Military Review

Dostoevsky v. Tolstoy on the issue of humanitarian interventions

12
Dostoevsky was for military intervention in the Balkans, and Tolstoy opposed it. Their arguments are surprisingly relevant for our current wars.


Dostoevsky v. Tolstoy on the issue of humanitarian interventions


First, a little stories. In the summer of 1875, the Orthodox Christians of Herzegovina rebelled against their Ottoman overlords. In 1876, the Slavic principalities of Serbia and Montenegro declared war on Turkey, and an uprising began in Bulgaria. Russia wholeheartedly supported the Serbian struggle. Russians sent money and medicine to Orthodox Slavs, and many Russian volunteers went to the Balkans to fight. Russian newspapers began writing about the Serbian struggle, as evidenced by the conversation between Koznyshev and Prince Shcherbatsky in Tolstoy’s novel Anna Karenina:

“All the various parties of the intelligentsia of the world, so hostile before, all merged into one. Every discord is over, all public bodies say one and one thing, everyone sensed the elemental force that seized them and carries them in one direction. ”

“Yes, it’s all the newspapers that say,” said the prince. - It's true. Yeah, so it is all one thing, that just frogs before a thunderstorm. Because of them and not hear anything. "

From the summer of 1876 to the spring of 1877, there was a lively public debate in Russia over whether the country should intervene in the conflict in the Balkans. Fyodor Dostoevsky passionately advocated military intervention for humanitarian and patriotic reasons. Lev Tolstoy, although he was not yet a staunch pacifist, did not see the point in Russia's participation.

Dostoevsky spoke in unison with the mood prevailing in society. Its writing in parts around the time of The Writer's Diary often reminds me of the “US military blogs” of the 2002-03 period. It is striking how the various arguments and motivations of Dostoevsky in support of the war merge together and reinforce each other. His most commendable motivation is keen empathy for suffering, a feeling of a powerful humane need to put an end to the atrocities of the Turks. But he immediately goes from descriptions of terrible atrocities to fantasies about the capture of Constantinople by the Russians, which was the center of Orthodoxy. Dostoevsky admires Russian heroes and speaks with disdain about foreign diplomats, condemning those who "talk about the damage that war can cause in an economic sense." He sublimely expresses confidence that the Serbs will welcome Russian intervention, and those who will not be, this is an unrepresentative class living apart from their own people. He does not have the feeling that atrocities are committed by both parties.

Dostoevsky feels that the national ill health in Russia has been defeated, that the level of popular support to the Serbs proves the people's spiritual superiority over the intelligentsia. He is angry at those Russians who have sympathy for the Turks. He is absolutely confident of victory and that history is on his side. He comes up with tips and suggestions on what to do after the complete defeat of the Ottoman Empire. He is convinced of the exclusivity of his own country, that the movement for war "by its sacrificial nature and unselfishness, by its devout religious thirst for suffering for a just cause, has almost no precedent among other nations." He finds it hard to believe in the good faith of those who look at it differently. Sometimes he thinks in terms of “crusades” and indulges in apocalyptic dreams of a decisive war between Christianity and Islam.

English opposition leader William Gladstone (William Gladstone) was shocked by Turkish atrocities in Bulgaria and believed that England should help expel the Turks from this country. But Prime Minister Benjamin Disraeli (Benjamin Disraeli), acting in the spirit of realpolitik, pursued the official British line on an alliance with Turkey against Russia. The fact that Disraeli was a Jew gave Dostoevsky a certain opportunity to build conspiracy theories.

In the meantime, Tolstoy was finishing Anna Karenina. After the suicide of Anna, Vronsky went to the war, collecting a squadron with his own money. And this war is not just anywhere, but in Serbia. Katkov’s Russian Herald, in parts where Tolstoy’s extremely popular novel was published, refused to print the eighth part, publishing the following note instead:

"In the previous issue, at the end of the next part of Anna Karenina," Continuation follows. " But with the death of the heroine, the novel actually came to an end. The author planned a multi-page epilogue from which we learn that a distraught and grieving Vronsky went to Serbia as a military volunteer. Other heroes are all alive and well, and only Levin, in his rural retreat, is still hostile to volunteers and Slavophiles. Perhaps the author will add several chapters on this in a special edition of the novel. "

The Herald is slyly making it clear that Levin, the hero of the novel, written off right from Tolstoy, is not very healthy. Anna's suicide in the penultimate issue is not very logical from the point of view of maintaining the reader’s tension. But in reality, the problem could lie in the fact that Vestnik campaigned for intervention in the Balkans under conditions when Tsar Alexander II continued to vacillate.

