Блеск и нищета царского офицерства

54


После распада СССР понятия «офицер» и «маленькая зарплата» стали неразлучными спутниками. Принадлежавшие в последние десятилетия существования Советского Союза к одной из наиболее обеспеченных категорий общества, офицеры стремительно потеряли этот статус. И все чаще в беседах с ними приходится слышать сетования на нынешнее положение, особенно в сравнении с жизнью в той, дореволюционной российской армии. Дескать, насколько лучше жилось господину поручику, чем товарищу старшему лейтенанту. Еще один великолепный миф…



С начала нынешнего столетия материальное положение офицеров, безусловно, стало заметно улучшатся. Однако полностью решенной эту проблему считать никак нельзя.

Не в качестве утешения для нынешних отцов-командиров и военных пенсионеров, но просто для восстановления исторической справедливости заметим, что из отнюдь не прекрасного настоящего все давно минувшее обычно кажется гораздо лучше. Так, даже обычные вещи, покрывшиеся патиной времени, начинают цениться как редкие антикварные.

Сиделец в кабаке более офицера получает

Итак, как же на самом деле жили господа русские офицеры в последние десятилетия перед революцией? Лучше всего на этот вопрос помогут ответить исторические документы.

«Непрерывный и высшей степени тяжелый труд офицеров не вознаграждается сколько-нибудь удовлетворительно, не только по сравнению со всеми другими профессиями, но даже по отношению к самым ограниченным повседневным потребностям офицерского быта. Тяжесть экономического положения офицеров особенно резко стала сказываться в последние годы вследствие непомерно возросшей дороговизны» - написал во всеподданейшем докладе императору Александру Третьему военный министр Ванновский.

Сменивший Ванновского на посту министра генерал Куропаткин столкнулся с той же проблемой. В своем дневнике он писал: «Ванновский говорил государю, что главная нужда армии - увеличение содержания офицеров.

Сиделец в кабаке более офицера получает. Государю я говорил о том же, и говорил, что в Москве офицеры стреляются из-за растраты в 150 рублей».

Последний протопресвитер русской армии и флота Шавельский в своих воспоминаниях писал: «Офицер был изгоем царской казны... Офицер получал нищенское содержание, не покрывавшее всех его неотложных расходов. И если у него не было собственных средств, то он - в особенности, если был семейным - влачил нищенское существование, недоедая, путаясь в долгах, отказывая себе в самом необходимом».

Мы все прекрасно знали, что жалованья никогда не увидим

Как же так?! Хрестоматийный образ гусара, к которому мы привыкли, никак не вписывается в подобную жалкую жизнь. А где же грандиозные кутежи с ведрами шампанского и цыганскими хорами, роскошные букеты театральным примадоннам и прочий расхожий антураж? Было и это. Но лишь у относительно небольшой части русских офицеров, обладавших собственным, достаточно крупным состоянием. Такие, как правило, служили в гвардии.

В гвардейских частях, особенно в кавалерии, и речи быть не могло о существовании только за счет начислявшегося жалованья. Бывший офицер гвардейского Кавалергардского полка Алексей Игнатьев вспоминал:

«Выходя в полк, мы все прекрасно знали, что жалованья никогда не увидим: оно пойдет целиком на букеты императрице и полковым дамам, на венки бывшим кавалергардским офицерам, на подарки и жетоны уходящим из полка, на сверхсрочных трубачей, на постройку церкви, на юбилей полка и связанное с ним роскошное издание полковой истории и т.п. Жалованья не будет хватать даже на оплату прощальных обедов, приемы других полков, где французское шампанское будет не только выпито, но и разойдется по карманам буфетчиков и полковых поставщиков. На оплату счетов по офицерской артели требовалось не менее ста рублей в месяц, а в лагерное время, когда попойки являлись неотъемлемой частью всякого смотра, и этих денег хватать не могло. Для всего остального денег из жалованья уже не оставалось. А расходы были велики. Например, кресло в первом ряду театра стоило чуть ли не десять рублей. Сидеть дальше седьмого ряда офицерам нашего полка запрещалось».

Не намного дешевле обходилась служба в гвардейской пехоте. Вот что вспоминал бывший гвардейский пехотинец Геруа: «Даже в скромных гвардейских полках, к каковым принадлежал и лейб - гвардии Егерский, нельзя было служить не имея никаких собственных средств или помощи из дома. В некоторых же полках, ведших важный и широкий образ жизни, необходимый добавок к жалованью должен был превышать последнее в три-четыре раза и больше. В лейб - гвардии Егерском полку можно было обойтись пятьюдесятью рублями или даже меньше». Естественно, что позволить себе службу в гвардейских полках могли отпрыски не просто родовитых, но и очень состоятельных фамилий, да и тем часто приходилось прекращать службу в гвардии после трех-четырех лет больших расходов. Правда, богатые гвардейцы составляли сравнительно небольшой процент от общего количества российских офицеров. И офицерский состав армейской пехоты в подавляющем большинстве комплектовался из людей, для которых более чем скромное жалованье было единственным источником существования.

В особенно тяжелом положении находились младшие офицеры, получавшие в месяц тридцать девять рублей семьдесят пять копеек. Деньги более чем скромные. В то же самое время квалифицированный рабочий в Петербурге получал никак не меньше двадцати рублей, а зачастую намного больше. Но пролетарий, в отличие от «его благородия», не был вынужден тратиться на поддержание военного престижа. Даже при посещении театра офицер обязан был избегать покупки самых дешевых билетов - галерка не для него.

Холостяки по приказу командования

Именно из-за тяжелого материального положения офицеры не имели права вступать в брак до двадцати трех лет, а с двадцати трех до двадцати восьми должны были вносить так называемый реверс, дающий ежегодно не менее двухсот пятидесяти рублей в качестве процентов. Позднее требовалось, чтобы проценты составляли не менее трехсот рублей. Но и после двадцати восьми лет офицер, получающий в год менее тысячи двухсот рублей, обязан был вносить все тот же злосчастный реверс. Делали это для того, чтобы обеспечить офицерской семье пристойный прожиточный минимум. Таким образом, оказывалось, что взрослый человек с высшим военным образованием получал на двести пятьдесят - триста рублей в год меньше, чем требовалось на содержание его самого и семьи.

По расчетам известного российского историка П. Зайончковского, общий месячный дефицит офицерского бюджета составлял десять рублей сорок пять копеек. И при самых скромных расходах офицер не имел возможности даже нормально питаться, обходясь на завтрак чаем с хлебом и ужиная через день. Причем расчеты эти были составлены без учета потребностей в табаке, горячительных напитках и развлечениях, особенно необходимых для холостого мужчины.

Российский офицер был самым низкооплачиваемым среди своих коллег из серьезных европейских армий. В 1898 г. российский подпоручик получал шестьсот семьдесят семь рублей в год, германский - восемьсот девяносто пять (в пересчете на рубли), австро-венгерский - девятьсот пятнадцать и французский - девятьсот тридцать шесть. А, скажем, подполковник в России - тысячу восемьсот восемьдесят, в Германии - три тысячи триста восемнадцать, в Австро-Венгрии - две тысячи пятьсот тридцать и во Франции - две тысячи шестьсот тридцать пять рублей.

Столь же тяжелым было материальное положение офицеров, вышедших в отставку и существовавших исключительно на пенсию. Генерал Антон Иванович Деникин, отец которого вышел в отставку в чине майора пограничной стражи, очень красочно описал условия «благопристойной бедности», в которой жила их семья. Как-то Иван Деникин, заядлый курильщик, дошел до того, что обещал бросить курить по соображениям экономии. И курил-то он табак самый дешевый, на котором много не сэкономишь. Правда, наглядевшись на страдания мужа, госпожа Деникина сама попросила его отказаться от такого мучительного средства пополнения семейного бюджета.
Естественно, что таких условий существования многие не выдерживали. В конце прошлого - начале нынешних веков военные министры не переставали жаловаться на то, что армейские офицеры в массовом порядке выходят в отставку. Уходили на частную службу, в пограничники, которые получали солидный доход в виде процента от стоимости конфискованной контрабанды, и даже в отдельный корпус жандармов.

Лишь после поражения в войне с Японией 1904 – 1905 годов государство, наконец-то, нашло возможность достаточно пристойно содержать своих защитников. Правда, радоваться улучшению своего положения им оставалось уже не так долго...
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    21 января 2018 06:45
    Бедная страна.бедные государевы люди.ну и привычка барствовать присутствует.не в том беда что платили мало.в том беда что денег взять неоткуда.а армия должна быть соизмеримо территории.Сравнивая с Германией зп офицеров не учитываеться одно .офицеров у немцев в процентном отношении меньше чем в русской армии.
    1. +37
      21 января 2018 07:36
      У Куприна есть замечательная повесть "Поединок", не совсем об этом, но правдиво показывающая жизнь захолустного гарнизона, причем через нее писатель делает социальное обобщение в целом того времени. Читая, окунаемся в будничную жизнь той царской армии, муштру, помыкание подчиненными, издевательство на солдатами, а по вечерам еще пьянство и разврат среди офицеров, что, по сути, является отражением всей картины жизни царской России! Вот поэтому Куприн относится к плеяде Великих русских литераторов, а режиссер и сценарист, к примеру, фильма "АдмиралЪ", к бездарным клоунам от кино... laughing
      Cейчас набегут любители французских булок и с пеной у рта будут доказывать, что Куприн врал, в статье враки и вообще, если рай существовал на земле, то исключительно при царе-батюшке! laughing
      1. +13
        21 января 2018 07:55
        "Любители французских булок" обычно доказывают, что революция ничего не изменила. К власти всегда дорываются наинаглейшие. А честный офицер в захолустном гарнизоне влачил своё существование что в 1900-м, что в 1990-м одинаково.
        1. +2
          21 января 2018 07:58
          Вы не совсем правы! Чуть ниже я Ольговичу немного написал по этому поводу!
      2. +6
        21 января 2018 09:11
        Цитата: Зяблицев
        Cейчас набегут любители французских булок и с пеной у рта будут доказывать, что Куприн врал

        Куприн был из армейских офицеров, проходил службу в захолустье и конечно хорошо знал всю изнанку этой жизни.Он даже похвалялся,что цензура не давала ему полностью.... развернуться.
        Повесть конечно отвратительная,что характерно - была опубликована в 1905 году.
        Цитата: Зяблицев
        а по вечерам еще пьянство и разврат среди офицеров, что, по сути, является отражением всей картины жизни царской России!

        Такой же разврат и пьянство было и в Советской Армии, просто невероятный,и перед развалом Союза эту тему активно начали буквально пропагандировать, в печати начали появляться своего рода "поединки" и многочисленные борцы с этим позорным явлением, как оказалось,что в царской армии,что в советской.В итоге Советская Армия оказалась деморализованной на момент развала страны и была беспомощной.
        1. +11
          21 января 2018 09:16
          Зато жить можно было по человечески! В плане денег! wink
          1. +3
            21 января 2018 09:19
            Согласен,нищими не были,деньги не считал и даже кутил (куролесил).
        2. +7
          21 января 2018 09:56
          Бобру бы какую гадысь про СССР написать! Хоть раньше про молодёжь, хоть сейчас про
          советских офицеров,!!!!!!!!Лишь бы царя да буржуев белыми да пушистыми представлять!Такой разврат, этакий разврат!!!!!!?.....Опять враньё!!!!!!!А примеры именно етого разврата и пьянства как-то не упоминались!...И как чего к чему приравнять? .... разврат и пьянство везде при капитализьме, хошь в правительстве!!!!! Что до Октября1917, что после 90х!!!!!!Как в нашей стране, так и в других!!!!!
          1. +11
            21 января 2018 12:01
            Вас бы Дмитрий в архив ОК КПСС да в персональные дела... Там пьянства и б... ва - хоть аналом ешь. А Вы "капитализьм".. люди они везде ... люди!
            1. +4
              21 января 2018 14:17
              В том то и дело, что Были персональные дела и был офицерский суд чести в том числе.
              1. +2
                21 января 2018 14:47
                Я далек от темы - я сейчас разве нет суда офицерской чести? Если нет - плохо. Но в том, что я читал в документах той эпохи хорошего тоже мало. Все хочу об этом написать, но нет времени. Правда, хранилища одного пензенского архива уже отснял. Осталось отснять архив ОК КПСС. Но это надо брать разрешение... такая возня...
              2. +1
                22 января 2018 21:56
                avva2012 Но и они всего не искоренили!
              3. +1
                23 января 2018 20:16
                Цитата: avva2012
                Были персональные дела и был офицерский суд чести в том числе.

