В Новосибирске создали полностью алюминиевый авиационный двигатель

75
Первый в мире полностью алюминиевый авиадвигатель удалось создать конструкторам опорного Новосибирского государственного технического университета. Из алюминия изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик.

Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250 кг.



В Новосибирске создали полностью алюминиевый авиационный двигатель


При этом мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных сил – до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15 %.

Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Ученым удалось заменить их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН.

Новый двигатель планируется устанавливать на самолеты ЯК-52, которые используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.

Наземные испытания двигателя успешно прошли на аэродроме Мочище под Новосибирском 19 января 2018 г. Теперь создатели будут проводить испытания заявленного ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, – 2 000 часов. После этого двигатель будет установлен на самолет Як-52, и начнутся его летные испытания.

Двигатель будет использовать обычный автомобильный бензин АИ-95. Также на него будет устанавливаться автономная система подогрева. Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов.

  • НГТУ | В. Невидимов
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    23 января 2018
    Вот этот бы двигун,да на наш БПЛА типа Альтаир..
    1. +28
      23 января 2018
      Ага. Предшественник весил 250 кГ, а алюминевый - 200, что легче на 40-50%. belay
      1. +11
        23 января 2018
        Цитата: сибиралт
        Ага. Предшественник весил 250 кГ, а алюминевый - 200, что легче на 40-50%. belay

        Журналюги,что тут скажешь... lol
        1. AUL
          +8
          23 января 2018
          На журфаке ариХметика - не профильный предмет! Так что им можно.
      2. 0
        23 января 2018
        Цитата: сибиралт
        Ага. Предшественник весил 250 кГ, а алюминевый - 200, что легче на 40-50%.

        В снаряженном состоянии, что бы это не значило. Для подобных аппаратов, как на фото, двигатель - единый силовой агрегат вместе с топливом, возможно, но может быть я и ошибаюсь.
      3. +1
        24 января 2018
        Ага. Предшественник весил 250 кГ, а алюминевый - 200, что легче на 40-50%. belay

        Проценты и килограммы попутали laughing , журналюги мать их am
      4. 0
        24 января 2018
        Здесь ключевое слово: Полностью снаряжённый. То есть заправленный маслом и тосолом.
    2. +8
      23 января 2018
      Академгородок, слава богу жив и работает. И ученых выпускает и разведчиков.
      1. +3
        24 января 2018
        НГТУ это не академгородок, как бэ))) это бывший НЭТИ на студенческой hi
        1. 0
          24 января 2018
          Цитата: dik-nsk
          НГТУ это не академгородок, как бэ))) это бывший НЭТИ на студенческой hi
          Ученым удалось заменить их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН.
          Институт "неорганики" находится в академгородке, на проспекте Лаврентьева. hi
  2. +5
    23 января 2018
    Деле легкомоторной авиации это необходимо.Тем более что у нас на небольшие самолёты ставят все импортное.
  3. +6
    23 января 2018
    На Як-52? Это же уже история.Новеньково уже не увидим
    1. +23
      23 января 2018
      В России этой "истории" еще несколько сотен самолетов по аэроклубам стоит. Многие с выработанными ресурс двигателями, а новых движков нет и заменить нечем. Самолет сам по себе очень даже хороший. Я на таком в аэроклубе летал в конце 80-х. У нас на старом аэродроме авиаклуб расположился сейчас, стоят самолетики, а ресурс выработан. Легче купить новый двигатель, чем полностью самолет. hi
      1. +9
        23 января 2018
        Майор 71 hi -а ведь самое страшное, что многие полевые аэродромы отданы фирмам под застройку, а весь их авиапарк унечтожен!Самолеты просто разобрали на металлолом! Сейчас нету той Советской романтики , сейчас во главу угла поставлен бизнес! Прибыль любой ценой! am Мы очень много потеряли в спортивной авиации! !!
        1. +2
          23 января 2018
          Цитата: Геркулесыч
          -а ведь самое страшное, что многие полевые аэродромы отданы фирмам под застройку, а весь их авиапарк унечтожен!

