Авиация против танков (часть 23)

49


Согласно западным экспертным оценкам, после окончания ирано-иракской войны в Иране осталось около сотни ударных вертолётов АН-1J. Однако трудности со снабжением запасными частями и не всегда своевременное техническое обслуживание привели к тому, что в начале 90-х едва ли половина из имеющихся «Кобр» могла подняться в воздух. Понимая ценность имеющихся боевых вертолетов, иранцы на мощностях авиастроительной компании Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company (HESA) в городе Шахин-Шехр, начиная с 1993 года, организовали восстановительный ремонт машин с достаточным для дальнейшей эксплуатации ресурсом. На иранских предприятиях было налажено производство и восстановление ряда ключевых узлов и агрегатов для АН-1J. Однако технический износ и лётные происшествия привели к сокращению парка боевых вертолётов. Сейчас в Иране в лётном состоянии имеется примерно 50 «Кобр». Большая их часть сконцентрирована на авиабазах Shahid Vatan Pour и Badr в провинции Исфахан, в непосредственной близости от ремонтного предприятия.



Иранская компания Iran Helicopter Support and Renewal Company (IHSRC) на основе «Кобры» создала боевой вертолёт Panha 2091 Toufan. По сравнению с американским прототипом благодаря использованию более толстого пулестойкого стекла и дополнительной композитной брони увеличилась защищённость кабины. Скорее всего, Toufan представляет собой не абсолютно новую, построенную с нуля машину. По всей видимости, при «создании» иранского ударного вертолёта использовался восстановленный АН-1J.

На вертолёте с максимальной взлётной массой 4530 кг установлены два турбовальных двигателя с взлётной мощностью 1530 л.с. Максимальная скорость в горизонтальном полёте 236 км/ч. Практическая дальность – 600 км. Вооружение включает в себя иранский аналог 20-мм трёхствольной пушки M197 с боекомплектом до 750 снарядов, блоки с 70 или 127-мм НАР.


Иранский боевой вертолёт Toufan


Боевой вертолёт Toufan лишен обзорно-прицельной системы М65, и испытания проводились без управляемых противотанковых ракет, что серьёзно снижает боевые возможности машины. Можно предположить, что в Иране не сочли нужным воспроизводить аппаратуру, созданную в начале 70-х. Устаревшее БРЭО, унаследованное от АН-1J, и только неуправляемое вооружение не устроили иранских военных, и они потребовали доработки машины. По всей видимости, в создании улучшенного варианта, получившего обозначение Toufan 2 (Storm 2), участвовали китайские специалисты. В 2013 году в воздухе было продемонстрировано два экземпляра Toufan 2.


Боевой вертолёт Toufan 2


При сохранении лётных данных первого варианта, в носовой части вертолёта Toufan 2 смонтирована современная оптоэлектронная система. В кабинах пилота и оператора вооружения установлены многофункциональные ЖК-мониторы. Также на модернизированном вертолёте появились датчики, фиксирующие лазерное и радиолокационное облучение. В состав вооружения введены ПТУР Toophan-5 с лазерным наведением, созданные на базе BGM-71 TOW. Ракета массой около 20 кг способна поражать цели на дальности более 3500 м.

Хотя вертолёт Toufan 2 для Ирана стал безусловным шагом вперёд, он не способен конкурировать с современными ударными винтокрылыми машинами. По своим характеристикам и вооружению иранский вертолёт проигрывает не только «Апачу» или Ми-28, но и АН-1W Super Cobra и AH-1Z Viper, с которыми имеет общие корни. Лётные данные вертолёта Toufan 2 можно было бы повысить, заменив двухлопастной несущий винт на четырёхлопастной, как на AH-1Z Viper, но создать эффективный несущий винт и внести изменения в трансмиссию оказалось слишком сложной задачей для иранских инженеров. Существует вероятность, что по аналогии с иранскими истребителями, созданными на базе американского F-5Е, вертолёты Toufan 2 собирают по несколько экземпляров в год. Однако настоящая численность этих машин в иранских вооруженных силах неизвестна.

До разрыва отношений с США в Иран была поставлена техническая документация для лицензионного производства Bell 206 JetRanger. Американская компания Textron построила в Шахин-Шехре авиационный завод. Кроме того, в качестве временной меры при шахе было приобретено более 150 легких многоцелевых вертолетов Agusta-Bell 206A-1 и 206B-1 - лицензионных копий американских Bell 206 JetRanger. В начале 90-х в опытную эксплуатацию поступило несколько вооруженных вертолётов Shahed 274 с ПТУР и НАР. Эта машина, спроектированная на базе Bell 206 JetRanger, массово не строилась.


Иранский многоцелевой вертолёт Shahed 278


Иранская версия американского лёгкого многоцелевого вертолёта Bell 206 JetRanger, показанная в 2002 году, получила обозначение Shahed 278. В конструкции Shahed 278 для снижения массы фюзеляжа широко применяются композитные материалы, кабина оснащена многофункциональными дисплеями. По иранскому телевидению были продемонстрированы кадры испытаний вооруженной модификации с блоками неуправляемых ракет и пулеметом.

Авиация против танков (часть 23)


По сути, в ИРИ повторяют путь, пройденный американцами в 70-е годы. По своим характеристикам Shahed 278 практически идентичен американскому лёгкому вертолёту OH-58С Kiowa. Вертолёт с максимальной взлётной массой 1450 кг оснащён двигателем Allison 250-С20 мощностью 420 л.с. и может развить скорость до 230 км/ч. Препятствием на пути массового производства Shahed 278 стали санкции, введённые против Ирана. Турбовальные двигатели Allison 250-С20 были признаны изделиями «двойного назначения» и запрещены к поставкам в ИРИ. По этой причине всего построено примерно два десятка Shahed 278.

После прихода к власти в Иране ортодоксального духовенства на легальные поставки оружия из США рассчитывать больше не приходилось. В годы войны с Ираком, с целью компенсации потерь началась разработка собственного боевого вертолёта, предназначенного для оказания огневой поддержки наземным подразделениям. В конце 80-х на испытания был передан вертолёт, известный как Zafar 300. Эта машина создана инженерами HESA на базе Bell Model 206 JetRanger.


Боевой вертолёт Zafar 300


При создании Zafar 300 иранские инженеры значительно переработали фюзеляж Bell Model 206A. Экипаж размещался тандемом в двухместной кабине, с превышением пилота над оператором вооружения. Ударный вертолёт унаследовал от многоцелевого Bell Model 206 турбовальный двигатель Allison 250-C20В мощностью 317 л.с. Резерв массы, образовавшийся после ликвидации пассажирской кабины, пошел на повышение защищённости экипажа. В носовой нижней части кабины установлена подвижная турель с шестиствольным 7,62-мм пулемётом GAU-2B/A Minigun. С двух сторон фюзеляжа могли быть подвешены блоки с 70-мм НАР или контейнеры с пулемётами.

По сравнению с Bell Model 206 лётные данные практически не изменились. При максимальной взлётной массе 1400 кг, с 280 литрами топлива на борту, вертолёт имел практическую дальность полёта около 700 км. Максимальная скорость – 220 км/ч. Достоверных данных о защищенности Zafar 300 нет. Можно предположить, что кабина была прикрыта лёгкой бронёй, предохранявшей от пуль винтовочного калибра. Отсутствие на борту управляемого противотанкового вооружения снижало боевую ценность первого иранского ударного вертолёта. По сути, Zafar 300 являлся эрзацем военного времени, но на войну он не успел, и после окончания боевых действий серийно вертолёт не строили.

В мае 2009 года в репортаже иранского телевидения продемонстрированы прототипы вертолёта Shahed 285. Эта машина также построена на базе Bell Model 206A и внешне сильно напоминает Zafar 300. Но согласно иранским источникам в конструкции вертолёта широко используются композитные материалы. С целью экономии веса и повышения защищённости вертолёт сделали одноместным.


Прототип Shahed 285


Вариант Shahed 285, известный также как AH-85A, предназначен для армейской авиации и вооружен двумя блоками 70-мм НАР и 7,62-мм пулемётом ПКТ в подвижной турели. Однако позже от подвижной турели отказались, и пулемёт был жестко закреплён.


Сухопутная и морская модификации Shahed 285


Модификация AH-85C спроектирована для иранских ВМС. Вместо пулемётной установки в носовой части имеется поисковый радиолокатор. На пилонах морского вертолёта AH-85C подвешиваются две ПКР Kowsar с дальностью пуска до 20 км. Вес ракеты составляет 100 кг, каждая ПКР несёт 29 кг боевую часть.



Для поиска целей и применения оружия в кабине пилота установлен многофункциональный дисплей. Впрочем, непонятно, зачем вертолёту, несущему управляемые противокорабельные ракеты, броня, какая необходимость строить его одноместным и перегружать пилота навигацией, поиском целей и наведением ракет.

Shahed 285 является самым лёгким специализированным ударным вертолётом в мире. Его максимальный взлётный вес составляет всего 1450 кг. При этом заявлено, что практическая дальность полёта превышает 800 км. Вертолёт оснащён одним двигателем Allison 250-С20, и способен разогнаться до 225 км/ч.



В настоящее время ведётся малосерийная сборка вертолётов Shahed 285. Основным препятствием для их массового производства является невозможность легальной закупки авиадвигателей Allison 250-С20. Иранцам приходится идти на различные ухищрения и приобретать вертолётные двигатели через посредников в третьих странах.



В 2010 году на авиасалоне, проходившем на острове Киш, представлен легкий ударный вертолет Shahed 285C с макетами ПТУР Sadid-1. В конце сентября 2013 года на выставке вооружений в Тегеране демонстрировался новый вариант Shahed 285 с крупнокалиберным 12,7-мм пулемётом и блоками НАР.

Нельзя сказать, что создание вертолёта Shahed 285 существенно усилило боевой потенциал иранских вооруженных сил. Хотя варианты с управляемым оружием прорабатываются, крайне маловероятно, что в Иране удастся создать компактный и лёгкий высокоавтоматизированный комплекс вооружения, совмещённый с эффективной прицельно-поисковой системой. А без этого вести поиск целей и результативно применять управляемое оружие на одноместной машине просто невозможно. По большому счёту Shahed 285 является достаточно примитивным лёгким винтокрылым штурмовиком, боевая ценность которого при использовании против противника, имеющего современную войсковую ПВО, вызывает большие сомнения. Сами же иранцы заявляют, что Shahed 285 должен лишь вести разведку в интересах ударных вертолётов Toufan 2 и действовать против одиночных слабозащищённых целей. Однако и тех и других вертолётов в войска пока поставлено очень мало, и оказать заметное влияние на ход боевых действий они не смогут.

В первой половине 80-х в Индию велись поставки ударных советских вертолётов Ми-25 (экспортный вариант Ми-24Д). В целом они зарекомендовали себя положительно, но всё же «крокодил» оказался слишком тяжелой машиной, что особенно проявлялось в условиях высокогорья. Для действий в предгорьях Гималаев индийским вооруженным силам требовался вертолет, обладающий хорошими высотными характеристиками.

Начиная с 1973 года индийская армия эксплуатировала лицензионную копию вертолёта Aérospatiale SA 315B Lama. Машина, имеющая очень много общего с лёгким вертолётом Alouette III, оснащалась двигателем Turbomeca Artouste IIIB с взлётной мощностью 870 л.с. Максимальная взлётная масса - 2300 кг. Хотя максимальная скорость полёта была относительно небольшой – 192 км/ч, вертолёт обладал отличными высотными характеристиками. В 1972 году на нём был поставлен абсолютный рекорд высоты полёта – 12422 м. Выше до сих пор ни один вертолёт не поднимался.

В Индии вертолёт SA 315B Lama производился компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) под названием Cheetah. Всего в Индии за 25 лет серийного производства построено более 300 вертолётов Chetak. Часть машин во второй половине 70-х оснащалась закупленным во Франции ПТРК AS.11.



Оптические датчики системы наведения ПТУР устанавливались над кабиной экипажа. Однако ввиду отсутствия даже лёгкой брони вертолёт был очень уязвим для огня с земли. В ходе пограничных конфликтов с Пакистаном несколько машин было потеряно.

В 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже был продемонстрирован ударный вариант вертолёта Chetak – Lancer. Эта машина создавалась с середины 80-х в рамках программы LAH (Light Attack Helicopter – рус. Лёгкий ударный вертолёт).


Лёгкий боевой вертолёт Lancer


Лёгкий боевой вертолёт Lancer создан на базе ударной модификации Cheetah. В ходе проектирования «Лансера» много внимания уделили снижению уязвимости. Лобовая часть кабины выполнена из пулестойких прозрачных панелей. По бокам экипаж прикрыт кевларовой бронёй. Для защиты топливных баков и элементов управления вертолетом использованы легкие составные керамо-полимерные броневые листы, способные удержать винтовочную пулю с дистанции 300 м. Однако двигательный отсек, как и на вертолёте Chetak, ничем не прикрыт. Lancer оснащен таким же двигателем, как и Cheetah. За счёт сокращения объёма топливного бака и отказа от пассажирской кабины максимальная взлётная масса снижена до 1500 кг. Это в свою очередь позволило увеличить скороподъёмность и довести максимальную скорость полёта до 215 км/ч – то есть по сравнению с многоцелевым вертолётом Chetak максимальная скорость возросла на 27 км/ч. При этом ударный вертолёт сохранил хорошие высотные данные – его практический «потолок» более 5000 м.



На двух внешних узлах подвески может быть размещено вооружение массой до 360 кг. Как правило, это контейнеры с 12,7-мм пулемётами и пусковые установки 70-мм НАР. Так как «Лансер» создавался для борьбы с инсургентами в горных районах и джунглях, на вертолёт сознательно не стали монтировать комплекс управляемого вооружения. Хотя для середины 90-х лёгкий боевой вертолёт не блистал высокими данными, он строился серийно, пусть и в небольших количествах. В общей сложности силам специальных операций передано полтора десятка «Лансеров». История боевого применения этих машин в Индии не разглашается, но в СМИ просочилась информация об использовании индийских лёгких ударных вертолётов в начале «нулевых», во время боёв с маоистами в Непале.

В 1985 году компания HAL совместно с западногерманской Messerschmitt Bölkow Blohm GmbH начала работу по созданию современного вертолёта лёгкого класса. В рамках программы ALH (Advanced Light Helicopter – рус. Многоцелевой лёгкий вертолёт) был создан вертолёт Dhruv. Первый полёт новой винтокрылой машины состоялся в 1992 году, однако в связи с осуществлением в 1998 году индийских ядерных испытаний, против страны были введены международные санкции, и так как европейские компании приостановили сотрудничество, процесс доводки замедлился. Поставки серийных вертолётов начались только в 2002 году. Машина строилась как в гражданском, так и в военном варианте. Индийская армия официально приняла вертолёт на вооружение в 2007 году.

На военных модификациях реализован ряд мер по повышению боевой живучести. В конструкции фюзеляжа велика доля композитных материалов. Наиболее уязвимые места прикрыты керамо-кевларовой бронёй. Баки вертолёта протектированы и заполняются нейтральным газом. На сопла двигателей для уменьшения температуры выхлопных газов устанавливаются устройства, смешивающие выхлопные газы с холодным забортным воздухом.



Одновременно с подготовкой к производству транспортно-десантной модификации велись работы по созданию ударного варианта. Известно о постройке как минимум одной машины с подвижной 20-мм трёхствольной пушкой M197. В носовой части вертолёта была установлена инфракрасная прицельно-поисковая система. В состав вооружения должны были войти ПТУР и НАР.

Первые серийные модификации Mk I и Mk II оснащались двумя двигателями Turbomeca ТМ 333 мощностью на взлётном режиме 1080 л.с. каждый. Вертолёт с максимальной взлётной массой 5500 кг может взять на борт 12 десантников или груз массой до 2000 кг. Максимальная скорость полёта – 265 км/ч. Скороподъемность – 10,3 м/с. Практический потолок – 6000 м. Боевой радиус – 390 км.

Индийские вооруженные силы заказали 159 вертолётов. Существуют транспортно-десантная, противолодочная и модификации для береговой охраны. Часть вертолётов, заказанных армией, вооружена блоками НАР и пулемётами в дверных проёмах.

Вертолёта «Дхрув» при стоимости в зависимости от комплектации $ 7-12 млн оказался востребован на внешнем рынке. На сегодняшний день иностранным заказчикам поставлено более 50 машин. Однако «Дхрув» после ввода в эксплуатацию в 2005 году продемонстрировал достаточно высокую аварийность. По состоянию на сентябрь 2017 года в лётных происшествиях потеряно или серьёзно пострадало два десятка машин.

На базе многоцелевого варианта в 2007 году создана ударная модификация Dhruv (ALH Mk.4). После принятия на вооружение в 2012 году эта машина получила имя Rudra. В состав БРЭО вертолёта «Рудра» введена оптоэлектронная прицельно-обзорная система, с датчиками на гиростабилизированной шаровидной платформе, установленной в носовой части.


Боевой вертолёт Rudra


В удлиненном носовом обтекателе, который также улучшил аэродинамику, размещено дополнительное оборудование. Благодаря этому вертолёт способен действовать в условиях плохой видимости и ночью. Его кабина имеет так называемую «стеклянную архитектуру», в распоряжении пилотов имеется ударостойкие жидкокристаллические дисплеи размером 229х279 мм. В создании аппаратуры ночного видения, разведки, целеуказания и управления вооружением участвовали специалисты израильской компании Elbit Systems. Оборонительные системы, фиксирующие работу вражеских радиолокаторов, лазерных дальномеров-целеуказателей и средства противодействия создала американо-шведская компания Saab Barracuda LLC. Оптоэлектронная система COMPASS от Elbit Systems включает в себя цветную телевизионную камеру высокого разрешения, телевизор дневного света камеры, тепловизионную систему наблюдения, лазерный дальномер-целеуказатель с возможностью автоматического сопровождения цели. Все компоненты системы COMPASS в настоящее время производятся в Индии по лицензии на предприятиях компании Bharat Electronics Limited.

Использование турбовальных двигателей Turbomeca Shakti III с суммарной взлётной мощностью 2600 л.с., несмотря на увеличившийся до 2700 кг максимальный взлётный вес, позволило сохранить лётные данные на уровне вертолёта «Дхрув». Одновременно с подвеской вооружения имеется возможность транспортировки десантников и груза на внешней подвеске. Четырёхлопастной несущий винт выдерживает прострел 12,7-мм пулями, но кабина защищена только локальным бронированием.



