Military Review

The genius of Kurchatov protected the country from nuclear aggression

10
The genius of Kurchatov protected the country from nuclear aggression

The layout of the first Soviet atomic bomb "RDS-1".


Sometimes there are such coincidences in life that it only remains to think about it - is it a coincidence? 12 January 1903 was born in the city of Sime, Ufa Province, the future academician Igor Vasilyevich Kurchatov (1903 – 1960), three times Hero of Socialist Labor, scientific director of the Soviet atomic project was born. And on January 12, 1907, in Zhytomyr, the future academician Sergey Pavlovich Korolev (1907 – 1966), twice Hero of Socialist Labor, head of Soviet rocket works, was born.

The creation of the Soviet nuclear missile shield is closely linked with these two names. Under the leadership of Kurchatov, the first atomic and hydrogen bombs were created, and under the leadership of Korolev, the G-7 was developed - the intercontinental ballistic missile P-7. But this is no coincidence, but the logic of the era explains the fact that two outstanding sons of Russia worked in the same team, taking the threat of US atomic bombings from the Motherland and laying the foundations for guaranteed restraint of aggression against Russia.

Moreover, the figure of Kurchatov personifies the elimination of the US atomic monopoly.

Kurchatov became the head of the atomic project from the very first days of its inception - from 1943, but the whole previous biography of the scientist led him to this and was a preparation for the main business of life - turning the Soviet Union into a great nuclear power. 5 March 1938, a group of leading members of the Leningrad Physical and Technical Institute of the USSR People's Commissariat of Mechanical Engineering sent the Chairman of the USSR Council of People's Commissars V.M. A letter to Molotov, which began with the words: “Dear Vyacheslav Mikhailovich! The scientists of the Leningrad Physical-Technical Institute appeal to you with a request to help resolve the issue of great importance to Soviet science. It is about the development of research in the field of the structure of the atomic nucleus and the technical basis of these works ... "
Scientists wrote about the need to build a cyclotron in the USSR (there were five of them in the USA, they were built in England and France), and the questions posed convincingly testified that Russian science is acquiring first-class qualities, reaching the world level. Among those who signed the letter were such future luminaries of Soviet atomic physics as A. Alikhanov, D. Skobeltsin, L. Artsimovich, A. Alikhanyan, B. Dzhelepov, J. Frenkel, but the second — immediately after the signature of the LPTI director Academician A. Ioffe — stood signature of Igor Kurchatov. And - by right. By that time, Kurchatov had fully manifested himself in both of his guises: a prominent scientist and a promising organizer of scientific work.

He started working at LFTI with 1925, at first, as an assistant. Since 1933, Igor Vasilyevich - Head of the Department of Nuclear Physics, from 1934, Head of the Department of Nuclear Physics, from 1936, Head. laboratory of nuclear reactions. In 1939, under his leadership, the first USSR cyclotron of the Radium Institute was commissioned and the largest cyclotron in Europe at the LPTI was created. In 1940, under his leadership, G.N. Flerov and K.A. Petrzhak discovered the spontaneous decay of uranium nuclei.

After the start of the war, Kurchatov was seconded to the active fleet, where in 1941 – 1942 he carried out work to protect ships from magnetic mines, being also a scientific consultant to the General Directorate of Naval Shipbuilding. And 10 March 1943, he is appointed head of a special laboratory number 2 - the germinal structure of all Soviet atomic work. It was not just a good, but an unmistakably right choice. Back in 1940, the “Joffe’s dad” offered to lay the leadership of the emerging uranium problem on Kurchatov’s 38-year-old “as the best expert on the issue”.