                Ну и что, Суд чести пришёл ещё с царских времён, на ОСЧ или на партбюро рассматривались совсем уж из ряда вон выходящие случаи. А тихое пьянство и разврат, как правило оканчивались мордобоем и санчастью.
            2. +3
              21 января 2018 14:32
              Вот и хорошо, что Вас , Вячеслав Олегович сегодня повстречал!!!!!!Што там было у Ельцина, да ещё у кого? Кто там был на кого похожий?????Мне время 90х как-то трудно, событий много и все сложные! Также и потом что. Вот о чём и речь----люди есть люди!Всяко сейчас борзей всего прошлого сегодняшние властьпридержащие. Древний Рим нервно курит в сторонке!!!!!
              Тема статьи----обеспечение офицеров до революции. При чём здесь гадысь про советских!
              1. +1
                21 января 2018 14:50
                Конечно Рим курит. Не было же героина, "крокодила", политуру пропущенную через хлеб никто не пил и клей БФ не нюхал. Времена были простые! А вот... все остальное было! А почему люди пишут гадости про советское время не в тему? Ассоциации у всех разные, вот и пишут.
                1. +5
                  21 января 2018 15:37
                  Цитата: kalibr
                  Конечно Рим курит. Не было же героина, "крокодила", политуру пропущенную через хлеб никто не пил и клей БФ не нюхал. Времена были простые! А вот... все остальное было! А почему люди пишут гадости про советское время не в тему? Ассоциации у всех разные, вот и пишут.

                  И у кого же был этот ассортимент, Вячеслав?Опять же в царские времена ассортимент был сааавсем другой! И Вы это знаете. Разврат? !Ну ,балерины там всякие. Говорят даже, одна на двоих у каких-то офицеров была?! УЖОС!!!!
                  Гадости пишут те, кто власовцев жалеет, да немцев.Как-то так
                  1. +6
                    21 января 2018 15:59
                    Уважаемый Дмитрий, вы Павла Перца про "Романовых без соплей" послушайте, как лейб гвардия развлекалась. Причём со ссылкой даже в рассказе. Можно проверить. Советский офицер, даже бы и не понял,как, ТАК, можно. Например, лакать толпой в голом виде, водку из корыта и при этом кусаться и толкаться за место. А Вячеславу Олеговичу, вы зря, это все объясняете. Он и без вас знает разницу. Просто ему невтерпеж кинуть лопату с определенным содержимом в советскую Родину.
                    1. +2
                      21 января 2018 16:11
                      Обязательно всенепременно послушаю упомянутого Перца, уважаемый Александр!Получается, это што ль другая передача, а не тот цикл, где про бомбистов?
                      Я знаю, что Вячеслав знает про разврат царских офицеров и ещё многое другое. А меня вот терзают ужасные подозрения про то,как бежали разные люди из РИ заграницу в 20 веке.....
                      1. +5
                        21 января 2018 16:27
                        Да, это новая серия про различных великих князей и княжон. На мой взгляд, без всякого очернения, говорит, как о людях. А эмиграцию начала века, это вы, правильно вспомнили, мало о ней говорят. Если я не ошибаюсь, что-то около миллиона. Но у нас же принято в либеральной среде только про "философский пароход", говорить. Хотя, это мы отвлекемся от темы.
                      2. +2
                        21 января 2018 16:39
                        Пардоньте, Александр, это я ушёл в сторону от пьянства и разврата.Вы мне потом напомните, как там 2 молодых бежали заграницу.....
                        Новый цикл передач обязательно посмотрю.
                      3. +3
                        21 января 2018 17:27
                        Дмитрий, ну это вы зря, от пьянства и разврата отошли laughing laughing laughing, очень животрепещущая тема. wassat
                      4. +4
                        21 января 2018 18:00
                        Ну, я недалеко отошёл. Вот послушаю цикл, вот почитаю по теме, вот вспомню, кто ругал тех двоих офицеров с одной балериной.....

