«Голубь мира» над «Китти Хоком»: самолет-разведчик, посрамивший американский флот, остается в строю

79
«Голубь мира» над «Китти Хоком»: самолет-разведчик, посрамивший американский флот, остается в строю


Этот самолет появился в рядах отечественных военно-воздушных сил в середине 1980-х годов. Он до сих пор остается на боевом посту, прекрасно справляясь со стоящими перед ним задачами. Ему уже ставят памятники, отдавая дань заслугам и возможностям. Он поучаствовал в нескольких вооруженных конфликтах, но славу ему принесли полеты в мирное время. За рубежом он стал широко известен, когда «посрамил» американское авианосное соединение.



Тактические разведчики в СССР зачастую создавались путем модернизации уже выпускавшихся серийно истребителей и бомбардировщиков. В 1950-е годы таким самолетом стал Ил-28Р (производство в 1949–1955 годах, снят с вооружения в начале 1960-х годов), созданный на базе первого советского реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Ему на смену пришли машины яковлевского КБ: сначала Як-27Р (производство в 1958–1962 годах, снят с вооружения в середине 1970-х годов) на базе барражирующего истребителя-перехватчика Як-27, затем Як-28Р (производство в 1966–1970 годах, снят с вооружения 1994 году), основой для которого послужил сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28. Кстати, Як-28Р за полное отсутствие вооружения на борту получил в войсках шутливое прозвище «голубь мира». Параллельно с ним использовался тактический самолет-разведчик МиГ-21Р (производство в 1965–1971 годах, снят с вооружения в начале 1990-х годов), созданный на базе всепогодного перехватчика МиГ-21ПФ. Однако он обладал недостаточной для разведчика дальностью полета.

Заменить их, предоставив новые возможности ведения тактической разведки, смог в середине 1980-х годов самолет Су-24МР, созданный в ОКБ Сухого – филиале компании «Сухой».

В объективе – полетная палуба


Авианосец "Китти Хок" на фото российских летчиков, сделанных с борта Су-24МР.

Утро 17 октября 2000 года. Район Японского моря между островом Хоккайдо и Приморским краем. До российского берега – примерно 300 км. Американский авианосец «Китти Хок» (CV-63 USS Kitty Hawk) направляется в сторону Республики Корея, где в районе города Пусан 25 октября должны начаться американо-корейские учения Foal Eagle 2000. Корабль идет малым ходом, одновременно проводя пополнение запасов топлива с идущего рядом танкера. Что произошло дальше лучше описывает летчик военно-морских сил США, чье письмо было выложено в интернет 9 декабря 2000 года и обсуждалось на многих авиационных форумах. Единственное, что сделал получатель письма, это убрал имя пилота, а также смягчил ряд его крепких выражений:

«…Плавание было довольно легким и интересным: 54 дня в море, 40 – в порту и 45 летных часов только за один месяц! Да уж, мы отлетали свои задницы! Поскольку я был один из трех командиров эскадрилий со всей своей суперкрутизной, я много летал.

Я был на мостике на очереди, чтобы управлять кораблем, поскольку есть куча O-5 [капитаны 2-го ранга / подполковники – здесь и далее в квадратных скобках комментарии получателя письма] и несколько O-4 [капитаны 3-го ранга / майоры], которые нарабатывают себе “швартовочные” навыки.

Это способ побыть супергероем, когда ты отдаешь команды “права руля” и “лево руля”, “эй, это ручка управления скоростью хода, чувак” и чешешь рядом с кораблем снабжения во время UNREPS [операция пополнения запасов]. Вы делаете это под пристальным наблюдением капитана корабля и CDO [дежурный офицер класса O-5, обычно штурман или помощник штурмана].

Так вот, сижу я там и треплюсь о всякой фигне со своим напарником, который также получает свою “квалификацию”. Тут мы получаем по ящику звонок из CIC [информационного центра боевых операций]. Они говорят: “Сэр, у нас появились признаки активности русских истребителей”.

Капитан говорит ему: “Запускаем боеготовые истребители”. Парень отвечает, что они могут объявить только “Тревогу 30” [вылет в течение 30 минут после уведомления]. Капитан охреневает и говорит: “Запустите все, что у нас есть”. Я побежал к штурманскому телефону и позвонил SDO [офицеру дежурной эскадрильи]. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему выяснить, кто дежурит, и сделать так, чтобы они подняли свои задницы и мчались на полетную палубу [только “Тревога 7” предполагает, что пилоты дежурят на полетной палубе и готовы подняться в воздух; “Тревога 30” означает, что они находятся в дежурной комнате].

В любом случае спустя 40 минут после того, как CO выдало предупреждение, русские
Су-27 Flanker и Су-24 Fencer, делая 920 км/ч, проходят в 60 м прямо над рубкой “Китти Хока”. Это было как в фильме “Топ Ган”! Капитан на мостике пролил на ботинки свой кофе, все говорят: “Твою мать!” В тот момент я посмотрел на капитана, его лицо было багровым. Он выглядел так, как будто вываживал свою жену, которую поимел морской пехотинец. Русские истребители совершили еще два скоростных пролета на малой высоте, прежде чем мы, наконец, подняли с палубы первый самолет – EA-6B Prowler [самолет радиоэлектронной борьбы и разведки]. Именно! Мы подняли гребаный Prowler, и он оказался один на один с Flanker [Су-27] прямо перед кораблем. Flanker зашел ему в хвост, вроде как медведь, который подмигивает маленькому зайчонку перед тем, как его сожрать. Он [Prowler] взывал о помощи, прежде чем, наконец, поднялся в воздух Hornet [F/A-18] из нашей сестринской эскадрильи – я использую этот термин в буквальном смысле, потому что они были похожи на кучу трахнутых девчонок, заигрывающих с русскими, – чтобы выполнить перехват. Но было слишком поздно. Вся команда, задрав головы, смотрела, как русские насмехались над нашей убогой попыткой остановить их.