Much has been written about Kurchatov, but I will cite an excerpt from the preface of the well-known physicist and gunsmith of the Hero of Socialist Labor Lev Feoktistov to the first volume of the Atomic Project of the USSR collection of documents and materials edited by L. D. Ryabeva: “About I.V. Kurchatov is often referred to as the organizer of science and the nuclear industry. This is something unsaid. Kurchatov is first and foremost an eminent scientist, on whom the country has entrusted a great mission. Read his numerous letters to the government, reports, appeals to intelligence, and in front of you there is an image of a man who, even then, at the very early stage, understood everything and very clearly formulated it. It was the responsibility of the choice (then far from unequivocal) of the shortest path that leads to the goal, which was imposed on him and on no one else. ”

Time really was the deciding factor. The atomic bombings of Hiroshima and Nagasaki in August 1945, and the US “atomic” blackmail policy generated by their success, clearly showed that the Soviet cities could already wait if Russia did not acquire its own nuclear shield and sword of retaliation as soon as possible. The atomic project of the USSR was a collective feat of millions of people, one way or another connected with it, but the work of its supervisor was also a feat - not only scientific, but also civil. The key to ensuring success was the creation of the production of a “product” - weapons-grade plutonium. Kurchatov carried out the general scientific management of atomic works and was also the scientific director of the plutonium combine No. 817 in the Urals.



And this is what 24 of June 1948 reported to the Vice-Chairman of the Council of Ministers of the USSR Comrade Beria L.P. - to the curator of the atomic project and the chairman of the Special Committee - authorized by the USSR Council of Ministers at plant No. 817, General I.M. Tkachenko: “Academician Kurchatov I.V. sometimes ignores all safety rules and precautions (especially when something goes wrong) ... Comrade EP Slavsky (the chief engineer of the plant, later the MSM minister, three times Hero of Socialist Labor. - S. B.) behaves even more imprudently. So, 21 Jun. Comrade Kurchatov descended on the elevator to the minus 21 meter in the moisture alarm room at the time when his activity was over the 150 permissible doses. The security guards of the Ministry of State Security attached to it, without being instructed in this regard, and the staff of the radiometric service, bowing before his authority, did not interfere with Comrade. Kurchatov ... Since his visits to the infected places are not caused by any necessity, I personally asked Comrade. Kurchatov to be more cautious in the future ... I ask your instructions ... "

And Beria personally and strictly warned the "violators" - in the name of their own health. But Kurchatov did not protect himself. In 1949, the first Soviet atomic bomb, RDS-1, was successfully tested, in 1953, the first hydrogen bomb, RDS-6, and in 1960, the atomic industry lost its living legend, Kurchatov, who is so well known to Beard. Igor Vasilyevich died on February 7 in Barvikha, during a quiet conversation on a one-on-one bench with Yuli Borisovich Khariton - Arzamas-16 scientific adviser. More 12 January, they together celebrated the fifty-seventh birthday of Igor Vasilyevich, and less than a month later Kurchatov was gone. In the 1959 year, he spoke at the XXI Congress of the CPSU and, as if summing up the results of the test “session” of the 1958, said: “The Soviet Army received an even more powerful, more advanced, more reliable, more compact and cheaper weapon". But from now on Igor Vasilyevich could no longer realize his plans, and not only in the sphere of defense. His performance in England in 1956 about the work in the USSR on controlled thermonuclear fusion caused a sensation far beyond the scientific community.

The unexpected death of Kurchatov has become a huge loss for all nuclear scientists, both professional and personal. Much later, the prominent Soviet designer of nuclear weapons, Professor D.A. Fishman, Hero of Socialist Labor, to whom Igor Vasilyevich presented the Lenin Prize in 1959, wrote: “No, Igor Vasilyevich is remembered not through household and other trifles, but above all with his enormity in everything: as the greatest scientist, as a Citizen and Man ... Unprecedented purposefulness , the scale and clarity of thinking, special insight, demanding of oneself and others, the ability to listen and speak aptly, confidently and convincingly created an exclusively creative atmosphere subordinating and mobilizing everyone around him to solve the most difficult and puzzling tasks. Igor Vasilievich knew how to captivate like no other and therefore became the undisputed leader with unquestioned authority at all levels ... A captivating intelligent half-open smile, a sparkling and inquisitive look, an original beard made his entire appearance incredibly soulful and beautiful, making him unwittingly admire him even during the most serious conversations . And the conversations that he often led directly in the workplace were of such a nature that a feeling of camaraderie was created, as if someone came to consult you or advise in a good way. ”

