Настольные танки

14


В музее компании «ЧТЗ-Уралтрак» отметили столетие главного конструктора Челябинского тракторного завода, лауреата Ленинской премии, разработчика первой в мире принципиально новой боевой машины пехоты Павла Павловича Исакова.



Южный Урал не без основания считают местом, где ковался ядерный щит страны. Но еще раньше здесь создавали броню державы, за что Челябинск получил второе имя – Танкоград.

Истории города посвящено множество книг, тем не менее сам «Танкоград в лицах» пока недостаточно изучен. Даже в Челябинске сейчас мало кто назовет хотя бы пять имен людей, работавших в тот период на ЧТЗ. Разве что директора Зальцмана вспомнят. Среди почти забытых и конструктор милостью божией Павел Исаков.

В январе вернуть его имя в публичную историю танкостроения и ЧТЗ решили в заводском музее. Там собрались ветераны предприятия, в разные годы работавшие с Павлом Исаковым. И повод для этого был – столетие конструктора.

Тридцать три года он отдал ЧТЗ, куда приезжал для работы дважды: в войну – молодым инженером, затем в начале 50-х. Под руководством Исакова коллектив СКБ-2 ЧТЗ создал десятки образцов бронетанковой техники: тяжелые КВ, ДВ-1с, линейку от ИС-1 до ИС-6, Т-10, БМП и несколько ее модификаций. Все машины серийные, многие до сих пор на вооружении Российской армии.

С начала Великой Отечественной молодой ленинградский инженер принимал участие в создании КВ и САУ. В 23 года он нашел решение, как разместить в танке КВ-1С боезапас из 114 снарядов калибра 85 миллиметров вместо 90 штатных. Это давало танкистам возможность дольше вести огонь по врагу.

Во всех модификациях тяжелых танков и САУ, что созданы и выпускались на ЧТЗ в годы войны, был вклад молодого инженера.

В 1946 году танковое СКБ Жозефа Котина возвратилось в Ленинград. Тогда же заместителем главного конструктора Кировского завода вернулся в родной город и Павел Исаков.

Но в 1953-м он снова приезжает в Челябинск главным конструктором СКБ. За два десятка лет под руководством Исакова были созданы и переданы в серийное производство около десяти образцов бронетанковой техники, не имеющих мировых аналогов. В том числе ПТ-76 (плавающий танк) и БМП-1.

На встрече в музее ЧТЗ ветераны СКБ-2 отмечали, что если имя Исакова мало что говорит даже большинству соотечественников, зато в репортажах из горячих точек уже несколько десятилетий регулярно упоминается о его детище – БМП. В этом смысле советская боевая машина пехоты и ее творец не менее знамениты, нежели автомат Калашникова и Михаил Тимофеевич, его создавший.

Ветеран завода, заместитель главного конструктора ГСКБ-2 ЧТЗ Эрик Яровой рассказал, как вместе с Исаковым участвовал в разработке, испытаниях и производстве первой в мире БМП: «В 1958 году, когда начинал свой путь на заводе, шла работа над самым тяжелым в мире танком – весом 56 тонн. Это был так называемый объект 750. Мощность двигателя составляла тысячу лошадиных сил. На танке была установлена самая большая нарезная пушка калибром 130 миллиметров. Таких больше никто не устанавливал. Но после прихода Хрущева отношение к отрасли меняется, разработку тяжелых танков передали в Нижний Тагил. У нас же появляется новая тематика: посадить пехоту на колеса. Нужно было создать машину на гусеничном ходу для проходимости в любых условиях – по снегу, по грязи, по косогорам и болотам. БМП должна быть плавающей, гусеничной, защищенной броней и способной везти одно отделение – 11 человек. Стояла задача создать машину для переброски десанта с запасом хода не менее 500–600 километров.

При этом она должна была защитить себя: была установлена 73-миллиметровая пушка 2А2В «Гром», стрелявшая кумулятивными снарядами, которые пробивали танковую броню. В мире подобных машин еще не создали. Испытания начались в Чебаркуле, продолжились в Подмосковье, Белоруссии, своим ходом БМП-1 вернулась в Москву для показа Хрущеву. Но к тому моменту его сняли и чудо техники явили на параде в Москве в 1965 году уже Леониду Брежневу…»

Стоит отметить, что появление боевой машины пехоты принципиально нового класса произвело переворот в стратегии и тактике Вооруженных Сил СССР. Вплоть до изменения уставов. После демонстрации новой машины на маневрах «Днепр» и «Двина» производство БМП помимо СССР наладили в Чехословакии и Польше, входивших тогда в Организацию Варшавского договора.

