Авиационный компонент первого отечественного ЗРК – ракета дальнего действия «воздух-воздух» Г-300

Ракеты Г-300 разрабатывались как вооружение авиационного базирования зенитной наземной системы «Беркут» для противовоздушной защиты Москвы. Начало работ по ракетному зенитному комплексу, который получил впоследствии название С-25 - конец 40 годов. Одним из руководителей всех задействованных в работах конструкторских бюро, был С.Берия, сын небезызвестного Л.Берия. Это произвело огромное влияние на ход выполнения всех работ – сначала к проекту были в срочном порядке стянуты огромные мощности, а впоследствии, после ареста Л.Берии, так же быстро привело к сворачиванию проекта. Согласно техпроекта масса ракеты комплекса «Беркут» должна быть не более одной тонны, но по ходу работ выяснилось, что снизить вес ракеты менее трех тонн не получится технологически. Все ранние наработки наземной ракеты были использованы для создания легкой зенитной ракеты «воздух-воздух» для нового авиационного комплекса. Распоряжение на создание такого комплекса поступает в ноябре 1951 году. Носителем новой ракеты был выбран самый тяжелый на то время бомбардировщик Ту-4. Как единица нового комплекса Ту-4 получает название Г-310. Весь авиационный комплекс должен был включить в себя две функции – истребитель-перехватчик и самолет ДРОиУ. Ту-4 обеспечивался 4-мя РЛС Д-500 от системы «Тайфун» с дальностью обнаружения до 100 километров. РЛС выполнены в виде полусфер и устанавливались в 4-х крайних противоположных друг-другу точках. Разработчик Д-500 – НИИ-17.

Авиационный компонент первого отечественного ЗРК – ракета дальнего действия «воздух-воздух» Г-300
Предположительные проекции ракеты Г-300 / "изделие 211" (http://bastion-karpenko.narod.ru)


Самолет помимо РЛС, также должен был нести на себе 4 ракеты. Проектная дальность действия ракет - до 50 километров. Для подвески ракет на носитель были изготовлены специальные держатели. Наведение ракет осуществлялось по лучу. Использование тяжелого бомбардировщика в качестве носителя дало возможность конструкторам снизить рамки массогабаритных ограничений новых ракет. Поэтому создание ракет пошло по довольно упрощенному варианту – сделали уменьшенный вариант ЗУР В-300 или изделия 205 – изделие 210. Диаметр ракеты уменьшился с 65 до 53 сантиметров, длина с 1130 до 834 сантиметров. Основные элементы ракеты В-300 полностью перешли в новую ракету – жидкостный двигатель с системой подачи топлива вытеснительного типа, аэродинамическая компоновка по типу «Утка».


Первый образец ракеты Г-300 «воздух-воздух» получил два твердотопливных стартовых ускорителя, выполненных на ракете по горизонтальной плоскости посередине длины. Такое исполнение облегчило запуск ракет с ПУ наземного типа. Впоследствии при создании ракеты от стартовых двигателей отказываются. Измененная ракета получила наименования - изделие 211.
До конца 1952 года было выполнено десять вылетов самолета Г-310 с последующим запуском управляемых Г-300. Несовершенные ЖРД ракет при пусках показали свою ненадежность.

Авиационный компонент первого отечественного ЗРК – ракета дальнего действия «воздух-воздух» Г-300


В ноябре 1953 года начата разработка комплекса К-15:
- база – сверхзвуковой самолет «250»;
- ракета «воздух-воздух» «изделие 275».

Работы по созданию ракет Г-300 ограничивают в объеме разработки нового комплекса К-15, большая часть мощностей была переведена на новый проект. Дальнейшие работы по созданию авиакомпонента ПВО – самолета ДРОиУ и истребителя-перехватчика с ракетным вооружением для противовоздушного комплекса не приносят успеха. В середине августа 1954 года все работы по созданию Г-300 прекращены. Вероятнее всего, как указывалось в начале статьи, огромную роль в прекращении работ сыграл арест товарища Л.Берии, который поддерживал начинания своего сына.

Комплекс Г-310 с ракетами Г-300 и РЛС Д-500 опередил свое время – разработка самолетов ДРОиУ в дальнейшем была продолжена только спустя пять лет, а создание самолета типа Г-310 через много лет осуществилась в самолете МиГ-31 с ракетами К-33 и РЛС «Заслон».

Основные характеристики:
- название ракеты Г-300 (изделия 210/211);
- длина 834 сантиметра;
- диаметр 53 сантиметра;
- крыло 229 сантиметров;
- вес приблизительно 3 тонны;
- вес боевой части 100 килограмм;
- дальность действия до 10 километров;
- дальность применения по высоте до 20 километров.

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-303.html
http://www.testpilot.ru/russia/lavochkin/la/210/g300.htm
http://www.laspace.ru/rus/complexG300.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. 755962 13 апреля 2012 10:24
    С.Берия, сын небезызвестного Л.Берия. Это произвело огромное влияние на ход выполнения всех работ

    Кто бы сомневался...Как ,порой не хватает той силы ,которая бы проворачивала механизм бюрократической машины ради достижения благих целей.
    755962
    1. OdinPlys 13 апреля 2012 15:32
      Цитата: 755962
      Кто бы сомневался...Как ,порой не хватает той силы ,которая бы проворачивала механизм бюрократической машины ради достижения благих целей.


      Сила есть...поворот ...в виде СМИ...заржавел...почистить бы...глядишь молодое поколение заработает...
      OdinPlys
  2. вард 13 апреля 2012 11:41
    Попытка, не пытка... конечно замахнулись на задачу которая вряд ли имела решение в то время... но опыт, сын ошибок трудных... бесценный опыт... и ни какого немецкого опыта..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня