Ученик с растущей автономностью



Накопив опыт в проектировании, производстве и эксплуатации неатомных субмарин, Китай начал их продвижение на мировой рынок военно-морской техники. Германия, Нидерланды, Россия, Франция, считавшиеся ранее мировыми лидерами в подводном кораблестроении, уже ощутили определенный дискомфорт от появления нового игрока.

А то, что он весьма одарен и инициативен, стало понятно после того, как Пакистан и Таиланд выбрали для вооружения своих ВМС экспортные китайские подлодки семейства S20. И это только начало. Продолжение наверняка последует.


Конкуренты в трауре

Китайская кораблестроительная промышленная корпорация (China Shipbuilding Industry Corporation – CSIC – «У истоков великих походов»), заключив контракты на поставку неатомных подводных лодок Пакистану и Таиланду, намерена закрепить свои позиции и вывести на мировой рынок военно-морской техники ДЭПЛ других проектов водоизмещением 200, 600 и 1100 тонн. Корпорация, основываясь на накопленном в последние десятилетия опыте проектирования и производства ДЭПЛ для ВМС НОАК, убеждена в достижимости поставленной цели.

Первым покупателем стал Пакистан, имеющий с Поднебесной тесные связи по линии ВТС. Восемь ДЭПЛ типа S20, созданных на основе проекта 041 «Юань» (Yuan), являющегося в свою очередь усовершенствованным 039А, в определенной степени парируют то преимущество, которое ВМС Индии имели в недавнем прошлом по численности подводного флота. Первые четыре лодки построят в Китае и начнут поставлять с 2022 года. Оставшиеся четыре будут закладываться на мощностях пакистанской компании KSEW (Karachi Shipbuilding and Engineering Works) в Карачи.

А там посмотрим, что Индия станет делать с набившей оскомину программой P-75I по созданию перспективных подводных лодок, окончательного решения по которой до сих пор не принято. Исламабад, надо полагать, будет действовать в зависимости от дальнейших шагов Нью-Дели, продинамившего российские «Амуры» и сделавшего ставку на французские «Скорпены».

Еще одним заказчиком стали ВМС Таиланда, подписавшие с Китайской судостроительной и офшорной международной компанией (China Shipbuilding and Offshore International Corporation – CSOC), являющейся международным торговым подразделением корпорации CSIC, контракт стоимостью 13,5 миллиарда тайских батов (390 млн долл.) на поставку в 2023-м ДЭПЛ проекта S26T. Это тоже экспортный вариант проектов 039B/041. ВМС Таиланда в течение нескольких следующих лет планируют заказать еще две субмарины S26T, чтобы к 2026 году иметь в составе три лодки этого типа. При реализации намеченного плана их суммарная стоимость составит 36 миллиардов тайских батов.

Научились и делают

После 60 лет проектирования и строительства подлодок типа «Ромео», «Минг», «Сонг» и «Юань» (Romeo, Ming, Song, Yuan), заявил официальный представитель компании CSOC, Китай готов к самостоятельным НИОКР в этой области, включая разработку и производство всего спектра необходимого оборудования, датчиков и вооружений.



В CSIC утверждают, что платформы S20 и S26T – полностью национальные проекты, опирающиеся на опыт создания субмарин типа «Юань», первая из которых была спущена на воду на верфи в Ухане в мае 2004 года. Что касается общего вида, лодка повторяет некоторые особенности конструкции российских ДЭПЛ класса «Кило» (Kilo), включая каплевидный корпус с характерным «горбом» и большим вертикальным рулем, хотя кормовая часть напоминает конфигурацию субмарины типа «Сонг» (проект 039). Более поздние образцы оснащены боковыми гидроакустическими антеннами и, возможно, буксируемой. 13 и 14-я лодки, изображения которых есть в открытых источниках, имеют измененные обводы обтекателя рубки для улучшения акустических характеристик.

Экспортные субмарины могут оснащаться воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) китайской разработки, базирующейся на технологиях, применяемых в проекте «Юань» для ВМС НОАК, заявил представитель компании CSOC. Однако он отказался конкретизировать особенности установки. Эксперты полагают, что современная технология китайской ВНЭУ основана на закрытом цикле Стирлинга, использующем жидкий кислород и дизельное топливо, и разработана в 711-м исследовательском институте CSIC.

