма Boeing пока вынуждена догонять ее. Кто выйдет победителем из такой гонки – пока нельзя говорить с уверенностью. Гиперзвуковое направление крайне сложно для освоения, и потому в любой момент лидер может столкнуться с теми или иными проблемами, из-за которых потеряет свое положение.

Так или иначе, в США намечается новая «гонка вооружений» с участием собственных предприятий, на этот раз в области гиперзвуковых летательных аппаратов. Новые результаты работ двух крупнейших компаний должны будут появиться в самое ближайшее время. Какими они будут и к чему приведут – станет известно позже.


По материалам сайтов:
http://aviationweek.com/
https://lockheedmartin.com/
https://futurism.com/
http://popularmechanics.com/
http://globalsecurity.org/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Lockheed Martin, Boeing

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Пофиг 18 января 2018 07:46
    Сохраняя требуемую секретность, «Локхид-Мартин» все же публикует определенные сведения о своем новом проекте


    Значит ничего не будет. Когда намечается что-то серьезное, то секретят так что в прессу вообще ничего не пролазит,
    1. voyaka uh (Alexey) 18 января 2018 11:55
      Значит, будет тендер Пентагона, на который у Локхида готов прототип.
      Недаром, Боинг засуетился с аналогичной разработкой.
  2. voyaka uh (Alexey) 18 января 2018 09:31
    "Сброс бомб или запуск ракеты на гиперзвуковых скоростях представляет
    собой чрезвычайно сложную задачу"////

    А это и ненужно. Гиперзвук нужен исключительно для прохода зоны ракетного ПВО и/или
    убегания от перехватчиков ПВО.
    А для разведки и бомбежки нужно замедлиться до небольшого сверхзвука (1.5 МАХ), остыть и
    перейти к обычных действиям бомбера или разведчика.
    1. vlad007 (Владимир) 18 января 2018 14:50
      Цитата: voyaka uh
      А это и ненужно. Гиперзвук нужен исключительно для прохода зоны ракетного ПВО и/или
      убегания от перехватчиков ПВО.


      Непонятно чем этот беспилотный САМОЛЕТ отличается от крылатых гиперзвуковых ракет? Тем , что он МНОГОРАЗОВЫЙ, а хорошо ли это? Однозначный ответ можно дать только после сравнения цен на ракету и самолет, но думаю, что цена на самолет будет по полной программе. Это важно для тендера, может получиться, что после озвучивания цены необходимость разработки отпадет сама собой.
      1. voyaka uh (Alexey) 18 января 2018 15:01
        "МНОГОРАЗОВЫЙ, а хорошо ли это?"///

        Ответ Вы дали сами. И, конечно, БПЛА - это хорошо.
        КР очень-очень дорогие. Даже самый упрощенный вариант дозвукового Томагавка
        с пластиковым корпусом и простейшей ГСН только по геолокации стоит не менее
        1 млн долларов. (Калибры, полагаю, не дешевле). Сделать солидный запас КР - разориться.
        Не говоря уже о том, что они - "скоропортящийся продукт".
        А гиперзвуковая КР (их пока не существует) будет стоить верных 10 млн
        Самолет может поразить несколько целей за один боевылет, в отличие от КР. Он окупит
        себя за пару десятков боевылетов.
        1. dzvero (Иво) 18 января 2018 21:52
          Окупится если уцелеет до конца тех пару десятков вылетов. Ведь применять будут не против Афганистана или Мозамбика. Так что, что будет выгоднее - один самолет за 500 миллионов, поразивший десятку целей за время своей жизни, или 50 гиперзвуковых ракет за те же деньги
          1. voyaka uh (Alexey) 19 января 2018 01:26
            "или 50 гиперзвуковых ракет "///

            Гиперзвуковых КР пока нет. Поэтому сравнивать не с чем. Работающий прямоточный двигатель пока не разработан ни одной страной. А когда будет разработан, то верхом глупости будет ставить такую сложную вещь на одноразовое изделие. А вот на турбо реактивный самолет для придания ускорения - самое то.
            1. yehat (Сергей) 22 января 2018 17:38
              а кто помешает американцам старые ракеты обозвать гипер супер пупер звуковыми и продавать? Прямоточные двигатели изобретены давно и зенитные ракеты уже давно летают м8-м12.
    2. dauria (Алексей) 19 января 2018 00:26
      А для разведки и бомбежки нужно замедлиться до небольшого сверхзвука (1.5 МАХ), остыть и
      перейти к обычных действиям бомбера или разведчика.