Боевой вертолёт Rudra планируется вооружить противотанковыми управляемыми ракетами Helina (HELIicopter-mounted NAg), разработанными на базе наземного ПТРК Nag. Ракета массой 42 кг и диаметром 190 мм оснащена инфракрасной ГСН и функционирует в режиме «выстрелил и забыл». Во время тестов, проводимых в пустыне Раджастхан устойчивый захват цели, в роли которой выступал танк Т-55, происходил на дальности 5 км.


ПТУР Helina с ИК ГСН


Средняя скорость на траектории – 240 м/с. Дальность пуска – 7 км. Сообщалось, что с 2012 года ведутся испытания модификации с радиолокационной ГСН миллиметрового диапазона с дальностью пуска 10 км. Принятие вертолётов «Рудра» на вооружение последовало после того, как в октябре 2012 года командование МО Индии решило ввести в состав армейской авиации ударные вертолеты. В 2017 году в авиацию СВ Индии должно было быть поставлено 38 вертолетов «Рудра», еще 16 машин получат ВВС.


Испытательный пуск ПТУР Helina с вертолёта Rudra


Альтернативным вариантом управляемого ракетного вооружения является лёгкая ПТУР LAHAT с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Она разработана фирмой MBT Missiles Division, входящей в состав израильской компании Israel Aerospace Industries. Масса счетверённой пусковой установки ПТУР LAHAT составляет 75 кг. Дальность пуска – до 10 км. Средняя скорость полёта ракеты – 285 м/с. Брoнепробиваемость: 800 мм гомогенной брони.

Помимо перспективных ПТУР в состав вооружения вертолёта «Pудра» входят блоки с 70-мм НАР и ракеты воздушного боя Mistral, а в удлинённой носовой части размещена подвижная турель с 20-мм французской пушкой THL-20. Боекомплект может составлять 600 снарядов.


Турель с 20-мм пушкой THL-20


Управление вооружением осуществляется с помощью нашлемной прицельной системы. Боевой вертолёт Rudra оснащён весьма современными электронными системами и способен эффективно действовать ночью. Но эта машина всё же слабо защищена даже от огня лёгкого стрелкового оружия, что в полномасштабных боевых действиях чревато большими потерями.


Ударный вертолёт HAL LCH


29 марта 2010 года на территории летно-испытательного центра компании HAL в Бангалоре состоялся первый полёт новейшего индийского лёгкого боевого вертолёта HAL LCH (Light Combat Helicopter – рус. Лёгкий боевой вертолёт).



На этой машине с тандемным расположением экипажа используются узлы и агрегаты, отработанные на вертолёте Dhruv, а прицельно-навигационное оборудование, вооружение и оборонительные системы полностью заимствованы с ударного вертолёта Rudra. В передней кабине находится место оператора, кабина пилота отделена от него бронеперегородкой. Для поиска целей и применения вооружения применяется оптоэлектронная система COMPASS, разработанная в Израиле. В настоящее время совместно с британской компанией BAE Systems ведется создание оборонительной лазерной системы противодействия ракетам с тепловой головкой наведения. Сумма контракта не разглашается, но согласно экспертным оценкам, закупочная цена одного комплекта защитного вертолётного оборудования может превысить $ 1 млн. В состав системы входят оптоэлектронные датчики обнаружения ракет, источники лазерного излучения и аппаратура управления, функционирующая в автоматическом режиме. После обнаружения приближающейся ракеты ПЗРК или УР «воздух-воздух» импульсные лазеры оборонительной системы должны произвести ослепление ИК ГСН и сорвать наведение на цель. В 2017 году индийское правительство потребовало от компании BAE Systems в ближайшее время завершить адаптацию лазерной оборонительной системы и приступить к полигонным испытаниям. В перспективе защитной лазерной аппаратурой планируется оснастить большую часть индийских боевых вертолётов.


Цифровой макет HAL LCH


Вертолёт LCH оснащён двумя двигателями Turbomeca Shakti III – такими же, как на Dhruv и Rudra. Благодаря использованию композитных материалов, на предсерийном четвёртом экземпляре по сравнению с головным прототипом «сухой вес» удалось снизить на 200 кг. В ходе проектирования много внимания было уделено снижению демаскирующих факторов: акустической, тепловой и радиолокационной заметности. Предсерийный экземпляр вертолёта LCH несёт «цифровой камуфляж». Представители компании HAL заявляют, что их машина превосходит по уровню скрытности американский AH-64E Apache, российский Ми-28 и китайский Z-19.


Боевые вертолеты LCH и Rudra


Одним из основных критериев, озвученных при оформлении техзадания на разработку Light Combat Helicopter, была способность действовать в условиях высокогорья. В связи с этим практический потолок вертолёта составляет 6500 м, а скороподъёмность 12 м/с. Машина с максимальным взлётным весом 5800 кг имеет практическую дальность полёта 550 км. Максимальная скорость полёта – 268 км/ч.



Для проведения лётных испытаний и тестирования в различных климатических условиях построено четыре прототипа LCH. Они проходили проверку в жаре пустыни Раджастан и на леднике Сиачен, неподалеку от индо-пакистанской границы. При посадке на ледник высота составляла 4,8 км над уровнем моря. Во второй половине 2016 года было признано, что вертолёт соответствует требованиям и стандартам индийских вооруженных сил. В августе 2017 года МО Индии оформило заказ на серийное производство вертолётов LCH. В перспективе 65 машин должны получить ВВС и 114 поступит в армейскую авиацию. Поставки в строевые эскадрильи запланировано начать в 2018 году. Основное назначение лёгких боевых вертолётов LCH – действия днём и ночью против разного рода повстанческих групп в условиях сложного рельефа местности. В то же время, в случае оснащения ПТУР вертолёт способен с бронетехникой.



Концептуально индийский LCH схож с китайским вертолётом Z-19. Хотя максимальный взлётный вес индийской машины больше примерно на тонну, защищённость LCH приблизительно такая же – заявлено, что вертолёт LCH способен выдерживать попадания одиночных 12,7- мм пуль. В рекламных материалах говорится, что этого удалось достичь благодаря использованию керамической брони, армированной кевларом. Якобы эта оригинальная лёгкая броня, разработанная в Индии, не уступает лучшим мировым аналогам.

Предполагается, что более лёгкие LCH при столкновении с сильным противником будут действовать совместно с технологически более продвинутыми и лучше защищёнными AH-64E Apache. Впрочем, предварительный индийский заказ на «Апачи» составил всего 22 единицы, и такое количество для Индии большой погоды не сделает. После начала серийного строительства LCH этот вертолёт может быть привлекателен для иностранных покупателей из числа небогатых государств «третьего мира» и повторить успех многоцелевого вертолёта Dhruv. Этому способствует относительно невысокая стоимость - $ 21 млн. Впрочем, китайцы предлагают свой ударно-разведывательный Z-19Е ещё дешевле – за $ 15 млн.

В послевоенное время Силы самообороны Японии в основном оснащались техникой и вооружением американского производства. Ряд образцов американской авиатехники строился по лицензии. Так, с 1984 по 2000 год компанией Fuji Heavy Industries для авиации Сухопутных сил самообороны было построено 89 AH-1SJ Cobra. В 2016 году в Силах самообороны имелось 16 «Кобр». В 2006 году Fuji Heavy Industries начала поставки в ударные эскадрильи армейской авиации лицензионных AH-64DJP. Всего предполагалось передать в войска 50 «Апачей» японской сборки. Однако из-за роста стоимости программы она была приостановлена. По состоянию на 2017 год японские военные эксплуатируют 13 вертолётов «Апач». Компания Kawasaki Heavy Industries в свою очередь произвела 387 лёгких разведывательно-ударных вертолётов ОН-6D Cayuse. До сих пор в Японии в строю имеется примерно сотня «Кейюсов», однако вертолёт, созданный в первой половине 60-х, уже не удовлетворяет современным требованиям. Ещё в 80-е годы командование Сухопутных Сил самообороны сформулировало техзадание к ударно-разведывательной винтокрылой машине. Так как значительная часть Японских островов имеет горный рельеф, военным был необходим относительно лёгкий вертолёт-разведчик с хорошей высотностью, способный быстро менять направление и высоту полёта и с продолжительностью полёта не менее двух часов. Обязательным условием стало наличие двух двигателей, что повышало безопасность эксплуатации в мирное время и живучесть в случае боевых повреждений. Наиболее уязвимые части конструкции должны были быть дублированы или прикрыты лёгкой бронёй.

Первоначально, с целью снижения расходов на НИОКР и эксплуатацию новый вертолёт планировалось создать на базе Bell UH-1J Iroquois, который также строился в Японии по лицензии, но после анализа всех вариантов этот путь признали тупиковым. В японских противотанковых эскадрильях уже был вертолёт, спроектированный на базе «Ирокеза», и создание машины по своим характеристикам, близким к американской «Кобре», не нашло понимания у заказчика. К тому же строительство нового современного вертолёта на основе узлов и агрегатов, спроектированных в Японии, сулило большие выгоды национальной промышленности и стимулировало развитие собственного научно-технического потенциала. К 1992 году удалось прийти к консенсусу между заказчиком, в лице командования армейской авиации, правительством, выделявшим деньги на создание и серийное производство нового вертолёта и промышленниками. Генеральным подрядчиком по программе перспективного лёгкого ударно-разведывательного вертолёта ОН-Х была назначена компания Kawasaki, уже имевшая опыт строительства ОН-6D Cayuse. «Кавасаки» отвечала за общую компоновку машины, проектирование несущего винта и трансмиссии и получала 60% финансирования. Компании Mitsubishi и Fuji занимавшиеся разработкой двигателей, электроники и изготовлением внешних фрагментов фюзеляжа, делили поровну оставшиеся 40 % денежных средств, выделенных на разработку.

Так как машина создавалась с нуля, а японские авиастроительные копании к началу 90-х накопили значительный опыт лицензионной постройки иностранных образцов и уже имели собственные оригинальные разработки, новый вертолёт имел большой коэффициент технической новизны. При создании узлов и агрегатов в большинстве случаев прорабатывалось несколько вариантов с натурным созданием образцов и сравнением их между собой. Была проведена очень значительная научно исследовательская работа. Так, специалисты компании «Кавасаки» разработали два альтернативных варианта хвостового рулевого устройства: реактивную систему компенсации крутящегося момента и винт типа «фенестрон». Достоинством реактивной системы типа NOTAR (No Tail Rotor — рус. Без хвостового винта) является отсутствие на хвостовой балке вращающихся частей, что повышает безопасность и удобство эксплуатации вертолёта. Система NOTAR компенсирует реактивный момент несущего винта и управляет по рысканью при помощи вентилятора, установленного в хвостовой части фюзеляжа, и системы воздушных сопел на хвостовой балке. Однако было признано, что NOTAR уступает по эффективности рулевому винту типа «фенестрон». Компания «Кавасаки» также стала разработчиком оригинальной композитной бесшарнирной втулки и композитного четырёхлопастного несущего винта. При «сухом весе» вертолёта 2450 кг более 40% конструкции выполнено из современных композитных материалов. Благодаря этому весовое совершенство машины достаточно велико.

OH-X построен по традиционной для современных ударных вертолётов схеме. Фюзеляж вертолёта достаточно узкий, его ширина составляет 1 м. Экипаж расположен в тандемной кабине. Спереди – рабочее место пилота, сзади и выше установлено кресло лётчика-наблюдателя. За кабиной на фюзеляже крылья небольшого размаха, с четырьмя узлами подвески. На каждый узел можно подвесить вооружение массой до 132 кг, или дополнительные топливные баки.

На вертолёте установлены два турбовальных двигателя TS1 с взлётной мощностью 890 л.с. Двигатели и цифровая система управления созданы компанией «Мицубиси». В качестве альтернативных вариантов, на случай неудачи с двигателями японской разработки рассматривались американский LHTEC T800 мощностью 1560 л.с. и MTR 390 мощностью 1465 л.с., использованный на Eurocopter Tiger. Но в случае применения иностранных моторов с большими габаритами на вертолёт удалось бы установить только один двигатель.


Прототип вертолёта OH-X


Вертолёт OH-X впервые поднялся в воздух 6 августа 1996 года с аэродрома испытательного центра сил самообороны в Гифу. Всего было построено четыре лётных прототипа, налетавших суммарно более 400 часов. В 2000 году Силы самообороны Японии приняли вертолёт на вооружение под наименованием OH-1 Ninja (рус. «Ниндзя»). На сегодняшний день в войска отправлено более 40 машин. Стоимость одного вертолёта составляет приблизительно $ 25 млн. Общий заказ предусматривает поставку в Силы самообороны более 100 вертолётов. Однако имеется информация, что в 2013 году производство винтокрылых «Ниндзя» было прекращено.


OH-1 Ninja


Ударно-разведывательный вертолёт с максимальной взлётной массой 4000 кг, в горизонтальном полёте способен развить скорость 278 км/ч. Крейсерская скорость – 220 км. Боевой радиус – 250 км. Перегоночная дальность полёта – 720 км.

Ещё на этапе проектирования предусматривалось, что в состав БРЭО вертолёта «Ниндзя» войдёт аппаратура, обеспечивающая применение управляемых противотанковых ракет с лазерным или тепловым наведением. Над кабиной пилота во вращающейся гиростабилизированой шаровидной платформе установлены датчики оптоэлектронной комбинированной системы, обеспечивающей всесуточное боевое применение, с обзором 120 ° по азимуту и 45 ° градусов по углу места. В состав обзорно-прицельной ОЭС входят: цветная телевизионная камера, способная работать с условиях низкой освещенности, лазерный дальномер-целеуказатель и тепловизор. Вывод информации с оптоэлектронных датчиков осуществляется на многофункциональные жидкокристаллические дисплеи, сопряженные с шиной данных MIL-STD 1533В.



Ничего не известно о наличие на борту разведывательного вертолёта средств радиотехнической разведки и постановки помех. Однако не приходится сомневаться в способности японцев создать встроенную систему датчиков, генераторов и устройств отстрела тепловых и радиолокационных ловушек или подвесной контейнерный вариант аппаратуры РЭБ.


Пусковая установка ракет Type 91 на вертолёте OH-1


Первоначально боевая нагрузка вертолёта состояла только из четырёх УР воздушного боя Type 91. Эта ракета разработана в Японии в 1993 году для замены американского ПЗРК FIM-92 Stinger. С 2007 года в войска поставляется улучшенный вариант Type 91 Kai. По сравнению со «Стингером», это более лёгкое и помехозащищённое зенитное средство.


Японские боевые вертолёты AH-1SJ и OH-1 в своеобразном камуфляже»


Состав вооружения первого варианта OH-1 отражает взгляды японского армейского командования на место и роль лёгкого вертолёта OH-1. Эта машина в первую очередь предназначена для разведки и сопровождения боевых вертолётов AH-1SJ и AH-64DJP, для защиты их от воздушного противника. Часть японских боевых вертолётов раскрашена персонажами из мультфильмов аниме. Очевидно, расчёт сделан на то, что у противника просто не поднимется рука сбивать такое произведение искусства.


Спутниковый снимок Google Earth: японские боевые вертолёты AH-1SJ и OH-1 на базе армейской авиации в Саппоро

В 2012 году стало известно о разработке новой модификации «Ниндзя». На вертолёте установили TS1-М-10A с взлётной мощностью 990 л.с. В состав вооружения вошли ПТУР, 70-мм НАР и контейнеры с 12,7-мм пулемётами. Тип противотанковых ракет, которыми предполагалось вооружить вертолёт не разглашался, но скорее всего речь идёт о Type 87 или Type 01 LMAT.

ПТУР Type 87 имеет лазерную систему наведения. Это достаточно лёгкая ракета весит всего 12 кг, дальность пуска с наземных платформ ограниченна дистанцией 2000 м. ПТУР Type 01 LMAT имеет такую дальность пуска и массу, но оснащена ИК ГСН. Для использования с вертолёта могут быть созданы модификации массой 20-25 кг с дальность пуска 4-5 кг. Также не исключена вероятность применения американских ПТУР AGM-114A Hellfire. Эти ракеты используются на имеющихся в Японии вертолётах «Апач». Кроме того, в состав БРЭО должна войти аппаратура автоматической передачи данных, что позволит обмениваться информацией с другими ударными машинами и наземными командными пунктами.

После принятия OH-1 Ninja на вооружение прорабатывался вопрос разработки чисто противотанкового варианта АН-1. Эта машина должна была быть оснащена двигателями XTS2. За счёт сокращения ресурса мощность двигателей на взлёте удалось довести до 1226 л.с. Благодаря более мощной силовой установке, вертолёт призванный заменить устаревающие «Кобры», должен был иметь лучшую защиту и усиленное вооружение. Однако военные предпочли закупить лицензионный вариант американского «Апача» с надвтулочным радиолокатором и программу создания АН-1 свернули.

На сегодняшний день японский лёгкий боевой вертолёт OH-1 Ninja имеет большой модернизационный потенциал. За счёт применения более мощных двигателей, совершенного БРЭО и управляемого ракетного вооружения его боевые возможности могут быть существенно усилены. По большому счёту, Япония в данный момент способна создать любое оружие, будь то ядерная боеголовка, межконтинентальная баллистическая ракета, авианосец или подводный атомоход. Если будет принято такое решение, технологический, промышленный и научно-технический потенциал позволяет сделать это в течение достаточно короткого времени. Будь на то политическая воля, японские инженеры в состоянии спроектировать, а авиационная промышленность самостоятельно наладить серийное строительство ударных вертолётов, отвечающих высоким мировым стандартам.

В завершении данного затянувшегося цикла хочется рассмотреть противотанковые возможности беспилотных летательных аппаратов. На страницах Военного обозрения, в комментариях к публикациям, посвященным авиационной теме, участниками дискуссий неоднократно высказывалась мысль, что пилотируемая боевая авиация вообще, и боевые вертолёты в частности в ближайшем будущем сойдут со сцены и будут заменены дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами. Главным аргументом при этом являлись примеры достаточно высокой эффективность боевых дронов в разного рода «контртеррористических» и «противоповстанческих» операциях. Однако сторонники безоговорочного господства в воздухе беспилотников забывают, что объектами их ударов в большинстве случаев являлись одиночные цели: небольшие группы боевиков, слабо защищённые строения и сооружения или небронированные транспортные средства, лишенные эффективного зенитного прикрытия.

Стоит признать, что ударно-разведывательные БПЛА уже сейчас являются достаточно грозным средством вооруженной борьбы. Так, американский боевой беспилотник MQ-9 Reaper представляющий собой дальнейший вариант развития БПЛА MQ-1 Predator, в отличие от своего «предка» с относительно маломощным поршневым мотором, оснащён турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-10 мощностью 900 л.с. Благодаря этому аппарат с максимальным взлётным весом 4760 кг способен в горизонтальном полёте разогнаться до 482 км/ч, что существенно выше максимальной скорости, развиваемой современными боевыми вертолётами, строящимися серийно. Крейсерская скорость составляет 310 км/ч. Беспилотник, загруженный под завязку топливом, может барражировать в небе 14 часов на высоте до 15 000 м. Практическая дальность полёта составляет 1800 км. Ёмкость внутреннего топливного бака – 1800 кг. Полезная нагрузка «Жнеца» - 1700 кг. Из них 1300 кг могут быть размешены на шести внешних узлах. Вместо вооружения имеется возможность подвески внешних топливных баков, что позволяет довести продолжительность полёта до 42 часов.


