Легенда по имени У-2

Легенда по имени У-2Он побил множество различных мировых рекордов и заслуженно стал гордостью русского самолётостроения. Несмотря на то, что с виду машина эта всегда была проста и неказиста. Потому её как только и не называли: то «Кукурузник», «Этажерка», то – «Небесный тихоход». Немцы нарекли его «Kaffeemühle» (кофемолка) и «Nähmaschine» (швейная машина). Недруги из НАТО прозвали самолёт «Мулом». И при этом (что самое удивительное!), в мире не существует другого летательного аппарата, который был бы удостоен столь пристального, почти восторженного к себе внимания во всём мире.

На модификациях У-2 летали в Финляндии, Германии, Франции, Венгрии, Чехословакии, Польше, Югославии, Албании, Румынии, Болгарии, КНР, Монголии, КНДР. Этому самолёту посвящены фильмы: «Небесный тихоход», «И ты увидишь небо», «В небе „Ночные ведьмы“», «В бой идут одни „старики“», «Валерий Чкалов», «Если завтра война», «Интриган», «Лётчики», «Пилоты», «Ночные ласточки», «Истребители». Об У-2 написаны повести, рассказы и даже две песни: «Деревянный самолёт» и «Служили три пилота»: «Хорошая работа,/ Хорошая молва./ Три друга – три пилота/ Летали на У-2./ Фанерный хвост и крылья,/ И очень тихий ход./ Но больше всех любили/ Друзья свой самолёт.

Припев: Почти пешком по небу/ Летят едва-едва,/ И раз – У-2, и два – У-2,/ И три – У-2».


В Мытищах самолёту поставлен памятник. Банком России выпущена серебряная монета номиналом 1 рубль, посвящённая У-2. Фирмы нескольких стран (Чехия, Белоруссия, Польша, Украина) выпускают его стендовые модели. А в Самаре, Красноярске, Новосибирске, Москве и Харькове любители построили действующие самолёты У-2.

…Помню, над моим родным селом дённо и нощно летали пассажирские лайнеры – видать, оно стояло аккурат на международной трассе. Днём, в безоблачную погоду маленькие серебристые точки с нарастающим и убывающим гулом проплывали в небесной синеве туда-сюда, далёкие и непостижимые, как ночные звёзды. «Кукурузник» стал первым самолётом, который я смог буквально ощупать руками. Он разбрызгивал над нашими полями химудобрения. Мы, мальчишки, с утра до позднего вечера сопровождали его взлёты и посадки. Обучаясь в техникуме, я всякий раз норовил из Ямполя в Винницу и обратно лететь на этой чудесной машине. Три с половиной часа – и ты дома, вместо того, чтобы полдня трястись в автобусе.

В Советском Союзе насчитывалось около 2 тысяч городов и 3,5 тысячи райцентров. Так вот, между всеми пунктами, связанными административным подчинением, существовала регулярная пассажирская связь с помощью «Кукурузников». Впрочем, это лишь малая толика из того широчайшего спектра применения, которое имел славный У-2. Он всепогодно обслуживал военных и медиков, геологов и пограничников, артистов и пастухов – да кому он только ни служил! Существовали так называемые поплавковые, повышенной комфортабельности и ещё многие другие модификации этого самого распространённого и ходового самолёта в стране. И всё-таки особая страница его героической биографии – 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Помните слова генерал-лейтенанта из фильма «Небесный тихоход»: «Родина всегда будет помнить подвиги крылатых героев! Стремительных истребителей, грозных штурмовиков и могучую бомбардировочную авиацию! Но не забудет Родина и нашего верного друга, нашего школьного товарища – маленький самолёт, который начал великую битву скромной учебной машиной У-2 и заканчивает войну грозным для врага ночным лёгким бомбардировщиком По-2 (Поликарпов-2)!»

Среди прочих несомненных достоинств приспособленного под боевые нужды У-2 исключительная простота конструкции и дешевизна производства считались едва ли не самыми главными.

Их потому только за войну произвели около 34 тысяч! Машина была исключительно доступна в постижении, потому и стала главным учебным самолётом советских ВВС. Пилоты шутили, что мотоциклом рулить сложнее, поскольку там надо ещё держать равновесие. Иначе говоря, У-2 «прощал» обучающимся ошибки, которые на других машинах непременно приводили бы к катастрофам. Этот самолёт почти невозможно было ввести в штопор. Даже если раненый лётчик уже не мог держать рулей управления, самолёт начинал самостоятельно планировать со скоростью метр в секунду и плавно приземлялся на мало-мальски подходящую грунтовую поверхность. И взлетать он мог с такого малого «пятачка», что приводил в изумление даже видавших виды асов. При максимальной скорости 150 километров в час У-2 мог «пешком ходить» по верхушкам деревьев, по зданиям и сооружениям. Лётчики люфтваффе люто досадовали: эту русскую этажерку «завалить» труднее, нежели истребитель. Он запросто прячется в складках местности и даже между верхушками деревьев! Все вкупе эти достоинства У-2 привели к тому, что он стал широко применяться в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи. Всего на фронтах Великой Отечественной действовало 70 полков ночных бомбардировщиков и разведчиков. В том числе 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова легкобомбардировочный женский авиационный полк, известный как «ночные ведьмы». Девушки-пилоты, получившие такое грозное прозвище, сбросили на врага почти 3 миллиона бомб!

А впервые У-2 использовал в качестве бомбардировщика гражданский пилот Юго-Западной авиагруппы П.С. Бевз, воевавший под Одессой. Вот только неизвестно, как он метал бомбы: сам вручную или у него был помощник. Зато мы точно знаем, что основными боеприпасами, сбрасываемыми с У-2, были фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-50. На бомбардировщик подвешивалось либо две «сотки», либо 4 бомбы калибра 50 кг. Использовались также ампулы, снаряжённые смесью «КС», зажигательные бомбы с термитными шарами и с твёрдым горючим. Применялись и осколочные бомбы. Из нелетальных боеприпасов чаще всего использовались осветительная авиабомба САБ-100 и агитационная АГБ-100.