                        Терпеть ненавижу всякую грязь о советских офицерах. Они---- победили фашизм, а память о них уничтожается и в ближнем и в дальнем зарубежье. Они--- воины-интернационалисты, о них редко вспоминают. При социализме----государственная тайна. При капитализме-----замалчивание.
        3. +3
          21 января 2018 12:27
          Большая армия, которая долгое время не воюет - начинает разлагаться, таков закон... С этой точки зрения, что время правления царя-миротворца Александра III, что время застоя, что время правления всенародно избранного алкоголика - ничем не отличается
        4. 0
          15 января 2019 10:52
          Во времена Куприна служить не довелось.А насчёт пьянства и разврата в Советской Армии категорически не согласен.Так получилось,что большую часть своей службу я прослужил в развёрнутых боевых частях.Так вот Таманской.дивизии,в мотострелковой бригаде на Кубе,в учебных дивизиях Московского военного округа,мы занимались плановой боевой подготовкой,проводили учения,совершенствовали учебно-материальную базу.После ночных стрельб заступали в караулы,утром в проводили физзарядку с солдатами,присутствовали не вечерней поверке и т.д.И когда тут было пьянствовать? После отбоя до подъёма?Нет, были конечно"зашибалы".Но от них быстро избавлялись за ненадобностью.Армия не была деморализованной,но позорные действия позднесоветского руководства(горби) и присоеденившегося к ним алконавта бори-вывод развёрнутых групп войск "в чисто поле" и массовое увольнение офицеров в никуда подрывали основу не только армии,но и государства.Внесли свой вклад в развал карьеристы-авантюристы из высшего армейского руководства-все эти шапошниковы,грачёвы,лебеди и т.д.Если бы во главе армии были бы порядочные решительные люди,то страну можно было бы сохранить. А начавшийся развал СССР добавил ещё бардака и неразберихи...Вот как поступали с офицерами.Пример.Часть одного моего знакомого вывели из Германии в Белоруссию.По телевизору показывали какой замечательный городок там строят на немецкие деньги.Радовались...Но на месте ему сразу же заявили,что в белорусской армии должны служить только белорусские офицеры и его за российское происхождение(родился в Сибири) по-быстренькому уволили.Пришлось ехать на Украину,где была квартира.Больше было некуда.Там заявили,что они ему пенсию платить не обязаны.А пенсию, дескать, должна платить Россия.В российском МО его просьбе о выплате пенсии сильно удивились...И такая"карусель"со взаимными отфутболиваниями продолжалась около полутора лет,пока страны между собой не договорились.И всюду надо было ехать и добиваться лично,при условии отсутствия денег и на билеты и на содержание семьи...
      3. +7
        21 января 2018 09:47
        Цитата: Зяблицев
        Cейчас набегут любители французских булок

        Что "любители" , что "ортодоксальные большевики" - один хрен.
        А с содержанием армии, и не только, содержанием, но и комплектованием, порядком прохождения службы и т.д. шутить нельзя.
        Судьба Николая II этому подтверждение.
        Тут важно понимать, что к началу 20 века завершилось вырождение дворянства как служащего класса, офицерский корпус состоял в большинстве своем вовсе не из "графьёв" и отношение властьимущей знати к нему (и не только к нему) было потребительским.
        За что впоследствии и поплатились. К сожалению, не столько знать, сколько все...
      4. +3
        21 января 2018 11:43
        Когда читал воспоминания Деникина, тоже удивился именно материальной бедностью русского офицерства. Раньше мне казалось, что все было наоборот.
      5. 0
        22 января 2018 21:59
        Есть очень интересные журналы: "Родина", "Вопросы истории", "История государства и права". Там были статьи о содержании офицеров русской армии с ссылками на документы. Очень интересно и в большем объеме, чем здесь. Вы читайте эти журналы...
    2. 0
      21 января 2018 13:54
      Цитата: апро
      Бедная страна.бедные государевы люди.ну и привычка барствовать присутствует.не в том беда что платили мало.в том беда что денег взять неоткуда.а армия должна быть соизмеримо территории.Сравнивая с Германией зп офицеров не учитываеться одно .офицеров у немцев в процентном отношении меньше чем в русской армии.