Пуск управляемой ракеты АGM-114 Hellfire с MQ-9 Reaper


Согласно данным Global Security, на борту MQ-9 может находиться четыре ПТУР АGM-114 Hellfire с лазерным или радиолокационным наведением, две 500-фунтовых бомбы GBU-12 Paveway II с лазерным наведением или две GBU-38 JDAM с наведением по сигналам системы спутникового позиционирования GPS. В состав разведывательно-прицельного оборудования входят телевизионные камеры высокого разрешения, тепловизор, радиолокатор миллиметрового частотного диапазона и лазерный дальномер-целеуказатель.

Хотя в США беспилотники MQ-9 используются ВВС, ВМС, Таможенно-пограничной службой, Министерством национальной безопасности и ЦРУ, наибольшую ценность они представляют для сил специальных операций. В случае необходимости «Жнецы» с наземными пунктами управления и инфраструктурой обслуживания могут быть переброшены на транспортных самолётах C-17 Globemaster III в течение 8-10 часов в любую точку мира, и эксплуатироваться на полевых аэродромах. Достаточно высокие дальность и скорость полёта и наличие на борту совершенного прицельно-обзорного оборудования и управляемых противотанковых ракет позволяет использовать MQ-9 против вражеской бронетехники. Однако на практике чаще всего применяются ракеты «Хеллфайр» с термобарической боевой частью для ликвидации высокопоставленных экстремистов, уничтожения транспортных средств, одиночных образцов военной техники или точечных ударов по складам боеприпасов и вооружения.

Современные вооруженные БПЛА вполне способны бороться с одиночными танками и бронемашинами, оказавшимися в руках исламистов, как это было в Ираке, Сирии и Сомали, или вести боевые действия в условиях подавленной ПВО как в Ливии. Но при столкновении с технологически развитым противников, имеющим современные средства контроля воздушной обстановки и радиоэлектронного подавления, продвинутые комплексы ПВО, боевые вертолёты и истребители-перехватчики – дроны, оснащённые даже самыми совершенными системами управляемого вооружения, обречены на быстрое уничтожение. Практика применения беспилотников в Ираке и Афганистане свидетельствует о том, что по гибкости применения они проигрывают пилотируемым боевым самолётам и вертолётам. Особенно это проявляется, когда приходится действовать в сложных метеоусловиях и под огнём противника. Состоящие на вооружении БПЛА несут дорогостоящие высокоточные боеприпасы, но зачастую, для того чтобы прижать противника к земле, этого недостаточно, так как требуются неуправляемые реактивные снаряды и пулемётно-пушечное вооружение. В этом отношении нафаршированный дорогостоящей электроникой MQ-9 Reaper безнадёжно уступает даже лёгкому вертолёты AH-6 Little Bird и турбовинтовому штурмовику А-29А Super Tucano.

Стоит понимать, что информационная осведомлённость операторов БПЛА, как правило, хуже, чем у экипажа современного боевого вертолёта или штурмовика. Кроме того, время реакции на команды операторов, находящихся в сотнях, а то и тысячах километров от поля боя, существенно больше. Состоящие на вооружении беспилотные аппараты военного назначения, по сравнению с пилотируемыми ударными вертолётами и самолётами имеют существенные ограничения по перегрузке, что напрямую сказывается на их манёвренности. Предельно облегчённый планер и неспособность беспилотников выполнять резкие противозенитные манёвры в сочетании с узким полем зрения камеры и значительным временем реакции на команды, делает их весьма чувствительными даже к незначительным повреждениям, при которых более прочный пилотируемый штурмовик или ударный вертолёт без проблем вернулся бы на свою базу.

Впрочем, разработчики непрерывно совершенствуют ударные БПЛА. Так, «Жнец» последней модификации Block 5 оснащён новой аппаратурой ARC-210, позволяющей вести обмен информацией по широкополосным защищённым радиоканалам с воздушными и наземными пунктами. Для противодействия системам ПВО модернизированный MQ-9 Block 5 может нести аппаратуру РЭБ ALR-69A RWR в подвесном контейнере или ложные цели типа ADM-160 MALD. Однако использование весьма дорогостоящих ложных целей и аппаратуры постановки радиоэлектронных помех снижает вес боевой нагрузки и сокращает продолжительность полёта.


Спутниковый снимок Google Earth: американские боевые беспилотники MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper на базе в Джибути

Надо сказать, что озабоченность американцев высокой уязвимостью их БПЛА от средств противовоздушной обороны не лишена оснований. Совсем недавно, 2 октября 2017 года, командование ВВС США признало, что их MQ-9 был сбит хуситами над Санной. И это при том, что у йеменцев, противостоящим силам Арабской коалиции под предводительством Саудовской Аравии, практически не осталось других средств ПВО, кроме ПЗРК и малокалиберной зенитной артиллерии. Хотя США официально отрицают участие в Йеменском конфликте, на территории Джибути на авиабазе Chabelley уже несколько лет развёрнуты БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, действующие в интересах саудитов.



Высокие потери американских БПЛА в зоне боевых действий связаны не только с вооруженным противодействием противника. Большая часть потерянных дронов разбилась из-за ошибок операторов управления, технических отказов и по причине сложных метеоусловий. Согласно официальным данным американского военного ведомства в Афганистане, Ираке и других «горячих точках» по состоянию на 2015 год было потеряно более 80 беспилотников общей стоимостью около $ 350 млн.



Только новейших MQ-9 Reaper, принадлежащих ВВС, согласно официальным американским отчётам за последние 6 лет утрачено 7 единиц. А ведь беспилотники в США эксплуатируются не только в ВВС, так что с уверенностью можно утверждать, что список сбитых и разбившихся в лётных происшествиях «Жнецов» гораздо больше. В ряде случаев американцы вынуждены уничтожать свои дроны сами. Так, 13 сентября 2009 года в Афганистане оператор потерял контроль над MQ-9. Неуправляемый аппарат, летящий в сторону Таджикистана, был перехвачен истребителем-бомбардировщиком F-15E Strike Eagle и поражен в воздухе ракетой AIM-9 Sidewinder. Достоверно известно, что 5 июля 2016 года «Жнец», принадлежавший ВВС США, совершил аварийную посадку на севере Сирии во время выполнения боевого задания. Впоследствии дрон был уничтожен специально организованным авиаударом, дабы не допустить его попадания в руки исламистов.

После того как в 2012 году в ходе операций в Афганистане выяснилось, что передаваемая с БПЛА картинка может быть перехвачена с помощью относительно простого и недорогого коммерческого оборудования, находящегося в свободной продаже, американцы проделали большую работу по шифрованию транслируемой информации. Однако до сих пор у многих специалистов имеются сомнения в способности дистанционно управляемых беспилотников действовать над полем боя в условиях интенсивного высокотехнологичного радиоэлектронного подавления. Вооруженные беспилотники идеально подходят для операций против разного рода инсургентов, не обладающих современным зенитным вооружением и средствами РЭБ. Но для «большой войны» с сильным противником они пока непригодны. БПЛА среднего и тяжелого класса не способны работать без навигационных систем спутникового позиционирования и спутниковых каналов связи. Известно, что в ходе боевых заданий, выполняемых БПЛА MQ-9 ВВС США, в разных районах мира, управление ими осуществляется с американской авиабазы Creech в штате Невада. Наземное оборудование, разворачиваемое в полевых условиях, как правило, используется для осуществления взлёта и посадки с передовых аэродромов. Наивно надеяться, что, скажем, в случае масштабного столкновения с вооруженными силами России или КНР, американские навигационные и спутниковые каналы связи будут надёжно функционировать в районе боевых действий. Решением этой проблемы видится создание автономных летающих боевых роботов с элементами искусственного интеллекта. Которые будут способны самостоятельно вести поиск и уничтожение вражеской бронетехники, без постоянной связи с наземными командными пунктами и в случае блокировки каналов спутникового позиционирования осуществлять астронавигацию или ориентироваться на местности по особенностям рельефа. Однако основной проблемой в этом случае может стать надёжность идентификации целей на поле боя, ведь малейший сбой в системе опознавания «свой - чужой» чреват большой вероятностью нанесения удара по своим войскам. Пока ожидать появления полностью автономных вооруженных беспилотников не приходится. Ведущие авиастроительные державы параллельно развивают беспилотную и пилотируемую военную авиацию и в ближайшее время отказываться от присутствия экипажа в кабинах боевых самолётов и вертолётов не собираются.

Р.S. Автор благодарен всем, кто смог осилить хотя бы часть публикаций данного занудного цикла. Отдельное спасибо постоянным участникам дискуссии, в особенности тем, у кого хватило выдержки и ума поддерживать корректный тон общения.