Смешная часть истории заключалась в том, что адмирал и CAG [командующий авиационной группой авианосца] были в это время на утреннем совещании в зале командования, где их прервал оглушительный рык русских, круживших над рубкой авианосца. Офицер из штаба CAG рассказал мне потом, что они посмотрели друг на друга, на план полетов, убедились, что у нас не было никаких полетов, намеченных на несколько ближайших часов, и сказали: “Что это было?”

Четыре дня спустя русская разведслужба прислала по электронной почте командиру “Китти Хока” письмо, вложив в него фотографии, на которых наши летчики метались по полетной палубе, отчаянно пытаясь поднять в воздух самолеты. Я совершенно уверен, что у нас был уволен гребаный мальчик-неудачник, который отвечал за противовоздушную оборону нашей боевой группы [офицер, отвечавший за управление кораблем и обеспечение боевых операций]. Ирония еще и в том, что всего за несколько недель до этого инцидента прошла смена адмиральской команды… Высшие морские офицеры после этого символически поставили на колени все наше авиационное крыло, держа его круглосуточно в воздухе, словно это были времена Второй мировой войны.

Вчера эту историю обсосали все российские и японские газеты. Русские даже наградили медалью их летчика за его достижения. Что за долбаный стыд! Я чувствовал, будто я из “Несносных медведей” (это фильм-комедия о худшей подростковой бейсбольной команде “Медведи”. – Ред.), и нам надрали задницы, а я даже не сошел со скамейки запасных, чтобы помочь…».

Небольшое уточнение: в том пролете над палубой «Китти Хок» участвовали два Су-24МР из 799-го отдельного разведывательного авиационного полка, базировавшиеся на аэродроме Варфоломеевка (недалеко от Владивостока). Именно они сделали те самые снимки, которые потом были любезно отправлены на сайт авианосца по электронной почте. По словам бывшего тогда главнокомандующим ВВС России Анатолия Карнукова, «это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи». При этом никакие международные соглашения российской стороной нарушены не были. По словам главкома, результаты разведки «были впечатляющими»: на снимках Су-24МР можно было разглядеть, как моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером, поскольку решили, что их атакуют, и старались избежать пожара из-за разлива топлива.

«Самый трудный самолет»


Подготовка к выступлению на международном конкурсе летного мастерства "Авиадартс".

С начала 1960-х годов в ОКБ Павла Осиповича Сухого разрабатывался новый фронтовой бомбардировщик. Эта машина должна была занять нишу между истребителями-бомбардировщиками Су-7 / Су-17 и дальними бомбардировщиками Ту-22 / Ту-22М. Однако проект, получивший в ОКБ внутреннее обозначение Т-6, рождался достаточно сложно. Вот как об этом писал Олег Сергеевич Самойлович, работавший в ОКБ Сухого с февраля 1957 года (в 1982–1983 годах он был первым заместителем генерального конструктора ОКБ, а с 1983 по 1985 год – заместителем генерального конструктора ОКБ): «Военные подгоняли: скорей, скорей, скорей... Спешка приводила к ошибкам практически на всех этапах создания машины – от проектирования до испытаний. Поэтому Су-24, на мой взгляд, является самым трудным самолетом нашего КБ».

После долгого этапа согласования техзадания лишь в августе 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Су-24 с крылом изменяемой геометрии. «Самолет спроектировали и построили всего за 26 месяцев, его первый вылет состоялся в январе 1972 года, а уже в марте было принято решение о запуске Су-24 в серию, – рассказывал Самойлович. – А впереди было еще три года напряженных летных испытаний».

Летные испытания Су-24 тоже складывались очень сложно, произошло большое количество происшествий. «Всего было потеряно 10 самолетов, в том числе по вине конструкции – три, все остальные – из-за двигателя АЛ-21Ф3, – уточняет Самойлович. – Кроме того, в летных испытаниях было потеряно четыре самолета Су-24М. К сожалению, это сопровождалось гибелью людей: погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов. Катапультировались и остались живы восемь человек».

Из-за задержки создания Су-24 постоянно откладывалось и создание на его основе тактического разведчика. Хотя предэскизное проектирование такой модификации началось еще в августе 1965 года, лишь в 1970 году появился аванпроект Т-58МР на основе первой серийной модификации Су-24.

Тогда же начались работы по созданию специализированной аппаратуры и ее интеграции в бортовой комплекс самолета. Однако вскоре в ОКБ Сухого появился проект модернизированного Су-24М.

Поэтому проект Т-58МР так и остался на бумаге, а в 1975 году началась разработка разведчика Су-24МР уже на основе Су-24М. Его полномасштабное проектирование началось только в 1978 году.

Техническое задание на Су-24МР предусматривало создание машины, способной выполнять все виды разведки на расстоянии до 400 км за линией фронта в любое время суток, в любых погодных условиях и в условиях противодействия сильной ПВО противника. В июле 1980 года летчик-испытатель Анатолий Иванов совершил первый полет на прототипе разведчика Т6МР-26. Госиспытания Су-24МР завершились в 1982 году, а уже через год Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова собрал первый серийный Су-24МР.

Сложный груз


23 августа 2016 года, накануне дня города, в «газовой столице» России – городе Новый Уренгой – на площади Памяти состоялось торжественное открытие экспозиции военной техники. Ее главным экспонатом стал самолет Су-24МР.

Инициаторами проекта стали несколько новоуренгойских предпринимателей, обратившихся в декабре 2015 года в администрацию города. Выбор типа самолета был продиктован недавними событиями в Сирийской Арабской Республике. 24 ноября 2015 года при выполнении боевого задания над территорией Сирии вблизи границы с Турцией ракетой «воздух – воздух» с самолета F-16 ВВС Турции был сбит российский самолет Су-24. Оба пилота катапультировались. Летчик подполковник Олег Пешков погиб при спуске на парашюте в результате обстрела с земли, штурман капитан Константин Мурахтин был эвакуирован на авиабазу Хмеймим.

