Таскать до победы

85
Армейское снаряжение - вещь консервативная. Многие его образцы используются десятилетиями. Наиболее показательный пример - это вещмешок, который был принят на вооружение в 1874 году, и с которым российская армия простилась только в конце 2015 года, когда на смену ветерану, отвоевавшему добрый десяток больших и малых войн, пришла новая армейская сумка. Да и другие необходимые элементы снаряжения, такие как жилеты-разгрузки или тактические рюкзаки, обычно с трудом добивались признания, и длительное время использовались подразделениями спецназа, разведки или десанта, наиболее восприимчивыми к разным инновациям.

Однако в списке инноваций в армейском снаряжении явно существует белое пятно, существование которого, пожалуй, не менее традиционно, чем старый, добрый "сидор", служивший армии почти полтора века. Это белое пятно - отсутствие приспособлений для переноски грузов. Более того, нечасто ставится даже сама проблема переноски грузов в ходе боевых действий, хотя, безусловно, она присутствует всегда, в том или ином виде, и обычно решается способами, древними, как мир: переноской в руках или на плече. В этом есть даже какое-то ухарство, мол, что стоит здоровым парням перенести там ящик какой-нибудь. Отчасти это имеет и объективные причины, поскольку мотострелковые роты и батальоны по штату обладают развитой транспортной базой (обычно БМП или БТР), которые легко перевозят весь необходимый груз: вооружение, боеприпасы, продовольствие и воду. Например, гранатометный взвод мотострелковой роты (из состава бригады) в составе 26 человек, который имеет наиболее тяжелое переносное вооружение (20 АК-74, 6 АГС-17 и 31 ПТУР) общим весом 1020 кг, имеет три БТР или БМП, на котором все это вооружение и перевозится.



Казалось бы, нужды в каких-то особых способах переноски груза нет. Однако же, вопрос этот весьма важен, если рассмотреть его внимательнее.

Тактическая надобность

В 1954 году французские войска во Вьетнаме потерпели феноменальное поражение под Дьен Бьен Фу. В этом населенном пункте французские войска заняли бывший японский полевой аэродром и создали на нем мощный опорный пункт, в котором находилось 14,5 тысяч человек и еще 7 тысяч человек в районе. Эти войска были усилены танковым батальоном из 10 танков, авиацией, а также мощной обороной, состоящей из 7 фортов и 49 укрепленных пунктов. Однако французы потерпели сокрушительное поражение, окончившееся сдачей в плен 10,8 тысяч солдат и офицеров, большинство из которых умерли в плену. Укрепления были взяты штурмом, причем из осадного кольца смогло вырваться всего лишь 78 человек. Еще 858 человек ранеными были эвакуированы по соглашению между французами и вьетнамцами.

Это была одна из наиболее известных побед вьетнамского командующего Во Нгуен Зиапа. Корень ее заключался в том, что вьетнамцы провели логистическую операцию, которая французами считалась совершенно невозможной. Они на руках перенесли на расстояние около 500 км по труднопроходимым джунглям все необходимое для 50-тысячной армии и осады, включая гаубицы и минометы с большим запасом снарядов. В числе перетащенного вручную было: 24 105-мм гаубицы, 20 75-мм орудий, 16 реактивных установок БМ-13, 20 120-мм минометов, 80 37-мм зенитных орудий и около 100 пулеметов ДШК, все с боеприпасами. Есть кадры кинохроники, запечатлевшие как вьетнамские солдаты тащат по крутой, скользкой тропе разобранные на части пушки. Это была в огромной степени победа логистики.

Таскать до победы

Вьетнамские солдаты тащат американскую 105-мм гаубицу М101 через перевал Фадин перед битвой за Дьен Бьен Фу

Этот опыт в СССР и в России изучался сравнительно мало, хотя во время Великой Отечественной войны часто бывали случаи, когда солдаты тащили на себе боеприпасы на десятки километров, когда раскисшие дороги блокировали подвоз автомобилями и даже гужем. Успех логистической операции в Дьен Бьен Фу, разумеется, нельзя объяснить только привычками вьетнамцев к подобному муравьиному труду. Тут огромную роль сыграла тщательная подготовка к переноске всего груза, его распределение между бойцами, создание специальных подразделений носильщиков, снабжение войск специальными приспособлениями для переноски тяжелых грузов.


Фото более позднего времени, 1960-е годы, тропа Чыонгшон. Девушка несет на коромысле восемь 82-мм мин без взрывателей, вес груза около 24 кг

В любой современной войне также часто складывается ситуация необходимости переноски тяжелых грузов на довольно большие расстояния, по труднопроходимой и недоступной для автотракторной техники местности, иногда под обстрелом противника. Войска, которые умеют таскать грузы наиболее рациональным образом, имеют сильное тактическое преимущество. Иногда оно может привести к большим и значимым победам. И напротив, упование только на технику и пренебрежение способами рациональной переноски грузов может стать причиной тяжелого поражения.

Если дальше развивать тактическую сторону перетаскивания грузов, то встает вопрос: а надо ли? Если в войсках много техники, мотострелковые подразделения хорошо оснащены транспортом, то какой смысл заниматься еще и рациональной переноской грузов? В пользу переноски можно высказать несколько аргументов.

Во-первых, в обороне мотострелковая рота обороняет опорный пункт до 1500 метров по фронту и до 1000 метров в глубину. Это означает, что даже при наличии бронетехники (у которой есть свои задачи в бою и свои позиции, в силу чего она весьма ограниченно может использоваться как транспортное средство), переноска грузов на сотни метров - это дело совершенно обычное. Даже боекомплект к стрелковому оружию превращается в приличную горку груза, которую надо разнести на позиции. Например, один боекомплект АК-74 стрелковой роты составляет 28,8 тысяч патронов, или 26 цинков круглым числом, что составляет 312 кг, а вместе с ящиками - 390 кг. Кроме него есть еще гранаты, боекомплект к пулеметам, АГС, гранатометам, пайки и вода. Между прочим, воды требуется только для питья 4 литра в сутки на бойца, и вес воды для роты в составе 126 человек составит 504 кг на одни сутки. И еще 201 кг веса суточных пайков в упаковке.

Пока нет боя, переноска этого груза никаких проблем не составляет. Но в условиях боя, когда основная часть роты занята, снабжение даже патронами превращается в трудноразрешимую задачу, и вес груза, который потребуется перенести каждому выделенному в переноску грузов мотострелку, резко возрастает. Например, от каждого отделения по одному человеку, итого 12 человек со всей роты. Одного только стрелкового боекомплекта придется примерно по 32 кг или по ящику на человека. Это уже груз, который человек несет с трудом. Например, по нормам труда максимальный вес на руки не должен превышать 25 кг. Нет, разумеется, что боец донесет ящик с патронами до позиции, но ему потребуется время, чтобы восстановить дыхание и силы, не менее 20-30 минут. В это время он мало боеспособен. Вот здесь и возникает необходимость в рациональных способах переноски грузов, которая заключается в том, чтобы боец мог перенести около 30 кг на расстояние 1-2 км, и при этом быть способен восстановить силы и боеспособность за несколько минут.

Во-вторых, афганская практика показала, что теории боевых действий мотострелков, изложенные в уставах, несколько отличаются от боевой реальности. Так, весьма распространенными были действия мотострелков отдельно от брони, зачастую в нескольких километрах от своей бронетехники. В этом случае брался увеличенный боекомплект, до 500-600 патронов на АК-74. Такой боекомплект для роты весил уже 810 кг и тащить его надо было на своем горбу, вместе с личными вещами, гранатами, а также "коллективкой", то есть групповым вооружением: гранатометами и пулеметами с боекомплектом. Гранатометный взвод, конечно, не мог унести все свое вооружение на себе, поскольку вес одних только ПТУР и АГС без боекомплекта превышал тонну и на каждого из 26 человек взвода приходилось бы по 45 кг с лишком веса, а с увеличенным боекомплектом и того больше. Потому это вооружение распределялось среди других бойцов.


