Суровый воздух

Суровый воздух


В истории авиации дальнего действия периода Великой Отечественной войны произошло два уникальных случая: падения с разной высоты штурмана и лётчика с нераскрытыми парашютами, завершившиеся благополучно: оба авиатора остались живы. Случилось это в январе и апреле 1942 года. И штурману, и лётчику пришлось покидать однотипный самолёт ДБ-3Ф (Ил-4).

Штурман Иван Михайлович Чиссов


25 января 1942 года эскадрилья бомбардировщиков 98-го полка дальней бомбардировочной авиации, в составе которой был экипаж летчика Н. П. Жугана на самолёте ДБ-3ф, вылетела на бомбардировку железнодорожного узла на Варшавском направлении. Выполнив боевое задание, летчики направили самолет на базу, но были атакованы «мессершмиттами» и были подбиты. Николай Жуган приказал экипажу покинуть самолёт с парашютами. На команду откликнулся только штурман. Иван Чиссов покинул самолёт, выпрыгнув из нижнего люка. Высота самолёта при этом была около 7000 метров.

Рассказ Чиссова:

«Когда нам врезали по хвостовому оперению и убили стрелка и радиста, самолёт начал терять высоту, а затем вдруг перевернулся «животом» кверху. Было отбито хвостовое оперение самолёта, поэтому он перевернулся. Кислородные шланги был оборваны. Я старался присесть на колени и взяться за педали, чтобы подтянуть своё тело к астролюку. Одна попытка удалась, а вот открыть его никак не удавалось ни пальцами, ни рукой. Тогда ударом кулака правой руки я его разбил. Так в перевёрнутом состоянии самолёта я и вывалился из него. А истребитель тут как тут. Почувствовал ожог в левой ноге. Решил парашют не раскрывать. Падаю с нераскрытым. И когда стал различать землю, это где-то метров 700, дёрнул за кольцо. Но что это? Кольцо с тросиком в руке, а парашют не раскрылся! Вот тут и пришла мысль — всё, конец. Потом уже сообразил, что тросик, соединяющий вытяжное кольцо с затвором парашюта, оказался перебитым.

Упал я на начало склона оврага, густо засыпанного снегом. Парашют подо мной... Затем меня начало переворачивать с головы на ноги. Когда же тело остановилось в своём падении и вращении, я почувствовал, что заливаюсь кровью — она шла через горло, нос и уши. И хотя в голове стоял шум, собачий лай и пение петуха прослушивались хорошо. Я понял, что недалеко населённый пункт. Хотел было протереть лицо от крови, но руки не поднимались. Потом подошли люди с носилками и понесли меня в хату. Там меня раздели, привели в порядок, обложили какими-то грелками. Вечером пришёл Жуган, расспросил, и после этого меня отправили в больницу в Мосальск.



Газета "Красная Звезда" №68 (5132), 22 марта 1942 года

С лётной работы списали, но в кадрах оставили. Стал преподавателем штурманского дела в Ворошиловградском военном училище.

Герой Советского Союза Василий Константинович Гречишкин

В группу,которой предстояло ударить по ставке гитлеровского командования в Вильно, вошёл и экипаж В.К. Гречишкина.

Над целью бомбардировщик попал под сильный зенитный огонь и в дополнение ко всему был атакован истребителем противника. Правый мотор вышел из строя. При возвращении попали в облачность, машина стала обледеневать. Все приборы вышли из строя. Командир и штурман решили лететь строго на восток до тех пор, пока хватит горючего. Оно на самолёте не беспредельно, и когда-то должно было закончиться. Благо случилось это уже над своей территорией. Набрав на последних литрах горючего высоту 900 метров, командир корабля приказал экипажу покинуть борт самолёта. Сам лётчик выбросился последним на высоте 600 метров.

Отсчитав положенные пять секунд, Гречишкин дёрнул вытяжное кольцо, но… привычного торможения падения не почувствовал. Запрокинул голову, а там вместо белого купола увидел извивающееся верёвкой полотно парашюта. Сбросив перчатки, он начал подтягивать к себе этот жгут, надеясь распустить стропы. Но высоты не хватило. Удар, потеря сознания. В таком состоянии, с зажатыми в руке стропами парашюта, его утром нашёл конюх. Убедившись, что лётчик жив, доставил в больницу села, а уже оттуда — в госпиталь.