По материалам:
https://www.military.com/air-force
https://www.globalsecurity.org/military/world/iran/zafar-300.htm
http://globalmilitaryreview.blogspot.ru/2013/01/iranian-toufan-2-storm-2-attack-gunship_3.html
https://defence.pk/pdf/threads/shahed-285-iranian-light-attack-helicopter.116078/
https://en.mehrnews.com/news/53398/Details-of-Iranian-Shahed-278-helicopter
https://www.indiamart.com/company/15440964/helicopters.html
http://www.oocities.org/hotsprings/2839/lah.html
https://defpost.com/india-launches-production-hal-lch-attack-helicopter/
https://vpk.name/news/84222_suhoputnyie_voiska_indii_poluchili_pervyii_vooruzhennyii_vertolet_rudra.html
https://thaimilitaryandasianregion.wordpress.com/2015/10/30/hal-light-combat-helicopter-lch-india/
https://www.military.com/defensetech/2016/07/05/air-force-mq-9-reaper-drone-crashed-in-syria
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4892-boevoi-vertolet-hal-.html
http://www.army-technology.com/projects/oh-1-ninja-light-observation-helicopter/
https://www.globalsecurity.org/military/world/japan/jgsdf-fac.htm
http://global.kawasaki.com/en/mobility/air/helicopters/oh_1.html
https://www.cgtrader.com/3d-models/aircraft/helicopter/japan-ground-self-defense-force-oh-1-reconnaissance-heli-ninja
https://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/mq-9-specs.htm
http://www.radiodalsan.com/2016/02/16/pentagon-denies-us-drone-crash-in-somalia/
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=193614
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 января 2018 15:37
    "Предельно облегчённый планер и неспособность беспилотников выполнять резкие противозенитные манёвры
    в сочетании с узким полем зрения камеры и значительным временем реакции на команды,
    делает их весьма чувствительными даже к незначительным повреждениям"////

    1) Предельно облегчённый планер
    2) неспособность беспилотников выполнять резкие противозенитные манёвры
    3) в сочетании с узким полем зрения камеры
    4) и значительным временем реакции на команды

    Пункты 1 и 2 трудно устранимы.
    Пункты 3 и 4 устранимы.
    На БПЛА в скором времени будут ставить универсальные ракеты ВЗ-ВВ, защитные системы.
    Он сможет "постоять за себя": атаковать вертолет, сбить/отклонить ракету ПЗРК или ВВ.
    Вертолету с ним станет трудно конкурировать.
    1. +11
      24 января 2018 15:48
      Цитата: voyaka uh
      Пункты 1 и 2 трудно устранимы.
      Пункты 3 и 4 устранимы.
      На БПЛА в скором времени будут ставить универсальные ракеты ВЗ-ВВ, защитные системы.
      Он сможет "постоять за себя": атаковать вертолет, сбить/отклонить ракету ПЗРК или ВВ.

      Давайте говорить о том, что есть, а не о том, что будет в "светлом будущем"?
      На каком серийном вооруженном БПЛА эти недостатки устранены ?
      Цитата: voyaka uh
      Вертолету с ним станет трудно конкурировать.

      Вполне может быть, что такое действительно не слишком скоро произойдёт. Но сколько будут стоить такие БПЛА и какие страны смогут ими обладать? Да и наверное абзац, о столкновении примерно технологически равных противников Вы читали невнимательно.
      1. +3
        24 января 2018 15:57
        "Но сколько будут стоить такие БПЛА"/////

        Самая дорогая часть самолета/вертолета - летчик (или летчики).
        Их готовят годами, сколько тренировочных часов, керосина, зарплаты.
        А потом - боевой вылет, вражеский ПЗРК... Упс! Похороны.
        Или еще хуже (для государства) - плен, спасательные операции, выкупы.
        Это грандиозные деньги.
        В подобном случае оператора БПЛА ждет лишь выговор. И от
        неожиданности (сбили меня! belay ) кофе на брюки прольет.
        1. +7
          24 января 2018 16:07
          Цитата: voyaka uh
          "Но сколько будут стоить такие БПЛА"/////

          Самая дорогая часть самолета/вертолета - летчик (или летчики).
          Их готовят годами, сколько тренировочных часов, керосина, зарплаты.
          А потом - боевой вылет, вражеский ПЗРК... Упс! Похороны.
          Или еще хуже (для государства) - плен, спасательные операции, выкупы.
          Это грандиозные деньги.
          В подобном случае оператора БПЛА ждет лишь выговор. И от
          неожиданности (сбили меня! belay ) кофе на брюки прольет.

          Простите, но Вы судите со своей колокольни перманентной вялотекущей войны с насралой. Ответьте, смогут БПЛА жечь танки в большой войне или оказать эффективную огневую поддержку наземным войскам в наступлении или в обороне при столкновении с равным противником? no По моему ответ очевиден. На мой взгляд в публикации всё достаточно хорошо разжевано, и дискутировать не вижу смысла. hi
          1. +2
            24 января 2018 16:19
            "при столкновении с равным противником?"////

            При столкновении двух равных технологичных противников
            в конвенциональной войне:
            1-ый этап - война между ВВС стран за господство в воздухе,
            2-ой этап - победившая сторона выбивает ПВО проигравшей в 1-м этапе.
            После этого война превращается в подобие войны "против полу-папуасов".
            У проигравшей 1-й и 2-ой этапы стороны нет ни авиации, ни противотанковых
            вертолетов. И победившая в номерах 1 и 2 может применять в 3-м этапе что БПЛА, что
            боевые вертолеты, как ей заблагорассудится.
            3-ий этап, кстати, вовсе не обязательно закончится победой страны, победившей в 1 и 2.
            Может быть и боевая ничья.
            1. +4
              24 января 2018 16:23
              Цитата: voyaka uh
              Может быть и боевая ничья.

              После применения ТЯО проигравшей стороной?
              1. +3
                24 января 2018 17:47
                Я же ясно написал: "в конвенциональной войне"
                1. +5
                  25 января 2018 05:42
                  Цитата: voyaka uh
                  Я же ясно написал: "в конвенциональной войне"

                  Ну да, стороны перед тем как начать боевые действия заранее договорятся о сценарии и о том каким оружием будет вестись война ? Неужели Вы верите, что в случае угрозы тотального поражения какая-то из сторон обладающая ТЯО его не применит?
                  Израиль, кстати очень яркий пример того, руководство вашей страны в 1973 году такой вариант всерьёз рассматривало.
                  1. +1
                    25 января 2018 11:52
                    Мы же просто строим некие модели...
                    Уже был пример, как две ядерные державы - Индия и Пакистан -
                    схлестывались в конвенциональных пограничных войнах
                    и не хватались за ядерные дубинки.
                    Я думаю, это прецедент. Например, вполне вероятно, что также
                    схлестнуться за влияние на западе Тихого океана Китай и США.
                    Обе сверхдержавы понимают, что полная победа невозможна и не нужна.
                    Ни Америке не завоевать Китай, ни, тем более, наоборот.
                    Но кто главный в регионе, им важно. Поэтому, чего бросать ядерные БР?
                    Достаточно выяснить, чья авиация, флот, ПВО сильнее. Проигравший
                    смирится, но не будет уничтожен или завоеван.
                    1. +3
                      25 января 2018 14:48
                      Цитата: voyaka uh
                      Мы же просто строим некие модели...
                      Уже был пример, как две ядерные державы - Индия и Пакистан -
                      схлестывались в конвенциональных пограничных войнах
                      и не хватались за ядерные дубинки.

                      У Пакистана в крайней большой войне ЯО ещё не было. Кроме того речь не шла о потере суверенитета или физической ликвидации государства, как это могло случиться с вами в 1973 году.
                      Цитата: voyaka uh
                      Проигравший
                      смирится, но не будет уничтожен или завоеван.

                      Скажите, а каковы шансы у России отстоять свой Дальний Восток без использования ТЯО, если "стратегический партнёр" вдруг решит показать зубы?
                      1. 0
                        26 января 2018 22:29
                        Цитата: Bongo
                        Скажите, а каковы шансы у России отстоять свой Дальний Восток без использования ТЯО, если "стратегический партнёр" вдруг решит показать зубы?

                        Очень высокие, вы переоцениваете желание Китая захватить русский Дальний Восток.
          2. +4
            24 января 2018 22:10
            Цитата: Bongo
            Ответьте, смогут БПЛА жечь танки в большой войне или оказать эффективную огневую поддержку наземным войскам в наступлении или в обороне при столкновении с равным противником?

            У ударных беспилотников есть ниша и в "большой войне". На этапе завоевания господства в воздухе они вполне могут вместе с воздушными мишенями "перегружать" систему ПВО, при этом выполняя задачу по поражению ранее разведанных целей.
            Правда, ограничено, потому что с той кашей, которая будет твориться в эфире из-за применения обоими противниками средств РЭП, прямое управление ударным дроном оператором с земли маловероятно. Однако автономно доставить в точку сброса высокоточный боеприпас такой БПЛА вполне способен
            1. +1
              25 января 2018 01:59
              Если не локальные средства РЭБ, а GEMC/ГРЭБ то в эфире будет только тишина, на всех диапазонах и каналах. Не радио даже и тем более цифрового, ни РЛС, ни сотовой связи, ни телеметрии, ни фейсбука,, ни GPS, ни ГЛОНАСа... НИ-ЧЕ-ГО. Если связисты своевременно кабель не бросят будете сидеть и как 75 лет назад ждать... юнкер... тьфу, шального "грача" или "ёжика".
              И "ниша" БПЛА будет только одна, в виде плохой пародии на ФАУ-1... или в виде жутко дорогого мусора.
            2. +6
              25 января 2018 05:38
              Цитата: Лопатов
              У ударных беспилотников есть ниша и в "большой войне". На этапе завоевания господства в воздухе они вполне могут вместе с воздушными мишенями "перегружать" систему ПВО, при этом выполняя задачу по поражению ранее разведанных целей.