Афганистан. Один из примеров нерациональной переноски груза. Пулеметчик тащит на себе, очевидно, ящик 7,62-мм патронов, весом 27 кг.

В-третьих, если занимался опорный пункт на длительное время, то боекомплект мог достигать цинка на бойца. 130 цинков в ящиках - это уже 1950 кг. Это только автоматные патроны, а были еще пулеметы (ПКМ мог иметь до 3000 патронов на ствол, это 15 магазинов общим весом 90 кг), гранаты, гранатометы, пайки и вода. Это было необходимостью на случай тяжелого и долгого боя, и в афганской практике на такие опорные пункты старались завозить боеприпасов побольше, насколько хватает возможностей брони или вертолетов, а потом остаток сдавался сменщикам. В таком подходе война была не сколько боем, сколько перетаскиванием тяжестей.

И подобных ситуаций в любой войне, на любом ТВД возникает во множестве. А между тем, возможности по перетаскиванию тяжестей на руках сильно ограничены. По нормам труда для грузчиков максимальная нагрузка не должна превышать 50 кг с переноской на 60 метров, подъем в руках - не более 25 кг. Для юношей в возрасте 18 лет максимальная нагрузка не должна превышать 15 кг, а ведь именно этот возраст составляет основную массу рядовых в российской армии и на него ложится большая часть работы, в том числе и по переноске грузов. Конечно, можно солдат натренировать или заставить их нести больше и дальше, но это либо требует времени, либо покупается ценой быстрого расходования сил и усталости. Уставший от таскания солдат небоеспособен, у него сильно падает наблюдательность, реакция, он не может быстро и точно стрелять. Изматывать солдат тасканием грузов на руках, по сути, означает предоставление противнику преимущества. Итак, заниматься рациональными методами переноски грузов более чем необходимо.

Таскать вплоть до пушек

Весь вопрос теперь состоит в том, как это делать. В американских источниках вопросам переноски грузов уделяется некоторое внимание, в силу увеличения веса личного снаряжения против рекомендованных физиологами норм нагрузки. Если оптимум нагрузки лежит в пределах 22-25 кг, то уже сейчас снаряжение американского солдата составляет 35-40 кг, а для некоторых специалистов (радисты, минометчики. пулеметчики и т.д.) может превышать даже 45 кг. Неоднократные попытки снизить вес личного снаряжения не удались, и это обстоятельство вынуждает американцев, да и другие армии стран НАТО, заниматься вопросами более удобного ношения личного снаряжения. На их опыте видно, что для личного снаряжения есть два наиболее рациональных способа: жилет-разгрузка и рюкзак.


Французские солдаты в полном снаряжении. В руках у них тактические рюкзаки, которые берутся на боевые операции.

Определенные упования в этом смысле возлагаются на технические новинки. Так, несколько лет вершиной американского военно-технологического изобретательства был робот-мул LS3, разрабатываемый DARPA. Цели этой разработки более чем прозрачные: переложить часть груза, носимого подразделением, на этого робота-мула. Однако, в декабре 2015 года эту разработку постиг печальный финал: Корпус морской пехоты США отказался от нее из-за слишком сильного шума, создаваемого роботом при ходьбе.

Другая разработка, получившая большую популярность, была представлена различными разновидностями экзоскелетов, позволяющих увеличить носимый вес до 100-120 кг (при том, что по нормам труда грузчиков допускается переноска 50 кг на расстояние 60 метров). Американцы пытаются добиться также увеличения скорости передвижения человека в экзоскелете и даже навесить на него броню. Аналогичные разработки есть и в России. Однако же, экзоскелет имеет ряд моментов, в силу которых он вряд ли станет обязательным комплектом снаряжения для любого бойца. Это и техническая сложность, и необходимость обслуживания, и необходимость элементов питания (а он сами - дополнительный вес). Добавим возможность повреждения пулями и осколками, выход из строя от грязи, воды, мороза, а также ограниченные возможности работы в экзоскелете в полусогнутом положении, лежа или передвижении в нем ползком. На выставке боец в экзоскелете выглядит круто, а на позиции, вероятнее всего, он станет хорошей мишенью для противника. Экзоскелет, впрочем, очень пригодится саперным и инженерным подразделениям.

Стоит обратить внимание, что в западном подходе делается упор на личное снаряжение, и почти забывается "коллективка". Думается, что именно в этом кроется причина роста нагрузки каждого солдата в Армии США и невозможности снижения этого веса. Нам этот неудачный подход копировать ни к чему. Напротив, развитие средств рациональной переноски именно "коллективки" создает немалые возможности для решения поставленной задачи по рациональной переноске грузов.

Несколько человек могут свободно нести груз, непосильный для одного человека. Классический пример - носилки, на которых можно поднять до 80 кг груза. На двоих носильщиков приходится по 40 кг веса, что вполне допустимо. Тем более, если сами носилки выполнены с точным соблюдением всех правил эргономики. Носилки являются, по данным исследования советского ВЦИООТ, проведенного еще в 1929 году, одним из наиболее рациональных способов переноски и поднятия тяжестей. Но было выяснено, что если держать носилки в руках, как это обычно делают, то это ведет к быстрой усталости и боли в руках, поскольку нагрузка приходится на связки, а не на мышцы. Держать носилки на плечах - намного лучше, и вот этот способ наилучший. ВЦИООТ предложил оригинальное новшество в развитие идеи: лямку для носилок. Она представляла собой короткий жилет, не застегивающийся спереди, на котором под рукавными проймами пришиты прочные петли, в которые продеваются ручки носилок. Итого, носильщики поднимают носилки, продевают их ручки в эти петли, и со свободными руками готовы идти хоть на край света: груз носилок приходится на самые сильные спинные мышцы. Для военного применения очень годится, тем более, что петли для ручек могут быть пришиты к жилету-разгрузке. К тому же, носильщики не только могут нести груз, но и держать в руках оружие и сохраняют боеготовность, что тактически немаловажно.

Жилет для носилок оказался сопоставим с еще одной классикой - "козой", еще одному наиболее рациональному способу переноски грузов. "Коза" - это доска с поперечным упором для груза, снабженная лямками для плечей. Она надевалась на спину. Носильщик с "козой" мог унести до трех пудов (48 кг) груза. а крепкий - и того больше. Сегодня у туристов есть потомок "козы" - станковый рюкзак, в котором соединены преимущества заплечного мешка и "козы". Тяжесть станком рационально перераспределяется на спину и бедра. Система "Як" такой конструкции позволяет переносить до 70 кг.


Система "Як": впереди рама для размещения груза, позади нее плечевые лямки и пояс.

В принципе, можно было и не отказываться от "сидора" полностью, а снабдить его этим самым станком. Военная разновидность станкового рюкзака должна, конечно, отличаться от туристической разновидности. Во-первых, возможностью отстегнуть мешок и закрепить на станке другой груз, например, ящик с патронами или снарядами. Во-вторых, возможностью отстегнуть лямки и превратить станок в санки-волокуши. Они могут пристегиваться к лямкам специальной веревкой, и боец может тащить на них примерно 40-50 кг волоком, в том числе и лежа. По опыту войны, это единственный способ что-то перетащить через постоянно простреливаемое противником пространство. Один или два станка-волокуши могут помочь вытащить раненого из простреливаемой зоны. Во всех случаях руки у носильщика остаются свободными, и он сохраняет боеготовность.