Результаты боевой деятельности У-2 поистине впечатляющи. К примеру, только штурман звена 97-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка гвардии лейтенант Герой Советского Союза Василий Дмитриевич Кизь совершил 640 боевых вылетов.

Он взорвал 27 складов с горючим и боеприпасами, разрушил 7 ДОТов, наблюдательный пункт, 168 зданий и сооружений, уничтожил 24 автомашины и 4 самолёта на земле. Известно, что отдельные лётчики имели на своём счету свыше 800 боевых вылетов, а некоторые, как Герой Советского Союза Ирина Фёдоровна Себрова – более тысячи!

У капитана в отставке Василия Никаноровича Савенкова боевые итоги скромнее, но его рассказ мне по-особому дорог и ценен, как живое свидетельство тех героических времён. Живёт он в городе Балашове Саратовской области. Запись сделана год назад, когда ветерану Великой Отечественной войны исполнилось 97 лет: «Летали мы, обычно, над самой землей, на «бреющем». И по большей части – ночью. Не дай бог, фашист заметит – полоснёт огнем – и всё. У-2, он же «рус-фанер», как фрицы говорили. При утечке горючего или масла сгорал за полминуты.

И чем мы только ни занимались во время войны, помимо, конечно, бомбометания. Помню, как однажды выручили цельную танковую дивизию. Она рванула за немцами и осталась без горючего – тылы отстали. Вот мы всем полком брали на борт по бочке топлива, по лендлизовскому кожаному мешку, где были галеты, консервы, курево и – вперёд! Почти тонну топлива я лично танкистам доставил. Мне за ту операцию орден Красной Звезды сам Рокоссовский вручал! Тяжелее всего было бомбардировать вражеские мосты. Это когда ты на нём стоишь, он кажется большим. А с высоты в пару сотен метров мост не то, что лентой – клочком захудалым кажется. И ещё зенитками со всех сторон утыкан. Для уничтожения таких целей была разработана особая тактика. Подходили мы к объекту на малом газе двигателей и на предельно низкой высоте. До самого последнего момента средства ПВО противника не могли нас засечь. Затем головной самолёт, который вёл наш лучший ас, внаглую провоцировал немецкие зенитки на обстрел. Как только зажигались прожектора и начинался обстрел, «провокатор» резко уходил к земле, будто его подбили. А в это время несколько других экипажей У-2 заходили на позицию ПВО с тыла, заглушив моторы. Сбрасывали осколочные бомбы либо обстреливали их из ШКАСа (скорострельный синхронный авиационный пулемёт – М.З.). После такой «обработки» мы уже прицельно сбрасывали свои бомбы. Крепились они на специальных пилонах, которые устанавливались на наших ремонтных базах. Обычная бомбовая нагрузка – полцентнера. Но многие, и я в том числе, брали двойную норму в 100 килограммов. Отдельные смельчаки грузили на свои У-2 до полутонны, но такое лихачество не приветствовалось.

Лично я любил бомбить немецкие железнодорожные составы. И применял для этого очень простой способ безо всяких приборов, который позволял мне разбомбить вражеский эшелон, идущий в темноте без огней.

А всё дело в том, что рельсы от наката колес блестят. Вот ты летишь – и наблюдаешь в темноте две тонкие, светящиеся отраженным светом Луны или звезд ниточки рельсов где-то далеко внизу. Ага – железнодорожный путь. Барражируешь над ним и вдруг – блеск пропал! Темное пятно длиной метров под двести, которое еще и ползёт – это и есть вражеский эшелон. Начинаешь по нему работать, роняя «каплю за каплей». Как только мы свои бомбы ни называли в целях радиоконспирации: пуговицами, помидорами, картофелинами, яблоками – дурачились одним словом.

На всю жизнь мне запомнился такой случай. Однажды какой-то крутой немецкий ас решил разбомбить наш аэродром У-2. Видно, так мы ему досадили. И того аса наши лётчики сбили. Но сам он остался жив. Приводят его в штабную землянку, а я как раз дежурный по полку. Гляжу на него: драный, обгорелый, но при всех регалиях. Крестов у него – полна тужурка. Наверное, ещё с Испании воевать начал! Ну допрашивают его честь по чести. И вдруг ас просит: а не представите ли вы мне того мастера, который так лихо меня сбил. Наверное, он Герой или как там у вас. Тут ему показывают парнишку из тех, которых мы промеж себя называли «шестимесячными» - ускоренная подготовка в полгода. До гробовой доски не забуду картину: стоят они друг против друга - палёный, но холёный ас весь в крестах от воротника до ремня - англичан сбивал, французов сбивал, поляков, норвежцев… И - наш лейтенантик неполных двадцати лет, в курточке не по росту. А из регалий - один комсомольский значок. Да что там говорить, я и сам-то юнцом воевал. Ростом вот не вышел, так меня лишь когда капитана получил стали по отчеству величать. А то всё – Василёк, да Василёк.

Но всё равно жизнь прожил я очень счастливую. Воевал вся войну. Немалый урон врагу нанёс. В Параде Победы участвовал. Да, да, участвовал. А как было дело. Накануне торжеств зарядил обильный дождь. Обложило небо тучами «вглухую». Так что не могло быть и речи о полётах. Хотя поначалу планировался торжественный пролёт огромного количества бомбардировщиков, истребителей и даже наших У-2 поэскадрильно, со знаменитыми асами, Героями Советского Союза, во главе! Но командование решило: коль скоро над Москвой летать нельзя, воздушную часть парада провести над аэродромом в Тушино, после того, как летчики пройдут по площади пешими – в общем парадном строю. Как же я радовался такому решению командования. С гордостью печатал шаг по московской мостовой. Видел, как под Мавзолей знамена трофейные бросили, как сам Маршал Жуков на коне с войсками здоровался».

И – последнее. За время войны Героями Советского Союза, воевавшими на У-2, стали 59 человек. Гвардии майор Воробьёв Иван Алексеевич, командир эскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка был дважды Героем…
Автор: Михаил Захарчук
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/legenda_po_imeni_u-2_949.htm


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 72

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Балу (Балу, просто Балу) 21 января 2018 20:24
    Нужно упомянуть еще и рейды в тыл врага для снабжения партизан и вывоза раненых.
    1. vladimirZ (VladimirZ) 22 января 2018 06:42
      В Советском Союзе насчитывалось около 2 тысяч городов и 3,5 тысячи райцентров. Так вот, между всеми пунктами, связанными административным подчинением, существовала регулярная пассажирская связь с помощью «Кукурузников». - из статьи

      А ныне, спустя более полувека, 60-80 лет, мы все это потеряли. Нет связи авиационной не только между административными районами и областным центром, но нет авиационной связи между областными и краевыми центрами.
      Из одной области в другую нужно лететь через Москву?! Дожили называется до 21 века.
      1. alstr (Александр Стрелков) 22 января 2018 11:36
        Но тут надо отметить, что жесткая необходимость в таком сообщении (во всяком случае в европейской части России) исчезла, т.к. эту нишу сейчас заняли автомобили.
        Осталось немного мест (я про центр), где использование пассажирской малой авиации оправдано, т.к. крейсерская скорость автотранспорта сравнялась с крейсерской У-2 (100 против 110-120, а легковой автотранспорт легко чешет и под 150) .
        А легковой транспорт может потягаться и с АН-2 (у которого 180 крейсерская в полном грузу).


        Другое дело, что к сожалению, в Сибири и Дальнем Востоке малую авиацию тоже похерили. А там она нужна очень.
        1. vladimirZ (VladimirZ) 22 января 2018 12:32
          Другое дело, что к сожалению, в Сибири и Дальнем Востоке малую авиацию тоже похерили. А там она нужна очень. - alstr

          Я вам для примера. В Советское время 70-80-е годы из Иркутск в Братск летало до 10 рейсов в день, АН-24, ЯК-40. Ныне 1 рейс в неделю. Это в одной области, правда расстояния тысячные.
          АН-2 использовался для связи внутри районов между поселками и близлежащими селами от Иркутска. В Иркутске был целый летный отряд на АН-2. Ныне ничего нет. Автотранспорт при сибирских расстояния учитывать и сравнивать просто нельзя
          Как то ещё поддерживаются связи с районными центрами на Л-410 по 1-2-3 раза в неделю, и всё.
          Сравните "отсталое" советское прошлое и нынешний 21 капиталистический век.
          Да ещё забыл по стоимость билетов сказать, как небо и земля в пользу Советского времени.
          1. alstr (Александр Стрелков) 22 января 2018 13:56
            Так это Сибирь. Где и дорог не много. И Там действительно малая авиация очень нужна.
            По уму там надо взять пример с Канады и Аляски, где практически все сообщение на малой авиации сделать, т.е. разрешить владеть и летать, но у нас НЕЛЬЗЯ, в вдруг враги...((((
            1. vladimirZ (VladimirZ) 22 января 2018 14:40
              По уму там надо взять пример с Канады и Аляски, где практически все сообщение на малой авиации сделать, т.е. разрешить владеть и летать, но у нас НЕЛЬЗЯ, в вдруг враги...(((( - alstr

              Во первых у нас не настолько богатое население, чтобы покупать самолеты.
              Во вторых расстоянии в Сибири и на той же Аляске и в Канаде, не сопоставимые, а значит и малой авиацией проблемы не решишь.
              В третьих самолет, это не автомобиль, сломается - его в воздухе не остановишь, это техника, требующая тщательного обслуживания и ремонта специалистами, что трудно осуществить при множестве мелких частных авиаперевозчиков.
              Решение проблемы гражданской авиации в России, с её невероятными для других стран расстояниями, одно - создание единой государственной кампании, которая должна будет взять на себя все функции гражданского авиаперевозчика от заказа нужной по тех. характеристикам авиатехники на авиазаводах, обслуживания и ремонта её, подготовки всего летно-технического персонала в своих учебных заведениях, строительство и содержание аэропортов и аэродромов и всех других вопросов, связанных с функционированием ГА. Так как это было в СССР - единый Аэрофлот. Также, как и в некоторых других стран - один государственный авиаперевозчик.
              По существу команда Ельцина "прихватизировав" советский Аэрофлот, разрушила всю систему ГА, которая не может восстановиться уже более 25 лет, и не восстановится до тех пор пока не вернутся к единой государственной системе ГА.
              1. alstr (Александр Стрелков) 22 января 2018 14:57
                Ну про размер Вы не правы. Сибирь +ДВ примерно равны Канаде +Аляска.
                Проблемы те же.
                Стоимость - это да. Дороговато - не Жигули. Но тут опять же чем больше производство, тем дешевле. Тут опять же поддержка государства нужна.

                Что же касается обслуживания, то было бы что обслуживать, а кому обслужить найдется. Разобрался народ с иномарками - разберется и с самолетами. Нужно только время. Потом при наличие спроса к нам и западные производители подтянуться.

                Но в любом случае - нужна политика государства, а ее увы нет.
                1. alstr (Александр Стрелков) 22 января 2018 14:58
                  ЗЫ кстати про сломается. Вот тут недавно пробегала новость, где сообщалось, что в снегопад где-то у нас не выпускали одиночные машины.
                  А уж сломаться машина может тоже в самый неподходящий момент.
          2. Doliva63 (Валентин) 22 января 2018 16:43
            В "отсталом" советском прошлом не только регулярные рейсы внутри районов были, но и копеечные аэротакси.
  2. Котище (Владислав Котище) 21 января 2018 20:24
    Немного дополню Автора!
    Смело можно назвать третью песню посвященную подвигу "Ночных ведьм", а значит и У-2 на которых они летали. Шведская рок-группа "Сабатон" композиция так и называется - Ночные ведьмы.
    Текст песни (перевод).
    Из глубин ада, в полной тишине
    Колдуют свои взрывоопасные заклинания
    Русская ночь для полетов идеальна
    Всевидящие, скрытные

    Из глубин ада, в полной тишине
    Колдуют свои взрывоопасные заклинания
    Русская ночь для полетов идеальна
    Всевидящие, скрытные

    Дерзкие, самолеты их быстры
    Номер один ВВС
    Где-то внизу, они выискивают врага
    Бомбардировщик ведет счет
    Вы не спрячетесь, вы не убежите,
    Ждите своего часа, их атака будет успешной
    Всадники во тьме
    В ночи, ведьмы наносят удар
    Не упустят свою цель

    Под покровом смертоносных крыльев
    Приготовьтесь встретить свою судьбу
    Ночной бомбардировочный полк
    588 1

    Незаметные
    Внезапные
    Крылья славы
    Поведают их историю
    Авиация
    Уклонение
    Незаметные
    Мастера маскировки

    Враг отходит со своих позиций
    Ощущение смерти зависло в воздухе, и вот она
    Внезапно появляется, подтверждая все ваши страхи
    Удар прямиком из ведьминого логова
    Цель обнаружена, окружена,
    Грохот пушечных стволов, с поля битвы
    «Ось» 2 целится высоко
    Родина ждет от них победы
    Они живут, чтобы сражаться и летать

    Под покровом смертоносных крыльев
    Приготовьтесь встретить свою судьбу
    Ночной бомбардировочный полк
    588

    Незаметные
    Внезапные
    Крылья славы
    Поведают их историю
    Авиация
    Уклонение
    Незаметные
    Мастера маскировки

    Под светом звезд
    Отчаянные герои в небе
    (Ведьмы заходят на цель, и вновь возвращаются)
    Как возникнут на горизонте
    Ветер прошепчет, когда Ночные ведьмы снова придут

    Незаметные
    Внезапные
    Крылья славы
    Поведают их историю
    Авиация
    Уклонение
    Незаметные
    Мастера маскировки

    Из глубин ада, в полной тишине
    Колдуют свои взрывоопасные заклинания
    Русская ночь для полетов идеальна
    Всевидящие, скрытные

    Из глубин ада, в полной тишине
    Колдуют свои взрывоопасные заклинания
    Русская ночь для полетов идеальна
    Всевидящие, скрытные

    Из глубин ада, в полной тишине
    Колдуют свои взрывоопасные заклинания
    Русская ночь для полетов идеальна
    Всевидящие, скрытные


    Песня посвящена 46-у гвардейскому ночному бомбардировочному авиационному полку,получившему прозвище «Ночные ведьмы».
    1) Имеется ввиду 588-й авиаполк, который отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским: только женщины занимали все должности в нем от механиков и техников до штурманов и пилотов.
  3. Авиатор_ (Сергей) 21 января 2018 20:26
    [/quote]скорострельный синхронный авиационный пулемёт – М.З.[quote]
    пулемёт ШКАС, стоявший на ПО-2 у штурмана, не был синхронным, ибо монтировался на шкворневой установке. Синхронные пулемёты стреляли через диск пропеллера и никакого отношения к ПО-2 не имели. По поводу боевой нагрузки и методам ночного бомбометания. Обычно сначала над целью вешалось несколько САБов, после чего средства ПВО пытались сбить в первую очередь именно их, так как ослепление расчётов 20-мм "Эрликонов" было полным. Больше штатных 200 кг самолёты редко когда брали. 150 км/ч развивал пустой самолёт с абсолютно новым мотором, с нагрузкой 200 кг и не новым М-11 (его мотор, 100 л.с.) больше 120 км/ч развить было нельзя. У отца в полку была попытка взлететь с 400 кг, которая закончилась аварийной посадкой на лес. Интереснее всего, что когда я нашёл описание этой аварии в Подольском архиве, там в качестве причины была названа ошибка пилота, а нагрузка якобы была 150 кг - так инженер по ИАС полка прикрывал свою задницу от клизмы.
  4. Авиатор_ (Сергей) 21 января 2018 20:31
    Лётная книжка отца
    1. Котище (Владислав Котище) 21 января 2018 21:00
      Все, Авиатора "по доброму" понесло.
      Честь и хвала Вам, что Вы в наших рядах обозревателей ВО.
      Низкий поклон памяти Вашего Отца за его ратный подвиг в годы Великой Отечественной.
      1. Авиатор_ (Сергей) 21 января 2018 21:24
        Да ладно, спасибо на добром слове. Жаль, отец до ВО не дожил, сам бы комменты писал. При всех его боевых вылетах, за Отечественную Войну он имел лишь Красную Звезду, медаль "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией". А всё потому, что командир 322 дивизии ночных бомбардировщиков имел большие виды на Евдокию Давыдовну Бершанскую, командира 46 Гвардейского НБАП. А она взяла и вышла замуж за майора Бочарова Константина Дмитриевича, командира 889 НБАП в составе которого воевал отец. Поэтому все награждения по 889 НБАП более чем сильно прореживались.
  5. polpot (Andru) 21 января 2018 21:28
    Недостаток скорости ставший главным достоинством фронтового пременения данной машины и бессташие советских пилотов бывшее его главным оружием
  6. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 21 января 2018 21:46
    Как не крути, но главная заслуга У-2, как машины первоначального обучения. Его простота пилотирования не становилась барьером, не отсекала незаслуженно способную молодёжь. Процент не вылетевших крайне низок.
  7. Vard 21 января 2018 22:03
    Велеколепный образец когда характеристики машины полность соответствуют боевому применению...
  8. sd68 (Сергей) 21 января 2018 22:10
    Из текста видно, что автор путает два совершенно разных самолета У-2 и Ан-2 , оба были известны как кукурузник, так как использовались в сельхоз авиации в том числе, но как пассажирский использовался именно послевоенный Ан-2.
    А что за никому неизвестные мировые рекорды установил У-2?
    Понятно, что всерьёз такую статью нет смысла воспринимать.
    1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 21 января 2018 22:16
      Цитата: sd68
      Из текста видно, что автор путает два совершенно разных самолета У-2 и Ан-2 , оба были известны как кукурузник,


      Только ламеры называют Ан-2 кукурузником.
      1. sd68 (Сергей) 21 января 2018 22:43
        Мальчик, тебе лет сколько, раз ты не помнишь, как Ан-2 называли?
        Вики в помощь в таком случае.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%
        D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA
        А че там с тем, что автор У-2 и Ан-2 явно путает? Или вы это в моем посте не увидели?
        1. hohol95 (Алексей) 21 января 2018 23:11
          Инструктор сам дал газ, мотор зарокотал, завыл, и самолет, подпрыгивая, взял разбег. Машинально управляя, Наумов взял ручку на себя, и маленькая эта машина, похожая на стрекозу, ласково поименованная на северных фронтах «лесником», на центральных — «капустником», на юга — «кукурузником», всюду служащая мишенью для добродушных солдатских острот и всюду уважаемая, как старый, испытанный, чудаковатый, но боевой друг, машина, на которой все летчики учились когда-то летать, — круто полезла в воздух.

          ПОЛЕВОЙ Б. Н. "ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ"
          1. sd68 (Сергей) 21 января 2018 23:23
            о, еще один уверен, что Маресьев на Ан-2 летал. smile
            ЗЫ Открою вам тайну- книжка Полевого художественная , и события с её героем в реальности отличались- в мои пионерские времена я лично переписывался с Алексеем Петровичем, наша дружина носила его имя, а я был председателем- помнится, в то время он был в Совете ветеранов .
            1. TarIK2017 22 января 2018 02:47
              Уважаемый, Ан-2 стал "кукурузником" куда позже ПО-2. И именно потому, что был похож на детище Поликарпова и внешне (тоже биплан) и способом применения (полеты на свехмалых высотах, широкое использование в сельхозавиации). Кроме того, У-2 в довоенное время очень активно применялся гражданской авиации в качестве пассажирского, штабного, почтового самолета. Так что ситуация описанная в статье, о том что автор добирался домой, вполне могла иметь место.

              У-2 или По-2 (по кодификации НАТО: Mule — «Мул») — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1927 году. Один из самых массовых самолётов в мире.

              Самолёт имел разговорное название «кукурузник», так как во время налётов вражеской авиации во время Великой Отечественной войны эти самолёты, благодаря их небольшим размерам, удавалось прятать в зарослях (в том числе в кукурузе).

              Цитата с вики хоть и не совсем правильная..
              Кстати По-2 действительно принадлежит как минимум один мировой рекорд - самый массовый биплан в мире...
              1. sd68 (Сергей) 22 января 2018 03:31
                подробнее можно ссылки о том, что У-2 использовался для пассажирских перевозок общего назначения. никогда и нигде об этом не читал.
                а также о том, что именно с его помощью осуществлялось пассажирское авиасообщение между райцентрами и областью.
                вы, похоже, единственный, кому это известно....
                1. Комментарий был удален.
                2. Комментарий был удален.
                3. Avis-bis (Сергей) 1 марта 2018 09:12
                  Цитата: sd68
                  подробнее можно ссылки о том, что У-2 использовался для пассажирских перевозок общего назначения. никогда и нигде об этом не читал.
                  а также о том, что именно с его помощью осуществлялось пассажирское авиасообщение между райцентрами и областью.
                  вы, похоже, единственный, кому это известно....

                  Это настолько общеизвестный факт, что, наоборот — среди людей, интересующихся авиацией, Вы единственный, кто этого не знает. :)
                  У-2/По-2, действительно, выполнял внутриобластные пассажирские рейсы. И не только до ВОВ.
            2. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 08:15
              Вы любезный "пальчики не гните и по носом пузырики не надувайте от важности"!
              Отрывок из повести я привёл для напоминания Вам тех многих названий, которыми наградили простые солдаты и гражданские трудягу У-2/ПО-2.
              1. sd68 (Сергей) 22 января 2018 10:10
                у вас вообще с русским-то как?
                вы видели, что я написал и что вы взялись комментировать?
                каким боком к моему посту ваш комментарий?
                Мальчик, тебе лет сколько, раз ты не помнишь, как Ан-2 называли?
                Вики в помощь в таком случае.
                https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%
                D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA
                А че там с тем, что автор У-2 и Ан-2 явно путает? Или вы это в моем посте не увидели?
                1. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 10:14
                  о, еще один уверен, что Маресьев на Ан-2 летал.

                  Разве не Ваше обращение в мой адрес?
                  1. sd68 (Сергей) 22 января 2018 11:29
                    Речь в посте шла об Ан-2, вы привели отрывок о Маресьеве.
                    1. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 11:59
                      По поводу пассажирской модификации У-2 -
                      У-2СП
                      "спецприменение", трехместный пассажирский самолет, установлена третья открытая кабина, а положение остальных изменено. В 1934-39гг. построен 861 экземпляр, во время войны применялись для связи.