Из-за закрытости новых разработок, ведущихся нашим восточным стратегическим партнером, сложно оценить технологический уровень ВНЭУ. Западные военно-морские эксперты полагают, что она пока недотягивает до требований ТЗ. Об этом может свидетельствовать реализуемая национальная программа по стимулированию научно-технологических инноваций, в том числе в области двигательных установок для авиационных и морских платформ. Также не исключено, что китайцы экспериментируют с технологиями топливных элементов и могут вести разработку ионно-литиевых батарей для ПЛ нового поколения.

Проекты в разрезе

Согласно официальным данным S26T имеет водоизмещение 2550 тонн, длина – 77,7 метра, ширина – 8,6 метра, высота – 9,2 метра, экипаж – 38 моряков, хотя внутренний объем лодки позволяет разместить до 46 человек. Максимальная скорость подводного хода составляет 17 узлов, предельная глубина погружения – 300 метров. Дальность плавания при работе аккумуляторных батарей превышает 260 морских миль (460 км), с ВНЭУ – 768 миль. При комбинированном надводном и подводном плавании дальность достигает 8000 морских миль. Максимальная продолжительность нахождения в море – 65 суток.



Прочный корпус S26T разделен на шесть отсеков. В первом расположены боекомплект и торпедные аппараты, а также носовая аккумуляторная батарея. Во втором – система командования и управления, консоли вооружения. В третьем отсеке находятся помещения экипажа и кормовой блок аккумуляторных батарей. Дизель-генераторы, блоки питания электроники, вспомогательные механические системы размещены в четвертом. ВНЭУ с циклом Стирлинга и бак с жидким кислородом – в пятом отсеке. Основной электродвигатель и силовые приводы – в шестом.

В случае аварийной ситуации или отказа, приводящего к затоплению, экипаж может спастись с применением специальных систем. Если субмарина лежит на мелководье, ее покидают через торпедные аппараты или спасательные камеры. В аварийную лодку можно попасть с помощью глубоководных аппаратов или камер, которые пристыковываются к двум доковым камерам, одна из которых находится в передней части над первым отсеком, а другая – в кормовой части над шестым. Также имеются два аварийных радиочастотных буя.

Компания CSOC продвигает на рынок еще три экспортных варианта ДЭПЛ. Это малые 200-тонная MS200 и 600-тонная лодки, 1100-тонная средняя. Все они имеют однокорпусную каплевидную конструкцию и плановый срок эксплуатации 25 лет. Основные заказчики, полагают в компании CSOC, как раз в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который всегда был приоритетным для основных игроков на рынке военно-морской техники.

Согласно CSOC лодка MS200 спроектирована в расчете на ее применение силами специальных операций (ССО). Имеет длину 30 метров, ширину 3,6 метрв, высоту 4,4 метра. Может обслуживаться экипажем из шести человек и перевозить восемь полностью экипированных бойцов ССО, а также их специальные средства. Максимальная скорость – восемь узлов, дальность хода в подводном положении – 120 морских миль, в надводном положении – 1500 миль. Автономность – 15 суток. Предельная глубина погружения – 200 метров. На субмарине установлены два торпедных аппарата калибра 533 миллиметра. Имеются комплекты активных и пассивных гидроакустических датчиков. Прочный корпус выполнен из стали марки 921А, эквивалентной французской 60HLES и российской AK-25 48-OT3. Он разделен на три отсека.

На верхней палубе первого отсека расположены каюты. Сто ячеек свинцово-кислотной аккумуляторной батареи и цистерны балласта размещены на нижней. Во втором отсеке находится командный модуль, который также разделен на две палубы с тремя многофункциональными консолями, пятью интегральными централизованными стойками, лазерной инерциальной навигационной системой и гироскопом, другими устройствами (на верхней) и уравнительными цистернами (на нижней).

Главная энергетическая установка (ГЭУ), размещенная в третьем отсеке, включает блоки дизель-генератора, электродвигатель, устройства управления и вспомогательные системы типа компрессоров, рефрижераторов с системой воздушного кондиционирования, гидравлических устройств, дренажных помп.

Лодка 600T предназначена для региональных ВМС, у которых мало или нет опыта эксплуатации субмарин. При длине 50 метров, ширине 4,6 метра и высоте 5,6 метра она может выполнять широкий спектр задач, в том числе патрулирование, разведку, ведение противокорабельной и противолодочной войн, то есть представляет собой многоцелевую. Управляется экипажем из 15 человек. Вооружена четырьмя носовыми ТА калибра 533 миллиметра и боекомплектом из 10 тяжелых торпед, управляемых по проводам, или другого оружия.

