Ученик с растущей автономностью



Накопив опыт в проектировании, производстве и эксплуатации неатомных субмарин, Китай начал их продвижение на мировой рынок военно-морской техники. Германия, Нидерланды, Россия, Франция, считавшиеся ранее мировыми лидерами в подводном кораблестроении, уже ощутили определенный дискомфорт от появления нового игрока.

А то, что он весьма одарен и инициативен, стало понятно после того, как Пакистан и Таиланд выбрали для вооружения своих ВМС экспортные китайские подлодки семейства S20. И это только начало. Продолжение наверняка последует.


Конкуренты в трауре

Китайская кораблестроительная промышленная корпорация (China Shipbuilding Industry Corporation – CSIC – «У истоков великих походов»), заключив контракты на поставку неатомных подводных лодок Пакистану и Таиланду, намерена закрепить свои позиции и вывести на мировой рынок военно-морской техники ДЭПЛ других проектов водоизмещением 200, 600 и 1100 тонн. Корпорация, основываясь на накопленном в последние десятилетия опыте проектирования и производства ДЭПЛ для ВМС НОАК, убеждена в достижимости поставленной цели.

Первым покупателем стал Пакистан, имеющий с Поднебесной тесные связи по линии ВТС. Восемь ДЭПЛ типа S20, созданных на основе проекта 041 «Юань» (Yuan), являющегося в свою очередь усовершенствованным 039А, в определенной степени парируют то преимущество, которое ВМС Индии имели в недавнем прошлом по численности подводного флота. Первые четыре лодки построят в Китае и начнут поставлять с 2022 года. Оставшиеся четыре будут закладываться на мощностях пакистанской компании KSEW (Karachi Shipbuilding and Engineering Works) в Карачи.

А там посмотрим, что Индия станет делать с набившей оскомину программой P-75I по созданию перспективных подводных лодок, окончательного решения по которой до сих пор не принято. Исламабад, надо полагать, будет действовать в зависимости от дальнейших шагов Нью-Дели, продинамившего российские «Амуры» и сделавшего ставку на французские «Скорпены».

Еще одним заказчиком стали ВМС Таиланда, подписавшие с Китайской судостроительной и офшорной международной компанией (China Shipbuilding and Offshore International Corporation – CSOC), являющейся международным торговым подразделением корпорации CSIC, контракт стоимостью 13,5 миллиарда тайских батов (390 млн долл.) на поставку в 2023-м ДЭПЛ проекта S26T. Это тоже экспортный вариант проектов 039B/041. ВМС Таиланда в течение нескольких следующих лет планируют заказать еще две субмарины S26T, чтобы к 2026 году иметь в составе три лодки этого типа. При реализации намеченного плана их суммарная стоимость составит 36 миллиардов тайских батов.

Научились и делают

После 60 лет проектирования и строительства подлодок типа «Ромео», «Минг», «Сонг» и «Юань» (Romeo, Ming, Song, Yuan), заявил официальный представитель компании CSOC, Китай готов к самостоятельным НИОКР в этой области, включая разработку и производство всего спектра необходимого оборудования, датчиков и вооружений.



В CSIC утверждают, что платформы S20 и S26T – полностью национальные проекты, опирающиеся на опыт создания субмарин типа «Юань», первая из которых была спущена на воду на верфи в Ухане в мае 2004 года. Что касается общего вида, лодка повторяет некоторые особенности конструкции российских ДЭПЛ класса «Кило» (Kilo), включая каплевидный корпус с характерным «горбом» и большим вертикальным рулем, хотя кормовая часть напоминает конфигурацию субмарины типа «Сонг» (проект 039). Более поздние образцы оснащены боковыми гидроакустическими антеннами и, возможно, буксируемой. 13 и 14-я лодки, изображения которых есть в открытых источниках, имеют измененные обводы обтекателя рубки для улучшения акустических характеристик.

Экспортные субмарины могут оснащаться воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) китайской разработки, базирующейся на технологиях, применяемых в проекте «Юань» для ВМС НОАК, заявил представитель компании CSOC. Однако он отказался конкретизировать особенности установки. Эксперты полагают, что современная технология китайской ВНЭУ основана на закрытом цикле Стирлинга, использующем жидкий кислород и дизельное топливо, и разработана в 711-м исследовательском институте CSIC.