Остается еще много другой разной "коллективки", которая достаточно тяжелая и не поддается носилкам или станковому рюкзаку. Это могут быть снаряды и мины в ящиках, ПТРК, станковые пулеметы и даже крупнокалиберные минометы и артиллерийские орудия. Несколько человек могут слаженно поднять и перенести весьма тяжелый груз на большое расстояние. Проводились опыты, в которых 28 человек смогли поднять груз в тонну весом и перенести его на расстояние в 7 км. Таким методом вьетнамцы тащили свои гаубицы и минометы через джунгли. Для этого требуется совсем простое устройство: наплечная лямка, выполненная из ремня безопасности, на концах которой пришиты стальные петли. Она набрасывается на плечо или надевается через голову, распределяя груз на спинные и бедренные мышцы. Для зацепления груза можно иметь стальной крюк в виде угловой рамки и грузовой ремень с обоймой длиной около 1,5 метров, с пришитыми на концах стальными петлями и снабженный альпинистским карабином. Четыре человека с такими ремнями могут легко перенести большой и тяжелый, до 200-250 кг весом, ящик, зацепив его крюками по углам и придерживая груз рукой. Двое, трое или четверо могут легко перенести бревно, прицепив его грузовыми ремнями. С помощью таких наплечных лямок и грузовых ремней можно переносить раненых, сидячих и лежачих, всякие длинномерные упаковки, емкости, крупнокалиберные боеприпасы и многие другие грузы и вооружение, вплоть до пушек. Нужно лишь впрячь нужное количество носильщиков, пропорционально весу груза, чтобы на каждого приходилось не более чем 30-40 кг, а при необходимости дальней переноски - не более 25 кг. Скажем, с дальней переноской гаубицы 122-мм Д-30 (вес 3200 кг) справится 128 человек. Такими лямками можно также тянуть автомобиль из грязи, если потребуется. Преимущество этой лямки в ее простоте, несложном изготовлении, небольшом весе и возможности включения ее в обязательный комплект снаряжения каждого бойца. Наличие наплечных лямок в снаряжении позволяет любое подразделение сделать временно подразделением носильщиков. И в этом случае руки остаются свободными, и носильщики с грузом частично сохраняют боеготовность.

Как видно, весьма простые по конструкции приспособления для рациональной переноски грузов очень многое дают мотострелковым подразделениям. Они могут переносить свой штатный груз, затрачивая самый минимум усилий. Они могут взять и перетащить какой-то другой груз, вроде дополнительного боекомплекта или тяжелого вооружения, причем сделать это даже под огнем противника, не теряя боеспособности. Им оказывается доступен суворовский метод ведения боя - скрытный пеший марш и внезапная атака противника в неожиданном месте, с ходу, используя все преимущества внезапности, ошеломляющего массированного огня, вызывающего панику даже у тренированного и опытного противника. Достаточно много выгод, чтобы сделать эти приспособления для рациональной переноски грузов обязательной частью снаряжения бойца.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 января 2018 06:42
    Хочется продоложения в виде обзора обуви. Без удобной и ноской, ведь, никуда ничего не унесешь... Штатовские армейки мне категорически не понравились - нет универсальности. На каждый случай своя пара - полный бред!
    1. +16
      27 января 2018 07:17
      Штатовские армейки мне категорически не понравились - нет универсальности.


      Берите профессиональные ботинки для стройки в магазинах для профобуви...поносил небо и земля по сравнению с остальным ширпотребом и носки защищены и ногам тепло и уютно...красота.
      Статье плюс однозначно...на своей шкуре испытал переноску различных тяжестей.
      1. avt
        +6
        27 января 2018 09:25
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Статье плюс однозначно...на своей шкуре испытал переноску различных тяжестей.

        good Толково написано. good
        Система "Як": впереди рама для размещения груза, позади нее плечевые лямки и пояс.
        Эта штука вполне себе эффектнее анатомических рюкзаков литражом 60+при переноске чего то тяжелее 25 кг.Да и реально такой каркас и тем
        более несколько можно на походе приспособить в массу полезных ништяков .А с учётом того, что не встроена в рюкзак , вообще универсальный агрегат для переноски .
        1. +10
          27 января 2018 10:10
          На самом деле проблема куда глубже. И такими штукенциями полностью не решается. Вся наша боеприпасная укупорка жутчайше неудобна в плане переноски.
          То же относится и к вьюкам для группового переносного вооружения. Которые во-первых, мало изменились с тех времён, когда нужна была дешевизна и "вал", и во-вторых, абсолютно не сопрягаются со штатной индивидуальной экипировкой бойца.
          1. avt
            +2
            27 января 2018 11:31
            Цитата: Лопатов
            На самом деле проблема куда глубже. И такими штукенциями полностью не решается.

            request А разве Аз грешный утверждает , что эта рамка -,,Як" вундервффе логистики ?" wassat Кстати ! Исходный вариант этой рамки до сих пор шерпы используют при переноске грузов альпинистов в Гималаях. Просто весьма полезное дополнение для переноски грузов .....скажем так - при 30 + , когда никакими ремнями штурмового альпинистского анатомического рюкзака не выровняешь Ещё раз
            Цитата: avt
            А с учётом того, что не встроена в рюкзак

            Вот помню такой US-ий армейский вариант , когда его хрен оттуда вытащишь , отдельная рамка весьма полезная опция, особенно когда
            Один или два станка-волокуши
            вполне добротно соединяются.Не панацея, но удобно и практично. Главное что бы не дорого - бросить не жалко ...Хотя жалко . bully
            1. +3
              27 января 2018 12:54
              Вот фотография попалась интересная
              1. +9
                27 января 2018 12:56
                Время идёт, но ничего не меняется :)
      2. +2
        27 января 2018 11:40
        Поедете воевать, вообще прибарахлитесь в туристическом магазине. Штуки три баксов вам хватит.
      3. +2
        27 января 2018 12:04
        не согласен - спецодеждовская обувь (авнгард в частности ) ужас как по форме колодки так и по качеству изготовления . на год аккуратного ношения ИТР не хватает .
  2. +7
    27 января 2018 07:31
    Ну, можно использовать небольшие гелевые воздушные шары, к которым будет привязан груз! wassat Картина маслом -рота на утреннике! lol Если бы наши отцы и деды озодачились проблемой непомерности насимых грузов, война еще бы пару лет шла!
    1. +3
      28 января 2018 12:19
      Цитата: Геркулесыч
      Если бы наши отцы и деды озодачились проблемой непомерности насимых грузов, война еще бы пару лет шла!

      А если бы их отцы-командиры озадачились затронутой проблемой, война могла закончиться на пару лет раньше. С 1882 года по настоящее время вещмешок не претерпел никаких изменений! Пора в книгу рекордов по замшелости....
    2. 0
      19 июля 2018 11:10
      Цитата: Геркулесыч
      Ну, можно использовать небольшие гелевые воздушные шары, к которым будет привязан груз! wassat Картина маслом -рота на утреннике! lol Если бы наши отцы и деды озодачились проблемой непомерности насимых грузов, война еще бы пару лет шла!

      Зачем дорогой и редко доступный гелий?
      можно метаном обойтись - грузоподъемность всего в 2 раза меньше.
      Гелий 1,116 Подъёмная сила (кг/м³)
      Метан 0,580 Подъёмная сила (кг/м³)
    3. 0
      30 июля 2018 14:45
      в 1941 проблемой озадачились - закончилось просто гигантским бросанием вооружения
      нельзя логистику крупных перевозок вооружения и снаряжения подменять усовершенствованием загрузки людей. Если пушке нужен тягач - значит нужен тягач. А сотнями таскать пушку на руках можно 1-2 раза за войну. Это казус, а не руководство к действию.
      если нужно уходить далеко от БМП, значит кроме БМП нужны багги, квадроциклы, страусы, горные бараны и другие транспортные средства. А не супер рюкзаки и носилки.
  3. +8
    27 января 2018 08:46
    Достаточно много выгод, чтобы сделать эти приспособления для рациональной переноски грузов обязательной частью снаряжения бойца.

    Эх.. Все эти полезные и нужные мелочи попадают в армию после долгих размышлений военных умов в высоких чинах, которые тяжелее портфеля, ручки и фуражки ничего не поднимают...