      Если можно, то напишите, откуда у Вас такие сведения? Про процентное соотношение офицерского состава в царской армии и европейских армий?Военно- статистический ежегодник армии за 1912г гласит; офицеров и военных чиновников в армии было 49610 чел. Нижних чинов 1322274чел. Т.е где то 1к 27( с военными чиновниками), У немцев где то 1к 25.
      Это в Красной армии было соотношение 1к 7, в американской армии 1к 13, а в немецкой 1к 20.
      1. +6
        21 января 2018 18:22
        Красная армия почти до конца 30-х была кадрированная. Советская армия тоже самое. В подразделении, где я служил было 16 офицеров и 36 солдат. Старой техники, которую надо было давно списать, было навалом. Причем работали в основном на старой технике, а новая стояла законсервированная, постепенно превращаясь в старую. У меня большие подозрения, что в 41-ом была точно такая же ситуация. Отсюда такие раздутые цифры наличия того, чего в действительности просто не было.
    3. +4
      21 января 2018 14:36
      В Советской армии, офицеры были, достаточно обеспеченной категорией людей, получающих зарплату, а численность их была гораздо больше, чем в царской России.
  2. +5
    21 января 2018 06:51
    Статья многое прояснила, спасибо автору.
    ""ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ ОБРАЗ ГУСАРА" ну никак не совмещался с теми офицерами, которые так или иначе у Куприна, Чехова.
  3. +15
    21 января 2018 06:53
    А когда военная служба была особо выгодным делом?
    Офицеры, считаю, это элита государства, сознательно идущие на трудности-во имя своего Отечества.
    Заслуживали и заслуживают глубочайшего уважения от общества.
    1. +15
      21 января 2018 07:57
      Ольгович, мое почтение! hi

      Соглашусь с Вашей позицией, но все таки добавлю, что при, ненавистном Вам, социализме: помимо всего прочего, офицер получал, очень достойное денежное довольствие! Даже сейчас, когда многое в плане финансового обеспечения армии изменилось в лучшую сторону, лейтенант СССР и лейтенант, даже в сегодняшней России, это как небо и земля!
      1. +8
        21 января 2018 09:10
        Цитата: Зяблицев
        Ольгович, мое почтение! hi

        Соглашусь с Вашей позицией, но все таки добавлю, что при, ненавистном Вам, социализме: помимо всего прочего, офицер получал, очень достойное денежное довольствие! Даже сейчас, когда многое в плане финансового обеспечения армии изменилось в лучшую сторону, лейтенант СССР и лейтенант, даже в сегодняшней России, это как небо и земля!

        Здравствуйте, Евгений! hi
        В моей любимой стране-офицер получал достойные деньги и до 17-го и после.
        Но жизнь и здоровье, которыми он рискует , не окупается никакими деньгами.
        И они это знают, но служат. И это достойно всяческого уважения.
        ПС У Куприна есть замечательный роман "Юнкера", написанный горазд позже Поединка"
        1. +6
          21 января 2018 09:17
          Читал и "Юнкера" hi
        2. +2
          21 января 2018 23:23
          В моей любимой стране-офицер получал достойные деньги и до 17-го и после.

          Читал, что в царской армии офицер , чтобы жениться писал рапорт на командира прося разрешения, а командир соответственно мог запретить. Основной мотив запрета - нехватка денежных средств на содержание семьи.
          Никак нельзя назвать достойной такую зарплату.
  4. +3
    21 января 2018 07:16
    При СССР красные командиры были богаты словно сыновья Вандербильда.
  5. +9
    21 января 2018 07:42
    Позволю себе небольшую выдержку из Игнатьева:
    — Завтра его императорское высочество, великий князь, главнокомандующий, произведет репетицию высочайшего парада. Вам, господа, надлежит быть в мундирах первого срока и уж, разумеется, не в нитяных перчатках, как ваши,— при этом он указал на побагровевшего от стыда дежурного капитана,— а в чистейших замшевых.
    После минуты смущенного молчания один из командиров батальонов, подполковник с обрюзгшим бесцветным лицом, голосом, в котором чувствовался страх, попросил разрешения быть в мундирах второго срока, так как все офицеры сделали себе новые мундиры для высочайшего парада и светло-желтые воротники могут за один раз выцвести на солнце.
    — Тогда надо иметь не один, а два новых мундира,— ответил тоном, не допускающим возражений, командир полка.
    О перчатках уже никто не смел заикаться, хотя я чувствовал, что их у офицеров, конечно, не было.