Из-за закрытости новых разработок, ведущихся нашим восточным стратегическим партнером, сложно оценить технологический уровень ВНЭУ. Западные военно-морские эксперты полагают, что она пока недотягивает до требований ТЗ. Об этом может свидетельствовать реализуемая национальная программа по стимулированию научно-технологических инноваций, в том числе в области двигательных установок для авиационных и морских платформ. Также не исключено, что китайцы экспериментируют с технологиями топливных элементов и могут вести разработку ионно-литиевых батарей для ПЛ нового поколения.

Проекты в разрезе

Согласно официальным данным S26T имеет водоизмещение 2550 тонн, длина – 77,7 метра, ширина – 8,6 метра, высота – 9,2 метра, экипаж – 38 моряков, хотя внутренний объем лодки позволяет разместить до 46 человек. Максимальная скорость подводного хода составляет 17 узлов, предельная глубина погружения – 300 метров. Дальность плавания при работе аккумуляторных батарей превышает 260 морских миль (460 км), с ВНЭУ – 768 миль. При комбинированном надводном и подводном плавании дальность достигает 8000 морских миль. Максимальная продолжительность нахождения в море – 65 суток.



Прочный корпус S26T разделен на шесть отсеков. В первом расположены боекомплект и торпедные аппараты, а также носовая аккумуляторная батарея. Во втором – система командования и управления, консоли вооружения. В третьем отсеке находятся помещения экипажа и кормовой блок аккумуляторных батарей. Дизель-генераторы, блоки питания электроники, вспомогательные механические системы размещены в четвертом. ВНЭУ с циклом Стирлинга и бак с жидким кислородом – в пятом отсеке. Основной электродвигатель и силовые приводы – в шестом.

В случае аварийной ситуации или отказа, приводящего к затоплению, экипаж может спастись с применением специальных систем. Если субмарина лежит на мелководье, ее покидают через торпедные аппараты или спасательные камеры. В аварийную лодку можно попасть с помощью глубоководных аппаратов или камер, которые пристыковываются к двум доковым камерам, одна из которых находится в передней части над первым отсеком, а другая – в кормовой части над шестым. Также имеются два аварийных радиочастотных буя.

Компания CSOC продвигает на рынок еще три экспортных варианта ДЭПЛ. Это малые 200-тонная MS200 и 600-тонная лодки, 1100-тонная средняя. Все они имеют однокорпусную каплевидную конструкцию и плановый срок эксплуатации 25 лет. Основные заказчики, полагают в компании CSOC, как раз в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который всегда был приоритетным для основных игроков на рынке военно-морской техники.

Согласно CSOC лодка MS200 спроектирована в расчете на ее применение силами специальных операций (ССО). Имеет длину 30 метров, ширину 3,6 метрв, высоту 4,4 метра. Может обслуживаться экипажем из шести человек и перевозить восемь полностью экипированных бойцов ССО, а также их специальные средства. Максимальная скорость – восемь узлов, дальность хода в подводном положении – 120 морских миль, в надводном положении – 1500 миль. Автономность – 15 суток. Предельная глубина погружения – 200 метров. На субмарине установлены два торпедных аппарата калибра 533 миллиметра. Имеются комплекты активных и пассивных гидроакустических датчиков. Прочный корпус выполнен из стали марки 921А, эквивалентной французской 60HLES и российской AK-25 48-OT3. Он разделен на три отсека.

На верхней палубе первого отсека расположены каюты. Сто ячеек свинцово-кислотной аккумуляторной батареи и цистерны балласта размещены на нижней. Во втором отсеке находится командный модуль, который также разделен на две палубы с тремя многофункциональными консолями, пятью интегральными централизованными стойками, лазерной инерциальной навигационной системой и гироскопом, другими устройствами (на верхней) и уравнительными цистернами (на нижней).

Главная энергетическая установка (ГЭУ), размещенная в третьем отсеке, включает блоки дизель-генератора, электродвигатель, устройства управления и вспомогательные системы типа компрессоров, рефрижераторов с системой воздушного кондиционирования, гидравлических устройств, дренажных помп.