    В штатный комплект FILBE морской пехоты США входит грузовая рама из углепластика, кстати.
  4. +5
    27 января 2018 09:46
    Хорошая статья на очень важную тему. Вот так,на вскидку,без глубоко поиска и анализа,уже есть вот такие решения того вопроса,над которым автор предлагает только задуматься и искать пути решения этой проблемы:
    http://www.gruppa99.com/product/t10-gruzovaya-ram
    a

    https://www.gearshout.net/source-dynamic-weight-d
    istribution-system-sistema-raspredeleniya-nosimoy
    -nagruzki/
    https://www.gearshout.net/mawashi-razrabotala-ekz
    oskelet-uprise-effektivno-snizhayushhij-obshhuyu-
    nagruzku-do-80/
  5. +18
    27 января 2018 10:30
    По поводу этого фото.



    Ну и комментарии аФтора:

    Афганистан. Один из примеров нерациональной переноски груза. Пулеметчик тащит на себе, очевидно, ящик 7,62-мм патронов, весом 27 кг.

    В-третьих, если занимался опорный пункт на длительное время, то боекомплект мог достигать цинка на бойца. 130 цинков в ящиках - это уже 1950 кг. Это только автоматные патроны, а были еще пулеметы (ПКМ мог иметь до 3000 патронов на ствол, это 15 магазинов общим весом 90 кг), гранаты, гранатометы, пайки и вода. Это было необходимостью на случай тяжелого и долгого боя, и в афганской практике на такие опорные пункты старались завозить боеприпасов побольше, насколько хватает возможностей брони или вертолетов, а потом остаток сдавался сменщикам. В таком подходе война была не сколько боем, сколько перетаскиванием тяжестей.


    Митёк, если чего не понимаешь, так спроси.
    Во-первых, это ранний Афганистан, судя по обмундированию и оружию, год 1980-81.
    Во-вторых, это не марш, это всего лишь переноска груза от вертолётной площадки до стационарного блокпоста совмещённая с ротацией личного состава.
    Оно конечно, с дивана выглядит странным переноска ящиков на "горбу". И в самом деле, так далеко не утопаешь.
    Но вот какое дело, дрова в Афганистане продаются на вес, потому, деревянный ящик не меньшая ценность, чем сами боеприпасы. А ночью в горах холодно.
    1. +13
      27 января 2018 11:05
      "шурави
      Но вот какое дело, дрова в Афганистане продаются на вес, потому, деревянный ящик не меньшая ценность, чем сами боеприпасы. А ночью в горах холодно.[/quote]"
      У нас часто пишут научные и прочие статьи со слов одного солдата или офицера. Как правило Героя Советского Союза. Считается, что если человек получил такое высокое звание, то он все знает о войне в Афганистане( и не только) . Еще модный тред спрашивать у маршала( генерала, полковника), который на момент этого звания уже забыл, что он делал лейтенантом-командиром взвода. Привожу пример; лет 10тому назад читал статью моего сослуживца по 108 МСД
      , где он рассказывал, что солдат в горах воевал с грузом на плечах 60-70 кг. При всем моем уважении к этому Герою Советского Союза, он говорил неправду( в армии есть другое, не литературное выражение). Ну не мог пехотинец воевать с грузом 60-70кг, при том, что наши узбеки, таджики, да и славяне сами весили до 70кг. Не мог, говорю, как бывший ротный, а потом комбат 3 ГСБ 181 МСП.
      1. +4
        27 января 2018 12:43
        Цитата: ротмистр

        У нас часто пишут научные и прочие статьи со слов одного солдата или офицера. Как правило Героя Советского Союза. Считается, что если человек получил такое высокое звание, то он все знает о войне в Афганистане( и не только) . Еще модный тред спрашивать у маршала( генерала, полковника), который на момент этого звания уже забыл, что он делал лейтенантом-командиром взвода. Привожу пример; лет 10тому назад читал статью моего сослуживца по 108 МСД
        , где он рассказывал, что солдат в горах воевал с грузом на плечах 60-70 кг. При всем моем уважении к этому Герою Советского Союза, он говорил неправду( в армии есть другое, не литературное выражение). Ну не мог пехотинец воевать с грузом 60-70кг, при том, что наши узбеки, таджики, да и славяне сами весили до 70кг. Не мог, говорю, как бывший ротный, а потом комбат 3 ГСБ 181 МСП.


        Ну, я по роду службы своими ногами по горам не бегал:



        Но кое что видел:




        Потому и как бы могу отличить, где марш, а где банальная разгрузка с ротацией.

        Что до ваших замечаний, то не раз замечал, что любители поисков "окопной правды", эту самую правду не ищут. Они выискивают всё, что в первую очередь будет подходить под их видение мира.
        Потому, чего удивляться, что когда речь идёт о стратегии, то они ничтоже не сумятившись цитируют солдат. А уж коли речь заходит об окопном быте, то уже генералы в авторитете, главное, чтобы под их картину мира подходило.
        1. +6
          27 января 2018 13:11
          Цитата: шурави
          Ну, я по роду службы своими ногами по горам не бегал:

          В том то и проблема...
          На своей шкурке переноска тяжестей не испытана, посему и придирки к мелочам. Какая разница, это "марш" или "банальная разгрузка с ротацией", всё равно таскать неудобно.

          Вот, блин, к примеру, укупорка под "стрелковку". Хорошо к ней догадались ручки прикрепить Часто отрывающиеся, сделанные не круглыми, а из струганного бруска, который через сотню метров начинает руки резать... хоть это есть. Но самое смешное, что рукоятки эти летне-демисезонные. Потому как рука в меховых трёхпалых под этот брусок не пролазит... Рационализаторы, блин.
          Была верёвка. Носить не удобно, ящик качается. Заменили на брусок. Ящик уже не качается, но брусок руку режет и зимой бесполезен.
          1. 0
            27 января 2018 18:06
            Цитата: Лопатов
            Цитата: шурави
            Ну, я по роду службы своими ногами по горам не бегал:

            В том то и проблема...
            На своей шкурке переноска тяжестей не испытана, посему и придирки к мелочам. Какая разница, это "марш" или "банальная разгрузка с ротацией", всё равно таскать неудобно.


            Речь шла о том, что на фото. Возражения по существе есть?

            Вот, блин, к примеру, укупорка под "стрелковку". Хорошо к ней догадались ручки прикрепить Часто отрывающиеся, сделанные не круглыми, а из струганного бруска, который через сотню метров начинает руки резать... хоть это есть. Но самое смешное, что рукоятки эти летне-демисезонные. Потому как рука в меховых трёхпалых под этот брусок не пролазит... Рационализаторы, блин.
            Была верёвка. Носить не удобно, ящик качается. Заменили на брусок. Ящик уже не качается, но брусок руку режет и зимой бесполезен.


            А вы пробовали экипажем, то есть вдвоём, так как бортовой техник занят, снять с автомобиля на рулёжной дорожке и донести до вертолёта 20 вот таких ящиков?

            Потом ещё 4 ящика ПТУР, аналогичного веса.
            Так что не надо мне о тяжестях рассказывать.
            1. +1
              27 января 2018 19:26
              Цитата: шурави
              А вы пробовали экипажем, то есть вдвоём, так как бортовой техник занят, снять с автомобиля на рулёжной дорожке и донести до вертолёта 20 вот таких ящиков?

              Я пробовал в два лица, зимой (то есть когда руки толком укупорку не держат) разгрузить к погребкам два "Урала" 152-мм выстрелов. Пока остальные копали окопы под орудия. Руки встали буквой "г" и сами не разгибались. Про ноги и не говорю. Потому что приходилось постоянно прыгать в кузов, чтобы подтащить пару ящиков к борту.

              Цитата: шурави
              Потом ещё 4 ящика ПТУР, аналогичного веса.

              Какая жудь 8)))))
              Как же это "штурмовые" делали???
              Снять в два лица 12 укупорок, вытащить ракеты, по три штуки укладывать их на "рога", прыгать на броню и загружать их в барабан. И это всё на время...
              1. +1
                27 января 2018 20:43
                Цитата: Лопатов
                Цитата: шурави
                А вы пробовали экипажем, то есть вдвоём, так как бортовой техник занят, снять с автомобиля на рулёжной дорожке и донести до вертолёта 20 вот таких ящиков?

