История «Дунькиного» полка

Как много героических подвигов совершили наши предки в годы Великой Отечественной войны. В борьбе с врагом наравне с мужчинами участвовали и советские женщины и даже совсем еще юные девушки. За несколько лет до наступления фашистов на просторах Советского Союза было развернуто массовое обучение молодежи в аэроклубах. Профессия летчика была настолько романтичной и привлекательной, что стремились в небо не только восторженные юноши, но и девушки. В итоге к июню 1941 года штат молодых пилотов у страны был, данное обстоятельство очередной раз опровергает утверждения о том, что к войне СССР был совершенно не готов, а нападения руководство страны не ожидало.

История «Дунькиного» полка


В октябре 1941 год в тяжелейшей военной обстановке Наркомом обороны СССР был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марию Раскову. В своих интервью, оставшиеся в живых женщины-фронтовики, отзываются о Расковой, как о самом авторитетном человеке в их среде. Ее приказы не обсуждались, молодые девушки, приехавшие из разных концов страны, только окончившие курсы летчиков смотрели на Раскову как на пилота недосягаемого уровня. К тому моменту Расковой было немногим более двадцати пяти лет, но уже тогда Мария Михайловна была Героем СССР. Удивительная, смелая и очень красивая женщина погибла в 1943 году в авиакатастрофе в сложнейших метеоусловиях около села Михайловка в Саратовской области. Марию Раскову кремировали, а урну с ее прахом поместили в Кремлевской стене, для того чтобы благодарные потомки могли возлагать цветы и чтить память женщины-героя.


В соответствии с приказом Наркома обороны Марией Михайловной было сформировано три подразделения:
• истребительный авиационный полк 586;
• авиационный полк ББ 587;
• ночной авиационный полк 588 (легендарные «ночные ведьмы»).

Первые два подразделения в течение войны стали смешанными, в них доблестно сражались не только девушки, но и советские мужчины. Ночной авиационный полк состоял исключительно из женщин, даже самые тяжелые работы здесь выполняли представительницы слабого пола.

Во главе «ночных ведьм» или 46- го гвардейского нбап стояла опытный летчик Евдокия Бершанская. Евдокия Давыдовна родилась в Ставропольском крае в 1913 году. Родители ее погибли еще в период Гражданской войны, и девочка воспитывалась у дяди. Сильный характер этой женщины позволил ей стать блестящим пилотом и командиром. К началу войны у Евдокии Бершанской уже имелся десятилетний опыт полетов, она старательно передавала свои знания молодым подчиненным. Евдокия Давыдовна прошла всю войну, а после еще долго трудилась в общественных организациях на благо Отечества.

История «Дунькиного» полка
Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская и штурман полка Герой Советского Союза Лариса Розанова. 1945 г.



Вверенный Бершанской полк иногда именовали «Дунькиным». В этом названии сквозит вся история отважных летчиц. Фанерные, легкие самолеты По-2 совсем не подходили для ожесточенных сражений с немецкими захватчиками. Немцы откровенно хохотали при виде этой хрупкой конструкции. Часто девушек не воспринимали всерьез, и им в течение всей войны приходилось доказывать свое мастерство и демонстрировать возможности «этажерок». Риск был крайне велик, так как По-2 быстро загорался и был совершенно лишен какой-либо брони или другого вида защиты. По-2 гражданский самолет, использовавшийся для транспортных целей, а также в сфере связи. Девушки самостоятельно подвешивали бомбовый груз на специальные балки на нижней плоскости самолета, который порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны. Девушки работали в крайнем напряжении, что позволяло им сражаться с врагом на равных с мужчинами. Если ранее немцы смеялись при упоминании о «кубанской этажерке», то после налетов стали именовать полк «ночными ведьмами» и приписывать им магические свойства. Вероятно, фашисты просто не могли предположить, что на подобные подвиги способны советские девушки.

За партийную работу в полку обучающихся летному делу девушек в городе Энгельс отвечала Мария Рунт, уроженка Самары, ровесница Бершанской. Это был опытный и отважный летчик-бомбардировщик, терпеливо делившаяся опытом с молодым поколением. До и после войны Рунт занималась педагогической работой и даже защитила кандидатскую диссертацию.

