Шапкозакидательство и завет адмирала Макарова

Шапкозакидательство и завет адмирала МакароваНа калининградском АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в канун нового 2018 года – 27 декабря, что называется «под елочку», – состоялась церемония поднятия Андреевского флага на фрегате «Адмирал Макаров» проекта 11356Р/М разработки Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). А двумя днями ранее был подписан приемопередаточный акт, то есть корабль был зачислен в состав ВМФ России – в 30-ю дивизию Черноморского флота.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОКЕАНСКОЙ ЗОНЫ

«Адмирала Макарова» – третий фрегат в серии из шести единиц – заложили 29 февраля 2012 года. Его появление в составе ВМФ планировалось к концу 2015 года. Однако по разным причинам строительство корабля затянулось. В их числе можно назвать несвоевременные поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами, а также многочисленные перемены в руководстве самого калининградского завода. Фрегат спустили на воду только 2 сентября 2015 года. 29 июля 2016 года он вышел на заводские ходовые испытания, которые проходили довольно успешно. Так, в сентябре того же года «Адмирал Макаров» зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Штиль-1» в Балтийском море успешно поразил крылатую ракету-мишень, запущенную малым ракетным кораблем «Гейзер».




В ноябре 2016 года «Адмирал Макаров» уже в рамках программы государственных испытаний в Баренцевом море завершил тестирование комплексов ракетного, зенитного и артиллерийского вооружения, в том числе выполнил успешную стрельбу многофункциональным ракетным комплексом «Калибр-НК» по береговой цели. Казалось, что корабль вот-вот пополнит флот. Но, вернувшись на Балтику, фрегат продолжил испытания ЗРК. В минувшем году они возобновились. И практически каждый раз сообщалось, что стрельбы выполнены успешно. Командование ВМФ объявляло, что «Адмирала Макарова» зачислят в состав флота в мае, потом в сентябре, затем в ноябре. Но случилось это, как мы знаем, лишь в конце декабря. Чем вызваны эти многочисленные переносы и задержки? Прежде чем ответить на данный вопрос, стоит ближе познакомиться с самим кораблем.

«Адмирал Макаров» – корабль 2 ранга дальней морской и океанской зон. Он предназначен для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения, как самостоятельно, так и в составе соединений. Его полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная энергоустановка суммарной мощностью 56 000 л.с., состоящая из двух газотурбинных агрегатов М7Н1 производства украинского предприятия «Зоря – Машпроект», позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Главное оружие – 24 зенитные ракеты ЗРК «Штиль-1» в вертикальной пусковой установке сотового типа 3С90М, обеспечивающей круговую защиту корабля (сектор ведения огня – 360 градусов) и одновременный обстрел от 2 до 12 воздушных целей с высокой вероятностью их поражения, и 8 крылатых ракет многоцелевого комплекса «Калибр-НК». Вместо ракет «Калибр» класса «корабль–корабль» и «корабль–земля» или их части в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или противолодочные ракеты 91Р. Не исключено, что в перспективе фрегаты проекта 11356Р/М получат гиперзвуковые ракеты «Циркон», которыми можно стрелять из все тех же пусковых установок 3С-14. Этот арсенал дополняют универсальная автоматическая артиллерийская установка А-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, два двухтрубных противолодочных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-956 и бомбометная установка РБУ-6000, предназначенная для противоторпедной и противолодочной обороны. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Вместо него корабль может принимать штурмовой вертолет Ка-52 «Катран». Разнообразно электронное оснащение корабля. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, гидроакустический комплекс (ГАК), средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Архитектурно фрегат выполнен с использованием технологий малой заметности.

На первых двух кораблях серии – «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» – в составе зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» используются зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М317М с дальностью поражения воздушных целей 2,5–50 км. А вот на «Адмирале Макарове» решили испытать новейшую модификацию этой зенитной ракеты – 9М317МФА с активной радиолокационной головкой самонаведения, что обеспечивает более высокую точность поражения целей, и увеличенной до 70 км дальностью стрельбы. Другими словами, «Адмирал Макаров» использовался в качестве опытового корабля. Этим-то обстоятельством и была вызвана годовая задержка передачи фрегата флоту.

Очевидно, более эффективными ЗУР 9М317МФА будут переоснащены «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», которые отличились высокоточными ударами «Калибрами» по объектам террористов в сирийской кампании. Их получат и три последующих фрегата серии. Впрочем, их судьба до сих пор окончательно не определена, поскольку возникли проблемы с достройкой кораблей.

В ЧЕМ ВЫГОДА?

События, связанные с государственным переворотом в Киеве в 2014 году, возвращением Крыма в лоно России и гражданской войной на востоке Украины, привели к волне санкций западных государств против Москвы. К ним подключилась и Украина. В том числе были остановлены поставки газотурбинных агрегатов М7Н1, причем даже несмотря на то, что они были своевременно проплачены.

Довольно быстро возник вопрос: что же делать с тремя недостроенными фрегатами проекта 11356Р/М? Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в состав которой входит и ПСЗ «Янтарь», приняла решение как можно быстрее избавиться от этого «актива». Тем паче что у «Янтаря» уже имелся печальный опыт содержания недостроенных корпусов сторожевого корабля «Туман» проекта 11540 и фрегата «Новик» проекта 12411. Судя по всему, такая позиция нашла понимание Министерства обороны. Взоры обратились в сторону Индии, военно-морские силы которой уже успешно эксплуатируют 6 фрегатов типа «Тальвар» проекта 11356, на базе которого, собственно, и был создан проект 11356Р/М для российского Военно-морского флота. Первая тройка этих фрегатов была построена на Балтийском заводе в Петербурге за 1 млрд долл., а вторая – на ПСЗ «Янтарь» за 1,6 млрд долл. Разница в цене объясняется не только постепенной девальвацией американской валюты, но и тем, что вторая подсерия несколько отличается от первой составом вооружения.

20–22 сентября 2015 года Калининград посетила делегация индийских бизнесменов во главе с послом этой страны в России Пунди Шринивасан Рагхаваном. После посещения «Янтаря» он сообщил, что индийские власти имеют намерение выкупить три корабля, которые строятся в Калининграде, и заявил: «Мы должны найти способ, как поставить эти фрегаты ВМС Индии, и мы обязательно это сделаем всеми возможными способами». В свою очередь, президент ОСК Алексей Рахманов подчеркнул: «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем».

В декабре 2015 года во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Похоже, не сошлись в цене. Москва просила более 3 млрд долл. Дели же, учитывая сложное положение ОСК, хотел купить корабли по цене чуть выше стоимости металлолома.

У каждой стороны были весомые резоны. Во-первых, проект требовал серьезной переработки. И не только потому, что на российских кораблях используется ряд систем, которые на экспорт не поставляются, а потому, что индийская сторона в соответствии с девизом Make in India («Делай в Индии») потребовала внедрить как можно больше вооружения и оборудования, изготовленных на индийских предприятиях. «Фрегаты будут оснащены индийским оборудованием, – сказал тогдашний министр обороны Индии Манохар Паррикар. – Это версия фрегатов со стелс-технологиями, и мы можем принять участие в проектных работах». Кстати, конвертация «индийского» проекта 11356 в российский 11356Р/М тоже в свое время потребовала немало времени и средств. Во-вторых, Дели хотел достроить фрегаты на своих верфях. То есть их надо было доставить в Южную Азию через несколько морей и два океана. Но прежде соответствующую верфь еще надо было найти, а потом модернизировать ее для завершения сборки кораблей. А это все деньги. И немалые.

С другой стороны, фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» до недавних пор были единственными новыми боевыми кораблями океанской зоны в российском флоте. Их эксплуатируют, как говорится, и в хвост и в гриву, гоняя то парой, то по отдельности в Средиземное море. И высока вероятность того, что их просто загонят, как лошадь. Такое уже случилось со сторожевым кораблем «Неустрашимый» и большим противолодочным кораблем «Адмирал Чабаненко». В результате нещадной эксплуатации у них полетели газотурбинные агрегаты, изготовленные украинским предприятием «Зоря – Машпроект». Теперь они в ремонте, и неизвестно, когда из него выйдут. Вот почему потребность в кораблях проекта 11356Р/М чрезвычайно высока. Поступление в состав ВМФ «Адмирала Макарова» было воспринято с воодушевлением. Однако и трех таких фрегатов явно недостаточно для нормального функционирования Средиземноморской оперативно-тактической эскадры ВМФ РФ.

Необходимость же затратной сделки по приобретению кораблей проекта 11356Р/М для ВМС Индии дискуссионна. В соответствии с реализацией принципа Make in India в этой стране уже построены три фрегата проекта 17. Они являются дальнейшим развитием «Тальваров», но имеют большее водоизмещение и оснащены не украинскими, а более надежными газовыми турбинами LM2500+ американской корпорации «Дженерал Электрик». При этом по цене они получились даже дешевле второй тройки фрегатов проекта 11356 (360 млн долл. за единицу). Теперь на очереди реализация при техническом содействии итальянской фирмы «Финкантьери» более совершенного проекта 17А длиной 149 м и полным водоизмещением 6670 т. Эти фрегаты лаконичной стелсовской архитектуры будут оснащены самыми продвинутыми средствами обнаружения противника и вооружены российско-индийскими крылатыми ракетами «Брамос» класса «корабль–корабль» и «корабль–земля», ЗУР «Барак-8» (LR-SAM) израильской разработки и израильско-индийского производства с дальностью поражения целей от 0,5 до 90 км, а также 127-мм артиллерийской установкой, противолодочными торпедными аппаратами и двумя вертолетами.

То есть изначально ни Россия, ни Индия не получили бы выгоды от новой фрегатной сделки. Ее с полным на то основанием можно назвать взаимоневыгодной. Более того, в отношении ВМФ РФ, а значит, и Российской Федерации она стала бы актом предательства национальных интересов.

Однако переговоры продолжались. «Вопрос передачи и перепродажи тройки (фрегатов – А.М.) является самым высоким приоритетом того, что мы сейчас делаем, – заявил в марте 2016 года на встрече с коллективом ПСЗ «Янтарь» Алексей Рахманов. – Такое количество «ритуальных танцев» мы совершили вокруг министра обороны Индийской Республики, что, в общем и целом, решение о том, что эти корабли им нужны, – оно есть. И с учетом того, что завод заплатил за уже построенное у нас и кроме передачи заказчику нет других вариантов».

«В общих чертах планы таковы: два фрегата мы достраиваем для них сами, – разъяснил в апреле 2016 года начальник отдела маркетинга ПСЗ «Янтарь» Илья Пантелеев, – плюс передаем один корпус с высокой степенью насыщения, еще один корабль будет полностью строиться на индийской верфи под нашим техническим наблюдением». Как сообщили индийские СМИ, в Дели приняли решение закупить газотурбинные двигатели непосредственно на Украине. Для «Зори – Машпроекта» это была бы прямая выгода. Да еще какая! Ведь сначала это предприятие получило деньги от России и второй раз получит за то же самое от Индии.

По результатам встречи президента Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Гоа 15 октября 2016 года было подписано межправительственное соглашение о строительстве фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии. Но, как вскоре выяснилось, это был не твердый контракт, а нечто вроде протокола о намерениях. И опять потянулись переговоры. Но стороны по-прежнему никак не могли договориться о стоимости сделки.

ЗИГЗАГИ МАРКЕТИНГА

В канун санкт-петербургского Международного военно-морского салона прошлого года Алексей Рахманов вдруг сообщил сенсационную новость о том, что окончательная сборка фрегатов «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» проекта 11356Р/М будет все-таки осуществлена для ВМФ РФ по откорректированному проекту с оснащением отечественными ГТУ производства НПО «Сатурн». Эту информацию на МВМС-2017 подтвердил и заместитель главкома ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

На кораблях предусматривается размещение всережимной главной энергетической установкой в составе двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых будет состоять из двух газотурбинных двигателей М70ФРУ максимальной мощностью по 14 000 л.с. каждый. То есть суммарная мощность ГЭУ составит 56 000 л.с. Казалось бы, здравый смысл возобладал!

Но оказалось, что радоваться преждевременно. Заявления о достройке фрегатов для ВМФ РФ были своеобразным маркетинговым шагом, а точнее, зигзагом. Расчет делался на то, что под влиянием информации о «переводе стрелок» по кораблям проекта 11356Р/М на российского заказчика в Дели дрогнут и пойдут на уступки Москве. Но очевидно, наши «маркетологи» забыли, что индийцы начали заниматься торговлей за несколько тысячелетий до того, как появились первые славянские племена. И обыграть их на этом поле чрезвычайно трудно.