                Я пробовал в два лица, зимой (то есть когда руки толком укупорку не держат) разгрузить к погребкам два "Урала" 152-мм выстрелов. Пока остальные копали окопы под орудия. Руки встали буквой "г" и сами не разгибались. Про ноги и не говорю. Потому что приходилось постоянно прыгать в кузов, чтобы подтащить пару ящиков к борту.



                1. Вот именно, что пробовали, не более. Я за время службы тоже много чего перепробовал в отношении переноски тяжестей, но речь шла о том, что приходилось делать очень часто.
                2. Из всего сказанного следует только то, что вы солдат срочник. Ну так и курсанты военных училищ очень хорошо знакомы с такелажными работами. Как в летнее, так и зимнее время. Кстати, у "Урала" шесть тон максимальной нагрузки, при том что её никто до этого не доводил. Какой-то вы слабенький были.))


                Цитата: шурави
                Потом ещё 4 ящика ПТУР, аналогичного веса.

                Какая жудь 8)))))
                Как же это "штурмовые" делали???
                Снять в два лица 12 укупорок, вытащить ракеты, по три штуки укладывать их на "рога", прыгать на броню и загружать их в барабан. И это всё на время...


                У вас явно плохо с арифметикой.
                12 явно меньше, чем 4 + 20. При том, что вес ящика С-8, 68 кг, что до ПТУР, то в контейнере он порядка 45 кг, сколько ящик не помню точно, но всяко не более 10 кг.


                Так что ваш апломб высказанный здесь:
                В том то и проблема...
                На своей шкурке переноска тяжестей не испытана, посему и придирки к мелочам. Какая разница, это "марш" или "банальная разгрузка с ротацией", всё равно таскать неудобно.

                Это попискивание птенца. hi
                1. +1
                  27 января 2018 21:12
                  Цитата: шурави
                  1. Вот именно, что пробовали, не более. Я за время службы тоже много чего перепробовал в отношении переноски тяжестей, но речь шла о том, что приходилось делать очень часто.

                  Просто обычно мы это делали вчетвером.

                  Цитата: шурави
                  Ну так и курсанты военных училищ очень хорошо знакомы с такелажными работами.

                  Э... А Вы вообще в курсе, что такое "такелажные работы"? 8)))))))))))) И какое отношение к этому имеет разгрузка укупорок вручную?

                  Цитата: шурави
                  Кстати, у "Урала" шесть тон максимальной нагрузки, при том что её никто до этого не доводил. Какой-то вы слабенький были.))

                  8)))))))))))
                  Одна укупорка со 152-мм выстрелом весит 86 кг. Разгрузите, и я посмотрю на Вас 8)))
                  Цитата: шурави
                  12 явно меньше, чем 4 + 20.

                  Одно дело таскать их на расслабоне. Совсем другое- с отцом-командиром, у которого в руках секундомер.

                  Цитата: шурави
                  Это попискивание птенца.

                  Ясен пень 8))))))))))))))) Только опять на меня не жалуйтесь. 8))))))))))))
                  1. 0
                    28 января 2018 15:57
                    Цитата: Лопатов
                    Э... А Вы вообще в курсе, что такое "такелажные работы"? 8)))))))))))) И какое отношение к этому имеет разгрузка укупорок вручную?

                    Вы заблудились в теме. Одно дело, когда занимаешься перевалкой грузов вручную по-бедности на средства механизации, совсем другое - пешком(на лыжах) на 20-30 км с "сидором" на 25-30 кг, не считая штатного вооружения и стального головного убора. Когда снимаешь мешок, куртку, майку, а на плечах синяки от лямок вещмешка. И со всей этой навеской надо в 9 секунд в отделением в БМП загрузиться. А еще банки от сухпая, ну обязательно в ходе пешкодрального марша в ребро уткнутся, как ты их не укладывай. В ту пору подбрасывали нам НАТОвский паек. Есть его было противно, но падать при случае безопасно, т.к. все банки там были из какого-то мягкого полимера. С непривычки, после первых маршей боеготовность подразделений была очень условная, но потом освоились. Тема экипировки вполне заслуживает пристального внимания, ведь и сегодня иногда видишь бойцов в несуразной одежде с "сидором" за плечами.
                    1. 0
                      28 января 2018 20:09
                      Цитата: ARES623
                      Одно дело, когда занимаешься перевалкой грузов вручную по-бедности на средства механизации, совсем другое - пешком(на лыжах) на 20-30 км с "сидором" на 25-30 кг

                      Не, батенька, эт всё грани одной и той же проблемы. Есть ещё третья грань: отсутствие места под имущество.
                      1. 0
                        28 января 2018 21:48
                        Цитата: Лопатов
                        эт всё грани одной и той же проблемы

                        Не согласен. В одном случае - бедность экономики, в другом - по на солдата с его проблемами, неизвестными паркетным генералам.
                    2. +1
                      28 января 2018 22:26
                      Цитата: ARES623
                      Не согласен. В одном случае - бедность экономики, в другом - по на солдата с его проблемами, неизвестными паркетным генералам.

                      Тут всё не так просто, как кажется.
                      Есть генералы из ГРАУ, которые вполне возможно, совсем не паркетные. Но они могут даже не подозревать о проблеме с той же укупоркой под стрелковку. Потому как они- не пехота. А пехотные генералы весьма вероятно о проблеме знают. Но не они решают, каким быть этому ящику.

                      По идее, вопросами эргономики в армии должны заниматься специализированные научные организации, потому как на уровне генералов такие проблемы не решаются. А если решаются, то это превращается в тихий ужас.
                      Вот возьмите позднесоветского солдата. Наденьте на него всё, что положено от служб РАВ, вещевой, продовольственной, химиков и инженерной. А потом попробуйте заставить этого солдата выполнять нормативы, к примеру, по посадке-высадке в БМП. Это же просто сущий цирк выйдет.
                      Почему? Потому что не было у нас организации, которая должна была бы учесть все "хотелки" служб.
                      1. +1
                        29 января 2018 17:47
                        Цитата: Лопатов
                        А пехотные генералы весьма вероятно о проблеме знают. Но не они решают, каким быть этому ящику.

                        Начнем с того, что у нас в армии нет пехотных генералов. И это важно.Уже на уровне полка командир руководит силами из разных родов войск. И даже командир МСР(на БМП-3) кроме стрелковых подразделений располагает двумя батареями самоходных 100мм гаубиц. Только, судя по штату МСР, никто этим еще не озаботился. Насколько я в курсе, в МСР нет должностей, предполагающих артиллерийское образование. Ну это я отклонился.
                        Потребовалось несколько тысяч солдат потерять, чтобы ввести "афганку" и еще некоторые изменения, которые "Тут всё не так просто, как кажется." Да, не так просто, все еще проще... Надо лишь главкому СВ упомянуть (обоснованно) проблему на коллегии МО, и все полетит, как радиоволна, смазанная салом.
                        Как-то из истории вспоминается, как Николай 2, испытывая солдатское снаряжение, прошагал 30 верст. Уж не знаю, на сколько это правда, но про советских генералов таких легенд не складывали. Одно радует, в БТР сделали аппарель для посадки. А то пока со всей х....й, что на тебе висит запрыгнешь в десант БМП, а еще и в поле "на ходу", то хорошо, что черенок лопатки десантной дверью перерубит, а не ногу. И цирком это кажется, когда вспоминаешь. А когда прыгаешь там, как мартышка, на ум другие слова приходят, и все непечатные....Но выжили, и НАТО на "клоунов" наехать не решилось.
                  2. 0
                    28 января 2018 21:35
                    Цитата: Лопатов

                    Просто обычно мы это делали вчетвером.


                    И что?


                    Э... А Вы вообще в курсе, что такое "такелажные работы"? 8)))))))))))) И какое отношение к этому имеет разгрузка укупорок вручную?


                    Похоже что вы не знаете, сто это такое.))