История «Дунькиного» полка
Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка


Боевое крещение 46-го гвардейского нбап состоялось в середине июня 1942 года. Легкие По-2 взмыли в небо. В первый полет отправились пилот Бершанская со штурманом Софьей Бурзаевой, а также Амосова и Розанова. По рассказам лётчиц, ожидаемого огня с позиции противника не последовало и экипаж Амосова-Розанова трижды кружили над заданной целью – шахтой, чтобы сбросить смертоносный груз. Сегодня мы можем судить о событиях того времени лишь по документам и немногочисленным интервью непосредственных участниц боевых вылетов. В 1994 году рассказывали о подвигах женского авиаполка Лариса Розанова, штурман, 1918 года рождения, сын героя СССР Ароновой, а также Ольга Яковлева, штурман . Они описывают все трудности и ужасы войны, с которыми пришлось столкнуться хрупким советским девушкам, а также о героически погибших пилотах и штурманах.

Следует отдельно сказать о каждой из тех, кто на легких По-2 наводил ужас на захватчиков. Лариса Розанова несколько раз получала отказ на свои просьбы отправки ее на фронт. После того как был издан приказ № 0099, Розанова попала в летную школу в городе Энгельс, а затем в 46-й гвардейский. За войну она летала над Ставропольским краем и Кубанью, парила на своем легком По-2 над Северным Кавказом и Новороссийском. Розанова внесла свой вклад в освобождение Польши и Белоруссии, праздновала победу в Германии. Умерла Лариса Николаевна в 1997 году, прожив долгую и интересную жизнь.

История «Дунькиного» полка
Командир звена Таня Макарова и штурман Вера Белик. 1942 г. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза


Ольга Яковлева прошла путь от вооруженца до штурмана, участвовала в сражениях с захватчиками за Кавказ, а также в освобождении Крыма, Кубани и Белоруссии. Отважная женщина наносила меткие бомбовые удары по вражеским объектам на территории Восточной Пруссии.

Боевой путь полка представляет собой череду славных подвигов, вклад в которые внесла каждая из «ночных ведьм». Несмотря на грозное имя, которые дали женскому авиаполку фашисты, для русских людей они навсегда останутся благородными покорительницами неба. После того как состоялся первый боевой вылет, молодые девчонки на легких фанерных «этажерках» воевали еще долго. С августа и до декабря 1942 года они обороняли Владикавказ. В январе 1943 года полк был брошен на помощь в прорыве линии немецких войск на Тереке, а также для поддержки наступательных операций в районе Севастополя и Кубани. С марта по сентябрь того же года девушки предпринимали операции на «Голубой линии фронта», а с ноября по май 1944 года прикрывали высадку на Таманский полуостров советских сил. Полк привлекался к действиям по прорыву обороны фашистов под Керчью, в поселке Эльтиген, а также в освобождении Севастополя и Крыма. С июня по июль 1944 авиационный женский полк брошен в бой на реке Проня, а с августа того же года совершал вылеты по территории оккупированной Польши. С начала 1945 года девушек перебрасывают в Восточную Пруссию, где «ночные ведьмы» на ПО-2 успешно ведут бои и поддерживают форсирование реки Нарев. Март 1945 отмечен в истории доблестного полка участием в освободительных боях за Гданьск и Гдынь, а с апреля по май отважные летчицы поддерживали наступление Советской Армии за отступающими фашистами. За весь период полк совершил свыше двадцати трёх тысяч боевых вылетов, большая часть из которых прошла в сложных условиях. 15 октября 1945 года полк расформировали, а основная часть девушек демобилизовалась.