In the eighth part, Levin is not so much "hostile" towards the Slavophiles, as confused. In conversations with people like Koznyshev, he does not even go to confrontation and does not seek to support the dispute for a long time. His position — and this is essentially the position of Tolstoy himself — borders on bewilderment about why so many people so passionately call for action in a country of which they know little. The same feeling sometimes arises in myself when I hear arguments in favor of our current interference in the affairs of Libya. Levin suggests that when people are passionately committed to some distant business, instead of devoting themselves to solving problems that are much closer, the reason for this should be sought in their psychology.

This is similar to the diagnosis of Dostoevsky's perceptions. That huge number of arguments in favor of war, which the writer brings, raises doubts that this is the real reason. Slavoj Zizek (Slavoj Žižek) makes a similar argument about George W. Bush and the war in Iraq. Dostoevsky in The Writer's Diary declares that war is the only way to unite the various classes of Russia, that Russia's moral duty is to take this chance to conduct an "unprecedented war in defense of the weak and oppressed" and fulfill its world-wide historical outline. Where Dostoevsky argues that the most correct answers must be sought in bright emotions and in the belief that the world is ripe for transformation, Tolstoy stands for a passionless and sensible decision. Of course, Tolstoy’s political views are equally a reflection of his own emotional state, his sense of detachment from military hysteria prevailing around. Perhaps this detachment deepened the sense of personality crisis in Tolstoy and created the conditions for his later pacifism.

Tolstoy published the eighth part of Anna Karenina in a separate edition and for his own money. After reading it, Dostoevsky was furious. He responded in the Writer's Diary, describing the terrible state of a girl who was forced to watch her skin being ripped off from her father, and putting this description on the image of Levin, who was serenely philosophizing on his huge estate. Pacifism requires a person to maintain some kind of emotional distance. Dostoevsky bypasses Tolstoy with a direct emotional appeal: how can we stand by and do nothing when such terrible things are going on? Perhaps Dostoevsky is right in saying that Tolstoy’s privileged lifestyle contributed to the emergence of such a feeling of detachment.

At this point in the dispute between the two writers, Russia officially declared war on Turkey. The war lasted about a year. Cossacks systematically attacked Muslims and Jews, and by 1879, a third of all Muslims in Bosnia-Herzegovina either emigrated or were killed. The intriguing moment of this historical drama is that the war gave rise to the word “hurray-patriotism”, which emerged from the song of the British music hall:

"We do not want to fight, do not want, damn it
We have ships, we have soldiers, we have money.
We have fought with a bear before
And while we are real British
The Russians will not take Constantinople. ”

In this case, the British kept mostly away from the war - although they sent a fleet to Constantinople when the Russian army began to approach the city. And then the Russian-Turkish agreement was signed, according to which most of Russia's requirements were met. Serbia gained independence; in Bosnia-Herzegovina, self-government was established; restrictions for Christians under Turkish rule were reduced. But the united European powers demanded a revision of this treaty, and at the Berlin Congress the Russian conquests were eliminated. The Berlin Congress allowed Austria-Hungary to occupy Bosnia-Herzegovina. But Britain, following the logic that had perplexed all commentators of the time, for some reason captured Cyprus. And in none of these places a lasting peace has come.

The more remote consequences of that war were later described by the great Russian prose writer Alexander Solzhenitsyn in his historical work The Russian Question. Solzhenitsyn notes that there were eight Russian-Turkish wars: four in the eighteenth and four in the nineteenth century. He writes: “Two unfortunate ideas relentlessly tormented and dragged all of our rulers in a row: help-save the Christians of Transcaucasia and help-save the Orthodox in the Balkans. You can recognize the height of these moral principles, but not until the complete loss of state meaning and not to forget the needs of your own, also Christian, people ... "

Solzhenitsyn particularly condemns the 1877 war of the year: “Such a“ won ”war is lost, and it would be cheaper to not even start it. The Russian military and financial forces were undermined, the public mood was depressed - and the era of revolutionism and terror started right from here ... ”