Переговоры вяло продолжались. Но без результата – до тех пор, пока не стало известно о начале строительства головного фрегата проекта 17А на верфи «Мазагон Док». Его официальная закладка состоялась 28 декабря прошлого года. Всего планируется построить 7 таких кораблей, в том числе 3 на верфи «Гарден Рич Шипбилдерс энд Инжинирс». Но фрегаты эти весьма недешевы. Каждый из них обойдется примерно в 1 млрд долл. И похоже, правительство Индии использовало переговоры с Россией для давления на отечественных производителей, дабы те несколько сбросили цены на свою продукцию.

В результате, как поведал агентству «Интерфакс» в конце минувшего года генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов, «на сегодня контракт «Янтаря» с Минобороны продолжает действовать, однако строительство «адмиральской» серии приостановлено в ожидании двигателей российского производства либо какого-нибудь иного решения заказчика».

И О ДЕЛАХ ДОМАШНИХ

Минувший год оказался не просто неудачным, а провальным для российского кораблестроения. В строй вошло всего два (!) боевых корабля: фрегат «Адмирал Макаров» и корвет «Совершенный», который, как мы знаем, не доукомплектован вооружением (см. «Ждет ли нас новая Цусима», «НВО» от 22.12.17). Еще флот пополнился 8 боевыми катерами специального назначения проекта 03160 «Раптор» и противодиверсионными проекта 21980 «Грачонок» водоизмещением от 23 до 140 т. К ним еще можно присовокупить 6 10-тонных десантно-штурмовых лодок проекта 02800. Совсем негусто.

Не впечатляют и поставки флоту вспомогательных судов. Единственное своевременное пополнение в соответствии с контрактными обязательствами – вспомогательный ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Спасательные буксиры «Полярный конвой» (СБ-736) и СБ-737 проекта 02980, а также спасательно-буксирное судно СБ-739 проекта 22870 перешли из программы 2016 года. Остальные 9 так называемых судов обеспечения – небольшие рейдовые буксиры и водолазные катера.

В строй не вошли большой десантный корабль «Иван Грен», строящийся 14-й год (!), фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который 1 февраля отметит 12-й год со дня закладки, судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120, заложенное в ноябре 2012 года с контрактным обязательством передачи флоту до 25 ноября 2014 года. К сожалению, этот перечень можно продолжать и продолжать. Между тем 18 декабря прошлого года президент ОСК Алексей Рахманов заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы»: «В этом году по нашей линии мы скорее всего не успеем сдать один корабль, точнее, одно судно, которое мы строим для Военно-морского флота. На сегодняшний день сдано четыре (очевидно, корабля. – А.М.), еще будет сдано два и два останутся «в долгах». Вы что-нибудь поняли?

Все это – следствие обычного шапкозакидательства со стороны руководителей судостроительной отрасли и отсутствия должного контроля и умелого управления со стороны соответствующих подразделений Министерства обороны РФ. Адмирал Степан Макаров – выдающийся теоретик военно-морского строительства и практик военно-морского искусства, в честь которого назван фрегат, вступивший недавно в боевой состав ВМФ, не уставал напоминать своим подчиненным латинскую мудрость: Si vis pacem, para bellum – «Если вы хотите мира, готовьтесь к войне». Этот завет ныне захлебывается в море речей, бравурных маршей и парадных шоу.
Автор:
Александр Мозговой
Первоисточник:
http://nvo.ng.ru/realty/2018-01-19/6_980_makarov.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

47 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. groks Офлайн
    groks 21 января 2018 15:30
    0
    «В этом году по нашей линии мы скорее всего не успеем сдать один корабль, точнее, одно судно, которое мы строим для Военно-морского флота.
    ???
    1. rocket757 Офлайн
      rocket757 21 января 2018 15:56
      +4
      Короче -Сушите вёсла, вот вам ...
      Будем посмотреть и ждать.
      Надеюсь, ответственные ребята из МО буду конкретнее нас и сделают правильные выводы ... меры тож соответственные примут.
      1. Цитата: rocket757
        Короче -Сушите вёсла, вот вам ...

        в общем имеем 22350, которые в количестве 4 штук строятся для Северного флота. Всем остальным флотам в ближайшие 5 лет фрегатов ждать не стоит.
        и корвет «Совершенный», который, как мы знаем, не доукомплектован вооружением

        торпедные аппараты малогабаритного торпедного противолодочного комплекса «Пакет-НК» по моемому съемные. И то что их сняли, не значит что их нет. Вот фото с корвета "Совершенный"

        А вот фото комплекса «Пакет-НК»

        "Пакет" не поставили или сняли для того, чтобы посетители( Путин и к. ) поместились в том месте, где их и сфоткали.
        1. rocket757 Офлайн
          rocket757 21 января 2018 22:03
          +5
          Я не такой пессимист шоб ныть, что всё плохо!
          Я не такой оптимист шоб кричать что всё пучком!
          Я реалист и знаю, что всё сразу не делается а надо упорно работать, шоб было всё пучком!!!.
          1. Новый Офлайн
            Новый 27 января 2018 14:45
            0
            Цитата: rocket757
            Я реалист и знаю,
            Какой из вас реалист? laughing У вас в голове: пессимистическая, оптимистическая и реалистическая каша. Реалист видит реальность такой, какой она есть и если все плохо, а именно так и обстоят у нас дела, то реалист честно об этом скажет.
            1. rocket757 Офлайн
              rocket757 27 января 2018 15:50
              0
              Только совсем уж зареаленый реалист делает выводы до того как пройден путь и более ничего измениться не может ... вот к гадалке не ходить, уже всё понятно???
  2. ВЕРЕСК Офлайн
    ВЕРЕСК 21 января 2018 15:32
    +1
    Ну приняли - и приняли.Ходовые смайстрячили.На своих ходить будем.Индия-ещё те об...ны.На кой с ними вообще дела иметь?Деньга?Они склизкие парни.
    1. андрей юрьевич 21 января 2018 17:02
      +8
      Цитата: ВЕРЕСК
      Деньга?Они склизкие парни.

      не "склизнее" наших...
      1. ВЕРЕСК Офлайн
        ВЕРЕСК 21 января 2018 18:29
        0
        Юричь! Не надо так наглядно.
  3. Every Офлайн
    Every 21 января 2018 15:56
    +19
    Si vis pacem, para bellum – «Если вы хотите мира, готовьтесь к войне». Этот завет ныне захлебывается в море речей, бравурных маршей и парадных шоу.


    Вот уж точно захлебывается.
    Фрегаты проекта 11356, единственные корабли "не прибрежной" зоны, которые реально заступили на службу, и те не смогли достроить.
    Какой "Прибой"? Какой атомный авианосец?
    Строительство и ввод в строй кораблей 2-го ранга не удается наладить, а все туда же.
    Еще и мотивация часто звучит странноватая: "мол проект устарел, нечего старье клепать". Так других нет. Проект 22350, по сути свернули. 22350М только на стадии разработки.
    Если на данный момент у России нет своих ЭУ, значит нужно бросить все силы на их создание, а не "сопли жевать" (извиняюсь).
    П.С. Хотя все сказанное уже не раз обсуждалось.
    1. антивирус Офлайн
      антивирус 21 января 2018 22:40
      +4
      ВСЕМ МОРЕМАНАМ---
      ваша гордость и эго начинаются не на верфях Питера и Янтаря---- А В ПТУ( АВТОМЕХАНИК) УРЮПИНСКА И КИНЕШМЫ( МОЖНО ДОБАВИТЬ РУБЦОВСК)- там пацанчики -троешники узнают ДВС изнутри и по цепочке( почти пищевой) доходит до МВТУ и МАИ. и только потом Зоря или Сатурн дают результат
      и др 3 ПТУ в др тихих "захолустьях" можно назвать-- из кот-х "растут" ПКР и торпеды.
      мы проседаем всей страной и такое кол-во "космонавтов"( по аналогии с 60-70 гг летчик-испытатели- элита)содержать все труднее. Только массовость спасет
  4. parusnik Офлайн
    parusnik 21 января 2018 16:00
    +7
    состоящая из двух газотурбинных агрегатов М7Н1 производства украинского предприятия «Зоря – Машпроект»
    ...А как же импортзамещение, о котором столько говорилось..?
    1. Оверлок Офлайн
      Оверлок 21 января 2018 16:03
      +8
      заходил на николаевский сайт- "Заря" пашет на Индию, сокращений нет
      1. Антарес Офлайн
        Антарес 22 января 2018 14:17
        +1
        Цитата: Оверлок
        заходил на николаевский сайт- "Заря" пашет на Индию, сокращений нет

        в 2016 контракт с Министерством обороны Республики Индия на поставку оборудования, согласно которому «Зоря» производит корабельные силовые установки, предназначенные для действующих кораблей индийских ВМС.
        Плюс они произведут и поставят в тандеме с Сумским машиностроительным заводом газотурбинные двигатели ДГ-90 для "Укртрансгаза". Оборудование предназначено для модернизации трех компрессорных станций газотранспортной системы Украины: "Ананьев", "Заднепровская" и "Южнобугская". Общий объем поставки — 9 машин. это составляет почти 15% годовой загрузки, а 30% выделенной суммы останется в Николаеве. Это 2016.
        в 2017 продолжило регулярные закупки у «Woodward Nederland BV» на поставку локальных систем управления главным газотурбинным агрегатом (*в сентябре «Зоря»-«Машпроект» заказала ей оборудования на 2,29 миллиона долларов, в 2016 году – на 1,02 миллиона долларов. А в 2015 году на 1,54 миллиона долларов.)
        газа купили на 78 млн грн.( 8,72 млн куб. м газу по 8 965 грн. за тис. куб)
        в общем Китай,Индия, газовое оборудование в Украине и пр...
    2. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 22 января 2018 11:32
      +1
      Цитата: parusnik
      ...А как же импортзамещение, о котором столько говорилось..?

      Так первая тройка 11356 успела получить украинские ГТД. Проблема с ГЭУ - у второй тройки.
      Пока что в первую очередь делают ГТД для 22350. Первый отечественный комплект обещали уже в этом году.
  5. albert Офлайн
    albert 21 января 2018 16:40
    +5
    Помни войну- так вроде говорил адмирал Макаров.
    1. андрей юрьевич 21 января 2018 17:05
      +15
      Шапкозакидательство и завет адмирала Макарова
      на такие "новости" ,"патриоты" стараются не заходить... - крыть нечем...
      1. rocket757 Офлайн
        rocket757 21 января 2018 18:18
        +7
        Интересно, а почему патриоты должны крыть? Кого они должны крыть?
        А какие патриоты патриотичнее, те которые за власть или те которые за РОДИНУ???
        1. albert Офлайн
          albert 22 января 2018 20:45
          +1
          Цитата: rocket757
          те которые за власть или те которые за РОДИНУ???

          Те, что за Родину, естественно.
          1. rocket757 Офлайн
            rocket757 22 января 2018 21:12
            +2
            Ставлю плюс, потому что согласен.
            Не понятно, кого андрей юрьевич в "патриоты" записал, которые на тему не заходят.
            Не приятно, что слово - ПАТРИОТ - с нормальным таким определением, склоняют как хотят!
    2. domnich Офлайн
      domnich 21 января 2018 21:17
      +5
      Цитата: albert
      Помни войну- так вроде говорил адмирал Макаров.




      (Кронштадт)
  6. Fitratovich Офлайн
    Fitratovich 21 января 2018 17:21
    +1
    Все три до строя для нас.Наши движки будут устанавливать
  7. роман66 Офлайн
    роман66 21 января 2018 17:39
    +2
    фрегат - сзаду перед , спереди зад, замучали эти названия, не наши они!
    1. тлауикол Офлайн
      тлауикол 22 января 2018 04:31
      +1
      да флот вообще не наше название, замучил - не наше это !
  8. PPD Офлайн
    PPD 21 января 2018 17:51
    +9
    "(см. «Ждет ли нас новая Цусима», «НВО» от 22.12.17)"
    Нет не ждёт. Цусимское сражение-бой двух равноценных в общем-то эскадр.
    У нас для Цусимы просто кораблей не хватит, по причине их отсутствия в должном количестве.
    Даже если МРК за эсминец посчитать.
  9. Немезида Офлайн
    Немезида 21 января 2018 18:12
    +8
    Все это от неспособности президента назначить нужных людей и спросить за результат с чиновников и барыг.Именно спросить,а не погрозить пальчиком,как это делает ВВП...
  10. gerkost2012 Офлайн
    gerkost2012 21 января 2018 20:53
    +3
    В провале судостроительной программы можно выделить главное. Это отсутствие свободных верфей, опытных проектировщиков и ведущих специалистов - технологов судостроителей крупнотоннажных судов и квалифицированных рабочих кадров. Некому четко "нарисовать" и воплотить. Все было утрачено в лихие 90 годы. Судя по тому, как Калининградский судостроительный строит БДК Иван Грен, там на лицо еще и явный саботаж!
    1. Evgeniy667b Офлайн
      Evgeniy667b 22 января 2018 09:10
      +1
      Да что уже говорить, непосредственные рабочие на площадках и стапелях, которые режут и варят металл в дефиците. Жертвы ЕГЭ могут только ничего не делать, но бабло любят. Убеждения тут уже не помогут, нужна принудиловка. Ну или гастеров подключать из солнечных республик, хотя они тоже работать не любят., просто выбора нет. Систему в стране надо менять, иначе кранты!
      1. rocket757 Офлайн
        rocket757 22 января 2018 11:03
        +1
        Страна менеджеров, юристов, психологов и прочих ...ов??? Какие перспективы то?
        Кстати, а кем все эти магистры и прочие недоученые работают???
      2. леликас Офлайн
        леликас 22 января 2018 12:11
        +3
        Цитата: rocket757
        Короче -Сушите вёсла, вот вам ...
        Будем посмотреть и ждать.
        Надеюсь, ответственные ребята из МО буду конкретнее нас и сделают правильные выводы ... меры тож соответственные примут.