                      Всё здесь ЛЮДИ, все ЧЕЛОВЕКИ... hi
                    2. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 12:23
                      О чём бы речь ни шла - старайтесь не допускать пренебрежительности к оппоненту! (Улыбка лучшее оружие ... laughing )
                      Не все знают то, что знаете лично вы! Но и вы многого не знаете, что знают лично другие... hi
      2. BAI 22 января 2018 09:48
        Всю жизнь Ан-2 назывался кукурузником - за обработку кукурузных полей. А У-2 (По-2) в этом деле не отметился. Ни в одном фильме 30-х, 40-х годов, когда снимались реальные самолеты, его кукурузником не называли.
        BAI
        1. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 09:58
          Приведу ещё один литературный пример -
          Фазиль Искандер в своём романе «Сандро из Чегема» писал, упоминая об У-2, следующее: «…Шёл сорок второй год. Я жил в горах в доме дедушки… Я лежал на траве в тени большой ольхи, прислушиваясь к привычному треску «кукурузников» , летящих за перевал. Там шли бои. Однажды из-за хребта с каким-то паническим грохотом вылетел «кукурузник» и почти камнем стал падать вниз, в провал Кодорской долины, и потом, уже опустившись совсем низко, так и летел до самого моря. Я всей шкурой почувствовал, с каким человеческим ужасом он перевалил через хребет, спасая себя, видимо, от немецкого истребителя» .
        2. sd68 (Сергей) 22 января 2018 10:15
          У Полевого, как вы видите выше, это есть, значит не выдумка позднейшая, название все же применялось
        3. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 10:54
          У-2A (АП, АО)
          одноместный сельскохозяйственный самолет-опылитель, строившийся в подвариантах У-2АП и У-2АО с 1930г., с бункером для химикатов вместимостью 250 кг в задней части фюзеляжа. После 1944г. строился как По-2А с двигателем М-11К мощностью 115 л.с. Построено 9000 экземпляров.
    2. Dooplet11 (Александр) 22 января 2018 19:10
      "Начиная с 1945 года строили небольшими сериями модификацию По-2Л с обустроенной кабиной для двух пассажиров, ведущую свою родословную от санитарного С-2. От По-2ШС к нему перешли элероны и рули с аэродинамической компенсацией, триммер на руле высоты. Кабина пилота по-прежнему оставалась открытой, а габариты фюзеляжа не менялись. Такие машины до 1947 года выпускал завод № 387, затем № 463 и № 168, некоторые авиаремонтные базы. Причем порою строились не новые самолеты, а производились переделки при проведении капитального ремонта уже значительно полетавших По-2."
  9. 26rus ( Александр) 21 января 2018 22:11
    В Мытищах самолёту поставлен памятник. Банком России выпущена серебряная монета номиналом 1 рубль, посвящённая У-2. Фирмы нескольких стран (Чехия, Белоруссия, Польша, Украина) выпускают его стендовые модели. А в Самаре, Красноярске, Новосибирске, Москве и Харькове любители построили действующие самолёты У-2. . Минеральные Воды , аллея авиатехники на бывшем АРЗ-411.
  10. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 21 января 2018 22:18
    Как радуют летающие экземпляры У-2.

  11. Curious (Victor) 21 января 2018 23:44
    Не хочу автора обидеть, но возникают некоторые сомнения в достоверности отдельных моментов.
    "…Помню, над моим родным селом дённо и нощно летали пассажирские лайнеры – видать, оно стояло аккурат на международной трассе. "
    Судя по интенсивности и высотности описываемых полетов, это была уже эпоха явно не поршневых машин, т. е. не ранее начала 60-х. Пксть автору в это время семь лет. Прибавим десять лет на школу. Примерно конец 60-х. - начало 70-х.
    "Обучаясь в техникуме, я всякий раз норовил из Ямполя в Винницу и обратно лететь на этой чудесной машине. Три с половиной часа – и ты дома, вместо того, чтобы полдня трястись в автобусе."
    Где автор нашел в эти годы ПО-2, оуществлявщий пассажирские перевозки на внутрирегиональных маршрутах - большая загадка.
    На этих маршрутах с 1948 года место занял АН-2, который к 1977 году обслуживал 3254 населенных пункта – это мировой рекорд! К нему и перешло прозвище "кукурузник".
    Если у кого то другая информация - поделитесь, интересно все же.
    1. sd68 (Сергей) 21 января 2018 23:53
      У-2, насколько я зная, на пассажирских общего назначения не летал никогда, только на спецполетах, и никто на них студентов техникума не катал
      1. Curious (Victor) 22 января 2018 00:04
        Тем более, что вариант По-2ШС, имевший новый фюзеляж с закрытой кабиной для пилота и двух или трех пассажиров в серию так и не пошел.
        1. sd68 (Сергей) 22 января 2018 00:17
          там понятно и так.
          с помощью Ан-2 действительно связали райцентры и область , я сам ещё конец этих времен помню, но У-2 для таких целей не использовался.
          Думаю, напрасно такую статью разместили в Вооружения.
          Это статья о легенде, а не самолете, а легенды не требуют фактической стороны.
          Может, в историю правильнее было бы, или мнения?
          Но здесь она с такими ляпами явно не к месту
        2. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 10:56
          У-2СП
          "спецприменение", трехместный пассажирский самолет, установлена третья открытая кабина, а положение остальных изменено. В 1934-39гг. построен 861 экземпляр, во время войны применялись для связи.
          1. sd68 (Сергей) 22 января 2018 11:27
            спецприменение- это не пассажирский самолет, для пассажирских перевозок он не использовался
            1. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 12:04
              Применялся или нет - это другой вопрос! Модификация - пассажирская на 2 пассажира! А кого они перевозили - это вопрос другой!!!
              Возможно автор спутал У-2/ПО-2 с ПР-5 (пассажирский вариант Р-5).
              Первый серийный ПР-5 был испытан летчиком А.С.Шведовским в июле 1936 года. Уже спустя короткое время эта машина эксплуатировалась на линии Улан — Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ — Улан-Батор). Всего построили 200 пассажирских машин типа ПР-5. Значительная часть их применялась в южных областях Советского Союза и Средней Азии. Некоторые машины в ходе серийной постройки подвергались улучшениям. Было передвинуто вперед на 100 мм верхнее крыло и проведен ряд улучшений. Самолет получил обозначение ПР-5бис.