          ... не могу сказать за всех, но "Девау", по сей день аэродром 2-го класса, летают, прыгают ... хотя давно в черте города Калининграда ...
          Цитата: Геркулесыч
          Сейчас нету той Советской романтики , сейчас во главу угла поставлен бизнес! Прибыль любой ценой! Мы очень много потеряли в спортивной авиации! !!

          ... Советская романтика закончилась вместе с развалом Коммунистами - СССР ! ... Вам Красный флаг не жмет ? ...
          1. 0
            23 января 2018
            Цитата: Inok10

            ... Советская романтика закончилась вместе с развалом Коммунистами - СССР ! ... Вам Красный флаг не жмет ? ...


            Как будто сейчас у власти не коммуняки...хе-хе laughing И именно те сейчас у власти- кто и развалил СССР!!! Поди и Вы были в пионерах, комсомолах? Али молодо-зелено еще было?
            1. +3
              23 января 2018
              Цитата: НасРать
              Как будто сейчас у власти не коммуняки...хе-хе Поди и Вы были в пионерах, комсомолах? Али молодо-зелено еще было?

              ... по сути есть, что сказать ?! ... в 91 сидел на казарме в штабе ПрибВО ... удосужтесь говорить по теме, не по личности ... коль уж "зацепились" за часть моего комментария ... tongue
              1. +1
                23 января 2018
                когда говорите:
                Цитата: Inok10
                ... Вам Красный флаг не жмет ? ...


                а затем:

                Цитата: Inok10
                ... удосужтесь говорить по теме, не по личности ...



                Диссонансно выглядит... tongue
                1. +1
                  23 января 2018
                  Цитата: НасРать
                  Диссонансно выглядит...

                  ... не кормлю таких ... laughing
                  1. +1
                    23 января 2018
                    Ясно, "слились" на фактах...спокойного вечера! hi
                    1. +1
                      23 января 2018
                      Цитата: НасРать
                      Ясно, "слились" на фактах

                      ... laughing laughing laughing ... ты хоть бы глянул мою регистрацию на ресурсе ... с января 2014 года ... твоя Персоналия давно для меня не Секрет и не Новость ... Изыди ... laughing
                      1. +1
                        23 января 2018
                        Я больше на человека смотрю, чем на нарядные погоны!! wassat
                        П.С.
                        Да и... почему, когда сказать не чего - переходят к хамству и грубости, даже заслуженные нарядные хенералы? winked
                      2. 0
                        24 января 2018
                        Цитата: НасРать
                        Я больше на человека смотрю, чем на нарядные погоны!!

                        ... да ладно ?! ... то мой возраст интересовал, цитата:
                        Цитата: НасРать
                        Поди и Вы были в пионерах, комсомолах? Али молодо-зелено еще было?

                        ... "Нестандартный" что ли ? ... laughing
                        ... и до погон докопался, Завидно ? ... Веди себя Прилично ... wassat
                        Цитата: НасРать
                        переходят к хамству и грубости, даже заслуженные нарядные хенералы?

                        ... точно Нестандартный ... bully
        2. +9
          23 января 2018
          Геркулесыч

          А Вы что нибудь вообще о спортивной авиации и ДОСААФ знаете??
        3. 0
          23 января 2018
          Где нормальное руководство все работает. А вы что хотели жить при капитализме советскими мерками? Не прокатит
      2. +3
        23 января 2018
        Да НЕТ у нас запчастей!Мы хоть сегодня и АН-2 на крыло поставим.Нет поршней и перкаля.Убили нас.Крутимся как можем.За 17-й год 12 машин на крыло поставили.Нынче-усё!Денюшки-ёк!Остальные 22 машины-вероятно в разборку.
      3. +9
        23 января 2018
        major071

        Всё конечно классно... Двигатель и всё основное....
        Но Вы несёте бред...
        Не вводите форумчан в заблуждение///
    2. +4
      23 января 2018
      Цитата: ВЕРЕСК
      На Як-52? Это же уже история.Новеньково уже не увидим

      Угу, так и есть, не увидим:
      "В сентябре 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов объявил о том, что ВКС намерены приобрести 150 Як-152, разработанный в ОКБ Яковлева для первоначального обучения летчиков."
      1. 0
        23 января 2018
        Цитата: Мур
        "В сентябре 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов объявил о том, что ВКС намерены приобрести 150 Як-152, разработанный в ОКБ Яковлева для первоначального обучения летчиков."