«В Центральный военный округ поступило письмо от главы Нового Уренгоя с просьбой предоставить списанный Су-24, – сообщила пресс-служба округа. – Самолет предоставил аэродром Шагол в Челябинске». С осени 2010 года там базируется 6980-я авиационная база (бывший 2-й Гвардейский бомбардировочный авиаполк), вооруженная бомбардировщиками Су-24М и разведчиками Су-24МР. База смогла выделить новоуренгойцам не такой же Су-24М, какой был сбит в Сирии, а списанный Су-24МР.

Этот самолет с бортовым номером 37 и регистрационным номером RF-91814 был разобран в апреле 2015 года (в том же году его регистрационный номер перешел к одному из истребителей Су-30СМ). «Воздушное судно было предварительно демилитаризовано, с него сняли вооружение», – отметили в пресс-службе округа.

На транспортировку Су-24МР из Челябинска в Новый Уренгой потребовалась значительная сумма – примерно 1,3 млн руб. 14 декабря по новоуренгойским СМИ была распространена информация о сборе средств. Большую их часть выделила инициативная группа предпринимателей. Транспортировка разобранного по частям самолета началась 4 января, а рождественским утром он уже прибыл в Новый Уренгой. За три дня колонна машин преодолела расстояние в 2 100 км.

Первый трал, по словам дальнобойщиков, доставил больше всего проблем: его длина составляла 26 м, самого планера самолета на нем – 20 при ширине более 5 м. На борту второго большегруза приехали крылья. Общий вес – 16 т. «Большинство тех, кто встречался в пути, в том числе сотрудники ГАИ, оказывали нам помощь, – рассказывает ответственный за транспортировку сотрудник группы компаний “НГ – Сервис” Геннадий Панков. – Перед сургутским мостом первый трал по габариту не смог встать на весы. Мы вышли, предупредили, что вот такой груз везем. Ради нас остановили все движение на мосту Сургута. Мы одни, никого больше не было, двигались по этому мосту».

Разобранный, зачехленный Су-24 перевезли на базу новоуренгойской буровой компании «НГ – Сервис». Там более полугода машину собирали, красили, приводили в порядок отдельные детали. После реставрации 16-тонный экспонат перевезли на площадь Памяти. «Самолет-памятник установили в целях патриотического воспитания молодежи, повышения гордости за оборонно-промышленный комплекс России», – сообщила пресс-служба администрации Нового Уренгоя.

Для старшего летчика майора Олега Белоусова это был не просто экспонат. Когда-то он поднимал именно эту машину в воздух. На ней он совершил немало вылетов. Олег Белоусов специально приехал в Новый Уренгой на торжественное открытие экспозиции. «Для меня это особенно важно, я летал именно на этом самолете, – сказал Олег Белоусов после церемонии. – Он не распилен и не переплавлен, а стоит как экспонат, воспитывая в молодежи патриотические чувства».

«Одинокий воин»


На челябинском аэродроме Шагол Су-24МР в юбилейном окрасе: его правый борт посвящен Оршанской авиабазе - наследнице боевых традиций 2-го гвардейского бомбардировочного Оршанского полка.

Су-24МР стал первым в СССР самолетом, способным вести видовую, радиотехническую и радиационную разведку. В состав бортового разведкомплекса вошли радиолокационная станция (РЛС) бокового обзора, тепло- и телевизионная аппаратура, панорамный и перспективный фотоаппараты, аппаратура радиотехнической разведки. С точки зрения комплексности получаемой развединформации Су-24МР до сих пор не имеет конкурентов. От серийного Су-24 он отличался более коротким фюзеляжем, носовым радиопрозрачным обтекателем упрощенной формы, под которым установлена только РЛС следования рельефу местности. На разведчике отсутствует пушка. На нижней поверхности фюзеляжа оборудованы выступающие обтекатели с окнами для оптической аппаратуры разведки. На центральном подфюзеляжном пилоне подвешиваются контейнеры с разведывательной аппаратурой, на двух пилонах под неподвижными частями крыла – дополнительные топливные баки. На пилоне под правой подвижной консолью крыла находится контейнер с аппаратурой радиационной разведки. Этот контейнер довольно редко снимается с Су-24МР, став главным внешним отличием разведчика от бомбардировщика.

Вооружение Су-24МР состоит лишь из двух управляемых ракет «воздух – воздух»
Р-60/50М, которые подвешиваются на пилон под левой поворотной консолью крыла. За отсутствие наступательного вооружения Су-24МР, как в свое время и Як-28Р, прозвали в частях «голубь мира».

Су-24МР поступали на вооружение отдельных разведывательных авиаполков ВВС и авиации ВМФ. Первое его использование в боевых действиях произошло в ноябре 1992 года: четыре машины выполняли разведывательные полеты в зоне осетино-ингушского конфликта. Вслед за этим в 1990–2000-х годах Су-24МР вели разведку в Чечне, Таджикистане, а также выполняли разведывательные полеты вдоль границ с Грузией. Две машины были сбиты над Чечней переносными зенитными ракетами. После этих потерь экипажи Су-24МР на свой страх и риск «подкорректировали» тактику боевого применения – стали летать еще ниже (на высотах порядка 100–150 м) и быстрее (до 900 км/ч). Рассматривался вариант сопровождения Су-24МР истребителями, но оказалось, что Су-27 и МиГ-29 способны удержаться на таком режиме в одном строю с разведчиком всего несколько минут. Так и остались Су-24МР одинокими воинами – полеты на разведку выполняются одиночными самолетами.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 января 2018 06:18
    Ну он и один в небе воин !
  2. +1
    20 января 2018 09:11
    Сложная, но хорошая машина.
    1. AUL
      +5
      20 января 2018 11:09
      После долгого этапа согласования техзадания лишь в августе 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Су-24 с крылом изменяемой геометрии.
      Ляп! С крылом изменяемой стреловидности. Изменяемая геометрия крыла - несколько иное.
      1. +4
        20 января 2018 14:50
        Почитал комменты.И удивился!Почему никого не удивило то что вторым самолётом называли Су-27?!Для меня это как минимум странно!Потому что строевые лётчики обязаны знать как выглядят самолёты вероятного противника!Оба самолета абсолютно не похожи друг на друга!И тут такое...
        1. +3
          20 января 2018 16:00
          Цитата: Magic Archer
          ..вторым самолётом называли Су-27?