        50 процентов косяков - из за того , что те самые ребята , не знают , что хотят получить на выходе ...
        Мало кораблей сдали - так еще в прошлом , или уже позапрошлом году - поменялась схема финансирования строительства , если раньше можно было перекидывать средства с одного заказа на другой - теперь нет - соответственно - или все работает или все стоит ,,
        Работать тоже некому - вон , на Амурский ССЗД людей с Питера гоняют в 3х месячные командировки ....
        1. rocket757 Офлайн
          rocket757 22 января 2018 12:54
          +2
          Даж обсуждать что, не решить сразу!!! проф ориентация в школе? проф образование? Система подготовки кадров, от промышленности и предприятий?
          А что у нас хорошо работает, кроме интернета то??? улетают молодые в мир фантазий, а приземление то потом очень жёсткое!!! Короче, без плановой госс политике в этой сфере у нас кирдык!!!
          А вот теперь закономерный вопрос - наши власти страну поднимать, двигать вперёд собираются?????????????
      3. gerkost2012 Офлайн
        gerkost2012 22 января 2018 20:02
        +2
        Да, сколь не болтают о "цифровой экономике", а оказывается, без хороших станочников, слесарей сборщиков и инструментальщиков, сварщиков, электромонтажников и др ничего не сделать. Как воздух нужны в цеха опытные мастера участков, опора руководства. Вместо них какие то "менагеры" с около всяческим образованием, типа как улыбкой завоевать клиента. А как вести сварной шов или сорта стали для них космос. В итоге БДК "Ивана Грена" делают 14 лет, а Китай за это время большой флот построил.
        1. rocket757 Офлайн
          rocket757 22 января 2018 21:24
          +1
          Не надо о "цифровой экккк" напоминать. Как покедимона вижу начинаю ржать или матом крыть!!!
          Бывший бухгалтер, эт предел рабочего представительства там, ближе к верхушке ...... То бы ладно, но об ответственности пред народом и заботе об нуждах страны, там даж не подозревают!!!
          Короче голосуем ЗА???? а за кого???
  11. Anyone Офлайн
    Anyone 21 января 2018 21:52
    +5
    Цитата: ВЕРЕСК
    Индия-ещё те об...ны.На кой с ними вообще дела иметь?Деньга?Они склизкие парни.