              Ниша есть, но насколько она велика? Лично я не считаю, что ударные дроны в скорости вытеснят все другие боевые летательные аппараты. no Что касается "насыщения ПВО", то БПЛА стоимостью под $ 20 млн для этого на мой взгляд дороговат. С этой целью можно использовать аппараты с автономным управлением и генераторами помех на борту, действующие по заранее заданной программе. Или боевые самолёты с выработанным ресурсом, оснащённые дистанционным управлением. Ярким примером такого подхода являются американские QF-4 и QF-16.
              1. +1
                25 января 2018 10:14
                Цитата: Bongo
                Что касается "насыщения ПВО", то БПЛА стоимостью под $ 20 млн для этого на мой взгляд дороговат.

                В "насыщении ПВО" будут участвовать и куда более дорогие машины вроде F-22 стоимостью в $150 млн.

                Цитата: Bongo
                С этой целью можно использовать аппараты с автономным управлением и генераторами помех на борту, действующие по заранее заданной программе. Или боевые самолёты с выработанным ресурсом, оснащённые дистанционным управлением.

                И они тоже будут использоваться. Тут без "большого навала" никак. Основным "расходником" конечно же будут различного рода ложные цели и самолёты-мишени, а так же частично крылатые ракеты. Однако и ударным БПЛА в этом "строю" есть место. Если они обладают достаточно совершенной инерциальной системой навигации и способны в автономном режиме выйти на назначенную точку.
                1. +4
                  25 января 2018 11:12
                  Цитата: Лопатов
                  В "насыщении ПВО" будут участвовать и куда более дорогие машины вроде F-22 стоимостью в $150 млн.

                  Ну наверное всё таки не "в насыщении", а в прорыве? what
                  1. 0
                    25 января 2018 12:21
                    Цитата: zyablik.olga
                    Ну наверное всё таки не "в насыщении", а в прорыве?

                    Именно "насыщение", перегрузка. Метод чем-то похож на DDoS-атаку.
                    Чем больше реальных целей, тем сложнее системе управления производить их селекцию на фоне множества ложных целей, сложнее ранжировать их по важности и выбирать приоритетные. Проявляется бОльшая вероятность ошибок. Ну и кроме того, число каналов поражения, способных действовать одновременно, для системы ПВО число конечное, и на конкретном участке или в конкретном районе не так уж и велико.

                    Кроме того, большое число реальных целей в так сказать "авангарде"- самолётов-мишеней, ударных БПЛА, крылатых ракет, барражирующих боеприпасов, заставляет противника использовать большинство своих резервов, в том числе и РЛ средств. И к моменту вступления в бой дорогих пилотируемых летательных аппаратов системе придётся заниматься не только борьбой с ними, но и защитой от средств противодействия типа противорадиолокационных и СВЧ/ЭМИ боеприпасов, ударов баллистических ракет и артиллерии, помех РЭП, так как система ПВО к этому времени уже процентов на 90 будет вскрыта.
              2. Ice
                0
                3 февраля 2018 11:31
                Очевидно, что БПЛА можно использовать, в комбинации с управляемыми аппаратами.
                Навскидку, как первую волну, отвлекающие удары, разведку, доразведку, фиксацию результатов ударов.
                Речь не идет о полном переходе на них.
                Ведь все армии не перешли на танки, где-то нужна пехота, где-то танки. Так и тут.

                Также очевидно, что с-ша при принятии бпла на вооружение имеют стратегии их использования в глобальных конфликтах. А не только для борбы с партизанами.

                Также очевидно, что эти системы будут совершенствоваться. И придумываться новая тактика их применения. Вернее комбинации применения.
                Та же, история, с хмейнимом была неожиданна для нашей стороны.

                Но вероятно по теме, применение бпла против танков.
                Можно рассматривать, пока только карманные бпла, применяемые пехотой на тактическом уровне, 3-5 км.
        2. +2
          24 января 2018 20:55
          А если в конвенциональной войне применят GEMC? На проводе летать будете на БПЛА)))))))))
  2. +4
    24 января 2018 15:51
    Р.S. Автор благодарен всем, кто смог осилить хотя бы часть публикаций данного занудного цикла.

    Это тебе спасибо, Сергей. Интересно про иранские вертолёты, тем более что в Ирано-иракская война по существу велась новыми образцами советского и американского оружия нового поколения, по сравнению с тем, что применялось во Вьетнаме.
    Представители компании HAL заявляют, что их машина превосходит по уровню скрытности американский AH-64E Apache, российский Ми-28 и китайский Z-19.
    Это точно. Такие скрытные что до сих пор, на вооружении, существуют только в скрытом виде.
    1. +6
      24 января 2018 16:00
      Цитата: амурец
      Это точно. Такие скрытные что до сих пор, на вооружении, существуют только в скрытом виде.

      Добрый вечер, Николай!
      Пока вертолёт LCH вооружении не состоит, и даже не имеет собственного имени. Но я уверен, что индусы доведут его до серийного производства. На мой взгляд может получиться неплохой противопартизанский вертолёт, с возможностью эффективно действовать в горах.
      1. +4
        24 января 2018 16:16
        Цитата: Bongo
        Пока вертолёт LCH вооружении не состоит, и даже не имеет собственного имени. Но я уверен, что индусы доведут его до серийного производства. На мой взгляд может получиться неплохой противопартизанский вертолёт, с возможностью эффективно действовать в горах.

        Сергей, добрый вечер. Благими намерениями устлана дорога в ад. Я к тому что сколько было интересных перспективных образцов оружия по всему миру и дай бог, что одна сотая дошла до постановки на вооружение. Последний пример у нас: 4-й год ставят на вооружение ЗРК С-350 "Витязь" или вспомни, как доводили С-300ПС, в каком виде он поступил на вооружение. Это потом довели комплекс до ума. И у американцев были проколы. Да, индийская машина перспективная вопрос- сумеют ли индусы исправить вертолёт от детских болезней.
        1. +5
          24 января 2018 16:21
          Цитата: амурец
          Последний пример у нас: 4-й год ставят на вооружение ЗРК С-350 "Витязь" или вспомни, как доводили С-300ПС, в каком виде он поступил на вооружение.

          В советские времена ЗРС С-350 давно бы уже приняли на вооружение. С С-300ПС особых трудностей как раз не было, проблемы устранили достаточно быстро на буксируемом С-300ПТ.
          Цитата: амурец
          Да, индийская машина перспективная вопрос- сумеют ли индусы исправить вертолёт от детских болезней.

          Эта машина создана на базе узлов и агрегатов серийного вертолёта Rudra, так что скорей всего до ума доведут.
          Николай, рад бы ещё пообщаться, но завтра с утра на дежурство. Всё, "отдых" закончился.
          1. +2
            24 января 2018 16:44
            Цитата: Bongo
            Всё, "отдых" закончился.

            Упс, как и цикл. Спасибо, Сергей, спасибо, Оля! Приветствую! hi love
            1. +5
              25 января 2018 10:54
              Цитата: EvgNik
              Цитата: Bongo
              Всё, "отдых" закончился.

              Упс, как и цикл. Спасибо, Сергей, спасибо, Оля! Приветствую! hi love

              Здравствуйте, Евгений! Благодарю, за цветочек! feel Искренне радует, что в этот раз в обсуждении принимают участие исключительно адекватные люди!
              1. +2
                25 января 2018 12:37
                Цитата: zyablik.olga
                Искренне радует,

                Действительно, не может не радовать. Внимательно посмотрел на твою аватарку, Ящик на свалку, значит?
                Из последних отрывок "ТВ, центральное":
                Люди, ящики на свалку,
                Провались всё, деньги жалко.
                Значит ставим на балконы,
                Ждем, изменятся законы.
                И хотя надежды мало,
                Вдруг не всё ещё пропало?
          2. +1
            25 января 2018 02:24
            Цитата: Bongo
            скорей всего до ума доведут.
            Флаг им в руки!
            Манго и Т-90 они не смогли...
  3. avt
    +11
    24 января 2018 15:52
    Автор благодарен всем, кто смог осилить хотя бы часть публикаций данного занудного цикла.
    Да ладно прибедняться . Вполне себе серьёзная работа , украшающая сайт! good Это можно и как монографию печатную издать в качестве вводного пособия по теме.Андрей из Челябинска вот по флотской исторической тематике тоже радует в рубрике.
    1. +11
      24 января 2018 16:02
      Цитата: avt
      Да ладно прибедняться . Вполне себе серьёзная работа , украшающая сайт! good

      Спасибо за добрые слова! hi
      Цитата: avt
      Это можно и как монографию печатную издать в качестве вводного пособия по теме.

      Но своего "редактора" в последнее время я уже мог с трудом уговорить править текст, на предмет откровенных ляпов. Устали не только читатели. request
      Цитата: avt
      Андрей из Челябинска вот по флотской исторической тематике тоже радует в рубрике.

      Андрея, я тоже читаю с большим удовольствием! good
      1. +5
        25 января 2018 00:14
        Да ладно прибедняться . Вполне себе серьёзная работа , украшающая сайт!