600Т имеет предельную глубину погружения 200 метров, скорость хода в подводном и надводном положениях 15 и 9 узлов соответственно. Максимальная дальность плавания в подводном положении – 400 морских миль при продолжительности до 20 суток (с ВНЭУ).

Прочный корпус разделен на четыре отсека. В первом размещены основная аккумуляторная батарея, каюты экипажа, кают-компания и камбуз. Во втором – две системы: командно-управляющая и боевого управления. Дизель-генераторы и вспомогательные механизмы установлены в третьем отсеке. ВНЭУ, электродвигатель, вал, редуктор размещены в четвертом.

Многоцелевая S1100T – увеличенная версия лодки 600T. Длина – 60 метров, ширина – 5,6 метра, высота – 6,8 метра. Глубина погружения составляет 200 метров. Максимальная скорость хода под водой – 15 узлов. Дальность плавания в подводном положении увеличена до 800 морских миль, в подводном/надводном положении – 3000 морских миль. Автономность лодки с ВНЭУ достигает 30 суток. Экипаж – 18 человек. На субмарине четыре 533-мм торпедных аппарата. Она может выполнять различные боевые задачи, наносить удары противокорабельными ракетами, атаковать подлодки противника, вести патрулирование и разведку.

Прочный корпус S1100T также разделен на четыре отсека. В первом размещаются экипаж и передняя аккумуляторная батарея. Командно-управляющая система находится во втором. Дизель-генераторы и вспомогательные механизмы размещены в третьем отсеке, в то время как четвертый отдан под ВНЭУ, электродвигатель и вспомогательные устройства.

Региональный монополист

В таиландском тендере корпорация CSIC одержала победу над известными зарубежными участниками, в числе которых были южнокорейская «Хенде хэви индастриз» (Hyundai Heavy Industries) с лодкой типа HDS-500RTN, Рособоронэкспорт с «Варшавянкой», германская корпорация «Тиссен Крупп мэрин системз» (Thyssen Krupp Marine Systems) с образцами 209/1400mod и 210mod, шведская «Сааб» с новейшей A26. Западные эксперты отмечают, что с растущим портфелем проектов субмарин, сориентированных на широкий спектр задач, CSOC имеет хорошие возможности для удовлетворения запросов региональных клиентов, особенно тех, которые не могут принять западные предложения из-за высокой стоимости или по политическим соображениям. Компания также готова предложить потенциальным клиентам обучение, поддержку инфраструктуры и передачу технологий. Например, Таиланду обещана помощь в укреплении национальной судостроительной промышленности, поскольку ВМС страны планируют расширить морскую верфь Mahidol Adulyadej в провинции Саттахип для операций ДЭПЛ типа S26T в Сиамском заливе. Ожидается, что на юго-западном побережье Таиланда при содействии китайской компании будет развернута еще одна верфь для решения аналогичных задач, но в Андаманском море.

Победа в тендере повысила уверенность кораблестроителей КНР в продвижении своих субмарин на мировой рынок. Более того, CSIC заявляет, что по крайней мере восемь стран мира – Алжир, Бангладеш, Венесуэла, Египет, Куба, Ливия, Мьянма, ОАЭ заинтересованы в китайских подводных лодках. А ведь все эти страны – партнеры России в области ВТС.
Автор:
Николай Новичков
Первоисточник:
https://vpk-news.ru/articles/40803
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Лексус Офлайн
    Лексус 21 января 2018 06:49
    +4
    До чего сами недопендрили, купят "с потрохами", либо стыбрят. У китайцев эта схема уже отработана. Хотя 50 лет назад само словосочетание "китайская подводная лодка" было из разряда каламбуров.
    1. dauria Онлайн
      dauria 21 января 2018 12:29
      +10
      До чего сами недопендрили, купят "с потрохами", либо стыбрят


      А вот такого высокомерия история не прощает. Гитлер так же относился к нам со своим "блицкригом". Выросла новая нация - китайцы образованы, упрямы в работе и учёбе. Они воевать умеют - все почему-то забывают Корею 53-го и 120 тысяч погибших китайских солдат. У них промышленность передовая, наука развита. Их дети побеждают на математических олимпиадах и в спорте. Их мораль в быту и семье не в пример Европе. У них даже фильм "А зори здесь тихие" - любимый. Не зажрётся верхушка - так они планету в позу поставят . Не удивлюсь, если 150 лет Октябрськой революции в Пекине отпразднуют, а у нас и не вспомнят.
      1. faiver Офлайн
        faiver 21 января 2018 18:40
        +1
        ну насчет воевать умеют - 120тыс. погибших солдат это не показатель, можно в противовес напомнить про вьетнам 79года...
        1. dauria Онлайн
          dauria 21 января 2018 19:03
          +2
          можно в противовес напомнить про вьетнам 79года...


          Можно и нам Афган 89-го припомнить так же, или штатам Вьетнам . Не путайте политические причины с боеспособностью армии . А армия у них сейчас будь здоров и по качеству ,и по мотивации . И в резерве у этой армии - огромный народ с огромной промышленностью.
      2. Лексус Офлайн
        Лексус 22 января 2018 00:10
        0
        А вот такого высокомерия история не прощает.

        А где высокомерие? Китайцы очень серьёзно работают над технологиями - никто не спорит. А с недостающими поступают именно так, как я написал.
  2. тлауикол Офлайн
    тлауикол 21 января 2018 07:14
    +4
    не за горами тот день, когда Китай будет обеспечивать спрос среди наших партнеров, продавая им ЗРК, ОБТ и самолеты
  3. лысова Офлайн
    лысова 21 января 2018 07:14
    +3
    Всё дело в цене. Отсюда и победа в тендере. Китай опустил ценой в бытовой техники, пускай с поганым качеством.Теперь и в ВПК, а качество постоянно улучшается.
    1. seos Офлайн
      seos 21 января 2018 13:20
      +4
      Поганое качеств у шерпотреба (с уже заложенным сроком жизни), у боевой техники качество хорошее, т.к инженеры учитывают срок службы техники, в этом нет ничего сложного, тем более для 1 экономики планеты...
      1. лысова Офлайн
        лысова 21 января 2018 14:46
        0
        Так то оно вроди так - согласен, только у них до сих пор, осталась странность, она то и может им поднести очередную свинью. Давненько было, в борьбе за урожай и первое место в мире, загубили всех воробьёв - долго потом восстанавливались. Далее решили быть первыми в металлургии - понаделали в каждом дворе печей и наплавили больше чем у кого либо, вот только получившееся ни в какие рамки не лезло. А как наш АКМ скопировали !!! Видео видел и полёт при отдачи. Не перечислить всего. Понятно что прогресс есть. Время покажет.
        1. jjj Офлайн
          jjj 21 января 2018 16:34
          +1
          Каждый год смотрю на биатлоне на китайский танк. Сколько лет пилят, а допилить так и не могут
          1. лысова Офлайн
            лысова 21 января 2018 17:02
            +1
            Это в крови, на уровне инстинкта, откуда то содрать и переделать под своё, это у них получается, правда не совсем удачно. Помнится при СССР журнальчик был, такой маленький по формату, Юный Техник назывался, там такое огромное количество изобретений прошло, только в пустую, всё оставалось на бумаге. А вот (немного переключусь для примера) Японцы этот журнальчик хорошо изучали и внедряли. Результат виден до сих пор. А " Техника Молодёжи ", " Химия и жизнь " и др.. Не в одном государстве Мира , не было столько технических изобретений и этим все пользовались.
  4. Paul Zewike Офлайн
    Paul Zewike 21 января 2018 09:51
    0
    Китай использует своё экономическое влияние на ряд стран. Качество этих лодок -дело третье. Продают ещё нигде не проявивший себя товар и в реальности не существующий.
    1. seos Офлайн
      seos 21 января 2018 13:21
      +3
      Слышно, что эти лодки ломаются или тонут? нет, тогда какие претензии к качеству?
      1. Paul Zewike Офлайн
        Paul Zewike 21 января 2018 16:21
        0
        Ничего об их качестве неизвестно, господин резонёр. Так понятно?
      2. faiver Офлайн
        faiver 21 января 2018 18:42
        0
        ну в принципе китайцам ничего не стоит и скрыть аварийность своих лодок...
  5. Кот Маркиз Офлайн
    Кот Маркиз 21 января 2018 10:32
    +2
    Много лет в советской и российской военно-морской литературе говорилось об "анаэробных" двигательных установках не иначе, как о "тупиковом" пути развития, дескать ядерные установки-это "наше все". Мол, мы в свое время "наигрались" с анаэробами в 50-60-е годы и поняли их бесперспективность. Как оказалось, это было в корне ошибочное мнение, теперь вот догонять приходиться....
    1. jjj Офлайн
      jjj 21 января 2018 16:36
      0
      В мире нет хороших, экономически обоснованных, надежных воздухо независимых машин для лодок. Все, о чем говорится, - это фантастика
      1. Удав КАА Онлайн
        Удав КАА 21 января 2018 18:22
        +2
        Цитата: jjj
        В мире нет хороших, экономически обоснованных, надежных воздухо независимых машин для лодок.