        ... а, далее на испытаниях СР-10 ... "специализация" на Як-130, который уже может имитировать пилотирование различных самолетов от легкого МиГ-29 до тяжелого Су-35С ... hi
      2. +1
        23 января 2018
        152,130!Я про те машины,которые делают всех в соревновании по высшему пилотажу на лёгких машинах.Су-? Уже давно забытый зверь.
    3. +3
      23 января 2018
      winked Интересный комментарий того, кому не удалось полетать на продвинутой технике, а всего лишь на Як-52, хотелось бы поинтересоваться- в чем тогда продвинутость, если техника не способна летать в такую погоду и в чем отсталость Яка?
  4. 0
    23 января 2018
    Давно пора! А эту дрянь Red A03 конструкции г-на Райхлина и его дружков из Ауди - ВЕРНУТЬ ОТПРАВИТЕЛЮ!
  5. +2
    23 января 2018
    Вот это радостная новость. Я так понимаю, технология запатентована?
    Отвечу сам себе, нашел отечественные патенты по этой теме
    1. +8
      23 января 2018
      Нет нужды. Даже незапатентованную технологию плазменно-электролитического оксидирования на коленке не воспроизведешь. Даже в США. Это вам не реплики АК-47.
      1. +10
        23 января 2018
        Совершенно верно. Патентуются, в основном, конструкции и способы. А вот технологии - гораздо реже. В патенте все должно быть подробно изложено, понятно специалисту. И отследить в этом случае нарушение патента гораздо сложнее, нежели в случае с кражей конструкции.
        В мире мало желающих выставить свое "ноу-хау" на продажу. Лучше торговать готовыми изделиями.
    2. +2
      23 января 2018
      Ваще то гильзы в поршневых моторах уже лет 10 как из алюминия делают с покрытием из нитрида титана.шатуны столько же лет.порошковые,алюминевые,сплавы стали,титан.колен валы точно знаю из титана делали.чего то я теперь не пойму.в чем цимус новости?????такое ощущение,что до этого никто раньше нас не додумался. wassat
      1. +14
        23 января 2018
        Цитата: Korax71
        Ваще то гильзы в поршневых моторах уже лет 10 как из алюминия делают с покрытием из нитрида титана

        Никогда не делают гильзы из алюминия laughing , и уж тем более не покрывают нитридом титана . Цилиндр целиком отливают ,вместе с ребрами охлаждения ,то место где должна быть гильза -либо покрывают слоем хрома ,либо делают ионно-плазменный переплав в атмосфере специальных газов ,получая поверхность очень твердую.
        Единственный мотор -это БМВ ,где гильзы из высокопрочного алюминиевого СПЛАВА отлиты вместе с цилиндром из магниевого сплава.
        Шатуны делают из титана ,коленвалы -никогда ,титан обладает мерзкой характеристикой остаточной деформации и крайне плохими коэффициентами трения ,его приходится постоянно завтуливать антифрикционными материалами .
        1. +1
          24 января 2018
          Не правильно выразился.стенки моноблок покрыты никосиловым напылением.не совсем химик и технолог,формулу не скажу.т ак же есть технология,с воими словами скажу,уж не прикапввпйтесь только,керамического напыления с толщиной покрытия др 50мкм.а коленвал,опять немного неправильно выразился,из сплавов титана,ну что то типа вт18(у).в принципе по необходимым характеристикам можно подобрать.единственное что ресурс его однозначно будет меньшим чем колено из чугуна или стали.ну а помимо Бмв,есть еще Ауди,порше,ягуар.сузуки некоторые мотоциклы делает.15 сильный лодочный Меркури.а первый блок с алюминиевыми гильзами еще мериканцы в 1971 на шевроле Вега ставили.но это не самый удачный мотор.
        2. +1
          24 января 2018
          Немного соврал feel нитрид титана как покрытие стенок цилиндров моноблока пока ток эксперименты.серийно производимых нет пока.
      2. +1
        23 января 2018
        Есть такой сплав на основе алюминия -силумин! Так его десятки лет используют! А по новости, почитаешь, создано нечто реально революционное!
      3. 0
        23 января 2018
        А в РФ давно стали делать?
  6. +2
    23 января 2018
    Вес "не менее 200кг, " , или "не более 200кг "? recourse Хотелось бы цифры поточнее, если возможно! hi
    1. +7
      23 января 2018
      Цитата: Геркулесыч
      Вес "не менее 200кг, " , или "не более 200кг "? Хотелось бы цифры поточнее, если возможно!