          Разведчиков прикрывали Су-27, они и отсекли преследователей
          1. +11
            20 января 2018 16:40
            Кстати Су 27 были с Центральной Угловой... Су 24 не знаю ...
            Было засчитано условное "уничтожение".
            И самое основное - была вскрыта вся система ПВО АУГ.
            1. +3
              20 января 2018 17:59
              Гамарджоба генацвали. Догадываюсь кто их вел wink
  3. +2
    20 января 2018 09:14
    А что хорошего для обороноспособности нашей страны в том, что самолет начала 70-х годов до сих пор в строю? В том, что его заменить практически не чем, в этом что ли? Или в том, что музейный экспонат летает выполнять Б/З?
    1. avt
      +6
      20 января 2018 10:24
      Цитата: Ярик
      А что хорошего для обороноспособности нашей страны в том, что самолет начала 70-х годов до сих пор в строю?

      Да-а-а--а.....походу это не лечится fool А стал быть обучить поисковиком работать невозможно. Ну а уж научить познавать в сравнении и подавно.request
      Цитата: Ярик
      Или в том, что музейный экспонат летает выполнять Б/З?
      wassat
      Это про В-52? bully
      Цитата: Ярик
      В том, что его заменить практически не чем, в этом что ли?

      ,,Что ли "видать по жизни от компании Су пропущено изрядно. bully
    2. Zug
      +4
      20 января 2018 11:39
      Планеры как таковые медленно устаревают-меняют Авионику на нем,двигателя,а планеру то что устаревать?у американцев вон тоже ф16 модернизированные летают и ничего...
  4. +3
    20 января 2018 09:28
    Как то больше история на фэйк похожа. В каком году она случилась?
    1. +2
      20 января 2018 09:52
      а это и не важно
      каков слог, а?
      моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером
      Капитан на мостике пролил на ботинки свой кофе... его лицо было багровым. Он выглядел так, как будто вываживал свою жену, которую поимел морской пехотинец.
      1. +7
        20 января 2018 16:04
        Молодые люди, если вам эта новость не нравится - это не значит что этого не было. Верите bbc/cnn & co коментируйте у них, там вам лайков наставят no
        1. +3
          20 января 2018 16:26
          Аналогично, если новость нравится вам - то это не значит, что именно так и было. И не в лайках счастье)
          1. +3
            20 января 2018 17:51
            Цитата: ares1988
            Аналогично, если новость нравится..

            Логично, возразить нечего. Для России хорошо что много лет тому обратно, командир группы -27 выбрал службу, а не музыку, одаренный человек. soldier
    2. +1
      20 января 2018 09:58
      Было было ! Я про это ещё в АиФ читал ! Заголовок был вроде : Русский лётчик делал нас как мог !
      1. +2
        20 января 2018 11:44
        Да я тоже раньше про это читал, но как то слишком много нюансов, заставляющих сомневаться. Например: отсутствие конкретики по дате и месту события, а так же именам участников, рубание шлангов топливопровода для предотвращения утечки топлива, летчик, который управляет авианосцем, непонятно где болтающийся хокай с дежурной парой, корабли эскорта, пропавшие вместе с хокаем, моряки с топорами, которых увидил уважаемый генерал, но я на фото, как не увеличивал, так и не нашел... Странно всё это.
        1. +7
          20 января 2018 13:05
          Цитата: ares1988
          но как то слишком много нюансов, заставляющих сомневаться

          Тут две части, как обычно.

          1. Фактура. Она состоит в том, что облет CV-63 в октябре 2000 действительно был. Ничего такого особенного в этом нет, сбивать российские самолеты в международных водах (пока) не принято, что бы они ни делали.
          2. Интерпретация и сочные детали. "описывает летчик военно-морских сил США, чье письмо было выложено в интернет 9 декабря 2000 года и обсуждалось на многих авиационных форумах". Это достаточно очевидный п-ж. Художественный текст неизвестного автора (говорить об анонимности глупо, поскольку офицер авиакрыла, находящийся в момент облета на мостике, ВМФ США явно был бы известен).
          1. +4
            20 января 2018 13:18
            Цитата: Вишневая девятка
            Ничего такого особенного в этом нет, сбивать российские самолеты в международных водах (пока) не принято, что бы они ни делали.

            Все-таки - есть. Американцы считают хорошим тоном не пропускать наших к своим АВ и брать их на сопровождение, а то и в коробочку своими самолетами, оттесняя от своих АВ. Если сумели - значит, перехват состоялся, все у американцев хорошо, если советские/российские все же сумели без сопровождения прорваться к АВ - наша взяла.
            Правила этой игры не менялись с 60-х годов, а может и раньше
            Цитата: Вишневая девятка
            Интерпретация и сочные детали.