The main long-term consequence of the Russian-Turkish war is the weakening of both empires until their collapse. The consequences of humanitarian disasters were worse than those that Dostoevsky rightly condemned. The urge to conduct humanitarian intervention is worthy, but it may result in a long civil war, a powerful massacre, and the weakening of the interventionist states. Will future historians not write that the series of wars in the Arab world at the dawn of 21 has become one of the key reasons leading to the end of the “American century”?
Author:
Originator:
https://www.opendemocracy.net/james-warner/all-frogs-croak-before-storm-dostoevsky-versus-tolstoy-on-humanitarian-interventions
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. bober1982
    bober1982 18 January 2018 07: 41
    +5
    Reading the article, you can immediately determine what non-Russian writes, and the content of the article can be called anything - naive, stupid, touching, etc., for every taste. Although it is interesting, it is nevertheless curious how foreigners perceive Dostoevsky, Slavic problems and Tolstoy.
  2. novel66
    novel66 18 January 2018 07: 53
    +4
    I do not consider either Tolstoy or Solzhenitsyn great writers.
    1. CONTROL
      CONTROL 18 January 2018 10: 04
      +6
      Quote: novel xnumx
      I do not consider either Tolstoy or Solzhenitsyn great writers.

      Well, Tolstoy (Leo) - back and forth ... But Solzhenitsyn is not a writer at all!
      1. novel66
        novel66 18 January 2018 10: 05
        +1
        as an advanced reader ... Leo ... still not
    2. Alber
      Alber 18 January 2018 10: 07
      +5
      Dostoevsky clever! A fat freemason. I don’t want to talk about SOLZHENITS
      1. novel66
        novel66 18 January 2018 10: 09
        0
        the cancer case is still a powerful thing, the enemy, yes! but - a writer
  3. Captain45
    Captain45 18 January 2018 08: 52
    +6
    “Russia will never have, and never has, haters, envious people, slanderers, and even obvious enemies, like all these Slavic tribes, as soon as Russia liberates them, and Europe agrees to recognize them liberated! And do not mind me, do not dispute They don’t shout at me that I’m exaggerating and that I’m a hater of the Slavs! On the contrary, I love the Slavs very much, but I won’t defend myself either, because I know that everything will come true exactly like I say, and not for nothing, the ungrateful, as if, character of the Slavs is completely absent - they have character in this sense le, like everyone else - namely because such things in the world cannot happen otherwise.

    I will not spread, but I know that we do not need to demand gratitude from the Slavs, we have to prepare for this ahead. After their release, they will begin their new life, I repeat, precisely by asking themselves to be given the pledge and protection of their freedom from Europe, England and Germany, and even Russia will be in a concert of European powers, but they will protection from Russia and will do it. They will certainly begin by saying that within themselves, if not directly out loud, they declare themselves and convince themselves that they are not obliged to Russia with the slightest gratitude, on the contrary, that they hardly escaped Russia’s power-loving intervention by the European concert, and not interfere Europe, so Russia, having taken them away from the Turks, would swallow them immediately, “bearing in mind the expansion of the borders and the foundation of the great Pan-Slavic empire on the enslavement of the Slavs to a greedy, cunning and barbarous Great Russian tribe”. For a long time, oh, for a long time, they will not be able to recognize the disinterestedness of Russia and the great, holy, unprecedented in the world raising by it the banner of the greatest idea, of the ideas that people live with and without which humanity, if these ideas stop living in it, becomes numb , cripples and dies in ulcers and in impotence. The current, for example, the national Russian war, the entire Russian people, headed by the king, raised up against the fiends for the liberation of poor nationalities — did the Slavs finally understand this war now, what do you think?
    But I won’t talk about the present moment, besides, the Slavs still need us, we are freeing them, but then, when we are free, they will somehow settle down — they recognize this war for the great feat undertaken to free them, decide this? Yes, they will not recognize anything! On the contrary, they will expose both political and then scientific truth that if there weren’t Russia’s liberator in all these hundred years, they would have been able to free themselves from the Turks a long time ago with their valor or the help of Europe, which, again, wouldn’t be in the light of Russia, she would not only have nothing against their release, but she herself would free them. This cunning doctrine probably already exists in them now, and later it will inevitably develop into a scientific and political axiom. Moreover, even the Turks will be talked with more respect than about Russia. Maybe a whole century, or even more, they will constantly tremble for their freedom and fear the power of Russia; they’ll curry favor with European states, slander Russia, gossip on it and intrigue against it. "
    Author F.M. Dostoevsky WRITER'S DIARY Monthly 1877
    1. Alber
      Alber 18 January 2018 10: 16
      +1
      Quote: Captain45
      a century, or even more, they will constantly tremble for their freedom and fear the power of Russia; they’ll crouch in front of European states, slander Russia, gossip on it and intrigue against it. "

      why be surprised that England crap Russia for a long time. if they have prime ministers of the Jews and members of the royal family of the same blood
  4. CONTROL
    CONTROL 18 January 2018 10: 12
    +1
    Russia and Russians never stood aloof from Bulgaria, Serbia, and those countries of Europe where the Ottomans oppressed anyone!
    The gentleman comes out onto the porch
    Everything, on one's arms, overlooks;
    His contented face
    Of shining importance.
    Chekmen tightened on it,
    Turkish knife for the sash,
    (A.S. Pushkin, "Count Nulin")
    Chekmen - "licked" from Turkish caftans for riding
    Sash - a belt for girdling "dressing-like" (eastern!) outerwear, from the same place - they borrowed from the Turks
    Well "Turkish knife ..." - this is a trophy, brought from the war ... Those volunteers were revered heroes!
    --------------------------------
    And in our media, there’s a discussion about the “Russian volunteers” in the Donbass ... they can even put on a real term “for mercenaries” ...
  5. Antianglosax
    Antianglosax 18 January 2018 10: 55
    +2
    But the united European powers demanded to revise this treaty, and at the Berlin Congress, Russian conquests were eliminated.
    Once bent over and still have to continue this vile "tradition" in an uncomfortable position. And even the victory in the Great Patriotic War was prosa @ liberal carrion and does not matter to anyone in the World. Moreover, thanks to the smelly liberals about this VICTORY we will know and remember only we, and even then not all ...
  6. Vasya Vassin
    Vasya Vassin 19 January 2018 22: 51
    +2
    warped so that he began to spit-
    the great Russian prose writer Alexander Solzhenitsyn
  7. romandostalo
    romandostalo 20 January 2018 03: 30
    +1
    I found someone to refer to, Solzhenitsyn ..... The same is a prophet to me, an ordinary defector and a traitor, and certainly not a writer ...

Достоевский против Толстого в вопросе гуманитарных интервенций

Достоевский был за военную интервенцию на Балканах, а Толстой выступал против нее. Выдвинутые ими аргументы удивительно актуальны и для наших сегодняшних войн.

Достоевский против Толстого в вопросе гуманитарных интервенций


Для начала немного истории. Летом 1875 года православные христиане Герцеговины взбунтовались против своих повелителей-османов. В 1876 году славянские княжества Сербия и Черногория объявили войну Турции, а в Болгарии началось восстание. Россия всем сердцем поддержала борьбу сербов. Русские отправляли деньги и медикаменты православным славянам, а многие российские добровольцы отправились на Балканы воевать. О сербской борьбе начали писать российские газеты, о чем свидетельствует разговор между Кознышевым и князем Щербацким в романе Толстого «Анна Каренина»:


«Все разнообразнейшие партии мира интеллигенции, столь враждебные прежде, все слились в одно. Всякая рознь кончилась, все общественные органы говорят одно и одно, все почуяли стихийную силу, которая захватила их и несет в одном направлении.»

«Да это газеты все одно говорят, - сказал князь. - Это правда. Да уж так-то все одно, что точно лягушки перед грозой. Из-за них и не слыхать ничего.»

С лета 1876-го до весны 1877 года в России шли оживленные общественные споры о том, должна ли страна вмешиваться в конфликт на Балканах. Федор Достоевский страстно выступал за военное вмешательство по гуманитарным и патриотическим соображениям. Лев Толстой хотя и не был еще в то время убежденным пацифистом, но не видел смысла в участии России.

Достоевский выступал в унисон с царившими в обществе настроениями. Его публиковавшийся частями примерно в то самое время «Дневник писателя» часто напоминает мне «военные блоги» США периода 2002-03 годов. Просто поразительно, как различные доводы и побуждения Достоевского в поддержку войны сливаются воедино и усиливают друг друга. Самое похвальное его побуждение это острое сопереживание страданиям, ощущение мощной гуманной потребности положить конец зверствам турок. Но он тут же с легкостью переходит от описания ужасных злодеяний к фантазиям на тему захвата русскими Константинополя, являвшегося центром православия. Достоевский восхищается русскими героями и с презрением говорит об иностранных дипломатах, осуждая тех, кто «болтает об ущербе, который может причинить война в экономическом смысле». Он возвышенно выражает уверенность в том, что сербы будут приветствовать российское вмешательство, а те, кто не будет, это непредставительный класс, живущий в отрыве от собственного народа. У него нет ощущения того, что злодеяния творят обе стороны.

Достоевский чувствует, что национальное нездоровье в России побеждено, что уровень народной поддержки сербам доказывает духовное превосходство народа над интеллигенцией. Он зол на тех русских, которые испытывают симпатию к туркам. Он абсолютно уверен в победе и в том, что история на его стороне. Он выступает с советами и предложениями о том, что следует делать после полного разгрома Османской империи. Он убежден в исключительности собственной страны, в том, что движение за войну «по своей жертвенной природе и бескорыстности, по своей набожной религиозной жажде страдания за правое дело почти не имеет прецедента среди других наций». Ему трудно поверить в добросовестность тех, кто смотрит на это иначе. Иногда он мыслит категориями «крестовых походов» и позволяет себе апокалипсические мечтания о решающей войне между христианством и исламом.

Лидер английской оппозиции Уильям Гладстон (William Gladstone) был потрясен турецкими зверствами в Болгарии и считал, что Англия должна помочь изгнать турок из этой страны. Но премьер-министр Бенджамин Дизраэли (Benjamin Disraeli) действуя в духе realpolitik, проводил официальную линию Британии на союз с Турцией против России. То, что Дизраэли был евреем, дало Достоевскому определенную возможность строить теории заговоров.

А Толстой тем временем заканчивал «Анну Каренину». Вронский после самоубийства Анны отправляется на войну, собрав на собственные деньги эскадрон. И это война не где-нибудь, а в Сербии. «Русский вестник» Каткова, где частями публиковался чрезвычайно популярный роман Толстого, отказался печатать его восьмую часть, опубликовав вместо этого следующую заметку:

«В предыдущем номере в конце очередной части «Анны Карениной» было написано «Продолжение следует». Но со смертью героини роман на самом деле подошел к концу. Автор планировал эпилог на несколько страниц, из которого мы узнаем, что обезумевший и скорбящий Вронский отправился в Сербию в качестве военного добровольца. Другие герои все живы и здравствуют, и только Левин в своем сельском уединении по-прежнему враждебно относится к добровольцам и к славянофилам. Возможно, автор добавит несколько глав об этом в специальном издании к роману».

«Вестник» лукаво дает понять, что списанный прямо с Толстого герой романа Левин не совсем здоров. Самоубийство Анны в предпоследнем выпуске не очень логично с точки зрения поддержания напряжения у читателя. Но в действительности проблема могла заключаться в том, что «Вестник» вел кампанию за интервенцию на Балканах в условиях, когда царь Александр II продолжал колебаться.

Левин в восьмой части не столько «враждебен» по отношению к славянофилам, сколько сбит с толку. В беседах с такими людьми как Кознышев он даже не идет на конфронтацию и не стремится поддерживать спор долгое время. Его позиция – а это по сути дела позиция самого Толстого – граничит с недоумением по поводу того, почему так много людей так страстно призывают к действию в стране, о которой они мало знают. Такое же чувство возникает иногда и у меня самого, когда я слышу аргументы в пользу нашего нынешнего вмешательства в дела Ливии. Левин предполагает, что когда люди страстно преданы какому-то далекому делу, вместо того, чтобы посвятить себя решению проблем, существующих гораздо ближе, причину этого следует искать в их психологии.

Это похоже на диагноз восприятий Достоевского. То огромное количество аргументов в пользу войны, которые приводит писатель, вызывает сомнения в том, что именно это подлинная причина. Славой Жижек (Slavoj Žižek) выдвигает аналогичный аргумент по поводу Джорджа Буша и войны в Ираке. Достоевский в «Дневнике писателя» заявляет, что война это единственный способ объединить различные классы России, что нравственный долг России воспользоваться этим шансом на проведение «беспрецедентной войны в защиту слабых и угнетенных» и выполнить свое всемирно-историческое предначертание. Там, где Достоевский утверждает, что самые правильные ответы надо искать в ярких эмоциях и в вере в то, что мир созрел для преобразований, Толстой выступает за бесстрастное и здравое решение. Конечно, политические взгляды Толстого это в равной мере отражение его собственного эмоционального состояния, его ощущение отстраненности от царящей вокруг военной истерии. Возможно, эта отстраненность углубила ощущение кризиса личности у Толстого и создала условия для его более позднего пацифизма.

Толстой опубликовал восьмую часть «Анны Карениной» в отдельном издании и за собственные деньги. Прочитав ее, Достоевский пришел в ярость. Он ответил в «Дневнике писателя», описав ужасное состояние девушки, вынужденной наблюдать за тем, как с ее отца заживо сдирают кожу, и наложив это описание на образ Левина, безмятежно философствующего в своем огромном поместье. Пацифизм требует от человека сохранять некую эмоциональную дистанцию. Достоевский обходит Толстого прямым эмоциональным призывом: как можем мы стоять рядом и ничего не делать, когда творятся такие ужасные дела? Возможно, Достоевский прав, говоря о том, что привилегированный образ жизни Толстого способствовал возникновению такого чувства отстраненности.

К этому моменту спора между двумя писателями Россия официально объявила войну Турции. Война длилась около года. Казаки систематически нападали на мусульман и евреев, и к 1879 году треть всех мусульман в Боснии-Герцеговине либо эмигрировала, либо была убита. Интригующий момент этой исторической драмы состоит в том, что война породила слово «ура-патриотизм», появившееся из песни британского мюзик-холла:

«Мы не хотим воевать, не хотим, черт возьми
У нас есть корабли, есть солдаты, есть деньги
Мы и раньше сражались с медведем,
И пока мы настоящие британцы
Русские не возьмут Константинополь.»

В том случае британцы держались в основном в стороне от войны – хотя и направили флот к Константинополю, когда русская армия начала приближаться к этому городу. А потом был подписан русско-турецкий договор, по которому была удовлетворена большая часть требований России. Сербия получила независимость; в Боснии-Герцеговине устанавливалось самоуправление; снижались ограничения для христиан, находившихся под турецким владычеством. Но объединившиеся европейские державы потребовали пересмотреть этот договор, и на Берлинском конгрессе российские завоевания были ликвидированы. Берлинский конгресс позволил Австро-Венгрии оккупировать Боснию-Герцеговину. А Британия, следуя озадачившей всех комментаторов того времени логике, почему-то захватила Кипр. И ни в одном из этих мест прочный мир так и не наступил.

Более отдаленные последствия той войны описал позднее великий российский прозаик Александр Солженицын в своей исторической работе «Русский вопрос». Солженицын отмечает, что всего русско-турецких войн было восемь: четыре в восемнадцатом и четыре в девятнадцатом веке. Он пишет: «Две несчастные идеи неотступно мучили и тянули всех наших правителей кряду: помогать-спасать христиан Закавказья и помогать-спасать православных на Балканах. Можно признать высоту этих нравственных принципов, но не до полной же потери государственного смысла и не до забвения же нужд собственного, тоже христианского, народа…»

Солженицын подвергает особому осуждению войну 1877 года: «Такая «выигранная» война стоит проигранной, а дешевле бы — и вовсе ее не начинать. Подорваны были военные силы России и финансовые, угнетено общественное настроение — и как раз отсюда началась, раскатилась эра революционности и террора…»