If you look at the fate of Kurchatov not through the prism of awards and posts, but in essence, it becomes clear that all the years of his conscious life were for him, above all, years of continuously increasing responsibility and pressure. The awards were only derived from this load, the natural result of tremendous efforts, the crown of which was the security of the Motherland, guaranteed to be protected by a nuclear shield.
Author:
Originator:
http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-35/item/35578-genij-kurchatova-ogradil-stranu-ot-yadernoj-agressii
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Amurets
    Amurets 20 January 2018 15: 30
    +2
    On March 5, 1938, a group of leading employees of the Leningrad Physical-Technical Institute of the People's Commissariat of Mechanical Engineering of the USSR sent V.M. A letter to Molotov, beginning with the words: “Dear Vyacheslav Mikhailovich! Researchers at the Leningrad Institute of Physics and Technology are turning to you with a request to help resolve a matter of great importance to Soviet science. We are talking about the development of research in the field of the structure of the atomic nucleus and the technical basis of these works ... "
    EMNIP It was then that Soviet scientists began to notice that materials on the problems of nuclear fission and other works on radioactivity began to disappear from the open press. Then the Soviet scientists made the correct conclusion that the work on uranium went into the phase of research on the creation of a new weapon or weapon based on new principles of use. This was also in the report.
  2. parusnik
    parusnik 20 January 2018 15: 48
    +2
    In 1958, Igor Kurchatov publicly addressed people of goodwill with the words: “Scientists are deeply excited that there is still no international agreement on the unconditional prohibition of atomic and hydrogen weapons. We appeal to scientists around the world to turn the energy of hydrogen nuclei from weapons of destruction into a powerful, life-giving source of energy that brings prosperity and joy to all people on Earth. "
  3. Monarchist
    Monarchist 20 January 2018 17: 12
    +1
    In fact, it is believed that the "father" of the hydrogen bomb was A. D. Sakharov.
    Read more about the creation of atomic weapons: Soviet Scientific and Technical Intelligence. From Ilyich to Ilyich. and the Kremlin: "Lavrentiy Beria. The best manager of the 20th century" there are other books, but I remember these. They interested me: the theme, light style, and that is, such a "reinforced concrete" style and documentary. Most of all I am enraged by various hacks from history, who think most of all about the fee And in order to please those in power.
    You yourself met such "historians" and on our site there are such hack workers.
    Somewhere I read that false historians should be executed like counterfeiters in the Middle Ages: pour molten lead into the throat.
    1. Boris55
      Boris55 20 January 2018 19: 13
      0
      Quote: Monarchist
      Most of all I am enraged by various hacks from history, who think most of all about the fee And in order to please those in power.

      Do you recognize others? laughing
    2. Aviator_
      Aviator_ 20 January 2018 20: 39
      +6
      [/ quote] Actually, it is believed that the "father" of the hydrogen bomb was A. D. Sakharov. [quote]
      Sakharov, this “nerd”, while being led by Kurchatov and Beria, was making atomic weapons, having stolen together with Ginsburg the idea of ​​placing hydrogen in the form of lithium hydride from Oleg Leontyev, the then-demobilized sergeant-signalman. Then, when Zionist Bonner began to lead Sakharov, he began to "fight for peace", receiving the same Nobel Peace Prize as Obama and Gorbi.
    3. mvbmvbmvb
      mvbmvbmvb 25 January 2018 18: 05
      0
      Candidate of Sciences (at that time) sugar - was one of ... OVER him were many bright heads and leaders. This is later, after the successes of the atomic and hydrogen projects led by L.P. and the joint venture and many others gave him ranks, etc. And then certain "liberal" inflated his participation to the point that he alone did, designed these "bombs" and all atomic weapons up to T10, etc.
  4. Lexus
    Lexus 20 January 2018 18: 04
    +3
    The genius of Kurchatov protected the country from nuclear aggression

    Here it is - the true “Give Life” action. The deepest bow and the greatest respect to Soviet scientists! hi
  5. Olgovich
    Olgovich 21 January 2018 07: 18
    +1
    In 1939, under his leadership, the first in the USSR cyclotron of the Radium Institute was commissioned

    Not this way
    First cyclotron in Europe created in 1937 year under the leadership of the great Russian scientists Khlopin and Mysovsky, Gamow. Kurchatov took part and worked on it
  6. antiexpert
    antiexpert 22 January 2018 23: 32
    0

    famous document after hiroshima

    Kurchatov's note to Beria 1944
    some documents, since I have photocopies)))
  7. Old26
    Old26 23 January 2018 20: 49
    +2
    Quote: Monarchist
    In fact, it is believed that the "father" of the hydrogen bomb was A. D. Sakharov