                    Одна укупорка со 152-мм выстрелом весит 86 кг. Разгрузите, и я посмотрю на Вас 8)))


                    Ну и? А сколько весит та же П-50-75 в таре, в курсе?))


                    Одно дело таскать их на расслабоне. Совсем другое- с отцом-командиром, у которого в руках секундомер.


                    А вы вообразили, что зарядка БК по тревоге выполняется на расслабоне? Как мало вы о воинской службе знаете.

                    Ясен пень 8))))))))))))))) Только опять на меня не жалуйтесь. 8))))))))))))


                    На вас кто-то жаловался? Ну так это не ко мне. ))
                    1. 0
                      28 января 2018 21:58
                      Цитата: шурави
                      И что?

                      8)))))
                      Как ни странно, это намного проще 8))))

                      Цитата: шурави
                      Похоже что вы не знаете, сто это такое.))

                      Как раз таки знаю. И работа такелажника переноски тяжестей вручную точно не предусматривает.

                      Цитата: шурави
                      Ну и? А сколько весит та же П-50-75 в таре, в курсе?))

                      Меньше. К тому же не уверен, что Вы их целыми машинами разгружали

                      Цитата: шурави
                      А вы вообразили, что зарядка БК по тревоге выполняется на расслабоне?

                      Нет, не воображал. Просто в отличии от Вас не считаю это выдающимся личным достижением, цельных 24 ящика с удобными ручками с машины снять.

                      Цитата: шурави
                      На вас кто-то жаловался? Ну так это не ко мне. ))

                      Ой ли....Мне же написали, за что мне предупреждение впаяли...
                      1. 0
                        29 января 2018 22:09
                        Цитата: Лопатов

                        Как ни странно, это намного проще 8))))


                        Открытие сделали?


                        Как раз таки знаю. И работа такелажника переноски тяжестей вручную точно не предусматривает.


                        Вы заблуждаетесь. Работа такелажника как раз предусматривает ВОЗМОЖНОСТЬ использования средств малой механизации. Но никак не исключает ручное перемещение оных.


                        Меньше.


                        Понятно, вы не знаете.

                        К тому же не уверен, что Вы их целыми машинами разгружали


                        Это вы о себе? Оно и верно, за время срочной службы такие "подвиги" как разгрузка машин с боеприпасами редкость.


                        Нет, не воображал. Просто в отличии от Вас не считаю это выдающимся личным достижением, цельных 24 ящика с удобными ручками с машины снять.


                        А вы однако любитель приврать. Начнём с того, что вы со своими "мудрствованиями" влезли в разговор про Афган, о котором представление только по кино имеете.

                        Ой ли....Мне же написали, за что мне предупреждение впаяли...


                        Как вы всё же врать любите.
                2. +3
                  27 января 2018 21:17
                  По-моему, Вы неадекватно восприняли тему. Речь идет о том, как повысить боевые качества армии, а не о том, чтобы выяснять, кто больше и тяжелее таскал.
              2. avt
                +1
                28 января 2018 13:24
                Цитата: Лопатов
                Потому что приходилось постоянно прыгать в кузов, чтобы подтащить пару ящиков к борту.

                Да-а-а-а-а-а.... ,,Урал" грузить -разгружать , это не ЗиЛ . Аз грешный враз почувствовал разницу после ЗиЛ-ка , что такое закинуть что то в кузов ,,Урала"От одного воспоминания всё заныло, включая поясницу bully
                1. +1
                  28 января 2018 14:12
                  У человека просто какие-то мелкие придирки к частностям.
                  Вот пример: миномётный расчёт:

                  На первый взгляд удобно, и можно в горы...
                  Но вопрос: а где их вещевуха.
                  1. 0
                    29 января 2018 22:16
                    Цитата: Лопатов
                    У человека просто какие-то мелкие придирки к частностям.
                    Вот пример: миномётный расчёт:

                    На первый взгляд удобно, и можно в горы...
                    Но вопрос: а где их вещевуха.



                    А вы таки зачётный враль.
                    Речь вообще шла об этом фото:
                    https://topwar.ru/uploads/posts/2018-01/151703770
                    4_54tvb1t.jpg
                    И мой комментарий:
                    Во-первых, это ранний Афганистан, судя по обмундированию и оружию, год 1980-81.
                    Во-вторых, это не марш, это всего лишь переноска груза от вертолётной площадки до стационарного блокпоста совмещённая с ротацией личного состава.
                    Оно конечно, с дивана выглядит странным переноска ящиков на "горбу". И в самом деле, так далеко не утопаешь.
                    Но вот какое дело, дрова в Афганистане продаются на вес, потому, деревянный ящик не меньшая ценность, чем сами боеприпасы. А ночью в горах холодно.

                    Возразить по существу что можете, или только пузыри носом надувать?
                    1. +1
                      29 января 2018 22:58
                      Цитата: шурави
                      А вы таки зачётный враль.

                      ???????????????????????
                      Я начинаю бояться за Вас. 8))))))))))))))))))

                      Автор в статье указал на проблему. Которая действительно существует. Вы полезли с ненужными мелкими придирками к автору. Которые АБСОЛЮТНО не относятся к теме, поднятой в статье. Какая, блин, разница, что на этой фотографии показано? Это марш, это переноска груза от вертолётной площадки до блокпоста... В любом случае так тащить ящик НЕУДОБНО. И это железобетонный факт, на который автор абсолютно правильно указал.
                      Будут глупые возражения по поводу неудобства такой переноски?

                      Далее я уже avt-у показал на примере, что проблема и сейчас не решается.
                      И Вы тут влезли со своими воплями о "зачётный враль", "пузыри носом надувать"... Читать не умеете? Не можете осознать прочитанное? Или надеетесь, что я стану отвечать на Ваши оскорбления, и мне ещё одно предупреждение впаяют?
            2. 0
              30 июля 2018 15:18
              а если бы у ящика было бы два колеса как у тележки в супермаркете, этих ящик один боец бы перетаскал бы хоть тысячу
          2. 0
            28 января 2018 16:03
            Цитата: Лопатов
            Потому как рука в меховых трёхпалых под этот брусок не пролазит...

            Вот в точку. Ящик с патронами для АК в 30 кг одной рукой ну никак не взять даже без варежек. Ручки так прибиты, словно конструировала их жертва солдатского изнасилования. Даже на небольшие расстояния я их переносил с помощью брючного ремня или куска веревки.
        2. +1
          27 января 2018 15:25
          ну, с таким весом на плечах никто и не воевал! Речь идёт о том сколько на себе приходилось таскать, я был "пинцетом" и мои "пожитки" весили не более 35кг, а вот "куркам" было в разы, в прямом смысле, тяжелее. Я служил в ВДВ, 350 ВДП, не знаю как Ваши там "лихие" бойцы себя в горах чувствовали, а наши парни в гору тащили всё что только можно унести (имеется ввиду из вооружения) потому и духи с нами особенно не связывались, разница в колибре вооружения всегда была на нашей стороне. В случае внезапной атаки всё очень легко с плеч скидывалось, так как весь груз располагался на РД-54 а не в вещмешках как у "мабуты" , достаточно было расстегнуть поясной ремень и карабин на груди и ты свободен! На бойце оставался только ЛИФчик с бк. про РД - 54 гугл в помощь
      2. 0
        27 января 2018 14:39
        Почему врет? Я сам видел как женщины таскали 40-50 мешки с зерном, хотя весили почти столько.
        1. +1
          27 января 2018 16:03
          Цитата: lesnik1978
          Почему врет? Я сам видел как женщины таскали 40-50 мешки с зерном, хотя весили почти столько.

          Таскать и воевать-разные вещи.
    2. +3
      27 января 2018 11:21
      деревянный ящик не меньшая ценность, чем сами боеприпасы. А ночью в горах холодно.
      У нас они использовались не только как дрова. Строительство домиков, землянок, позицийи.т.д.
      1. +3
        27 января 2018 12:32
        Цитата: shura7782
        деревянный ящик не меньшая ценность, чем сами боеприпасы. А ночью в горах холодно.
        У нас они использовались не только как дрова. Строительство домиков, землянок, позицийи.т.д.