Василий Константинович рассказывает:

— Везение! Везение в том смысле, что я попал на склон оврага и в глубокий снег. Потом мне говорили, что его толща была метров двадцать. Потерял сознание, но ненадолго. Очнулся и услышал чей-то разговор. Такое впечатление, что нахожусь где-то в подземелье. Хотел крикнуть, но голоса не было. А снежное покрывало было тяжёлым. Через некоторое время я смог двигать руками и ногами. Мои движения заметили. Меня вытащили и посадили в сани. Потом за мной прилетел ПО-2. Так я оказался в госпитале.


Вот такие два совершенно невероятных случая во время войны. Один из них удостоился Книги рекордов Гиннесса.
Автор: Анатолий Сергиенко, подполковник в отставке, кандидат исторических наук.
Первоисточник: https://kprf.ru/rus_soc/108769.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 23

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 24 января 2018 06:14
    Читал и слышал про оба случая, но сначала считал что это один но описан, по разному и только позже, в книге о лётчиках АДД прочитал что это были два разных случая.
  2. К0щей 24 января 2018 06:40
    мужики родились не в рубашке, а в брониках и скафандрах)))
  3. parusnik (Алексей Богомазов) 24 января 2018 07:38
    Небывалое - бывает...
  4. Victor_B (Виктор) 24 января 2018 07:47
    Мне мой двоюродных дядя Шмуров Михаил Васильевич рассказывал как ему (и другим пассажирам) в довоенное время пришлось из самолета в снег выпрыгивать, а вот летчики погибли. Управление Севморпути.
    Запомнилось, что снег забился буквально даже в трусы.
  5. Curious (Victor) 24 января 2018 08:02
    Таких случаев спасения достаточно много. Сержант Королевских ВВС Николас Алкмэйд упал с высоты в 5486 метров после того, как его самолет был сбит и огонь уничтожил все парашюты. К счастью, его падение было смягчено соснами и мягким снегом, что позволило ему выжить, отделавшись лишь растяжением ноги. Даже немцы, взявшие его в плен, были шокированы.
    Спасал летчиков не только снег. Пилот В-17 Алан Маги с высоты 6700 м упал на стекляную крышу вокзала Сен-Назер. У него было 28 осколочных ранений и несколько сломанных костей
    Пилот ВВС Австралии Джо Герман, падая среди обломков сбитого самолета, смог ухватиться за ногу своего товарища, который только что открыл парашют и остался жив.
    В августе 1981 года на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолёт Ан-24 и бомбардировщик Ту-16. Упав в кресле с высоты 5000 метров, выжила Лариса Савицкая, её нашли в тайге.
    Ну и бортпроводница Весна Вулович, самый, пожалуй, известный случай. Девушка выжила после того, как самолет DC9 взорвался на высоте 10 160 м.
    1. амурец (николай) 24 января 2018 08:48
      Цитата: Curious
      В августе 1981 года на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолёт Ан-24 и бомбардировщик Ту-16. Упав в кресле с высоты 5000 метров, выжила Лариса Савицкая, её нашли в тайге.

      Да был такой случай над селом Бахирево в Бурейском районе Амурской области. Сейчас этого села нет.
    2. михаил3 (Михаил) 24 января 2018 13:24
      Самый фантастический случай был в США, на авиашоу. На высоте 4,5 тысяч метров столкнулись два самолета. Тот, что был ниже, решил набрать высоту не глядя вверх, и срубил хвост тому, что был выше. Оба пилота упали без парашютов на пшеничное поле. Никаких оврагов, никакого снега, ничего. Один из них сломал ногу, второй вообще ничего серьезно не побил.
  6. bubalik (Сергей) 24 января 2018 10:19
    ..в Красной Звезде упоминается МЕ-115, что за "зверь"? request
    1. Curious (Victor) 24 января 2018 10:48
      Самолет-призрак. Сообщения о нем встречаются и у союзников. Некоторые исследователи считают, что это был опытный Bf-109Х - самая таинственная модификация Bf 109 с радиальным двигателем.

      Интересная статья есть сдесь: https://mr-garett.livejournal.com/73337.html.
      Кое что есть на иноязычных ресурсах типа Secret Projects.
    2. sd68 (Сергей) 24 января 2018 14:46
      в сообщениях того времени, а то и в мемуарах иногда попадаются несуществующие виды техники.
      У танкистов в детстве читал о немецких тяжелых танках Рейнметалл.
      1. Alexey RA (Алексей) 24 января 2018 19:33
        Цитата: sd68
        У танкистов в детстве читал о немецких тяжелых танках Рейнметалл.