За создание боевой машины пехоты Павла Исакова наградили орденом Ленина. Его многолетняя работа над созданием броневого щита страны увенчалась Ленинской премией, званием Героя Социалистического Труда. Под его руководством издан десятитомник «Теория танков», который до сих пор служит настольной книгой студентам профильных вузов и слушателям военных академий. Скончался Павел Павлович в 1999 году, похоронен в Санкт-Петербурге – в родном городе он жил с середины 70-х.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    21 января 2018 07:06
    Для увековечения памяти первого директора завода, заслуженных конструкторов и любых героических рабочих трудового фронта есть хорошая традиция - называть улицы, проспекты и площади их именами.
  2. +16
    21 января 2018 07:09
    При всем желании поблагодарить автора не могу. О таких людях нельзя писать кое как. Во первых, П. П. Исаков не нуждается в чужих заслугах, у него своих очень много, поэтому приписывать ему руководство разработкой танка ПТ - 76 не стоит. Да, он принимал вместе со многими участие в его разработке. Но главным конструктором ПТ-76 был Л.С.Троянов.
    Зато автор ни слова не сказал о таких уникальных машинах, созданных под руководством Исакова, как "Клин-1" и "Клин-2" - роботизированный комплекс, разработанный и изготовленный специально для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
    Комплекс был создан в 1986 году всего лишь за 44 дня, когда на Чернобыльской АЭС возникла острая необходимость создания автоматизированной техники для ликвидации последствий аварии и выполнения наземных задач.
    В качестве рабочей использовалась машина «Объект 032», созданная на базе инженерной машины разграждения ИМР-2.

    Для управления безэкипажной машиной была изготовлена машина управления «Объект 033». За базу был взят основной танк Т-72А. В специальном отделении размещался экипаж машины, состоявший из механика-водителя и оператора, а также вся необходимая аппаратура наблюдения и управления машиной. Корпус машины был полностью герметизирован и отделан свинцовыми листами для усиления защиты от радиации.
    1. +3
      21 января 2018 09:23
      Цитата: Curious
      При всем желании поблагодарить автора не могу
      drinks
      Перепечатывая статью - хотя бы ПРОЧИТАЙТЕ!!! Разве не режет слух -
      десятки образцов бронетанковой техники: тяжелые КВ, ДВ-1с,

      Или вы знакомы с супернеизвестным ДВ-1с??? Или не удосужились ДАЖЕ поверхностно вникнуть в размещённый на ВО материал!
      1. +6
        21 января 2018 09:32
        Героев надо знать в лицо

        Павел Павлович Исаков (11 января 1918, Петроград — 22 февраля 1999, Санкт-Петербург)
        С приходом П.П. Исакова на ЧТЗ под его руководством начинается бурный творческий этап создания и разработки принципиально новых в мировой практике объектов бронетанковой и артиллерийской техники. В их числе: новый вид вооружения – боевая машина пехоты БМП-1. Эта машина стала новым словом в отечественном танкостроении, намного опередив разработки ведущих зарубежных стран. На ее базе были так же впервые созданы и приняты на вооружение подвижные разведывательные пункты ПРП-3, ПРП-4, командирские машины управления БМП-1К (командирская) и БМП-1КШ (командно – штабная). В ГСКБ-2 были созданы опытные образцы принципиально новых изделий: низко силуэтного ракетно-пушечного танка с газотурбинным двигателем ГТД-700 (изделие 775Т), боевой машины пехоты с газотурбинным двигателем ГТД-400 (изделие 764), а также началась разработка макетных образцов боевой машины поддержки танков (изделие 776). В это же время коллектив ГСКБ-2 работает над созданием мирной техники для различных отраслей народного хозяйства. С использованием ряда танковых узлов и систем был создан самый мощный и надежный в нашей стране дизель-электрический трактор ДЭТ-250, получивший три золотые медали на выставках в России и за рубежом в 1960, 1965, 1966 годах. В январе 1961 году был запущен в серийное производство. На заводе серийно выпускался трактор С-100. В октябре 1963 года с главного конвейера сошел его модернизированный вариант - трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М. В конце 1960-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. Руководимый П.П.Исаковым коллектив ГСКБ-2 внес весомый вклад в дело развития прогресса отечественного машиностроения, его всегда отличали новаторство и смелость технической мысли. Указом президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и достижение высоких производственных показателей Исакову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В июне 1974 года назначен директором ВНИИтрансмаш (ВНИИ-100, ныне ОАО «ВНИИтрансмаш»). Здесь много внимания уделял развитию научно-технической базы института, новых направлений научных исследований, использованию вычислительной техники. При его активном участии создается вычислительный центр, внедряются методы натурно-математического моделирования, автоматического проектирования, автоматизации испытаний объектов. Для отработки перспективных систем и военных гусеничных машин в целом П.П.Исаков как опытный конструктор и руководитель института принимал участие в создании ходовых макетов с жестко закрепленной пушкой, гидромеханической трансмиссией, 7-опорной ходовой частью, газотурбинным двигателем, дизелем постоянной мощности, оборудованием подводного вождения, с различной посадкой экипажа, со стабилизированием корпуса, 8-колесном шасси, дублированным управлением, с телеуправлением и др. Под научным руководством П.П.Исакова ВНИИтрансмаш совместно с НИИ, КБ и заводами отрасли активно участвовал в разработках и испытаниях новых ВГМ: Т-64А, Т-72А, Т-80 и БМП-2. Другим направлением работ было создание оборудование для космических исследований. В частности, приборов для определения физико-математических свойств поверхности планеты Венеры, установленных на станциях «Венера-13» и «Венера-14» и «Вега», автоматического подвижного аппарата с «прыгающим» движителем для исследования поверхности Фобоса, который входил в состав станции «Фобос-2». В 1986 году руководил разработкой роботизированных комплексов «Клин-1» и «Клин-2», не имеющих аналогов в мировой практике, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. «Клин-1» - тяжелый роботизированный комплекс на базе инженерной машины разграждения ИМР-2 для работы на территории АЭС, состоящий из машины-робота и машины управления. «Клин-2» – легкий специализированный транспортный робот СТР-1 для работы на кровлях АЭС. Придавал большое значение подготовке научных кадров. Находясь в Челябинске, совмещал работу на заводе с преподавательской деятельностью, был профессором кафедры автоматических установок аэрокосмического факультета Челябинского политехнического института. В Ленинграде при его непосредственном участии организован диссертационный докторский совет при ВНИИтрансмаш и созданы филиалы кафедр Ленинградского политехнического и Ленинградского механического институтов. Является автором более 60 научных трудов и 39 изобретений.Доктор технических наук (1971), заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации. Работал в ВНИИтрансмаш до выхода на пенсию в 1987 году. Жил в городе Санкт-Петербург. Скончался 22 февраля 1999 года.
        http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post34958
        1968/?aid_refresh=yes
      2. +2
        21 января 2018 09:57
        Автор очевидно имел ввиду КВ-1с, хотя буквы "к" и "д" на клавиатуре достаточно далеко.
        1. +2
          21 января 2018 15:19
          Цитата: Curious
          Автор очевидно имел ввиду КВ-1с,

          Набрал в поиске ДВ-1с.... Вылезли все перепечатки (с ошибкой) в т.ч. и на ВО laughing
          Надо статью, перед тем как перепечатывать, хотя бы прочитать! Я думаю, что на данном сайте ,надо очень потрудиться в поисках человека который в линейке КВ умудрится сделать такой ляп.
          1. 0
            23 января 2018 09:49
            Ну а это как?
            В 23 года он нашел решение, как разместить в танке КВ-1С боезапас из 114 снарядов калибра 85 миллиметров вместо 90 штатных.

            Танк КВ-1С имел пушку калибра 76 мм, это КВ-85 обладал пушкой 85 мм калибра.
            "Тщательнее надо!"
            1. 0
              23 января 2018 18:28
              Цитата: Svarog51
              Танк КВ-1С имел пушку калибра 76 мм, это КВ-85 обладал пушкой 85 мм калибра.
              drinks
              Смешались в кучу кони, люди... laughing
              А здесь полная "несрастайка" по калибру и штукам.... 114 снарядов 85 мм, даже на экспериментальном/переходном (если это имелось ввиду автором) образце, вряд ли "запихивали"))) Танк КВ-1С 114 снарядов калибра 76
              А не отсюда ли "уши растут"?
              Основное вооружение танка КВ-1С – пушка 76,2-миллиметровая ЗиС-5. Орудие устанавливалось в башне на цапфах и было уравновешено полностью. Сама башня и орудие Д-5Т также являлись уравновешенной: центр масс башни размещался на геометрической оси вращения. Вертикальные углы наводки пушки ЗиС-5 составляли от −5 до +25°. Выстрел производился при помощи ручного механического спуска..
              Тяжёлый танк КВ-1С https://topwar.ru/15501-tyazhelyy-tank-kv-1s.html
              1. 0
                23 января 2018 19:47
                Ну в КВ-1 76мм снарядов в количестве 114 штук запихали, а вот столько же в КВ-85 - это навряд ли. КВ-1С мало чем по внутреннему объёму от КВ-1 отличался. Паршиво автор тему знает. negative
  3. +3
    21 января 2018 08:03
    Согласен, с Curious, нельзя писать кое как...Статья поверхностная.
  4. +4
    21 января 2018 11:25
    В 1958 году, когда начинал свой путь на заводе, шла работа над самым тяжелым в мире танком – весом 56 тонн.
    А что? Тигра 1 и Тигра 2 уже не танки? Не дотягивали они до 56 тонн, легковесы?
    1. +4
      21 января 2018 14:36
      Про "самый тяжелый В МИРЕ танк" тоже улыбнуло!
      Мне больше, чем статья, понравились гораздо более информативные комментарии уважаемых Serg Koma и Curious!
      hi
    2. BAI
      +1
      22 января 2018 10:00
      А был еще Maus скромные 190 т. В Кубинке стоит.
  5. 0
    23 января 2018 17:15
    ЧТЗ - сила!
    У нас один завод выпускал в ВОВ танков больше чем вся Германия