              1. sd68 (Сергей) 22 января 2018 15:47
                Автор подробно расписывает, о чем там речь- явно о Ан-2.
                Если пассажирские перевозки и были до войны в труднодоступных местах, то Явно не изь Ямполя в Винницу
            2. Dooplet11 (Александр) 22 января 2018 19:15

              Кого возил этот Аэрофлотовский борт? Пассажиров?
              1. Curious (Victor) 23 января 2018 00:06
                Последний ПО-2Л, который мог перевозить двух пассажиров, выпущен в 1949 году. Автор статьи рассказывает о 70-х годах, возможно - конец
                60-х. Я много летал на местных линиях в те годы в качестве пассажира. Ни на одном из аэродромов По-2 не видел даже на стоянке. Пассажиров возил чаще всего Ан-2. Иногда попадалась чешские "Морава" и "Турболет".
                1. Dooplet11 (Александр) 23 января 2018 18:07
                  Не спорю. В 70-х из Хмельницкого в Киев моя тетя летала на Ан-2. Тут следует разделить два момента: был ли "пассажирский По-2, и случай полетав "на чем?", описанный автором.
    2. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 21 января 2018 23:54
      Цитата: Curious
      Не хочу автора обидеть, но возникают некоторые сомнения в достоверности отдельных моментов.
      "…Помню, над моим родным селом дённо и нощно летали пассажирские лайнеры – видать, оно стояло аккурат на международной трассе. "


      Он путает их с МВЛ.
      1. sd68 (Сергей) 21 января 2018 23:59
        ага. лайнер МВЛ на международной линии.
        а как же.
        1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 22 января 2018 00:28
          МВЛ, это местная воздушная линия. Не надо путать с ВТ (воздушная трасса первой категории).
          1. sd68 (Сергей) 22 января 2018 00:42
            я зная. в статье явно спутаны Ан-2 и У-2- это совершенно очевидно.
    3. Монархист (Лабинский Слава) 22 января 2018 08:54
      Вероятно, для автора все бипланы одной и тоже?
  12. Альф (Василий) 21 января 2018 23:55
    Про У-2 говорили такую фразу-Если не знаешь, как сесть, отпусти ручку и он сядет сам.
    Да и в Корее он "демократизаторам" насолил. Мало того, что летал низко и медленно, так и на радарах не светился-самолет-то из дерева и перкаля.
  13. пушкарь (Сергей) 22 января 2018 00:47
    Автор путает две разных машины - У-2 и Ан-2. Общего у этих машин только то. что оба бипланы и Ан-2 носил кличку "кукурузник". После четвёртого абзаца стало грустно и читать бросил. Нужно же хоть немножечко разбираться в том, о чём пишешь.
  14. Vard 22 января 2018 04:08
    Не стреляйте в пианиста... Он играет как может... Прочитал где то одно... Посмотрел в интернете другое... Ну и сваял.. За что автору плюс... Он напомнил, что была когда то велеколепная машина, которая в принципе и сейчас могла бы летать...
    1. TIT (андрей) 22 января 2018 06:26
      .
      Цитата: Vard
      которая в принципе и сейчас могла бы летать...


      ВОТ И я про тоже машина , та хорошая её бы отработать на современных материалах и движках и как говорится в народное хозяйство , а чёт тишина
      TIT
  15. Strashila (I) 22 января 2018 07:23
    Наградной на коллегу отца, после Хрущевской реформы многие военные были демобилизованы и пришли работать гражданские предприятия, хотя в тот момент завод, числился почтовым ящиком. В годы войны он летал на У-2...
    его наградной лист
    1. Strashila (I) 22 января 2018 07:28
      самолет был универсалом
  16. BAI 22 января 2018 09:53
    Лётчики люфтваффе люто досадовали: эту русскую этажерку «завалить» труднее, нежели истребитель.

    Смертельной угрозой для У-2 был ФВ-189. И если летчики ФВ-189 доложили о сотнях сбитых У-2, а советские летчики У-2 - ничего о встрече с ФВ-189, то значит "Рама" сбивала У-2, так, что летчики даже не знали, кто сбил. Напомню, ФВ-189 использовался как ночной истребитель, против У-2, в условиях ограниченной или полного отсутствия видимости. Сближение с целью проводилось по РЛС (у немцев были, а у нас - нет).
    BAI
    1. hohol95 (Алексей) 22 января 2018 10:11
      Первые два истребителя поступили на вооружение ночной истребительной эскадры "Сто" NJG100 (сформированной в Брянске в августе 1943-го) в марте 1944-го года.
      Затем, начиная с мая месяца, они стали регулярно в небольших количествах поступать на вооружение преимущественно первого штаффеля эскадры 1./NJG100. К июню общее количество истребителей FW.189A на вооружении "сотой" эскадры достигло восьми. Затем в августе пять из них были переведены во вторую группу II./NJG100. К сожалению, сведений об эффективности применения FW.189 в качестве ночных истребителей не осталось. В воспоминаниях советских лётчиков эти машины также не фигурируют. Каких успехов достигли эти заслуженные бойцы на поприще борьбы с ночными бомбардировщиками У-2, осталось невыясненным. Последние редкие появления их были зафиксированы в феврале-марте 1945-го года в районе аэродромов Данциг, Вицкерстранд, Грайфсвальд. Всего в ночные истребители были конверсированы около 30-ти экземпляров FW.189А.

      Писать - не мешки ворочать...
    2. Альф (Василий) 22 января 2018 22:41
      Цитата: BAI
      И если летчики ФВ-189 доложили о сотнях сбитых У-2,

      Вам самому-то не смешно ?
  17. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 22 января 2018 10:22
    И как не вспомнить:
    1. Doliva63 (Валентин) 22 января 2018 17:00
      И ведь папаша разрешил! Да, другие люди были.
  18. Fitter65 (Александр.) 22 января 2018 14:55
    Ну когда авторы статей посвещённых вооружению хотя бы элементарное будут знать
    обстреливали их из ШКАСа (скорострельный синхронный авиационный пулемёт – М.З.)

    ШКАС-Шпитальный-Комарицкий Авиационный Скорострельный.Были варианты турельный(на шкворневой установке)-применялся на По-2,крыльевой,и синхронный.
  19. Dedall (Alexy) 22 января 2018 22:21
    В Новочеркасске до недавнего времени жил очень интересный старичок по фамилии Чивилихин - брату того писателя, что про летчиков душевные книги писал. Он иногда вызывал к себе врача и тогда меня к нему посылали, потому что уж очень мы с ним душевно общались по поводу авиации того времени. Так вот, он рассказал ещё в самом начале, что начинал войну с механика У-2 и только в 43 году их часть перевели на Ил-2. Описывал множество тонкостей, знать которые технику этого уникального самолёта нужно было знать. И всё равно уверял, что "кукурузник" был уникальнейшим по своей простоте самолётом. Особенно хорош был его мотор. А что касается военных будней, то у меня было такое ощущение, что половину своих сюжетов его братан брал в основу своих книг. Вечная память таким людям!
  20. Captain Nemo (Nemo) 23 января 2018 19:04
    Статья интересная, спасибо. Только одно замечание: в фильме "В бой идут одни старики" тема ПО-2 есть, но фильм, все-таки, не ему посвещен
    1. Avis-bis (Сергей) 1 марта 2018 09:20
      Да и "Валерий Чкалов" не ему посвящён, как и "Истребители".
  21. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 13 марта 2018 15:15
    Их потому только за войну произвели около 34 тысяч

    Статья неплохая, но много неточностей и преувеличений - "мифологизации" По-2
    За все время построено около 33000 самолетов.

    Не стоит воспевать то, что наши летчики У-2 применяли как ночной бомбардировщик - это нищета и трагедия нашей авиации в ВМВ.
    Не в силах была наша промышленность обеспечить достаточный парк бомбардировщиков.

    Если бы боевые вылеты вместо У-2 выполнялись на тех же Су-2 или Пе-2 сколько бы более эффективных вылетов было бы произведено? Бомбометание днем производится с большим эффектом. А сколько бы летчиков не сгорело и не было бы убито в полотняных этажерках... Сбить днем У-2 не представляло особого труда - все зависело от мастерства пилотов. Поскольку сбитый днем самолет По-2 являлся или штабным или связным - то его уничтожение ценилось весьма высоко в немецких ВВС. А вовсе не по тому, что его сложно было сбить.
    Не протектированные баки - самолет вспыхивал очень легко, отсутствие бронеспинки у пилота и защиты стрелка/пассажира - практически в большинстве таких втреч, У-2 был обречен. Многие пилоты У-2 старались приземлится и укрыться, бросая самолет (читал и такие воспоминания советского асса-истребителя, который летел в тыл на У-2).

    Спроси вы любого летчика - на чем он хотел бы воевать? - На У-2 или на Ил-2, Су-2, Пе-2, думаю все бы выбрали настоящий боевой самолет, а не суррогат из легкого биплана, 1927-1928 года разработки, с мизерной грузоподъемностью.

    Что конечно же никак не умаляет героизма пилотов, летавших на У-2.

    и немного цифр:
    В целом, в конце 1930-х годов в советской авиации использовалось внушительное количестве учебных "Поликарповых". По состоянию на октябрь 1940 года только в ВВС Красной Армии в составе парка учебных машин числились 3424 У-2. Кроме того, еще 384 учебных У-2 состояли на службе авиации Военно-морского флота.


    У-2ЛШ легкий штурмовик; большое количество предвоенных самолетов было переделано в этот стандарт; вооружен одним пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм на кольцевом лафете над задней кабиной, имел крепления для 120 кг бомб плюс пусковые рельсовые направляющие для четырех реактивных снарядов РС-82.

    У-2ЛНБ легкий ночной бомбардировщик производился начиная с 1941г. Бомбовая нагрузка увеличилась до 200 кг, появились прожектора и глушитель на выхлопной трубе.

    У-2ВС основной самолет советских ВВС, использовался старшим составом как самолет связи. Более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 г. под новым обозначением По-2ВС.
    http://www.airwar.ru/enc/other1/u2.html подробнее
    1. Severok (Макс) 1 мая 2018 15:20
      У-2 (По-2) применялся как ночник именно по той причине, что он был уязвим при действиях днём. Если Вы считаете, что установка бронеспинок, протектирование баков добавило бы ему живучести, то вы сильно ошибаетесь, просто вспомните-ка какой мощности у него был движок, потянул бы он 250 кг дополнительного веса? Даже несмотря на то, что наши пилоты и пилотессы часто летали с большим перегрузом.
      Теперь спросите себя насчёт того, на чём бы хотели воевать Вы, в качестве пилота? Ваше желание летать на том или ином типе летательного аппарата кончилось бы быстро и по военному чётко. Насколько и в каком качестве целесообразным посчитало бы Вас командование использовать, в том бы и использовало по законам военного времени. Тем более, что это было иное время. Люди стремились всеми силами и в любом качестве приблизить Победу над врагом.
      По поводу нищеты и трагедии нашей Авиации и ВВС РККА Вы начитались незнамо чего и непойми откуда. Трагедия нашей Авиации заключалась лишь в: отсутствии достаточной номенклатуры авиационных двигателей; слабой подготовке лётного состава в период 42-44 годов и в неграмотном её использовании в начальный период ВОВ.

      Честь имею.
  22. Severok (Макс) 1 мая 2018 15:10
    ..."ШКАСа (скорострельный синхронный авиационный пулемёт – М.З.)" - неправильное утверждение. ШКАС Шпитальный Комарицкий авиационный скорострельный. Использовался в турельных установках, в качестве крыльевого пулемёта, механизм синхронизации на нём применялся только и исключительно в том случае, если стрельба из него велась через плоскость винта.
Картина дня