    In the nuclear missile field, it is very difficult to talk about "fatherhood." In-1, huge teams worked, in-2, even the chief designers were not always the authors of an idea
    Sakharov owns the idea of ​​the so-called puffs. Based on this, then yes, he is the "Father" of the hydrogen bomb. But the thing is that according to the “puff” scheme, as far as I remember, serial bombs were not built.
    Kurchatov's genius is that he, like Korolev, was able to rally a team of like-minded people around him. And many of the "ingenious" finds of Igor Vasilievich had intelligence materials from Lavrenty Pavlovich.
    Therefore, you can’t say, kmk, that someone has stolen something from someone - now it’s a fashionable trend that Ginzburg and Sakharov stole the idea of ​​lithium deuteride from a retired communications sergeant Leontiev, who did not even have a secondary education at that time, but was passionate about atomic physics. And "stolen" a month or two before the tests. Nonsense. The work on the selection of materials went on and on, and lithium deuteride was one of the options ...

    Therefore, it is very necessary to talk about paternity. The schemes were invented for the hydrogen bomb are very different. This is Sakharov’s “layer” and schemes using radiation implosion of Davidenko and Sakharov-Trutnev. But they went into a series in the 50s with the Babaev-Trutnev scheme. So who is the father ???

Гений Курчатова оградил страну от ядерной агрессии

Гений Курчатова оградил страну от ядерной агрессии

Макет первой советской атомной бомбы «РДС-1».

Иногда в жизни бывают такие совпадения, что остаётся лишь раздумывать – случайно ли это? 12 января 1903 года в городе Симе Уфимской губернии родился будущий академик Игорь Васильевич Курчатов (1903–1960), трижды Герой Социалистического Труда, научный руководитель советского атомного проекта. А 12 января 1907 года в Житомире родился будущий академик Сергей Павлович Королёв (1907–1966), дважды Герой Социалистического Труда, руководитель советских ракетных работ.

С этими двумя именами теснейше связано создание советского ракетно-ядерного щита. Под руководством Курчатова были созданы первые атомные и водородные бомбы, а под руководством Королёва была разработана «семёрка» – межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Но уже никак не совпадением, а логикой эпохи объясняется то, что два выдающихся сына России работали в одной упряжке, отводя от Родины угрозу атомных бомбардировок США и закладывая основы гарантированного сдерживания агрессии против России.


При этом фигура Курчатова олицетворяет собой ликвидацию атомной монополии США.

Руководителем атомного проекта Курчатов стал с самых первых дней его зарождения – с 1943 года, но вся предыдущая биография учёного вела его к этому и была подготовкой к главному делу жизни – превращению Советского Союза в великую ядерную державу. 5 марта 1938 года группа ведущих сотрудников Ленинградского физико-технического института Наркомата машиностроения СССР направила председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову письмо, начинавшееся со слов: «Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович! Научные работники Ленинградского физико-технического института обращаются к Вам с просьбой помочь в разрешении вопроса, имеющего большое значение для советской науки. Речь идёт о развитии исследований в области строения атомного ядра и о технической базе этих работ…»
Учёные писали о необходимости строительства в СССР циклотрона (в США их было пять, в Англии и Франции они строились), и поставленные вопросы убедительно свидетельствовали о том, что отечественная наука обретает первоклассные качества, выходит на мировой уровень. Среди подписавших письмо были такие будущие корифеи советской атомной физики, как А. Алиханов, Д. Скобельцин, Л. Арцимович, А. Алиханьян, Б. Джелепов, Я. Френкель, но второй – сразу после подписи директора ЛФТИ академика А. Иоффе – стояла подпись Игоря Курчатова. И – по праву. К тому времени Курчатов вполне проявил себя в обеих своих ипостасях: и крупного учёного, и перспективного организатора научных работ.