Лодка 600T предназначена для региональных ВМС, у которых мало или нет опыта эксплуатации субмарин. При длине 50 метров, ширине 4,6 метра и высоте 5,6 метра она может выполнять широкий спектр задач, в том числе патрулирование, разведку, ведение противокорабельной и противолодочной войн, то есть представляет собой многоцелевую. Управляется экипажем из 15 человек. Вооружена четырьмя носовыми ТА калибра 533 миллиметра и боекомплектом из 10 тяжелых торпед, управляемых по проводам, или другого оружия.

600Т имеет предельную глубину погружения 200 метров, скорость хода в подводном и надводном положениях 15 и 9 узлов соответственно. Максимальная дальность плавания в подводном положении – 400 морских миль при продолжительности до 20 суток (с ВНЭУ).

Прочный корпус разделен на четыре отсека. В первом размещены основная аккумуляторная батарея, каюты экипажа, кают-компания и камбуз. Во втором – две системы: командно-управляющая и боевого управления. Дизель-генераторы и вспомогательные механизмы установлены в третьем отсеке. ВНЭУ, электродвигатель, вал, редуктор размещены в четвертом.

Многоцелевая S1100T – увеличенная версия лодки 600T. Длина – 60 метров, ширина – 5,6 метра, высота – 6,8 метра. Глубина погружения составляет 200 метров. Максимальная скорость хода под водой – 15 узлов. Дальность плавания в подводном положении увеличена до 800 морских миль, в подводном/надводном положении – 3000 морских миль. Автономность лодки с ВНЭУ достигает 30 суток. Экипаж – 18 человек. На субмарине четыре 533-мм торпедных аппарата. Она может выполнять различные боевые задачи, наносить удары противокорабельными ракетами, атаковать подлодки противника, вести патрулирование и разведку.

Прочный корпус S1100T также разделен на четыре отсека. В первом размещаются экипаж и передняя аккумуляторная батарея. Командно-управляющая система находится во втором. Дизель-генераторы и вспомогательные механизмы размещены в третьем отсеке, в то время как четвертый отдан под ВНЭУ, электродвигатель и вспомогательные устройства.

Региональный монополист

В таиландском тендере корпорация CSIC одержала победу над известными зарубежными участниками, в числе которых были южнокорейская «Хенде хэви индастриз» (Hyundai Heavy Industries) с лодкой типа HDS-500RTN, Рособоронэкспорт с «Варшавянкой», германская корпорация «Тиссен Крупп мэрин системз» (Thyssen Krupp Marine Systems) с образцами 209/1400mod и 210mod, шведская «Сааб» с новейшей A26. Западные эксперты отмечают, что с растущим портфелем проектов субмарин, сориентированных на широкий спектр задач, CSOC имеет хорошие возможности для удовлетворения запросов региональных клиентов, особенно тех, которые не могут принять западные предложения из-за высокой стоимости или по политическим соображениям. Компания также готова предложить потенциальным клиентам обучение, поддержку инфраструктуры и передачу технологий. Например, Таиланду обещана помощь в укреплении национальной судостроительной промышленности, поскольку ВМС страны планируют расширить морскую верфь Mahidol Adulyadej в провинции Саттахип для операций ДЭПЛ типа S26T в Сиамском заливе. Ожидается, что на юго-западном побережье Таиланда при содействии китайской компании будет развернута еще одна верфь для решения аналогичных задач, но в Андаманском море.

Победа в тендере повысила уверенность кораблестроителей КНР в продвижении своих субмарин на мировой рынок. Более того, CSIC заявляет, что по крайней мере восемь стран мира – Алжир, Бангладеш, Венесуэла, Египет, Куба, Ливия, Мьянма, ОАЭ заинтересованы в китайских подводных лодках. А ведь все эти страны – партнеры России в области ВТС.
Автор: Николай Новичков
Первоисточник: https://vpk-news.ru/articles/40803


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Лексус (Алексей) 21 января 2018 06:49
    До чего сами недопендрили, купят "с потрохами", либо стыбрят. У китайцев эта схема уже отработана. Хотя 50 лет назад само словосочетание "китайская подводная лодка" было из разряда каламбуров.
    1. dauria (Алексей) 21 января 2018 12:29
      До чего сами недопендрили, купят "с потрохами", либо стыбрят