История «Дунькиного» полка
Механики на аэродроме. Лето 1943 г


Двадцать три отважные летчицы 49-го женского авиационного полка были удостоены звания Героя СССР. Евдокия Носаль, уроженка Запорожской области была убита, разорвавшимся в кабине снарядом в боях за Новороссийск. Евгения Руднева, также из Запорожья погибла в апреле 1944 года на боевом задании в небе севернее Керчи. Татьяна Макарова, 24-х летняя москвичка сгорела в самолете в 1944 году в боях за Польшу. Вера Белик – девушка из Запорожской области, погибла вместе с Макаровой в небе над Польшей. Ольга Санфирова, родившаяся в 1917 году в городе Куйбышев, погибла в декабре 1944 года на боевом задании. Мария Смирнова из Тверской области, улыбчивая карелка, вышла в отставку в звании гвардии майора, прожила долгую жизнь и скончалась в 2002 году. Евдокия Пасько – девушка из Киргизии, 1919 года рождения, вышла в отставку в звании старшего лейтенанта. Ирина Себрова из Тульской области, с 1948 старший лейтенант запаса. Наталья Меклин уроженка Полтавской области, также выжила в кровопролитных боях и вышла в отставку в звании гвардии майора, умерла в 2005 году. Жигуленко Евгения, жительница Краснодара, с прекрасными глазами и открытой улыбкой, также стала Героем СССР в 1945 году. Евдокия Никулина, уроженка Калужской области, вышла в запас гвардии майором и после войны прожила до 1993 года. Раиса Аронова девушка из Саратова, вышла в отставку майором и скончалась в 1982 году. Героями СССР в доблестном 49 авиационном полку стали также Худякова Антониа, Ульяненко Нина, Гельман Полина, Рябова Екатерина, Попова Надежда, Располова Нина, Гашева Руфина, Сыртланова Магуба, Розанова Лариса, Сумарокова Татьяна, Парфенова Зоя, Доспанова Хиваз и Акимова Александра.

История «Дунькиного» полка
Поверка пулеметов. Слева ст. техник по вооружению 2-ой эскадрильи Нина Бузина. 1943 г


О каждой из этих великих женщин, а также о других девушках, что служили в 49 –м полку, именуемого фашистами «ночными ведьмами», можно написать не только статью, но и книгу. Каждая из них прошла трудный путь и достойна памяти и уважения. Советские женщины сражались не за партию и не за советскую власть, они воевали за наше будущее, за право последующих поколений жить свободными.

В 2005 году в свет вышло литературное «творение» под названием «Походно-полевые жены», авторами которого являются некие Ольга и Олег Грейг. Не упомянуть об этом скандальном факте, являющемся порождением попыток интерпретации исторической правды, было бы преступно. Упомянутые «творцы», гордым словом писателя их именовать нет желания, попытались очернить светлую память героических женщин утверждениями в их сексуальной распущенности и прочих пороках. В опровержение позорных и недалеких домыслов, хотелось бы напомнить, что ни один боец 49-го женского авиационного полка не покинул строй по причине гинекологических заболеваний или беременности. Не будем отрицать, что на основе реальной истории Нади Поповой и Семена Харламова, была освещена история любви в фильме «В бой идут одни старики», но люди с устойчивыми нравственными ценностями прекрасно понимают различия между сексуальной распущенностью и высоким чувством.

История «Дунькиного» полка
Герои Советского Союза: Таня Макарова, Вера Белик, Поля Гельман, Катя Рябова, Дина Никулина, Надя Попова. 1944 г


История «Дунькиного» полка[center]
Война закончилась. Девушки на стоянке своих 'ласточек'. Впереди Серафима Амосова - зам. командира полка, за ней Герой Советского Союза Наташа Меклин. 1945 г[/center]

История «Дунькиного» полка
Герои Советского Союза командир эскадрильи Мария Смирнова и штурман Татьяна Сумарокова. 1945 г


История «Дунькиного» полка
Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова. 1945 г
Автор: Елена Гордеева

Использованы фотографии: из фотоархива М. Чечневой http://www.a-z.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 18
  1. Georg iv 18 апреля 2012 11:19
    Вооот! Спасибо за хорошую статью. А то всё монархизм-монархизм.
    А тут героини войны!
    Georg iv
  2. AK-74-1 18 апреля 2012 11:45
    Отличная статья. Народная война - Народный героизм. Люди были одной большой семьей и сражались за свою Великую страну.
  3. schta 18 апреля 2012 13:55
    Несомненно , удел женской авиации во времена Великой Отечественной войны - транспортная авиация. Но и в бомбардировочной авиации женщины достаточно отличились.
    schta
  4. leon-iv 18 апреля 2012 14:24
    автор "кубанская этажерка" это вид тактического построения авиации по высотам. А никак не название этой конструкции под названием По-2
    1. Num Lock UA 18 апреля 2012 14:42
      Цитата: leon-iv
      автор "кубанская этажерка" это вид тактического построения авиации по высотам