            не знаю. Собственно говоря, вариант дозаправки отлично объясняет, как нашим удалось пройти к АВ
            1. +4
              20 января 2018 13:22
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Правила этой игры не менялись с 60-х годов, а может и раньше

              Тут Вы правы. Игры патриотов. Тем не менее, облет АВ далеко не уникален, и сам по себе, без эротических деталей, малоинтересен.
              1. +1
                20 января 2018 22:33
                Цитата: Вишневая девятка
                Тем не менее, облет АВ далеко не уникален, и сам по себе, без эротических деталей, малоинтересен

                В общем - да. Обычная работа как с той так и с другой стороны. Выйти на АВ было непросто.
            2. +1
              20 января 2018 13:34
              Вот тут, например
              https://amarok-man.livejournal.com/1806434.html
              другая байка на тему "напугали авианосец" и все такое.
            3. +1
              20 января 2018 13:40
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Собственно говоря, вариант дозаправки отлично объясняет, как нашим удалось пройти к АВ

              Насколько я понимаю, нам не известно, кроме как из "выложено в интернет", был Су-24 на сопровождении или нет.
              1. +1
                20 января 2018 15:02
                был Су-24 на сопровождении или нет.


                У лётчика можно спросить - там СПО "Берёза" и куча красивых огоньков . Только у современных РЛС сопровождение "на проходе", от обзора ничем не отличается. А до работы канала непрерывного подсвета дело просто не дошло - ну не сбивать же в самом деле .
                Статья "лихая", не знаешь над чем ржать. Автор , Вы за кого американцев или наших держите ? И те, и другие всё таки профи, кое-что умеют. wink
                1. +1
                  20 января 2018 15:35
                  Цитата: dauria
                  Только у современных РЛС сопровождение "на проходе", от обзора ничем не отличается. А до работы канала непрерывного подсвета дело просто не дошло - ну не сбивать же в самом деле .

                  То, что самолеты вели корабельные РЛС обсуждать не имеет смысла, это само собой. Я имел в виду наличие истребителей в воздухе.
                  Цитата: dauria
                  У лётчика можно спросить

                  Кто-то спрашивал? Есть авторизованная (подтвержденная конкретным человеком, а не "выложенная в интернет") история?
                  1. 0
                    20 января 2018 20:53
                    Кто-то спрашивал? Есть авторизованная ...

                    Да успокойтесь вы. Всем ясно, что это сочинение на "вольную тему". Без него никто бы на эту фотку и не взглянул. Наверняка даже англоязычной версии этого письма в "тырнете" не существует. Или с кучей явных ошибок, так как переводили с русского на английский , а не наоборот. И напоследок, самолётные РЛС тоже сопровождают "на проходе". Забудьте про это деление - обзор, захват, сопровождение, подсвет. Теперь обзор- подсвет ( и то не всегда)
                    1. 0
                      20 января 2018 21:14
                      Цитата: dauria
                      Наверняка даже англоязычной версии этого письма в "тырнете" не существует.

                      Тут Вы неправы. Придумал, похоже, кто-то из американских петросянов, там такие фанфики не редкость.
                      http://www.worldaffairsboard.com/showthread.php?t
                      =10665
              2. +1
                20 января 2018 22:36
                Цитата: Вишневая девятка
                Насколько я понимаю, нам не известно, кроме как из "выложено в интернет", был Су-24 на сопровождении или нет.

                Смотря что понимать под сопровождением. На радаре понятно что был, но я-то под сопровождением имел ввиду самолет в воздухе - а он бы не пропустил, да и наши бы в этом случае переть напролом не стали - зачем? В свете устоявшихся традиций, это выглядело бы глупо
                1. 0
                  20 января 2018 22:56
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  но я-то под сопровождением имел ввиду самолет в воздухе

                  Я тоже.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  а он бы не пропустил, да и наши бы в этом случае переть напролом не стали - зачем?

                  Так мы и не знаем, кроме как из туфтовых форумов, как происходил облет. Фотографий, где в одном кадре, допустим, "Медведь", Томкэты и авик, навалом, так что "не пропустил" - штука довольно условная.
                  Впрочем, ситуация, когда авик застали за приемом снабжения и без дежурных истребителей в небе, законам природы не противоречит.
                  1. +1
                    21 января 2018 00:00
                    Цитата: Вишневая девятка
                    Фотографий, где в одном кадре, допустим, "Медведь", Томкэты и авик, навалом, так что "не пропустил" - штука довольно условная.

                    Да не, там другое. Наши периодически брали АУГ под наблюдение - прилетал медвед, скажем, и крутился около - это же законами не запрещено. Отсюда и фото.
                    А спорт - это вывести ударные самолеты (Ту-16, Ту-22, Су-24) к авианосцу
                    1. 0
                      21 января 2018 10:21
                      Бессмысленно совершенно с точки зрения боевого применения.
                      1. +1
                        21 января 2018 12:09
                        Цитата: sd68
                        Бессмысленно совершенно с точки зрения боевого применения.

                        Тем не менее - регулярная практика и нас и США
                  2. 0
                    21 января 2018 10:22
                    А с какой радости в мирное время палубным истребителям дежурить в воздухе?
                    Топливо жечь и ресурс расходовать?
                    Оно им надо?
                    1. +1
                      21 января 2018 12:10
                      Цитата: sd68
                      А с какой радости в мирное время палубным истребителям дежурить в воздухе?

                      Если не в наших водах - то особо незачем, а так - тренировка
                      1. 0
                        21 января 2018 12:21
                        Тренировка- если посчитали необходимым, и если была тех готовность. Но оно же подается, как некая обязанность американцев, чего и близко нет, такой облёт не несёт никакой угрозы
                      2. 0
                        21 января 2018 12:31
                        Цитата: sd68
                        Но оно же подается, как некая обязанность американцев

                        Коллега, эта же самые крутые пацаны на районе. Типа, да, должны. Мальчишки всегда мальчишки.
  5. 0
    20 января 2018 10:02
    Одна маленькая зажигалка на лётную палубы и вся эта груда металла уже ни на что не годна...
    1. 0
      20 января 2018 20:16
      Не так всё просто. По расчётам, что бы хотя бы один ракетоносец прорвался и произвёл прицельный пуск ракет по авианосцу придётся положить дивизию. Вот Вам и маленькая зажигалка.
      1. +1
        20 января 2018 21:29
        Цитата: shura7782
        Не так всё просто. По расчётам, что бы хотя бы один ракетоносец прорвался и произвёл прицельный пуск ракет по авианосцу придётся положить дивизию. Вот Вам и маленькая зажигалка.