    Как минимум три оборонных предприятия/НИИ выжили и существуют лишь из-за индийских контрактов.
  12. Тестов Офлайн
    Тестов 21 января 2018 22:27
    +10
    Ребята, вы все большие и умные, в РФ не только царя играет свита,но и царь играет свитой.Похоже, система эта устраивает и царя, и бояр.
    Посмотрите, как будет время, биографию нынешнего губернатора Архангельской области Игоря Анатольевича Орлова. Вопросы по Калининградскому "Янтарю" и всё что он еле-еле в моря отправляет, в том числе "Грена", у многих комментаторов сайта. А у Орлова медаль "За заслуги перед Отечеством" 2 степени в 2011 году появилась.Калининградские сороки трещат, что умел директор "Янтаря"важно кивать на совещаниях и указательный палец правой руки выпрямлять, когда остальные сжаты.
    Северодвинские сороки трещат, что стал Орлов заместителем Калистратова на "Звёздочке", как раз после уголовного дела по не уплате "Звёздочкой" миллионных налогов. Зама Калистратова по финансам, господина Тихонова, по тому уголовному делу сделали крайним. Правда сороки с острова Ягры трещат, что сделал крайним его именно Орлов, спасая брюки Калистратова от не весёлой работы - полировки скамьи подсудимых. Орлов, в те годы, не пил так часто на базе отдыха Северодвинского хлебокомбината у гостеприимного господина Мостовича, как остальное руководство "Звёздочки", сосудики у него были чище, чем у остальных, был он значительно моложе - голова работала лучше. Как такого не заметить и не отблагодарить!?
    Как ЕБН говорил:"Вот такая, понимашь, загогулина!"
    1. Ниточкин Офлайн
      Ниточкин 22 января 2018 02:49
      +1
      И куда не плюнь, везде так, содют тех, кто подписи ставил, а кто непосредственно отдавал распоряжение, тот гуляет на свободе.
  13. EvilLion Офлайн
    EvilLion 22 января 2018 08:46
    +1
    Великий практик Макаров.. Тогда уж великий практик плавания по минам.
    1. Антарес Офлайн
      Антарес 22 января 2018 13:51
      +2
      Цитата: EvilLion
      огда уж великий практик плавания по минам.

      Того тоже практик "хождения по минам", однако это ему не помешало.
      Просто у Степана Осиповича опыт на этом и закончился. А жаль.
      1. EvilLion Офлайн
        EvilLion 22 января 2018 15:34
        0
        Как и у русского флота успехи в той войне. Но помнить будут "Варяга", который, похоже, ни разу и во врага-то не попал.
  14. KudrevKN Офлайн
    KudrevKN 22 января 2018 11:23
    +3
    А что Вы хотели от СТРАХОВОГО АГЕНТА? Где Вы сейчас видели профессионалов в России? Сейчас Экономикой в нашей стране "рулят" эффективные ... чекисты!? "Уверенно правильной дорогой шагаем, Товарищи ... к Революции!" И поверьте, через шесть лет (!) в России будет майдан еще похлеще, чем в Украине и Иране? Посмотрите речь Багдасарова у Соловьева в "Воскресенье". Удачи всем!
  15. kig Офлайн
    kig 22 января 2018 11:45
    +4
    События, связанные с ... возвращением Крыма в лоно России .... еще раз подтверждает ощущение, что КрымНаш был затеян с бухты барахты, без проработки возможных последствий.
    1. rocket757 Офлайн
      rocket757 22 января 2018 15:05
      +2
      Лови момент!!! Такого правила ещё никто не отменял .... впрочем власти на счёт народа не промахнулись, мы хотим чувствовать себя великой державой!!! А последствия? да положили мы на эти последствия, АВОСЬ само рассосётся!!!
    2. EvilLion Офлайн
      EvilLion 22 января 2018 15:42
      +1
      Мнения приднепровских и карпатских племен никто не спрашивает.
      1. rocket757 Офлайн
        rocket757 22 января 2018 15:50
        +1
        А когда зареченских спрашивали, как им жить???
  16. etrofimov Офлайн
    etrofimov 23 января 2018 11:16
    0
    Индусы- продажные псевдосоюзники! Уже валяются под штатниками с раздвинутыми ягодицами. Надо их серьезно проучить, снабдив Китай и Пакистан более современным оружием и натравив на Индию. (Китай снабжать аккуратно, чтобы против нас не рыпнулись с этим оружием).
    Индусы давно ни от кого люлей не отхватывали, нужно посодействовать желающим это организовать!
    1. rocket757 Офлайн
      rocket757 23 января 2018 11:47
      +1
      Индусы конечно ещё те жучары, но просто так бросать всё, что сложилось раньше НЕ НАДО!!!
      Правительство смениться, а Боливуд будет всегда ... и взятки придётся опять носить мешками, но они такие какие есть, их очень много и на мировой арене они играют уже значимою роль!!!
      Они не враги, очень хитрые почти друзья, так что тщательней надо работать нашим политикам, дипломатам, бизнесменам!!!
  17. xomaNN Офлайн
    xomaNN 24 января 2018 11:16
    +3
    Приходилось бывать на калининградском "Янтаре" в начале 80-х. Неплохая верфь и пережила "дерибан" 90-х. Надеюсь, что русские ГТУ наконец будут отработаны и пойдут в серию. Лучше поздно чем никогда request