      А вот такого высокомерия история не прощает. Гитлер так же относился к нам со своим "блицкригом". Выросла новая нация - китайцы образованы, упрямы в работе и учёбе. Они воевать умеют - все почему-то забывают Корею 53-го и 120 тысяч погибших китайских солдат. У них промышленность передовая, наука развита. Их дети побеждают на математических олимпиадах и в спорте. Их мораль в быту и семье не в пример Европе. У них даже фильм "А зори здесь тихие" - любимый. Не зажрётся верхушка - так они планету в позу поставят . Не удивлюсь, если 150 лет Октябрськой революции в Пекине отпразднуют, а у нас и не вспомнят.
      1. faiver (Андрей) 21 января 2018 18:40
        ну насчет воевать умеют - 120тыс. погибших солдат это не показатель, можно в противовес напомнить про вьетнам 79года...
        1. dauria (Алексей) 21 января 2018 19:03
          можно в противовес напомнить про вьетнам 79года...


          Можно и нам Афган 89-го припомнить так же, или штатам Вьетнам . Не путайте политические причины с боеспособностью армии . А армия у них сейчас будь здоров и по качеству ,и по мотивации . И в резерве у этой армии - огромный народ с огромной промышленностью.
      2. Лексус (Алексей) 22 января 2018 00:10
        А вот такого высокомерия история не прощает.

        А где высокомерие? Китайцы очень серьёзно работают над технологиями - никто не спорит. А с недостающими поступают именно так, как я написал.
  2. тлауикол (Иван) 21 января 2018 07:14
    не за горами тот день, когда Китай будет обеспечивать спрос среди наших партнеров, продавая им ЗРК, ОБТ и самолеты
  3. лысова (владимир) 21 января 2018 07:14
    Всё дело в цене. Отсюда и победа в тендере. Китай опустил ценой в бытовой техники, пускай с поганым качеством.Теперь и в ВПК, а качество постоянно улучшается.
    1. seos 21 января 2018 13:20
      Поганое качеств у шерпотреба (с уже заложенным сроком жизни), у боевой техники качество хорошее, т.к инженеры учитывают срок службы техники, в этом нет ничего сложного, тем более для 1 экономики планеты...
      1. лысова (владимир) 21 января 2018 14:46
        Так то оно вроди так - согласен, только у них до сих пор, осталась странность, она то и может им поднести очередную свинью. Давненько было, в борьбе за урожай и первое место в мире, загубили всех воробьёв - долго потом восстанавливались. Далее решили быть первыми в металлургии - понаделали в каждом дворе печей и наплавили больше чем у кого либо, вот только получившееся ни в какие рамки не лезло. А как наш АКМ скопировали !!! Видео видел и полёт при отдачи. Не перечислить всего. Понятно что прогресс есть. Время покажет.
        1. jjj 21 января 2018 16:34
          Каждый год смотрю на биатлоне на китайский танк. Сколько лет пилят, а допилить так и не могут
          jjj
          1. лысова (владимир) 21 января 2018 17:02
            Это в крови, на уровне инстинкта, откуда то содрать и переделать под своё, это у них получается, правда не совсем удачно. Помнится при СССР журнальчик был, такой маленький по формату, Юный Техник назывался, там такое огромное количество изобретений прошло, только в пустую, всё оставалось на бумаге. А вот (немного переключусь для примера) Японцы этот журнальчик хорошо изучали и внедряли. Результат виден до сих пор. А " Техника Молодёжи ", " Химия и жизнь " и др.. Не в одном государстве Мира , не было столько технических изобретений и этим все пользовались.
  4. Paul Zewike (Paul) 21 января 2018 09:51
    Китай использует своё экономическое влияние на ряд стран. Качество этих лодок -дело третье. Продают ещё нигде не проявивший себя товар и в реальности не существующий.
    1. seos 21 января 2018 13:21
      Слышно, что эти лодки ломаются или тонут? нет, тогда какие претензии к качеству?
      1. Paul Zewike (Paul) 21 января 2018 16:21
        Ничего об их качестве неизвестно, господин резонёр. Так понятно?
      2. faiver (Андрей) 21 января 2018 18:42
        ну в принципе китайцам ничего не стоит и скрыть аварийность своих лодок...
  5. Кот Маркиз (Маркиз) 21 января 2018 10:32
    Много лет в советской и российской военно-морской литературе говорилось об "анаэробных" двигательных установках не иначе, как о "тупиковом" пути развития, дескать ядерные установки-это "наше все". Мол, мы в свое время "наигрались" с анаэробами в 50-60-е годы и поняли их бесперспективность. Как оказалось, это было в корне ошибочное мнение, теперь вот догонять приходиться....
    1. jjj 21 января 2018 16:36
      В мире нет хороших, экономически обоснованных, надежных воздухо независимых машин для лодок. Все, о чем говорится, - это фантастика
      jjj
      1. Удав КАА (Александр) 21 января 2018 18:22
        Цитата: jjj
        В мире нет хороших, экономически обоснованных, надежных воздухо независимых машин для лодок.