        Всеми руками и ногами присоединяюсь! Нечего принижаться, называя цикл "занудным". Не берусь говорить за других читателей, но лично я именно из-за таких информативных и комплексных статей и пришел на ВО. Так что огромное спасибо вам, Сергей! И сил с желанием писать новые циклы.
  4. +4
    24 января 2018 16:27
    Как всегда отличная статья
  5. +4
    24 января 2018 16:29
    Не сочтите за придирку..
    под названием Cheetah. Всего в Индии за 25 лет серийного производства построено более 300 вертолётов Chetak.

    Два разных названия в модели вертолета.
    Часть японских боевых вертолётов раскрашена персонажами из мультфильмов аниме. Очевидно, расчёт сделан на то, что у противника просто не поднимется рука сбивать такое произведение искусства.

    Хех..) Но пожалуй Ниндзя можно назвать самым симпатичным в этом обзоре.
    Насчет беспилотников.. Думаю для ССО хорошо иметь небольшой дрон камикадзе.. Накрыть какой-нибудь миномет, если прижали или осмотреться - не помешает.
    1. +5
      25 января 2018 05:30
      Цитата: Razvedka_Boem
      Два разных названия в модели вертолета.

      Спасибо, что поправили! hi Никто не безупречен, такое к сожалению случается когда перелопачиваешь большой объём информации, думаешь об одном, а пишешь другое.
      1. +2
        25 января 2018 15:12
        Поверьте, учитывая ваш цикл статей, у вас индульгенция..)))
        Кто хотел - читал и дочитал до конца..), и думаю получил большое удовлетворение от ваших статей.
        5++ однозначно. С этим никто из ваших комментаторов спорить не будет.
        Искренне желаю вам и дальше радовать нас обстоятельными статья которые и держат не только меня, но и многих других на ВО.
  6. +5
    24 января 2018 18:36
    Спасибо за статью, интересно прочитать о редких вертолетах. Японский камуфляж порадовал:)
  7. +6
    24 января 2018 19:05
    Автору звезду Героя от этого форума,я очень люблю когда есть цикл статей,со скрупулёзностью,с мельчайшими подробностью и фактами,я аж радуюсь таким людям,а то надоели мурзилки и слухи,и авторы-дятлы.Огромное спасибо.Жду дальнейших работ.
  8. +3
    24 января 2018 19:11
    Это было Красиво!!!
    Удовольствие!
  9. +5
    24 января 2018 19:12
    Хммм, интересно. Ни про один из рассмотренных образов ни сном, ни духом, как говорится: вот ведь, что значит стереотип мышления.
    С ув. hi
    P. S.
    Автор благодарен всем, кто смог осилить хотя бы часть публикаций данного занудного цикла. Отдельное спасибо постоянным участникам дискуссии, в особенности тем, у кого хватило выдержки и ума поддерживать корректный тон общения.

    Ув. Сергей, не прибедняйтесь! Цикл получился замечательный, не всегда безупречный, не во всем бесспорный и не во всем безупречный, но (!) сам объем проделанной работы, качество и наполнение подаваемого материала, собиравшиеся в обсуждении люди и др. говорят сами за себя! fellow Я вот, несмотря на некоторый объем знаний, в принципе не способен на подобную "эпистолярную" деятельность, которая просвещает, заинтересовывает и будоражит как заинтересованных людей, имевших отношение к теме или просто интересующихся вопросом, так и таких сугубо гражданских шпаков вроде Вашего покорного. crying
    P. P. S.
    Здоровья и новых творческих успехов! Не, ну... как сложится, конечно, но дай Бог! drinks
  10. +6
    24 января 2018 19:24
    Я, типа, весь цикл прочитал и по сравнению с 85% статей на данном ресурсе уровень как между членами РАН и РАЕН.
    Но тем не менее цикл очень попсовый, если компетенция автора позволяет, нужно писать технически более сложные работы. Правда возникает вопрос кто будет платить, да и читать. Тем не менее вопрос надо решать, заниматься популизаторством, дело бесполезное. Моё предложение организовать сбор денег через интернет. Лично я бы поучаствовал.
    1. +5
      24 января 2018 20:33
      Цитата: KKND
      Я, типа, весь цикл прочитал и по сравнению с 85% статей на данном ресурсе уровень как между членами РАН и РАЕН.

      Согласен (я, правда, прочитал не весь, смалодушничал).
      Цитата: KKND
      нужно писать технически более сложные работы.

      Автор и так-то гораздо менее популярен, чем местные клоуны, о чем не раз вздыхал (на мой взгляд, зря). Более сложная работа может и вовсе испугать непривычную публику.
      Цитата: KKND
      Моё предложение организовать сбор денег через интернет

      Организовать Сергею сбор денег через интернет - дело хорошее и без смены тематики. Почему бы и не попробовать)))
      1. +6
        25 января 2018 11:07
        Цитата: Вишневая девятка
        Согласен (я, правда, прочитал не весь, смалодушничал).

        Как Вы могли? Немедленно делать домашнее задание! lol
        Цитата: Вишневая девятка
        Автор и так-то гораздо менее популярен, чем местные клоуны, о чем не раз вздыхал (на мой взгляд, зря). Более сложная работа может и вовсе испугать непривычную публику.

        Серёжа, вздыхает не по этому поводу. no Ему грустно, года публикуется хорошая (не обязательно его) техническая статья, а на соседней ветке в разделе "Новости" урякают" и откровенно тупят на эту же тему "неумные люди", технических статей не читающие. Видя это, Серёжа часто выражается крылатой фразой нашего министра иностранных дел.
    2. +8
      25 января 2018 05:28
      Цитата: KKND
      Моё предложение организовать сбор денег через интернет. Лично я бы поучаствовал.

      Цитата: Вишневая девятка
      Организовать Сергею сбор денег через интернет - дело хорошее и без смены тематики. Почему бы и не попробовать)))

      Парни, я Вам конечно очень признателен, но в этом нет необходимости. По большому счёту я ни в чём не нуждаюсь. Жив, и относительно здоров, дети радуют, женской лаской не обделён, что ещё надо человеку? Наверняка вокруг Вас есть люди которые нуждаются больше чем я, помогите лучше им.
    3. +5
      25 января 2018 11:02
      Цитата: KKND
      Но тем не менее цикл очень попсовый, если компетенция автора позволяет, нужно писать технически более сложные работы.

      Уверяю Вас, компетенция автора позволяет! yes Более того, Серёжа сознательно многое упрощает и не лезет в дебри. В данном случае своеобразным индикатором служу я, если мне большая часть написанного понятна, то и основная часть читателей поймёт о чём идёт речь. На ВО порой публикуются статьи для ценителей и специалистов. Так Opus (Антон) в прошлом выдал несколько статей от которых Серёжа был в восторге, но я простите мало, что поняла. На мой взгляд, всё же предпочтительней публикации для более массового читателя.
      1. +6
        25 января 2018 12:05
        Я всегда читаю посты Opus с большим интересом. И иногда тоже
        его не понимаю. Учимся... fellow
        В Bongo я отношусь с огромным уважением. И дискуссии только
        украшают статьи (и создают Пиар, между прочим - не забывайте
        про "индекс цитирования" статей smile )
  11. +5
    24 января 2018 20:40
    Спасибо за проделанную работу. Для меня наибольший интерес представляли части цикла, посвященные штурмовикам и тяжелым истребителям, которые применялись как штурмовики, в ходе Второй мировой войны. Сильной стороной цикла считаю то, что автор приводил сведения о нынешнем состоянии программ вертолетов tiger, z-9,z-10,z-19 и других машин, которые обьективно скрыты под густой тенью более изыестных американских и российских боевых вертолетов.
  12. +3
    25 января 2018 12:00
    for Bongo:
    Обзор "Авиация против танков " - очень качественный и капитальный. good
    Я дискутирую с Вами только по поводу эффективности борьбы
    против танков разных видов летательных аппаратов.
    Это действительно спорная тема, ввиду небольшого количества боевых примеров.
    Я на стороне истребителей-бомбардировщиков и беспилотников.
    Вы на стороне штурмовиков и вертолетов.
    Нет однозначного вывода, кто из нас прав.
    drinks
    1. +4
      25 января 2018 14:56
      Цитата: voyaka uh
      Обзор "Авиация против танков " - очень качественный и капитальный.

      Благодарю! hi
      Цитата: voyaka uh
      Я дискутирую с Вами только по поводу эффективности борьбы
      против танков разных видов летательных аппаратов.
      Это действительно спорная тема, ввиду небольшого количества боевых примеров.

      Примеров действительно мало, более того, нет примеров столкновения равных соперников.
      Цитата: voyaka uh
      Я на стороне истребителей-бомбардировщиков и беспилотников.
      Вы на стороне штурмовиков и вертолетов.
      Нет однозначного вывода, кто из нас прав.

      На мой взгляд, Вы не совсем верно оцениваете мои позиции. Мне глубоко параллельно: штурмовик это, истребитель-бомбардировщик, вертолёт или БПЛА.
      Основываясь на своих скудных знаниях, сугубо субъективно, я анализирую их сегодняшние боевые возможности в комплексе, и пытаюсь немного заглянуть в будущее.
      В любом случае, я Вам благодарен за интересные комментарии и дискуссию! drinks
  13. exo
    +2
    26 января 2018 22:48
    Замечательный цикл статей! Прочитал,с огромным удовольствием.Спасибо автору!
  14. +2
    27 января 2018 02:50
    KaPToC,
    Возможно мне с Дальнего Востока видней, не находите? И делая такие заявления, вы наверняка в курсе сценария последних наших крупных учений в ДФО ?