      впервые применённая на Кубани Покрышкиным, откуда и название, плюс

      статье тоже плюс
      Num Lock UA
  5. leon-iv 18 апреля 2012 14:58
    Кстате это вот например хороший пример пропаганды.
    Но по факту женщины на войне на порядоки больше сделали в тылу чем на войне.
    Например сравнить с легендарным 402 ИАП
    За время войны в 13511 боевых вылетах летчиками полка в воздушных боях и на земле было уничтожено 810 самолетов противника ценой гибели 81 пилота, а также 6 инженеров и техников.
    4419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника.
    то есть на 405 провел в 3 раза больше боев и сбил в 25 раз больше самолетов.
    А про ночные бомбардировки это к сказочникам тк их эффективность близка к 0 но колличество героев зашкаливает.
    Зы вот такой вот пример пропаганды .
  6. AlexMH 18 апреля 2012 17:23
    Цитата: leon-iv
    А про ночные бомбардировки это к сказочникам тк их эффективность близка к 0 но колличество героев зашкаливает.

    Почитайте любые мемуары немецкие - там проклятий по адресу русских "швейных машинок" на порядок больше, чем, скажем, по "большой" бомбардировочной авиации. Выражения "не давали солдатам спать", "держали в постоянном напряжении", "с непостижимой точностью" встречаются неоднократно. Роль По-2 в войне весьма велика, хотя сражались на них отнюдь не только женщины. И героев им давали за дело - тысячи экипажей сгорели, разбились, самолетик-то фанерный, пулеметик маленький, одна вражеская очередь - и все. А все же летали. И счета боевые были будь здоров. А пропаганда - это тоже неплохо, когда для пользы Родины.
    AlexMH
    1. leon-iv 18 апреля 2012 17:26
      я щас расплачусь. 1 Вопрос как наводить и контролировать бомбометание?
      1. alex shnajder 18 апреля 2012 18:27
        солдаты немецкие курить ночью боялись,не только из за снайперов ,а вот как раз по этому поводу(ночные ведьмы)...так что бросали вручную из кабины,на маленькой скорости....самолет то планировал...
  7. AlexMH 18 апреля 2012 18:09
    Ну поплачьте....а при той скорости, которую имел По-2, бомбы можно вручную кидать. А вообще с бомбосбрасывателя в горизонтальном полете на высоте метров 100 со скоростью меньше 100 км/час можно попасть в пятачок 50*50 метров, что для склада, станции или здания вполне ничего...Были случаи, и в конкретный дот или хату ночью попадали.
    AlexMH
  8. leon-iv 18 апреля 2012 20:42
    да да почитайте мнение о неприцельном бомбометании у пилотов Ил-2 и что будет с ПО-2 на высоте 100м после взрыва например Фаб-50
    1. вард 19 апреля 2012 00:46
      У меня дядка на ИЛ-2 летал...точность была абсолютная положить бобучку в окоп обычное дело...в пикировании... про По-2 в городе жила бабуля...в войну летала... выключали двигун и на бреющем... раз кинули бобучку на огонёк сигареты... а она не взорвалась... а утром наступление.. так потом с особого отдела пришли поздравить по голове оберсту попали...
      1. leon-iv 19 апреля 2012 01:00
        http://iremember.ru/letchiki-shturmoviki/blog/stranitsa-2.html
        По моему реальность снова отличается.
  9. Ratibor12 18 апреля 2012 22:17
    Леон-ив! Я так понимаю что "героями" могут быть только пилоты В-29. У них и нагрузка больше и дальность и прицелы!!! А лучше сразу В-52, да шоб с ядреными бомбами! А тут ФАБ-50 какой-то! Бабы какие-то!!! Смех и только!!! Ну каждому же нормальному человеку понятно:
    1.Какие там летчицы! Они бы и самолет завести бы не сумели!
    2.А если бы сумели, то не взлетели!
    3.А если бы взлетели... Так ночь на дворе! Не сориентировались бы! Навигатора-"жопореза" то еще нет!!!