        Всё немного не так, дивизия необходима для ГАРАНТИРОВАННОГО уничтожения, мы негарантированно уничтожим одним самолетом.
        1. 0
          20 января 2018 23:05
          Я Вас понимаю. Пояснте для форумчан (негарантированно уничтожим одним самолётом). Тем более могут подумать, что это Су-24М.
          1. 0
            20 января 2018 23:12
            Цитата: shura7782
            Я Вас понимаю.

            Сомневаюсь...
            Цитата: shura7782
            Пояснте для форумчан

            Думаю форумчане децл посообразительнее некоторых товарищей и все поймут, прочтя цитату
            Цитата: shura7782
            Не так всё просто. По расчётам, что бы хотя бы один ракетоносец прорвался и произвёл прицельный пуск ракет по авианосцу придётся положить дивизию. Вот Вам и маленькая зажигалка.
  6. +7
    20 января 2018 10:15
    Служил срочку в 69806 на су24мр. Помню как гражданские рабочие оклеивали пленкой "показательный" борт. Его выкатывали на все мероприятия, когда на базу пускали гражданских. Сам борт списан и давно не летает.
    По факту мр - единственный фронтовой самолет комплексной разведки да и вообще фронтовой разведчик. Интересно, базой для нового комплекса фронтовой разведки будет на базе су34 или су30?
    Так как новых самолетов этого типа не выпускается, то особняком стоит вопрос поддержания летной годности. В стране один арз, занимающийся ремонтом ал-21, два- ремонтом самолетов в целом. Для ремонта и модернизации парка в 80 машин наверное должно хватить с учетом сокращения численности "эмок" в пользу су-34.
    Вообще под конец моей срочки летчики начали отрабатывать захват целей гсн учебной версии р-60, так что голубь мира огрызнуться мог; а летчики приобретали навыки оборонительного воздушного боя. Рельефу летчики особо не верили.

    Порой скучаю по службе, су-24мр и труду авиамеханика...
    1. +6
      20 января 2018 14:03
      Если упоминающийся в статье майор Белоусов тот же летчик, который служил в моей эскадрилии (не однофамилец, например), то я был свидетелем одного случая.
      Его борт ушел на учебный вылет (штурманом старлей был, вертится фамилия, но не могу вспомнить). погодные условия стали портиться, но не настолько, чтобы отбить летную смену.
      Однако, когда полетное задание было завершено и борт под управлением Белоусова вернулся, таэродром накрыл густой туман. Такие погодные условия не соответсивовали метеоминиму летчика.
      Первые два захода были неудачные, топлива на борту оставалось еще на один заход и , если бы и он был неудачным, то с КДП поступила команда уводить борт в сторону от Челябинска и катапультироваться.
      Все кто был в тот момент на аэродроме замерли. И вот сквозь туман видны рассеяные пятна света посадочных, свист двигателей, работающих на малом газу и... скрип касания основных стоек о полосу и частая гулкая дробь заполняющегося тормозного парашюта. Экипаж и борт остались целы.
      После этого было много разбирательств и разговоров у командного состава кто виноват в ситуации едва не приведшей к потере борта, но я и парни с моего призыва однозначно сошлись во мнении, что машина была спасена благодаря действиям экипажа.
      1. +2
        20 января 2018 19:58
        борт под управлением Белоусова вернулся, таэродром накрыл густой туман.
        Если пилоту с КП разрешили посадку при такой погоде (установлекнный минимум погоды) значит ему можно было производить посадку т.к. имелся специальный допуск. Штурманский расчёт должен быть таким, что бы и на запасном аэродроме можно было сделать лишний заход. Если у пилота загаралась лампа (минимальный остаток топлива) это уже расценивается как предпосылка к лётному происшествию со всеми вытекающими последствиями. В подобных случаях, за посадку на запасном аэродроме ни кто слово кривого не промолвит. Помню наши садились на ЗА и к нам тоже в неожиданные гости прилетали. Такое редко, но случается. В этих случаях вопросы задают начальнику метео службы.
        1. 0
          21 января 2018 03:11
          Разрешение дает КП? Какой специальный допуск?
          Ну нагородил, прям как будто читал ИПП( СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА ДЛЯ ВНЕОЧЕРЕДНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ИЛИ УХОДА НА ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ ВПП).
          Купи игрушку на колено. https://www.avito.ru/syzran/kollektsionirovanie/n
          akolennyy_planshet_letchika_1199899828
  7. +4
    20 января 2018 10:47
    На самом деле в этой статье больше всего хочется порадоваться за Н. Уренгой. Что там есть люди, которые помагают что-то создавать в виде пока (надеюсь) небольшой площадки военной техники.
    И это наверное самое главное.
  8. +7
    20 января 2018 14:15
    экипажи Су-24МР на свой страх и риск «подкорректировали» тактику боевого применения – стали летать еще ниже (на высотах порядка 100–150 м) и быстрее (до 900 км/ч).
    Автор Вы себе представляете этот режим полёта для поиска, выхода на цель и съёмку?
    сопровождения Су-24МР истребителями, но оказалось, что Су-27 и МиГ-29
    Не путайте те времена с Сирийскими. Разведчик был всегда и везде одиночкой, ему эскорт не требуется.
    Статья красивая, но не для сведующих. Это ещё не все ляпы.
    Единственный самолёт в ВВС СССР который называали "голубь мира" был МИГ-21 за то, что он был на вооружении во многих странах мира. Остальное приписки.
    Вот, что я помню точно,так это то , что в нашем ОРАП над такими статьями в газетах долго смеялиь. И эти ляпы долго были предметами для шуток.
    1. +1
      21 января 2018 01:18
      Единственный самолёт в ВВС СССР который называали "голубь мира" был МИГ-21 за то, что он был на вооружении во многих странах мира. Остальное приписки.

      Вертикалку Як-38 тоже так звали, за то, что мало полезной нагрузки несла.
  9. 0
    20 января 2018 17:27
    Flies like a metal, great plane
  10. 0
    20 января 2018 20:29
    Как то очень глупо выглядит использование самолета , предназначенного для картографирования местности и видовой разведки для поиска авианосца. В данном случае, все что он мог - это зафиксировать результат налета 27 х. Так что петь оды в данном конкретном случае данному конкретному самолету можно только как фотоаппарату.
    Кстати, а где фотки палубы киттихока с метущимеся америкэн зольдатен? Если в сеть выкладывали быть должны hi
    1. +8
      20 января 2018 23:15
      Вообще то налёт, как Вы выразились, делали 24 , а 27 сопровождали и прикрывали...
      C поиском в инете не дружите?
      Фото зольдатен с топорами не найдёте.
      1. 0
        21 января 2018 08:37
        Цитата: NN52
        Вообще то налёт, как Вы выразились, делали 24 ,

        А как таки делать налет если на рахведчике НЕТ прицельных приспособлений для сбросу бомбов? Д и бомбофф нет)))
        Цитата: NN52
        C поиском в инете не дружите?
        Фото зольдатен с топорами не найдёте

        Не царское енто дело, такие фото искать. А автор мог бы и просуетится. И статья, глядишь,заиграла бы новыми красками))) А так - лубочное сказание от агенства ОБС)
      2. +2
        22 января 2018 21:03
        Цитата: NN52
        Фото зольдатен с топорами не найдёте.

        Ты о чем вообще? Что "может сказать человек лысый о расческе?" - 'Полста два' пойдем жахнем по поводу праздника, фиг с ними...
  11. +1
    21 января 2018 10:15
    Письмо летчика, командира эскадрильи, который управлял кораблем, само собой без имени.
    И эту чушь выкладывают сюда.
    Теперь понятно, чем вдохновлялся тот, что сочинил примитивный фейк о том какмсу-24 всю электронику на Куке отключил.
    А что касается авианосца, то если он не находился в боеготовном состоянии, с прогретыми катапультами, то понятно, что самолеты в воздух не поднимали.
    И сбивать бы никто не стал- зачем?
    Все эти истории о том как к авинасцам подлетели или подлодка подошла, Атрины взякие, распиаренные в рунете, к реальным боевым действиям отношение имеют очень маленькое
  12. 0
    21 января 2018 12:23
    Андрей из Челябинска,
    Конечно, практика.
    Только в обстановке, очень далёкой от боевой, и потому неприменимой в боевой ситуации
    1. +8
      21 января 2018 12:37
      А в боевой обстановке авианосец от танкера не заправляется?
      Просто в те года они обычно это делали ночью, но потом расслабились.... За что и были наказаны...
      1. 0
        21 января 2018 14:20
        Заправляется. Только предварительно поднимает в воздух Хокай и звено Ф18, и ждение его ещё найти нужно- и не самолетом с фотоапаратом, а включенной РЛС которую хокай за сотни километров обнаружит и заправку прервут задолго до подлёта.
        Да и эскорт по подлетающим зарядит по паре см-6
    2. +2
      21 января 2018 22:24
      Цитата: sd68
      Только в обстановке, очень далёкой от боевой, и потому неприменимой в боевой ситуации

      Обстановка как раз обычно очень даже приближенная к боевой. Обнаружить АВ и выйти на него в атаку, то бишь сблизиться на сверхмалых, пока американцы не успели перехватить в воздухе. В бою это будет победа однозначно. Ну а у американцев - избежать обнаружения, вовремя перехватить атакующие самолеты.
      В общем, если чего не знаете, зачем фантазировать?
      1. 0
        21 января 2018 22:59
        ага. в боевой обстановке в воздухе Хоккай бы висел и пара Ф-18, катапульты прогреты и дежурное звено в пятиминутной готовности, эскорт рассредоточен по рубежам ПВО, впереди торчал бы ПрдРЛД, место нахождения АУГ ещё найти нужно было бы, для чего долго летать Ту-95РЦ и РЛС светить во все стороны, самолеты морской разведки в СССР полками формировали не зря, и эскорт, как и Ф-18 стреляли бы на поражение, как только обнаружили- вот и подлетели бы "на сверхмалых"....
        В общем, если чего не знаете, зачем фантазировать? wink
        1. +2
          21 января 2018 23:16
          Цитата: sd68
          ага. в боевой обстановке в воздухе Хоккай бы висел и пара Ф-18, катапульты прогреты и дежурное звено в пятиминутной готовности

          Висел бы Хокай, да "бы" мешает.
          Вы не понимаете одной простой вещи. Когда американцы подходили к нашим берегам, они автоматом и всегда переходили в режим, приближеный к боевому, т.е как раз и должны были и Хокай держать и катапульты и звено в готовности. За этим и шли в наши воды - больше им там делать совершенно нечего.
          А наши пытались их приловить, иногда получалось. Повторяю - правила этой игры не менялись минимум с 60-х годов.
          1. 0
            22 января 2018 19:02
            Я все понимаю. Вам искренне хочется, чтоб АУГ облажался? Желание понятное, но в данном случае никаких фактов, это подтверждающих, не наблюдается. В пролёте самолетов ничего особого или угрожающего нет, к боевой ситуации это отношения не имеет.
            Они в Японию шли вообще то, а не к нашим берегам.
            А наши воды- это это терводы что ли?
            Несерьёзно.

            Приближенный к боевому- это что такое за зверь?
            Эскорт вместо ЗУР петардами стреляет?
            Бумажные самолетики пускают вместо ф-18?
            Имхо ситуация понятна и очевидно- случившееся никак нельзя проецировать нас боевую ситуацию, так ничего, из того что я перечислил выше, и близко не было
  13. 0
    21 января 2018 12:23
    Цитата: sd68
    или подлодка подошла


    Да-да. Всплыли, соли попросили, все американцы за борт попрыгали. А летчики покатапультировались, только мерикосы признаться стесняются.
  14. +10
    21 января 2018 19:28
    sd68

    Послушайте, уважаемый... Вы достали уже...Ну вы не в теме, от слова совсем...
    Успокойтесь.. Ещё чего нибудь выпейте...
    Ночью, при заправке раньше, они ничего не поднимали.
    И наши, ничего не включали, до выхода в зону нахождения АУГ...
    Хватит уже бред нести...
    Жалко на Вас время тратить.
    1. 0
      21 января 2018 21:39
      Ну и вы бред несете.
      Ну ка, подробнее, когда это в боевой обстановке советские самолёты пролетали на авиноцем.
      Где вы беретесь с этим бредом?
      1. +9
        21 января 2018 21:55
        У Вас с русским языком проблемы?
        Подучите язык, а потом задавайте вопросы.
        Для непонятливых я уже всё написал, изучайте уважаемый...
    2. 0
      21 января 2018 21:49
      Что, не доходит разница между мирным временем, когда каждый может летать, где желает над международными водами, и боевой обстановкой, когда просто собьют?
      Ваши проблемы, если не доходит
      1. +9
        21 января 2018 22:03
        Вы вообще летали, хоть где нибудь ?
        1. +9
          21 января 2018 22:13
          Для Вас, т... обьясню...
          Они НИКОГО НЕ УСПЕЛИ ОБНАРУЖИТЬ, до почти прохода над палубой...
          Вам понятно?
        2. +1
          21 января 2018 22:38
          Летал. В Италию летом, например.
          Ещё в ВВС служил.
          А вы авианосцем командовали хоть когда-нибудь?
          С такими подходами к спору, как у вас, вам к Михал Михалычу Жванецкому.

          Во первых, из текста даже этого "письма" видно, что обнаружили за 40 минут до пролета.
          Во вторых, вы откуда знаете, когда они обнаружили?
          в-третьих в мирное время вполне возможно работал только навигационный радар- зачем матчасть гонять и ресурс расходовать?
          В- четвертых, вы представления не имеете, что и как было на авианосце в этот момент.
          Облет корабля самолетом в мирное время, обычное дело, никто никакой авиации поднимать не должен.
          Не говоря уж о том, что катапульты авианосца требуется разогревать для полетов- в боевой обстановке их поддерживают нагретыми, в мирной- зачем топливо и ресурс расходовать попусту.
          Так вам понятно?
          Успехов....
          1. +10
            21 января 2018 23:08
            В ВВС я не служил , а летал.
            В 11 армии...
            Авианосцем не командовал.
            По поводу письма, бред.. 40 мин тем более, ребята шли на ПМВ..
            Их не обнаружили...
            Даже в мирное время, редко когда наших подпускали на дальность ближе 120 км к АУГ, поднимали они до эскадрильи на перехват...
            И вообще-то они могут без катапульты взлетать, Вы не в курсе? Изучите матчасть.. А то вы там всё греете чего-то....
            Теперь Вам так понятнее?
            Удачи.

            И Жванецкий не модно сейчас... Задорнова лучше послушайте...
            1. +1
              21 января 2018 23:49
              слушайте, если вам нравится и если у вас есть такая мода.
              Жванецкий был и остается легендой юмора.
              а по сути- вы вообще мой пост читали?
              Во вторых, вы откуда знаете, когда они обнаружили?
              в-третьих в мирное время вполне возможно работал только навигационный радар- зачем матчасть гонять и ресурс расходовать?
              В- четвертых, вы представления не имеете, что и как было на авианосце в этот момент.
              Облет корабля самолетом в мирное время, обычное дело, никто никакой авиации поднимать не должен.
              Не говоря уж о том, что катапульты авианосца требуется разогревать для полетов- в боевой обстановке их поддерживают нагретыми, в мирной- зачем топливо и ресурс расходовать попусту.
              Так вам понятно?

              отвечу так- раз вы авианосцем не командовали, значит не знаете, что и когда они должны или не должны были предпринимать.
              Удачи...
              1. +4
                6 марта 2018 01:26
                Цитата: sd68
                NN52: раз вы авианосцем не командовали, значит не знаете, что и когда они должны или не должны были предпринимать.

                Совершенно случайно забрел. "Полста второй" авианосцем не командовал, но поверьте, там где он учился науку в голову вкладывали весьма подкованные люди. Действия пво ауг не меняются последние лет пятьдесят наверное. В данном случае американцы опростоволосились конкретно и их проучили, весьма изящно.
                И вдогонку: лидер группы прикрытия с "полста вторым" в одной казарме обитал recourse
  15. 0
    21 января 2018 22:15
    Вишневая девятка,
    Это понятно, но самовольно они не взлетят без команды- и без катапульты.
    1. 0
      21 января 2018 23:39
      Под пацанами на районе я имел в виду ВМФ в целом, а не конкретных летчиков.
      1. 0
        22 января 2018 19:03
        Всяко это нельзя проецировать на боевую ситуацию.
        1. 0
          22 января 2018 22:33
          Цитата: sd68
          проецировать на боевую ситуацию.

          Это не боевая ситуация, а пейнтбол.
  16. 0
    23 января 2018 04:25
    Как для меня, так это самый красивый самолет за все время.
    1. 0
      23 января 2018 22:31
      Avro Vulcan красивее
  17. 0
    25 января 2018 23:51
    Снова про посрамленых америкосов.
    Зато статью про американский авианосец "Мидуэй", посрамивший весь Тихоокеанский флот, разведку и авиацию (причем в период максимального могущества СССР), вряд ли кто выложит.