      Смешно. Где-то в стороне ПВО было, а в районе цели его нет. Кстати, А-12 ( который потом упрямо называли SR-71) получил осколки зенитных ракет С-75 над Вьетнамом , хотя летел высоко и очень быстро , да и сделан был с учетом "невидимости" wink Дорогущая бестолковая затея . Серийным по-настоящему его так и не сделали. Рекордным -да. Но кому они нужны оказались, эти рекорды ?
      Головки баллистических ракет сбивают, а огромный не маневрирующий утюг не смогут ?
      1. voyaka uh (Alexey) 19 января 2018 01:32
        Почему неманеврирующий? Неманеврирующий на гиперзвуке, а на сверхзвуке отлично маневрирующий.
        Головки МБР немножко научились сбивать в космосе, но мы говорим об атмосфере.
        Об аппарате, который летит на сверхзвуке, но умеет делать рывки до гиперзвука с помощью прямоточного двигателя.
  3. Serzh_R 18 января 2018 11:38
    Блогер из США обнаружил секретный самолет, разрабатываемый для нужд ВВС на спутниковых снимках штата Флорида в Google Earth.

    По словам самого Глокнера, аэродром, на котором был обнаружен таинственный объект, принадлежит компании Pratt & Whitney, которая является одним из передовых предприятий в разработке авиационных двигателей.

    Объект несколько напоминает самолет SR-72, разрабатываемого корпорацией Lockheed Martin.

  4. tchoni (Евгений) 18 января 2018 14:59
    Ну вот, ребятки, и обозначились границы (предварительные пока, правда) появления слудующего поколения ЛА вообще и истребителей , в частности. Жалко только, что наш Су57 устареет так и не успев поступить на вооружение в сколь ни будь значимом колличестве.
    1. dauria (Алексей) 19 января 2018 00:57
      Жалко только, что наш Су57 устареет


      Угу, проходили уже - сверхзвуковые утюги без пушек типа F-104 , морковка с махоньким крылом и нагрузкой 600 кг на кв. м . Оказалось, что Миг-17 успешно воюет и с ними, и с рекордным Фантомом. Да и В-52 с Ту-95 до сих пор летают, а вот В-1 с его сверхзвуком и В-2 с его "невидимостью" всё равно в зону ПВО зайти не смогут.
      Не будут летать на гиперзвуке, даже на сверхзвуке не будут без крайней нужды - аэродинамическое качество больше 7 не сделать, расход меньше 1 кг на кг тяги в час тоже нереально.( сравните качество 18 и расход 0,5 кг/ кг*час при околозвуковой) Получается при приемлемой дальности цистерна с горючкой, а не самолёт.
    2. dauria (Алексей) 19 января 2018 01:23
      , и обозначились границы (предварительные пока, правда) появления слудующего поколения ЛА


      Фантазии на тему - " Я сделал отличный гиперзвуковой самолёт, мне только антигравитационного двигателя с НЛО не хватает". Ну не на чем сейчас летать, а новые принципы на деревьях не растут. А если и начинают расти, то это было бы заметно. Без сверхзвукового горения придётся тормозить воздух в заборнике - а это неприемлимое сопротивление. Или тащить с собой окислитель- так это ракета. Или рабочее тело ( воздух) греть по-другому, как например в прямоточном ядерном двигателе. Но это всё пока ФАНТАЗИИ. .
  5. yehat (Сергей) 22 января 2018 17:35
    какой-то бред. "не оставит времени на реакцию". проверим:
    максимальная скорость м=6, но предположим Vmax = 6000кмч для упрощения.
    практически все современные армии имеют серийные радары (не говоря о стационарных, которые видят самолет со взлета), способные засечь эти самолеты за 800-1000 км, а корабельные примерно 400-600. Опять для упрощения возьмем 800 км. Самолет 800 км пролетает за 800/6000 часов = 8 минут
    Итак, в среднем будет около 8 минут для реакции. Мне кажется, достаточно времени. Можно даже успеть руководству позвонить и обсудить.
  6. Turist1996 (Turist) 24 января 2018 18:36
    Как разведчик - абсолютно бессмысленно при наличии орбитальной спутниковой группировки.
    Как ударный аппарат - я просто не представляю, как будет решаться вопрос выведения полезной нагрузки в набегающий поток.
  7. синоби (Юрий) 11 февраля 2018 15:17
    Пустое шуршание.Как разведчик,очень дорогой.Выгодней целевой спутник на орбиту закинуть.Как ударник,только в беспилотном варианте.
Картина дня