    Мундиры да, шились за свой счет.
    Но были и дополнительные выплаты. Например "столовые" и "квартирные". Вот цифры за конец XIX века.
    С 1872 г. произошло увеличение столовых денег, разбитых на 12 разрядов от 2400 до 180 руб. Высший разряд предназначался начальникам дивизий, которым было также назначено прибавочное содержание в 1500 руб. Командирам полков определено по 1500 руб. столовых и 1200 прибавочных денег, батальонным и ротным командирам - по 600 и 300 руб. столовых соответственно. Всем младшим офицерам, не получавшим столовых денег, определены порционные - по 96 руб. в год. Пособие портупей-юнкерам армии при производстве их в офицеры увеличено со 100 до 150 руб.
    Квартирные деньги выплачивались в зависимости от стоимости жилья в той местности, где служил офицер. Например, в Петербурге младшие офицеры получали в год 114 руб., в Вильно - 168, на Кавказе по I категории женатые - 246, неженатые - 162, по II категории женатые - 126, неженатые - 78. Штаб-офицеры - соответственно 284, 200-300, 408, 324, 204 и 156 руб., генерал-майоры - 857, 1000, 720, 636, 396 и 288 руб. и т. д.
    Тем не менее, с учетом роста цен в конце XIX-началеXX в этого было категорически недостаточно.
  6. +11
    21 января 2018 07:56
    Хорошо знавший военный быт главный священник армии и флота протопресвитер Шавельский в своих воспоминаниях писал: "Офицер был изгоем царской казны. Нельзя указать класса царской России, хуже обеспеченного, чем офицерство. Офицер получал нищенское содержание, не покрывавшее всех его неотложных расходов.....В особенности, если был семейным, влачил нищенское существование, недоедал, путаясь в долгах, отказывая себе в самом необходимом".
  7. +7
    21 января 2018 08:21
    Всё просто, офицеры вышли дворянин, который служил не за жалованье, а за поместье, поэтому и жалованье им изначально определили мизерное, а перестроить систему в условиях вечного дефицита сложно.
  8. +21
    21 января 2018 08:34
    Интересная статья
    По предмету у Деникина хорошо написано Путь русского офицера.
    И в мемуарах прочих. У Шапошникова то ж например
  9. +3
    21 января 2018 08:36
    Затраты на вооружённые силы - головная боль любого государства во все времена. Часто профессиональный военный из защитника превращается в паразита. Как оценить готовность армии в мирное время? Какой генерал в здравом уме скажет, что денег надо меньше?
  10. +1
    21 января 2018 09:29
    Положение русского офицерства блестящим не назовешь. Поэтому, его, офицерство, так ненавидело "русское общественное мнение".
  11. +7
    21 января 2018 09:32
    Не в качестве утешения для нынешних отцов-командиров и военных пенсионеров, но просто для сравнения и информации.
    В Германии, кроме основной зарплаты предусмотрено большое количество всяких доплат - надбавки за каждый сверхурочный час службы - от $0,88 до $3,75 в зависимости от должности. Доплаты летному составу ВВС достигают $611 в месяц. Личный состав, регулярно прыгающий с парашютом, имеет надбавку $150 в месяц. Спецназ и боевые пловцы - $1170 к основному окладу. Персонал надводных кораблей - $105 в месяц, а подводники - $300. В длительных походах прибавляется еще $150. Надбавки за командировки зависят от категории района командирования. Таких категорий шесть. Первая - там, где условия проживания незначительно отличаются от пунктов постоянной дислокации. Тем не менее $33 в сутки получи! Вторая - житье в палатках, сложные бытовые условия, затраты на жизнеобеспечение и звонки близким. Тут уж меньше чем $53 в сутки не обойтись. Самая высокая категория, шестая, - районы боевых действий с риском для жизни. Здесь выплаты - $120 в сутки. Помимо денег, в бундесвер заманивают возможностью получить образование и одну из 60 гражданских специальностей.
    Кто то скажет, что это Германия. Можно посмотреть Индию.
    В Индии офицеры получают в среднем вроде немного - около 1000 $ в месяц. Правда средний доход по стране где то около 100$. А вот дальше интересно.