        Деревянное "зодчество" советских войск в Афганистане, это отдельная тема.
      2. +3
        27 января 2018 17:51
        Больше всего мне нравились ящики от 120-мм ракет на "грады". Длина в 3 м позволяла строить всё. А в тех местах, где постреливали, мы цинки набивали землёй и строили стенки снаружи палаток. Жаль, что верх палаток закрыть так не могли и при электрическом свете они светились. У меня от этого до сих пор привычка наглухо закрывать окна вечером.
        1. 0
          27 января 2018 19:19
          Да , строили из того чем распологали. У нас пользовались бомботарой и ящики от НУРСов. и т. д.
          1. 0
            28 января 2018 21:43
            Цитата: shura7782
            Да , строили из того чем распологали. У нас пользовались бомботарой и ящики от НУРСов. и т. д.


            Так из ящиков из под С-8 вполне достойные доски получали.
            А бомботара давала отличный брус.

        2. +1
          27 января 2018 19:29
          Цитата: Dedall
          Жаль, что верх палаток закрыть так не могли и при электрическом свете они светились.

          Лагерные? Надо было двойную палатку ставить. Она не просвечивается, да и теплее.
    3. 0
      30 июля 2018 14:47
      А ночью в горах холодно

      а как же горячее сердце интернационального должника?
  6. +13
    27 января 2018 10:46
    По поводу этого фото.

    Это не французские, а британские солдаты.
  7. +3
    27 января 2018 11:34
    Эх,ма,проторчал на "точке" 1,5 года ,сидор только в учебке по тревоге надевал!
  8. +4
    27 января 2018 11:34
    Статья -реклама туристического стагка "Як". Автор молодец - бабки отработал)))




    Однако же, экзоскелет имеет ряд моментов, в силу которых он вряд ли станет обязательным комплектом снаряжения для любого бойца. Это и техническая сложность, и необходимость обслуживания, и необходимость элементов питания (а он сами - дополнительный вес). Добавим возможность повреждения пулями и осколками, выход из строя от грязи, воды, мороза, а также ограниченные возможности работы в экзоскелете в полусогнутом положении, лежа или передвижении в нем ползком. На выставке боец в экзоскелете выглядит круто, а на позиции, вероятнее всего, он станет хорошей мишенью для противника.
    Автор маленько забывает, что в наст.вр. имеется 2 типа экзоскелета: 1) основанный на применении искуственных мышыц - гидравлики и пр. , призванный увеличить силу бойца. Тут - таки да, нужны источники энергии и пр. и 2) основанный на применении упругих элементов, призванный уменьшить нагрузку на опорно-двигательный аппарат оператора (простейший пример - атлетический пояс и жимовая майка). там никаких источников энергии не нужно. Практически применяется сейчас именно второй тип экзоскилета.
    А по поводу переноса на носилках - я вам так скажу: автор явно этот способ не применял на пересеченной местности. От того такого высокого мнения о нем.
  9. +4
    27 января 2018 12:09
    ерунда какая то , не стоит валить на бойца более 25 кг (и это если боец крепок и весит от 80 кг) иначе через час -два марша по пересеченной местности это буде не боец а уставший грузчик . тут надо решать проблему доставки механизированной нужного груза в нужное место .
    1. +3
      27 января 2018 12:44
      доставки механизированной нужного груза

      Я как великий сторонник поддонов, ISO-контейнеров, комбинаций на их основе и средств механизированной обработки грузов Вас поддерживаю.
      Но! Обратите внимание на фотографию из Афганистана. Согласитесь, что затащить ящики с боеприпасами на высоту по такой местности пока можно только на своих двоих. Именно тут и пригодилась бы система подобная, например, "ЯК". Разве что сама упаковка боеприпасов должна быстро крепиться\отцепляться. И руки свободные...
      1. 0
        29 января 2018 09:11
        в горах понятно все сложнее , но ведь блок пост стоит на дороге ! значит дорога есть , понятно что есть огневые точки в горах куда нет дороги , но это скорее исключения , и там действительно " стойко переносить .....тяготы и лишения военной службы ".
        1. 0
          30 июля 2018 14:52
          а волшебник в голубом ветролете?
          на какую помощь с его стороны можно рассчитывать? Ведь в армии были даже вертолеты-заправщики танков
  10. +3
    27 января 2018 14:50
    не знаю, В Афгане, в ВДВ, РД-54 с такими проблемами очень не плохо справлялся, до 50кг навешивали легко, если со спины на бойца смотреть то только ноги чуть выше колен видно было, в горах лучше не придумаешь! А БК пулемётных, гранатомётных, миномётных расчётов по всем раскидывали, главное чтобы сил хватало это тащить. Выбор чего больше брать с собой всегда был сложным, воду брали из расчёта 1-2 литра на сутки, личный бк для автомата - 8 рожков по 30 или 45 патрон (6 спаренных в лифе и 2 на автомате) + 1 - 2 полотняных мешочка по 500 - 600 патрон, 6 гранат - 4 Фки и 2 РГДшки (в лифе 2 остальные в РДшке) пару дымов, 4 ракетницы (2-е цветные по 35мм и 2-е 40мм осветительных) ну и сухпаи... спальник (как правило духовский если есть). В горах даже летом всегда холодно поэтому брали "вшивник" (свитер по нашему) носки тёплые, бушлат (зимняя куртка) и валенки, ну ещё что то по мелочам ИПП, жгут, пластырь, павнтацид (аквасепт) и т.д. От выполняемых бойцом задач БК мог значительно отличаться, планируемое количество проведенных дней в горах и поставленной задачи (засада, блок и т.д) также влияло на общий вес груза.
    1. +3
      27 января 2018 14:53
      Да и ещё... броник и каску не брали, только мешались и вес не малый имели, но на строевой смотр естественно выносили
      1. +1
        27 января 2018 17:26
        Цитата: ЗЛОЙ ЛЕШИЙ
        Да и ещё... броник и каску не брали, только мешались и вес не малый имели, но на строевой смотр естественно выносили

        Подтверждаю; в пехоте на смотр брали, а воевать в них не воевали.
        1. 0
          27 января 2018 21:48
          Тоже подтверждаю а ещё броник стелиш на землю и лежишь а каску используешь как подушку
    2. 0
      30 июля 2018 14:49
      а сколько дней на 2 литрах воды в сутки можно протянуть без заметного ухудшения состояния?
  11. +3
    27 января 2018 16:03
    Да, таскать на себе приходилось много..... На фото где подписано что "солдат тащит на себе ящик патронов" - это неверно. Ящик патронов состоит из двух цинков, и по размерам раза в два с лишним меньше чем тот что на фото
    1. 0
      30 июля 2018 14:55
      может, это другие патроны?
      например, от спаренного зенитного пулемета/пушки?
  12. +2
    27 января 2018 17:43
    Забыли упомянуть носилочные санитарные лямки. До сих пор состоят на снабжении в нашей, но не производятся. Я застал времена, когда отрабатывался норматив передвижения звена санитаров-носильщиков. На носилках лежал условный раненый, а носильщики цепляли 8-образно сложенной лямкой ручки носилок и переносили на расстояние 1000 метров. Мало этого, ещё и отрабатывали стрельбу с рук. Для одного носильщика с сидящим в петлях и лямки раненым дистанция была 200 метров.
    1. +1
      28 января 2018 10:46
      "Настоящий солдат лишь на четверть орёл, в остальном это вьючная лошадь" (с) Михаил Калинкин
      good
  13. +4
    27 января 2018 18:40
    Неужели не видели бабок-пенсионерок, везущих пол мешка картошки на тележках двухколёсных. Так этому "Яку" пару колёс на пористой резине, чтоб не тарахтели, и грузить 60 кг можно, и повезёт боец быстро и незапотея... А трудные участки, как "козу"за спину, но тут расстояния в единичные километры...
    1. +1
      27 января 2018 18:56
      Добавление. Такие двухколёсные "Яки" создать соединяющими,- в 4 колёсные носилки далее с различными тансформациями, от тележек до стационарных конструкций,- рам палаток, мостиков и прочего...С малой механизацие провал, когда разными робот-мулами заигрываются.." На колёса" ставить грузоперевоз, еще древние это знали...
      1. 0
        27 января 2018 19:36
        Ну тогда надо взять китайскую тачку - лучше этого вряд ли что-то можно придумать.
        1. +1
          28 января 2018 02:44
          Кравчучка с достаточно большими колесами намного лучше и удобнее smile
  14. 0
    27 января 2018 19:18
    очень актуально
  15. 0
    27 января 2018 23:06
    ВЦИООТ предложил оригинальное новшество в развитие идеи: лямку для носилок