    4.А если бы и долетели то не попали бы!!! У них жа ж ни одного тепловизора на весь полк!!!!
    Того бы не смогли, этого бы не сделали! И смогли и сделали!
    Мы карлики стоящие на плечах титанов. Вот Вы как карлик и рассуждаете. Это поколение людей возможно было лучшим за всю историю человечества. Уважайте чужой подвиг.
    Ratibor12
    1. Виктор123 18 апреля 2012 23:13
      Все правильно, Ратибор! Чужой подвиг уважать необходимо! Ведь если бы не они, не их вклад в общее дело на войне - неизвестно как она бы закончилась и когда. Не знаю из-за чего желчь так у Леона льется, но звание 46 гвардейского ночного бомбардировочного полка доказывает обратное. Сталин запросто так, за красивые глаза звания не присваивал. Значит было за что. За реальные дела. И еще. Несколько лет назад, читая один журнал по оружейной тематике натолкнулся на такую информацию. На позициях немцев, там, где были огневые позиции зенитчиков находили странные боеприпасы с деревянной пулей. Осиновой. Анненербе постаралось. Ведь ведьму простой пулей не убить! Так что для борьбы с нашими "ночными ведьмами" немцы разработали и такие спецбоеприпасы. А это уже что-то говорит!
      1. leon-iv 19 апреля 2012 00:25
        А вы никогда не думали что людям нужны герои. Просто герои и их могут сделать например из фотогеничного человека нет?
        И сталин это понимал лучше вас.
        На позициях немцев, там, где были огневые позиции зенитчиков находили странные боеприпасы с деревянной пулей.
        Перл Года и прицельные приспособления из красного дерева под новую баллистику пули.
    2. leon-iv 19 апреля 2012 00:31
      1.Какие там летчицы! Они бы и самолет завести бы не сумели!
      Где я это писал?
      2.А если бы сумели, то не взлетели!
      Где я это писал
      3.А если бы взлетели... Так ночь на дворе! Не сориентировались бы! Навигатора-"жопореза" то еще нет!!!
      Лететь можно по компасу и полетной карте
      4.А если бы и долетели то не попали бы!!! У них жа ж ни одного тепловизора на весь полк!!!!
      А вот это правильнее тк бомбометание это сложный огневой контакт особенно с ПМВ. И если вас не затркднит прикинте что будет с легким самолетом который бомбит со 100м ФАБ-50 если даже для ИЛ-2 предельная высота бомбометания была ЕМНИП 300 м дык то для бронированного самолета.
      Мы карлики стоящие на плечах титанов. Вот Вы как карлик и рассуждаете. Это поколение людей возможно было лучшим за всю историю человечества.
      Нет это не так просто в то время уровень пассионарности был максимальный.
      1. sealord 19 апреля 2012 01:37
        Хочу поделиться своими "ощущениями о схватке с группой Навотны на Ме 262" на "симуляторе ИЛ 2", несколько лет назад. Очень интересный опыт.
        После нескольких попыток (2-3) - мне удалось таки завалить Ме 262 пару раз.
        Эти стервецы летают как пули (разница в скорости с поршневыми), и это в комфорте, в тепле, без перегрузок, с "ограничениями", со знанием маршрута движения противника! В первом приближении, я теперь представляю :
        КАКОЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА БЫЛ У ВЕЛИКИХ ВОЗДУШНЫХ БОЙЦОВ - КОЖЕДУБА И ТИТОРЕНКО, совершивших это на самом деле!
        Слава нашим воздушным АСАМ! Браво, брависсимо - наши великие отцы и деды!
        sealord
  10. Филин 20 апреля 2012 19:57
    Моя бабушка, Мария Антиповна, воевала с 1942 года в 46 гвардейском полку, должность: техник эскадрильи. Из за зрения она не доучилась на пилота, по её рассказам, иногда после ночных полётов, если была необходимость перебазироааться на другой аэродром, то садилась за штурвал, экипаж отсыпался.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня