Первый английский боевой реактивный истребитель «Метеор F.I»

9
Начало создания первого английского реактивного истребителя - конец 30-х годов, когда была основана компания «Пауэр джетс». Именно в ней создается первый стендовый реактивный двигатель, показавший тягу в 270 килограмм. Основатель компании с идеей создания нового самолета на новом двигателе отправляется в «Gloster Aircraft». Представленная идея заинтересовала главного инженера Д.Картера, и он соглашается на совместную разработку принципиально новой авиамашины.

Первый английский боевой реактивный истребитель «Метеор F.I»


После представления первых вариантов новой авиамашины Министерству авиации Англии, заключается контракт на создание опытного образца. Проект самолета с индексом Е.28/39 был готов в начале февраля 1940 года, и после экспериментальных испытаний, готов был стать базой для создания боевого самолета в качестве истребителя-перехватчика, с возможностью установки нескольких пулеметов с боезапасом. Образец под названием «Пайонир» построили в начале 1941 года – средний моноплан цельнометаллического исполнения с 3-х колесным шасси. Первый полет «Пайонир» совершил в середине мая, на двигателе «W.1», обеспечивающий тягу в 390 килограммов и запасом ресурса в 10 часов. По проекту, на самолет должны были установить двигатель с тягой 545 килограмма, но и с установленным двигателем, самолет развил скорость в 480 км/ч – это было самым лучшим доказательством перспективности создания самолетов на реактивной тяге. Два образца, построенные до 1944 года играли роль летающих стендов, на которых испытывали двигатели с возрастающими характеристиками реактивной тяги.

Еще при проектировании Е.28/39 в одномоторном выполнении, было ясно, что полноценного истребителя из него не выйдет. Реактивная тяга имеющегося двигателя не могла поднять самолет с необходимым комплектом вооружения и оборудования. Пришло время проектировать самолет с двумя моторами. Из всех вариантов 2-х моторного исполнения самолета был выбран вариант установки двигателей на крыле. Это было сделано из-за того, что первые реактивные двигатели, устанавливаемые на экспериментальные образцы, были еще недостаточно надежны. Эскизы будущего 2-х моторного самолета, были тепло встречены Министерством авиации Великобритании, и «Gloster Aircraft» получает задание разработать проект тяжелого истребителя-перехватчика F.9/40 в 2-х моторном исполнении, с 6-ю 20 мм пушками, общим боекомплектом 720 боеприпасов. Сначала Министерство потребовало, что бы пилот был обеспечен высотным скафандром, немного позже требование было изменено на размещение пилота в гермокабине.

К концу 1940 года «Gloster Aircraft» завершает компоновку 2-х моторного самолета. Самолет получил обозначение G.41. Он был готов к серийному производству – конструкторы специально предусмотрели возможность разделения самолета на ряд агрегатных узлов и конструкций для быстрого производства компонентов на нескольких предприятиях:
- носовая часть, состоящая из кабины, орудий и передней стойки шасси. Кабину создавали по чертежам фирмы «Уэстленд», которая ее уже разработала для собственного проекта высотного перехватчика. Орудия расположили попарно с трех сторон кабины, корме верха. Так как нижние орудия располагались достаточно неудобно, их убирают, но увеличивают боезапас остальных;
- центральная часть крыла интегрально соединялась с фюзеляжем и несла в себе боеприпасы и топливный бак;
- крепление двигателей на крыле - к переднему лонжерону двигатели крепили, а вот задний лонжерон был ими прошит насквозь. Две центральные стойки шасси складывались в крыло самолета;
- хвостовая часть имела место стыковки по стрингерам и была выполнена как обычный полумонокок. Стабилизатор приподняли из опасения сильного влияния реактивной струи. Начались испытания модели самолета в аэродинамической трубе, после которых создают полноразмерную модель одноконсольного фюзеляжа. В начале февраля 1941 года модель была одобрена заказчиком.

Принимается решение о постройке 12 опытных экземпляров:
- первый для производства заводских испытаний;
- второй для испытаний новых двигателей;
- третий для испытаний вооружения и вариантов исполнения кабины;
- четвертый для испытаний оборудования;
- пятый для летных официальных испытаний;
- шестой для обмена на американский ХР-59;
- 7-й и 8-й для научных и исследовательских изысканий;
- 9-й и 10-й – резерв;
- 11-й и 12-й экземпляры планировали сделать учебно-действующими самолетами для отработки навыков использования новой техники пилотами.