      У меня другой вопрос
      Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250кг.
      У меня проблемы с математикой или у автора? recourse
      1. +3
        23 января 2018
        Он мощнее на 40 л.с. Потому и сравнивают с БОЛЕЕ мощным мотором...
      2. +1
        24 января 2018
        Цитата: Horst78
        М-14П

        Масса сухая, кг: 252
        http://авиару.рф/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhen
        ie/aviamotorostroenie/aviamotory-sssr/porshnevye-
        i-dizelnye/porshnevoj-aviatsionnyj-dvigatel-m-14-
        ai-14-m-9/
        1. 0
          24 января 2018
          Цитата: sogdy
          Масса сухая, кг: 252

          Цитата: sogdy
          Цитата: Геркулесыч
          Вес "не менее 200кг, " , или "не более 200кг "? Хотелось бы цифры поточнее, если возможно!
          У меня другой вопрос
          Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250кг.
          У меня проблемы с математикой или у автора?

          Цитата: sogdy
          Цитата: Геркулесыч
          Вес "не менее 200кг, " , или "не более 200кг "? Хотелось бы цифры поточнее, если возможно!
          У меня другой вопрос
          Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250кг.
          У меня проблемы с математикой или у автора?

          Цитата: sogdy
          Цитата: Геркулесыч
          Вес "не менее 200кг, " , или "не более 200кг "? Хотелось бы цифры поточнее, если возможно!
          У меня другой вопрос
          Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250кг.
          У меня проблемы с математикой или у автора?

          Не % а кг. тогда сходится hi laughing
          1. +1
            25 января 2018
            Цитата: Horst78
            Не % а кг. тогда сходится

            Разницу между "снаряженный" и "сухой" знаешь? А чо умничаешь?!
            Пройди по ссылке, там все параметры - экономия до 130кг веса. (325-200)
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    23 января 2018
    C легкомоторной авиацией у нас как то не осень если не сказать лучше а этот двигун рисует перспективы развитию.Под этот двигун может спроектируют и создадут что то новое и нужное.
  9. +4
    23 января 2018
    Алюминиевый вал? Подшипники, я надеюсь, не алюминиевые?
  10. +2
    23 января 2018
    Двигатель будет использовать обычный автомобильный бензин АИ-95.
    Боюсь бензин опять подорожает на фоне такой новости laughing
  11. +3
    23 января 2018
    Что-то с математикой как обычно. Снизили вес на 50% с 250кг до 200...
    1. Комментарий был удален.
  12. 0
    23 января 2018
    Алюминиевый двигатель - это, конечно, хорошо, но идея самого ДВС дольно непродуманная. Заменять надо термодинамический цикл и преобразователь движения, тогда можно существенно повысить удельную мощность, а это баловство.
    1. +3
      23 января 2018
      Разработчики конечно ничего про это не знают.
      Ожидаемо распелись тролли-всёпропальщики.
      1. 0
        23 января 2018
        Цитата: Mestny
        Разработчики конечно ничего про это не знают.

        Знать-то, может, и знают, по крайней мере, считают они хорошо, но для решения этой проблемы нужна другая конструкция, а для этого одной математики не достаточно. Уже даже однотактные двигатели есть, так что пусть в патентных базах пороются.
    2. 0
      23 января 2018
      Лучше опровергнуть постулат Томсона, тогда термодинамические циклы будут не нужны.
  13. 0
    23 января 2018
    Откуда появился ДОСААФ?
    1. +3
      23 января 2018
      Машину времени кустари на коленке собрали! lol По результатам эксплуатации создан промышленный образец! good Теперь восстоновим СССР! !!! drinks
    2. 0
      23 января 2018
      Цитата: zenion
      Откуда появился ДОСААФ?

      Все по тихому восстанавливают... кстати, и летают, и прыгают с парашютами также
  14. 0
    23 января 2018
    Пока не особенно понятен прорыв.На Солянке стоит алюминиевый движок и дает 200 тыс км пробега и в лом .Гильз нет ,стенки тонкие ,расточке не подлежат.Не получиться в этом случае аналогичная ситуация?
    1. +2
      23 января 2018
      Что есть Солянка?
  15. +3
    23 января 2018

    В 1979 году американец Матти Хольцберг основал компанию Polimotor, в основной задачей которой было создание двигателя с как можно большим количеством пластиковых деталей.
    Первый полимерный мотор был копией 2,3-литрового четырехцилиндрового двигателя от «Ford Pinto». Именно он изображен на обложке журнала «Popular Science» за 1982 год.
    Из пластика были сделаны блок цилиндров, поршни, шатуны, картер и большая часть головки цилиндра. Для изготовления головки поршня и вкладышей камеры сгорания (гильзы) использовались алюминий и сталь. Коленчатый вал и клапаны сделаны также из металла. Мощность двигателя из пластмассы была доведена до 300 л. с., а масса снижена до 69 кг (оригинальный мотор выдавал 88 л. с. при массе в 188 кг).
    В 1980-х автомобили с пластиковыми моторами участвовали в автогонках, где показали свою надежность, но заинтересовать крупных автопроизводителей не смогли, стоимость производства специальных композитов, способных выдержать значительные механические и тепловые нагрузки, была в то время слишком высока.
    Сейчас аналогичные работы ведет группа NAS института Фраунгофера.
    1. +1
      24 января 2018
      А с деревом они не пробовали эксперементировать?
      1. +1
        24 января 2018
        С деревом наши пробовали! Гараж52 на Ютубе гляньте. Там и движок средством для посуды промывали, и колёса монтажной пеной накачивали...
  16. +2
    23 января 2018
    Как такое могло статься?!.
  17. 0
    23 января 2018
    Молодцы студенты! А наши "заслуженные" конструктора из ОДК все никак ПД-14 до ума не доведут!
    1. +2
      23 января 2018
      Цитата: senima56
      Молодцы студенты! А наши "заслуженные" конструктора.....

      Думаете что если в институте - то непременно студенты? smile
  18. +4
    23 января 2018
    Рад за земляков! Молодцы!
  19. +5
    23 января 2018
    Цитата: сибиралт
    Ага. Предшественник весил 250 кГ, а алюминевый - 200, что легче на 40-50%. belay

    Дак то были железные килограммы, а это алюминиевые!
  20. 0
    23 января 2018
    Отличная новость. НГТУ спроектировал и изготовил ДВС, просто отличная новость.
  21. 0
    24 января 2018
    позволило снизить вес двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250 кг.[quote][/quote] Что то с математикой у них плохо....
  22. 0
    24 января 2018
    Его в музей поместят и благополучно забудят вот и все. Думаете в массовое производство запустят, оптимисты.
  23. 0
    24 января 2018
    Экспериментальный образец, думаю! Коленвал из алюминиевого сплава не пойдёт! Слишком велики знакопеременные нагрузки. Шатуны тоже. Гильзы давно делают из силумина с никасиловым покрытием.
  24. 0
    24 января 2018
    Столько раз видел новинки отечественных поршневых двигателей для СЛА на выставках, что не сомневаюсь, что Лайкомингам да Ротексам долго конкуренции на нашем рынке не будет. А энтузиасты как летали на автоконверсиях всяких субару так и будут летать.
  25. 0
    24 января 2018
    А ресурс какой у такого двигателя?!
  26. Комментарий был удален.
  27. 0
    24 января 2018
    Цитата: dik-nsk
    НГТУ это не академгородок, как бэ))) это бывший НЭТИ на студенческой

    Ученым удалось заменить их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН.
    Институт "неорганики" находится в академгородке, на проспекте Лаврентьева

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»