        Коллега, вы забыли добавить -- "неатомных". Ибо ядерная силовая установка по сути аэноробная машина.
        С уважением, hi
        1. jjj Офлайн
          jjj 22 января 2018 23:07
          0
          Да, это как бы и подразумевается само собой. Хотя для большинства, действительно, надо уточнять, в том числе и глубину понятия "дизелюха"
          И Вам не хворать!
  6. sevtrash Офлайн
    sevtrash 21 января 2018 11:46
    +1
    Все просто - работающая экономика дает деньги, коррупционеров сдерживают/расстреливают, и деньги идут туда, куда надо - на качественное образование, науку, НИОКР, производство. Эффект закономерен. И, при этом, Китай не прет рогом на США, поскольку это не разумно. Для той же экономики.
    1. seos Офлайн
      seos 21 января 2018 13:23
      +1
      Просто США не связывается с Китаем ...и при напоре с Китайской стороны США отступают... в 90х Клинтон даже публично извинялся от имени США перед Китайским народом...
  7. seos Офлайн
    seos 21 января 2018 13:24
    0
    Смысл в том, что мы умеем делать такие подводные лодки, и покупателей была бы куча, если бы делали...
    1. Удав КАА Онлайн
      Удав КАА 21 января 2018 18:29
      +2
      Цитата: seos
      Смысл в том, что мы умеем делать такие подводные лодки,

      Ну, и где же они тогда? 677 до сих пор ходит без обещанной еще в конце 90-х годов ВНЭУ.
      Цитата: seos
      покупателей была бы куча, если бы делали...
      Если бы делали, то Индия уже бы получила по своему 75i "заказу" единички...Ан -- "не выходит каменный цветок"!
      Так что, "ждем-с"!
  8. sd68 Офлайн
    sd68 21 января 2018 14:10
    +2
    Китай делает недорогое вооружение и в этом смысле он растущий конкурент в первую очередь России.
  9. andrewkor Офлайн
    andrewkor 21 января 2018 16:43
    0
    Хочу заметить уважаемому dauria ,что перестройка в КНР началась после того как ихние многомиллионные ,умеющие воевать, ВС в феврале 1969г. получили по мордасам от Вьетнама.С тех пор что то не слыхать о каким либо успешном их применении.
    1. faiver Офлайн
      faiver 21 января 2018 18:46
      0
      поправлю 79год..., ну и справедливости ради надо отметить что конфликт погасил ссср, но люлей китайцы от вьетнама получили hi
  10. Товарищ Офлайн
    Товарищ 21 января 2018 17:28
    0
    Репутация у китайского производителя твёрдая, всё китайское ломается чуть раньше, чем сразу. Наверное, именно поэтому немецкая машина, сделанная в Германии, стоит в два-три раза дороже чем такая же, но сделанная в Китае.
  11. Товарищ Ким Офлайн
    Товарищ Ким 22 января 2018 16:48
    0
    Цитата: dauria
    Не зажрётся верхушка - так они планету в позу поставят .

    Да у них там строго, если чиновник наворовал- публичная казнь, а органы (если от сытой жизни ещё в потребном состоянии) извлекут, и пересадят нуждающимся.
    У нас по другому, в лучшем случае - домашний арест и новая кормушка после "перековки".
    Александр Давыдов задержан по подозрению в хищении более 460 млн руб. на поставках для Минобороны
    Обыски в служебном кабинете, а затем и в автомобиле генерального директора АО «Воентелеком» Александра Давыдова с участием понятых сотрудники Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР и оперативники ФСБ провели в понедельник утром. После этого господину Давыдову предъявили постановление о задержании на 48 часов в качестве подозреваемого и отвезли его в здание ГВСУ на допрос. Все эти мероприятия проводились в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), возбужденного еще в 2013 году на основании материалов проверки, полученных из Главной военной прокуратуры (ГВП).
    http://www.compromat.ru/page_38688.htm