    Питание и проживание офицеров - за счет государства. Плюс к этому они имеют скидки на любые товары вплоть до 50% в специализированных магазинах. Офицеру предоставляется дом, а если у него семья, то площадь жилья определяется количеством ее членов. Жилье (с последующей приватизацией) выделяется сразу после присвоения первого офицерского звания. Каждый офицер - от командира роты и выше - имеет право обзавестись военной прислугой (sahayak). Прислуга, или денщик, живет в доме офицера и получает жалованье из бюджета. Индийский офицер имеет право на дополнительное заочное образование, оплачиваемое государством. А еще - на двухмесячный ежегодный отпуск с «оздоровительными» рупиями.
    1. +2
      21 января 2018 23:17
      В 80-х в Германии, когда офицер получал майорское звание, жена увольнялась с работы и занималась воспитанием детей, потому что хватало зарплаты мужа. Пенсия у немецкого военного зависит в том числе и от того, в боевых подразделениях он служил или в тыловых, участвовал в боевых действиях или нет.
      В 90-х общался с индийскими студентами, среди них был бывший старший лейтенант индийской армии. Он отучился на офицера и служил 5 лет,чтобы накопить денег на учебу в России. Когда накопил, уволился и приехал учиться на врача.
  12. +4
    21 января 2018 10:27
    В современной Российской Армии такое же положение! Только платят все, контрактники, прапорщики, офицеры! Платят за должности, за работу комиссий, ремонт техники времен "царя Гороха", сдачу физподготовки и многое другое!
  13. 0
    21 января 2018 14:37
    голодранцами они были и бездельники как результат про...рали империю
  14. +2
    21 января 2018 18:24
    ...нет ни сахару, ни чаю,
    Нет ни кофе, ни вина.
    Вот теперь я понимаю,
    Что я - прапора жена. © (ЕМНИП, частушка XIX века).
  15. +3
    21 января 2018 18:57
    Reptiloid,
    Дмитрий, в архиве министерства обороны есть данные, что в годы войны за уголовные преступления (не воинские) было привлечено к ответственности 80 тыс. офицеров и 500 тыс. солдат. Ни чьего подвига это не умаляет. Люди всякие были и среди офицеров и среди рядовых. Жаль только что до сих пор не рассекречены статьи по которым они все были наказаны в судебном порядке (опять же были и внесудебные, самочинные расстрелы и по ним тоже есть данные, но не все). Это все к тому, что на почве недомолвок и глупых запретов как раз и возникают всякие мифы и инсинуации. Правда - лучшее оружие против тех, кто и приукрашивает историю и тех, кто ее очерняет.
    1. +2
      22 января 2018 00:36
      Мифы и инсинуации возникают на почве желания переписать историю.Наличие архивных данных, даже живые свидетели, ни капли не смущают переписчиков истории. Как говорится, плюй в глаза----божья роса!!!!!!
      1. +1
        22 января 2018 21:51
        Желать можно все, что угодно. Но невозможно переписать то, что знают все. Что лежит в свободном доступе и что любой может посмотреть. А вот лень человеческая, глупость и таинственность создают благодатную почву для переписчиков. И вот Вам пример: я сколько раз предлагал здесь посмотреть ПРАВДУ за 11 июня 1944 года? И хоть кто-то сказал - "я посмотрел!" Ну так таких людей сам бог велел обманывать, они хотят быть обманутыми!
        1. 0
          22 января 2018 23:49
          Вячеслав Олегович! Попробую по другому свою мысль.РФ не сбивала боинг и тому разные свидетельства.РФ не сбивала поляков.Хоть что не предъяви---оппоненты обвиняют. И так во всём.Хоть там какие знания.Для оппонентов----не аргумент. ТОЛЬко своё желание.
          А насчёт газет-----ещё время не пришло.Когда 2 года с небольшым была статья Ваша про печать, мало того, что я статью не понял, так я и газеты не понял, хотя ходил в читальный зал.Потом как -нибудь ещё пойду.
          А пока я читаю детский журнал 1924 года.И ещё книгу АВВИАЦИЯ ВЕЛИКОГО СОСЕДА 1 ТОМ.Я очень давно хотел, что бы она у меня была и немного читал , взятую у знакомых.Но не всю
  16. 0
    22 января 2018 15:40
    Ждём, когда автор, наконец, возьмётся за описание жизни современного офицерства.
  17. +2
    23 января 2018 12:52
    В 70-е и в 80-е с голода не помирали, кабаки в выходные были забиты битком и в основном офцерами.