Срок постройки первого самолета – февраль 1942 года. Но Министерство авиации не стало ждать окончаний испытаний, и летом 1941 года было заказано 300 серийных истребителей. Название «Метеор» дали реактивному самолету в феврале 1942 года, успев «переносить» до этого немало других имен. Детали, агрегаты и оборудование для нового самолета производило около десятка заводов и предприятий. Хоть это теоретически и уменьшало время создания одного серийного самолета, на практике начались первые сбои – некоторые заводы не укладывались в срок, некоторые из-за задержек деталей не могли закончить свой этап производства. Начинаются проблемы на испытаниях – разваливается лонжерон крыла. Начинаются работы по устранению выявленных недочетов и ошибок. Но больше всего проблем было с реактивными двигателями – первый серийных двигатель создали в конце мая 1942 года, но он годился разве что только для неземного испытания. Министерство авиации заставляет всех авиапроизводителей форсировать работы по своим наработкам в области создания реактивных двигателей:
- Н.1 - производитель «Де Хевилленд эйркрафт»;
- F.2 – производитель «Метрополитэн Виккерс».

В начале мая «Gloster Aircraft» получает распоряжение срочно подготовить самолеты для установки данных двигателей. А первый образец «Метеора» под номером «DG 202/G», хоть и стоял на взлетной полосе, взлетать на несовершенных двигателях самолету не давали. Начались разговоры об отказе от данного проекта. Но в конце ноября 1942 года, привезли двигатели «Н.1.» которые установили на самолет под номером «DG 206/G». Они были большего диаметра, чем проектный «W.2B», поэтому крепление двигателей переделали. В начале марта 1943 года «DG 206/G» начинает совершать полеты, которые длятся каждый раз не более 20-ти минут. В конце июля к нему присоединяются «DG 205/G» и «DG 202/G» с установленными двигателями «W.2B/23». В скором времени к ним присоединился «DG 204/G» с двигателями «F.2.». В течение следующих нескольких месяцев, проходили частые испытательные вылеты опытных авиамашин.



В 1944 году, в серию пошли самолеты с двигателями «W.2B» - Метеор F.I (G.41A). Двигатели производства фирмы «Ройллс-Ройс», выкупившая права на двигатель. Конструкторы «Ройллс-Ройс» увеличили надежность двигателя W.2B/23, в серию пошел двигатель W.2B/23С. Метеор F.I – переходная модель. Планировалось в скором времени запустить в серию самолеты «Метеор F.III». Поэтому серийная партия F.I была заказана всего в 20 единиц. Но именно «Метеор F.I» первым встал в строй королевских военно-воздушных сил. Всего было выпущено более 3000 истребителей «Метеор» разных модификаций, а во время 2МВ было построено чуть более 200 машин. С середины 1944 года истребители стали использовать для перехватов немецких «V-1», а весной 1945 года «Метеоры» принимали участие в боях над Голландией и Германией.

Основные характеристики:
- крыло 13.1 метр;
- длина 12.6 метра;
- высота 4 метра;
- вес неснаряженного 2.7 тонны;
- полный вес 6.2 тонны;
- реактивная тяга – 2х770 кгс;
- скорость 675 км/ч;
- дальность действия 2 тысячи километров;
- высотный потолок 15.2 километра;
- экипаж машины 1 пилот;
- вооружение 4 орудия 20 мм калибра.


Источники информации:
http://milday.ru/uk/uk-aviation/uk-fighter/731-gloster-meteor-gloster-meteor.html
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Gloster_Meteor
http://www.airwar.ru/enc/fww2/meteor.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dust
    +2
    14 апреля 2012 09:31
    Немцы, на мой взгляд, гораздо больших успехов достигли в этом деле...
    1. 755962
      +5
      14 апреля 2012 14:26
      Англичане гораздо раньше. В Великобритании к исследованиям в области турбореактивных двигателей приступили еще до начала Второй мировой войны. Ими руководил Фрэнк Уиттл, бывший летчик, основавший в 1936 г. в Люттеруорте компанию "Пауэр джетс". В середине 1939 г. он уже имел работающий на стенде двигатель тягой 270 кг. С материалами по своей разработке в августе того же года Уиттл явился в конструкторское бюро компании "Глостер эйркрафт" в Брокуорте и предложил главному конструктору Джорджу Картеру совместно создать самолет принципиально нового типа. Картера идея заинтересовала, и он с группой коллег поехал посмотреть творение Уиттла. Идея действительно выглядела заманчиво: создать нечто такое, чего никто еще не видел
  2. snek
    +4
    14 апреля 2012 10:31
    Хороший самолет, особенно движки англичанам удались. Как-то читал воспоминания какого-то немецкого летчика, по его словам, идеальным истребителем второй мировой был бы Ме-262 с движками от метеора.
    1. +1
      14 апреля 2012 12:42
      На наших первых реактивных эти движки тоже стояли...плюс..
      1. +1
        15 апреля 2012 12:02
        На наших первых реактивных самолётах стояли немецкие движки и их копии, произведённые на наших заводах. Уже позднее пошли копии английских, но послевоенных.
        1. 0
          15 апреля 2012 22:00
          Имелось в виду... на первых серийных самолётах...плюс.. и вопрос... чего это Вас сюда торкнуло... ваша компания вроде по компьютерным играм...
  3. mind1954
    +1
    14 апреля 2012 10:41
    Если не ошибаюсь, немцы сделали до конца войны
    1400 реактивных самолётов !
    В какой-то хронике про их экспериментальные модели
    увидел хвост МИГ- 15 го ?!
    1. Num Lock UA
      +3
      14 апреля 2012 11:53
      Цитата: mind1954
      Если не ошибаюсь, немцы сделали до конца войны
      1400 реактивных самолётов !

      хороша ложка к обеду smile построить то они их построили, да только в то время в Германии уже был острейший дефицит топлива и хорошо подготовленных лётчиков

      Цитата: mind1954
      В какой-то хронике про их экспериментальные модели
      увидел хвост МИГ- 15 го ?!


      аэродинамика околозвуковых скоростей (а тем более сверхзвуковых) тогда была малоизучена и всё развитие авиации происходило по большей части "методом научного тыка" smile попросту говоря - экспериментально подбирались всевозможные конструкции и комбинации аэродинамических схем самолётов, так что ничего удивительного что на каких-то моделях что-то "совпадало" в компоновке
  4. 0
    14 апреля 2012 12:41
    Что интересно но наши после войны ухитрились получить от Англичан не только образцы двигателя, но и лицензию...т.е. технологию его производства... история очень тёмная и до сих пор не афишируемая...статье плюс..
    1. Dust
      +4
      14 апреля 2012 12:43
      А чего тут хитрого - заплатили и купили, тем более. что никто особо этому не препятствовал...
    2. laurbalaur
      +3
      14 апреля 2012 13:21
      Есть история о том , что исчерпав все разумные доводы на переговорах по закупке лицензии на движок RR Nene , Микоян предложил сыграть главе Роллс-Ройс а , партию в бильярд и выиграв её , таки получил контракт !
      1. +1
        15 апреля 2012 12:11
        Продали англосаксы потому, что война закончилась, и правительство резко сократило заказы. Буржуи готовы были продовать кому угодно, лишь бы деньги платили.
        А миф о бильярдном пари появился позднее для того, чтобы замазать просчёт одних и замаскировать действия других в этой сделке.
    3. 0
      15 апреля 2012 12:10
      Продали англосаксы потому, что война закончилась, и правительство резко сократило заказы. Буржуи готовы были продовать кому угодно, лишь бы деньги платили.
      А миф о бильярдном пари появился позднее для того, чтобы замазать просчёт одних и замаскировать действия других в этой сделке.
  5. почтальон
    +2
    16 апреля 2012 02:06
    В 1946 году британское правительство во главе с Клементом Эттли в стремлении поддержать дипломатические отношения с Советским Союзом дало компании Роллс-Ройс (Rolls-Royce) разрешение на вывоз 40 турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene центробежного типа. В Советском Союзе почти точная копия этого двигателя получило обозначение РД-45, который начал устанавливаться на отечественные самолёты МиГ-15. Руководство СССР поручило конструкторскому бюро ОКБ-117 под руководством Владимира Климова спроектировать аналогичный авиадвигатель но с большей тягой. Так появился более мощный ВК-1 который был испытан и пошёл в серию в 1949 году.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»