        Коллега, вы забыли добавить -- "неатомных". Ибо ядерная силовая установка по сути аэноробная машина.
        С уважением, hi
        1. jjj 22 января 2018 23:07
          Да, это как бы и подразумевается само собой. Хотя для большинства, действительно, надо уточнять, в том числе и глубину понятия "дизелюха"
          И Вам не хворать!
          jjj
  6. sevtrash (Сергей) 21 января 2018 11:46
    Все просто - работающая экономика дает деньги, коррупционеров сдерживают/расстреливают, и деньги идут туда, куда надо - на качественное образование, науку, НИОКР, производство. Эффект закономерен. И, при этом, Китай не прет рогом на США, поскольку это не разумно. Для той же экономики.
    1. seos 21 января 2018 13:23
      Просто США не связывается с Китаем ...и при напоре с Китайской стороны США отступают... в 90х Клинтон даже публично извинялся от имени США перед Китайским народом...
  7. seos 21 января 2018 13:24
    Смысл в том, что мы умеем делать такие подводные лодки, и покупателей была бы куча, если бы делали...
    1. Удав КАА (Александр) 21 января 2018 18:29
      Цитата: seos
      Смысл в том, что мы умеем делать такие подводные лодки,

      Ну, и где же они тогда? 677 до сих пор ходит без обещанной еще в конце 90-х годов ВНЭУ.
      Цитата: seos
      покупателей была бы куча, если бы делали...
      Если бы делали, то Индия уже бы получила по своему 75i "заказу" единички...Ан -- "не выходит каменный цветок"!
      Так что, "ждем-с"!
  8. sd68 (Сергей) 21 января 2018 14:10
    Китай делает недорогое вооружение и в этом смысле он растущий конкурент в первую очередь России.
  9. andrewkor 21 января 2018 16:43
    Хочу заметить уважаемому dauria ,что перестройка в КНР началась после того как ихние многомиллионные ,умеющие воевать, ВС в феврале 1969г. получили по мордасам от Вьетнама.С тех пор что то не слыхать о каким либо успешном их применении.
    1. faiver (Андрей) 21 января 2018 18:46
      поправлю 79год..., ну и справедливости ради надо отметить что конфликт погасил ссср, но люлей китайцы от вьетнама получили hi
  10. Товарищ 21 января 2018 17:28
    Репутация у китайского производителя твёрдая, всё китайское ломается чуть раньше, чем сразу. Наверное, именно поэтому немецкая машина, сделанная в Германии, стоит в два-три раза дороже чем такая же, но сделанная в Китае.
  11. Товарищ Ким (Товарищ Ким) 22 января 2018 16:48
    Цитата: dauria
    Не зажрётся верхушка - так они планету в позу поставят .

    Да у них там строго, если чиновник наворовал- публичная казнь, а органы (если от сытой жизни ещё в потребном состоянии) извлекут, и пересадят нуждающимся.
    У нас по другому, в лучшем случае - домашний арест и новая кормушка после "перековки".
    Александр Давыдов задержан по подозрению в хищении более 460 млн руб. на поставках для Минобороны
    Обыски в служебном кабинете, а затем и в автомобиле генерального директора АО «Воентелеком» Александра Давыдова с участием понятых сотрудники Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР и оперативники ФСБ провели в понедельник утром. После этого господину Давыдову предъявили постановление о задержании на 48 часов в качестве подозреваемого и отвезли его в здание ГВСУ на допрос. Все эти мероприятия проводились в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), возбужденного еще в 2013 году на основании материалов проверки, полученных из Главной военной прокуратуры (ГВП).
    http://www.compromat.ru/page_38688.htm
Картина дня