Он начал работать в ЛФТИ с 1925 года – на первых порах ассистентом. С 1933 года Игорь Васильевич – начальник отдела ядерной физики, с 1934 года – начальник отдела физики ядра, с 1936 года – зав. лабораторией ядерных реакций. В 1939 году под его руководством вводится в строй первый в СССР циклотрон Радиевого института и создаётся самый крупный в Европе циклотрон в ЛФТИ. В 1940 году под его руководством Г.Н. Флёров и К.А. Петржак открыли самопроизвольный распад ядер урана.

После начала войны Курчатов был откомандирован на действующий флот, где в 1941–1942 годах проводил работы по защите кораблей от магнитных мин, будучи также научным консультантом Главного управления ко­раб­лестроения ВМФ. А 10 марта 1943 года он назначается начальником специальной Лаборатории № 2 – зародышевой структуры всех советских атомных работ. Это был не просто удачный, но безошибочно верный выбор. Ещё в 1940 году «папа Иоффе» предлагал возложить руководство возникающей урановой проблемой на 38-летнего Курчатова «как лучшего знатока воп­роса».

О Курчатове написано много, но приведу отрывок из предисловия известного физика-оружейника Героя Социалистического Труда Льва Феоктистова к первому тому сборника документов и материалов «Атомный проект СССР» под редакцией Л.Д. Рябева: «О И.В. Курчатове часто говорят как об организаторе науки и атомной промышленности. В этом есть что-то недосказанное. Курчатов прежде всего выдающийся учёный, на которого страна возложила великую миссию. Почитайте его многочисленные письма в правительство, отчёты, обращения в разведку, и перед вами возникает образ человека, который уже тогда, на самой ранней стадии, всё понимал и очень чётко формулировал. На него и ни на кого другого была возложена ответственность выбора (тогда далеко не однозначного) того кратчайшего по времени пути, который ведёт к цели».

Время действительно было решающим фактором. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года и порождённая их успехом политика «атомного» шантажа США наглядно показали, что может ждать уже советские города в том случае, если Россия в кратчайшие сроки не обретёт собственный ядерный щит и меч возмездия. Атомный проект СССР был коллективным подвигом миллионов людей, так или иначе с ним связанных, но и работа его научного руководителя тоже была подвигом – не только научным, но и гражданским. Ключевым моментом в обеспечении успеха оказывалось создание производства «продукта» – оружейного плутония. Курчатов осуществлял общее научное руководство атомными работами и был также научным руководителем плутониевого комбината № 817 на Урале.



И вот что 24 июня 1948 года сообщал заместителю Председателя Совета Министров Союза ССР товарищу Берия Л.П. – куратору атомного проекта и председателю Спецкомитета – уполномоченный СМ СССР на комбинате № 817 генерал И.М. Ткаченко: «Академик Курчатов И.В. игнорирует иногда все правила безопасности и предосторожности (особенно когда что-либо не ладится)… Товарищ Славский Е.П. (главный инженер комбината, позднее министр МСМ, трижды Герой Социалистического Труда. – С.Б.) ведёт себя ещё более неосмотрительно. Так, 21 июня товарищ Курчатов спустился на лифте на отметку минус 21 метр в помещение влагосигнализаторов в то время, когда активность в нём была свыше 150 допустимых доз. Прикреплённые к нему работники охраны МГБ, не будучи на сей счёт проинструктированными, а сотрудники радиометрической службы, преклоняясь перед его авторитетом, не препятствовали тов. Курчатову… Так как его посещения заражённых мест не вызываются никакой необходимостью, я лично просил тов. Курчатова быть в дальнейшем более осмотрительным… Прошу Ваших указаний…»

И Берия лично и строго предупреждал «нарушителей» – во имя их же здоровья. Но Курчатов не берёг себя. В 1949 году была успешно испытана первая советская атомная бомба РДС-1, в 1953 году – первая водородная бомба РДС-6с, а в 1960 году атомная отрасль потеряла свою живую легенду – Курчатова, так хорошо всем известного Бороду. Игорь Васильевич скончался 7 февраля в Барвихе, во время спокойного разговора на лавочке один на один с Юлием Борисовичем Харитоном – научным руководителем «Арзамаса-16». Ещё 12 января они вместе отмечали пятьдесят седьмой день рождения Игоря Васильевича, а менее чем через месяц Курчатова не стало. В 1959 году он выступил на XXI съезде КПСС и, как бы подводя итоги испытательной «сессии» 1958 года, сказал: «Советская Армия получила ещё более мощное, более совершенное, более надёжное, более компактное и более дешёвое атомное и водородное оружие». Но отныне Игорь Васильевич уже не мог реализовать свои замыслы, и не только в сфере обороны. Его выступление в Англии в 1956 году о работах в СССР по управляемому термоядерному синтезу произвело сенсацию далеко за пределами научного сообщества.