Главное долговременное последствие русско-турецкой войны – это ослабление обеих империй вплоть до их краха. Возникшие в результате гуманитарные катастрофы последствия были пострашнее тех, которые справедливо осуждал Достоевский. Побуждение к проведению гуманитарной интервенции дело достойное, но ее результатом может стать длительная гражданская война, мощная кровавая бойня, а также ослабление государств-интервентов. Не напишут ли будущие историки, что череда войн в арабском мире на заре 21-го века стала одной из ключевых причин, приведших к концу «американского века»?
Автор:
Джеймс Уорнер (James Warner)
Первоисточник:
https://www.opendemocracy.net/james-warner/all-frogs-croak-before-storm-dostoevsky-versus-tolstoy-on-humanitarian-interventions
Перевод:
http://inosmi.ru/history/20110505/169100086.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. bober1982 Онлайн
    bober1982 18 января 2018 07:41
    +5
    Читая статью, можно сразу определить, что пишет нерусский, и по содержанию статью можно назвать как угодно - наивной, глупой, трогательной и т.д., на любой вкус.Хотя интерес вызывает, всё-таки любопытно, как иностранцы воспринимают Достоевского, славянские проблемы и Толстого.
  2. роман66 Офлайн
    роман66 18 января 2018 07:53
    +4
    ни Толстого ни Солженицына великими писателями не считаю.
    1. CONTROL Офлайн
      CONTROL 18 января 2018 10:04
      +6
      Цитата: роман66
      ни Толстого ни Солженицына великими писателями не считаю.

      Ну, Толстой (Лев) - ещё туда-сюда... А Солженицын - не писатель никак!
      1. роман66 Офлайн
        роман66 18 января 2018 10:05
        +1
        как продвинутый читатель ...Лев... все-таки нет
    2. Alber Офлайн
      Alber 18 января 2018 10:07
      +5
      Достоевский умница! А толстой масон. Про соЛЖЕНИЦЫНа вообще говорить не хочу
      1. роман66 Офлайн
        роман66 18 января 2018 10:09
        0
        раковый корпус - вещь все-таки сильная, враг, да! но - писатель
  3. Кэптен45 Офлайн
    Кэптен45 18 января 2018 08:52
    +6
    "Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.

    Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, “имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени”. Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, — коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей, — эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как вы думаете?
    Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся, — признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощью Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее."
    Автор Ф.М. Достоевский ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ Ежемесячное издание 1877
    1. Alber Офлайн
      Alber 18 января 2018 10:16
      +1
      Цитата: Кэптен45
      столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее."

      чему удивляться что Англия гадит России с давних времен. если у них премьер министры иудеи и члены королевской семьи тех же кровей
  4. CONTROL Офлайн
    CONTROL 18 января 2018 10:12
    +1
    Россия и русские никогда не стояли в стороне от Болгарии, Сербии, и тех стран Европы, где османы угнетали кого угодно!
    Выходит барин на крыльцо,
    Всё, подбочась, обозревает;
    Его довольное лицо
    Приятной важностью сияет.
    Чекмень затянутый на нем,
    Турецкой нож за кушаком,
    (А.С.Пушкин, "Граф Нулин")
    Чекмень - "слизан" с турецких кафтанов для верховой езды
    Кушак - пояс для подпоясывания "халатоподобной" (восточной!) верхней одежды, оттуда же - у турок заимствовали
    Ну, и "турецкий нож..." - это уже трофей, с войны привезен... Те добровольцы почитались героями!
    --------------------------------
    А у нас в СМИ - дискуссия по поводу "русских добровольцев" в Донбассе... могут и реальный срок впарить "за наёмничество"...
  5. Антианглосакс 18 января 2018 10:55
    +2
    Но объединившиеся европейские державы потребовали пересмотреть этот договор, и на Берлинском конгрессе российские завоевания были ликвидированы.
    Раз прогнулись и до сих пор приходится продолжать эту гнусную "традицию" в неудобной позиции. И даже победа в Великой Отечественной войне прос@ана либеральной падалью и ни для кого в Мире значения не имеет. Более того, благодаря вонючему либерасью об этой ПОБЕДЕ будем знать и помнить только мы, да и то далеко не все...
  6. Васся Вассин 19 января 2018 22:51
    +2
    покоробило так, что плеваться начал-
    великий российский прозаик Александр Солженицын
  7. romandostalo Офлайн
    romandostalo 20 января 2018 03:30
    +1
    Нашёл на кого ссылаться, на Солженицына..... То же мне пророк, обычный перебежчик и предатель и уж никак не писатель...