        Это Пенежко - "Записки советского офицера".
        По земле от села снова прошёл глухой гул. Мы замерли, увидев показавшиеся из садов Ситно уродливые чудовищные машины ярко-жёлтой, тигровой раскраски. Они медленно катились в нашу сторону, сверкая языками выстрелов.
        — Я таких ещё не видал, — говорит Никитин. Немцы движутся линией. Всматриваюсь в бинокль в ближайший левофланговый танк, вырвавшийся далеко вперёд. Его контур что-то напоминает мне. Но что?
        — «Рейнметалл»! — выкрикнул я, вспомнив фотографию немецкого тяжёлого танка, которую видел в альбоме училища, и скороговоркой выпалил: — Тяжёлый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок...

        Впрочем, записанный финнами (над Карелией) в сбитые Р-38 с красными звёздами никто не переплюнет. smile
        1. Ратник2015 (Михаил) 12 июля 2018 12:08
          Цитата: Alexey RA
          Впрочем, записанный финнами (над Карелией) в сбитые Р-38 с красными звёздами никто не переплюнет

          Как знать, могли быть закупленные опытные образцы, поставленные в строй... Хотя я лично думаю, что речь шла о Як-2 или Як-4.
      2. Ратник2015 (Михаил) 12 июля 2018 12:09
        Цитата: sd68
        У танкистов в детстве читал о немецких тяжелых танках Рейнметалл.

        Да был у них такой танк, был, но только пара опытных экземлпяров ! Даже в Норвегии успели отметиться. Советская разведка про них узнала и их ввели в справочники, но у немцев дело не пошло, танк признали небоеспособным.
  7. bubalik (Сергей) 24 января 2018 11:19
    28 февраля 1943 года помощник командира по лётной подготовке и воздушному бою 78-го истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная бригада ВВС Северного флота) капитан С. Г. Курзенков был ошибочно обстрелян и сбит зенитной артиллерией ПВО Мурманска, покинул самолёт с парашютом на высоте 700м, но перебитые осколками лямки парашюта оборвались. При падении попал на склон сопки, снег на котором смягчил силу удара. Лётчик остался жив, но получил тяжёлые травмы и после лечения в госпитале был списан с лётной работы. К тому времени совершил 209 боевых вылетов, в 20 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника и ещё 4 подбил.
  8. BAI 24 января 2018 11:27
    Искренне рад за летчиков. Хоть двоим повезло.
    BAI
  9. антивирус 24 января 2018 12:15
    жизнь прожить-не через скакалку прыгать
  10. Окорок (джон) 24 января 2018 13:07
    случаи далеко не еденичные - давно читал о летчике Курзенкове который тоже выжил - упав на покрытый глубоким снегом склон сопки
  11. Какой-то Компот (Невесть кто) 24 января 2018 13:13
    АДД - особая тема
    Мужества и героизма
    Отлично good
  12. TIT (андрей) 24 января 2018 17:48
    Цитата: Окорок
    давно читал о летчике Курзенкове который тоже выжил - упав на покрытый глубоким снегом склон сопки


    СФ высота падения примерно2000 м , ,
    TIT
  13. Falcon5555 25 января 2018 00:44
    Красивый самолет!!!
  14. STUG III (Виктор) 25 января 2018 05:11
    Всё что описано, не самое чудесное спасение, глубокий снег и склон, встречаются часто. Сейчас не помню где, но в одних мемуарах советского летчика ВОВ, описан случай, когда летчик падал вслед за самолётом (не зимой) и спас его взрыв его же самолёта на земле, который подкинул его обратно вверх и вбок. Летчик остался жив хоть и ранен. Немцы его взяли в плен, но так как это было на их глазах, то удивившись такому фантастическому случаю даже отправили его в госпиталь.
  15. Главный Врач (Владимир Михайлович) 26 января 2018 16:40
    Хроника пикирующего бомбардировщика - любимый фильм
  16. серж сибиряк (сергей) 26 января 2018 19:07
    Во истину ,пути господни.не исповедимы.Не дал он всем этим людям погибнуть.Придумал другое дело для них.
Картина дня