Неожиданный уход из жизни Курчатова стал для всех ядерщиков огромной утратой – как профессиональной, так и личной. Много позднее выдающийся советский конструктор ядерного оружия профессор Д.А. Фишман, Герой Социалистического Труда, которому Игорь Васильевич вручал в 1959 году Ленинскую премию, написал: «Нет, Игорь Васильевич вспоминается не через бытовые и другие мелочи, а прежде всего своей огромностью во всём: как крупнейший учёный, как Гражданин и Человек… Невиданная целеустремлённость, масштабность и чёткость мышления, особая прозорливость, требовательность к себе и другим, умение слушать и разговаривать метко, уверенно и убедительно создавали исключительно творческую атмосферу, подчинявшую и мобилизовывавшую всех вокруг него на разрешение самых трудных и головоломных задач. Игорь Васильевич умел увлечь как никто другой и поэтому стал безусловным лидером с непререкаемым авторитетом на всех уровнях… Подкупающая умная полуоткрытая улыбка, искрящийся и пытливый взгляд, оригинальная борода делали весь его облик невероятно одухотворённым и красивым, заставлявшим невольно любоваться им даже во время самых серьёзных разговоров. А беседы, которые он часто вёл прямо на рабочем месте, носили такой характер, что создавалось чувство товарищества, как будто бы к тебе пришли посоветоваться или по-хорошему посоветовать».

Если посмотреть на судьбу Курчатова не через призму наград и должностей, а по существу, то становится ясно, что все годы его сознательной жизни были для него прежде всего годами непрерывно возрастающей ответственности и нагрузки. Награды были лишь производными от этой нагрузки, естественным результатом огромных усилий, венцом которых стала безопасность Родины, гарантированно защищённой ядерным щитом.
Автор:
Сергей БРЕЗКУН
Первоисточник:
http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-35/item/35578-genij-kurchatova-ogradil-stranu-ot-yadernoj-agressii
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец Офлайн
    амурец 20 января 2018 15:30
    +2
    5 марта 1938 года группа ведущих сотрудников Ленинградского физико-технического института Наркомата машиностроения СССР направила председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову письмо, начинавшееся со слов: «Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович! Научные работники Ленинградского физико-технического института обращаются к Вам с просьбой помочь в разрешении вопроса, имеющего большое значение для советской науки. Речь идёт о развитии исследований в области строения атомного ядра и о технической базе этих работ…»
    ЕМНИП Именно тогда советские учёные начали замечать что из открытой печати стали исчезать материалы по проблемам расщепления ядра и другие работы по радиоактивности. Тогда советские учёные сделали правильный вывод что работы по урану перешли в фазу исследования по созданию нового оружия или оржуия основанного на новы принципах применения. Это тоже было в докладе.
  2. parusnik Офлайн
    parusnik 20 января 2018 15:48
    +2
    В 1958 году Игорь Курчатов публично обратился к людям доброй воли со словами: "Ученые глубоко взволнованы тем, что до сих пор нет международного соглашения о безусловном запрещении атомного и водородного оружия. Мы обращаемся к ученым всего мира с призывом превратить энергию ядер водорода из оружия разрушения в могучий, живительный источник энергии, несущий благосостояние и радость всем людям на Земле".
  3. Монархист Офлайн
    Монархист 20 января 2018 17:12
    +1
    Вообще-то считается,что "отцом" водородной бомбы был А. Д. Сахаров.
    Подробнее о создании атомного оружия можно прочесть: Советская Научно- Техническая разведка. От Ильича до Ильича. и Кремлев:" Лаврентий Берия. Лучший менеджер 20 века" есть и другие книги,но я запомнил вот эти . Они меня заинтересовали : тематикой, легким стилем,а то есть такой"железобетонный " стиль и документальностью. Более всего меня бесят различные халтурщики от истории , которые думают более всего о гонораре И чтоб угодить власть имущим.
    Вы их сами встречали таких " историков" и на нашем сайте встречаются такие халтурщики.
    Где-то я читал, что лжиисториков надо казнить как в средние века фальшивомонетчиков: залить расплавленный свинец в горло.
    1. Boris55 Онлайн
      Boris55 20 января 2018 19:13
      0
      Цитата: Монархист
      Более всего меня бесят различные халтурщики от истории , которые думают более всего о гонораре И чтоб угодить власть имущим.

      А вызнаете иных? laughing
    2. Авиатор_ Офлайн
      Авиатор_ 20 января 2018 20:39
      +6
      [/quote]Вообще-то считается,что "отцом" водородной бомбы был А. Д. Сахаров.[quote]
      Сахаров, этот "ботан", пока им руководили Курчатов и Берия, делал атомное оружие, сперев вместе с Гинсбургом идею размещения водорода в виде гидрида лития у Олега Леонтьева, на то время демобилизовавшегося сержанта - связиста. Потом, когда Сахаровым начала руководить сионистка Боннер, он стал "бороться за мир", получив ту же нобелевскую премию мира, что и Обама с Горби.
    3. mvbmvbmvb Офлайн
      mvbmvbmvb 25 января 2018 18:05
      0
      Кандидат наук (в ту пору) сахаров - был одним из ... НАД ним было много светлых голов и руководителей. Это потом, после успехов атомного и водородного проектов по руководством Л.П. и СП и многих других дали ему звания и пр. А потом определенные "либеральные" раздули его участие до того, что он в одиночку сделал, спроектировал эти "бомбы" и все атомное оружие вплоть до Т10 и пр.
  4. Лексус Офлайн
    Лексус 20 января 2018 18:04
    +3
    Гений Курчатова оградил страну от ядерной агрессии

    Вот она - истинная акция "Подари жизнь". Нижайший поклон и величайшее уважение советским учёным! hi
  5. Ольгович Офлайн
    Ольгович 21 января 2018 07:18
    +1
    В 1939 году под его руководством вводится в строй первый в СССР циклотрон Радиевого института

    Не так
    Первый циклотрон в Европе создан в 1937 году под руководством великих русского ученых Хлопина и Мысовского, Гамова. Курчатов принимал участие и работал на нем
  6. antiexpert Офлайн
    antiexpert 22 января 2018 23:32
    0

    знаменитый документ после хиросимы

    записка Курчатова к Берия 1944 год
    немного документов, раз уж у меня есть фотокопии )))
  7. Старый26 Офлайн
    Старый26 23 января 2018 20:49
    +2
    Цитата: Монархист
    Вообще-то считается,что "отцом" водородной бомбы был А. Д. Сахаров

    В ракетно-ядерной области очень трудно говорить об "отцовстве". Во-1 работали огромные коллективы, во-2 даже главные конструктора не всегда были авторами той или иной идеи
    Сахарову принадлежит идея т.н. "слойки". Если исходить из этого - то да, он "Отец" водородной бомбы. Но вот все дело в том, что по схеме "слойки", насколько я помню, серийные бомбы не строились.
    Гениальность Курчатова в том, что он, как и Королев смог сплотить вокруг себя команду единомышленников. А многие "гениальные" находки Игоря Васильевича имели под собой разведматериалы от Лаврентия Павловича.
    Поэтому нельзя говорить, кмк, что кто-то у кого-то что-то спер - сейчас модный тренд, что Гинзбург и Сахаров сперли идею дейтрида лития у отставного сержанта-связиста Леонтьева, не имевшего на то время даже среднего образования, но страстно увлекающегося атомной физикой. И "сперли" за месяц-другой до испытаний. Ерунда. Работы по подбору материалов шла и шла непрерывно и дейтрид лития был одним из вариантов...

    Поэтому очень аккуратно нужно говорить об отцовстве. Схемы были придуманы для водородной бомбы самые разные. Это и "слойка" Сахарова, и схемы с использованием радиационной имплозии Давиденко и Сахарова-Трутнева. Но пошли в серию в 50-х изделия со схемой Бабаева-Трутнева. ТАк кто же отец???