    лажа...
    по молодости, работая на стройке, делал примерно такой вариант - петли на плечи..
    таскать легче, но не надолго - по лестницам все равно тяжко...
    что же качается по горам - то тут вообще не надолго хватит - пока "ровненько", а как только угол покруче или извилист, то связка только мешать будет...
    тот кто в горы ходил поймет...
    а я там служил...
    1. 0
      30 июля 2018 14:56
      в горы и без нагрузки с непривычки тяжело )))
      попробуйте подняться по эскалатору метро не запыхавшись
  16. 0
    27 января 2018 23:14
    Военная разновидность станкового рюкзака должна, конечно, отличаться от туристической разновидности


    вот станковый рюкзак это то, что нужно - был у меня такой в начале 80-х
    отличная вещь для гор
    на современные смотрю (без станка) не нравятся мне...
    и правильно, что делают военную версию...
    там бы сделать "раздельные" части рюкзака, т.е. чтоб можно было отсоединять малую часть и использовать его как штурмовой рюкзак
    только бы довели это дело до войск, а то так и останется "на бумаге"
  17. Комментарий был удален.
  18. +5
    28 января 2018 00:23
    Получили американские военные свою кличку за обилие амуниции. Дали им её косовские сербы. Дело в том, что в американской армии есть правило: если солдат получает ранение, а при нём нет полного снаряжения, то фиг ему, а не страховка. Зализывать раны будет за свои кровные, а это дорого. Дядя Сэм печётся о безопасности своих воинов, а заодно о сохранности денег налогоплательщиков. Это значит, что жара – не жара, стреляют – не стреляют, а бронежилет по полной программе, защитные щитки на колени и локти, каска, защитные очки, перчатки, – всё надеть и потеть во имя звёздной полосатости. Вдруг кто исподтишка выстрелит. Много у них всего. Вес иногда превышает 40 кг, богато живут. При такой загрузке человек устаёт, но жаба душит, и они прут всё на себе, как ослики румынские. Конечно несколько часов под таким грузом, походку не улучшают. Это в кино про «Морских котиков» эти бугаи и под вещмешком орлами глядят. Тут же просто солдаты, нормальные морпехи. Крепкие они ребята, но не железные. Ходит такой воин переваливаясь, ноги гнутся плохо, голова в плечи втянута – пингвин пингвином. Вот их сербы и прозвали «ы». на сербохорватском – «пингвин». Американцы хоть въехали быстро, осерчали, но делать было нечего. Можно вбомбить людей в каменный век, но поржать им не запретишь. Утёрлись американцы.

    Это я так между прочим lol lol lol hi
    1. 0
      28 января 2018 03:33
      А в других армиях казенное имущество массово выбрасывают на дорогу, если солнце припечет?
      1. +1
        28 января 2018 17:46
        Вы имеете в виду "Солнцепек"?
  19. 0
    28 января 2018 18:28
    А у нас ВМ,были просто к сеткам кроватей подвешены .Правда пользоваться в повседневке приходилось но не часто.А в целом статья тему нужную подняла.Это хорошо.Однако позволю себе заметить,что разные подразделения, разные задачи выполняют.Вот и "сидора" разные нужны.Сам в 1993 прочувствовал тур рюгзак со станком на 7 км по лесу и ещё7 по болоту,в сравнении с простым рюгзаком ВЕЩЬ поолеезнаая! hi
  20. 0
    28 января 2018 20:19
    Проблему, конечно, надо решать технически.
    А не приспособами для грузчиков. Ведь солдаты после марша с 40 кг и более кг на плечах небоеспособны. Если на них внезапно нападают - перебьют. Зачем, тогда, спрашивается, тащили? sad
    У нас пробовали низкую тележку на гусеницах с бензомотором . Водитель сидит, как на
    велосипеде. Шум... не пошло.
    Но что то нужно, ...как рикши, тележки.
    1. 0
      28 января 2018 22:27
      Знаменитое и верное :кадры решаю всё! Пока люди типа рагозиных главными, успешным будет только разворовывание, всё остальное в виде надуваемых образцов в прямом и перерносном смысле....
    2. 0
      30 июля 2018 15:05
      нужен экзоскелет, но другого типа.
      человек должен управлять драндулетом и использовать свои чувства и вестибулярный аппарат
      но движитель совсем другой - как у американцев с ножками. Только не на электродвигателях, а на
      волокнах или других элементах(вариантов много - даже гели такие испытывали), которые в пассивном положении ничего не потребляют, а при появлении напряжения сокращаются или удлиняются, проделывая механическую работу с высоким КПД. Тогда появится платформа тихая и экономичная. Сенсорное управление уже доросло до управления такими механизмами, хотя пока работает через за_дницу, электрические емкости тоже уже есть адекватные, если не считать солдат на педалях с генератором )))
  21. 0
    29 января 2018 08:33
    На фото, где наши бойцы в Афганистане, ящики не с 7,62-мм винт. патронами, а, по-моему с 82-мм минами.
    Но сути это не меняет. Статье -плюс.
  22. 0
    29 января 2018 14:56
    Каркасные рюкзаки с тремя отделениями у нас на турбазе появились еще в конце 80х. классная по тем временам вещь была.
  23. +2
    29 января 2018 18:08

    Первая мировая
    Вроде-бы британцы...
    А вообще из того что видел под такую задачу больше всего понравилась станок-тележка американских охотников на оленей с двумя колесами-дутиками по углам.
    Можно нести на плечах, катить как тачку или зацепить ручки "тачки" за пояс и освободить руки. На сколько помню г/п до 70 кг
  24. 0
    4 февраля 2018 11:41
    пи..дит автор! как выдавался, так и выдается бойцам. причем не где-то в сибирской глубинке, а в "культурной столице" Питербурхе и в этом году! wink
  25. 0
    4 февраля 2018 17:07
    автор отличный диванный теоретик, но не более. где он видел гранатометные взвода в мотострелковой роте? какие на х.. 31 ПТУР в его составе? откуда они в Афганистане? тем более - против моджахедов... БРЕД! автор, почитай "Солдатскую сагу" Глеба Боброва - там ни слова о ПТУРах, даже РПО редко упоминаются. после таких ляпов читать дальше не хочется. ни один нормальный командир не заставит тащит "тонны" твоих грузов - ибо солдатики элементарно "помрут". Они забьют и возмут что им надо. да, буду и отрицательные последствия такого самовольства, но окунись в реалии жизни, слезь с БД-2018 ("Боевого Дивана модели 2018 года). либо продолжай ссать всем в уши, как говорил мой комбат-"афганец". 15 магазинов к ПКМ убили совсем... negative
    1. 0
      30 июля 2018 15:09
      у меня брат служил в мотопехоте. про гранатометные взводы не рассказывал, но вот про вес снаряда от 100мм пушки или про вес ленты от 30мм пушки рассказал достаточно.
      Ладно горы, попробуй зарядить банальную ленту в БМП3 в своем гараже.
  26. 0
    2 марта 2024 13:57
    Ещё наши предки использовали понягу - самодельную грузовую раму из тонких стволов дерева. К ней нужно быстросброс приспособить - что бы оружие оставалось на плече, при сбросе груза